![]() Сергей Донбай. Малая толика: стихотворения. Москва: Российский писатель, 2015 год. – 224 с. Без жалобы и мирового стона – где каждая запятая в последней строке усиливает ощущение безысходности и гордости, до саркастического: Литературоведы и литературоведки Не хочется уподобляться литературоведкам – куда слаще просто читать книгу, свободно её перелистывая и находя непринуждённые созвучия своим чувствам и мыслям! В книге «Малая толика» звучат традиционные для поэзии темы: бытовые зарисовки, природа, любовь, творчество, Родина. Но каждая тема несёт на себе отпечаток уникальности авторского взгляда, слова, музыки стиха. На свет и звук – огонь и голос – С темой Родины по глубокой русской традиции оказывается неразрывно связана и тема природы: Чуткое эхо природы – Для русского человека, сибиряка природа полна собственной возвышенной и драматической жизни, она отвечает на настроения души или задаёт их поэту сама. Поэт улавливает её изменчивые состояния и передаёт их в слове ощутимо и зримо: Полдень чуть теплится зимний. От кратких этюдов и эскизных набросков Сергей Донбай переходит к неожиданным и глубоким образам. Преображённая поэтической силой, природа превращается в храм, где колокольным звоном гремят громы: Едва поднебесный фонарь В этом храме под небесным куполом крепко-накрепко сплетены, связаны душа, природа, Бог, мироздание. И потому именно здесь рождаются самые сильные и светлые строки: И снег опять на Рождество. Одной из ярких и глубоко раскрытых в книге является тема труда – одухотворённого физического со-работничества миру, Природе. Сегодня эта тема практически забыта в прозе и очень редко встречается в поэзии, поэтому так неожиданно и притягательно её новое звучание в мудрых стихах Сергея Донбая. Разговаривая об обыденных вещах, о бытовом, мы слышим только друг друга. Но если обыденное «подсвечивается» поэзией – вдруг оказывается, что мы уже вступаем в диалог с миром, начинаем говорить с ним на одном чудесном языке. И тогда земное и небесное вдруг становится нераздельно единым: В Подмосковье на даче ночуем. Накопилось, таилось веками, Материальное – «изладить своими руками» – и духовное – «делиться от чистого сердца» – едины в наследии от предков. Поэт слышит движения души не только в покое и в тишине – а и в тяжёлом физическом труде. Умение трудиться, ремесло возводится им к драгоценному дару, переданному от предков, изначально полученному – от Бога. Ведь созидательный труд роднит человека с Создателем. Всего-то – остругана плаха То же высокое неземное начало поэт чувствует в преображении огнём металла. Казалось бы, в этом изнурительном физическом труде нет места душе и поэзии. Но вдруг огонь из инструмента, средства труда превращается в высокий свет, оживляющий металл, одухотворяющий людей, наделяющий весь процесс работы иным смыслом: Сталь разливает Запсиб из ковша. Швеллер остывший погладит ладонь: Дела человека, если посмотреть в масштабе вечности, – невелики, это и есть его личная малая толика. Но если труд его сливается с трудами других людей, он наполняется живой полнозвучной силой – и «Малая толика» эту силу, энергию несёт в себе. Отдельное стихотворение посвящено Руке – проводнику Божьей воли, в которой и таится память о безмерном труде предков, труде физическом или духовном. Сам автор одухотворяет любой труд, возводя его до творчества, Божьего промысла. И получается, что рука человека – орудие Бога, несущее в себе высокое созидательное начало. Извечное начало урожая И пребывая в покое, после тяжёлой и радостной работы, поэт слышит то, что недоступно человеку, не чувствующему себя со-ратником и со-творцом этого мира: Я сегодня на ночь не закрою ставни, Одна из характерных черт поэзии Сергея Донбая – вот это умение представить выское, недостижимое как близкое, земное: приходит весна, и её предчувствие – в ярком и неожиданном образе озорных, любознательных мальчишек-звёзд, говорящих о чём-то своём, непонятном, но радостно и тревожаще весеннем. Поэзия Сергея Донбая, при всём многообразии интонаций и уровней, от бытового, порой иронического, до высокого, метафизического, проникнута ощущением единства человека и мироздания. В отдельных фрагментах, маленьких, не осознаваемых нами в обыденной жизни деталях кроется близость высокого и светлого созидающего начала. И название книги – «Малая толика» – уже воспринимается по-другому: и в малом деле, в каждой крупице, в зерне сокрыта творческая энергия каждого человека и целого мира. Порошина Анастасия Ивановна - кандидат филологических наук, поэт, литературный критик. Член Союза писателей России. Старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры. |
||