НАША АНКЕТА
Во весь рост!

1. Ваше самоощущение в современном обществе?
2. Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?
3. Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель своё сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?
4. У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?
5. Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?
6. Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?
7. Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.

Сергей Рогатко: "Каждое произведение - поступок."

1.  Живу со всей гаммой чувств: от любви до ненависти.

2.  Каждое произведение – поступок.

3.  Значение писателя в сегодняшнем мире наоборот возросло. Если он действительно Писатель, Литератор с большой буквы, а не сочинитель «чтива» ради «бобла». Если о настоящих литераторах будут знать большинство населения нашей страны, а не замкнутая окололитературная среда, своеобразное нынешнее «гетто», то и литературный процесс, состоящий из таких личностей, будет всегда востребован народом. А значит, внутри его и будет место для общелитературных и общегражданских дискуссий любого рода, любого уровня. Что касается этой пресловутой коммерческой литературы, то это «чтиво», было, есть и будет. Оно никогда не умрет. Другое дело, всеми доступными средствами, главным образом законными, стараться сделать его влияние на умы и сердца людские как можно меньше. Возможно, без борьбы здесь не обойтись. Но ведь и цена вопроса велика. Души человеческие. Это ли не мотивация для такого противостояния всему низменному и циничному, что реками заливает наше общество. А иначе как же?

4.  В самой славе земной, человеческой ничего дурного нет. Если она не переходит в обыкновенное мирское тщеславие. И поэтому человеку, обладающему даром и талантом писательским надо быть как можно больше известным. Не обязательно на виду у всех, или как у Пастернака быть «притчей на устах у всех», но элементарная известность должна быть. Ведь он работает, в конечном счете, для читателя. А на счет «малой избранности», то это все от лукавого. В душе художника не может сидеть эдакое стремление к «диагенству» в своем мирке, в своей «творческой бочке». Другое дело, истинное творчество. Я вспоминаю строчки из письма великого шведского режиссера Ингмара Бергмана, которые я услышал и увидел еще во времена учебы во ВГИКе от одного педагога. Привожу почти дословно: «…вот мы сейчас художники, такие, мол, все известные, знаменитые ( 80-е гг. XX в. – прим. авт.) сидим каждый в своем стойле и хрюкаем… А я, мечтаю о том времени, как в эпоху средневекового Ренессанса, когда каждый мог творить анонимно и при этом получать истинное счастье и радость от творчества ради Создателя, во имя Творца….». Мне конечно ближе в идеале такая позиция. Но, повторюсь, иное время - иные устремления и задачи.

5.  Самая горячая мысль – не быть равнодушным. А самое тревожное обращение к читателю – трижды не быть равнодушным !

6.  Эта связь существует, возможно даже для кого-то незримо. А для кого-то вполне явно. Но при одном условии, если живут, вторят и имеют живое соприкосновение с сердцами человеческими те художники, те писатели, которые эту связь осуществляют. Что касается книг, то их много. Пожалуй, романы Лескова «Соборяне», «На ножах», «Худое». Их бы неплохо сегодня перечитать широкому читателю. И даже экранизировать. Ведь значение телекоммуникационного пространства для литературного процесса сейчас весьма велико.

7.  …


Комментариев:

Вернуться на главную