Юрий ПЕРМИНОВ, главный редактор историко-культурологического, литературно-художественного альманаха «Тобольск и вся Сибирь», член Союза писателей России.
Памятник Достоевскому: тобольский дар России

Бронзовая скульптура Федора Михайловича Достоевского, сидящего на лавке рядом с раскрытым Евангелием, установлена неподалеку от здания пересыльной тюрьмы на улице Октябрьской в Тобольске. Автор памятника – народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Михаил Владимирович Переяславец.

Это событие освещалось только региональными СМИ, хотя центральные телеканалы постоянно рассказывают нам, что в том или ином городе был открыт «памятник» то свинье, то ещё какому-нибудь животному… Или, например, недавно в Иркутске проходили Дни русской духовности и культуры «Сияние России», в которых самое деятельное участие принимал наш великий современник Валентин Григорьевич Распутин, так даже местные телевизионщики сообщили об этом вскользь, хотя в подробностях рассказывали о рождении мартышки в здешнем зоопарке…

Собственно, памятник Достоевскому в старинном сибирском городе – это плоды многогранной деятельности Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», руководимого Аркадием Григорьевичем Елфимовым. Поступательной, творческой деятельности…

Этот памятник – не первая работа в Тобольске замечательного скульптора Михаила Переяславца, приверженца традиций русского реалистического искусства. Аркадий Елфимов вспоминает, как более десяти лет назад побывали они с президентом РАН Ю. С. Осиповым на Завальном мемориальном кладбище, где похоронены ближайшие родственники Юрия Сергеевича. Там они подошли и к могиле известного русского исследователя северо-западной Сибири Александра Дунина-Горкавича, состояние которой, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Тогда-то и зашёл разговор о том, что Тобольск заслуживает того, чтобы здесь были установлены памятники выдающимся писателям, исследователям, учёным, всем тем, без кого немыслима история старинного сибирского города. Да и не только его, поскольку, к примеру, имена Менделеева, Ершова, Алябьева, Ремизова – достояние всей нации.

Елфимов поставил перед собой цель – найти такого скульптора, который воплотил бы чаяния тоболяков в реальность, причём так, что бы его работы в полной мере соответствовали духу Русской истории. Помог Аркадию Григорьевичу в этом его давний друг, народный художник России Геннадий Провоторов, который к тому времени уже сделал первые работы для знаменитой ныне медальерной серии «Тобольск и вся Сибирь».

Именно Провоторов посоветовал Елфимову обратиться к Михаилу Переяславцу. «Побывав в мастерской Переяславца на Таганке, я понял насколько это занятой человек, – рассказывает председатель фонда «Возрождение Тобольска», – помимо всего прочего, Михаил Владимирович возглавляет ещё и студию имени Грекова, и, честно говоря, мало надеялся на то, что он ответит согласием».

Но Переяславец, побывав в Тобольске, приступил к работе над памятником Дунину-Горкавичу. «Не торопясь, осмотрительно», как говорит Елфимов, добавляя, что, видимо, сказался и авторитет Юрия Осипова, так же принявшего участие в разговоре с Переяславце об увековечивании памяти выдающихся русских людей в Тобольске.

Работа, которую полностью финансировал елфимовский фонд, была завершена, но это было только началом творческого сотрудничества Аркадия Григорьевича с Михаилом Переяславцем. Позднее в Тобольске появился и памятник автору этого знаменитого «Конька-горбунка» Петру Павловичу Ершову…

А затем – возникла идея памятника Достоевскому в Тобольке, тем более, эта тема близка скульптору.

Работа пошла быстро, была сделана модель, но наступил пресловутый кризис, и только благодаря, по словам Елфимова, бывшему мэру Тобольска Евгению Куйвышеву, который неоднократно обращался с этим вопросом к губернатору Тюменской области, было подписано официальное распоряжение, гласящее, что памятнику Достоевскому и одноимённому скверу в Тобольске быть – в 2010 году.

«Конечно, Переяславца в одном городе много быть не может, – говорит Елфимов, – но Тобольску повезло, у нас уже три его работы…»

Надо сказать, что открытие памятнику Достоевскому практически совпало по времени с изданием Евангелия, которое было подарено Фёдору Михайловичу женой декабриста Михаила Александровича Фонвизина Натальей Дмитриевной. Известно, что Достоевского с Тобольском связывает один из самых трудных периодов жизни писателя. В здешней пересыльной тюрьме Фёдор Михайлович провёл двенадцать дней, а затем его отправили к месту каторги – в Омскую крепость, где он провёл четыре года. Единственной книгой Достоевского было именно Евангелие, подаренное Фонвизиной, где писатель ногтем отмечал абзацы, строки, делал загибы (другие книги читать ему не дозволялось, иметь письменные принадлежности – тоже). Всего таких помет – почти 1700.

Кстати, широко известны слова Достоевского, обращённые к Наталье Дмитриевне Фонвизиной: «…Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной».

Владимир Николаевич Захаров, вице-президент Международного общества Достоевского, начальник отделения Российского гуманитарного фонда, продемонстрировал тоболякам уникальное двухтомное издание. Первый том называется «Евангелие Достоевского. Личный экземпляр Нового Завета 1823 года издания, подаренный Ф. М. Достоевскому в Тобольске в январе 1850 года». Это факсимиле с пометами ногтем Достоевского, пометами карандашом и чернилами, с загибами страниц. Каждая страница полностью описана. Второй том этого уникального, беспрецедентного издания называется «Евангелие Достоевского. Исследования. Материалы. Комментарии». Здесь опубликована статья «Евангелие Достоевского. Оптико-электронная реконструкция авторских маргиналий», написанная Владимиром Николаевичем Захаровым и Виктором Федоровичем Молчановым, заведующим рукописным отделом Российской государственной библиотеки. Новый Завет, принадлежащий писателю, был подвергнут анализу не только визуально, но и криминологическими методами, исследовался и в инфракрасных лучах, и под определенным углом зрения, что позволило обнаружить те пометы, которые глазом невозможно воспринять. Том включает и материалы к комментарию Евангелия Достоевского, сделанные Борисом Николаевичем Тихомировым, заместителем директора музея Достоевского по научной работе, президентом Общества Достоевского.

«Так получилось, – рассказывает Владимир Николаевич, – что исследователи творчества Достоевского, не очень внимательно его читали. Это Евангелие описано в романе «Униженные и оскорблённые» - старая, подержанная книга с пометами ногтём и карандашом. Да, о том, что там есть пометы карандашом, было известно, но я сам, занимаясь более тридцати лет творчеством Фёдора Михайловича, ничего не знал, что он делал пометы и ногтем. Когда же, работая с Евангелием в Российской государственной библиотеке, решил поднести его к окну, дабы разглядеть «угасший карандаш», то обнаружил эти пометы – крест на крест, а потом выяснилось, что таких – очень много. Всё это привело к тому, что в науке о Достоевском возник целый пласт материалов, неизвестных исследователям. Должен заметить, что второй том – это огромный труд, который открывает новые перспективы в изучении творчества великого писателя. Евангелие Достоевского даёт для понимания его творчества больше, чем все исследования о нём».

Памятник же Достоевскому известный исследователь творчества писателя В. Н. Захаров назвал «одним из лучших». По его словам, памятник работы Михаила Владимировича Переяславца принадлежит к ряду великих явлений скульптурной жизни России.

И это – действительно так. И не только потому, что есть там портретное сходство и нет никакой «изломанности», как в известной работе Меркурова. Достоевский Переяславца – естественен. Есть символические детали. Кандалы – это образ того страдания, которое принял писатель и через них поднялся к вершинам человеческого духа. За что Фёдор Михайлович был благодарен судьбе, говоря уже на склоне своих лет собеседникам: «Вам бы, молодой человек в каторгу, в каторгу…». Потому что страданием очищается душа человека. Именно на каторге, как справедливо отмечают многие исследователи, происходит «перерождение убеждений» писателя. Достоевский был ввергнут в ад человеческого бытия, где «тайна человека» предстала с ужасной обнажённостью, где она кровоточила, как никогда не заживающая рана, подтверждая, на первый взгляд, несправедливость и дисгармоничность мира. И в этих условиях художник и человек обращается к Евангелию (ещё одна символическая деталь памятника), где он черпает силу и бодрость, а вместе с тем и готовность на борьбу с открывшимися ему в бытии трудностями.

«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точное изваяние мира, и человека, и характеров человеческих, и названо всё, и указано навеки веков. И сколько тайн разрешённых и откровенных… Эта книга непобедима… Это книга человечества», – находим мы слова Достоевского в статье «Социализм и христианство». Для художника мир Евангелия – отнюдь не мир какой-либо из древних мифологий, но мир вполне реальный, являющийся ощутимой частью собственной жизни. В этой Книге писатель видит совсем иной уровень надмирного бытия. Для него это не просто Книга, но и своеобразная полнота книг, то семя, в котором уже пребывают прекрасные плоды христианской словесности и шире – культуры в целом. Это «алфавит духовный», без знания которого, по Достоевскому, невозможно творчество для современного художника.

Никто из нас не хочет страдать, хотя мы живём и… страдаем. Но никто также не хочет признать, что страдание – обычное состояние человека. Вспомним, что писал Достоевских в комментариях к «Преступлению и наказанию»: «Идея романа: что есть православие, в чём православное воззрение». И тут же продолжает: человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда – страданием. Есть минуты счастья, которые покупаются годами страдания. И так далее, и тому подобное. Достоевский – весь в этих ответах, и эти ответы он находил в Евангелии… Это главная книга в творчестве, в жизненной судьбе великого русского писателя.

Михаил Переяславец говорит, что в ходе работы он хотел передать в бронзе внутренний мир писателя, который провел на каторге четыре года: «Он устал от раздумий и физического труда. Нужны были детали, ими стали кандалы и книга. Евангелие на скамейке открыто. Дело не в том, на какой странице оно открыто. Дело в самих страницах — изогнутых, потрескавшихся, которые много раз перелистывали. Кандалы я лепил трудно: напряжение и кривизна не сразу получились».

Да, дело не в том, на какой странице Евангелие открыто. Тобольский дар России работы Михаила Переяславца открывает одну из великих Тайн творчества Достоевского, которую разгадывают во всём мире. Очень точно сказал сербский святой Иустин Попович: «Тайна и сила России – в Православии». Слава Богу, что есть люди, которые эту силу выражают. Есть люди, которым эта тайна понятна. А фонд «Возрождение Тобольска» своими делами, по сути, моделирует возрождение России. Истинное возрождение.

Вернуться на главную