Авторская страница Василия Пушкина
"РУССКИЙ ПОЛИТОЛОГ"

"Знаешь, кто ссужает саламандр деньгами, кто финансирует конец света, весь этот новый всемирный потоп?"
Карел Чапек, "Война с саламандрами"

"Исключительно страшен психический надлом от погружения России в противоестественные, мерзостные условия, обесценивание и обесцеливание человека…"
Валентин Распутин,  "Прощания с Россией не будет"

<<< Ранее

21.01.2021 г.

СИЛА ПУСТОТЫ

1. Два полюса

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

До всяких тонкостей, до всякой детализации важно обозначить некую полярность. Это подобно тому, как мифы творения начинаются с того, что единый, нерасчлененный Хаос сначала делится на какие-то дуальности - на верх и низ, на небо и землю. И нам, чтобы понять острие исторической проблематики настоящего момента, - надо обозначить эту полярность, этот плюс и минус, два полюса.

Я подыскивал хорошие названия для этих плюсов и в какой-то момент понял, что тут, пожалуй, не желательно использовать привычные названия. Например, назвать один полюс фашистским, а другой коммунистическим. Я сейчас объясню - почему. На самом деле в каждом таком явлении, обозначающим себя определенным именем, всегда всё не очень просто.

Тот, кто знаком с историей, знает, что даже внутри НСДАП* было всё не очень просто, именно поэтому понадобилась определённая резня внутри этой партии, чтобы уже потом - чуть позже - заняться серьёзными делами. Пришлось вырезать какое-то левое крыло, и можно спорить - какое оно было по качеству, кем были Эрнст Рём и Грегор Штрассер, хуже или лучше Гитлера, но их пришлось устранить, они не соответствовали определенным задачам...

И очень не просто было в большевистской партии, там тоже была острая внутрипартийная борьба и тоже пришлось отсекать разные течения, прежде чем образовалось нечто внешне однородное. Но после смерти Сталина сразу поднялось другое и это всё творилось под одним названием.

Поэтому если просто сказать, что там вот одно, а тут - другое, то можно опять запутать именами.

И, может, лучше всего указать на определенную полярность, а название потом подыщем – наиболее подходящие. И мне кажется, главный признак, позволяющий что-то понять и различить - это отношение к человеку. Главный вопрос - что есть человек? По ответу на него можно определить эти два разнонаправленных вектора, сражающихся друг с другом.

И тут можно приводить множество высказываний, но я укажу на имя, которое, возможно, кому-то в данной теме покажется странным и неуместным.

Это Михаил Булгаков. На нас в перестройку вылили много нового, что было «хорошо забытым старым», того, что было запретным в СССР, в том числе и "Мастера и Маргариту". А в 1988 году Бортко снял "Собачье сердце". Неплохой фильм, с хорошими актерами... И было столько каких-то вздохов вокруг этой всей булгаковщины, всяких охов и ахов, но в какой-то момент это наваждение сошло и вдруг стало понятно - какой же всё-таки пакостный, гнусный этот Булгаков! Вдруг начинаешь видить, что его "Собачье сердце" - это определенного рода манифест той гнустности, которая в последующем стала разворачиваться в нашей стране.

Нам надо было быть всем сильно контужеными, чтобы не понимать - что нам такое предъявляют в этой художественной форме. А ведь эта художественная форма, которая была нам вброшена, указывала на то, что находилось в ядре вот этого всего, что начало разворачиваться виде перестройки и реформ.

Там, в этой стае перестройщиков и реформаторов, - дышало что-то страшное, темное, полное ненависти.

Что нам показал Булгаков? Ну, вот профессор Преображенский вытягивает зверье на новый культурный уровень, превращает его в человека, а зачем? А ведь ясно, что за образом собачки - простонародье, там показывается социальный эксперимент, по очеловечиванию полуживотных. Дескать, ну вытащили мы это животное, цивилизовали его, а оно не только осталось скотиной, оно стала более худшей скотиной, чем когда была четвероногой собачкой. Так зачем же это делать? Надо признать - эксперимент оказался неудачным. Так давайте вернемся обратно на исходную позицию и Шарикова опять сделаем собачкой. Это же настоящий манифест, и тут все предельно откровенно. И особенно прекрасно это все выглядит из ситуации нашей "пандемии".

Символ старого насилия, хард-насилия по Лимонову - это военный в сапогах и в мундире, такой Гитлер или Пиночет, а здесь творит насилие, вершит судьбы милый ученый, врач в белом халате, который возвышается над миром двуногих полуживотных - шариковых, и который почему-то обладает правом ставить социальные эксперименты - что-то там пересаживать, манипулировать чужой физиологией и сознанием, он прямо бог какой-то. Как мы это не видели, что фигура профессора Преображенского - очень зловещая. И кто-то говорил через этого профессора Преображенского, через Булгакова, что-то нам кричала - вся эта сатанинская воландовщина, вся та яростная «злобная духовность», «новое мышление» перестроечной, либеральной интеллигенции.

И главное, что указывает на суть большевизма, - это то, что когда большевики пришли к власти, то одним из первых дел стала борьба с неграмотностью. И есть документы Крупской, которая объясняла - почему надо заниматься образованием в тех условиях, когда вообще ничего не хватало, не было ресурсов, стояли разрушенные заводы по всей стране. А она писала, что образование необходимо, чтобы человек мог сознательно заниматься политикой.


1931. Школа ликбеза.


1930. Группа учащихся школы на заводе


1929. Газета на родном языке Якутия


1929. Первомай. Москва


30-е. Знакомство с самолётом. Туркменская ССР

Фотоальбом "Советская фотография 1917-1940 гг "

И можно сколько угодно говорить, что это был тоталитаризм, однопартийная система и вообще всё что угодно, но суть была в том, что человека - простого, обычного - поднимали на какую-то высоту, на новый культурный уровень. И вся система образования в стране строилась под это, средняя школа логично соединялась с высшей, а все это было позаимствовано из того, что в дореволюционной России предоставлялось только высшему классу. Это было взято и дано всем, была проделана огромная просветительская работа. Говорить после этого, что большевизм кого-то принижал - значит быть слепым. Ну, если хочешь стать слепым и не видеть очевидного, то, пожалуйста, всегда можно себе каким-либо образом нарушить зрение, ослепить себя. Есть желание, то почему бы и нет? Но это же очевидно, что мы тут наблюдаем эти два разнонаправленные вектора: то, что проявилось в сатанинском булгаковском манифесте, и то, что, возможно, несовершенно, но воплощалось в большевизме. И все сводится к главному вопросу - что есть человек? Сторонники одного вектора отвечают - человек есть животное. Двуногая животинка. «Белокурая бестия» Ницше - что такое? Bestia с латыни - это зверь. Ницше говорил о смерти Бога, и считал, что человек - испорченное христианством животное, которое надо вернуться к естественному животному, здоровому состоянию через реализацию воли к власти.

А, с другой стороны, что говорит в своей проповеди Христос? Что человек есть семя Духа (горчичное зерно), вброшенное в наш мир. И понятно, какая стратегия возникает из этих ответов.

Если человек есть животное, тогда что вы его окультуриваете? Зачем его этой культурой портите? Ну пусть животное будет животным, а Шариков остается милой собачкой, а не будет читать газеты и лезть в политику («Отнять и поделить» - вот ведь до чего может додуматься!). Надо не тянуть его ввысь, а пасти его как скотину, различным способом стимулируя. Стимул - это с латыни заостренная палка, которой погоняли животных. Так давайте эту двуногую скотинку просто стимулировать разными способами - информационными, экономическими и полицейскими. Тыкать острой палкой в чувствительные места, чтобы эти людишки, эта темная скотинка бегала куда надо, не задавая лишних вопрос. Зачем кого-то просвещать?

А вектор, озвученный в проповеди Христа, говорит о великой работе, что должна быть сделана в мире (Владимир Соловьев сказал перед смертью: "Трудна работа Господня"): надо, чтобы семена вброшенные в мир, - проросли. Но это пашня, как она описана в Евангелии, не такая уж беспроблемная, здесь есть некий «враг человеческий», все время старающийся эти семена погубить. Значит, главная задача самому расти, избавляясь от этого губительного яда, что норовит остановить рост. И при этом помогать расти другим. Почему Макаренко так сражался за казалось бы уже навсегда потерянных для общества беспризорных детей? Потому, что в каждом есть семя духа, которое нужно спасти, как бы не было сильно воздействие сатанинского яда. Есть за что бороться. К этой искре Божией надо пробить путь сквозь все наслоения. В этом смысл борьбы.

Чем отличается человеческое общество от животной стаи или пчелиного улья? Животное совпадает с собой. Родиться тигром - значит быть тигром. С человеком все не так. Человек не совпадает ни с собой, ни с обществом, ни с миром. Всегда остается некий зазор. И родиться человеком - это еще не значит стать человеком. Человек может не состояться как человек. И если между пчелой и ульем не может быть конфликта, ведь улей это и есть пчела, то между обществом и человеком на всем протяжении истории возникают яростные конфликты, взрывающие устоявшийся порядок вещей. И каждый из двух векторов предлагает различные способы разрешение это проблемы. Если человек есть по сути животное, то надо его вернуть в животное состояние и конфликт будет навсегда снят. Не в дикое состояние лесного зверя, а в состояние стойловой скотины. В диком животном есть еще какая то красота. Достоевский в "Записках из мертвого дома" описывает, как каторжане подобрали из жалости раненого орла. И хоть они его кормили, он так и не стал ручным. А, однажды, когда его все таки отпустили на свободу, то покалеченная птица не задумываясь заковыляла на свободу - на встречу верной гибели. Но нас хотят превратить не в это свободное, дикое зверье, а в подобие фермерских баранов и курочек, клюющих зернышки, без всякого оглядки на то - где они находятся и что их ждет. И надо сказать, в этом деле превращения нас в стойловую скотинуы - хозяева скотного двора сильно преуспели.

А вектор Христа направлен на то, что человек настолько раскроется, настолько воспылает духовным светом, что отчуждение внутри общества будет преодолено и человек перестанет быть врагом для человека. Раскроются новые горизонты, начнется новая эра....
_____________
* Национал-социалистическая немецкая рабочая партия

 

2. Сила пустоты

Думаю, все видели кадры штурма Среднеуральского женского монастыря, который был начат около часа ночи и закончился пленение схиигумена Сергия. Не могу сказать, что я внимательно следил за тем, что делал и говорил схиигумен; я посматривал, поглядывал... И сейчас не хочу вдаваться вот во все эти подробности: что за всем этим стоит, что он говорил – правильно, неправильно и т.д.

Я хочу выделить нечто главное во всем этом. Еще раз повторю – дело не в том, кто такой схиигумен Сергий - плохой, хороший, святой или т.д. Не буду лезть в эти дебри. Но важно то, что ему предъявили. Оказывается, слова о готовности умереть за Родину – это призыв к суициду! «Поводом для задержания Николая Романова явилось обращение в правоохранительные органы детского омбудсмена Свердловской области Игоря Морокова. Он обратил внимание на видеозапись, которую Сергий опубликовал в YouTube, — она называлась «За веру Христа мы на смерть стоим».

В ролике бывший священнослужитель напомнил историю духовной дочери Серафима Саровского, которую тот благословил на смерть вместо ее брата. После рассказа экс-схиигумен спрашивал прихожан, готовы ли они умереть за страну и детей, те в ответ утвердительно качали головами». Так что – теперь Серафим Саровский – под запретом? Оказывается, готовность умереть за веру и за Родину – это преступление. Вне зависимости от характера схиигумена Сергия, это обвинение лишний раз свидетельствует о каком-то глубочайшем гниении, вырождении того, что некогда было нашим государством.

Получается, что нас в советской школе учили суициду! Ведь нам ставили в пример героев (в том числе и несовершеннолетних), отдавших жизнь за Родину! Мы изучали «Молодую гвардию», а это выходит – чистый призыв к суициду! Оказывается, политруки, которые в Великую отечеств войну говорили солдатам, что нельзя отступать ни шагу назад, что надо пожертвовать свою жизнь за Отечество - призывали к суициду. Подвиг Матросова - пример суицида, девиантного поведения! Подвиг Гастелло - яркий пример суицида, антисоциального поведения, тот, кто называет его героем - призывает к суициду и должен быть отправлен за решетку! Понимаете - что за абсурд? Независимо от того – какой там Сергий!

Ну если у нас хоть какой-то намек на правовое государство, так предъявите человеку обвинение в соответствии с нормами закона, не впадая в мрачную идиотию. На это еще какие последние ресурсы разумности остались? Или уже – все? Повторяю еще и еще раз – не в Сергии дело. В России фактически запрещен патриотизм. Опера «Жизнь за царя» - оказывается пропаганда суицида! Приехали, да? И не только запрещается патриотизм.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» - это сказал Христос. И это теперь призыв к суициду? Евангелие можно запрещать, как книгу призывающую к неправильному поведению.

Но есть во всем этом и нечто очень хорошее. Вся эта ситуация прекрасна тем, что она разгоняет туман неопределенности, краски становятся яркими и четкими. Все расставляется по своим местам. И этот момент ясности заставляет задаться важными вопросами, например, - что значит быть в конце концов христианином? Что это такое?

Когда-то Аврелий Августин написал книгу «О граде Божьем» (De Civitate Dei): есть град земной, а есть град Божий. Так по своей сути христианин - гражданин какого града?

Христос сказал, что Он принес не мир, а меч. И Он пришёл, как воин, который находится в непримиримой брани с князем мира сего. И разве стать последователем Христа – это не принять участие в этой священной войне? Христианин – это воин Христов, прежде всего.

Древний Рим был удивительным, мощным явлением. Никто не мог до поры одолеть его. Но христиане принесли с собой некое ноу-хау, которому вся репрессивная система этого античного Рима не смогла найти противоядие. А мощь этого христианского оружия заключалось в добровольном мученичестве. Древний Рим умел наказывать за непослушание, был целый арсенал изощренных пыток. И есть подробное описание того, насколько была зверской казнь через распятие, как долго человек страдал, агонизировал на кресте. Это был такой террор, в ответ на который христиане сказали: «А мы согласны. Мы заплатим такую цену». И стали принимать пытку – как награду. И что тогда могло их остановить? Свирепость и мощь Древнего Рима оказалась бессильной.

Нас рабами делают невидимые цепи. Прежде всего – страх. А среди разных страхов доминирует страх боли и смерти. А христиане взяли и максимально повысили ставки, сказав, что страдание и смерть – лучший из вариантов в этой жизни. И они проломили стену Древнего Рима. И никакие цепи уже ничего не могли с ними поделать. Уже Спартак показал, что внешние цепи мало значат, если есть сила духа.

Но когда князь мира увидел, что эта сила побеждает, - что он сделал? Он перелицевался. Он, якобы, принял в себя христианство, это, конечно, сильно изменило мир, в мир вошли новые ценности, новая мораль, как бы там не было, но вошла. Но этот князь мир, что стал делать? Он стал выедать это христианство изнутри, весь его смысл.

Там сейчас предъявляют схиигумену Сергию за то, что он говорил о последних временах.

Я глубоко понимаю: христианство полноценно только пока оно горит хилиазмом, эсхатологией. Только тогда! Христианство - энергия этого напряженного состояния и особый исторический взгляд на мир. Если христианство не нацелено на ожидание, на второе пришествие Христа, то оно теряет свой смысл, свое восприятие времени, свое особое историческое чутье, умение читать тревожные знаки. Если это изъять что станется с христианством? Весь накал, всё это напряжение падает. А остаётся слякоть, некая странная, тёплая псевдорелигиозность. И чем становится церковь? Тем, что и все прочее. А у нас все превращается в услуги. У нас нет теперь образования, у нас теперь «образовательная услуга», у нас теперь не лечат, а предоставляют «медицинскую услугу». У нас, кажется, нет уже и самого государства, а осталась какая-то коммерческая контора. Вот церковь и реформировалась в контору по оказанию определенных услуг. Называется похоронные конторы «ритуальными услугами», вот и церковь хотят превратить в «ритуальные услуги», в коммерческую структуру, стерилизованную от воинственного духа Христа, и в этой коммерческой лавочке конечно же будет нетерпимо любое эсхатологическое настроение потому, что это напряжение мешает нормальной торговле...

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную