Михаил ЖИЛИН, член Союза писателей России
![]() 1999 январь. Писатель Николай Санеев в Светелке. Николай Васильевич Санеев - бывший ответсекретарь Камчатского регионального отделения СП России, почетный гражданин г. Петропавловска-Камчатского. «Белогрудая зимой и зелёная летом земля, вкраплённая в синеву океана, очаровала, как и всех, впервые увидевших её… Журналистские командировки уводили в дальние рыбацкие рейсы, и басовитый говор океанских волн надолго заглушал во мне всё…», - вспоминал Николай Санеев, перебравшись с Дона к берегам Тихого океана. Океан стал его крестным и сыграл главную роль в творческой судьбе журналиста и писателя. Большинство своих произведений Николай Васильевич посвятил людям мужественной профессии - морякам и рыбакам, осваивающим природные богатства в сложных условиях морской стихии. Я познакомился с ним в 1962 году, когда он стал работать в областной газете «Камчатская правда». Он был старше нас, молодых журналистов, лет на десять-двенадцать. Но главное – опытнее. За его плечами была суровая жизненная школа. Родился он 1 марта 1929 года в Придонье, в казачьем хуторе Богатом. Переустройство жизни в тридцатых годах сдвинула семью с места. Постранствовав по Северному Кавказу, она осела на жительство в одном из шахтёрских посёлков Донбасса. Здесь и застала война. Мальчишкой с пятиклассниками Николай рыл убежища от бомбёжек. В годы оккупации сполна хватил лиха, как и тысячи других детей. Разруха и голод научили мотаться на крышах поездов. В послевоенные годы жил в городе Антрацит. Переростком засел за парту, окончил семилетку. В 14 лет стал работать выборщикам породы в шахте «Центральная-Боковская». Писал в местную газету, был принят в штат её сотрудником. После службы в армии женился. Работал комсоргом на шахте, затем в газете города Антрацит и одновременно учился. В 25 лет окончил вечернюю среднюю школу и поступил на заочное отделение Ростовского государственного университета. После получения диплома потянуло в дальние края. В середине сентября 1961 года с женой и сыном он оказался у Тихого океана. В Усть-Камчатске, где стал работать в районной газете, прибавилась семья - родилась дочь. Уже первые его репортажи и корреспонденции обратили на себя внимание зрелостью. Он был приглашён на работу в областную газету. После донских степей и шахт Санеев быстро освоил новые для него темы. Он был «лёгок на подъём», поездки по Камчатке чередовались с командировками в моря, в рыбопромысловые экспедиции, которые порой продолжались по месяцу-полтора. Строки, рождённые на промысловой палубе и капитанском мостике, по рации передавались в газету. Люди на берегу постоянно были в курсе того, чем жило море. Со временем труд и жизнь рыбаков стали главными в его творчестве. Корреспондент, заведующий отделом, заместитель редактора – таковы ступени его служебной лестницы в газете. Восхождение по ступенькам литературного мастерства началось с издания очерка-брошюры «Честь» (1969) - о знатном капитане малого рыболовного сейнера Григории Крикорьяне и книги «Сероглазка - любовь моя» (1971), написанной от имени председателя рыболовецкого колхоза М.К. Старицына. В них отчётливо проявилось умение автора глубоко анализировать слагаемые успеха коллективов, достоверно рассказать о специфике труда в море, выделить главное в характере человека. Становление писателя происходило в атмосфере оценок того времени: как литература отражает жизнь и труд людей, способствует нравственному совершенствованию человека? Очерк и публицистика, обладая оперативностью, вышли на передний край художественного исследования жизни, новых явлений в экономике, отношений между людьми. Жанр документальной прозы занял достойное место в литературе. Камчатка – край рыбацкий. С морем жители полуострова связывали своё благополучие и процветание. От традиционного лова у берегов они переходили к промыслу рыбы на просторы океана. Где находятся места со скоплениями рыбы? Как и чем вести их добычу? Первопроходцами стали смелые, инициативные моряки. Они прокладывали курс в новые районы промысла, осваивали сложную технику и способы добычи рыб, добивались рекордных уловов. Герои промысла стали героями произведений Николая Санеева. Одна за другой выходят его книги: «Охота за солнцем» (1972), «Рыбаки» (1974), «Будни рыбака» (1977), «Щедрость» (1977), «Шкипер Иван Малякин» (1978). У каждого из этих произведений – точные адреса, фамилии, названия судов, координаты рыбопромысловых экспедиций. В центре повествований - экипажи судов, ставших известными не только на Камчатке. Их возглавляли капитаны Иван Малякин, Григорий Крикорьян, Николай Сотников, Анатолий Пономарёв и другие. Что это были за люди? Почему именно им удавалось достичь высших показателей в работе? За какие заслуги они отмечены высшими знаками уважения и почёта? Автор подробно прослеживает их судьбы, характеры, путь к профессиональному мастерству. Иван Малякин, например, мальчишкой получил первую рабочую закалку на Сталинградском тракторном заводе. Азбуку морского дела осваивал на Дальнем Востоке, в Посьете. После мореходной школы судьба привела его на Камчатку. От шкипера мотобота до капитана океанского сейнера, Героя Социалистического Труда – таков путь этого прославленного рыбака. Уже в первую путину «проклюнулся в малякинской натуре росток, который с годами развился в самую приметную индивидуальную особенность этого человека…» , - подчёркивает Санеев. Перед читателем предстаёт человек с беспокойным, пытливым характером, который побуждает его к новаторству. Он совершенствует традиционные способы лова, вносит изменения в конструкцию ярусов, не успокаивается, пока не переделывает кошельковый невод. Первым применяет его на лове сельди с океанского сейнера. С его участием рождается первый на Камчатке снюрревод, позволяющий черпать рыбу у дна. И так во всём. Новатор, идущий от практики. Капитан, ставивший рекорды. «В эфире только его «Воросму» и искали. Где она, там и флот, там и рыба, - приводит автор слова моряков. - Со сдачей нелады – Малякину радиограммы слали, жаловались ему, депутату Верховного Совета СССР. И рыбацкий защитник Иван Игнатьевич Малякин спешил на помощь». С героями своих книг Николай Санеев не терял связей, продолжал с ними дружбу, следил за дальнейшей судьбой. Он дополнял книги новыми наблюдениями, размышлениями, создавая по существу новые произведения. Переработанная книга «Сероглазка, любовь моя…» получила название «У кромки России» и вышла в Москве в издательстве «Советская Россия» (1979). К судьбе шкипера Малякина он вернулся в повести «Здравствуй, «Иван Малякин!», когда это имя было начертано на борту большого морозильного траулера. Она и три других переработанных произведения составили книгу под общим названием «За вычетом штормовых» (Москва, издательство «Современник», 1979). Перед читателем предстаёт мир забот, переживаний, стремлений людей, которые трудятся вдали от родных берегов в условиях повседневной борьбы со стихией. Что связывает разных людей в единый организм, называемый экипажем? – задаётся автор вопросом и пытается найти ответы на примере капитана Николая Сотникова и его команды («Охота за солнцем», «У каждого свой горизонт»). Очерки, обогащённые наблюдениями, размышлениями, психологическими деталями превратились в документально-художественное исследование. Сотников в пору первых самостоятельных шагов отыскал свою звезду и сам ярко засиял на рыбацком небосклоне. Когда в космос поднялся первый космонавт планеты Юрий Гагарин, экипаж Сотникова прямо из района промысла отправил телеграмму в Москву. Рыбаки траулера просили у космонавта разрешение назвать судно его именем. И получили согласие. Промышляя в Тихом океане, траулер «Юрий Гагарин» стал лидером на флоте. Во время работы сессии Верховного Совета СССР Николай Сотников встретился с Юрием Гагариным, рассказал об успехах. Тёплые приветы космонавта морякам вдохновляли на ударный труд. Много лет экипаж был лучшим на флоте. Но вот на полуостров прибыл БМРТ «Браслав», корабль-богатырь добывающего флота Камчатки. Его доверили Сотникову. Экипажу суждено было стать первопроходцем в освоении технологии промысла и проторить дороги в новые районы океана. После «Браслава» Николай Владимирович возглавил БМРТ «Математик». И снова успех. Выловлено 200 тысяч центнеров рыбы – рекорд на флоте! К героям промысла потянулись гости. Во время стоянок в порту на его борту побывали космонавт Евгений Хрунов, писатели Константин Симонов, Михаил Стельмах, Михаил Дудин. Рассказывая о капитане Сотникове, автор стремится понять истоки успехов, взаимоотношения в экипаже. «Я бродил по каютам, цеплялся, как утопающий за соломинку, за каждый разговор, если в нём хоть мимоходом затрагивалось имя капитана, и слышал однообразное, будто отлитое в одной и той же формулировке: «С ним работать легко». Так выражали своё отношение к капитану штурманы, радисты, рулевые, тралмастера. У рядовых рыбаков своё категорическое суждение: «С Сотниковым без рыбы не останемся. И при деньгах из рейса вернёмся». Беседы с рыбаками приоткрывали специфику труда в море, психологию взаимоотношений, черты характера капитана. «Крутые «скачки» Сотникова от самых серьёзных жизненных тем к ребячливости постоянно сбивали меня с толку, - признаётся автор. - Я не мог схватить, чем он берёт как промысловик, командир, а что идёт от наигранности, желания облечь себя в такую оболочку, которая бы прятала от посторонних глаз его суть». Постепенно перед читателем вырисовывается образ капитана, обладающего не только мастерством промысловика, но и качествами руководителя. К каждому моряку у него особый подход. В оценке действий моряков он часто использует шутку, иронию. «Сотникова не назовёшь человеком мрачным или, как говорят, слишком серьёзным, но не отнесёшь его и к беспечным весельчакам. Настрой ему нужен как маска, которая должна укрывать от посторонних глаз его тревоги, сомнения, колебания. Люди верят в него, надеются, и он не имеет права своим смятением подтачивать, разрушать надежду», - так характеризует своего героя писатель, на глазах которого происходят взаимоотношения капитана с экипажем. Человек общительный, Николай Санеев обладал умением подобрать ключи к человеку, И люди открывали перед ним свою душу, делились сокровенными мыслями и раздумьями. Потому так рельефно представлены в книге члены экипажа - заведующий производством Валентин Закутный, старейшая на флоте морячка Анна Тимофеевна Левченко, которую моряки называют судовой мамой, штурман Иван Романов, тралмастер Григорий Аглеулин, рулевой Анатолий Домничев. У них разные судьбы, разные пути привели их в экипаж, но все они любят море. «Почему же люди выбирают море? – размышляет автор книги над этим вопросом. - Чем пленило оно Николая Владимировича Сотникова, отдавшего ему два десятилетия жизни? Лучших лет. И каждый год – проводы и встречи… И месяцы ожиданий этих встреч, и коротких, как летняя ночь, побывок дома. Ведь это же самоотречение от земных благ?! Но почему он осознанно идёт на эту жертвенность, почему идут тысячи таких, как он? Цепко взяло за душу и не отпускает романтика? Какая ерунда! Романтика – болезнь возрастная… Но если не романтика, что же тогда, могущее держать так властно? Высокая оплата труда, обеспечивающая материальное благополучие? Нет, им не чужды ни романтика профессии, ни заработки. Но то, и другое, лишь компоненты, очень важные компоненты чего-то другого, что привязывает их к морю…. Если романтика и высокая оплата – всего лишь компоненты, то в чём же суть приверженности к морю? Николай Владимирович ответил на этот вопрос слишком упрощённо: «Здесь я чувствую себя в своей тарелке». Возможно, в этой упрощённости и кроется мудрость?». В море «чувствуют себя в своей тарелке» и герои других произведений Николая Санеева - капитаны Анатолий Пономарёв из рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина («Поделись, и твоего не убудет») и Григорий Крикорьян из Усть-Большерецкого района («За вычетом штормовых»). Разные у них судьбы, характеры, методы работы на промысле. Но их объединяет любовь к морю, высокое профессиональное мастерство, стремление взять у океана больше рыбы. В восьмидесятых годах в творчестве писателя происходит значительная корректировка угла зрения на освоение богатств океана. Он пытается разобраться в сложных, порою драматических взаимоотношениях человека и природы, найти ответ на острейшую проблему времени – кем мы пришли в океан: умными хозяевами или бездумными потребителями? Он публикует в журналах ряд публицистических статей на эту тему, издаёт книгу очерков «Не сотвори беду», которая была удостоена литературной премии Союза писателей РСФСР. В книгах писателя нашли отражения подлинные события, характерные для рыбной промышленности Камчатки и Дальнего Востока в шестидесятые – восьмидесятые годы прошлого столетия. С августа 1976 года в творческой судьбе Н.В.Санеева наступил новый этап. Писатели полуострова избрали его ответственным секретарём писательской организации Камчатки. Он много времени посвящает молодым литераторам, изданию их книг. Десятки произведений местных авторов увидели свет и заняли место на полках библиотек. Писательская организация активно участвовала в культурной жизни области. В этот период творчества Николай Васильевич обращается к новым для него темам и жанру. Он пишет повести «Среди снегов белых» (1982), и «Какая бывает весна» (1984). Первая повесть посвящена переустройству жизни оленеводов на севере Камчатки, вторая - становлению характера подростков в послевоенные годы на донецкой земле. В их основе лежат подлинные события и факты. Пропустив через собственное восприятие, обогатив точными деталями и юмором, автор воссоздал подлинную картину жизни людей и времени, в котором они жили.
КАК ПИСАТЕЛЬ, Николай Санеев сформировался на Камчатке, но истоки его творчества находятся на донской земле. Там он приобщился к слову, познал радость творчества. Звуки, краски, донские пейзажи, вошедшие в душу с детства, хранила память. Переехав с Тихого Дона к Тихому океану, он часто вспоминал красоту степного приволья, дорогие имена и встречи. Помню, с каким восторгом рассказывал он о встрече с Михаилом Александровичем Шолоховым. Произошло это в марте 1958 года в Ростове-на-Дону. «Писатель выступал перед избирателями, и мы, студенты-заочники, приехавшие на экзаменационную сессию, отложили учебники и устремились на встречу, - вспоминал он. - Выступление Шолохова было коротким. Он призвал земляков сделать Дон краем садов и виноградников. Мы обступили писателя, спрашивали его о романе «Поднятая целина». Тогда главы из второй книги романа публиковались в газете «Правда». Особенно нам нравился образ деда Щукаря. Шолохов сказал, что скоро роман будет опубликован полностью. И действительно, в 1960-м году были изданы две книги «Поднятой целины. Тогда же этот роман был удостоен Ленинской премии, которую писатель передал на строительство новой школы в станице Каргинской, где когда-то учился». Николай Санеев часто возвращался к этой встрече. Чувствовалось, что она оставила в его душе глубокий след. Любопытно, что когда экипаж траулера «Керчь» под командой Анатолия Пономарёва установил в 1965 году рекорд по добыче рыбы, Санеев написал об этом большой очерк, в котором рассказал о подарке Шолохова. « Добрая молва о делах рыбаков траулера «Керчь» перешагнула границы полуострова, разошлась по стране, докатилась до станицы Вёшенской. Вскоре после возвращения из последнего промыслового рейса Пономарёва пригласил зайти в партком тогдашний секретарь парткома колхоза Василий Нестерович Сёмик. - У меня для тебя есть сюрприз, - сказал он, загадочно улыбаясь. И вручил капитану том «Поднятой целины». Михаил Александрович Шолохов откликнулся на рекордные достижения экипажа тёплыми словами поздравления. Видно, что-то сродни давыдовскому уловил из скупых газетных сообщений писатель в святой и неистовой настырности камчатского рыбака. - А что? Ты у нас, считай, проложил первую борозду на колхозном траулере, - выразил вслух свою догадку секретарь парткома». В те годы мы не подозревали, что будем работать в газете с дочерью Шолохова Светланой Михайловной. Её муж капитан 1-го ранга Алексей Максимович Турков с декабря 1967 года по октябрь 1969-го служил на Камчатке командиром бригады пограничных сторожевых кораблей. Светлана Михайловна, филолог по образованию, занималась в газете освещением вопросов науки и образования. Скромная в общении, она рассказывала, что на Камчатке с мужем уже второй раз. Наш край им очень нравился. Зная, что Шолохов большой рыбак и охотник, мы говорили ей: «Приглашайте отца, пусть отведёт здесь душу на рыбалке». В те годы Михаил Александрович работал над романом «Они сражались за Родину» и не мог надолго отлучаться из дома. Встретить земляков с Дона было всегда радостью для Николая Васильевича Санеева. Это чувствовалось и в его произведениях о рыбаках. Вот что он пишет в очерке «Не сотвори беду, человек!» «Для рулевого Юрия Зарщикова дорога простёрлась через всю Россию от изнеженного солнцем Ростова-на-Дону. Торопясь, он рассказывал теперь мне, как всё это произошло… Зарщиков тогда вышел на путину на малом сейнере. И надо же, в самое горячее время путины кошельковый невод нанесло течением в корме, и винт прихватил его. Всё, кукуй теперь, пока к берегу не притащат. Сколько времени пройдёт, сколько рыбы не доловишь. В эти-то тяжкие минуты и разорвал голос Зарщикова придавленную бедой тишину: - Может, я попробую размотать… - Прямо здесь? - Люблю купаться… - На пляже? На своём донском, да? – раздосадованный неудачей язвительно заметил капитан. - А мне без разницы, что Дон, что Берингово море, – нисколько не смутился Зарщиков. - Только разрешите… Помялся капитан, посопел для порядка, и всё же рискнул: валяй, мол. И что ж, пришлось несколько раз принимать ледяную купель. Вызволил-таки невод».
ЧЕЛОВЕК БЕСПОКОЙНОГО характера, Николай Васильевич Санеев со временем вдохновился мечтой создать Дом писателей, который стал бы приютом для всех желающих приобщиться к литературе и искусству. И школой для развития творческих способностей подрастающего поколения. Хлопот было много. Николай Васильевич сумел убедить начальника строительного главка И.Г.Зелинского в важности такой стройки. Были подключены специалисты к созданию проекта по переустройству старого дома. Потребовалось много энергии, сил, бессонных ночей, прежде чем невзрачный дом приобрёл новый облик. Помощниками стали многочисленные друзья - архитекторы, строители, художники, музыканты, писатели. Мансарда с широкими окнами превратилась в уютную горницу, откуда открывается живописная панорама Авачинской бухты. Писатель нашёл замечательное слово для названия горницы - «Светёлка». Так случилось, что огни «Светёлки» зажглись в «лихие девяностые», разрушительной волной прокатившиеся по стране. Дома культуры и клубы практически заглохли. В этой обстановке «Светёлка» стала «лучом света», подарившим людям надежду на возрождение. Она раскрыла двери для общения людей разных профессий и возрастов, ищущих опору в жизни. Каждую пятницу вечером верхний этаж Дома писателей озарялся тёплыми огнями - горница гостеприимно раскрывала двери. В ней находили приют и общение люди разных поколений. Перед ними выступали писатели и художники, музыканты и певцы, работники библиотек и краеведы, рыбаки и военные моряки. Главное, что объединяло эти выступления, – стремление пробуждать в душах людей светлые чувства, вооружать их надеждой и верой. Опорой Николая Васильевича в его делах всегда была жена Мария Даниловна. Они познакомились в Белоруссии, в Несвиже. Николай служил там в армии. У них было много общего. Оба принадлежали к поколению «детей войны». Каратели сожгли деревню, в которой жила семья Марии. Мать с тремя ребятишками, младшему из которых был всего год, ушла в партизанский отряд, где находился отец со старшей сестрой. Когда Красная армия освободила родные места, отца мобилизовали в армию. Мать умерла от ран, полученных во время бомбёжек. Детей взяли к себе родственники. Затем младшая сестра и брат воспитывались в детдоме. В школу Марии пришлось ходить за 12 километров. Окончив финансовый техникум, работала в Несвиже. В 1952 году вышла замуж, переехала к Николаю в город Антрацит. А с 1961 года жизнь связана с Камчаткой, где работала в финансовых учреждениях больше полвека. Выросли дети. Сын Александр после Дальрыбвтуза служил в ведомстве по охране рыбных богатств. Дочь Ирина окончила математическую школу в Академгородке в Новосибирске и там же осталась работать. Но забот не убавилось. Когда создавался Дом писателей, Мария Даниловна во всём была помощницей Николая Васильевича. Каждый уголок, каждый предмет в Доме носит отпечаток забот этой семьи. К работе был привлечён даже её брат Вадим, который к этому времени жил в Петропавловске. Дом писателей стал любимым местом горожан. «Светёлка» превратилась в постоянно действующий культурный центр. Николай Васильевич был хорошо знаком с культурой славянских народов. Уважение к народным традициям воспитано в нём самой жизнью. Вечера русской, украинской, белорусской культуры с участием представителей других народов, в том числе и северных народов полуострова, всегда собирали много посетителей. В «Светёлке» побывали тогдашний Председатель Государственной Думы Российской Федерации Геннадий Селезнёв, журналист и писатель, ведущий популярной телепрограммы «В мире животных» Василий Песков, съёмочная группа американского телевидения, гости из Японии и других стран. Один из вечеров с участием всех землячеств полуострова назывался «За столом «Светёлки» всем найдётся место». И действительно: здесь каждый мог поделиться своим мнением по любым вопросам, прочитать юмореску, исполнить музыкальный номер на пианино, песню под гитару или частушку. Кстати, Николай Васильевич собрал и издал небольшую книжечку частушек «Нынче времечко такое…», отражавших «лихие девяностые» годы. Общение с молодёжью показало их стремление к творчеству, к литературе и искусству. Николай Васильевич озаботился мыслью создать школу для творчески одарённых детей. При Доме писателей были созданы студии прозы, поэзии, журналистики, телевидения. Занятия в них вели члены Союза писателей, опытные педагоги, журналисты, профессиональные работники телевидения. Учащиеся приобретали первый опыт мастерства. Их творческим отчётом стали выпуски сборников «Как первый звон капели» и «Подснежники». Для издания сборников Николай Васильевич привлёк спонсоров – своих друзей рыбаков и моряков Первый выпуск школы юных дарований превратился в праздник не только для учащихся, но и для их родителей, учителей и писателей. Многие из выпускников школы ныне успешно работают в газетах, на радио и телевидении. Заслуги Николая Васильевича отмечены многочисленными наградами. Он заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почётный гражданин города Петропавловска-Камчатского. И есть у него награда, пожалуй, единственная среди писателей. Рыбаки колхоза имени В.И.Ленина включили его в свою семью, присвоив звание Почётного колхозника. Такой чести писатель удостоился за книги, в которых он воспевал их труд. Николая Васильевича не стало 27 сентября 2001 года. С уходом из жизни писателя угасли огни созданной и взлелеянной им «Светёлки», согревавшие души людей. Но остались книги писателя, запечатлевшие важнейшие этапы в жизни полуострова и людей, оставивших яркий след в освоении морских богатств. Имя Н.В.Санеева присвоено Дому писателей (теперь уж бывшему – Ред.), городской библиотеке на Комсомольской площади, которая регулярно проводит Санеевские чтения. |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||