5 марта — 320 лет со дня рождения Василия Кирилловича Тредиаковского Юрий ЩЕРБАКОВ (Астрахань) ВЕНОК ТРЕДИАКОВСКОМУ 1. Но, выпив чарочку калганной, И молвил вовсе добродушно, Ага, душа… про сей предмет – О, государь, твоя душа Царь усмехнулся: Предерзостен, яко у змия, Ну, верю, верю… Боже правый, Уразумей, Тредиаковский, Пока к деянию готовы О, вечный путь российских странствий, Виват Россия! 2. Нет пророка во своём Отечестве! Средь горластой босоногой вольницы Где житьё, поди, почти что райское – К Шемахе, Дербенту и Туркмении – Где-то там, за далями полынными Много в ней, в той жизни, непонятного, Будет у державы войско новое Праздничною, солнечною, хмурою Дивными стихами-вертоградами Астрахань – столица понизовского Ту надежду, что по свету белому И когда с настойчивостью строгою 3. Не судьбах поэтов эпохи поправки, Вонми, песнопевец! По новым законам Над ней бесенята и крупные бесы, Я знаю: беде не поможешь словами. Но, верно, ответил бы Тредиаковский Чтоб не затупилось заветное Слово 4. Друзья! Поэты мелкотемья! И до могильной до берёзки Разве эпоха виновата, Строитель слова! Небожитель! На купола перекреститься, И раствориться в волжской пене Пиит российский – астраханец, Сквозь три столетья с прежней силой
Василий Кириллович Тредиаковский (22 февраля (5 марта) 1703, Астрахань — 6 (17) августа 1768, Санкт-Петербург) — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание. Его интересы в области метрики стиха также сопрягались с композиторской деятельностью, главным образом, это была кантовая музыка. По чинам — надворный советник (1765). Родом из семьи астраханского священника, образование получил в католической латинской школе при миссии ордена капуцинов. В 1723—1725 годах обучался в Москве, в Славяно-греко-латинской академии, обратив на себя внимание дипломатических кругов. Благодаря протекции И. Г. Головкина и А. Б. Куракина получил возможность выехать в Нидерланды, а затем во Францию, где прожил два года, получив философское образование в Сорбонне. После возвращения в Россию в 1730 году снискал известность как поэт и переводчик, претендовал на статус придворного поэта и панегириста Анны Иоанновны. С 1733 года — секретарь Императорской академии наук. В 1734—1735 годах предпринял реформу русского стихосложения, однако занятая им интеллектуальная позиция и близость к прокатолически настроенной части российского дворянства привела к краху его карьеры. В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук — одновременно с М. В. Ломоносовым, но в 1759 году был из неё уволен. В 1740—1750-е годы Тредиаковский вступил в полемику с М. В. Ломоносовым и А. П. Сумароковым, которая также не способствовала росту его репутации. В 1752 году опубликовал двухтомное издание «Сочинений и переводов как стихами, так и прозою», которое надолго определило место Тредиаковского в истории русской культуры. Все эти годы он занимался преимущественно переводами французской художественной и исторической литературы, в том числе объёмных «Древней истории» (10 томов) и «Римской истории» (15 томов) Шарля Роллена. Важнейшим собственным достижением Тредиаковский считал эпическую поэму «Телемахида» (1766) — перевод гекзаметром прозаического оригинала Франсуа Фенелона, которая была не понята и не признана современниками, но уже в первой трети XIX века стала востребована переводчиками-гекзаметристами (Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским); наследие Тредиаковского высоко оценивал А. С. Пушкин. Переводы «Древней» и «Римской истории» Роллена, выполненные Тредиаковским, ещё в 1855 году оценивались Н. Г. Чернышевским как «лучшие по своему предмету» и «ничем не заменимые для русского читателя». После кончины Тредиаковский надолго получил репутацию плохого поэта, постепенная реабилитация его наследия шла на протяжении всего XIX и XX веков. Его переводы и оригинальные произведения переиздавались в 1773—1778, 1849, 1935, 1963 и 2007—2009 годах. К началу XXI века наследие Тредиаковского, в том числе и «Телемахида», получило высокий литературный статус. По словам Н. Ю. Алексеевой, значение его для русской культуры заключается не в участии в формировании будущей литературы и самосознания, а в открытии для России классической древности, поскольку он сумел воспринять не только верхний слой современного ему европейского классицизма, но и — через ренессансный гуманизм — традицию Античности в её глубине. (Из ВИКИПЕДИИ) |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||