В классической традиции по книге стихов как по карте можно считывать духовный путь автора. Это дорога жизни, и чтобы преодолевать ее препятствия и выйти к свету, необходимо иметь ориентир. Таким ориентиром для поэта Марии Четвериковой стала вечная повторяемость, цикличность природы, в каждом времени года являющая свой смысл. Стихотворение «Трудности, радости, ленты-дороги…» открывает книгу и с первой страницы вводит читателя в мироощущение героини: Не успеваю подумать о многом, Не успеваю понять, что мне нужно, <…> Канву поэтического пространства составляют не мысли, а тонкие ощущения, едва уловимые, но создающие цельное невесомое полотно. Состояние вдохновения, наиболее полного ощущения жизни предстает через метафору женского творения – как собирание солнечного луча в пряжу. Весна в природном цикле – готовность к новой жизни и ее начало, с этого времени года и начинается книга: Мир вновь вступил на путь весны, ведущий в лето. Поэт вплетает природные явления в канву своей жизни, они становятся приметами радости, наполняются глубоко личным, субъективным содержанием. Апрельский снегопад задернул город К стихиям природы: воде, огню, земле, воздуху – поэт добавляет пятую – стихию города. Я люблю дождь: Мне город кивает рекламной растяжкой – Довериться троллейбусу Поили вечер фонари лимонным соком, Город в поэтическом мире книги – стихия и собеседник. В нем растворяется, перевоплощается в него и сама лирическая героиня: Стать улицами, парками, Стать вездесущим шепотом И не случайно «городской» образ дал название книге: Солнечный свет с выси льется отвесно, Небесный троллейбус, отправляющийся за новой весной, – этот образ является соединением городских и природных мотивов. Путь преодоления становится легче, когда проходишь его в согласии с природой, вместе со стихиями переживаешь расцвет и увядание, жестокую стужу и новое возрождение. Природные стихии – вечное и настоящее, поэтому, выверяя свой путь по ним, как мореплаватель – по звездам, обязательно выйдешь к свету. И самая живая и сильная стихия – любовь – созвучна природным силам. Я окуналась в пустоту. Но щедрым было то ненастье: Мир в поэтическом видении автора гармоничен, пронизан глубинными связями на всех уровнях бытия. Поэт не только называет время года или описывает его – часто он называет и месяцы. Как живу с октября ожиданием нового лета… У церкви – белые цветы: Воет ветер февральский волком… Пьянит сентябрь дурной водой… Месяцы – как отметки в календаре, некие вехи пути. Поэт всему стремится дать имя, так как разговор с миром по имени – взаимодействие, взаимопонимание, узнавание – и возможность получить от него поддержку, силу, энергию. Для поэтического стиля Марии Четвериковой характерны малые формы, попытка поймать и запечатлеть краткий миг жизни. Но есть состояния, которые невозможно пережить в рамках двух-трех четверостиший. Переломный момент книги – цикл «Одна зима», состоящий из четырнадцати стихотворений, в природном цикле созвучен жестоким февральским морозам, после которых год еле ощутимо поворачивает к весне. Между первой строкой первого стихотворения цикла «Ты – моя дрожь, недопитый чай…»и последними «Ты знаешь, а мне полегче: / я, кажется, оживаю» расстояние глубиной в драму, в мучительные попытки принять и пережить то, что сердце отказывается выносить – потерю любви, и стремление не потерять в ней себя. В трех стихотворениях цикла – десятом, одиннадцатом и двенадцатом – душевное состояние лирической героини показано через физические – материальные трансформации. В десятом: Ты бросил меня так просто – В одиннадцатом: В двенадцатом: Сухая листва, брошенная в огонь, не гибнет в нем, а обретает жесткую форму – становится железом. Так человек собирается, концентрируется, каменеет, впадает в оцепенение от боли, чтобы не рассыпаться от разрывающих душу чувств. Затем этот кокон рушится, и на свет появляется обновленная душа – набирающая силу для нового жизненного этапа, еще не нарастившая защитную оболочку, способная «разбиться от столкновения». Превращения души лирической героини открываются на протяжении всей книги. … тебя обнимаю холодом, Разматываешь мое сердце клубком, Я нож без рукояти. Свеча, сгорающая для любимого. Клубок сердца, из которого можно создать прекрасные чувства, жизнь, судьбу (снова метафора женского творения), но который распущен небрежной рукой. Ранящий нож без рукояти. В этих образах судьба женской души, многоликой, ранимой, сильной своим единением со всеми стихиями природы и чувств. Поэтический хронотоп книги «Небесный троллейбус» представляет собой спираль. От первой до последней страницы прошли весна, лето, осень, зима и снова наступила весна, но лирическая героиня находится уже на ином уровне и продолжает свой путь с чистого листа, но с определенным душевным опытом. Что бы ни было, было не зря, Завершающее книгу стихотворение «В мир весенний врывается шум…» не ставит точку, а открывает новую страницу жизни: Белый март. Я на нем напишу, Поэтическая энергия Марии Четвериковой воплощается в точных и глубоких образах, легкой и многообразной ткани стиха. Стихи наполнены ощущением цельности и гармонии мира, помогающим преодолевать перипетии жизненного пути. Ее героиня находит силы в единении со стихиями природы и чувства, судьба ее непроста, но выходит к свету.
|