Владимир ОЛЕЙНИК

ДОРОГОЙ ПРАВДЫ И ЛЮБВИ

(К 80-летию Виктора Потанина)

Виктор Потанин вошел в литературу с поколением, которое сегодня принято называть «шестидесятниками». Именно в 60-е годы XX века произошло условное разделение писателей на «горожан» и «деревенщиков». Суть мировоззренческих расхождений между ними обозначилась в конечных выводах их творчества: «горожане» были либерально настроены, образованны и ориентированы на западную культуру; «деревенщики» были провинциалами, крестьянскими детьми и искали смысл бытия в глубинах русской души. Все сказанное, в определенной степени, условно и спорно. Но думается, что с той поры началась и не заканчивается до сих пор идейная борьба о путях развития России, выхода из экономической стагнации и духовного тупика.

В 90-е годы роль писателя в обществе, значение его слова, мягко говоря, сошла на нет. Духовный вакуум не только становился проблемой, но и делал проблематичным само существование общества. В новом же тысячелетии опять возникла потребность в моральном авторитете Слова. Вот только тех, кто его говорит, к кому прислушиваются, стало гораздо меньше. К этой немногочисленной когорте по праву принадлежит и наш земляк - Виктор Федорович Потанин. Писатель, мудрец, наследник и хранитель традиций великой Литературы.

* * *

Предки Виктора Потанина были старообрядцами, пришедшими в Сибирь в поисках свободной земли и духовной свободы. Многое пережила его семья... Со временем она переехала в село Утятское Притобольного района. Здесь мама будущего писателя Анна Тимофеевна встретит единственную любовь, родит сына и даст ему имя - Виктор. Всю свою жизнь она проработает в сельской школе. Вскоре семью постигнет общая для страны беда – отец Виктора, сельский учитель Федор Степанович Потанин, уйдет в армию и погибнет в самом начале войны.

Мама станет для Вити первым учителем. Уроки русского языка и литературы откроют ему другой мир – мир Книги. Мир загадочный и прекрасный, где всегда побеждает добро, где исполняются все желания, где в человеческих сердцах царит радость и счастье. Мечты обретут физическую осязаемость образов и представлений, подтолкнут к первым творческим опытам со Словом. Поэтому после окончания школы для Виктора Потанина не было вопроса о выборе профессии. Себя он видел только учителем русской словесности.

Поступление на факультет русского языка и литературы Курганского пединститута стало для него логичным и естественным, как выражение душевной потребности. Столь же логичным и естественным было и его участие в институтском литературном кружке, а также публикации в районной и областных газетах - первых статей и рассказов. По окончании института в 1958 году Виктор Потанин распределился в «Молодой ленинец» - областную молодежную газету и основную творческую кузницу литературных кадров.

Большой удачей для начинающего писателя стало приглашение на Всероссийское совещание молодых прозаиков в подмосковной Малеевке в 1959 году. 21-летний курганский прозаик познакомился с людьми, во многом определившими его жизнь и судьбу - Виктор Астафьев и Юрий Казаков. Там же Потанину дали рекомендацию для поступления в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окрыленный, он вернулся в Курган с обретенным смыслом и ясной целью. Писать и только писать!

Подлинным дебютом в большой печати для Потанина стала публикация в июньском номере журнала «Урал» за 1961 год рассказа «Шальная весна». А в 1963 году издательство газеты «Советское Зауралье» выпустило первый сборник рассказов писателя – «Журавли прилетели». Для Потанина наступил творческий взлет. Совсем еще молодой человек жил крайне интенсивной жизнью – работал в газете, писал прозу, заочно учился в Литинституте.

В 1966 году Потанин был участником Кемеровского зонального семинара молодых писателей под руководством Сергея Антонова. Именно тогда он вошел в круг литературной молодежи, которая определила одно из направлений развития русской литературы. Их назовут «деревенщиками»... Имена Виктора Астафьева, Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина обретут непререкаемый нравственный авторитет. Именно эти люди станут для Потанина творческим примером, а Валентин Распутин и Виктор Лихоносов еще и ближайшими сердечными друзьями.

В том же 1966 году Виктор Потанин был принят в Союз писателей СССР. Общим итогом работы стали выходящие в региональных и московских издательствах книги – «Подари мне сизаря», «Пристань», «Над зыбкой», «Память расскажет», «Ожидание моря», «Тихая вода», «Сельские монологи»… Его лица «необщее выражение» было характерным дополнением к портрету тех, кто вернул в русскую литературу традиционные ценности и обратился к корневой народной культуре. Вслед за читательским признанием пришло и общественное – в 1978 году Виктору Потанину была присуждена премия Ленинского комсомола.

* * *

Нравственные ценности у Потанина предельно конкретны, почти вещественны. Впитанное в детстве, вошедшее под кожу стало для него Истиной. Поэтому слова «душа», «нравственность», «духовность» у него конкретны и зримы как «земля» и «хлеб». Система ценностей и определяет конфликт в его прозе. Гарантий на абсолютную правоту никто не дает, но по сути своего выбора герой Потанина, помня о Прошлом, живет в Настоящем ради Будущего. Ориентируясь на Вечность. Герой Потанина – сокровенный человек, он всегда на острие самого сложного конфликта – конфликта с самим собой. Душа героя с ее нравственным напряжением напоминает сверхчувствительный камертон, реагирующий на самые заурядные поступки и слова. В столкновении с обыденностью раскрывается его характер и причина его рефлексии.

Превращение в норму жизни суетного и греховного Потанина настораживает и пугает. Пугает за самого человека и заставляет мучиться и страдать. Но страдать от несовершенства мира, страдать за другого способна лишь душа живая. И такими живыми душами в художественном мире Потанина являются его герои, наделенные чертами, близкими к писательскому восприятию идеала.

Говорить об идеале писателя внешне кажется просто. Для Потанина это люди, исполненные собственной мерой, живущие сердцем, созидатели, творящие добро по духовной природе своей. Они связаны с родной землей крышей дома, семьей, языком, культурой. Идеал же всегда остается умозрительной линией горизонта. Художественное пространство писателя расположено на пути к этому идеалу, по которому он и ведет читателя.

* * *

В литературе Потанин начинал с рассказа. И сразу зарекомендовал себя мастером этого жанра. Его литературными учителями были Чехов и Бунин, из современников – Юрий Казаков. Он учился у них, вырабатывая свой особый, потанинский стиль. Его слово, фраза легко опознаваемы по своему индивидуальному почерку. В емких и чрезвычайно насыщенных образах ему удается сочетать жесткость сюжетной конструкции с тонким и трепетным отношением к миру и человеку. Причем эта трепетность всегда на поверхности, а жесткость и нравственная непреклонность пружиной сжаты внутри сюжета. Такое сочетание внешне противоположных качеств создает эмоциональное потрясение.

Уже в первом сборнике рассказов «Подари мне сизаря» (1966) заложены те зерна, из которых в течение десятилетий будет прорастать миропонимание писателя. И его мучительная эволюция. Рассказ для Потанина останется любимым и сокровенным жанром. В нем он выплескивал щемящую грусть и пронзительную нежность, самые интимные мысли и глубокие раздумья.

Светлое чувство родного дома с его неизбежностью и любовью проходит через рассказы «На реке», «Тишина в пологих полях», «Мимо белых-белых берегов», «Русская печка», «В березовой тишине». И пусть не все гладко, но ведь не может человек, дыша этим воздухом, не быть счастливым. Потанину так хочется в это верить, потому что люди предназначены для обретения гармонии между собой и природой на родной земле, но жизнь выстраивает сюжеты о несбывшихся надеждах и драме человеческого бытия.

* * *

На рубеже 80 - 90-х годов творческая интуиция и художественный анализ действительности подвели писателя к печальному выводу – над человеком зависла угроза духовного самоуничтожения. Внешние перемены запустили в действие механизм, разрушающий ценностный мир, всю многообразную систему бытия человека. На волне предчувствия он создает повести-катастрофы «Мой муж был летчик-испытатель», «Плакала кукушка», «Доченька». Более того, Потанин увидел страшное – подмену понятий. В человеческом сознании «ржавчина» стала замещать те ценности, которые всю жизнь отстаивал и утверждал писатель. Эта мировоззренческая катастрофа стала для Потанина и личной трагедией, и материалом для художественного обобщения. Более подробно остановлюсь на одной из его повестей - “Плакала кукушка”...

... Совсем неслучайно появление Жан-Жака Руссо на ее страницах. Только с его помощью могут утолиться печали Веры Семеновны Залесовой. Только он способен дать ей утешение, ибо жизнь ее, смятая историей, обернулась в конце… Верная материалистическому пониманию действительности, Вера Семеновна никогда не роптала на судьбу. Потеряв родителей в гражданскую, она, сидя за книгой по ночам, стала учительницей. Сельской учительницей в однокомплектной школе. Когда вышла замуж – началась война. На работе не щадила сил – не стало здоровья. Вышла на пенсию - одинокая старость никому не нужна. Скончалась – на ее могиле построили новую дорогу. Как будто никогда и не было Веры Семеновны. Только письма из ниоткуда, из прошлого дошли в этот мир...

Через вторые и третьи руки попадают они к читателю. Это не случайный прием. Потанин, дистанцируясь от своей героини, стремится показать типичность, более того – заурядность человеческой судьбы. И вот тут по-настоящему становится страшно. Образ Веры Семеновны перерастает задуманное, социальное, вбирает в себя иносказательное, укрупняясь от судьбы Женщины до судьбы России.

Что стало причиной такой судьбы? Писатель здесь не судья и не прокурор. Он жертва. Жертвой, бессильной жертвой оказывается и читатель. Его ждет не просто потрясение и катарсис, ибо страшное уже произошло со всеми нами, ибо и нас распахали, перемололи и построили над нами дорогу. Только куда? В ответ – безмолвие.

Если у Некрасова «косточки русские» по бокам дорог, то здесь ни креста, ни погоста на несколько поколений. Разорванная связь времен прошлась по остаткам фундамента и сегодня убивает будущее. Чума распада и вырождения уже отгуляла по спитым и обезлюженным селам и деревням, по земле-кормилице. И держатся старческие немощные руки Веры Семеновны за томик Руссо, потому что не за что больше держаться. Во вселенском угаре чумного пира человека может оградить и спасти только вера. А она даже молиться не умеет. И спасается чувствованием.

Потанин почти декларативно утверждает сентиментализм как форму защитной реакции души, как последнее утешение, как причастие умирающему. Потанин жалеет и сострадает человеку по-настоящему, не отказывая в последней просьбе. А в такие минуты сомкнуты уста и все поступки определяются движением сердца.

Вера Семеновна удивляет своей покорностью судьбе. Но писатель относится к ней не с осуждением, а с пониманием. Может быть в Потанине это самое главное – сострадательное понимание. Жизнь Залесовой – целая эпоха, в которую вместились все противоречия прошедшего века: энтузиазм и отчаяние, вера и страх. Подозреваю, что и имя героини не случайно: оно указывает и на путь, и на трагедию разочарования. Потанин, вступив на стезю философских обобщений, все чаще и чаще сгущает свою лирическую прозу вполне прозрачными аллюзиями и метафорами.

* * *

Не менее значима и повесть Виктора Потанина «Последний пароход», посвященная вечной памяти Виктора Астафьева. Это подробный рассказ о встречах с человеком, ставшим для Потанина нравственной опорой в жизни и наставником в литературе. На страницах повести, как на ладонях, лежит вся жизнь писателя. Поездки, встречи, семинары – это те моменты, когда он оказывается на людях, на обозрении, выходя из своего творческого подполья. И эти публичные минуты оказываются ключевыми на целые годы дальнейшей работы. Потому что интимный характер творчества во многом зависит от объективной оценки, дружеского участия. И на всем протяжении своей писательской жизни Потанин обнаруживает отчетливый след воздействия целостного мира личности Виктора Петровича Астафьева. Потанин не открывает тайн, не делает сенсационных откровений – просто рассказывает о времени и о себе, о близком общении с личностью, повлиявшей на его жизнь и творчество. Личностью, которая своей глубиной погружения в жизнь своего народа и глубиной его понимания поставила такую художественную и гражданскую планку, что достичь ее уже вряд ли кому удастся. Писателем, переворачивавшим умы и сердца миллионов, обжигавшим своим словом, заставлявшим стыдиться и любить. Яростным человеком, всегда ставившим честность, правду в основу жизни и искусства. И так трогательно, так беззащитно переживавшим красоту этого мира. Астафьев просто не мог не быть той нравственной силой, само присутствие которой делало этот мир лучше. А его книги служили и служат поддержкой и опорой тысячам и тысячам безымянных читателей, разбросанных по земле. Потому что печатное Слово, царапая души людей, будит их и оставляет свой след, уходящий к духовным вершинам.

* * *

По глубочайшему убеждению Потанина мир держится именно на Культуре. Для него это синкретичное понятие равное цивилизации. И если рушится мир в человеческих душах, обнажая зыбкость всего сущего, то единственной надеждой на спасение он видит именно в Культуре. Поэтому сеет и сеет он зерна разумного и доброго…

Ведь Культура немыслима без этой ежедневной кропотливой работы. Этого непосредственного труда души. Это способность построить в себе Храм и удержать его в целости. И держаться самому. Только тогда вокруг тебя возникает та аура, которую и называют духовностью. Может мои слова и грешат пафосом, но жизнь Виктора Федоровича Потанина представляет такое повседневное служение. Она состоит не только из творческой работы, из мучительного и прекрасного писательского труда. Это и его общественная деятельность, его отзывчивость на чужую боль и беду. Ведь Культура – это еще и живые люди со своими насущными проблемами. Еще в советское время, будучи депутатом Курганской областного совета народных депутатов, Потанин отдавал все силы для обеспечения работников культуры жильем, для решения их бытовых вопросов. Он просто прекрасно понимал, что именно библиотекари, заведующие сельскими клубами, как и учителя, это та соломинка, удерживающая народ над пропастью. И если не выдержала она напора времени, то не вина это писателя, а неизбывная боль. Его мучения от собственного бессилия и невозможности помочь. Это сострадательное качество личности Потанина и является тем духовным светом, который исходит от него и которым он щедро делится.

Это и его просветительская, наставническая работа. Символично и закономерно, что староста литературного кружка 50-х годов, Потанин уже больше десяти лет руководит литературной студией в Курганском государственном университете. На его свет по средам в аудитории собираются не только студенты, но и те, кто слышал о студии и кто свои смятенные чувства пробует выразить Словом. Из-под его крыла вышло уже не одно поколение творческой молодежи. Не все они стали поэтами и прозаиками, но все состоялись людьми думающими, ищущими, неравнодушными.

А главный итог – Книги. Написанные болью его души. Тем прекрасным русским языком, какой уже не встретишь на газетных страницах и не услышишь с экрана телевизора. Потанин в своих книгах сохраняет высокие традиции литературного языка – чувственного и трепетного, образного и многозначного. Это очень серьезно – быть хранителем родного Языка. И пусть сегодня читают мало, пусть читают «легкие жанры», но на полках библиотек стоят Книги. И пока они есть, не прервется связь времен – от поколения к поколению, от сердца к сердцу.

P.S.: Таков путь Виктора Потанина в литературу, в жизнь Зауралья и российского государства.

И по сей день он остается наставником и учителем нового поколения творческой молодежи, примером для всех творческих людей.

А совсем недавно мы получили очень приятное известие: к 80-летнему юбилею российского писателя Виктора Федоровича его имя будет присвоено Курганской областной детской библиотеке!

Олейник Владимир Константинович родился в Кургане в 1962-м году. Выпускник филологического факультета Курганского государственного педагогического института. Работал доцентом кафедры русской и зарубежной литературы Курганского государственного университета. Кандидат педагогических наук. Автор двух книг. Критик, публицист, литературовед, литературный редактор сайта "Окопка" .

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную