В то время, как многие миллионы рублей выделяются, например,на антикультурные проекты Гельмана, академическое исусство России, приносившее ей еще недавно мировую славу, целенаправленно уничтожается. Не лучшие свои дни переживает сегодня и театр "Русская опера", возглавлянемый выдающимся оперным певцом Александром Филипповичем ВЕДЕРНИКОВЫМ. И об этом - рассказ оперный певец, солиста Большого театра и одного из руководителей созданного несколько лет назад театра "Русская опера" Сергея МОСКАЛЬКОВА.
...Понимаю, что всем трудно, у всех свои проблемы. Также понимаю, что моя личная известность и известность моего блога не соответствуют такой кампании по сбору средств.
Но, имею дерзновение, т.к. абсолютно уверен в соответствии дела! Театр "Русская опера" образован в 2008 году с целью показывать высококлассные оперные спектакли не только зрителям Москвы, но и зрителям там, где нет оперных театров.
До этого, группа оперных певцов, при поддержке Фонда Св.Николая, уже 2 года ездила по самых разным уголкам страны, и стало ясно, что русские люди даже в самой глубинке нуждаются в классическом искусстве. Т.е., в итоге ейчане увидели не просто антрепризный чёс под минусовку, а полноценный, идеально отрепетированный спектакль с оркестром, поставленный одним из лучшим современных режиссёров муз.театра Михаилом Кисляровым (в данный момент он возглавляет Камерный музыкальный им.Покровского). Цель спектакля была проста - человек, первый раз пришедший в оперу, должен всё понять и увлечься. Во время репетиций мы специально просили уборщиц посидеть и послушать понятны ли слова, которые поют певцы. Совру, если скажу, что залы везде и всегда были полны до отказа, но и рассчитывать на это новому и никому не известному коллективу было-бы смешно. Поэтому, результат в ползала в почти полуторатысячной краснодарской "Премьере", да ещё в "мёртвых" двадцатых числах августа, был для нас просто выдающимся. А уж повсеместная реакция публики, которая всегда вставала и кричала не просто "браво", а "спас-и-и-ибо", с лихвой убеждала нас в нужности нового предприятия. Затем был первый сезон в Москве. Премьера "Свадьбы" во Дворце на Яузе, новая постановка "Сорочинской Ярмарки" с Ведерниковым в главной роли. О постановке "Сорочинской" можно писать отдельную книгу. Достаточно сказать, что ставили её за четыре дня в Твери, где её премьерой должен был открыться новый фестиваль Мусоргского. Почему за четыре? Да потому, что молодой и талантливый режиссёр до этого в Москве не успел (это бывает, и никакого зла не него конечно нет), не справился с материалом и пришлось призывать на помощь всё того-же Кислярова, которому пришлось всё делать практически заново. Репетировали даже по ночам. Некоторые оркестровые репетиции проходили в столовой профилактория, где жила труппа. Дирижёру и режиссёры пару раз вызывали скорую, а 81-однолетний дебютант Ведерников на вопросы о самочувствии только посылал всех без обиняков в ж.... А потому наступил кризис.) И выполнять основную миссию театра - полноценные гастроли по стране, стало почти невозможно. Тем не менее, мы умудрились свозить наш новый спектакль "Гензель и Гретель" в Кисловодск и все наши спектакли в Калугу. При этом, дела у наших меценатов лучше не становились. Сложилась дилемма - учредители были в перманентном кризисе, а театр творчески бурно развивался. Нужен был прорыв. Громкий проект, после которого можно было-бы попытаться претендовать на постоянную государственную поддержку. И проект созрел. Потрясающая, совершенно незаслуженно забытая романтическая опера Алексея Верстовского "Аскольдова могила". Она с огромным успехом шла на всех российских и многих зарубежных сценах с 1834 по 1917 год, а потом исчезла из репертуара. Почему так произошло? Я точно не знаю. Но, скажу одно - в центре повествования первые христиане на Руси и христианский выбор главного героя. Очень современная тема, кстати. Помимо чудной музыки Верстовского, основной "фишкой" проекта стали декорации Ивана Билибина, которые он делал для постановки этой оперы в Частной опере Зимина в 1913 году. Нам показалось, что на нынешних театральных подмостках не хватает такой красоты. ; К сожалению, к тому моменту дела у наших меценатов шли всё хуже, и мы отчётливо понимали, что одни такой проект не потянем. Благодаря удивительному, в высочайшей степени творческому человеку, композитору и заместителю худ.рука Малого театра Григорию Гобернику, нам удалось найти в Малом отклик на наше предложение. Был даже подписан договор о совместном сотрудничестве. Т.е., мы нашли партнёра, который предоставлял нам самое для нас главное - ЗДАНИЕ. Мы могли бесплатно репетировать и играть. С нашей же стороны было изготовление декораций (дорогущие оказались!), оплата солистов, хор, оркестр и постановочная группа. В итоге, спектакль должен был стать общим спектаклем Малого театра и театра "Русская опера". "Аскольдова" стал как-бы проектом последней надежды. На последний сезон 2011/12 мы почти ничего не запланировали, чтобы экономить для громкой премьеры. И вот, Малый театр, полюбовавшись на макет с шестью переменами красивейших билибинских декораций и, видимо, посчитав нас несказанно богатыми, решил "слегка" изменить отношения с партнёрских на арендные, причём по коммерческой цене. В Москве в тот момент уже висели афиши с числами долгожданной премьеры. Афиши непростые, а "При поддержке Правительства Москвы", т.е. бесплатные. Стоит заметить, что к получению этой привилегии Малый театр не приложил никаких усилий. Ну, Бог им судья. В конце концов, мы не знаем до конца, какие трудности могли сподвигнуть Малый на такие неожиданные решения, а гадать выяснять нам было некогда. Надо было спасать проект и искать новых партнёров. Очень прошу всех молиться за раба Божия Андрея и раба Божия Михаила! Да поможет им Бог в их нелёгких испытаниях! Номер счёта в Яндекс-деньгах - 41001907816175
|
|