Костяк сборника — произведения, написанные по горячим следам трагических событий на Украине. В числе авторов известные современные поэты. Вот лишь некоторые из них — без учёта литературных заслуг и места в издании — просто имена в алфавитном порядке: Мария Аввакумова, Ольга Аникина, Вячеслав Артёмов, Марина Ахмедова, Любовь Берзина, Николай Зиновьев, Геннадий Иванов, Светлана Кекова, Виктор Кирюшин, Владимир Костров, Марина Кудимова, Валерий Латынин, Наталья Лясковская, Станислав Минаков, Юнна Мориц, Вадим Степанцов, Юрий Щербаков, Людмила Щипахина, Евгений Юшин... Перечень легко продолжить. Нынешний «спор славян между собою», по знаменитому выражению А. С. Пушкина, начал разгораться с новою силою не вчера. Открывающий книгу раздел «Окаянные дни. Вместо предисловия» включил стихотворения, написанные непосредственно после беловежского сговора опьянённых властью лидеров трёх союзных республик. Как сбывшееся пророчество звучат строки Евгения Лукина, обращённые к родной стране, к державе, которая «свалила за кордон», оставив на произвол судьбы миллионы русских людей, проживавших за её пределами в общих границах Советского Союза: «Россия! Эмигрантка! С той же горечью и в том же ритме, словно бы вторя прерывистому дыханию товарища по перу, высказался Игорь Ляпин: «Родимая чужбина, В сборнике «Ожог», прежде всего в одноимённом его разделе, широко представлены участники и очевидцы трагических событий в Северном Причерноморье и на Донбассе. Это поэты Крыма, лишь недавно вернувшегося в пределы Отечества, это литераторы исторической Новороссии и провозглашённых республик Новороссии нынешней — ДНР и ЛНР. Их имена, за немногими исключениями, пока малознакомы российскому читателю. В числе тех, кто обрёл известность, далеко выходящую за пределы региона, — одессит Вадим Негатуров, математик и финансист, автор патриотических стихов и песен, герой одесского сопротивления, скончавшийся 2 мая 2014 года от ожогов и травм, полученных в Доме профсоюзов; уроженец Одессы и гражданин Франции Юрий Юрченко, поэт, актёр, драматург, военный корреспондент, захваченный в плен карателями в зоне вооружённого конфликта и чудом выживший после жестоких пыток; луганчанка Елена Заславская, поэт, журналист и общественный деятель. Из не столь именитых участников сборника назову и процитирую Татьяну Дугиль из Евпатории. Пронзительны заключительные строки её стихотворения, в котором убитая снарядом пятилетняя девочка из Славянска представлена ангелом-хранителем родной земли: «Добрый дедушка Бог, научи, как мне крылья расправить Сколько веков насчитывают наши усобицы?! О братней подлости тысячелетней давности, о невинных жертвах вошедшего в историю братнего коварства напоминает москвичка Любовь Берзина, обращаясь к житийному сюжету: «Вверху заплаты облаков, Убийство — само по себе смертный грех. Но расчётливое, детально продуманное убийство единоверца — деяние поистине сатанинское. Об этом — горькие строки уроженца вечно порубежного Брянска Виктора Кирюшина: «Может, вот здесь у разбитой котельной При составлении тематического сборника всегда есть опасность пожертвовать качеством материала ради соответствия теме, ради событийной значимости. Книга «Ожог» объединила стихи, ощутимо разные по мастерству исполнения, по глубине питающего их чувства, но вещей пустых и холодных в ней нет. Что же касается шероховатостей технического порядка… Сборник не задумывался как антология образцов изящной словесности. Многие вошедшие в него произведения, написанные в жанре поэтической публицистики, имеют ценность, в первую очередь, как свидетельства эпохи, переданные не языком отчётов и протоколов, но образной, эмоциональной речью. Это гражданская лирика в исконном её понимании, подзабытом нами в постмодернистской говорильне последних десятилетий. Завершают заглавный раздел книги стихотворения, перекидывающие временной мостик в годину Великой Отечественной войны. Сожалея о немощи преклонного возраста, о невозможности с оружием в руках прийти на помощь ополченцам, молит Бога писатель-фронтовик Владимир Бушин: «...Отче! Обрати меня в сержанта, С этими стихами удивительным образом перекликаются полемические строки другого «сержанта» — моего земляка из Красноярского края Андрея Лукина: «Я ватник, я упёртый патриот. В раздел «Страницы общей памяти» вошли преимущественно стихи поэтов военного времени, посвящённые битве за Украину против гитлеровских захватчиков и их пособников. Это во всех смыслах сердцевина сборника. В разделе представлены выдающиеся мастера русского поэтического и песенного слова: Евгений Долматовский, Александр Жаров, Дмитрий Кедрин, Михаил Исаковский, Сергей Наровчатов, Юрий Разумовский, Константин Симонов, Александр Твардовский, Николай Ушаков; известные украинские поэты: Микола Бажан, Платон Воронько, Андрей Малышко; классик башкирской литературы Мустай Карим. Советская фронтовая лирика стала хрестоматийной, включена в учебные программы школ и вузов. Но ценность её не только просветительская и мемориальная. Послушайте, как созвучны мироощущению многих из нас, как интонационно близки сегодняшним стихам невычурно образные и совсем не пафосные строки Юрия Разумовского: «Вязнут ноги, машины и пушки И как набатно, как злободневно звучит суровое заклятие Миколы Бажана в стихотворении о Бабьем Яре, которое сложено 70 лет назад, но обжигает так, словно сочинено вчера, под чёрным пеплом «Одесской Хатыни»: «Мы этот пламень помнить вечно будем, Приведённые строки отсылают читателя к разделу «Ожог», перекликаясь в нём со стихами нашего современника, астраханца Юрия Щербакова, припомнившего рассказ своего деда о сожжённых фашистами хуторянах — рассказ полувековой давности: «С тех пор полсотни лет прошло, Надежд на лучшие времена исполнен заключительный раздел книги: «Мы — русские». Ёмкий образ для выражения идеи самопожертвования воина-защитника — ради сохранения своего рода, отчей земли и родной речи — нашёл томич Леонид Шелудько. Его стихотворение «Археология» немногословно: всего-то одна строфа. Но строфа, отточенная, как булат: «Вот здесь, где проросли века Исповедуя многосоставную целостность народа исторической Руси и призывая к братскому единению разведённые внешними силами части его, современные авторы нередко обращаются к новозаветным образам, к догматам и канонам Православия. «Есть народ. Он на два иль на три неделим. Эту поэтическую формулу вывел в 2010 году московский литературовед и писатель, уроженец Одесской области Юрий Лощиц. Сегодня луганчанка Елена Заславская обращается к своему другу-ополченцу, «русскому мальчику», с верой в скорое избавление от погибельной напасти, в пасхальное воскресение мирной, свободной от страха жизни: «Я твоя русская девочка: ...У слова «обожённые» два прямых значения. Одно: опалённые — до состояния ожога. Другое: прокалённые — до твёрдости камня. Таковы люди, выступившие на защиту своей земли, своего языка, своего уклада жизни. Таковы лучшие их строки. * Ожог / Сост. C. Д. Евсеев, В. Ф. Кирюшин, В. Н. Попов. — М.: Вече, 2015. — 272 с. |