Геннадий САЗОНОВ, член Союза писателей России (Вологда)
СВЕТ ДОБРА И СВЕТ СЛОВА

О творчестве Александра Грязева


Писатель Александр Грязев
В Вологде в областной юношеской библиотеке им. В.Ф.Тендрякова была представлена книга современной прозы «В РАЙ С ПЕРЕСАДКОЙ» Александра ГРЯЗЕВА (1937-2012 гг.), изданной Вологодским отделением «Литературного фонда России» в серии «Писатели родного края» в конце прошлого года . В книгу вошли рассказы разных лет и кноповесть, давшая ей название.

На вечер пришли члены Вологодской писательской организации, работники библиотек, любители литературы и просто читатели.

Воспоминаниями о личности А.А.Грязева поделился известный священнослужитель Вологодской епархии, наместник Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, игумен Дионисий.

- Не так часто общался я с писателем, - сказал игумен Дионисий. - Но он мне запомнился, вошёл в сердце своей добротой, скромностью. В начале нашего знакомства Александр Алексеевич подарил мне книгу «Грех игумена», а после подписал книгу «Откровение Дионисия», а вот теперь - книга «В рай с пересадкой». Такие всё названия звучные, с определённым смыслом. Я не настолько глубоко знаком с творчеством А.А.Грязева, чтобы давать оценки, но своё мнение я составил. Героев произведений, как и самого автора, отличают скромность, доброта, родственное сочувствие к людям. А это уже само по себе означает немало в нашей современной жизни, где зачастую христианские ценности подменяют суетными заботами.

Тепло отозвался о творчестве Александра Грязева старейший вологодский писатель, друг Николая Рубцова, уроженец Тотьмы прозаик Сергей Петрович Багров. В своём выступлении он подробно проанализировал киноповесть «В рай с пересадкой» и роман «Калифорнийская славянка», назвал особенности творческой манеры автора.

Да, в современном мире существуют самые разные писатели. Впрочем, думаю, так было и в иные эпохи, далёкие от нас и не очень далёкие.

Условно тех, кто пишет, можно разделить на три категории.

Первая - это писатели, которые повествуют только о себе и, в основном, для себя. Кому они интересны? В первую очередь, понятное дело, себе. Но, не исключено, что их творчество находит какое-то количество поклонников.

Вторая - это писатели, которые берутся за перо ради тщеславия, желания приобрести известность, славу, и на этом заработать как можно больше денег. Действительно, они модны и популярные - авторы детективов, бульварных и развратных романов, книг, «разоблачающих» «тёмное прошлое» России, её правителей, начиная от первого царя Ивана Грозного и кончая руководителем Советского Союза Иосифом Сталиным.

Эта категория пишущей братии, как правило, получает то, что хочет.

Наконец, третья - это писатели, которые стремятся создавать произведения о народе, для народа, на языке, понятном народу. Не погоня за славой или земным достатком волнует их, а характеры современников, движение общества к нравственным высотам, потери и обретения на тернистом пути, вера людей в Бога в качестве земной основы существования.

К ним, вне сомнения, принадлежал прозаик, драматург, публицист старшего поколения Александр Алексеевич Грязев (1937-2012 гг.). Читатель, познакомившись с его новой книгой, сможет составить определённое мнение о творческих пристрастиях писателя. Богатая, прошлая и настоящая, история России, её выдающиеся деятели и простые люди, подъёмы и спады в её развитии - в центре внимания художника слова. Он знает и постоянно напоминает читателю о том, что величие России, её достижения, её вклад в мировую цивилизацию исходят из христианских ценностей. Кстати, это хорошо выражено, к примеру, в рассказе «Грех игумена» и повести «Чтобы свеча не угасла».

Несколько лет Александр Грязев собирал разнообразные факты из истории России, присовокуплял к ним личные впечатления деревенского детства, эпизоды из текущей жизни села. В результате возникла своеобразная «летопись» бытия русского народа. В своё время я встречался с Александром Алексеевичем, мы много разговаривали на эту тему.

Думаю, имеет смысл привести отрывок из нашей беседы, он поможет лучше понять истоки творчества писателя.

 

- Что вас подтолкнуло к такой теме? Кажется, уже достаточно разных исследований - и хороших, и плохих, которые отражают наше прошлое. Или история Руси неисчерпаема?

- Наша страна - Россия - особенная! Это планета, не укладывающаяся в традиционные рамки. Я не люблю, когда кричат о любви к России и всему русскому. Во всяком крике есть что-то фальшивое! Россию надо просто любить! Как любят родную мать, но никогда не говорят громко об этом.

Наверное, каждый, кто работает со словом, пытается разгадать для себя тайну России. Вот это желание и подтолкнуло меня к исследованию, которое я вёл не один год.

Поражает прежде всего «живучесть» России!

Историки давно подсчитали число войн, пережитых нами. Цифры просто ошеломляют! Так, с 1228 год по 1462 год на Руси было 160 войн! В ХVI веке она воевала 43 года, в XVII - 48 лет, в XVIII - 56 лет, в XIX веке - тоже не один десяток годов. И, наконец, на памяти у всех войны прошлого - XX столетия. С кем только не приходилось воевать, защищая Русь-матушку!

Достойно удивления, как мы вообще смогли после всего этого выжить. Ведь каждая война убивала самый цвет нации - юношей и молодых мужчин. И уж, действительно, достойна восхищения и уважения русская нация за то, что, пройдя через такие страшные испытания, она не только выстояла, но сумела не ожесточиться, сохранить в себе мирное начало - основную черту русского характера.

- Кстати говоря, фраза о «загадочности» русского характера стала уже расхожей. Её активно использует массовая культура, создавая мыльные сериалы типа «Особенности национальной охоты». А что вы думаете по поводу этого самого характера?

- Нынешняя массовая культура пришла к нам с Запада. А многие умные русские люди предупреждали ещё за сто и даже двести лет назад о том, что «заграничный кафтан» не подходит для России. Это можно напрямую отнести к массовой культуре, которая пытается дискредитировать всё, что связано с национальным достоинством. И в первую очередь - русский характер.

Я пишу об этом много и подробно в своём исследовании.

Да, одна из удивительных черт русских людей - их неистребимая наивность и доверчивость. Их вера в то, что и все другие люди иных национальностей исповедуют те же добродетели, что и они.

Когда русские промышленные люди в конце XVIII века пришли на Аляску, они стали в первую очередь обучать местных жителей грамоте и разным ремёслам - чем отличались от испанцев и англичан, которые истребляли индейцев, как диких зверей. А русские православные пришельцы отправляли индейских детей учиться в Петербург, Иркутск, Кронштадт. Мечтали даже построить на берегу Америки город по подобию стольного Петербурга, чтобы в нём жили тамошние индейцы.

Такое же отношение было и к народам Средней Азии, Кавказа, которых Россия взяла под своё крыло, спасла от вымирания и уничтожения агрессивными соседями. Обучила грамоте, построила города и заводы, ввела государственность, научила хозяйствовать, и никогда не была тюрьмой, хотя её недруги говорят о подобном до сего дня.

Приёмные сыновья, получив от неё всё, ныне отвернулись от России, предали забвению то, что она их вытащила из первобытного невежества и грязи, поставила рядом с собой, приобщила к своей цивилизации. Да, много всяких потрясений, драм, унижений перенесла Россия. Но при том сохранилась удивительная черта русского характера - посмеяться над собой и в любой темноте суметь найти свет, как усталый путник видит в ночной тьме огонёк и идет на него.

 

...Да и сам он был для многих таким «огоньком». Девять лет руководил Вологодской писательской организацией. На вечере также говорили и о том, что Александр Грязев вёл большую общественную работу. В частности, именно он возродил издание Вологодской Епархии - газету «Благовестник», был её первым редактором в 90-е годы. Теперь это регулярно выходящий журнал с таким же названием. В своё время Грязев был инициатором открытия в Вологде дома-музея известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова, судьбе которого он посвятил повесть «Отчие пенаты».

Кстати, о прототипах. Директор филиала библиотеки Ирина Трапезникова, где проходила премьера книги, познакомила собравшихся со своеобразным исследованием героев некоторых рассказов Грязева. Их прототипы - в основном, крестьяне деревни Железный Борок и окрестных деревень Буйского района Костромской области, куда часто приезжал автор. Это - кузнецы, трактористы, доярки, охотники - суть русский народ.

Основной «рабочий инструмент» у писателя - это слово. Именно по отношению к нему понимаешь, кто перед тобой, когда раскрываешь книгу. К великому сожалению, ныне многие, именующие себя писателями, небрежно относятся к русскому языку, если не сказать больше. Часто они используют, так называемый, «новояз», или язык улицы, засорённый жаргоном, иностранными заимствованиями и даже нецензурщиной. Всё это идёт от низкой внутренней культуры и столь же низкой требовательности к себе.

Александр Грязев никогда не опускался до унижения русского языка. Наоборот - он всегда стремился постичь глубинный смысл родной речи, бережно пользовался ею, помня о том, что словам должно быть тесно, а мыслям просторно. Его прозу отличает доверительность и простота. Но эта та «сложная» простота, которая свидетельствует о высоком литературном мастерстве.

Через живое русское слово читатель входит во внутренний мир писателя и его героев, испытывает сопереживание, они становятся понятными, близкими.

И это - достойная награда автору.

На вечере своё отношение к творчеству писателя высказали руководитель Вологодской писательской организации поэт Михаил Карачёв, прозаик и публицист Роберт Балакшин, литеартурный критик Андрей Смолин, прозаик Александр Цыганов.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную