1. Живу со всей гаммой чувств: от любви до ненависти.
2. Каждое произведение – поступок.
3. Значение писателя в сегодняшнем мире наоборот возросло. Если он действительно Писатель, Литератор с большой буквы, а не сочинитель «чтива» ради «бобла». Если о настоящих литераторах будут знать большинство населения нашей страны, а не замкнутая окололитературная среда, своеобразное нынешнее «гетто», то и литературный процесс, состоящий из таких личностей, будет всегда востребован народом. А значит, внутри его и будет место для общелитературных и общегражданских дискуссий любого рода, любого уровня. Что касается этой пресловутой коммерческой литературы, то это «чтиво», было, есть и будет. Оно никогда не умрет. Другое дело, всеми доступными средствами, главным образом законными, стараться сделать его влияние на умы и сердца людские как можно меньше. Возможно, без борьбы здесь не обойтись. Но ведь и цена вопроса велика. Души человеческие. Это ли не мотивация для такого противостояния всему низменному и циничному, что реками заливает наше общество. А иначе как же?
4. В самой славе земной, человеческой ничего дурного нет. Если она не переходит в обыкновенное мирское тщеславие. И поэтому человеку, обладающему даром и талантом писательским надо быть как можно больше известным. Не обязательно на виду у всех, или как у Пастернака быть «притчей на устах у всех», но элементарная известность должна быть. Ведь он работает, в конечном счете, для читателя. А на счет «малой избранности», то это все от лукавого. В душе художника не может сидеть эдакое стремление к «диагенству» в своем мирке, в своей «творческой бочке». Другое дело, истинное творчество. Я вспоминаю строчки из письма великого шведского режиссера Ингмара Бергмана, которые я услышал и увидел еще во времена учебы во ВГИКе от одного педагога. Привожу почти дословно: «…вот мы сейчас художники, такие, мол, все известные, знаменитые ( 80-е гг. XX в. – прим. авт.) сидим каждый в своем стойле и хрюкаем… А я, мечтаю о том времени, как в эпоху средневекового Ренессанса, когда каждый мог творить анонимно и при этом получать истинное счастье и радость от творчества ради Создателя, во имя Творца….». Мне конечно ближе в идеале такая позиция. Но, повторюсь, иное время - иные устремления и задачи.
5. Самая горячая мысль – не быть равнодушным. А самое тревожное обращение к читателю – трижды не быть равнодушным !
6. Эта связь существует, возможно даже для кого-то незримо. А для кого-то вполне явно. Но при одном условии, если живут, вторят и имеют живое соприкосновение с сердцами человеческими те художники, те писатели, которые эту связь осуществляют. Что касается книг, то их много. Пожалуй, романы Лескова «Соборяне», «На ножах», «Худое». Их бы неплохо сегодня перечитать широкому читателю. И даже экранизировать. Ведь значение телекоммуникационного пространства для литературного процесса сейчас весьма велико.
7. …
|