Приглашение к разговору

Геннадий САЗОНОВ (Вологда)

ТВОРЧЕСТВО… ВНЕ ЗАКОНА

В течение 26 лет Госдума и Совет Федерации не смогли принять Закон
о творческих союзах в России

… Давно, помню, зашёл в сельмаг в родной деревне, к прилавку теснилась небольшая очередь. Красавица тётя Зина, продавщица, с озорством и лукавинкой пропела: «Пропустите писателя, у него много денег…». Все засмеялись, и я с ними. Писателем я не был, а содержимого в кармане хватило лишь на бутылку красного вина, которое я и взял, постояв в очереди. Но шутка тёти Зины помнится до сих пор.

Ещё припоминаю, когда читал переписку Василия Белова с издательством «Советский писатель», как он упрашивал Виктора Петелина, тогдашнего заведующего редакцией прозы, составить хоть какой-то договор на рукопись, потому что, свидетельствовал Белов, «я обсох…», надо искать какую-то работу.

Хорошо, издательство откликнулось, и Василию Ивановичу выслали гонорар в Вологду.

Ныне слово и понятие – гонорар – практически полностью исчезли из литературной среды. Хотя, к примеру, во времена Сергея Есенина, «подлые времена», как он говорил, оно было в большом ходу.

Поэтому смешанные чувства горечи и досады вызвала у меня публикация известного русского писателя из Нижнего Новгорода Валерия Сдобнякова. Он рассказал о том, как обсуждали «за круглым столом» проблемы современных писателей (РНЛ, 29.11.2022). Разговор состоялся 25 ноября в Москве в Литературном институте имени М.Горького, вёл заседание ректор вуза Алексей Варламов. Речь шла о «необходимости правового закрепления статуса писателя, как профессионального деятеля искусства».

Действительно, вопрос, что называется, набил оскомину в творческом сообществе и давно перезрел. Да, какой-нибудь полицейский «общупывает» тебя на вокзале, действуя по закону. А ты, садясь за письменный стол и создавая какое-либо произведение, действуешь вне закона, потому что такого закона просто нет.

«Существуют два аспекта проблемы: социальный и творческий, - подчеркнул В.Сдобняков в своих тезисах для выступления на «круглом столе». – О первом было уже сказано. Повторяться не буду. Отмечу лишь, что вопиющая несправедливость здесь просто взывает к совести власть имущих. Особенно бесправными оказались писатели старшего поколения, перемещенные новым российским законодательством в ранг тунеядцев, лиц без трудового стажа…
Нынешним властям, хоть в центре, хоть в регионах, трудно понять, кто есть кто. Столько народа называет себя писателями – страсть. Сейчас литературный процесс в России находится не в свободном, а в хаотическом состоянии. В то время, когда это вопрос государственный…
Народ, нация не могут существовать без своей достойной литературы, без своего чистого и красивого слова.
Об этом необходимо серьёзно подумать. Это огромная проблема…».

Приходит на память эпизод, о нём поведал мне известный русских поэт из старинного города в глубинке. В приёмную главы районы выбегает после разговор с главой местная «прославленная поэтесса» и, воздев руки вверх, громко кричит: «Мы победили! Мы победили!». А в чём победили? Да всё просто: она «выбила» у руководителя средства на издания очередного сборника стихов, которые дополнят книжную полку графоманов…

Отсюда видно, что Валерий Сдобняков прав в том, что властям трудно определить, где истинное творчество, а где халтура…

Он, к сожалению, не сказал ни слова о том, к каким выводам и рекомендациям пришли участники «круглого стола» в Литературном институте. Или «поговорили и разошлись» - в лучших традициях доморощенных либералов.

 

Чтобы понять, что происходит в целом в культуре и, в частности, в литературе, нужно вернуться на тридцать с лишним лет назад.

Прежде напомню прописную истину – в основе культуры лежит СЛОВО. Ныне эта истина предана у нас в стране классическому забвению. Хотя ещё в середине ХХ века всё обстояло нормально. «Люди во власти понимали: в культуре должен главенствовать культ не денег, а духовности,- пишет в своей новой книге «Спрос на родные одёжки» ( издана в 2022 году в Твери) известный тверской прозаик из Андреаполя Валерий Кирилов. – А русское слово не просто средство общения, но и отражение образа жизни народа. Образ жизни формирует национальное сознание. Сознанием диктуются поступки. Они определяют историческую судьбу народа и государства. И в этом – значение русского слова как охранителя государственности. Оно мощнее ядерных зарядов, ракет, лазеров, подводных лодок, самолётов, ибо в нём духовная сила народа».

Увы, тогдашние «сиамские близнецы» - Горбачев и Ельцин – не понимали значение СЛОВА, или делали вид, что не понимали. Зато их шефы из ЦРУ и «цивилизованного Запада» прекрасно осознавали силу СЛОВА. И когда те и эти «западники» ликвидировали Советский Союз (1991, 1993 гг), то именно по указке из-за океана из общественного сознания народа изъяли понятие «идеологии» и саму идеологию. Также, едва ли не в приказном порядке, «великий Ельцин» ликвидировал государственную поддержку культуры – в частности, литературы и средств массовой информации. Иными словами, одними из первых действий демократической власти в РФ стал «крутой накат» на СЛОВО, то есть – на идеологию и культуру.

Служители «дяди Сэма» рукоплескали – они попали в цель!

Перед теми, кто занимался творчеством, теми, кто работал в культуре, встал простой, как табуретка, вопрос: как физически выжить? А уж до стихов, романов и пьес руки не доходили. Будто подрубленные под корень, сразу рухнули многомиллионные тиражи газет и журналов, книжные издательства начали закрываться. Хорошо помню, как газета «Труд», тогда я в ней работал, одна из самых влиятельных в мире с тиражом в 14 миллионов экземпляров, покатилась под гору и буквально на глазах потеряла 10 миллионов читателей. Потому что редакции было сказано «сверху» - «выживайте, как хотите…». Но ведь ни нефтяных скважин, ни золотых приисков, ни крупных предприятий у редакции не было, за счёт которых можно было бы существовать. Вся собственность страны в такое же мгновение ока, как и закат газеты «Труд», оказалась в руках проходимцев и дельцов от, так называемого, бизнеса…

То-то янки в США радовались!

Из страны, где люди выписывали и читали много газет и журналов, стояли в очередях за интересной книгой, «ельцнская рээфия» быстро превратилась в государство, где СЛОВО задвинули на задний план. И не просто «задвинули», а впопыхах, с огромной поспешностью стали заменять прекрасную русскую речь, русский язык на уголовщину, мат, жаргон и англо-американскую лексику. Никакие предупреждения специалистов о губительности подобной замены не доходи до ушей «великих реформаторов». Они старались угодить Западу, снискать благосклонность «своих кураторов».

СЛОВО перестало «работать»!

Почему? Прислужники Ельцина приняли законы, которые упраздняли прежние советские акты, которые обязывали государственные органы и общественные организации реагировать на выступления печати.

Образно говоря, СЛОВУ заткнули рот.

Всё же в некоторых «государевых людях» пробудилась совесть.

В 1996 году в Госдуму был внесён проект Федерального Закона «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах». Один из авторов проекта депутат Виктор Зоркальцев предлагал ввести в общественный оборот на основе Закона понятия – «творческий работник», «творческая профессия», «творческий союз». На уровне Госдумы это делалось впервые. Особое место в проекте уделялось финансовым и имущественным гарантиям, социальной защите творческих работников и их союзов.

Помню, встретил на улице Вологды известного художника Виктора Сысоева. Он был в приподнятом настроении: «Еду в Москву, - не скрывал радости Виктор Иннокентьевич, - будем обсуждать проект Закона о творческих союзах. Наконец-то, мы получим почву под ногами». Он возлагал на поездку большие надежды – художники тоже перебивались с хлеба на квас, устроить персональную выставку – всё равно, что совершить подвиг.

Через какое-то время опять увидел Сысоева – настроение у него противоположное. «Отклонили закон, - вздохнул мастер кисти, - но надежды не теряю…».

Виктор ушёл в мир иной, так и не дождавшись закона.

Закон прошёл все этапы, включая Совет Федерации. Но его отклонил Президент РФ, сославшись на «отсутствие заключения Правительства РФ на этапе внесения законопроекта в Госдуму». Неужели трудно было обязать Правительство сделать заключение? Просто удивительно!

Это было в 1998 году.

А в 1999 году депутаты вновь внесли законопроект в Думу, уже добившись заключения Правительства. Но, как в 1998-м, так и в 2000 году Президент наложил вето, якобы закон противоречит действующему законодательству РФ. В чём конкретно противоречит? Особо не стали разбираться ни Президент, ни Госдума. Скорее всего, это была просто «умная отговорка», чтобы «не нагружать бюджет». Из бюджета можно «валить» немыслимое количество денег в кошельки олигархов, а вот на поддержку творчества – ну, никак нельзя.

В 2004 году Госдума сняла с рассмотрения проект Закона о творческих союзах. И поставила на всей «этой истории» жирную точку.

Молодцы депутаты! Славно поработали на интересы «цивилизованного Запада».

Иными словами, ЦРУ и в целом США удалось ликвидировать государственную поддержку творчества в современной России.

СЛОВО передано в «частные руки», государство фактически от него отказалось: мол, нет «навара», нет «выгоды» - этих двух божков российского капитализма. Однако огромный опыт Советского Союза свидетельствует совсем о другом явлении – только лишь издание книг за государственный счёт приносило стране ежегодно миллионы рублей прибыли. А вот приближённые к «царю Борису» типа Егора Гайдара об этом, якобы, не знали.

Ныне писатели, художники, композиторы, создатели кино, как и во время «ельциноидов», продолжают существовать вне закона.

Дело дошло до маразма.

Союз писателей России, самую многочисленную организацию творческих работников литературы, исключили… из культуры. Во как! Библиотека – да, это культура. Музыкальный колледж – да, это культура. Областная филармония, областной драматический театр – да, это культура.

А вот писатели – общественная организация! Они к культуре, якобы, не имеют отношения. Как правительство области может помогать общественной организации, особенно в финансовом плане? Никак! Иначе – нецелевое использование средств и открытие уголовного дела.

СЛОВО - под запретом!

«Мы вас не знаем, - говорят в областном департаменте культуры, - вы не наши…».

Ну, если не «ваши», то отсюда и всё остальное: идите, ребята, своей дорогой, не мешайте нам «строить англоязычную российскую культурушку… . А то, не дай Бог, вы какие-то русские традиции начнёте вспоминать и утверждать, а нам такое не надо…».

Здесь назову журнал «Берега», возникший пять лет назад в Калининграде хлопотами писательницы Лидии Довыденко. Из малого регионального за короткий срок журнал стал общероссийским. Почему бы руководству Калининградской области и лично губернатору не поддержать добрую инициативу? Куда там! А что скажут в соседней Польше? А что подумают в Вашингтоне? Без оглядки на Запад наши власти не мыслят своё существование...

Меня, конечно, могут и упрекнуть: а разве всякие конкурсы и премии – не поддержка творчества? Да, поддержка, вне сомнения, хотя нити этой «поддержки» находятся в руках либералов-западников, хотя эта поддержка не решает главных вопросов. Есть, правда, и более яркие примеры. Глава Республики Карелия Артур Олегович Парфенчиков поддерживает один из старейших русских журналов – журнал «Север» в Петрозаводске, и редакция успешно работает на благо русской культуры. В своё время прекрасный поэт Михаил Зайцев (Царствие ему Небесное!) рассказывал мне, как в Волгограде сплотились писатели, художники, музыканты и потребовали от местных законодателей «законных оснований для творчества». Те откликнулись, на бюджетные средства в Волгограде начали выходить художественные книги, открываться выставки живописцев, звучать музыкальные произведения. Но когда пришёл новый губернатор, то всё это благолепие порушил.

У нас новое первое лицо тоже хотело «отобрать» у писателей поддержку – а то «жрут и жрут из бюджета». А много ли «жрут»? В месяц бюджет Вологодской области выплачивает члену Союза писателей России (по решению местных законодателей) 840 рублей. Если разделить на количество дней, получается менее 30 рублей в день. А на одного осужденного пожизненно в тюрьме на «Пятаке» под Белозерском бюджет тратит в день около 300 рублей, в десять раз больше.

Так тоже - зэки, а тут - писатели!

На зэков можно и раскошелиться, можно строить новые тюрьмы, нанимать новых охранников, мол, полезно для государства. А деятельность писателя, по такой «шкале ценностей» получается вредной?

Два года назад в Москве организовали Ассоциацию творческих союзов писателей, куда вошёл и Союз писателей России. Ассоциацию

возглавил прозаик, главный редактор журнала «Юность» Сергей Шаргунов, депутат Госдумы. Намерения были благие – помогать писателям в творчестве и в жизни. Казалось бы, Ассоциации и карты в руки, чтобы, наконец-то, вернуть писателей в «правовое поле», войти в Госдуму с предложением приять необходимые нормативные документы - отвергнутый 26 лет назад закон.

А получилось нечто странное.

Всю Ассоциацию вместе со всеми писателями «задвинули» аж.. в Министерство цифровизации. Это – нечто! Вполне можно предположить, что следующим этапом будет какой-нибудь циркуляр от Минцифры о запрете для писателя… писать. Если следовать логике Владимира Лепёхина, учёного, директора Института ЕАЭС, то в России «развитием информсреды и IТ-технологий управляет не только Всемирный банк, навязавший РФ свою версию цифровизации, но также ведущие западные ТНК» («Суть происходящего», «Российский писатель», 10.12.22).

Таким образом, нетрудно сообразить, что попав в Министерство цифровизации, Союз писателей России фактически оказался … под эгидой Всемирного банка, то есть под пятой Запада, вполне в колониальном духе.

Отсюда понятно, почему за два года деятельности Ассоциации никаких заметных изменений к лучшему в жизни региональных писательских организациях не произошло.

Да и не могло произойти!

Конечно, духовно сломать писателя, стоящего на родной почве, в современной РФ легко. Сделать ему «резервацию» - обособить, чтобы не было общения с читателями всей страны и коллегами из других регионов, чтобы не предоставлять ему эфир и телеэкран, страницы газет и журналов. Всё – «полный порядок».

Но это только на первый взгляд – «полный порядок».

Сломать-то его невозможно. Да, садясь за письменный стол, он «действует вне закона», но работает-то в интересах народа.

А тут уж никакой слом не поможет!

Вологда, 11 декабря 2022 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Культурная политика РФ

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную