Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, писатель, историк, доктор исторических наук

НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЛИ ВСЕЛЕНСКОЕ?

 


Святой Владимир Святославич
(около 956 — 15 июля 1015) —
князь новгородский (970—988),
великий князь киевский (978—1015)
Как мы называем человека, который открыл для нас — нас самих, помог понять себя, осознать свои возможности, поверить в себя и стать самими собой. Учитель? Наставник? А если один человек наставил на путь истинный целый народ, определил направление развития этого народа на многие века вперед?

Но ведь именно таким человеком и был киевский князь Владимир Святославич, крестивший Русскую землю и прославленный за это в веках как Владимир Креститель и Владимир Святой в чине Равноапостольного.

В XI—XII вв. христианство постепенно становилось неотъемлемой частью сознания древнерусского общества, а с утверждением христианского миропонимания рождается и новое отношение к миру, к человеку, к истории.

Так, с принятием православия в Русской земле возникло понимание единства русского народа с иными христианскими народами, ведь православие позволило включить само бытие Русской земли во всемирно-историческую традицию.

Осмысление нового места Руси во всемирно-историческом процессе ярко представлено уже в «Повести временных лет».

Неизвестный нам один из первых летописцев, с одной стороны, пытается выяснить и объяснить проблему происхождения Руси, а с другой стороны, вписывает возникновение Руси в уже существующую библейскую историю, считая, что земли руси и славян находятся в уделе, доставшимся сыну Ноя Иафету. Таким образом, Русь оказывалась, как и все другие христианские народы, под Божиим покровительством.

Древнерусские книжники увидели в православии силу, способную объединить разные народы, живущие на территории Русской земли, в единый «новый» христианский народ. Поэтому в XI–XII вв. в их рассуждениях возникает и постоянно проходит идея «новых людей», каковыми начинают называть славян, русов и представителей иных племен и народов, принявших христианство.

«Повесть временных лет» приводит молитву Владимира, вознесенную им после Крещения киевлян:

«Боже великий, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу».

Чуть ниже летописец приводит похвалу Русской земле, просвещенной Крещением:

«Помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым».

Под 996 г. в летопись включена еще одна молитва князя Владимира Святославича, вознесенная им по поводу освящения Десятинной церкви, и опять князь говорит о «новых людях»:

«Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя — этих новых людей, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного». Автор XI в. Иаков Мних (т. е. монах) восклицает в своей «Памяти и похвале князю русскому Владимиру»: «Как дети еврейские с ветвями встретили Христа, возглашая: «Осанна Христу Богу, победителю смерти!», так и новоизбранные люди Русской земли восхвалили Владыку Христа с Отцом и Святым Духом».

Обновление Руси, начало нового исторического периода развития — вот что видели древнерусские книжники в факте принятия Русской землей христианской веры.

Поэтому сразу же перед «новыми людьми» христианство сформулировало и новый смысл бытия как всего Русского государства, так и всякого отдельного человека. Этот новый смысл был самым непосредственным образом связан с христианской идеей посмертного воскресения и спасения.


Десятинная церковь.  Первая каменная
 церковь Киевской Руси.
Сооружена между 986 и 996. 
Реконструкция Ю. С. Асеева
Многие из русских мыслителей XI в. связывали с Крещением радость открытия этой истины.

Подобное понимание христианской веры читается в тех местах «Повести временных лет», которые принадлежат летописцу Десятинной церкви, ведь именно Десятинная церковь была хранительницей традиций раннего русского христианства.

Но особенно ярко такое понимание у митрополита Киевского Илариона, первого русина на митрополичьем столе, для которого радость обретения новой веры является непосредственным свидетельством обретения нового смысла бытия Руси на земле.


Иларион — митрополит Киевский
и всея Руси (1051—1054 или 1055),
святитель.
Первый митрополит
славянского происхождения
в Древнерусском государстве.
Именно в сочинениях митрополита Илариона мы находим первое обоснование нового смысла земного бытия Руси, а значит — того смысла, который вкладывает в бытие Руси Сам Господь, ибо все на свете творится по Промыслу Божию.

И в этом Иларион был не одинок. Похожие взгляды высказаны в сочинении Иакова Мниха «Память и похвала князю русскому Владимиру», которое наполнено таким же, как и «Слово о Законе и Благодати», ощущением радости от принятия Русью Святого Крещения. Теми же радостными настроениями проникнуто и «Слово на обновление Десятинной церкви».

Христианская идея посмертного воскресения и спасения становилась для Руси тем более актуальной, ибо русы, славяне и представители иных этносов, обретя новую истинную веру, стали «новым народом» — единым христианским русским народом.

Конечно, это единение выходцев из разных племен и языков происходило не одномоментно, было протяженно во времени и пространстве. Но именно православная вера сыграла самую значительную роль в том, что уже наши очень далекие предки стали ощущать себя единым целым — русинами, русскими людьми, единым христианским русским народом.

Именно в XI в. в Киевской Руси были совершены первые шаги к тому идеалу, который позднее зазвучит в памятниках русской литературы — к «Святой Руси».

Уже тогда русские книжники осмысливали Русь, как возможное будущее особое сосредоточение христианской святости. И это не случайно, ведь в идее святости концентрировались все основные смысловые и целевые установки земного бытия русского народа.

С самого начала признаваемые на Руси святые становились символами не только политической, но и духовной самостоятельности. Причем, можно сказать, что в установлении почитания святых князей, по сути дела, проявилось новое, отличное от греческого, понимание самой идеи святости — святость теснейшим образом начинает связываться с идеалами именно национальной жизни.

И недаром позднее тема святости станет одной из главных во всей системе русского духовно-политического сознания.

Однако нельзя сказать, что сама дилемма — национальное или вселенское? — была решена в XI–XII веках. Нет, эта дилемма была лишь поставлена, и были предложены определенные пути ее решения. Сама же дилемма будет сопровождать русскую мысль и русскую жизнь на протяжение всего времени их исторического существования. Вечно?..

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную