Юрий ЩЕРБАКОВ (Астрахань)

ЗВЕЗДА ПОЭТА КУЛИКОВА

Так случилось, что в день, когда в районном центре Лиман Астраханской области открывали мемориальную доску поэта Олега Куликова, пришло известие о переименовании в городе Кропоткине улицы Сергея Есенина в улицу Марата Ахеджака, покойного заместителя губернатора Краснодарского края. Помнится, это возмутило лиманских чиновников, и глава района заявил, что в их степном посёлке обязательно увековечат память поэта-земляка в названии одной из улиц. Десять лет прошло с тех пор. Увы, обещание осталось невыполненным. Слава Богу, мемориальная доска на месте. И ежегодная литературная премия имени Олега Куликова, учреждённая после его скоропостижной кончины в 2000 году администрацией района, по-прежнему вручается.

20 июня 2022 года Олегу Куликову исполнилось бы 75.

И всё-таки тошно от того, что по отношению к ушедшим литераторам слова «память» и «прихоть» стали синонимами. «Как хочу – так и ворочу!» - вот принцип власти разных уровней. В идеологию современной России не вписываются ни мёртвые, ни, тем более, – живые «инженеры человеческих душ». Впрочем, об этом писали уже много раз, в том числе, и я. А вот о замечательных провинциальных творцах, увы, написано гораздо меньше.

Один из лучших современных русских поэтов, мой волгоградский друг Василий Макеев несколько лет назад, представляя астраханских стихотворцев в журнале «Отчий край», назвал нас «могучей кучкой» - по аналогии со знаменитым композиторским сообществом. Тогда, честно говоря, сравнение показалось чересчур смелым. Но вот прошло время, ушли из жизни Олег Куликов, Павел Морозов, Павел Суров, Александр Сахнов, Сергей Золотов, Юрий Богатов - яркие представители астраханской «могучей кучки», - и оказалось, что их творчество соответствует самым высоким критериям. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи …» Прав был Сергей Есенин, прав и Василий Макеев, разглядевший несомненную талантливость группы астраханских поэтов до того, как это произошло на их родине. Да и произошло ли?

Оценить истинный масштаб чужого дарования мешает не только творческая зависть, замаскированная пресловутым: «Нет пророка в своём Отечестве», мешают и давние приятельские отношения, не дающие порой измерить стихи друзей трезво и беспристрастно. Это похоже на чувства жены, на глазах которой муж с младых ногтей кропал стишки на кухне, в туалете, в ванной, и вдруг этими «пустяками» начинают восхищаться. «Как, этот самый Ванёк, обожающий борщ с чесноком, фильмы с Юрием Никулиным, храпящий во сне, – словом, тот, кого супруга знает как облупленного, - известный, даже знаменитый поэт?» Самые родные люди, увы, часто недоверчивы и ревнивы. Как и «малая родина», зачастую воздающая доморощенному самородку по заслугам с большим запозданием. Чаще всего после смерти, когда вдруг становится понятным истинный масштаб ушедшего навсегда таланта.

Так произошло и с Олегом Куликовым – одарённым русским поэтом. Жил он в самой что ни на есть провинции – в посёлке Лиман, в калмыцкой степи. Не так давно здесь, на школе, где он когда-то работал учителем, появилась мемориальная доска в его честь. Так что памятная доска на здании центральной районной библиотеки, о которой я писал в начале заметок, - уже вторая! Каждый год земляки проводят поэтический конкурс памяти поэта. После кончины Куликова на средства районной администрации мы подготовили и издали книгу его стихотворений «Между чистыми синими звёздами».

Одним словом, некоторое подобие славы мой лиманский товарищ получил, вроде бы, в новейшее российское время. Но сформировался да и написал свои лучшие стихи он на рубеже 70-х – 80-х. Как, кстати, и другие участники той самой «могучей кучки». Никчемушное, застойное время – и такой всплеск! Волей-неволей приходит на ум вопрос: а, может, и не такие уж пропащие годы переживала тогда страна, где литература считалась делом государственным? Да, Куликов, как и все мы, трудно и долго пробивался к читателям. Но ведь и квартиру он тогда получил в новом доме, как будущий член Союза писателей. Я подчёркиваю: будущий! А в наш творческий союз он вступил только в 1996 году.

Такое вот неложное уважение было у власти к литературе. Ревнители «нового мышления» назовут это идеологией и будут правы. А мне по душе такая идеология! Попробуйте-ка без огромных денег решить квартирный вопрос сегодня! Не всё так просто и с «пробиванием» книг. Нам всем тогда хотелось быстрее выйти к читателям. А поскольку издательства и литературные журналы были только государственными, то и дело в них велось строго по планам – перспективным, тематическим, текущим. Надо было пройти сквозь «сито» областных, межрегиональных, всероссийских и всесоюзных совещаний и семинаров молодых литераторов, которые (спасибо комсомолу!) проходили тогда с завидной регулярностью. Потом было серьёзное рецензирование и дотошное обсуждение в областной писательской организации, которая в конце концов и рекомендовала рукопись начинающего стихотворца или прозаика Нижне-Волжскому книжному издательству. Но это вовсе не значило, что книга будет опубликована в первозданном виде. Издательство практиковало свои внутренние рецензии и неизбежную работу с редактором. Порой работа эта длилась годами! Строки, строфы, стихи подвергались безжалостной вивисекции – карандаш редактора порой казался авторам скальпелем, а сам редактор – хирургом, режущим пациента без наркоза! Но произведения-то от этого только выигрывали, к читателям приходили профессионально отшлифованные стихи! Были здесь, конечно, как и в любом творческом деле, просчёты и ошибки. Но сейчас, по прошествии стольких лет анархии, сумбура, неряшливости, а зачастую и неграмотности, царящих в издательском деле, где за деньги можно выпустить любую абракадабру, я понимаю, насколько же нужной и полезной была та система фильтрования, через которую мы попадали в литературу!

Скажу больше: в советские времена человек, обладавший литературными способностями, обязательно пробивался к вершинам. К высоким или не очень – но к вершинам! Народного уважения, общественной известности, государственного внимания. И это – правда. Другое дело – нравится она или не нравится хулителям «проклятого советского тоталитаризма». Только ведь, как говорится, слова из песни не выбросишь. Как, впрочем, и то, что по-настоящему талантливые люди иной раз палец о палец не ударяли, чтобы помочь своим творениям увидеть свет! Верно, конечно, сказано: «Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами!» Но и в советские времена нарочитый «пофигизм» тормозил продвижение вверх, то есть к читателю. А если к этому добавлялось небезупречное, скажем так, поведение начинающего поэта либо прозаика, предосудительно частое участие в дружеских застольях, то понятно, что заслуженное восхождение автора замедлялось ещё более.

Яркий тому пример – творческая судьба Олега Куликова. В Астрахани он появлялся нечасто, привозил новые хорошие стихи (впрочем, плохих-то у него и не было), потом снова исчезал надолго в своей провинции, ничуть не заботясь о том, что в отдалённых планах Нижне-Волжского издательства замаячил его первый сборник. Тут бы и съездить поэту в Волгоград, пообщаться за «рюмкой чая» с теми, от кого зависит печатная судьба его заветного детища. Увы, это успешно делали иные, поднаторевшие не только в стихосложении, но и в стихопробивании. Замечательный, может быть, самый лучший астраханский поэт всех времён Леонид Чашечников без обиняков сказал как-то Олегу: «Я за счёт твоего «Половодья» свою книгу издал. Да если б только я …» И отодвигали, и «листаж» отщипывали у первого сборника Куликова маститые коллеги. Так что вышло его «Половодье» не таким бурным и могучим, как могло и должно бы, да и не в те сроки.

А с первой и единственной московской книгой Куликова всё было ещё проще и понятней, хотя никто покаянных объяснений не давал. Просто под обложку сборника Олега «Огни на реке» бесцеремонно впихнули ещё одного автора, вернее, авторшу. Издательство «Современник» заставило сожительствовать настоящие, крепкие, мужские, пропахшие смолистым волжским ветром и неистребимым пряным духом вяленой воблы стихи Куликова и беспомощно-смазливые, аморфные, бесплотные, приторно-искусственные строчки нужной папиной дочки … Наверное, могло быть и по-иному. Но если в Астрахань Олег выбирался, как говорится, «раз в год по обещанию», то уж в столицу …

Может показаться, что в этих сентенциях я далеко ушёл от оценки творчества Куликова, точнее, даже не приближался. Отчасти это верно. Но парадокс в том, что будь поэт иным – пробивным, настырным, упрямым – может, и не создал бы таких пронзительных, щемящих и одновременно добрых, светлых, талантливых своих стихотворений! Это как две стороны одной медали, и без любой из них медаль ненастоящая, бутафорская.

Куликов был поэтом истинным, всамделишным, природным. Сергей Есенин, Николай Рубцов – безо всякой натяжки готов поставить имя нашего земляка вслед за этими золотыми голосами русской поэзии. Все они - певцы Руси уходящей. Но если Есенин и Рубцов отгоревали, отплакали над судьбой всей нашей обездоленной родины, то Куликов гордо и горько печалился над участью Понизовой Руси – неповторимой «малой родины». Кто-то на этих словах может иронически пожать плечами: о чём печалиться-то, если Волга по-прежнему впадает в Каспийское море, и живут на их берегах люди! То-то и оно, что другие люди живут, с иными чаяниями, надеждами, стремлениями и укладом – с иным, по-новомодному говоря, менталитетом. Та ловецкая, ватажная, артельная жизнь низовских сёл, которой веками жили наши предки, канула в Лету. Реюшки, бударки, прорезя, невода, мётчики, иглички, кундраки – давно уже превратились из примет каждодневного промыслового быта в словесную экзотику.



Спроси сегодня молодого астраханца, что такое, к примеру, «подловка» - и он вряд ли догадается, что это чердак. Маленький Олег, игравший в «войнушку» на подловке прадедовского дома, спасавшийся от жары под солтенью и бегавший в школу не с городским ранцем, а с самодельным зимбилем, вправе был говорить, что часть души «защемил скрипучей этой дверью». По сути дела, все стихи Олега – исторические, потому что той жизни, которой испокон веку жило Понизовье, больше нет. Она не изменилась, она – кончилась. Что говорить о бударках, если современные дети не видели вживую ни «Ракет», ни «Метеоров», ещё недавно исправно бегавших в низовские сёла! Так что Куликов действительно писал об уходящей эпохе, вернее, уже ушедшей.

- Реалии новой жизни! – легко найдёт ответ на эти сетования современный прагматик. – Прогресс неостановим!

С этим не поспоришь, если, конечно, понимать под прогрессом безудержное и бездумное выкачивание из-под земли и из-под воды нефти и газа. Во имя сытого благополучия тех, кому наплевать на судьбу Волго-Каспия и людей, для которых он был смыслом жизни. «Новые реалии» не продолжают прежнюю действительность, а зачёркивают её. А как же традиции, преемственность поколений, родовая память? Да никак!

«Взошли камышом ерика, и протоки, и банки.
Поникли над дельтою серые шапки стогов.
С великим трудом проползает отъевшийся танкер,
Касаясь, о, Волга, бортами твоих берегов.
Боюсь, что и русла речные пустынями станут.
Взметнётся над прахом, завоет Кащей-суховей.
И памятник Каспию, видимо, вырубит правнук,
А внуку здесь незачем больше бросать якорей …»

Зачем, действительно, потомкам славных ловецких фамилий «бросать якоря» в землю, которая перестала быть родной стараниями «застойщиков», «перестройщиков» и «капитализаторов»? Не ради же этих вот, обречённых на одиночество и забвение пращуров, доживающих свой век в обезлюдевших селениях.

«Над речкою виснет туман
Намокшею марлей.
Остался в деревне Иван
С супругою Марьей.
… Последние вехи твои,
Последние корни.
Кто в жажду водой напоит,
Кто в голод – накормит?
Но ты ни о чём не грусти,
Не плачь по России,
Не кайся последним «прости» …
Давно уж простили».

Перевелись уже те горемычные старики, безжалостно порвана пушкинская «златая цепь времён», драгоценная связь поколений, которая и есть самая настоящая национальная идея. Это её который год безнадёжно ищет наше общество. Или делает вид, что ищет … Олег Куликов, как настоящий поэт, жил ею давным-давно. Только почему-то бравые строители капитализма, их безвольные попутчики (то есть большинство из нас) и власти предержащие ищут национальную идею где угодно, но только не в провидческих стихах. Именно от невозможности докричаться, достучаться до соплеменников, усовестить их самым сокровенным вырвалось у поэта однажды:

«Ударит сердце, рёбра сокруша,
Как хулиган разнузданный кастетом.
И вскрикнет удивлённая душа,
И навсегда простится с белым светом.
И побредёт по вечной тишине,
Над суетой, в своём обличье новом.
В каком – не знаю, но хотелось б мне –
Не птицей, не травой, а только словом!
Тем самым, что будило по ночам
И рассыпалось – стоило проснуться.
Которое началом всех начал,
Венцом венцов могло бы обернуться.
Что вобрало в себя и солнца блик,
И шелест трав, и птиц рассветных пенье,
И свой предсмертный удивлённый крик,
И собственную смерть, и воскресенье.
А уж тогда придёт она, пора:
Душа, являя смелость и отвагу,
С чьего-нибудь удалого пера
Заветным словом капнет на бумагу».

Куликов, как до него Есенин и Рубцов, предрёк свой безвременный уход, но каким же светом надежды озаряют нас его трагические и высокие строки!

Я мог бы цитировать стихи Олега долго и упоённо – судьба дала мне счастье быть редактором–составителем и издателем двух его последних книг: прижизненной «Дорога домой» и посмертной «Между чистыми синими звёздами». Яркая образность и метафоричность произведений Куликова дают самые выгодные возможности для такого цитирования.

***
«Они опять зазеленели, степи эти,
Навеяв запахи полыни, чабреца …
Мешает спать, взрываясь на рассвете,
Древнейшая из древних песнь скворца.
Ложиться поздно, просыпаться рано.
Я в полусне, задумавшись, смотрю,
Как, волоча по полю стог тумана,
В-полнеба ветер расплескал зарю».

***
«И дрожат в синеве испарений,
Там, где полю и зною предел,
Тополя – миражи оперений
Половецких отравленных стрел».

***
«Знакомо изогнутся берега,
«Ракета» гул прольёт в вечерней дрёме,
И кто-то громко скажет: «Зеленга»,
Как будто тяжкий куль с плеча уронит».

***
«Среди сине-жёлтых плешивых бугров,
Где небо поблёкшее дремлет,
Последний отряд телеграфных столбов
Уходит пешком из деревни.
Он, связь обрывая, бредёт по степи
В холодной грязи по колено.
Мешается запах смолёной щепы
И запах осеннего тлена».

***
«Свирепая сейнера морда
Становится в бухте добрей,
И пена Каспийского моря
Течёт по клыкам якорей!»

***
«Вётлы смотрели, как бабушки строгие,
Ветер угрюмо ворчал в камыше …
Камень, я помню, лежал на дороге,
Нынче не он ли лежит на душе?»

***
«Зазнобит средь июльской жары,
Опостылит и вольная воля.
Оглянись, удивись и замри
На краю перейдённого поля.
Там грачи заполошно кричат,
Листья носит угрюмая осень.
Как колосья, года шелестят,
Как большие тугие колосья.
Дней охвостья сжимаю в горсти,
Сердце ноет тревожно и сладко.
Только поле успел перейти,
Глядь, и прожил всю жизнь без остатка».

***
«Крупный град отстучал
По дороге весёлою конницей.
Затревожился дед,
А который уж год не вставал.
Еле слышно сказал
Перед тем, как навек успокоиться:
- Своего вороного
По сбитой подкове признал …
Вполнакала заря
Засветилась в густеющей роздыми,
Захотелось поверить,
Неверье своё сокруша:
Где-то там, далеко,
Между чистыми синими звёздами
Оседлала опять вороного
Лихая душа».

Но никакое, даже самое обильное и красочное цитирование, не заменит добрых, не стареющих стихотворений настоящего поэта! Мы сегодня много говорим о патриотизме. Он вдруг из термина бранного превратился чуть ли не в символ новой державной риторики. На самом высоком государственном уровне совещаются о том, как привить молодёжи этот самый патриотизм. Увы, Иванов, не помнящих родства, никакой одноразовой прививкой не вылечишь. Нужна массированная, постоянная атака против беспамятности, бездуховности, безнравственности, антиморали! И стихи Куликова в этом важнейшем деле – прекрасное подспорье!

Эх, издать бы его стихи в нашей хвалёной «Губернской библиотеке» да приличным тиражом! Чтобы на стихах Олега учили настоящие учителя литературы в школах детей любви к родному краю, к тому Понизовью, которому душу свою без остатка отдал поэт Куликов! Маниловские мечты? Может быть. Только если осенены они именами Олега Куликова, Павла Морозова, Леонида Чашечникова, Нинели Мордовиной, Ольги Касимовой, Николая Поливина, Мажлиса Утежанова, Юрия Кочеткова, Николая Ваганова, Юрия Богатова, Сергея Золотова, Владимира Сокольского – настоящих астраханских поэтов, ушедших из жизни в нынешнем веке, кажутся они не такими уж и несбыточными.

«И надо мной бессмертных звёзд Руси,
Высоких звёзд безбрежное мерцанье».

Так сказал великий поэт Николай Рубцов. И теперь там, «между чистыми синими звёздами», сияет заветная звезда поэта Олега Куликова. Высокая русская звезда.

 

Олег КУЛИКОВ (1947-2000)

РЫБАКИ
Вчера, заполнив рыбой трюмы,
Домой шли, волны волоча.
Как ловко сшитые костюмы,
Сидели робы на плечах.

И всё вертелись разговоры
Вокруг одних и тех же тем:
Что в море нам теперь не скоро,
А может, не пойдём совсем,

Что на ремонт никто,
хоть на дом
Придёт просить сам капитан.
Пускай подсменная команда
Клепает этот ржавый жбан!..

Но, не сказав друг другу «здравствуй»,
Сошлись сегодня, как один.
Механик, сбив на спину галстук,
С утра кувалдой правил винт.

И, лакированные туфли
Забрызгав звёздами белил,
Помятый борт в разводах тусклых
Чистюля-боцман подновил.

...В вечерней синей акварели
Курили долго рыбаки.
Как робы, коробом сидели
Последней моды пиджаки.

* * *
С утра в субботу в сельской чайной
Дым коромыслом, гомон, свист.
В углу пока ещё скучает
Под пыльной пальмой гармонист.

Сегодня кончилась путина,
И вечером, как быть должно,
Истопят баню,
Сядут чинно.
Рыбак откупорит вино.

А в этой чайной
на причале
"Сегодня" все ещё "вчера".
Куда ни бросишь взгляд случайный,
Из окон видишь сейнера.

Их капитаны жарко спорят,
В табачной щурясь полумгле.
Хотя они уже не в море,
Они ещё не на земле.

* * *
Не последний я,
не первый
В море - сам себе назло.
Мне б разболтанные нервы
Завязать морским узлом.

Эту всю земную накипь,
Что зовётся словом «сплин»,
Поднимай-ка, море, на смех,
Вышибай-ка клином клин.

Дикой кошкой борт царапая.
Ты лечи меня, лечи.
Валерьяновыми каплями
Брызги пенные мечи.

Чтоб от скрежета и стука
Отлетала грязь и ржа
С этой выдуманной штуки
С грустным именем «душа».

НА ТОНЕ
Солнце остывает,
К горизонту льнёт.
Мерно за замётом
Тянется замёт.

Робы да зюйдвестки
Вдоль по берегам.
Золото песчинок
Липнет к сапогам.

И в лучах заката
Кажутся грузней
Косяки бударок,
Стаи прорезей.

Ярче обозначил
Языки костёр,
Дымом над рекою
Руки распростёр.

Вот лебёдка стала,
Завершив замёт.
Шумная кухарка
К ужину зовёт.

И, дыша туманом,
Затихает плёс.
Вечер тянет невод,
Невод, полный звёзд.

* * *
Нам бы не забыть, что мы оттуда,
Нам бы помнить бабкины слова:
«Живы мы до той поры, покуда
Память наша цепкая жива».

Мы оттуда, где моряна ропщет,
В чакане увязнув впопыхах,
И где в проруби бельё полощут
Женщины в рыбацких сапогах.

Где у берегов обрывки пакли
Крутит водяная круговерть,
Где смолою рыбаки пропахли
На всю жизнь,
а, может, на всю смерть.

Накрест заколоченные двери,
Ставни, как оскоминой, свело...
Нам деревней нашей правду мерить,
Сколько б зим и весен ни прошло.

Души, как карманы, опустели?
Сквозь завесу в память загляни:
На шуршащем полотне метели
Той деревни вышиты огни.

АСТРАХАНЬ
Вечер красит багровыми красками
Мелкой рябью подёрнутый плёс.
Приутихла усталая Астрахань
В ожиданье всё помнящих звёзд,

Тех, что на город падали стрелами,
Сея панику, славу и тлен,
Лошадей табуны оголтелые
Прогоняя вдоль каменных стен.

И тогда заливались набатами
В медной зелени колокола.
Кралась улицами горбатыми
Перепуганная молва:

Дескать, вновь желтолицая Азия
У кремлёвских толпится ворот,
Снова вольница смелого Разина
Вниз по Волге на стругах плывёт.

Налетели ватаги разбойные,
Не белугу – купца потрошат.
Слышь, разносит заупокойную
Этот звонкоголосый набат?

И гремит торопливо засовами,
И сочится сквозь щели молва...
А назавтра на плахи дубовые
Не одна упадет голова.

Эта голь, что творила и строила,
Разнесёт всё по камешкам в прах..,
Город спит. Задремала история
В золочёных его куполах.

ПРОВОДЫ
Причал пустынный в дымных кольцах
И берега,
А под кормой трещит и рвётся
Реки фольга.

Всю ночь друзья в ладони били
И по плечам,
И усмехались, и дивились
Моим речам.

- Ну, и куда теперь ты, паря?
На зюйд? На вест?
- Куда-нибудь, лишь бы подале
От этих мест.

Где на завалинке понуро
С кривой клюкой
Худая дедова фигура
Махнёт рукой,

Где, белизной детей пугая,
Сработан впрок,
Стоит в глухом углу сарая
Сосновый гроб,

Где у калитки мать с невестой
Глядят с тоской,
Что я теперь не деревенский,
А городской.

Причал пустынный в дымных кольцах
И берега,
А под кормой трещит и рвётся
Реки фольга.

И пожилой матрос невнятно
Бормочет вслед:
- Дороже встанет он, обратный
Тебе билет!

БУКСИР
На берегу обсохли сваи,
А на причале сгнил настил.
Свою серебряную свадьбу
Буксир с рекою огласил.

И окатил с размаху дымом
И порт,
и город,
и зарю.
Он был любимцем и любимым,
Тот, о котором говорю.

Таскал беспомощные баржи,
Бросался на любой сигнал,
И с мелей,
было не однажды,
Красавцев-лайнеров снимал.

А вот теперь обсохли сваи,
Река оставила причал,
И мели, будто боль немая,
Вдоль по фарватеру торчат,

Зубасто выступили камни,
Зелёным зацвела вода.
Вчера с последними гудками
Ушли последние суда.

И тихо стало. Непривычно.
Тоскливо стало. Лишь буксир,
Сегодня чаще, чем обычно,
Сильней, чем прежде, голосил.

Ещё он крепок был, как прежде,
И полон лошадиных сил,
Но не будил ни в ком надежды –
Он сам о помощи просил.

* * *
Здесь всё тебе чуждо и странно,
Здесь ветра протяжнее вой.
По белым разводьям тумана
Коровы плетутся домой.

В багровых подпалинах клёны
Тебя не встревожат ничуть.
Здесь в трубах печных закопчённых
Живёт деревенская жуть.

Здесь дремлет холодное небо
На жёлтом отрепье берёз...
Я зря в эту скучную небыль
Тебя, городскую, привёз.

Вчера нас встречали соседи,
Сегодня - назад увози...
Автобус вечерний, последний
Плывёт по осенней грязи.

Вернёмся - авось не утонем -
В привычный комфорт и уют,
Где ветры, увязнув в бетоне,
Вполголоса смирно поют.

И только под утро, под бодрый
Трамвайно-троллейбусный вой
Приснится дорога из города,
Дорога домой.

* * *
Над речкою виснет туман
Намокшею марлей.
Остался в деревне Иван
С супругою Марьей.

Остался бельмастый Трезор,
Две курочки рябы.
Никто не заглянет во двор,
Случайно хотя бы.

Последние вехи твои,
Последние корни.
Кто в жажду водой напоит,
Кто в голод — накормит?

Но ты ни о чём не грусти,
Не плачь по России,
Не кайся последним «прости»...
Давно уж простили.

* * *
Знакомо изогнутся берега,
«Ракета» гул прольёт в вечерней дрёме,
И кто-то громко скажет: «Зеленга»,
Как будто тяжкий куль с плеча уронит.

В сенях переступлю гнилой порог,
И в горницу знакомо скрипнут двери.
С иконы так же грозно глянет бог,
Которому давно никто не верит.

Я расстелю на горбылях пальто,
Столетнее, с побитым молью мехом,
И на всю ночь задумаюсь о том,
Зачем в который раз сюда приехал?

Давно кресты поставлены родне,
Знакомого не встречу здесь, пожалуй.
А этот старый дом - зачем он мне,
Забытый дом в деревне обветшалой?

Подчеркивая тишину, сверчок
Заверещит за печкою саманной.
Грустит о чём? Печалится о чём?
Из детства он, наверняка, тот самый.

Народ к «Ракете» ранней поспешит,
И я пойду, в пыли дорогу меря...
Какой-то дальний уголок души
Я защемил скрипучей этой дверью.

* * *
Я проехал твой город
В разрывах тумана.
Ветер мокрой листвою
К асфальту припал.
Было утро ещё,
Для гостей было рано.
Жёлтый свет фонарей
Ощетинил вокзал.

Чьи-то окна смотрели
Угрюмо и косо.
Между глыбами зданий
Висел лунный ком.
Было утро ещё,
А ещё была осень.
Вдоль окраины поезд
Прополз чужаком.

Он прошёл, а столбы
Замелькали, как годы,
Продолжая друг другу
О чём-то звонить.
И подумалось мне:
Твой неласковый город
Оборвал между нами
Последнюю нить.

* * *
Вновь гощу в деревне у родни,
От свиданья с юностью растерян.
Тихие сентябрьские дни.
Неизвестный праздник под солтенью.

В мисках яблок розовый налив,
В четверти светло мутнеет брага.
Бабки, по напёрстку пригубив,
Запевают песню про бродягу.

Головы подпёрли мужики,
Бережно отставили стаканы.
Долго замерзали ямщики
В той степи, где мечутся бураны.

Вот уже и вечер накатил,
Позабытое жаркое стынет.
Вот уже, по дубу загрустив,
Закачалась тонкая рябина.

По струне мотива льётся стих,
Ветерок едва колышет скатерть.
В тридцать лет я многого достиг:
Я от песен научился плакать.

* * *
Зимним вечером дремотным
След полозьев густо-синий,
Снег в сугробах - голубой.
Я живу - гостёк залётный -
В дальнем уголке России,
В нашей старенькой избёнке,
Что зовётся родовой.

Кареглазый бог Никола
Здесь почти столетье справил,
И в подпалинах лампадных
Бороды чернеет клок.
Дядя мой - директор школы -
Самых-самых честных правил.
Он в родной деревне нашей
Сам почти что полубог.

И пока в трубе саманной
Завывает ветер злющий,
И пока трещат в голландке
Непросохшие дрова,
Выпивает дядя рюмку -
Атеист, всю жизнь не пьющий,
И к Николе обращает
Богомерзкие слова.

Что он сам не хуже пастырь,
А народ не знает меры,
Что теряется во мраке
Наша скользкая стезя.
И не только в бога-в душу -
В коммунизм уже нет веры.
А без веры и надежды,
Как известно, жить нельзя.

Бледен лик его иконный,
А слова от горя злые.
Ярче, чем огонь в печурке,
Мечут полымя глаза...
Из пустых очей Николы,
Может, за сто лет впервые,
Тихо катится слеза.

ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ
1
Под скрипы калмыцкой арбы,
Под конское ржанье
Замыслились Доски Судьбы,
Степные скрижали.

В прекрасной алхимии слов
И магии чисел
Ковалось его ремесло,
Пульсировал смысл.

А что за металл у певца
Расплавился в тигле,
Наверное, не до конца
Мы всё же постигли.

2
Недостоверен эпизод,
Известный более по слухам:
Поэт на полустанке жжёт
Стихи младенцам и старухам.

Ничем другим нельзя помочь
Полузамёрзшим и разутым.
Январь.
Метель.
Глухая ночь
Навылет ветрами продута.

Бросает за листком листок
В костёр творения создатель.
Лишь он такое сделать мог -
Земного Шара Председатель.

НА ПОЛУСТАНКЕ
По рельсовым струнам
Последний аккорд
Пронёсся и замер.
И снова чета семафоров вперёд
Печальными смотрит глазами.

БАБЬЕ ЛЕТО
В вечернем воздухе,
Густеющем и тёплом,
Ещё разносит запахи полынь,
Но бронзовым,
Звенящим клином тополь
Уже забит в октябрьскую синь.

 

 

ПЛАЧ ПО РОССИИ
      «Слепые вожди слепых...»
                    (из Евангелия)

1
Господь был милостив ко мне:
Не торопясь меня готовил
К тюрьме и к нищенской суме,
Легонько загонял в неволю.

Из зарешеченных общаг,
Из кубриков,
Окон вагонных
Всё в мире виделось не так:
Горбато,
вогнуто,
наклонно.

И, что бы там поводыри
По всем каналам ни вещали
Нам от зари и до зари,
Все мнилось:
«К выходу,
с вещами».

2
Давно уже несло угаром.
Стонала странная страна,
Колючим проводом недаром
Окручена, укреплена.

Ты сердцем-колоколом ржавым
От крови
вывел и предрёк,
Что на развалинах державы
Займётся синий огонек.

Теперь умолкни,
Выжди сроки,
Поверь в бессмертие души...
Ведь только мёртвые пророки
Всегда в России хороши.

3
Набрякшие вены окольных дорог,
Нестаявший снег у заборов.
Нагрянуло время страстей и тревог,
И время разлук и раздоров.

Нетрезво по грязи бредёт инвалид,
Качается в поисках тверди.
И жизнь отгорела,
И сердце болит,
И нет уже таинства смерти.

4
Опять из Леты лезут упыри,
Вновь времена смутны и беспросветны.
Захлебываясь, врут поводыри,
А шарлатаны раздают рецепты.

И валится, будто сарай гнилой,
Держава в гордом звании Союза.
Как птицы пред грозой,
Перед войной,
Теряя краски, умолкают музы.

Но всё сильней грохочет барабан.
Готовы пушки,
Смазаны затворы.
Откуда ждать жестоких басурман?
Какие ставить стены и запоры?

Вселенский глад,
Всемирный хлад иль зной...
Шей саван и востри топор и заступ,
И повтори вослед Экклезиасту:
Ничто, мой друг, не ново под луной.

БЫЛЬ
Жёлтый лист - подарок осени -
Закачался на воде.
Во дворе взметнулись простыни
Грустной стаей лебедей.

Только вдруг по небу серому,
Вопреки природе всей
Пролетели прямо к северу
Двое встрёпанных гусей.

Вековой закон нарушили
Там, в небесной глубине.
Поплелась молва старушечья:
«Не иначе как к войне!»

И летели двое, таяли
В предвечерней сизой мгле.
Что забыли,
Что оставили
Вы на северной земле?

* * *
Скосили сено.
В поле осень
Под птичьим стелется крылом.
И валится шалаш покосный
Под бригадирским топором.

Надолго в памяти остались
Такие чудо-шалаши,
Где наивысшая усталость
Сливалась с радостью души.

Когда дыхание щекочет
Настоянный на травах дух,
А взгляд твой пристальней и зорче,
Быстрее и надёжней слух,

Когда с усталостью - в обнимку.
Земля от пота горяча.
И видно каждую пылинку
На медном проводе луча.

ЦВЕТЫ
О, заросли куриной слепоты,
О, эти грязно-желтые узоры!
Сиротские, а всё-таки цветы,
Извечное их место под забором.

И даже всё жующие подряд
Худые современные коровы
Пренебрегают ими, не едят,
Камыш предпочитая и полову.

Тряпичный мяч
И уличную пыль,
Свирепость цыпок,
Ссадины коленок
Так ярко мне напомнили цветы
Унылых пустырей послевоенных.

А были ведь и радостные дни.
И есть что вспомнить,
Есть во что вглядеться.
Но почему-то именно они
Острей всего напоминают детство.

ПОЛЕ
На покрытом морщинами поле
Дремлет смутная тяжесть веков.
Всё видало -
и радость и горе,
Всё впитало -
и порох и кровь.

И гудело от яростных криков,
От обутых в железо копыт,
Почернев от простых и великих.
От разбойных и праведных битв.

Вскачь неслись или двигались шагом -
Горькой пылью туманилась синь.
Оттого по буграм и оврагам
До сих пор вырастает полынь.

И дрожат в синеве испарений,
Там, где полю и зною предел,
Тополя -
миражи оперений
Половецких отравленных стрел.

* * *
Автобусы, телеги, пароходы,
А позже - самолеты, поезда
Покладисто несли меня сквозь годы,
Светила мне дорожная звезда.

На грунтовой,
шоссейной ли,
железной,
Слепящим полднем,
полночью глухой
Был для меня, как рыбий жир, полезным
Гремящий и свистящий непокой.

Не угнетала горечь расставаний,
Как ни была дорога далека,
Всё потому, что там, в конце,
в тумане,
Звала меня знакомая рука.

На голубых ветрах, пропахших дымом,
Не уставал я груз дорог нести.
Я, может, потому и был любимым,
Что даже дома был всегда в пути.

* * *
Крупный град отстучал
По дороге
Весёлою конницей.
Затревожился дед,
А который уж год не вставал.
Еле слышно сказал,
Перед тем, как навек успокоиться:
Своего вороного по сбитой подкове признал...

Вполнакала заря
Засветилась в густеющей роздыми,
Захотелось поверить,
Неверье своё сокруша:
Где-то там, далеко,
Между чистыми синими звёздами,
Оседлала опять вороного
Лихая душа.

* * *
«Уходя - уходи»...
О, большая житейская мудрость!
Столько встреч на пути,
Позади - только глупая юность.

Уходи - уходя...
Значит, стал ты сильнее и старше.
В чутких струнах дождя
Пусть играют прощальные марши.

Столько звёзд впереди,
Хлопни дверью, ни с кем не прощаясь.
Уходя - уходи...
Только что ж я опять возвращаюсь?

ЗВЁЗДЫ ИЗ КОЛОДЦА
1
Засорился колодец, и мне
Тянет дед заскорузлую руку.
Он обрадован нынче вдвойне:
Как работнику рад и как внуку.

Паутинкой верёвка в руках,
Брёвна сруба царапают спину.
Шевельнулся в душе детский страх:
"Может быть, я навеки там сгину?"

Тихо ключ о булыжник звенит,
Капли - как ледяные занозы.
Я нечаянно глянул в зенит:
Быть не может - там светятся звёзды!

А не в этом ли есть благодать:
В грязь упасть,
До крови уколоться
И звезду ясным днем увидать
Из забытого богом колодца.

2
В заброшенном колодце
Зелёная вода.
За век ни разу солнце
Не глянуло сюда.

Прохожих удивляя,
При самом ярком дне
В зелёном - голубая
Звезда лежит на дне.

Хоть стар и обесценен
(Воды немного в нём),
Он на звезду нацелен,
Он - целеустремлен!

ЛЕТНЕЕ УТРО
Густея патокой малинной,
Дымилось солнце в ивняке,
И берег медленной лавиной
Стекал и плавился в реке.

А речка маревом объята,
Истомой утренней полна,
И день, пока ещё невнятный,
Ступал по розовым волнам.

Размыто голубели дали,
Темнела лесополоса,
И медленно приоткрывались
Природы чистые глаза.

