СТЕНОГРАММА

XVI СЪЕЗДА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ»

г. Москва, ул. Большая Никитская, 53
10 февраля 2023 года. 12 часов.

1 2 3 4 5

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Еремей Айпин награждается почётным знаком «За заслуги в литературе».  (Аплодисменты).

У нас есть такой знаковый поэт, юморист Марсель Салимов, который так же награждается почётным знаком «За заслуги в литературе».  (Аплодисменты).

Аврутин Анатолий Юрьевич (г. Минск) награждается почётным знаком «За заслуги в литературе».  (Аплодисменты).

Друзья, раз уж вы поднялись на сцену, давайте мы им разрешим выступить по 1,5 минуты.

 

АВРУТИН А.Ю.

Сегодня День памяти Пушкина. Николай Фёдорович об этом говорил. Какое удивительное совпадение, тогда, в тот страшный день, тоже была пятница и было 14.45. Сейчас почти такое же время. Поэтому я прочту стихотворение, которое с этим событием связано.

..Наш примус всё чадил устало,
Скрипели ставни… Сыпал снег.
Мне мама Пушкина читала,
Твердя: «Хороший человек!»
Забившись в уголок дивана,
Я слушал -- кроха в два вершка,-
Про царство славного Салтана
И Золотого Петушка…
В ногах скрутилось одеяло,
Часы с кукушкой били шесть.
Мне мама Пушкина читала –
Тогда не так хотелось есть.
Забыв, что поздно и беззвездно,
Что сказка - это не всерьез,
Мы знали - папа будет поздно,
Но он нам Пушкина принес.
И унывать нам не пристало
Из-за того, что суп не густ.
Мне мама Пушкина читала –
Я помню новой книжки хруст…
Давно мой папа на погосте,
Я ж повторяю на бегу
Строку из «Каменного гостя»
Да из «Онегина» строку.
Дряхлеет мама… Знаю, знаю –
Ей слышать годы не велят.
Но я ей Пушкина читаю.
И вижу - золотится взгляд…
Спасибо. (Аплодисменты).

САЛИМОВ М.Ш.

Я должен похвалить, наверное, сказать спасибо. Но это, друзья, не мой жанр. А ругать – тоже не за что. Поэтому я вам прочитаю, это как раз по теме.
7 февраля 2023 года Глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с недавно избранным председателем Правления Союза писателей Башкортостана Айгизом Баймухаметовым. Во встрече также приняли участие первый зам. руководителя Администрации Главы Башкортостана и министр культуры. И что сказал Глава Республики Башкортостан? Это его слова: «У нас очень авторитетный Союз писателей, большое количество народных писателей и народных поэтов. Я точно знаю, что с организационной точки зрения есть ряд проблем. Мы хотим вам помочь». плодисменты). Не прав тот губернатор или глава, который не скажет вот так же (аплодисменты). А Вам, товарищ главнокомандующий многочисленной армией гениев Николай Федорович Иванов, как офицер Советской армии даю не приказ, а наказ: не паковать Вам дембельский чемодан, а надо паковать тревожный чемодан и продолжать работать в таком духе ещё пять лет. Это, конечно, не поощрение, но и не наказание. (Аплодисменты).

ИВАНОВ Г.В.

Спасибо, Марсель.
Мы Еремея не обидели, у него слово будет ещё потом, в отдельном выступлении.
Мандатная комиссия, пожалуйста,  ваше слово.

ПОРОХОВ С.Ю.

Протокол № 1 заседания Мандатной комиссии XVI Съезда Союза писателей России.

Присутствовали: Порохов Сергей Юрьевич  (Ленинградская область), Голубничий Иван Юрьевич (Москва), Иванов Леонид Кириллович (Тюмень), Мусинова Наталия Евгеньевна (Кострома),  Ширманов Игорь Александрович (Ханты-Мансийск).

Повестка дня: Выборы председателя Мандатной комиссии.
Слушали Мусинову Н.Е.: Предложила избрать председателем Мандатной комиссии Порохова Сергея Юрьевича.
Голосовали: за – 5,  против – 0, воздержались – 0.
Постановили: Избрать Порохова Сергея Юрьевича председателем Мандатной комиссии.
Протокол № 2 заседания  Мандатной комиссии  XVI Съезда Союза писателей России.
Повестка заседания: Отчёт Мандатной комиссии о полномочиях  делегатов XVI Съезда Союза писателей России.
Мандатная комиссия в полном составе рассмотрела полномочия делегатов XVI Съезда Союза писателей России. Из 85 писательских организаций, входящих в состав Союза писателей России с образованием юридического лица, выборы делегатов на XVI Съезд Союза писателей России провели 80 организаций. Одна региональная организация выборы не  проводила – Волгоградская областная  писательская организация.
На Съезд избрано 183 делегата, на начало Съезда  зарегистрировано 155 делегатов.
Согласно пункту 4.4. статьи Устава Союза писателей России, Съезд правомочен принимать решение при присутствии половины избранных  делегатов, представляющих более половины региональных писательских организаций. Это требование выполнено. Таким образом, кворум при проведении XVI Съезда имеется.
Мандатная  комиссия установила, что все делегаты избраны в соответствии с нормой представительства, мы протоколы  посмотрели, всё  это есть, утверждённые Пленумом Союза писателей России от 8 сентября 2022 года нормы соблюдены.
Мандатная комиссия просит утвердить протокол № 2 и подтвердить полномочия  избранных делегатов XVI Съезда Союза писателей России.

ИВАНОВ Г.В.

Спасибо большое.
Дорогие друзья, мы должны проголосовать протокол № 2. Кто за то, чтобы решение  Мандатной  комиссии  утвердить, прошу голосовать.
Кто за? Кто против? – Нет. Кто воздержался? – Нет.
Протокол № 2 Мандатной комиссии утверждается  единогласно.
Дорогие друзья, мы  голосовали временными удостоверениями, а с этой минуты мы будем по всем вопросам голосовать красными мандатами, поскольку все вы официально являетесь делегатами после выступления Мандатной комиссии.
Объявляется перерыв на 30 минут.
(П е р е р ы в)

 

П о с л е   п е р е р ы в а

Председательствует - Председатель Правления Союза писателей России Иванов Николай Фёдорович

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Друзья, мы уже зафиксировали протоколом участие в работе съезда 155 делегатов. Во время перерыва подъехало еще три человека, делегированные своими организациями на съезд. Это представитель из Курска, представитель из Иркутска и ещё один регион. Но поскольку мы проголосовали протоколы Мандатной комиссии, то эти три голоса пусть и с сожалением, но считать не имеем права.

Приступаем к прениям по второму вопросу:

Определение приоритетных направлений деятельности Союза писателей России. 

Здесь же нужно давать и оценку работе  Правления: утвердить или не утвердить.
От имени Президиума я прошу выступающих следить за регламентом и говорить исключительно о проблемах и путях их решения, нам с вами не нужны самоотчёты.
Слово предоставляется руководителю Ярославской областной  писательской организации Меммеду  Гаджихалиловичу  Халилову (аплодисменты). Регламент 5-7 минут.

ХАЛИЛОВ М.Г.

Добрый  день, уважаемые делегаты и гости Съезда, коллеги!

Председатель Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов достаточно подробно в своём развёрнутом анализе рассказал об успехах и достижениях организации, рассказал о проблемах, которые стоят перед организацией, о тех вопросах, которые нуждаются в решении. Поэтому повторять очевидное не буду и постараюсь озвучить те проблемы и вопросы, которые волнуют региональные организации и, на мой взгляд, требуют, если и не исчерпывающих ответов, что и невозможно сейчас, то, хотя бы постановки их на уровне высокого Съезда.

Только отмечу, что за истекшее пятилетие, в подотчётный период Правлению Союза писателей России  во главе с Ивановым удалось в целом завершить ранее начатый процесс консолидации патриотических писательских сил вокруг  общих  целей, вокруг Союза писателей России, и в основном завершить структурирование, вертикальное и горизонтальное, его подразделений.

Естественно, теперь перед Союзом встают новые задачи на последующее пятилетие. Как нам это видится в регионах? Это, конечно же, художественное, творческое осмысление тех изменений, которые претерпело наше общество в целом и духовными изменениями отдельного человека, в частности, после распада СССР. А значит, остро встают  вопросы о необходимости генерирования философских, социальных и этико-эстетических смыслов развития, духовно подпитывающих социум и  конструирующих образ будущего для страны.

В принципе, эти процессы уже идут, кто следит за текущим состоянием нашей литературы, тот может это заметить. Смыслы, которые создавались в художественной концепции постмодерна, стремительно рушатся на наших глазах. Но насаждаемое новое несёт прямую угрозу России. Поэтому сегодня на первый план выходит задача образного художественного оформления и морально-нравственного основания глубинной  сущности русского вектора развития.

Союзу писателей необходимо будет выстраивать свою работу, исходя  именно из этих глобальных целей и задач, что предполагает сделать соответствующие акценты в системе поддержки и поощрения авторов в организации конкурсов и в продвижении наиболее талантливых произведений.

Также необходимо более скрупулёзно подходить к вопросам литературного наставничества, навести в этом деле порядок, потому что очень много у нас до сих пор не упорядочено, и надо посмотреть, какие наставники, какова их квалификация, соответствует ли то, что они говорят молодёжи, целям и задачам нашего Устава, нашего Союза, в конечном счёте, философии нашего Союза. Эти вопросы очень актуальны, потому что мы в регионах соприкасаемся с тем, что объявляется самозванный какой-то литературный семинар и там не пойми кто, берёт на себя роль учителя.

Исходя из вышеуказанных задач, считаю, что нужно ещё более усилить поддержку Совета молодых литераторов при Союзе писателей России, конечно же, при этом, навести там тоже определённый порядок и  придерживаться определённых правил игры.

Советы молодых литераторов создаются при региональных организациях Союза писателей, соответственно, деятельность их  должна чётко регламентироваться: каковы отношения СМЛ и первичных организаций, кто едет на семинары. А то получилось, что  некоторые люди едут на учебные образовательные семинары по 7-8 раз и толку от них никакого. И у них практически образ  жизни - ездить  с одного семинара на другой. Предлагаю прямо решением утвердить, что вопросы направления на учебные семинары и творческие фестивали должны происходить только  с письменного согласия или по письменной рекомендации соответствующего  правления, соответствующих регионов.

Я писал это выступление, но многое Николай Фёдорович в своём докладе уже разъяснил, поэтому я так несвязно немножко  выступаю.

Особого разговора требует деятельность Ассоциации Союза писателей  и издателей России (АСПИР), самым крупным из учредителей которой является Союз писателей России. По первоначальному замыслу должен был пройти съезд АСПИР, куда были выбраны даже делегаты для того, чтобы определить  форму  взаимодействия,  взаимоотношений между учредителями и центральной головной структурой АСПИР. Делегаты были избраны, в том числе и я, но съезда не состоялось, деятельность организации крайне не прозрачна. Те конкурсы, или учебные (так они называются) резиденции, которые они проводят, вызывают очень много вопросов, потому что в прошлом году приехал очень талантливый молодой поэт в Ярославль на Некрасовский фестиваль, его сопровождают два человека, к литературе не имеющие отношения. Что, он инвалид, что требуется его сопровождение? Кто считал эти деньги, как делается трата? Это напрямую мешает организации, потому что ребята молодые, еще не устойчивые, они перетекают с одного мероприятия на другое и это мешает  нам в работе. Проводят какие-то мероприятия, не согласовывая с регионом. Вдруг, объявят, а в регионе  в это  время другое важное и значимое для культуры мероприятие. И кто это отслеживает, как на это влияют члены Правления Ассоциации? У меня создаётся впечатление, что члены Правления не всегда определяют политику Ассоциации, это определяется  каким-то иным образом. Если я ошибаюсь, рад буду, если мне укажут мою ошибку.

Поэтому предлагаю создать комиссию для рассмотрения, для изучения вопросов взаимодействия Союза писателей России с АСПИР.  Признавая, что АСПИР полезно в той части, что поддерживает толстые журналы, отчасти поддерживает книгоиздание, но регионы от этого ничего не имеют, регионы оказались выброшены за борт этих процессов, которые происходят, вполне позитивных, признаю, АСПИР.

Также недавно пришла бумага о создании культурного фронта. Наверное, с фронтами надо заканчивать, у нас и так их много, надо заниматься своей повседневной деятельностью, которой мы и занимаемся. Какой ещё фронт, какого фронта нам ещё надо?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Мамед Гаджихалилович, оцените работу Правления.

ХАЛИЛОВ М.Г.
Работа Правлением проведена большая, огромная, ежедневная, напряжённая работа. Организация собрана вместе, она структурирована. Предлагаю работу организации оценить как удовлетворительную и от имени Ярославской писательской организации предлагаю нынешнего Председателя Правления Союза писателей России Николая Фёдоровича Иванова, его кандидатуру выдвинуть на новый срок.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Дорогие друзья, прошёдший год был плодотворен для Ярославской писательской организации, для Совета молодых литераторов, для Рыбинска – литературного города России, и решением Секретариата Ярославская областная писательская организация признана лучшей  региональной писательской организацией России за 2022 год. (Аплодисменты).
Разрешите  мне вручить этот вымпел с портретом нашего первого Руководителя Союза писателей Леонида Соболева.
Слово предоставляется Максиму Замшеву.

ЗАМШЕВ М.А.

Дорогие друзья, конечно, я думаю, что все собравшиеся согласятся с тем, что те пять лет, которые прошли, мы можем охарактеризовать, как  время, когда действительно появился какой-то свежий воздух в работе Союза. И если уж Николай Фёдорович за 40 минут своего доклада  не смог    упомянуть, наверное, всех тех больших дел, тех направлений, тех проектов, которыми Союз занимался эти пять лет, то и в коротком своем выступлении логика велит выделить что-то одно из того, что происходило в Союзе.

И мне хотелось бы сказать добрые слова именно о работе, которая ведётся с молодыми литераторами. Конечно, с молодыми, так или иначе, пытаются работать все, но часто это происходит, не совсем учитывая возможности и способности, и просто качество текстов, которые молодые литераторы  представляют на обсуждения.

Мы же в вопросе СМЛ Союза писателей России, как мне кажется, очень грамотно, пусть местами и нервно, с дискуссиями между старшими и более молодыми товарищами, но в целом работу выстроили правильно. Создание Совета молодых литераторов, те мероприятия, которые они проводят, вызывают большое уважение и говорит о том, что действительно у Союза большое будущее. Не секрет ни для кого, что было время, когда молодые писатели относились к Союзу писателей не без некоторого скепсиса: зачем это нужно, всё это устаревшее.

Сейчас ситуация переламывается и даже видно по этому залу, где очень много молодых лиц, и мне приходится бывать в регионах, общаться с молодыми писателями в Кемерово и в Самаре, и в Уфе, и в Новосибирске, я вижу, что у ребят горят глаза. И вообще, мне кажется, в эти  пять лет у нас у всех стали гореть глаза, что, несомненно, говорит о том, что Союз работает, работает методично, работает каждый день, не ища ни пиара, ни какой-то славы, а работает для нас, для писателей. Николай Фёдорович просил о проблемах сказать.

Мне кажется, что проблема здесь только одна. Пять лет – это очень мало для того, чтобы все начинания и проекты, которые задуманы, были бы доведены до конца. Поэтому, я думаю, наша общая задача – это дать возможность избранным сегодня рабочим органам работать долго, спокойно и вместе с нами довести до логического завершения те проекты, которые идут, начать новые. И, как Николай Фёдорович говорил:  никакой финишной ленточки мы не видим, литература, Россия -  они вечны!

Конечно, юридические нормы велят оценить работу, как  удовлетворительно или не удовлетворительно. Конечно, удовлетворительно. Но, если говорить простым языком,  мне кажется, Правление справилось на отлично за этот период. Спасибо. (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо, Максим Адольфович. Спасибо за оценку и за совместную работу. Спасибо  за то, что страницы «Литературной газеты» представляют информации о Союзе писателей России.
Дорогие друзья, я хочу предоставить слово Березину Фёдору Дмитриевичу - руководителю Донецкого Республиканского  отделения Союза писателей России. Приготовиться Полякову  Юрию Михайловичу.

БЕРЕЗИН Ф.Д.

Здравствуйте, делегаты, гости  Съезда, все приглашённые лица!

Приветствую вас от имени Союза писателей Донецкой Народной Республики (аплодисменты). Ныне он существует в общей классификации СП России под номером 99: да, отныне мы региональная организация Союза писателей России. На сегодня  у нас 15 членов, которые имеют членские билеты Союза писателей России.

То, что сейчас происходит в Донбассе,  всем известно. Хотя ещё в  2018 году, будучи на танковом полигоне Алабино под Москвой, я  беседовал с танкистами и они даже не знали, что на Донбассе вообще какая-то война идёт. Конечно, у нас сейчас нет политруков, которые могли бы доносить до простых солдат достоверную и оперативную информацию, но страна и армия сейчас-то знают, что происходит на Донбассе.

Донбасс принёс и приносит сейчас колоссальные жертвы, их не надо забывать. И эти жертвы по процентному соотношению погибших воинов, погибших мирных, безусловно, не соотносятся с никакими областями России. Но тут нечем хвастаться. Писатели Донецкой Народной Республики должны это просто помнить, тем более, что некоторые члены  нашей организации ранены, некоторые сейчас воюют.

Об этом помнить надо во всей России, что мы - передовой рубеж не только в том, что мы там стоим, что у нас все эти годы идёт война. Я хочу подчеркнуть, что писатели Донбасса, не имея особых возможностей, тем не менее проводят колоссальное количество мероприятий патриотического характера, ведут работу с молодёжью по всей Республике, многие наши коллеги выезжают в центральную Россию, в самые разные её регионы. Хочу сказать спасибо всем коллегам, которые приглашают наших писателей в поездки и на мероприятия, это дает сплочение. Мы пришли в Россию пусть ещё не полной территорией, но я уверен, что это случится в скором времени.

Надо помнить о том, что СВО – это война, она серьёзная, и на линии фронта, в целом в ДНР нет шапкозакидательского настроения. Если в феврале-марте 2022 года  оно ещё имело место быть, то сейчас этого нет. Коалиция западных держав всё сделает, чтобы этот конфликт длился как можно дольше. И поэтому задача нашего творческого союза - всегда помнить, что наше творчество предназначено в том числе бойцов, которые сегодня воюют, и для молодёжи, которой, не дай Бог, придётся ещё эту борьбу за освобождение и отстаивание независимости продолжить. И эта патриотическая линия в нашей работе, вне сомнения, дает свои плоды. Если раньше в Ростове, рядом с границей находящимся, не все знали, что происходит на Донбассе, то теперь осознание есть: по ним нет прилетов от ВСУ только потому, что Ростов прикрыт нами – Луганской Народной Республикой и Донецкой Народной Республикой. У нас, в Донецкой Республике, все давно поняли, что своего личного отдельного красивого мирка не построишь, когда по городу стреляют в любой момент, и по центру, и куда угодно. Я лично трижды окна вставлял за два последних месяца после обстрелов.

Есть особенность в нашей работе: сегодня никаких массовых мероприятий мы проводить не можем, потому что город реально обстреливается. То есть собрать писателей в Союзе в центре города я не могу, мы общаемся чаще всего по телефону.

А с молодёжью даже у нас надо работать. Потому что когда студентов призывали по мобилизации, некоторые из них заговорили: а за что они воевать будут, для чего и зачем это надо? Сейчас их указом Главы Донецкой Республики Пушилина возвратили на учебные парты, но настроения-то остались. Впрочем, как и здесь, в глубине России: а за что, а зачем…

В заключение хотел бы выразить благодарность всем организациям, которые нас приглашают на свои мероприятия. Кроме того, у нас есть достойные авторы, поэты и прозаики. Война, происходящая на Донбассе,  сегодня в серьёзной литературе ещё не отражена Есть отдельные небольшие повести, новеллы, но высоты полёта пока нет. Возможно, нужно время, чтобы это осознать и перенести на бумагу.

Поскольку мы неофициально работали всегда с вами вместе и всегда со стороны Союза писателей России чувствовали громадную поддержку, то проводимую работу я оцениваю удовлетворительно.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо, Фёдор Дмитриевич.
Дорогие друзья, когда мы смотрели схемы, то увидели разделение по жанрам: поэты, прозаики и публицисты. Но на схемах не оказалось драматургов. Это нонсенс. Но будем считать, что драматурги – это засадный полк нашего Союза. Их всех аккумулировала под своим крылом Национальная ассоциация драматургов, которую возглавляет Юрий Михайлович Поляков. Пожалуйста. (Аплодисменты).

ПОЛЯКОВ Ю.М.

Я предлагаю считать работу Правления Союза писателей России  за отчётный период удовлетворительной, и выражаю горячую надежду, что и на следующие пять лет нашу организацию возглавит Николай Фёдорович, надеюсь. (Аплодисменты).

Нашей Ассоциации драматургов скоро исполнится 5 лет. До этого, как ни странно, не было никакого общефедерального объединения драматургов. Но и за эти 5 лет кое-что удалось сделать, а главное, это наш конкурс «Автора на сцену», который мы проводили при поддержке такой организации, как «Театральный агент». Тем, кто интересуется, в нижнем фойе лежат наши альманахи «Автора на сцену» с пьесами-победителями. Мы десятерым драматургам дали дипломы, а под дипломы выдали по миллиону рублей на постановки. Правда, это было до известных событий, сейчас, конечно, ситуация более сложная.

Хочу сказать, что уже в 2017 году, когда мы проводили первый конкурс, там были интересные, сильные пьесы (их немного, но несколько штук было), посвящённые событиям на Донбассе. Однако все наши попытки предложить эти пьесы театрам, даже с миллионом, что для Москвы, конечно, смешные деньги, но для регионального театра, скажем, того же Рыбинского, на эти деньги можно хороший спектакль поставить, - не увенчались успехом.

С чем это связано? Я думаю, это связано с тем, что 30 лет культурная политика в нашей стране во многих областях, в частности в литературе и  театре, была направлена не на укрепление патриотического сознания, не на сплочение общества, не на подготовку общества к испытаниям, а, наоборот, на его разложение и внедрение нездорового динамизма.

Это легко подтверждается тем фактом, что глупо пацифистское письмо против специальной военной операции вышло в марте именно от театральных деятелей, начиная с руководителей нашего Всероссийского театрального общества, а затем уже его подписали и ведущие художественные руководители, режиссёры, продюсеры и т.д.  То есть театр сейчас в руках людей, которых интересует, в лучшем случае, только их профессия и самовыражение. Судьба Отечества им не интересна. Формировали эту когорту наши государственные чиновники. Им нужно каким-то образом из этого положения выходить. Каким – пока не видно, а уже исполнился год военных действий. Кто сидел, там и сидит, потому что прошёл год с начала СВО, а не вышло ни одного спектакля, посвящённого этим событиям. Хотя, как я уже сказал, пьесы есть и их стало ещё больше. Это говорит о том, что, если в других сферах какое-то движение началось, то в театральной - застой. А нормальные драматурги, продолжающие традиции, пишущие социально острые, проблемные произведения в разных жанрах, в разной стилистике, -  они не востребованы. Почему? Потому что театры современные пьесы не ставят. Есть десятки, если не сотни театров, в которых самая свежая современная пьеса – это Вампилов. Вампилов замечательный драматург, но он умер полвека назад. Им современность не интересна. Им интересна новая драма, скажем, «Золотая маска». А что такое новая драма? Это драматургия иногда и неплохая, но она, как говорил наш президент, драматургия с пониженной социальной ответственностью. Так что для нынешнего театра если и ставить современную пьесу, то именно такого характера.

Каков выход? Много в своё время смеялись, и тот же мой любимый Булгаков, над реперткомами, и справедливо смеялись. Я вам хочу сказать, что уж лучше пусть будет государственный репертком, чем антигосударственный, который у нас работает в стране с 1991 года (аплодисменты). Сначала он работал вполне легально при Ельцине, до начала СВО он работал полулегально, но полностью определял репертуар и продолжает определять, потому что все люди на местах. Министерство культуры этим абсолютно не интересуется, это я вам говорю как бывший председатель Общественного совета Министерства культуры. Нам даже не удалось спасти несчастную Татьяну Васильевну Доронину, у неё отобрали театр под видом освежения театрального пространства и в итоге отправили её в дом престарелых. Так что этот антигосударственный репертком работает.

Я думаю, что мы должны от имени писательского сообщества обратиться напрямую к Президенту. Если он этого не знает, то открыть ему глаза. Если он это знает, то просто сказать: раз знаете, то, пожалуйста,  действуйте. А то по телевизору говорят о том, что все должны выступить единым фронтом, в том числе деятели культуры, но как бы условий для его создания (в хорошем смысле, здесь критиковали создание фронта, но в хорошем смысле действительно какой-то нужен) не создается. Вот, на мой взгляд, те главные проблемы, которые сейчас есть в драматургии.

И последнее. Наша ассоциация сейчас готовит аналитическую записку в верха, там есть кому показать и передать соответствующие материалы. Мы из МХАТа убрали этого разрушителя Боякова, но, правда, прислали Кехмана (хрен редьки не слаще), но тем не менее. Так вот я прошу, пользуясь тем, что вы здесь представляете свои писательские организации, очень хорошо знаете свою культурную жизнь, напишите нам несколько страниц о том, как в вашем областном или республиканском театре действительно представлена современная драматургия, современная тематика. Мы это обобщим и постараемся передать как можно выше. Может быть, поможем.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо, Юрий Михайлович, спасибо, дорогой. Я думаю, что связи между драматургией и Союзом писателей России укрепляются. Более того, Национальная ассоциация драматургов юридически вошла в состав Союза писателей России и отныне НАД — это наше структурное подразделение. Поэтому все вопросы, которые вас интересуют, в принципе мы уже можем решать сообща.
Хочу предоставить слово Еремею Даниловичу Айпину, писателю Ханты-Мансийского отделения Союза писателей России. Приготовиться Сергею Николаевичу Дмитриеву. ?

АЙПИН Е.Д.

Спасибо, Николай Фёдорович.

От имени Ханты-Мансийского регионального отделения  Союза писателей России даю положительную оценку работе Правления СПР за прошедший период. Спасибо за всё то, что сделано за этот период на нашей территории по активизации писательской деятельности.

Дорогие собраться по перу! Несколько тезисов, несколько соображений хочу высказать. Моя основная тема: «Языки коренных народов Севера: проблемы сохранения, взгляд на будущее», но и вообще  сохранение языков всех народов Российской Федерации.

В наши дни, в наше непростое время роль писательского сообщества существенным образом возрастает. Хочу упомянуть несколько документов. Указ Президента от 9 ноября 2022 года № 809, где утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских и духовно-нравственных ценностей. Уверен, что миссия писателей в этих условиях - быть опорой государства в приращении духовно-нравственных ценностей в нашем обществе.

И ещё один документ хочу упомянуть, поскольку я с документами работаю профессионально на уровне Думы Ханты-Мансийска. 14 июля 2022 года вышел федеральный закон о российском движении детей и молодёжи. Вы знаете, что уже в декабре состоялся съезд движения детей и молодёжи, на котором утвердили движение «Первых», раньше мы это называли пионерией и комсомолом. То есть это то, что мы должны укреплять, обеспечить это движение нашим писательским наполнением. Это, как раньше говорили, руководство к действию. Больше, по-моему, ничего и не нужно. Мы в своём округе начали прорабатывать эту ситуацию, наш округ является опорным краем державы в обеспечении энергетической безопасности страны. А в духовном плане нам бы тоже хотелось принять активное участие именно в вопросах духовно-нравственной безопасности. Хотя в этом плане, я думаю, подобное для всех территорий важно. Что мы сейчас продвигаем?

Первое. Чтобы писательские организации работали на профессиональной основе, а не на общественных началах. С молодёжью мы активизируем работу в местных литературных объединениях во всех городах и муниципальных районах округа.

Кроме этого прорабатываем вопрос, старшее поколение, наверное, помнит, когда у нас было бюро пропаганды художественной литературы, и этот вопрос тоже сегодня наиболее важный. Хотим, чтобы писательская общественность активизировалась по всем этим направлениям.

И на региональном уровне мы выпустили совместно с Томской писательской организацией 14 томов сибирской литературы. В этом поучаствовали чуть меньше пятнадцати территорий Сибири.

У нас основная тема – это сохранение языков Севера и вообще России. Мы считали, что самые малочисленные народы у нас на Чукотке: керенки 23 человека осталось, в Красноярске – 203 человека; лютерцы – 97 человек и т.д.  То есть в этом плане нашу миссию, роль литературы никто не будет оспаривать — язык легче всего сохранить именно через творчество, через книги. 

Хочу сказать, что наш округ в  плане сохранения языков ведёт свою работу, потому что я считаю: чтобы движение существовало, должен быть какой-то нормативный акт, это как опора. Мы приняли закон о языках коренных народов, о святилищах, о поддержке средств массовой информации на родных языках и так далее. Если нет документа - правовой основы для движения – ничего не сделать, что бы мы ни хотели, как бы ни старались.

Фундаментальной основой у нас является сохранение и развитие языков, сохранение языковой среды. Но такая проблема, наверное, есть у многих народов по всей Российской Федерации. Эта среда сокращается. И мы пытаемся разными способами все-таки сохранить эти языки.

Далее хочу подчеркнуть, что международное  десятилетие 2022-2032 годы ООН объявил международным десятилетием языков коренных народов мира. В этом  плане, конечно, тоже есть возможность для  участия и сохранения своих языков.

Ещё один тезис, важный и актуальный – это защита и русского языка. Я пишу на двух языках – на родном и на русском. Но то, что происходит с русским языком сегодня, нас весьма и весьма волнует, потому что  заимствование – это раз, уже с английского языка замучили заимствования. А ещё использование сленга, жаргоны, ненормативная лексика вообще становится уже нормативной, потому что средства массовой информации их преподносят каждый день и создают впечатление и уверенность, что, оказывается, этим можно пользоваться. Это тоже проблема, на которую так же надо обратить внимание. Русский народ, территория России тоже является коренным народом – и тоже умеет свою проблему.

И последний тезис, что бы я хотел сказать съезду. Мне вспоминается  Маяковский, который когда-то написал в  20-е годы: «Хочу, чтоб к штыку приравняли перо». В этом отношении всё зависит, я думаю, не столько от власти, сколько от нас самих. Сейчас критическая ситуация и с Донбассом, и с Украиной, и вообще с мировым сообществом, и я думаю, что каждый писатель – это очень действенный штык, потому что за каждым из вас стоит определённое количество читателей. Поэтому мы просто должны активизироваться. Один читатель старшего поколения мне сказал на литературной встрече: если вы не укрепите духовно-нравственную основу российского общества - всем нам придёт кирдык. Поэтому, чтобы этот кирдык не пришёл, давайте двигаться, а не сидеть сложа руки.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо  большое, Еремей Данилович.
Дорогие друзья, поступают записки, которым я немножко удивляюсь: «Принять постановление о  недопустимости сотрудничать членам СПР с деятелями, публично осуждающими СВО».
Не много ли чести принимать такие постановления об отношении к таким людям? Пусть они переходят на другую сторону улицы, а мы знать их не знаем и видеть не хотим. Мне кажется, эта проблема вообще не стоит на повестке дня, каждый выбирает линию поведения сам, по своим убеждениям, а не по постановлениям.
Записка от Порохова Сергея: «8 февраля 2024 года РАЕН отмечает 300-летие своего существования».
Конечно же, вопрос о взаимодействии и наше участие в 300-летии  РАЕН мы будем принимать.
Сергей Николаевич Дмитриев, главный редактор издательства «Вече». Пожалуйста, Вам слово. Приготовиться Орлову Борису Александровичу, председателю Санкт-Петербургского отделения.

ДМИТРИЕВ С.Н.

Дорогие друзья, я бы хотел немножко поспорить с Александром Андреевичем. Он сказал, что никаких новых литературных движений у нас не происходит. А, на наш взгляд, произошло очень важное событие: когда началась специальная военная операция, поток  поэтических откликов был таков, что Николай Фёдорович Иванов предложил издавать эти сборники. Уже пришли из типографии шестой и седьмой сборники поэзии, в них уже  задействованы 300 с лишним поэтов. На мой взгляд, это действительно очень важное событие в литературной жизни. Это напоминает, конечно, поэтический отклик Великой Отечественной войны, который подтолкнул даже нашу власть. 

Именно после выхода первых сборников к нам обратилась Администрация Президента, появились дополнительные деньги, с помощью которых мы издали с допечаткой 200 тысяч сборников. Больше 120 тысяч мы отправили на фронт, причём не только в Министерство обороны, но и в Росгвардию, к ополченцам, даже ФСБ забирало у нас книжки для своих бойцов. И эта тема продолжается. Мы сейчас, кстати (это тоже очень важно), совместно с Союзом писателей получили второй президентский грант. Это очень важно, потому что раньше Союз писателей никогда не получал гранты такого рода. Мы начали создавать библиотеку Донбасса. Вот сегодня и вчера на Пленуме мы представляли несколько изданий, уже вышла книга «Знаменитые люди Донбасса», уже вышла книга «История Донбасса» и сейчас мы готовим два сборника уже прозаических. Вообще, конечно, парадокс произошёл: поэты опередили, и опередили очень сильно прозаиков.

РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА: Всегда так было.

ДМИТРИЕВ С.Н.

Всегда так было, но ради справедливости скажу, что мы,  «Вече», уже много лет издаём романы о войне на Донбассе, у нас была книга Аллы Бегуновой «Дорога на Дебальцево», был Александр Пересвет со своей книгой «Мститель Донбасса». Николай Фёдорович написал «Суворовец Воевода», там уже события происходят на Донбассе во время СВО. Только что мы издали книгу Олега Роя «Неотправленные письма». То есть этот процесс начался и мы пытаемся ему помогать.

Мы готовим сейчас два сборника: «Герои Донбасса и СВО» и готовим сборник  «На линии фронта», это уже документальная проза, все, кто были «за ленточкой», будут в них представлены.

И ещё очень важная вещь: мы с Советом молодых литераторов готовим книгу «Молодые писатели Новороссии», она выйдет тоже в этом году. И хотели бы издать пьесы. Мы с Юрием Михайловичем обсуждали, что нужно и пьесы собрать в единую книгу. И тоже очень важная новость: мы возрождаем совместно с редколлегиями два журнала – это «Донбасс», в этом году ему сто лет исполняется, в 1923 году он вышел под названием  «Забой», и уже вчера мы показывали вышедший номер «Северского Донца», который подготовила Луганская писательская организация. Поэтому, видите, процесс этот идёт.

Но я бы хотел ещё сказать о неких тревогах. Меня, как издателя, и вас, я думаю, это тоже волнует. Дело в том, что мы, не замечая, упускаем тот факт, что за 10-15 лет в России произошла национальная катастрофа. Что это такое? У нас выпуск книг в стране упал в два с лишним раза. Называю вам цифры: в 2008 году в стране было издано 780 миллионов книг, в СССР было вообще полтора миллиарда. А сейчас после ковида и в последний год мы выпускаем всего 350 миллионов книг. То есть, по этому показателю Россия давно не самая читаемая страна, у нас  2-2,5 книги на жителя, а в той же Англии 6 книг. Как было примерно в СССР. Назовите мне хоть одну отрасль нашей страны, которая упала бы в два раза! Но власти почему-то этого не замечают, они это дело замалчивают. И получается, что цены на книги растут, оборот растёт, а книг-то нет. Все эти электронные книги и аудиокниги, здесь уже говорилось, заняли действительно небольшую нишу, всего 8-10 процентов и они не  компенсировали это колоссальное падение.

Что нужно делать?  Сергей Вадимович Степашин сегодня правильно  говорил, что надо начинать с самых простых вещей: убрать НДС с книг, потому что в ряде стран вообще этого НДСа нет. Вот эта будет поддержка чтения! Российский книжный союз разработал программу в этом направлении, надо эту программу принять.

Стали появляться данные, что возвращают в школьный курс и «Как закалялась сталь», и «Поднятую целину», и «Молодую гвардию». Мы эти книги печатаем, но вы знаете, я всё время жду, когда к нам придёт хоть один заказ от государства на эти книги. У нас нет одобренного государством списка литературы. Союз писателей России сделал такой список, он содержит сто с лишним наименований, но этот список только для нас с вами, а не для чиновников. И библиотеки приоритета этого не знают и книги у нас эти не заказывают.

И очень важная вещь по поводу Министерства цифрового развития. Действительно, странная  история, книга к культуре не  относится, затраты  на книгу в Минцифре занимают меньше одного процента. Могу сказать, что подготовка одной игры компьютерной больше стóит, чем вся социальная помощь книгам страны. Тут была информация, что по шесть миллиардов надо выделять на одну компьютерную игру, а на книги выделяется всего сто миллионов. Вот такая, друзья, парадоксальная вещь! Пока мы будем в Министерстве цифры, мы будем там с этим одним процентом, в то время, как вы знаете, театры, музеи, находясь в Минкультуры, получают огромные дотации.

Могу назвать ещё цифры: театры получают 60 миллиардов в год. В каждом билете, если кто не знает, это мы ещё в театр не пришли, а уже полторы-две тысячи рублей за нас государство заплатило. То же самое музеи - получают дотации 60 миллиардов, а книги, почему-то считается, что это рыночная категория, пусть издатели сами зарабатывают и пусть книги выходят такими небольшими тиражами.

Недавно появился Указ Президента о заказе на литературу. Честно скажу, что мы, как издательство, ни одного заказа такого не получили, то есть опять непонятно, кто этот заказ формирует, как он будет исполняться.

Что касается Союза писателей России. Мы, кстати, не говорили здесь  о творческих вещах, а ведь очень много за пять лет создано хороших произведений, очень много писателей написали новые романы, повести. Я могу назвать сейчас несколько имён: мы издавали и новые романы Валерия  Поваляева и Николая Иванова, и Канты Ибрагимова, и поэтов – Владимира Кострова, Михаила Ножкина, Станислава Куняева. То есть все те процессы, о которых вы говорите, они происходят. Но эти наши новинки, к сожалению, почти невидимы на рынке, они теряются в море либеральной литературы. Здесь надо что-то менять.

В целом я бы хотел оценить очень положительно работу Правления и присоединился бы к мнению Юрия Михайловича, что это отличная оценка деятельности Правления и секретариата Союза писателей, но надо много ещё сделать. Мы говорили, помните, на прошлом съезде, что нужен литературный портал. Вот сейчас просто нужен единый литературный цифровой портал, чтобы писатели России могли там публиковать произведения.

(Реплика из залаОбязательно)

Обязательно – раз. Второе. Надо всё-таки  цифровой  книгой электронной заниматься. У меня есть предложение подумать и создать  единую цифровую площадку для электронной книги всех писателей России. Есть место, где это размещать. Поэтому можно это всё записать в решение, в обращение наше к властям и это выполнить.

Спасибо огромное.  (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо, Сергей Николаевич, за нашу совместную работу, очень тесную и, я считаю, плодотворную, на благо нашего Отечества.
Друзья, всё время кто-то кричит: давайте голосовать. Давайте, но когда подойдёт время голосования.
Слово Орлову Борису Александровичу - Председателю Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Мы прекрасно знаем, если приехал Санкт-Петербург в Москву - что-то случится, кого-то куда-то назначат...

ОРЛОВ Б.А.

Всё нормально. Дорогие друзья, всё нормально. Я скажу, что у нас на подводном флоте всегда говорили: с таким командиром мне не страшно  выходить в море. Вот, Николай Иванов именно такой командир и за это время он сплотил коллектив и многому обучил. И ещё. Я не хочу давать никаких советов, но у нас, моряков, еще одна команда есть при погружении подводной лодки. Это - «Осмотреться в отсеках». Так вот, наши организации  - это отсеки и мы должны тоже осматриваться: а что у каждого из нас сделано? Это необходимо, потому что у нас порой, к сожалению, очень много барабанного боя, а некоторые организации, извините, упустили за это время живую работу с людьми и словом, но почему-то советуют Союзу писателей, как жить.

Я скажу, что с большим удовольствием послушал Фёдора Березина, мы с ним давно сотрудничаем, на Санкт-Петербургский книжный салон  уже много лет приглашаем писателей из Луганска и Донецка. У меня в кабинете висит флаг Донецкой Народной Республики,  который как раз Фёдор и передал нашей организации. И когда заходят в кабинет либералы, то недоуменно смотрят на него. А для нас он — наш, родной!

И скажу ещё вот что. Вокруг нас всегда есть какое-то начальство. И надо с ним тоже надо работать. Например, нам помогает и Смольный, и с Законодательным Собранием у нас нормальные отношения. В Доме писателей, который у нас на два союза, каждый день проходит минимум восемь мероприятий. А отделение на разных площадках проводит в год около тысячи мероприятий. Были проблемы с Книжной лавкой, но, слава Богу, тоже, благодаря помощи, решили эти проблемы. Выпускаем книги, сейчас меньше, чем раньше, но всё равно в прошлом году выпустили 15 книг. И опять же с помощью Смольного. Да, надо работать - готовить документы, подавать отчёты. А у нас же, я смотрю, особенно старшее поколение, всегда только просит — дайте! Носите нас на руках! Пора всем понять: никто ничего подобного делать не станет, только самим трудиться и выполнять те законы, которые существуют на сегодняшний день.

Сергей Николаевич говорил о книгах, а вот я захожу в «Буквоед»,а в нём до сих пор стоят книги Гузель Яхиной и масса такой литературы, которую не берут. Но ее выпустили столько, что стоит на каждой полке.

И ещё. Не знаю как у других, а у нас хорошо стала работать секция драматургии, Анатолий Козлов здесь присутствует и подтвердит. Сейчас он издаёт альманах Петербургской драматургии, где и патриотические пьесы, и рецензии выходят. Анатолий Козлов застолбил  и альманах  «Петербургская литература» Тут жаловались: где наши книги? А мы переговорили с вице-губернаторои, и сегодня заходишь в Дом книги на  Невском проспекте, а перед тобой сразу  стенд: «Писатели Санкт-Петербурга», то есть Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России и Союза писателей Санкт-Петербурга. Вот они, здесь, и придумывать  ничего не надо.

Вот у нас Иван Владимирович Ерпылёв хорошо работает, это всем видно, хотя он один из самых молодых руководителей региональных организаций. Но ведь видит проблемы. Николай Фёдорович правильно говорил по поводу «пятой колонны», но она существовала и будет существовать  в ближайшее время, пусть и затаившись. Я не исключаю, что и в этом зале есть подобные, не случайно депутат Госдумы Евгений  Фёдоров сказал, что за последние 30 лет 70 тысяч наших граждан прошли обучение в организациях, которые спонсирует Фонд Сороса.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Борис Александрович, время...

ОРЛОВ Б.А.

Я поддерживаю Замшева – работа правления велась за отчетный период отлично. Единственно, может, наш недостаток, что мы слишком мало информируем основной писательский сайт о нашей работе. Этим надо всерьез заняться. У нас Ирена Андреевна Сергеева сделала книгу, - кстати, опять издана при поддержке комитета в Смольном, называется «Герои моего Отечества». В ней тоже речь о спецоперации. И, кстати, 23 февраля исполнится 105 лет со дня образования Красной, Советской Армии. Эту дату тоже нельзя забывать.

По поводу Культурного фронта. Он необходим, мы его образовали на базе нашего отделения. Но мы привлекли к себе все патриотические силы: художники, дизайнеры там есть, другие союзы. Сегодня это центр патриотического воспитания, а раньше это всё было разрозненно.

Работе Правления отличная оценка. Спасибо. (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Борис Александрович. Вы здесь сказали, что надо больше  информации давать. Это упрёк нам всем, давайте всю имеющуюся информацию, мы готовы брать и размещать всё, что приходит с мест.

Я тоже скажу два слова о Культурном фронте, потому что о нем прозвучало в выступлениях несколько раз. Его создание - личная инициатива Николая Петровича Бурляева, которую поддержали многие в Госдуме и, насколько я знаю, в Администрации Президента. Но на какой базе создавать региональные отделения? Я дал 54 адреса наших региональных писательских  организаций, потому что наш Союз имеет и достаточно разветвлённую сеть, и люди готовы работать.

Поэтому, конечно же, будут обращаться к вам при создании отделений на местах. Вчера, насколько я осведомлен, Николай Петрович работает по этой теме на Северном Кавказе. Во многих регионах Фронт уже создан. Единственное, дорогие друзья, отстаивайте своё и надо ломать ситуацию, когда в Культурный фронт заходят со стороны. В Екатеринбурге назначается руководителем Фронта человек, который, несмотря на мою просьбу, отказался подписывать письмо в поддержку СВО. И вдруг именно он возглавляет это региональное движение. И берёт в его руководство своего друга, нашего общего знакомого Арсена Титова, но - руководителя Союза российских писателей, Союза, который не поддержал СВО. И что получается? Два человека, которые были в стороне от спецоперации, перепрыгнув всех, вдруг оказались в руководителях. Я в марте планирую приехать в Екатеринбург, и хочу посмотреть на это изнутри. Знаю одно: такого не должно быть. (Аплодисменты).

РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА: А куда смотрит Кердан? Пусть наведет порядок как сопредседатель!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Извините, Надежда Александровна, но он как раз и наводит таким образом. И куда он смотрит, надо спросить у него самого. Не хотел говорить, но, видимо, необходимо расставить все точки над «i», раз мы с вами ведем здесь откровенный разговор. Руководитель Культурного фронта в Екатеринбурге Александр Борисович Кердан - тот единственный писатель у нас в Союзе, кто не подписал письмо в поддержку СВО! Да, который мой сопредседатель и который возглавляет Ассоциацию писателей Урала. Как такое соотнести? Мы тут не вылезаем с Донбасса, имеем честь ставить свои подписи в поддержку армии, а человек, не подписавшийся под этим, неожиданно возглавил Культурный фронт. Вместе с Арсеном Титовым из союза, который и близко не смотрит в сторону СВО и наших бойцов. Вот мы сейчас с вами решаем вопросы нашего усиления работы и личного присутствия в зоне спецоперации, а они уже что-то возглавили. Но не включить при этом нашего екатеринбургского председателя Бориса Долинго в руководящие органы, хотя именно мы, Союз писателей России, являемся соучредителем фронта, а не Союз российских писателей, и тем более не АСПУР… Нонсенс. И что, отстоявшие в стороне будут теперь пытаться что-то указывать нам, как любить Родину? Нам и тем бойцам, что воюют, которых они не поддержали даже словом, но которые завтра вернутся с фронта? Хватит, пора все вещи называть своими именами. И я буду ставить этот вопрос, чтобы исправить ситуацию.

Слово Андрею Тимофееву — руководителю Совета молодых литераторов.

ТИМОФЕЕВ А.Н.

Коллеги, добрый день!

Там есть презентация, пожалуйста,  включите её.

(Выступление сопровождается показом слайдов).

Слайд. Друзья, коллеги, Николай Фёдорович сказал, что доля молодых писателей в Союзе выросла с четырёх до восьми процентов. Это не только и не столько заслуга молодых литераторов, сколько заслуга тех руководителей, которые приезжали на совещание молодых литераторов бесплатно, за свой счёт часто, тех, кто ведёт литературное объединение при нашем Союзе, тех писательских организаций, которые работают с молодыми. Спасибо вам большое, это наша общая с вами победа и наша общая с вами заслуга. (Аплодисменты).

37 региональных советов молодых литераторов создано по России. Все руководители утверждены Правлениями писательских организаций. Это не милые плюшевые ребята, у них чаще всего есть мнение своё, в том числе и по тому, каким должен быть Союз писателей России, как ему развиваться. Это правда. Но эти люди не смотрят в другие союзы, не смотрят вбок. И если такие эксцессы бывают, то мы их быстро купируем. Эти люди связывают свою судьбу с Союзом писателей России и они наши.

Следующий слайд. Друзья, самое крупное совещание молодых литераторов России, крупнейший молодёжный форум в течение последних трёх лет – это наше совещание в Химках. Ни Липки, ни мастерские АСПИ не дотягивают до этого самого совещания по количеству задействованных экспертов и участников. Более 300 человек из 62 регионов страны. Как мы находим деньги? Как мы это делаем? Очень просто. Наши региональные активисты получают стипендии, скидываются и проводят самое большое мероприятие в России. Без грантов, без субсидий эти самые наши мастера приезжают за свой счёт часто, им ничего никто не платит. Это плохо? Это очень плохо. Но это показывает, что мы, как писательский союз, как профессиональное сообщество можем достигать любых целей, которые мы перед собой поставим. И нам нужно их достигать.

Направления, которые есть только в Химках, это специальная программа для организаторов. Такого нет вообще нигде в России, только у Союза писателей России. Мы вовремя поняли, что руководитель – это не только хороший писатель, он должен разбираться в издательской деятельности, в переводческой деятельности, знать, как вести ЛИТО, как организовывать фестивали, как заполнять гранты и заявки, в конце концов. Этот человек нуждается в определённых профессиональных навыках, которые мы пытаемся ему дать. Любая писательская организация Союза писателей России может делегировать своего человека на эту программу для организаторов, даже не обязательно молодого. И мы попробуем вместе овладеть этими самыми навыками, такими нужными для нас сейчас.

Следующий слайд.  Соответственно нам кажется, что фестивали не должны быть междусобойчиками для молодых писателей, а должны быть местом встречи писателей, читателей, преподавателей, краеведов, библиотекарей и т.д.

Следующий слайд. Восемь литературных фестивалей в России сейчас объединились в содружество и это Содружество фестивалей, которые ориентируются именно на молодых читателей. Мы должны сделать так, чтобы молодые писатели и читатели встретились. Восемь фестивалей просто для того, чтобы сейчас в 2023 году обкатать эту схему. И дальше, если фестиваль отвечает ценностям Союза писателей России, если он наш, если он отвечает некому стандарту качества, то мы создадим большую сеть фестивалей для молодых читателей. В каждом регионе может быть такой фестиваль. И если фестивалей для писателей слишком много, то фестивалей для читателей много быть не может.

Следующий слайд. Вчера была молодёжная программа Союза писателей России, на неё приехали не только руководители региональных советов молодых литераторов, но и комиссии по работе с молодыми. Было несколько руководителей писательских организаций. Мы вместе думали над судьбой Союза, какие у нас проблемы есть. Есть внешние проблемы, есть внутренние проблемы.

Следующий слайд. Здесь внутренние проблемы. Мы это дело поняли, разработали и представим вам такой большой материал на эту тему.

И последнее. Меммед Гаджихалилович Халилов говорил про Ассоциацию писательских союзов. И Николай Фёдорович говорил о них же. Действительно 12 писателей, находящихся в сложных ситуациях, получили помощь. 12 переводческих книг тиражом 700 экземпляров было издано. Конечно, осваивая сотни миллионов субсидий и грантов, сложно не сделать хотя бы что-то полезное. И что-то полезное сделано: 12 книжек, собственно говоря, нам с вами брошено. Но кто-нибудь из вас в регионах получил эти деньги? Какие-нибудь региональные проекты были поддержаны? Ну, конечно же, нет.

По работе с молодыми писателями я вам расскажу по своей сфере. У нас есть совещание молодых литераторов. У Союза российских писателей есть совещание. У Союза писателей Москвы есть совещание. Ни одно из этих совещаний не было поддержано. Ассоциация просто создала дополнительно сверху свои мастерские. Так что теперь каждый месяц проходят несколько таких совещаний для молодых писателей. И они даже не знают, куда ездить. И они табунами ездят туда-сюда. И соответственно никто не был поддержан, был сделан собственный литературный мирок, в котором люди, собственно говоря, играются. Но даже это они делают неэффективно. Например, литературные резиденции АСПИ не наполняются взрослыми писателями, и туда приглашают молодых писателей, которые один-два рассказа написали. На то, чтобы человек в такой резиденции жил целый месяц, понимаете, кураторы и т.д., это не меньше 200 тысяч рублей. Так за 200 тысяч рублей находящиеся здесь Александр Громов и Денис Домарёв проводят фестиваль имени Михаила Онищенко на, внимание, 100 человек. Один и 100. Показатели эффективности занижены в десятки, сотни раз, понимаете.

И, наконец, тема СВО. Конечно, вы знаете, что АСПИ не провело ни одного мероприятия в защиту СВО. Более того, я выступал там, ко мне девочка подходит и говорит: знаете, про политику у нас нельзя. Мы знаем, что наши писатели ездили по линии АСПИ в командировки и хотели презентовать нашу книжку «Позывной - Победа», так бедные девочки как бы своими телами заслоняли баннер АСПИ, чтобы случайно не сфотографировали книжку «Позывной - Победа» на фоне баннера АСПИ.  Это безумие такое.

Друзья, у нас сейчас Съезд. Мы сейчас будем выбирать Председателя Правления, принимать изменения в Устав. Мы должны это сделать и, Бог с ними, как бы. Мы представляем русскую литературу. Это наши собственные дела.

Но то решение, которое предложил  Меммед  Гаджихалилович Халилов, создать комиссию по работе с АСПИ, для этого достаточно и пленума, его прерогативы как бы вполне здесь хватит. Мне кажется, это решение нужно будет в дальнейшем рассмотреть.

Спасибо большое. (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо, Андрей, за работу, спасибо за твою команду. Мы идём вперёд, идём вместе и 90 процентов тех наработок, которые мы делаем, это наша совместная работа. Бывают какие-то шероховатости в каких-то регионах, но это всё вырабатывается. И я думаю, что в том потенциале, в том заделе, который мы сделали, в принципе, и есть наше будущее. И его мы видим с вами. Давайте им поаплодируем, они здесь находятся, поблагодарим ребят. (Аплодисменты).

Вы знаете, у нас уже выступило 8 человек и до этого 10 человек сказали своё слово. В общей сложности уже выступило 18 делегатов и гостей. В принципе, ситуация ясна. Я бы предложил подвести черту, дать, может быть, выступить тем людям, записки от которых на выступление у меня лежит с прошлого съезда. В частности, вот заявка на выступление представителя от Крыма, г. Симферополь, Владимир Сорокин. Давайте мы дадим слово Сорокину, и подведём черту.

РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА: Писатель из Грозного просит слово.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Хорошо, услышал. Пожалуйста, Владимир Сорокин - руководитель Крымского отделения Союза писателей России.

СОРОКИН В.И.

Дорогие друзья, кажется, только вчера Крым вошёл в состав Российской Федерации. Я не утрирую. Действительно, кажется, что это было только вчера, всё ярко, зримо, всё ещё в душе не перегорело, а уже прошло 9 лет. И за эти 9 лет Президент Российской Федерации  выпустил несколько указов, посвящённых культуре. И в этих указах, это и 808 Указ, который вы прекрасно знаете, 809 Указ, который вышел в конце 2022 года, и вот буквально несколько дней назад было сделано дополнение в 808 Указ по государственной культурной политике. Я зачитаю, что там чётко сказано: «Необходимость поддержки современного литературного творчества, издание и распространение литературных журналов, привлечение писательского сообщества в пропаганде литературного чтения, культурного просвещения граждан».

Кажется, что ещё нужно? Есть указ Президента, но на местах мы почему-то зависим от доброго или недоброго губернатора, как он поможет, как он решит, так и решит, выделит он деньги или не выделит. Есть Указ Президента! И я прошу Съезд, прошу Правление Союза писателей России разработать механизм, чтобы этот Указ исполнялся, чтобы писательские сообщества участвовали в этих процессах, чтобы мы не были отстранены от них. Ведь вдумайтесь! Я просто один пример приведу. За тот период, когда развалился Советский Союз и Крым находился в составе Украины, было выпущено за 20 лет за бюджетный счёт 149 журналов «Брега Тавриды», русскоязычного. За 9 лет, когда Крым вошёл в состав Российской Федерации, не выпущено ни одного номера, не профинансировано ни одного журнала. И это несмотря на мои бесконечные обращения и к Главе республики, и бесконечные письма в Министерство культуры и т.д.

Я считаю, что если Президент написал этот Указ и если есть определённая государственная политика, он должен исполняться, вне зависимости от желания или нежелания местных чиновников.

Сегодня Россия прирастает новыми территориями. Недавно на референдуме были приняты в состав России Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонская области. Крымская региональная организация волей судеб оказалась на пересечении этих исторических моментов, и невозможно сейчас туда доставить книги, невозможно оснастить библиотеки, а там пустые полки. Там наши книги ждут. Получилась ситуация, что мы сейчас со всей России собираем книги и отправляем на вновь присоединённые территории.

Но особую благодарность я хочу выразить от имени Централизованной библиотеки Мелитополя, это мне поручение, Иркутской организации и лично Юрию Ивановичу Баранову, которые выступили инициаторами отправки книг. Их почин стал первым, когда в Запорожье дошли книги из Иркутска. А дальше мы уже получаем книги со всей России, со всего нашего бесконечного простора российского: из Чебоксар, из Волгограда, из Москвы и Московской области, из Санкт-Петербурга. И я очень благодарен  людям, причастным к тому, что они наполняют библиотеки вновь присоединённых территорий.

А я ещё хочу сказать, что, начиная с августа  2022 года, мы начали распространять на вновь присоединённые территории нашу «Литературную газету». Вы не представляете, я никогда в жизни не слушал столько слов благодарности от читателей и от администрации этих районов и городов, куда мы отправляем книги. Они говорят, что у нас сейчас все газеты – это белые и красные, плохие и хорошие, а ваши газеты нас приобщают к каким-то истинным культурным ценностям, к тому Русскому миру, к которому мы стремимся, чтобы в нём оказались наши территории.

И я сегодня ещё раз хочу выразить благодарность сидящей на втором ряду Татьяне Андреевне Ворониной. Я вообще не представляю, каким образом она, не имея ни одной копейки дотаций, не имея вообще ничего, создает эту газету. И на сегодняшний момент это не просто газета. Кто-то сейчас сказал, что «перо нужно приравнять к штыку». Да, настало это время. Но только не к винтовке, а к автомату Калашникова. И газета – это то же самое оружие. Без таких газет мы не сможем одержать победу ни на полях сражений, ни на фронтах идеологического фронта.

Я уполномочен передать Съезду и руководству Союза писателей Украины от имени собрания писателей Запорожской области, что они как бы пока и?здали просят дать им возможность создать региональное Запорожское отделение Союза писателей России. И я, Николай Фёдорович, уже привёз с собой анкеты тех писателей, которые изъявили желание  создать первичную региональную организацию. И поверьте мне, там не всё так просто. И это определённое мужество со стороны тех людей, которые приняли подобное решение. Но меня до глубины души поразил момент, когда мы закончили собрание в Мелитополе, подошла одна из участниц и произнесла сакраментальную фразу: я думала, что уже не доживу до этого счастья. Я говорю: о каком счастье вы говорите? А счастье – это писать на русском языке. (Аплодисменты).

По возвращении из Москвы у нас намечены очень большие программы взаимодействия с Запорожской областью и другими республиками. Я призываю всех вас, сидящих в зале, присоединяться к этим программам. Мы приедем, мы создадим, мы наметим. Я всё это донесу до руководства Союза писателей России. Я вас прошу – давайте присоединяться, нас там ждут! Мы там нужны!

И последнее, что я хочу сказать. По поводу того, что вы говорили о Культурном фронте. У нас аналогичная ситуация, я не буду сейчас на этом останавливаться. Но сегодня в Запорожской области состоится конференция о создании Культурного фронта России. А что касается  того напряжения, о котором Вы говорили, я Вас поддерживаю на сто процентов. Потому что я оказался в эпицентре этих событий, когда существует на полуострове 10 писательских организаций, и когда половину из этих  организаций возглавляют люди, которые являются членами Союза писателей России  или называют себя членами Союза писателей России,  но работают против нашего Союза - такое положение недопустимо! Надо уже принимать какие-то жёсткие и конкретные меры. Здесь уже вопрос не в том, что нравится кому-то, не нравится кому-то – это вопрос выживания нашей организации. Мы сейчас возобновили деятельность молодёжной организации и имеем такое расширение, что нам уже не хватает стен университета, люди к нам идут. Я к чему это говорю? Я обязательно восстановлю связь с молодёжным отделением Союза писателей России. И я вам со стопроцентной уверенностью говорю, что молодёжи интересно то, что мы делаем, и интересна литература, интересно всё.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо, Владимир Иванович. Прошу Вас и дальше поддерживать создание писательской организации Запорожской области. Как только все будет готово, сообщите мне, я вылечу к вам и вместе поедем на первое в Запорожье.

Дорогие друзья, мы договорились, что у нас ещё один выступающий - Аламахад Абдул-Хамидович Ельсаев, Чечня, г. Грозный, и подводим черту. Аламахад Ельсаев недавно был избран председателем Союза писателей Чечни. (Аплодисменты).

ЕЛЬСАЕВ А.А.

Всем добрый день!
Я хотел бы кратко сказать, что сегодня собой представляет Союз писателей Чеченской Республики, и дальше высказать одну мысль, но это чуть попозже, при этом я не займу много вашего времени, понимая вашу усталость.

Сегодня Союз писателей Чеченской Республики имеет в своем распоряжении двухэтажный старинный особняк в центре Грозного. Это красивое здание в Грозном, мы имеем бюджет, транспорт, оргтехнику и сильнейшие административные ресурсы в лице Главы Республики Рамзана Ахматовича Кадырова. Нам грех не работать. У нас выходят книги, выходят ежеквартальные журналы. У нас функционируют литературные секции по направлениям. Но у нас тоже проседают и литературный перевод, и литературная критика. Я это вообще связываю с тем, что люди меньше стали читать, меньше стали критиковать и стали делать меньше переводов. Но в этом направлении мы тоже работаем. У нас есть свои конкурсы и литературные премии, они и финансовые, в том числе, дошли до того, что стали лучшим писателям года дарить коней, подумали, что это красивая традиция. Это происходит через голосование в WhatsApp-группе, где все писатели присутствуют (аплодисменты). И много других форм есть.

У нас есть главное, - очень талантливые литераторы, которые не только  практики литературы, но и теоретики и знают историю литературы. У нас растёт очень талантливая молодёжь. В принципе, наша задача - хороший  менеджмент для утончённых душ.

Что касается сегодняшней инициативы Председателя Союза писателей России и призыва называть вещи своими именами, я это приветствую, потому что богословы и писатели призваны обобщать  народы, а не разъединять их и оберегать духовность. Нам долго навязывали культурные инновации, с Запада шёл поток подмены ценностей, от регионов были попытки быть услышанными на федеральном уровне. Но нам внушали, что это мы не настолько продвинутые, чтобы хорошо понимать эти «ценности». И вот сегодня, когда общество созревает, когда уже почти приучили нас стесняться веры в Бога, стесняться идентифицировать себя со своим народом, стесняться говорить на своём языке, отстаивать своё, и своим парнем считался только  тот,  кто отказался от всего родного. Так вот, сейчас, когда мы просыпаемся и когда сегодня все эти инициативы прозвучали об организации Культурного фронта, о новой планке, то это вселяет оптимизм. Если, конечно, разъехавшись отсюда, мы дальше на месте, без перегибов, сможем заниматься реализацией.

Ещё хотел бы сказать такую вещь, относительно хорошего или  плохого искусства, о чём здесь говорили. Если искусство основано на нравственности и эстетике, на мой взгляд, это хорошее искусство, всё остальное  - это разложение общества. И Сергей Степашин, выступая здесь, говорил с гордостью за Армию, что музеи Толстого и Лермонтова не трогали после начала военных действий, я с гордостью за свой народ хочу сказать, что до начала военных действий эти музеи охранял чеченский народ. Спасибо всем. (Аплодисменты).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Спасибо, Аламахад, мы всегда очень плотно работали с чеченской организацией Союза писателей, с Кантой Ибрагимовым, писателем Ахметом Хатаевым. У нас сложились очень добрые  отношения с Союзом писателей Чечни. Один штрих: во время чеченских событий, которые происходили настолько долго, что мы говорим о двух чеченских кампаниях, но ни один член  Союза писателей СССР  или России не вышел из наших организаций. Ни один, какие бы войны не были, ни один чеченский писатель не вышел из нашего Союза. (Аплодисменты).

Дорогие друзья, у нас ещё 12 человек записаны, но давайте подведём черту под списком выступающих.
Поступило одно предложение: признать работу, точнее утвердить работу Союза писателей России за период с 15 февраля 2018 года до 10 февраля  2023 года.
Кто за то, чтобы утвердить работу Правления Союза писателей России, прошу голосовать?
Кто против? – Нет.  Кто воздержался? – Нет.
Мы оценку не даём, мы утверждаем или не утверждаем.
Спасибо, дорогие друзья.

Переходим к следующему вопросу.

1 2 3 4 5

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную