В Совете по поэзии Союза писателей России

РАЗГОВОР О ПОЭЗИИ

Плач о гибели литературы в целом и поэзии в частности, очевидно, начался с самого их возникновения. Вот не самый давний, отстоящий от нас всего на 180 лет: «Подломились ходульки наших литературных атлетов, рухнули соломенные подмостки, на кои, бывало, карабкалась золотая посредственность, вместе с тем умолкли, заснули, исчезли и те немногие и небольшие дарования, которыми мы так обольщались во время оно».  Это Виссарион Белинский, цитата из статьи «Литературные мечтания», опубликованной в газете «Молва».

И так век за веком, год за годом, даже и в те времена, когда творили Лермонтов, Тютчев, Боратынский, Некрасов, Фет… А что же сегодня? Да тоже самое. Непрекращающийся стон: литературы нет, поэзия погибла, вокруг одни графоманы. И невдомёк плакальщикам, что погибнуть национальная литература может только в случае гибели самого народа. Ну а что касается поэзии, впору вспомнить  Маяковского: «…существует и ни в зуб ногой!»

Да, существует. И сегодня много поэтов хороших и разных. Ещё больше людей, считающих себя поэтами, но по сути ими не являющихся. Благо сейчас не проблема и в интернете свои произведения публиковать, и книжку издать, а то и не одну. Возьмёшь такую в руки, прочтёшь несколько опусов и поневоле вспомнишь Бунина: «Тот, кто называется «поэт», должен быть чувствуем, как человек редкий по уму, вкусу, стремлениям и т.д. Только в этом случае я могу слушать его интимное, любовное и проч. На что же мне нужны излияния души дурака, плебея, лакея?..»

 Многие ли ныне выдержат бунинские критерии? Не знаю, но знаю точно, что такие поэты есть. И что остро назрела необходимость поговорить о самой современной поэзии России: её вершинах и достижениях, бедах и утратах. Вот почему недавно созданный Совет по поэзии Союза писателей России и затевает этот разговор. Предлагаем три вопроса для обсуждения.

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Приглашаем к разговору не только поэтов, но и просто любителей и ценителей поэзии.

Виктор КИРЮШИН,
Председатель Совета по поэзии СП России

Нина Ягодинцева: «ЗА ПОЭЗИЮ ПРИНИМАЕТСЯ ВСЁ, ЧТО САМО СЕБЯ ПОЭЗИЕЙ НАЗЫВАЕТ…»
Мария Аввакумова: «НЕТ НИКАКОГО ОСОБЕННОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА…»
Светлана Замлелова: «ЧИТАТЕЛЮ И ПОЭТУ НЕГДЕ ВСТРЕТИТЬСЯ…»
Владимир Берзяев: «ПОДОБНО ВЕЧНОЗЕЛЁНОМУ ДРЕВУ…»
Александр Бобров: «НИКТО НЕ ЧИТАЕТ, ТОЛЬКО ПИШУТ…»
Светлана Сырнева: «ИНТЕРЕС К ПОЭЗИИ СНОВА ВОЗРАСТЁТ…»
Иван Щёлоков: «НАДЕЮСЬ НА САМОЧИЩЕНИЕ ОБЩЕСТВА ОТ ПОЭТИЧЕСКОГО ШЛАКА…»
Станислав Минаков: «ЯЗЫК ВЫЗРЕВАЕТ В ДУХОВНОМ ДЕЛАНИИ…»
Марина Саввиных: «ФОРМАЛЬНЫЙ ПОИСК В ПОЭЗИИ - ДЕЛО ТРЕТЬЕСТЕПЕННОЕ»
Александр Кердан: «ГЛАВНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ БИТВА ЗА ЧЕЛОВЕКА СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ПОЭТИЧЕСКОГО»
Нина Ягодинцева: «ИМЕНА ВОЗЛЮБЛЕННЫХ»

 

Разговор о поэзии продолжают Григорий Блехман, Андрей Фролов, Григорий Шувалов и Андрей Смолин.

 

Григорий БЛЕХМАН, поэт, прозаик, литературный критик (Москва):

«ПОРЫВЫ ЮНЫХ ЛЕТ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии. Почему она теряет читателей?

В начале одного из своих стихотворений Александр Блок написал: «И вновь – порывы юных лет / И взрывы сил, и крайность мнений…». Поскольку вопросы Совета по поэзии приглашают к разговору о современной русской поэзии, которая  априори должна исходить от людей молодых, то  именно их «порывы юных лет» и интересуют любителей поэзии сегодня.
В связи с этим напрашивается одно из четверостиший этого же стихотворения:

… Что через край перелилась
Восторга творческая чаша,
И всё уж не моё, а наше,
И с миром утвердилась связь…

Это писал человек тридцати двух лет от роду, в котором, судя по его предшествующим стихотворениям, такая связь утвердилась уже давно.

Нынешних молодых поэтов, которых доводится читать и слушать довольно много, эта связь с окружающим их миром тоже не миновала.  И именно поэтому в их произведениях нередко господствует то, что написал чеховский Треплев для монолога своей героини: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звёзды и те, которых нельзя было видеть глазом, – словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли… Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто…».

Господствует потому, что такая «гармония» преобладает у многих, рождённых на рубеже 90-х и позже. Они  чувствуют равнодушие к их ещё неокрепшим душам, которое исходит от тех, кто такую форму жизни в обществе им предложил. Чувствуют, несмотря на то, что с высоких трибун  все эти годы говорят  им обратное.

Конечно, немалая часть молодых людей об этом не задумывается и живёт в своё удовольствие, которое обычно дарит нам наше детство, юность и  молодость.   Но поскольку  поэт – «человек без кожи», с какого-то –  уже довольно раннего возраста он начинает, наряду с прекрасным, чувствовать и степень дисгармонии в том обществе, где волею судьбы ему назначено жить. Эта степень дисгармонии и отражается в его поэзии, что мы и наблюдаем у молодых сейчас.

Однако, современная русская поэзия состоит не только из поэзии тех, кто идёт нам на смену, но и поэтов много старше, которые продолжают писать. И здесь, конечно, немало имён, достойных восхищения их взрывными гражданскими строками, строками философской мудрости,  нежнейшей личной лирики… Называть их не буду, потому что, во-первых, могу кого-то упустить и тем самым незаслуженно обидеть и, во-вторых, это лишь личное мнение одного человека, которое может не совпадать с мнением другого.

Но о многих  из них  уже  написал или заметку, или комментарий. Уверен, напишу ещё не одну.

Утверждение о том, что современная русская поэзия теряет читателей, принять не могу. Те, кто однажды поэзию полюбил, не перестаёт искать новые дарования и читать тех, кого уже знает и любит. Их постоянно публикуют сайты «Российский писатель», «День литературы», газета «Слово»…, журналы и газеты во всей России.  Из наших комментариев на  сайтах и разговоров с коллегами, виден серьёзный интерес современников к поэтическому слову.

Анализируя развитие поэзии и связанный с этим интерес к ней в обозримом прошлом, можно заметить, что происходит это импульсно. Мы знаем, что случилось в Золотом веке, явившем миру Пушкина и немало других выдающихся поэтов, которые печальной волею судьбы были для современников в тени гения. Серебряный век, подаривший нам немало выдающихся имён, как и немного позже  поэты Великой Отечественной войны, подарили таких имён не меньше. Многие из нас помнят «поэтический бум» шестидесятых, отголоски которого были слышны ещё пару десятилетий. Так что такие всплески, перемежающиеся спадами, очевидно, объективны и чем-то определяются. На этот счёт есть много серьёзных  размышлений  литературоведов, но их выводы –  предмет отдельного разговора.

В наши же дни может тревожить другое: интерес к поэзии нынешних молодых людей  всё больше уступает интересу, какой наблюдался и наблюдается у прежних поколений. Но это легко объяснить, поскольку в обществе потребления, которое нам уже более четверти века продолжают внедрять, поэтическое восприятие жизни развивать тем, у кого оно не развито, трудно.

Однако, несмотря на трудности, делать это нужно именно нам, посильными каждому из нас средствами, показывая молодым, насколько мы «ни хлебом единым», и какие  духовные горизонты при этом в каждом из нас открываются.

Это надо делать дома, в детском саду, школе, разного рода литературных объединениях, кружках, поэтических вечерах,  фестивалях…,   везде, где только можно. Мы же помним, как было в нашей стране, которую так преступно потеряли.

Думаю, сейчас главное для молодого человека, наделённого поэтическим даром состоит в том, чтобы следовать известному пожеланию Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!... 

Тогда в поэзии он состоится.

Поэтому не надо пенять на время и думать: «жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придётся – ни мне, ни тебе». Лучше думать о том, как:

…Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук,
Шептать, дрожа от изумленья
И слёзы слизывая с губ.

И хотя в любые времена далеко не всё заставляет «дрожать от изумленья», в любые времена «поэзию не обязательно искать в небе, её можно найти и в траве, нужно только уметь нагнуться».

Видимо,  так захотела природа, что поэты рождаются и проявляются в любые времена. Даже в самые суровые, глухие и, казалось, не пригодные для поэзии, они, как травинки, прорастающие сквозь асфальт, скрашивали и скрашивают жизнь современников, не давая  терять надежду.

Важно лишь самому поэту «слышать звуки»,  не терять потребность трудиться и ставить перед собой самую высокую литературную планку.  Тогда его  «порывы юных лет» не пройдут с годами,будут услышаны и всегда найдут созвучие у читателя.

2. Поэтический язык: как он меняется и что с ним происходит сегодня?

Поскольку язык как таковой с течением времени постоянно претерпевает изменения, диктуемые самим временем, то и поэтический язык, как составная часть общего, тоже меняется. Он становится стремительнее, появляются новые слова и образы, которые понятны и органичны молодым, но не всегда легко воспринимаемы старшим поколением.

И  это нормально. К языку Державина тоже нужно было немножко привыкать после языка Ломоносова, как и к языку Пушкина после Державина. И хотя Тургенев сказал: «Он (Пушкин) создал наш русский язык, наш литературный язык, и нам, и нашим потомкам осталось лишь идти по пути, проложенном его гением», язык продолжал и продолжает видоизменяться, поскольку он зависит от общего хода изменений, происходящих в обществе.

Но каждый раз, привыкая к языковому стилю своего времени, о другом языковом стиле  трудно  становилось и помыслить. Так и сейчас, когда в наш язык внедряется нечто, нам не привычное.

Поэтому важно другое: насколько талантливо расположены  современные слова в строке и какие образы они создают. Если получается «как горла перехват, когда его волненье сдавит», значит эти слова правомочны в строке поэта.

Думаю, здесь важно помнить, что поэт – это явление природы. А всякое явление уникально. Как и уникален переход от стихотворчества к поэзии, которая является высшей степенью стихотворчества, и потому дана лишь единицам.

И как бы мы сегодня ни старались определить степень поэтической одарённости стихотворца, сделать это может лишь время. Мы знаем много примеров забвения очень популярных при жизни поэтов.

И потому, рассуждая о степени одарённости того или иного стихотворца, нужно начинать со слов: «На мой взгляд».

Тогда будешь корректен.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы, или новые возможности?

Интернет уже давно стал частью нашей жизни, как и поэзия на разных сайтах. Думаю, это ни хорошо и ни плохо, а лишь данность.

Здесь и минусы, поскольку можно обнародовать широкой аудитории что угодно, даже очень далёкое от поэзии, нанося тем самым вред юным, у кого ещё не поставлен литературный вкус.

И новые возможности для человека талантливого, но не имеющего  средств заплатить за издание своих произведений. Благодаря интернету он не только может предстать перед любителями поэзии, но и надеяться на то, что его заметит кто-нибудь из издателей и предложит публикацию уже на серьёзном уровне с профессиональной рецензией. Т.е. даст путёвку в литературную жизнь и профессиональную литературную среду.

В общем, жизнь идёт, поэты рождаются во все времена, а интерес к поэзии определяет атмосфера  в обществе. Поэтому в разные времена он разный. Хотя от активности профессиональных литераторов и степени их внимания к молодым, делающим первые шаги в литературе людям, тоже что-то зависит и, думаю, немало.

Примеры такие есть всегда, и это очень хорошо.

 

Андрей ФРОЛОВ, поэт (Орёл):

«ПОЭТАМИ ВСЁ ЖЕ РОЖДАЮТСЯ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Подчеркну, что мы говорим всё же о поэзии, а не о тех словотворческих процессах, которые наблюдаются сегодня как в интернете, так и в современном книгоиздательстве. Русская поэзия жива ныне, будет жить и впредь, поскольку поэтами всё же рождаются, а не становятся. Если бы становились, то с потерей читателя, утратой престижности (доходности) писательского звания поэзия давно бы почила в бозе. Но вот же, рождаются поэты и рождаются! И не поэтами быть не могут. Сегодня их не меньше, чем в любые времена. Да посмотрите вокруг: Светлана Сырнева (Киров), Юрий Перминов (Омск), Ольга Фокина (Вологда), Александр Нестругин (Воронеж), Ирина Семёнова (Орёл)… Разве можно перечислить всех? Да и не нужно – вдруг забуду кого. Можно говорить о том, что все эти имена знакомы лишь узкому кругу специалистов-литераторов. Да, это так. И не так. Если обычный человек раскрыл книгу, прочитал стихотворение – и проникся образом, восхитился строчкой, то, по большому счёту, неважно, запомнил ли он фамилию автора. Поверьте, таких людей немало, и только ради них уже стоит писать.

Да, нельзя не признать, что современная поэзия и вообще хорошая литература теряет читателя. Вернее сказать, и это тоже не секрет, хорошую литературу, а более всего поэзию «теряют» для читателя. Казалось бы, что сделало государство двадцать с небольшим лет назад? Просто перестало обращать внимание на литературу, лишив её своёй поддержки? Если бы так. С провозглашением «демократии» были резко смещены ценностные акценты в современном обществе, в литературу не то чтобы пустили, но потащили всевозможные мерзости, во все века отсеиваемые цензурой. Свобода! В результате за двадцать лет читатель был перевоспитан в нечитателя или исподволь переориентирован в читателя литературы, которую трудно назвать русской. А сегодняшние поэты (говорим о настоящих) пишут не хуже своих предшественников и имеют свой, пусть узкий, круг читателей. И небезосновательно надеются, что времена изменятся, как это не раз бывало в прошлом.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Современный поэтический язык был подарен нам великим А.С. Пушкиным, который не снизошёл к читателю, но поднял того до уровня понимания поэзии. Так вот, если взять стихи Пушкина и, скажем, С. Есенина, А. Решетова, В. Дронникова, Н. Зиновьева и попробовать найти десять отличий в их поэтическом языке, ничего не получится. Да, поэты все разные, но это же хорошо! Можно говорить лишь о стилевых различиях, но все поэты со времён Пушкина писали и пишут, каждый по-своему, на одном языке, ничуть не изменившемся. Да, время идёт, в поэтический язык приходят новые слова и понятия, но они не в состоянии изменить корневую основу языка. Снова оговорюсь: если речь идёт о настоящей поэзии, а не о современных интернетовских поделках.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Конечно, интернет есть неизбежный продукт прогресса, и обойтись без него современному человеку трудно. Увы, в наше время вседозволенности у огромной массы непоэтов появилась возможность без всяких ограничений публиковать в сети произведения собственного сочинения. И хотя на той же самой «стихире» можно встретить стихи известных в хорошем смысле поэтов, я с недоверием отношусь к подобным проектам. Тем не менее, считать поэзию в интернете абсолютным злом, наверное, нельзя. Читатель, умеющий мыслить, всегда сможет разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Если мыслить он не умеет, то это не читатель вовсе. На мой взгляд, гораздо больше вреда литературе приносят нечистоплотные издатели, которые в погоне за наживой выпускают обычные, бумажные, книжки с плохими стихами. Не зря же каждый графоман (а их во все времена были тьмы и тьмы) стремится, не ограничиваясь интернетными публикациями, любыми путями издать книгу – народ книгам больше верит.