БАЛЛАДА
(Воспоминание из юности)
Сорвался с юта.
Этакий растяпа!
Ударили по ребрам леера.
Матрос страховочным концом махнул у трапа:
Уж лучше поздно -
Истина стара.

Свет гакобортный покачнулся пьяно,
Мигнул в ночном тумане и пропал.
Пока напарник бегал к капитану,
Подлюка лаг полмили отмотал.

Волна тугая - будто сон тяжёлый.
Рванулся.
Всплыл, как анкерок, с водой.
Не потому, что смелый и бедовый,
А просто потому, что молодой.

Я - молодой.
К тому же мы - волжане,
К тому же на земле полно долгов,
К тому же в море мы, не в океане.
Подумаешь, не видно берегов!

Так утешал себя я глупой фальшью,
Мне б -
Если даже выплыть не дано -
Отчаянье загнать куда подальше,
Испуг вперёд себя пустить на дно.

Где они бродят?
Руки зябнуть стали...
Кто там на баке?
Кто там на руле?
Стена тумана глуше всякой стали -
И что мне не сиделось на земле?

Хрипит сирена!
И кричу до хрипа:
«Родимая! Матроса выручай!»
Заметили:
Куда же ты, корыто?
От радости задавишь невзначай!

Торопятся - я слышу всхлипы вёсел.
Кричу, а море затыкает рот!
Вот руки цепкие товарищей-матросов,
Вот шлюпки мокрый и шершавый борт.

А через день забылось всё, как небыль,
Рассыпалось, как пена на волне.
И только молодым я больше не был:
Я с морем час побыл наедине!

СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ
Чьи-то лица в пятнах рыжих -
Здесь знакомых не отыщешь,
Но попристальней, поближе
Посмотри - и ты услышишь:

Давних лет лихие песни,
На причале свист и топот,
И вплелось в мотив всё вместе -
Смех и слёзы,
Крик и шёпот.

Вот матрос с лихой сноровкой
Размотал канат причальный.
Пароход «Иван Головко»
Захрипел гудком прощальным.

Вот сейчас вдоль борта берег
Поплывет, волна завьётся.
Что вернётся - каждый верит.
Каждый верит, что вернётся.

* * *
Середина зимы, и рассвет
Прячет серость свою в облаках.
Два последних навильника дед
Кинул тощей корове «на страх».

Деревянной ногою сосед
Спозаранку дырявит сугроб.
Как большая собака, вослед
В санках прыгает хвороста горб.

Печь в землянке не держит тепло,
Не пугает сверчок тишины.
Белой марлей бинтует стекло
Середина зимы.
И войны.

ПАМЯТЬ
Каждый вечер у маленькой пристани,
Запахнув поплотней дождевик.
Смотрит вдаль отрешённо и пристально
В капитанской фуражке старик.

Что он видит там? Зарева дымные
И тревожные ночи без сна?
Или грузные бомбы глубинные
Снова ил поднимают со дна?

Может, ветер проносит над палубой
Пепел жарких израненных дней
И ревун снова тявкает с жалобой
На кресты самолётных теней?

Но опять и опять, каждым вечером
Разглядеть что-то надо ему -
То, что в памяти крепко и вечно,
Что известно ему одному.

* * *
Мы с песней, годной для парада,
Шагали строем вдоль села.
А впереди и с нами рядом
Метель по улице мела.

Но вдруг осёкся запевала
И сбился новобранцев взвод:
Припав на костыли устало,
Стоял солдат в кайме ворот.

Ушанка, сдвинутая косо,
Шинелька старая на нём -
Всё это придавало сходство
С больным, подбитым журавлём.

А он, как в ледяную воду,
Рванулся, тяжело дыша,
И к нам, как к боевому взводу,
Свой сделал неуклюжий шаг.

И полы выцветшей шинели
Взметнулись, словно два крыла
Мы больше в этот день не пели.
Мы молча шли. Метель мела.

ЧАСЫ
Закованы в башне.
И все-таки время течёт.
Событий вчерашних
И завтрашних выверен счёт.

Уставясь циклопно,
На страже стремительных дат,
Недремлющим оком
Сверкает в ночи циферблат.

Над площадью шумной
В часах этих рядом живут
Минуты раздумий,
Пылинки счастливых минут.

То утро, то темень.
То радость звонят, то тоску.
Но время, как бремя,
На стрелках своих волокут.

На них, на двужильных,
Боюсь я, прикатит беда.
И лопнет пружина,
И всё оборвётся тогда.

* * *
Ударит сердце,
рёбра сокруша,
Как хулиган разнузданный кастетом.
И вскрикнет удивленная душа,
И навсегда простится с белым светом,

И побредёт по вечной тишине,
Над суетой,
в своём обличье новом,
В каком - не знаю,
но хотелось мне -
Не птицей,
не травой,
а только словом,

Тем самым, что будило по ночам
И рассыпалось, стоило проснуться,
Которое началом всех начал,
Венцом венцов
могло бы обернуться,

Которое вобрало солнца блик,
И шелест трав,
и птиц рассветных пенье,
И свой предсмертный удивленный крик,
И собственную смерть,
и воскресенье.

А уж тогда придёт она, пора,
Когда, являя смелость и отвагу,
Душа с чьего-то лёгкого пера
Заветным словом капнет на бумагу...

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную