ОТЗВУКИ

Авторская рубрика Александра Щербакова

<<< Ранее        Далее >>>

13.10.2025 г.

ТРУБАЧ  «ЕНИСЕЯ»

При воспоминании об Иване Уразове нам, старым литераторам-красноярцам, невольно хочется, перефразируя слова Маяковского, заметить: «Мы говорим «Уразов» — подразумеваем «Енисей». Ведь подумайте только: Иван Владимирович, три десятилетия проработавший редактором Красноярского книжного издательства, почти все эти годы вёл наш «фирменный» литературно-художественный и краеведческий альманах, порою по сути бывший периодическим журналом- двухмесячником. Вы спросите, что значит «вёл»? Поясню, как понимаю. В советские времена главным редактором «Енисея» автоматически назначался избранный коллегами руководитель краевого отделения Союза писателей России (СССР). Но поскольку альманах выпускался на средства и при участии государственного издательства, то оно поручало эти хлопоты одному из своих редакторов. В редакции альманаха он значился в ранге ответственного секретаря, хотя роль его была, пожалуй, шире и значительней такой должности.

Во всяком случае, так было при Иване Уразове, работу которого мне довелось наблюдать вблизи. Дело в том, что в ту пору кроме главного редактора в альманахе «от писателей»  полагался его заместитель. И вот где-то в начале 70-х тогдашний главред (тоже «многолетний» по стажу) Анатолий Чмыхало вдруг выдвинул в замы меня, ещё не состоявшего в СП, но активного автора. И хотя должность эта была «общественной», можно сказать, номинальной, я невольно стал чаще  бывать в редакции - то на заседании редколлегии, то при решении участи чьей-либо спорной рукописи, да и со своими шедеврами за пазухой... И воочию видел, как Иван Владимирович принимал авторов, вычитывал и правил тексты, отвечал на письма и звонки, «рисовал» макеты очередных номеров альманаха...

Если грубо прикинуть, из-под его руки их вышло в свет, наверное, более сотни. Притом именно в те годы «Енисей» достигал наибольшей популярности, его тираж переваливал за 25 тысяч экземпляров, и в основном за счёт подписчиков, благодаря читательскому спросу. Сегодня даже трудно поверить, что альманах тогда продавался в киосках «Союзпечати» и не залёживался.  Помню, сам не однажды покупал на вокзалах, отправляясь в журналистские командировки. И поскольку он охотно печатал не только маститых писателей,  но и молодых, «начинающих» авторов, то можно представить, сколько на его страницах выросло будущих мастеров слова. И тоже не без «лёгкой руки» Ивана Уразова.

К тому же, будучи штатным работником издательства, он рецензировал и редактировал рукописи разных выпускаемых книжек и брошюр. А в 60-е годы был составителем и редактором целой серии сборников  «Жарки» - этакого подобия «миниальманаха» для детей и подростков. В тех ярких сборниках присутствовали все жанры, «кроме скучных» - от повестей, рассказов, стихов до сказок и пьес. К слову сказать, именно через «Жарки» мне впервые довелось познакомиться с Иваном Уразовым лично. Я тогда был молодым учителем в Канске, преподавал русский язык и литературу в школе-интернате имени Юрия Гагарина. Пытался писать стихи и прозу. Посещал Литературное объединение (Лито) при городской газете. На своих посиделках мы не только «разбирали» плоды вдохновения друг друга, но и готовили, затем публиковали подборки в городской «Власти Советов», в соседней межрайонке «Заря коммунизма» и даже изредка мелькали с ними в «Красноярском комсомольце», в «Енисее» и в упомянутых «Жарках». А однажды мне, собравшемуся по делам в Красноярск, коллеги-стихотворцы поручили показать там свои новые творения «для детей» прямо редактору «Жарков» Уразову и попросить, чтобы он тут же прочитал их строки и вынес решение.

И вот я поднялся на  второй этаж книжного издательства, робко постучал в дверь редакции «Енисея» и, услышав приветливое «войдите», шагнул в кабинет. Из-за широкого письменного стола, заваленного бумагами,  навстречу мне поднялся невысокий мужичок, русоволосый, худощавый, со впалыми щеками на усталом лице. По ранее виденным фотографиям я понял, что это искомый Уразов, собиратель «Жарков», представился, вынул свиток нетленки канских пиитов и не замедлил изложить общую просьбу о сроках рассмотрения. Иван Владимирович непроизвольно поморщился, выдохнул: «Вообще-то я занят...», однако махнул рукой и добавил: «Но уж коли просите, давайте почитаем».

Читал он медленным шепотом и раскладывал стихи на две стопки. Я молча сидел на стуле и ревниво наблюдал за его реакцией. И когда к концу прочтения отметил, что в дальнюю стопку улетало многовато, на мой взгляд,  лучших перьев, вроде Гоши Меликова, Коли Конева, Киры Власовой, да и самого ходока, а в ближней оказалось больше всех страничек Люды (забыл фамилию), воспитательницы детсада, которую мы считали «просто любительницей», то посмел возразить судие. Буркнул, что, мол, он не совсем  объективен.  В ответ Иван Владимирович  криво усмехнулся и строго сказал: «Чем спорить с редакторами, поусердней работайте над своими строками».  Мне  осталось сдержанно поблагодарить его за совет, принять отвергнутые столбики стихов и раскланяться.

Конечно, знай я тогда, что предо мною сидел бывалый человек, «живой» фронтовик, я бы оставил при себе всякие возражения, но сухопарый мужичок был так моложав... О том, что он, органично «вписавшийся» в Сибирь, не был природным сибиряком, мне тоже стало известно лишь позднее. Оказывается, Иван Уразов родился в селе Аношкино Воронежкой области в 1925 году и в нашенские палестины, в деревню Северная Александровка Канского района, переехал со своей семьёй уже подростком, в 1940-м. После окончания семилетки работал слесарем в «Заготзерно».В 1943 году его призвали на службу в армию. Восемнадцатилетнего, с «бараньим весом», как он сам потом горько  шутил, в 40 килограммов. Сначала  проходил военную подготовку в Красноярске. Вместе с другими новобранцами жил в казармах в Николаевке, владеть оружием учился на стрельбище на Покровской горе. А в конце года, в декабре, в составе маршевой роты был отправлен на фронт. 

Не скажу точно, в каком роде войск и в какой роли он встретил своё первое боевое крещение, вернее  всего в матушке-пехоте или стройбате рядовым солдатом, но вскоре судьба его круто изменилась. Небольшого ростом, однако голосистого молодого бойца, к тому же неплохо владевшего некоторыми духовыми инструментами, участника самодеятельности, после одного  из концертов перевели в подразделение военных музыкантов. Сам Иван, вспоминая об этом, позднее писал так:

«Когда я пришел, музыканты встретили меня как старого знакомого. Это они, оказывается, после того, как послушали тогда в Дроздовке наш концерт, подсказали Грибко отозвать меня из батальона на время корпусного смотра самодеятельности к Первому мая. Меня не отпускали оттуда, и Григорян снова шел к Грибко. И вот теперь, закончив репетицию, развесили свои инструменты на гвоздях вдоль стены и просят меня спеть. Сашка берет баян, перебирает пуговицы, ищет нужную для меня тональность. Напеваю ему мелодию «Землянки», он кое-как схватывает. Пою. Ребята слушают, переглядываются, но вроде бы дружелюбно. Гришка Филиппов улыбается. Я чувствую себя уверенней. Песня кончилась. Он одобряет:

– Молодец!

А Руслан интересуется у Сашки:

– Какую самую высокую ноту он берет?

Динатуров находит клавишу.

– Ре.

– Ого! – восхищается Руслан».

Этот перевод «из батальона» получился, можно сказать, провиденческим. Во всяком случае, для самого Ивана Уразова, ибо во многом определил его дальнейшую жизненную  и посмертную судьбу. 

Пройдя дорогами войны с песней на устах и с трубою и кларнетом «в устах» (а порою и с винтовкой наперевес) до самой Германии, побывав с концертами во множестве военных частей, сражавшихся на фронтах Украины и Белоруссии, Польши и Пруссии, Венгрии и Чехословакии, достаточно нанюхавшись пороху под вражескими обстрелами, Иван демобилизовался и вернулся в Красноярск в 1949 году. Работал на старинном паровозовагоноремонтном заводе, учился в школе рабочей молодёжи. Получив аттестат зрелости, поступил в 1952 году в Московский Государственный университет на факультет журналистики. Студентом четвёртого курса проходил практику в Красноярском книжном издательстве, а после окончания МГУ был приглашён туда на постоянную работу. В должности редактора, как уже сказано выше, которому было доверено ещё «вести» (или «везти») альманах «Енисей» и составлять детские сборники  «Жарки»...

Редакторствуя и секретарствуя, Иван Владимирович, профессиональный журналист  (член СЖ СССР/России с 1959 года), естественно, и сам стал писать для альманаха, для издательства. Из-под его пера вышло немало статей и очерков, а потом появились рассказы и повести. Среди книжек, изданных в Красноярске, мне особенно запомнились  «В зелёных просторах», «Дикарка» и, конечно же, «Юность моя фронтовая». Эта, можно без обиняков сказать, его главная книга. Я бы даже без всякого обидного смысла вообще назвал Ивана Уразова автором одной книги. Или известным по одной книге. Таких в мировой и отечественной литературе немало. От какого-нибудь античного Гесиода с его поэмой «Труды и дни» до наших Александра Грибоедова с  комедией «Горе от ума» или Олега Куваева с романом «Территория».

Как видно уже из заглавия, в своей лирической повести Уразов рассказывает на собственном примере о судьбе молодого солдата, впервые попавшего в окопы войны. О его познании суровых фронтовых будней, о закалке воли и характера в окружении бывалых бойцов, о радостях  побед и горестях утрат. Рассказывает откровенно, правдиво, без бодряческой лакировки, но и без лишней черноты. И в общем-то написанная в духе традиций, сложившихся в военной прозе к 70-80-м годам, повесть, пожалуй, не обратила бы на себя особого внимания, если бы не была посвящена редкой, а может, даже исключительной теме — ратной «работе»  военного музыканта. Недаром критики подчёркивали, что Уразов заполнил этот пробел. Впервые повесть была издана в 1978 году. Через семь лет появилось её  дополненное издание. И лишь в 2015-м, благодаря  грантовой программе «Книжное Красноярье», вышел в свет окончательный, «канонический» вариант.

Думаю, сам Иван Владимирович вполне сознавал, что это его основная книга, по которой его будут вспоминать потомки как писателя. Недаром лишь после её выхода он постучался в писательский союз, когда ему уже перевалило через полвека. И недаром, выступая на встречах с читателями, он чаще  всего и больше всего говорил именно о повести «Юность моя фронтовая», о её героях, вечно живых для него, а также о лучших книгах своих коллег — писателей военной темы. И, по свидетельству слушателей, неизменно подчёркивал, что эту литературу надо сберечь, сохранить для нашей памяти. 

К слову замечу, что Иван Уразов был желанным гостем в библиотеках, школах, трудовых коллективах. И не только потому, что интересно рассказывал о своей фронтовой юности и правдивой повести о ней, но и потому, что он, многие годы проработавший в книжном издательстве, в редакции «Енисея», наверное, как никто, близко знал красноярских писателей разных поколений и мог поведать о них и об их творениях. К тому же делал это умело и охотно.

Чему я был неоднократный свидетель. К примеру, вспоминается заседание в краевой научной библиотеке по случаю очередного юбилея местного классика  литературы Николая  Устиновича. Естественно, среди приглашённых - Иван Уразов, как человек не просто «видевший» Николая Станиславовича, но и тесно работавший с ним в том же альманахе «Енисей». В числе «знакомых» с Устиновичем его дочь  Надежда пригласила и автора этих строчек, тоже когда-то встречавшегося с классиком. Правда, единственный раз, незадолго до его кончины. И вот начинаются воспоминания о юбиляре. Первое слово по праву предоставляют Ивану Уразову, уже старенькому, но ещё довольно подвижному, не отмеченному «кремлёвской походкой». Он, сидевший в первом ряду, бодро встаёт и — с места в карьер:«Я впервые познакомился с ним...» Говорит десять минут, двадцать минут... Иные из собравшиеся уже тревожно переглядываются.  И лишь когда звонкий монолог зашкаливает за полчаса, Надежде Николаевне удаётся уловить небольшую паузу, чтобы вежливо поблагодарить дорогого вспоминателя и передать слово следующему. Иван Владимирович, недовольно крякнув, опускается на стул...

До старости Уразов активно посещал писательские собрания и охотно выступал на них, в том числе с воспоминаниями об ушедших товарищах по перу. А собрания наши в советские времена нередко заканчивались скромными чаепитиями. Не без подачи и горячительного, если были к тому причины — чьи-либо именины, награды или издания новых книг. При разговорах и тостах обычно солировал Астафьев, но если дело доходило до песен, то роль солиста переходила к Уразову. Он был нашим признанным запевалой. Голос имел высокий, но приятный, нежный. Наверное, тенор с каким-нибудь  оттенком - лирический, драматический. Песни звучали в основном народные и военные.

Впрочем, когда наступили смутные времена, стало не до песен и не до  собраний с застольными венцами. Многим писателям, особенно старым, а тем более одиноким, жилось в те годы трудно. И положение  Ивана Уразова тут не было исключением. Помнится, как его сосед по дому в Студенческом городке, поэт Зорий Яхнин, расставшийся и со своей, по его ироническому выражению, «младшей» женой, живя одиноко  и страдая от болячек, стал звонить мне почти ежедневно, чтобы просто пообщаться и развеять тоску. А поговорив, обычно приглашал в гости. Но как-то позвонил и с этого начал:

– Старик, приезжай в гости, у меня суп со свиной косточкой.

 – Из топора? – хмыкнул я.  

– Нет-нет, всё по чину: картошечка, лучок, морковочка...

– Откуда дровишки?

– А мы с Ваней Уразовым  возделали рядом клочок земли под три грядки — луковую, морковную, чесночно-укропную... Теперь панствуем.

Как говорится, комментарии излишни.

Кстати, Ваней называли Уразова многие писатели. Пожалуй, единственного их фронтового поколения. Никто ж не говорил: Толя Чмыхало, Витя Астафьев или Ваня Пантелеев... Тоже характерный штришок.

Хотя общие застолья наши, как сказано, стали редкими, моя последняя встреча с Иваном Владимировичем связана с одним из них. Кажется, оно и было посвящено его какому-то уже почтенному «летию». Он вышел из Дома искусств со мною и Борисом Петровым заметно отяжелевший. Мы с Борисом переглянулись и вызвались проводить его до дому. Иван был рад такой инициативе и пригласил нас в гости. Мы сели в автобус и покатили в Студгородок.

Дома он как-то взбодрился, усадил нас за стол, спроворил нехитрую закуску и предложил ещё понемногу «плеснуть на колосники». А потом, отлучившись на минуту, явился, держа в руках...трубу!  Да-да, этот самый известный духовой инструмент, бывший встарь сигнальным, а позже ставший  музыкальным, годным хоть для оркестра, хоть для соло. Владеющих этим медным чудом  с мундштуком, трубкой и раструбом, издревле называют трубачами. И вот один  них, боевой и лирический, прошедший когда-то с винтовкой и трубой от российской глубинки до поверженной Германии, стоял перед нами и улыбался:

– Послушайте, из моего военного репертуара!

Коснувшись губами мундштука и вскинув сияющий раструб, он словно бы преобразился, помолодел и приосанился, хмель разом покинул его, и мы услышали до боли знакомую мелодию: «Бьется в тесной печурке огонь..». Вслед за сурковской «Землянкой» не менее мелодично и выразительно зазвучали фатьяновские «Соловьи, соловьи...», ошанинские «Эх, дороги...» Мы с Борисом сперва непроизвольно хлопали в ладоши, а потом, не сговариваясь, вскочили из-за стола и бросились поздравлять, обнимать нашего лирического трубача Ваню Уразова. Трубача не только волшебных мелодий, но и волшебных слов... Таким и запомнился мне навсегда Иван Владимирович, седой юноша, оставивший нас в 2019 году. Да будет ему, урождённому воронежцу, пухом наша сибирская земля.

Красноярск
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта

Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Яндекс.Метрика

Вернуться на главную