Сергей МОСКАЛЬКОВ
ТАК УНИЧТОЖАЕТСЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА

В то время, как многие миллионы рублей выделяются, например,на антикультурные проекты Гельмана, академическое исусство России, приносившее ей еще недавно мировую славу, целенаправленно уничтожается.

Не лучшие свои дни переживает сегодня и театр "Русская опера", возглавлянемый выдающимся оперным певцом Александром Филипповичем ВЕДЕРНИКОВЫМ. И об этом - рассказ оперный певец, солиста Большого театра и одного из руководителей созданного несколько лет назад театра "Русская опера" Сергея МОСКАЛЬКОВА.

 

...Понимаю, что всем трудно, у всех свои проблемы. Также понимаю, что моя личная известность и известность моего блога не соответствуют такой кампании по сбору средств. Но, имею дерзновение, т.к. абсолютно уверен в соответствии дела!

Все эти годы (почти 4) театр "Русская опера" существовал только за счёт одного благотворителя - Фонда Святителя Николая Чудотворца. Все попытки найти ещё регулярное финансирование не приводили к успеху.

Скажу больше - наш опыт показывает, что на данном этапе развития российского общества существование частного оперного театра невозможно. То, что мы существовали, ставили и играли спектакли на уровне государственных театров, было настоящее Чудо Святителя Николая. Такие люди, как руководители поддерживавшего нас Фонда, к сожалению, в наше время могут быть смело занесены в Красную книгу.

Итак, краткая история.

Театр "Русская опера" образован в 2008 году с целью показывать высококлассные оперные спектакли не только зрителям Москвы, но и зрителям там, где нет оперных театров. 

До этого, группа оперных певцов, при поддержке Фонда Св.Николая, уже 2 года ездила по самых разным уголкам страны, и стало ясно, что русские люди даже в самой глубинке нуждаются в классическом искусстве.


Руководство "Русской оперы" в одном флаконе.)

Первый спектакль состоялся 12 августа в городе Ейске. Это была "Свадьба Фигаро" Моцарта на русском языке.
Вообще, это был уникальный проект. Т.к., один из наших учредителей Михаил Чепель родом из Ейска, его благотворительная деятельность на благо этого города позволила нашей юной труппе две недели репетировать с утра до вечера в готовых декорациях на сцене ейского дк, где предварительно была реконструирована оркестровая яма.

Т.е., в итоге ейчане увидели не просто антрепризный чёс под минусовку, а полноценный, идеально отрепетированный спектакль с оркестром, поставленный одним из лучшим современных режиссёров муз.театра Михаилом Кисляровым (в данный момент он возглавляет Камерный музыкальный им.Покровского).

Цель спектакля была проста - человек, первый раз пришедший в оперу, должен всё понять и увлечься. Во время репетиций мы специально просили уборщиц посидеть и послушать понятны ли слова, которые поют певцы.

В итоге, громкий успех и невероятное ощущение от того, что родилось что-то новое и очень нужное людям.

Потом сразу-же поехали на гастроли. Кисловодск, Ессентуки, Нальчик, Майкоп и Краснодар. Из всех этих городов, только в Краснодаре есть свой музыкальный театр.

Совру, если скажу, что залы везде и всегда были полны до отказа, но и рассчитывать на это новому и никому не известному коллективу было-бы смешно.

Поэтому, результат в ползала в почти полуторатысячной краснодарской "Премьере", да ещё в "мёртвых" двадцатых числах августа, был для нас просто выдающимся. А уж повсеместная реакция публики, которая всегда вставала и кричала не просто "браво", а "спас-и-и-ибо", с лихвой убеждала нас в нужности нового предприятия.

Затем был первый сезон в Москве. Премьера "Свадьбы" во Дворце на Яузе, новая постановка "Сорочинской Ярмарки" с Ведерниковым в главной роли.

О постановке "Сорочинской" можно писать отдельную книгу. Достаточно сказать, что ставили её за четыре дня в Твери, где её премьерой должен был открыться новый фестиваль Мусоргского. Почему за четыре? Да потому, что молодой и талантливый режиссёр до этого в Москве не успел (это бывает, и никакого зла не него конечно нет), не справился с материалом и пришлось призывать на помощь всё того-же Кислярова, которому пришлось всё делать практически заново. Репетировали даже по ночам. Некоторые оркестровые репетиции проходили в столовой профилактория, где жила труппа. Дирижёру и режиссёры пару раз вызывали скорую, а 81-однолетний дебютант Ведерников на вопросы о самочувствии только посылал всех без обиняков в ж....

Потом была поездка на Оперный фестиваль в Омск, наряду с такими театрами, как "Новая опера" и Казахский академический. Гастроли во Владимир, Иваново и снова Ейск уже с "Сорочинской".

А потому наступил кризис.) И выполнять основную миссию театра - полноценные гастроли по стране, стало почти невозможно. Тем не менее, мы умудрились свозить наш новый спектакль "Гензель и Гретель" в Кисловодск и все наши спектакли в Калугу.
Потом "Гензель и Гретель" даже стал номинантом Национальной театральной премии "Арлекин", и театр с огромным успехом выступил в Санкт-Петербурге.

При этом, дела у наших меценатов лучше не становились. Сложилась дилемма - учредители были в перманентном кризисе, а театр творчески бурно развивался.

Нужен был прорыв. Громкий проект, после которого можно было-бы попытаться претендовать на постоянную государственную поддержку.

И проект созрел. Потрясающая, совершенно незаслуженно забытая романтическая опера Алексея Верстовского "Аскольдова могила". Она с огромным успехом шла на всех российских и многих зарубежных сценах с 1834 по 1917 год, а потом исчезла из репертуара. Почему так произошло? Я точно не знаю. Но, скажу одно - в центре повествования первые христиане на Руси и христианский выбор главного героя. Очень современная тема, кстати.

Помимо чудной музыки Верстовского, основной "фишкой" проекта стали декорации Ивана Билибина, которые он делал для постановки этой оперы в Частной опере Зимина в 1913 году. Нам показалось, что на нынешних театральных подмостках не хватает такой красоты.
Спасибо огромное Музею Бахрушина, который дал нам эти эскизы для копирования!

;

К сожалению, к тому моменту дела у наших меценатов шли всё хуже, и мы отчётливо понимали, что одни такой проект не потянем.
Мы обратились в Малый театр. Куда же ещё, как не в то место, которое когда-то, вместе с Большим, возглавлял Верстовский? Где им был создан существующий до сего дня оркестр. Где декларируется приверженность лучшим традициям русского реалистического театра. Причём "Аскольдова могила" не просто опера, а зингшпиль, почти водевиль с большими драматическими сценами и кучей персонажей без пения.

Благодаря удивительному, в высочайшей степени творческому человеку, композитору и заместителю худ.рука Малого театра Григорию Гобернику, нам удалось найти в Малом отклик на наше предложение.

Был даже подписан договор о совместном сотрудничестве. Т.е., мы нашли партнёра, который предоставлял нам самое для нас главное - ЗДАНИЕ. Мы могли бесплатно репетировать и играть. С нашей же стороны было изготовление декораций (дорогущие оказались!), оплата солистов, хор, оркестр и постановочная группа. В итоге, спектакль должен был стать общим спектаклем Малого театра и театра "Русская опера".

Только подписав договор, мы с головой ринулись в это дело. Только имея гарантии от Малого, мы растрясли кучу уважаемых организаций и собрали деньги на декорации. Только зная, что у нас не болит теперь голова за оплату аренды помещений, мы привлекли Радио "Орфей" с его оркестром и дирижёром.

 "Аскольдова" стал как-бы проектом последней надежды. На последний сезон 2011/12 мы почти ничего не запланировали, чтобы экономить для громкой премьеры.

И вот, Малый театр, полюбовавшись на макет с шестью переменами красивейших билибинских декораций и, видимо, посчитав нас несказанно богатыми, решил "слегка" изменить отношения с партнёрских на арендные, причём по коммерческой цене. В Москве в тот момент уже висели афиши с числами долгожданной премьеры. Афиши непростые, а "При поддержке Правительства Москвы", т.е. бесплатные. Стоит заметить, что к получению этой привилегии Малый театр не приложил никаких усилий.

Ну, Бог им судья. В конце концов, мы не знаем до конца, какие трудности могли сподвигнуть Малый на такие неожиданные решения, а гадать выяснять нам было некогда. Надо было спасать проект и искать новых партнёров.

А теперь, когда партнёры уже почти найдены, Фонд Святителя Николая полностью прекращает финансирование. Претензий к Фонду мы никаких иметь не можем. Столько добра, сколько эти люди сделали не только театру, но и огромному количеству людей по всей России, мало кто сейчас делает!

Очень прошу всех молиться за раба Божия Андрея и раба Божия Михаила! Да поможет им Бог в их нелёгких испытаниях!

Номер счёта в Яндекс-деньгах - 41001907816175

Есть ещё номера кошельков на Веб-мани R326189896596, Z419581461032
U166779563232
Назначение платежа - постановка оперы А.Верстовского "Аскольдова могила"


Комментариев:

Вернуться на главную