Владимир ОЛЕЙНИК,доцент кафедры русской и зарубежной литературы Курганского государственного университета, кандидат педагогических наук
"Афганские четки" Михаила Кошкоша

   Двадцать лет назад советские войска ушли из Афганистана. Но на обочинах горных дорог остались не только остовы сгоревших машин и подорванных танков. За хребты Гиндукуша зацепилась молодость и судьба десятков тысяч парней. Вот и для Михаила Кошкоша Афганистан стал рубежом, точкой отсчета - не только жизни, но и творчества.

   В его сознание навсегда впечатались афганская пыль и глиняные дувалы кишлаков, вспышка подрыва и горячечный бред на госпитальной койке. Время не отдаляет от прошлого, а память вновь и вновь возвращает к пережитому, делая отчетливей и острей картины армейской службы на обыкновенной войне. Детализация - часть художественного видения поэта, укрупняющая общую образную картину. Но именно часть, потому что основой его поэтики является выразительность, экспрессивность переживаемого. Изображения - дополняют чувственную рефлексию. Размышления - углубляют. Все вместе - составляют художественный мир поэзии Михаила Кошкоша.

   В "Афганских четках" поэт возвращается к себе двадцатилетнему. Он перебирает зримый калейдоскоп картин своего личного Афгана и заново переживает чувственный и ценностный катаклизм. И если эмоциональные потрясения буквально переворачивают, прожигают душу болью и страданием, то ценностные представления остаются неизменными в своей человечности и сострадательности. И каждый образ автор буквально пропускает через себя - сгорая в "броне" и падающем вертолете, умирая вместе с афганским стариком в разрушенном кишлаке и в бинтах медсанбата, сжимая ребристость гранаты и перебирая последние патроны. И везде он предельно открыт и честен - перед собой, читателем и Небом. Поэтому откровенность его стихов привносит характер откровения. Человека на войне. Война, по сути своей, всегда одинакова. Человек - разный. Или ведет себя по-разному. Лирический герой Кошкоша - человек с достоинством. Это помогает определиться в ситуации, сделать выбор. А выжить - помогает любовь. С любовью к жизни и к женщине проходит автор и его герой через войну. Чтобы остаться самим собой - тогда и сейчас. И предъявить этому жестокому миру историю одной человеческой души. Неизменной в своей человечности.

   "Афганские четки" - это еще и история возвращения с войны. Хотя, кажется, вернуться невозможно - война внутри, она въелась под кожу. Это война возвращается в ночных кошмарах - бесконечным повторяющимся боем. Тем не менее, каждое стихотворение - это победа над войной. В себе. Это исцеление. И урок. На возможное будущее.

Экспрессивная поэтика Михаила Кошкоша монохромна. Но это не лишает ее убедительности. Скорее, наоборот - однотонность цвета и интонации наиболее точно передают состояние человека на войне. И ее восприятие человеком - как меняющейся обыденности. Резкая смена, внезапность боя, вспышка, боль - и снова монотонный пейзаж и застывшее время. И беззащитное доверие судьбе - за полным отсутствием выбора. Точнее, выбор - в принятии судьбы. Ее бед и радостей. И рефлективном осмыслении прожитого и пережитого. Где самым значимым и весомым оказывается афганское время. Которое до сих пор рифмует память. И в этих внешне простых словах Кошкош непроизвольно говорит больше и глубже об Афгане, чем все историки и политологи вместе взятые. Потому что в его стихах - ПРАВДА человека и его судьбы, складывающаяся в судьбу целого поколения бывшей державы.


Комментариев:

Вернуться на главную