 

Григорий ШУВАЛОВ, поэт (Москва):

«ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА ВСЕ РАВНЫ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

 Русская поэзия потеряла большое количество читателей еще в 90-е годы, когда резко расширилось информационное  пространство. Сейчас, наоборот, наблюдается небольшой всплеск интереса к поэзии, конечно, выступления поэтов сейчас не будут собирать стадионы, но это и не нужно.  К тому же финансовыми  и псевдокультурными элитами при почти полном безразличии государства в последние годы в качестве эталона современной поэзии усиленно культивировалась несусветная нечитабельная чепуха, поэтому у простого читателя зачастую имеется предубеждение, что сейчас настоящих поэтов нет, поскольку  те «поэты», которые сейчас на слуху, пишут какие-то бесформенные тексты (без ритма, рифмы и самое главное — без смысла), вовсе не похожие на стихи предшественников. Повлияло и то, что практически исчез институт критики, и ориентироваться читателю в современном информационном потоке очень непросто.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

 Поэтический язык менялся во все времена, особенно на переломе эпох.  Сегодняшний поэтический язык — довольно разнообразен, как в плане лексики, так и в плане поэтических приемов. Поэты активно используют современный сленг, подобное происходило и после революции, когда ввернуть новое модное словечко тоже считалось особенным шиком. Много новых слов перешло в современную поэзию из интернет-пространства, ставшего частью нашей повседневной жизни. Впрочем, период языковой расхлябанности в поэзии неизбежно должен смениться периодом, в котором будет более цениться традиционное высказывание в рамках литературного языка.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

 Главный минус у поэзии в интернете заключается в том, что ее слишком много. Зачастую опубликованное в интернете не проходит никакого отбора, не сверяется ни с чьим вкусом, а безвкусица самого автора гордо именуется «авторским видением». Поэтому большей значимостью сейчас вновь стали обладать печатные издания, там существует хотя бы первоначальный редакторский отбор. Новые возможности тоже имеются. Например, существенно расширилась географически читательская аудитория — твои стихи теперь могут читать по всему миру, причем уже день публикации. Также благодаря интернету значительно уменьшилась роль стихов написанных на злобу дня, как только исчезает информационный повод, они становится никому не интересны,  тогда как ранее их могли читать еще в течение нескольких месяцев после выхода в свет. Вообще требовательность к качеству поэзии благодаря ее всеобщей доступности у образованного читателя повысилась, ранее он, условно, читал 100 новых стихотворений в месяц, больше ему просто не попадалось, а теперь он может прочитать 100 стихотворений за вечер, есть, разумеется, большой процент людей, которым все равно, что читать. Еще одним плюсом является то, что благодаря интернету, в поэзии начинают стираться рамки столичноцентричности. То есть совершенно не важно, пишешь ты стихи в столице или в маленьком провинциальном городке, для интернет-пространства все равны, хотя определенные преимущества у поэтов, живущих в столице все равно остаются.

 

Андрей СМОЛИН, литературный критик (Вологда).:

«НИКАКОГО «ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА» НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

В слове «современность» нередко кроется надежда на будущее. Тут и вспоминается: «есть только миг между прошлым и будущим». Современная русская поэзия явно застыла в недоумении: а будет ли это будущее? Каким образом увидеть это будущее? Мы оборачиваемся в прошлое, ища ответы в истории русской поэзии. Девятнадцатый век при всех «романтизмах», «народничестве», «реализмах» это – Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет… Двадцатый век: «символизм», «имажинизм», «конструктивизм», «соцреализм», «публицизм», «тихая лирика», «иронисты», «постмодернизм»… Понятно, там тоже много славных имён. Мы их помним и знаем, опыт их учитываем. Но вот век двадцать первый! И что? На первый взгляд, «поэтический» синкретизм всего и вся. Стало очевидно, что при всём «море разливанном» стихов, нужны снова личности, нужны Поэты. Необходимо довольно уверенно назвать тех, кто встал пока последними в ряд значительных достижений русской поэзии: Николай Рубцов и Юрий Кузнецов! Мы ведь, собственно, сегодня и спрашиваем себя: а кто из «современников» перейдёт в разряд «классиков»? И ту случилась заминка: поэты есть, а вот имён-то?.. Конечно, они есть. Любой поэт или критик свой «списочек» поэтов-современников за пазухой имеет. И готов при случае представить. При этом понимая, что его правоту могут подтвердить только будущие читатели. Истинная поэзия настоящего времени всё-таки принадлежит будущему. А вот сюда и примыкает вопрос: где он этот читатель будущего, ибо он должен «проявиться» в настоящем? Истинный читатель поэзии всегда формируется исподволь и довольно трудно, всё-таки именно поэзия для постижения наиболее сложна и специфична. Мы-то помним, что не так давно бывали времена, когда поэзия (почти всякая) в большом количестве сметалась с прилавков книжных магазинов. Сейчас, конечно, ничего не «сметается», а это косвенный показатель потери интереса к поэтическому слову. Да и сама русская поэзия просто редчайший гость в книжных магазинах. «Рынок» её уверенно победил! Русская поэзия стала уделом почти только профессионалов. Надежд на «массовое» её освоение пока никаких нет. Причин тут много, они уже назывались. И что впереди? Только надежда, что все достижения поэтов-современников станут уделом читателя-современника. И надежда, как говорится, умирает последней.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Как видим, вопрос для людей понимающих, ибо никакого «поэтического языка» нет и быть не может. Это в теории. На самом деле, профессионалы знают, что «не всякое лыко в строку». Тем более что сама-то поэзия работает на «штампах», изобретенных при «Царе-Горохе». Вполне можно составить частотность употребления тех или иных образов, своеобразные топики любовной, пейзажной, гражданской и так далее «лирик». Что, понятно, и подразумевается под термином «поэтический язык». В «современности» изменений «поэтического языка» увидеть нельзя. Дело ведь не в лексике! Никакие «табу» не помогут освоению «поэтического языка», если он не будет понятен «улице», то есть «массовому читателю». На мой взгляд, лучшие поэты нашего времени вернулись к классической языковой строгости. И именно тут ищут возможности отразить «современность». Единственно верный путь для поэтов-современников: обновление смысла «затертых» от частого употребления образов. Кому это удастся лучше других, тот и перейдёт в разряд «классиков».

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

В интернете не так много и «минусов», если им пользоваться, как говорится, с умом. Поэзия сейчас уверенно переместилась туда, и пока иного выхода что-то не видно. Все профессионалы понимают, что истинная литература – это «бумажный носитель», то есть полновесная книга. А раз книги малодоступны, то интернет в наше время их с лихвой замещает. Будет ли это явление нарастать? Всего скорее, что да, будет нарастать. До тех пор, пока и будет интернет. Слишком это удобно и доступно для всех! И чего искать «минусы», если «плюсы» перекрывают. Но это  не заглядывая даже в ближайшее будущее. Ещё бы знать: на что фантазия человека способна по части коммуникативных средств, если вспомнить, что ещё лет двадцать назад даже «мобильник» был в диковинку. То ли ещё будет, говорим мы, даже не зная, что и будет… Впрочем, это относится и к русской поэзии.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную