Ирэна СЕРГЕЕВА, Наталья АПРЕЛЬСКАЯ (Санкт-Петербург)

Нужно ли это нашему городу?

С марта 2019 года в разных районах Петербурга, на 50-ти остановках общественного транспорта, наблюдается публикация рифмованных (иногда неудачно) строк.

Учредителями так называемого проекта «Поэзия улиц на автобусных остановках» всем жителям и гостям города навязываются произведения сомнительного качества.

Почему сомнительного?

Организаторами этого проекта объявили себя:

- некая «уличная поэтесса» Люся Моренцова,

- учительница русского языка и литературы Людмила Шатохина,

- генеральный директор компании «РусОутДор» Дмитрий Орлов и сотрудница той же компании Н.Казакова.

Хотелось бы знать: каков уровень профессиональной компетентности вышеупомянутых людей. Почему в жюри нет членов Союза писателей России (СССР) или Союза писателей Петербурга?

Как написано на виртуальной странице Фонда «Поэзия улиц», одной из целей их существования является коллекционирование «гениальных современных стихов» и их публикация. А кто же там решает насколько гениально стихотворение?

Самое интересное в этой акции, что она – коммерческая. Стоимость одной заявки с одним стихотворением (не более 32 строк) – 2000 (две тысячи) рублей! При этом никто из организаторов не даёт автору гарантии опубликования его шедевра. Но деньги при этом не возвращаются.

Не трудно посчитать, зная сотни людей, пробующих писать ныне стихи, насколько огромные суммы «крутятся» у организаторов, тем более, что каждый автор может присылать хоть 10 стихотворений, заплатив за каждое 2000 невозвратных рублей.

Но оставим эту скользкую тему!

Исходя из вышесказанного хочется показать примеры таких «шедевров», чтоб не быть голословными. Остановимся на остановках.

Вот стихотворный продукт на одной, у станции метро «Лиговский проспект».

В нём каждая строка, наверное, хороша уже тем, по мнению жюри, что после точки в предыдущем предложении начинается со строчной буквы.

«Вега
я – гигант-словоблуд, но с тобой я молчу, как немая.
Бог, наверное, есть – все дороги выводят к Нему.
с детства мне говорили, что с неба я звёзд не снимаю.
ты скажи мне, какую ты хочешь. тебе – я сниму…».

Гигант-словоблуд – самооценка точная. Ещё издержки: искажение привычного речевого оборота «хватать звёзды с неба», смыкание звуков: но с тобой.

Вот еще «шедевры» «уличных поэтов». Достаточно отдельных строк, чтоб оценить автора, словно бы не понимающего, о чём он пишет: «…меч в терновом венце на Георгиевской ленте…» И дальше неловко сказано и порядок слов нарушен: «Ваши светлые души в глазах // Я своих уношу как реликвию вечно святую! // Как укор, как залог, что неспящею совестью дан…».

Хотелось бы знать, почему реликвия названа вечно святой. Вечно или не вечно? Святая или не святая? Ведь и так известно толкование слова «реликвия» свято хранимая, почитаемая вещь. Автор не знает ничего и о смыкании звуков, он пишет: «Как укор».Совершенно бессмысленно выражение: «…размах беспросветной души». Понятно: подобных издержек могло бы не быть, если бы автор не занимался самодеятельностью, а общался с профессионалами.

Ещё из найденного на заборах-остановках:

«Мне бы хотелось проснуться у моря,
Под россыпью звёздной на угольной выси,
И слушать взволнованных чаек в миноре
И все голоса неполученных писем.

Внимать тишине, безрассудству и свету
Из каждого сердца, из каждого дела.
Как будто бы я – эпицентр планеты,
И нет мне начала и нет мне предела!..»

Каждый, профессионально разбирающийся в поэзии, поймёт уровень автора, поэтому без комментариев.

Или вот еще – явно написанное юной особой с оглядкой на свою скромную «сутулую» гениальность.

«Самовлюблённость в сверкающем платье,
С красной помадой, на шпильках в полметра,
Мненью чужому кидая проклятья,
Рвётся к вершинам, к попутному ветру.
Камни смеются, вниз обрываясь:
Самовлюблённость не ищет ответов,
В гранях нахальной усмешки теряясь,
Тупо не слышит разумных советов.
И, на чужие успехи озлобясь,
Врёт, что права, изменяя тональность…
В тапочках серых, по-старчески сгорбясь,
Мимо спокойно идёт гениальность».

Не вдаваясь в ляпы и неточности формулировок, хочется спросить: Какое отношение к городу имеет эта незначительная, мелкая тема и волнующая автора самоидентификация?

Неприятно удивляет также неэтичное поведение члена жюри – Л.Моренцовой, которая наравне с другими авторами размещает во множестве свои стихи по городу. Член жюри сама участвует в конкурсе? Бывало ли такое когда-либо?

Правомерно ли присутствие в людных местах культурной столицы низкопробной, псевдолитературной продукции? «Поэзия улиц» – это уровень именно заброшенных улочек, подворотен и задних дворов, а не классической поэтической школы.

Скажем более: это есть подмена истинных культурных ценностей – убийство культуры!

Ведь ни у кого не хватит смелости приравнивать свой любительский танец к профессиональному балету и врываться на сцену Мариинского театра, заплатив самозваному администратору определённую сумму.

Почему же такая горькая участь выпала на долю поэзии?  Почему теперь каждый рифмоплёт имеет право именовать себя Поэтом?

Благосклонность руководства города к подобным творческим потугам похожа на кампанию по уничтожению классической русской литературы, культурных традиций, искажению образа культурной столицы. А городские остановки становятся – не более чем заборами, которые стерпят любое словоблудие!

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную