Сергей Перевезенцев:
На Международной научной конференции в Афинах обсуждали влияние Греции на российскую внешнюю политику
 

На кафедре истории социально-политических учений факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством сопредседателя Правления Союза писателей России, доктора исторических наук, профессора С.В. Перевезенцева проводятся научные исследования в рамках проекта РФФИ-ЭИСИ «Базисные традиционные ценности как фактор формирования российской политической идентичности: Историко-политический контекст» . Одним из результатов этого исследования стал доклад С. В. Перевезенцева «"Греческий проект" императрицы Екатерины II в свете традиционных российских духовно-политических ценностей», с которым он выступил на Международной научной конференции «Влияние Греции на формирование российских внешнеполитических векторов в XIX веке», прошедшей 7 октября 2021 г. в Русском доме (РЦНК) в Афинах (Греция).
Конференция была организована Греко-российским клубом «Диалогос» и Русским домом (РЦНК) в Афинах в рамках Года истории Россия – Греция и проходила под эгидой Посольства России в Греции. С приветствиями к гостям обратились Посол России в Греции А.М. Маслов и депутаты Парламента Греции. Посол России А.М. Маслов вручил председателю Греческо-российского клуба «Диалогос» Ф. Д. Игнатиадису медаль Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества». Этой награды Ф. Д. Игнатиадис удостоен за большой личный вклад в сохранение и передачу новому поколению памяти о русских и советских воинах, павших в Греции, усилия по защите правды о Второй мировой войне и других ключевых событиях ХХ в.
С научными докладами также выступили выступили д.ист.н., профессор МПГУ Г. В. Аксенова, профессор Афинской академии изящных искусств А. Диалла, профессор Салоникского университета им. Аристотеля Д. Стаматопулос, профессор Афинского университета «Пандион» И. Криари. В конференции участвовали представители греческих общественных объединений, историки, ученые, журналисты, студенты.
С согласия автора, публикуем доклад С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА.

 

В мае 1781 г. путем обмена личными письмами между австрийским императором Иосифом II и российской императрицей Екатериной II был заключен русско-австрийский союз. Российская императрица гарантировала территориальную целостность Австрии и права на наследственные владения Габсбургов в разных частях Центральной Европы и в Италии. В свою очередь, австрийский император признавал за собой и своими наследниками территориальные приобретения России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. и в случае объявления Османской империей войны России обязывался действовать в союзе с ней против турок. Не останавливаясь на достигнутом, осенью 1782 г. Екатерина II и Иосиф II, согласовывая дальнейшие русско-австрийские планы по вытеснению турок из Европы и разделу Балканского полуострова, обменялись новыми письмами, которые и вошли в историю под названием «Греческого проекта».

В письме австрийскому императору 10 сентября 1782 г. Екатерина Алексеевна предложила своему союзнику создать на территориях Молдавии, Валахии и Бессарабии между Российской, Османской и Австрийской империями буферное христианское государство Дакию. Но, если в результате новой войны Османская империя погибнет, то на ее «развалинах», по мнению российской государыни, следовало бы восстановить еще и «древнюю Греческую монархию», на престол которой Екатерина Алексеевна хотела возвести своего второго внука Константина Павловича. Небывалое в династии Романовых, но распространенное среди византийских императоров имя Константин Екатерина дала ему за несколько лет до разработки «Греческого проекта», уже тогда предполагая для внука столь великое будущее. При этом в письме русской императрицы было специально подчеркнуто: Россия не претендует ни на владение Дакией, ни на владение Греческой империей. Более того, ежели проект удастся осуществить, то великий князь Константин откажется от наследования российской короны, а великие князья Павел Петрович и его сын Александр никогда не будут претендовать на константинопольский престол. Однако, как указала Екатерина II, Россия не отказывается вовсе от территориальных приобретений и желает присоединить крепость Очаков на Днестровском лимане и полосу земли между реками Буг и Днестр.

Как показали современные исследования, детали «Греческого проекта» разработали личный секретарь императрицы Алексей Александрович Безбородко и князь Григорий Александрович Потемкин. Именно Безбородко предложил рассматривать проект состоящим из двух частей, так сказать, «плана-минимум» и «плана-максимум». В «план-минимум» он включил задачу присоединения к территории России крепости Очаков и полосы земли между реками Буг и Днестр; «план-максимум» подразумевал создание двух новых православных государств, союзных России и вытеснение Порты из Европы. В свою очередь, Г. А. Потемкин дополнил «Греческий проект» предложением присоединения Крыма, а немного позднее — проектом освоения Новороссии1 .

Как известно, «Греческий проект» в полном его варианте исполнить не удалось. Османская империя вовсе не собиралась «разваливаться» в ближайшее время. Да и европейские монархи, в том числе и Иосиф II, вовсе не собирались способствовать столь огромному росту влияния Российской империи. Зато «план-минимум» был исполнен: в 1783 г. в состав России мирным путем вошел Крым, а по Ясскому миру, завершившему русско-турецкую войну 1788–1791 гг., Россия получила крепость Очаков и земли между реками Буг и Днестр.

Однако «Греческий проект» не стоит рассматривать лишь как геополитические планы второй половины XVIII столетия, изложенные в письмах Екатерины II, А. А. Безбородко и Г. А. Потемкина, ведь он имел и давнюю предысторию, и вполне зримое продолжение.

С момента Крещения Руси, т. е. с конца X в. важнейшей российской духовно-политической ценностью становится православная вера, а сохранение православной веры, Православной Церкви и защита православного народа понимается как главная задача русских правителей. Особенно важно это стало в годы ордынского владычества (сер. XIII — XV вв.), когда сохранение православной веры рассматривалось как главное условие спасения русского народа, а православное миропонимание стало важнейшей частью национального самосознания2 . Но в конце XV в., когда Русское государство с центром в Москве обрело национальную независимость, необходимость защиты православной веры приобрело новое звучание — международное.

После падения в 1453 г. Византийской империи, а вслед тому и других православных государств на Балканах и в Крыму, православное население бывшего «Греческого царства», оказавшееся под османским владычеством, начинает обращать свой взор на все более возрастающую мощь Русского государства. Православные народы Востока и Балкан верили, что Россия, оставшись единственным в мире независимым православным государством, сможет и даже должно (!) их освободить3 . Правда, изначально предполагалось, что Российское государство, исполнив эту задачу, воссоздаст греческую империю во главе с греческим монархом. Например, одним из сторонников этой идеи был крупнейший русский и греческий православный мыслитель первой половины XVI в. преподобный Максим Грек, который, находясь в России, всячески пытался побудить русского великого князя Василия III Ивановича к тому, чтобы вернуть Византии былое могущество, убеждая его освободить земли «новаго Рима, тяжце волнуема от безбожных агарян»4 . Вполне понятно, что в тот период Российское государство не обладало достаточными ресурсами для исполнения такой задачи, да и с православными патриархатами у Русской Церкви в тот период были очень непростые отношения. Однако гораздо более важным становится другое: во многом благодаря обращениям с православного Востока, российская политическая, духовная и интеллектуальная элита стали воспринимать свою страну как единственную в мире, способную защитить истинную православную веру, а значит, и православных верующих. Так, с конца XV — начала XVI в. одной из важнейших российских духовно-политических задач становится не только защита православной веры и русского православного народа, но и защита других православных народов5 .

Поэтому, не имея возможности освободить народы православного Востока, российские государи, начиная с XVI столетия, стали оказывать постоянную материальная помощь православным патриархатам, расположенным на территории Османской империи. Эта практика продолжилась и в XVII столетии, уже в царствование государей из новой династии Романовых. В этот период, стремясь улучшить бедственное положение своих патриархатов, греческие патриархи сами часто приезжают в Россию. Именно они оказали самое большое влияние на развитие идеи о России, как главной защитнице православной веры и Церкви, привнеся в русскую духовную и интеллектуальную жизнь «идеал-образ» Вселенского православного царства, столицей которого должен был стать Константинополь6 . Так возникла идея о государственном соединении православного Востока с Россией — путем отвоевания Константинополя у турок7 . К примеру, константинопольский патриарх объявил русского государя «столпом твердым и утверждением веры, помощником в бедах, прибежищем нашим и освобождением», а русскому патриарху константинопольский владыка посулил Вселенское патриаршество8 . Вселенское православное царство — это все та же идея, мечта православных народов об освобождении из-под чужеземного гнета, но теперь путем создания единого православного государства во главе с русским православным государем. Идея Вселенского православного царства нашла много сторонников и в России, среди которых первыми были царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Во многом именно эта идея стала духовно-политическим обоснованием проведения церковной реформы в середине XVII в., а затем включения в состав России малороссийских и белорусских земель. Однако исполнение этой задачи оказалось затруднительным как по внутриполитическим (Раскол Русской Церкви), так и по внешнеполитическим причинам (тяжелые войны с Речью Посполитой, Крымским ханством и Османской империей).

В начале XVIII века идея защиты православных народов получает свое продолжение, но в новом прочтении: император Петр I впервые выдвигает идею воссоздания собственной государственности у христианских народов, подвластных Османской империи9 . Эти положения, высказанные первым российским императором, легли в основу дальнейшей внешней политики России в этом регионе и сохраняли свое влияние на протяжении XVIII–XIX вв.

Таким образом «Греческий проект» императрицы Екатерины II оказывается лишь одним из очередных шагов в попытке исполнить одну из важнейших исторических задач, стоящих перед Россией, как единственным в мире независимым православным государством — освобождение народов православного Востока от иноверного владычества. Об этом свидетельствует, например, и тот факт, что еще в 1769 г., т. е. задолго до рождения «Греческого проекта» состоялась экспедиция русского флота в Греческий Архипелаг. Как отмечают исследователи, несмотря на неудачный исход военно-морской экспедиции 1769 г., результаты русско-турецкой войны 1768–1774 гг. принесли грекам и положительный результат: около двадцати островов Архипелага перешли в русское подданство, и в течение трех лет на этих островах установилось российское правление10 .

В преддверии новой войны с османами эта задача воспринималась как необходимость создания двух независимых православных государств (Дакии и Греческого царства), союзных России. На создание именно христианских государств указывал императрице А. А. Безбородко в одной из своих записок, называя цель «основать две новые христианские державы на развалинах Турецкой империи» исполнением «великого славного и полезного намерения»11 . В свою очередь, возможностью обрести древний Херсонес, как «источник нашего христианства, а потому и лепности», обосновывал помимо прочего Г. А. Потемкин необходимость присоединения Крыма в одном из своих писем императрице 12.

Непосредственным продолжением «Греческого проекта» стало не только присоединение Крыма, но и спасение от уничтожения христианского населения восточно-грузинских земель после введения в 1783 г. российского протектората над этими территориями, а также предоставление благоприятных условий для тысяч и тысяч греков, добровольно переселившихся в Россию в царствование Екатерины II13 . Наконец, после очередной войны с Турцией, по Ясскому миру 1791 г. в состав России вошли кубанские земли.

Идея необходимости защиты православия и православных народов Востока и Балканского полуострова путем создания независимых государств продолжала жить в русской интеллектуальной и политической реальности на протяжении конца XVIII и в продолжении всего XIX в. Республика Семи Соединенных островов, созданная адмиралом Ф. Ф. Ушаковым во время его Средиземноморской экспедиции; независимое Греческое королевство, образованное после русско-турецкой войны 1828–1829 гг.; учреждение независимых Сербского, Черногорского, Болгарского и Румынского государств в результате русско-турецкой войны 1877–1878 гг. — это все шаги по реализация той самой давней русской идеи. Российскому государству реализация этой идеи стоила огромных материальных затрат, а русский народ отдал десятки тысячи жизней служению этой идее. И всё только потому, что согласные друг с другом русские правители и русский народ осознавали православную веру как свою важнейшую духовно-политическую ценность.
____________________________

1 См. об этом: Елисеева О. И. Переписка Екатерины II и Г. А. Потемкина периода второй русско-турецкой войны 1787–1791 гт. М., 1997; Елисеева О. И. Геополитические проекты Г. А. Потемкина. М., 2000; Стегний П. В. Коллегия иностранных дел в период правления Екатерины II // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2002. №1. С. 5–28; Стегний П. В. Еще раз о греческом проекте Екатерины II. Новые документы из АВПРИ МИД России // Новая и новейшая история. 2002. № 4. С. 110–118.

2 См. подробнее: Перевезенцев С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X–XVII вв. в их историческом развитии. М., 2019.

3 См. об этом: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI–XVII вв. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914; Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVII в. М., 2003. С. 449, 450, 459 и др.

4 Цит. по: Ржига В. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI века. Максим Грек как публицист // ТОДРЛ. Т. 1. Л., 1934. С. 5–120.

5 См. подробнее: Перевезенцев С. В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X–XVII вв. в их историческом развитии. М., 2019.

6 Богданов А. П. От летописания к исследованию: Русские историки последней четверти XVII века. М., 1995. С. 170–177. См. также: Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003. С. 156–157, 195–200, 216–217 и др.

7 Опарина Т. «Промыслить Царьград»: Как русское правительство отказалось от завоевания Константинополя // Родина. 2006. № 11. С. 36–40.

8 См.: Андреев И. Л. Алексей Михайлович. С. 216–217.

9 См. об этом: Девтеров А. А. Греческий вопрос в политике Российской империи во второй половине XVIII — первой трети XIX вв. // Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Майкоп, 2003. С. 16.

10 Девтеров А. А. Греческий вопрос в политике Российской империи во второй половине XVIII — первой трети XIX вв. // Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Майкоп, 2003. С. 17.

11 Стегний П. В. Еще раз о греческом проекте Екатерины II. Новые документы из АВПРИ МИД России // Новая и новейшая история. 2002. № 4. С. 110–118.

12 Елисеева О. И. Неопубликованные письма Г. А. Потемкина Екатерине II 1783 г. о присоединении Крыма к России // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): Сб. ст. М., 1996. С. 148.

13 Девтеров А. А. Греческий вопрос в политике Российской империи во второй половине XVIII — первой трети XIX вв. // Автореф. на соиск. уч. ст. к.и.н. Майкоп, 2003. С. 17.С. 18.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную