В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО
Авторская страница Валерия Скрипко

<<< Ранее     Далее >>>

 

13.02.2023 г.

О ПРОБЛЕМАХ ДУХОВНОГО ВЫБОРА

В своей работе «Заметки о русском» еще в советские времена Д.С. Лихачёв писал: «Интеллигент-это человек особой складки, терпимый, лёгкий в интеллектуальной сфере общения, не подверженный предрассудкам, в том числе шовинистического характера.» (1)

В нашей нынешней российской действительности - поведение значительной части интеллигенции полностью разочаровало бы известного учёного, не закончи он свою жизнь раньше начала  разного рода вакханалий в нашем обществе.

Наш интеллигент сегодня ведёт себя ровно наоборот: он и очень «нетерпимый», и «тяжёлый» в общении, и подвержен предрассудком. У него даже «отсутствует интерес окружающим культурным ценностям», за что Лихачев вообще отказывал любому интеллектуалу в почётном звании интеллигента.

А возьмите нашу печатную продукцию. Часто приходишь в недоумение от кричащих противоречий в том или ином литературном произведении. Я, например, знаю одного священника-писателя, в книгах которого много правильных мыслей о нашей вере, о проблемах сплочённости церковной общины. Но в текстах его произведений почти не встретишь ссылки на мнения святых отцов церкви. Нет ни одной цитаты из произведений православных русских писателей и поэтов.

Но это еще не все парадоксы. При обсуждении самых глубинных религиозных проблем, автор вдруг в качестве авторитетов называет имена поэтов и писателей, мировоззрение которых и православие- несовместимы. Один из упомянутых в книге священника поэтов, Иосиф Бродский (если верить учёным) сам говорил, что «у него нет чувства принадлежности к православию.» (2)

Примеры подобной двойственности в мыслях и чувствах мы можем найти в любом виде творческой деятельности, в очень большом количестве и самых разных вариантах. Читатель, зритель нашего времени часто не в силах вынести из всего прочитанного или увиденного какой-то полезной для него идеи! Я испытал это на себе.

Восприятие действительности сегодняшним читателем или зрителем – это часто гремучая смесь разных взглядов, которые сбивают их с толку, заставляют метаться из крайности в крайность. Часто они не могут понять, кто «свой и «чужой», и найти необходимого им социального окружения! Особенно, это вредит творческой интеллигенции.

Кризис идентичности особенно очевиден при попытке самых разных авторов объяснить современному российскому обществу, что такое наш «культурный код». Все, кто пробует это сделать, пытаются найти что-то общее, что нас всех объединяет, и называют самые разные сочетания смыслов и принципов. Но попробуйте применить любые определения «культурного кода» к российской реальности, и убедитесь, что ситуация в нашем культурном пространстве по большому счёту напоминает басню Крылова про лебедя, рака и щуку, которые тянут общество, как телегу, каждый в свою сторону.

Для того, чтобы сделать правильный выбор и не ошибиться, в нашем народе всегда было надёжное средство распознавания. Если попробовать определить в нескольких словах: человек есть то, что он любит! Что ему дорого в людях, в обществе, в искусстве! Как говорил наш Спаситель Иисус Христос, где богатство ваше, там будет и сердце ваше. Попробуйте применить эту «отмычку» к конкретным людям, случаям и обстоятельствам, и вы убедитесь в надёжности этого метода. В качестве приборов распознавания здесь выступают чуткое сердце и добрая душа.

Надо давно признать за истину тот факт, что значительное число наших сограждан так позиционируют себя в российском обществе, что де факто являются «чужими» ему! И это «размежевание» может происходить вовсе не из-за какого-то злого умысла, а потому- что в их души и сознание заложены другие идеалы, симпатии и представления о «родном и близком».

«Чужого» они не принимают, а «своё», остро чувствуют сердцем. Для гармоничной духовной жизни им нужно духовное пространство любви, родное духовное окружение, и они будут пытаться создать его, кто просто интуитивно, по воле подсознания, а кто-то вполне сознательно, всеми доступными способами.

Подобное состояние на примере судьбы нашего мыслителя Герцена кратко и точно описал священник и писатель С. Булгаков. Он объясняет драму писателя Александра Ивановича Герцена несоответствием «мировоззрения внутренним запросам личности» (3)

От этого несоответствия будут страдать известные писатели и учёные на всём протяжении российской истории. «Внутренние запросы личности», как раскалённая лава в глубинах вулкана, всё время стремится вырваться на поверхность. Они всё время напоминают о себе в подсознании, настойчиво вмешиваются в наш рассудок, меняют наши представления о действительности, оценки, что в ней хорошо и что плохо.

Но пока не много желающих заниматься весьма щекотливыми вопросами «крови», а, точнее, ментальных наследственных качеств, которые рождают разные национальные типы мышления. А зря! Их серьёзное изучение, без всяких истерик по поводу «расовых теорий», было бы полезно всему российскому обществу.

Смелый поиск «самой себя» и своих духовных ценностей на примере всей своей жизни в России показала искренняя талантливая девушка-литератор Ольга Серейская. В книге «Жизнь вечностью неизмерима», изданной уже после её смерти очень небольшим тиражом, Ольга откровенно писала о том, как она стала осознавать себя представителем еврейского народа. Узнав уже в зрелом возрасте свою родословную, Ольга начала анализировать все свои привязанности, симпатии и обнаружила, что у всех её любимых подруг «есть часть еврейской крови», что все её любимые художники и писатели –еврейского происхождения. Она поняла, что ей «не нравится ни один фольклор. Рушники, лапти. «Ой мороз, мороз-всё это, кроме некоторых пронзительных нот, оставляло меня равнодушной». Она «почувствовала что-то близкое в странной смеси пессимизма и надежды еврейских песен.  (4)

В роду Серейских были и русские, и Ольга еще не раз проверяла себя, не проявятся ли «русские корни» в определённых жизненных ситуациях. Она хотела обрести «обычное, простое чувство Родины» Она мечтала о нём, она хотела жить с ним, как с одном из главных факторов своей внутренней духовной гармонии.  Поэтому поиск шёл по максимуму.  Она крестилась, потом отправилась   нести послушание в русских православных монастырях: в Шамордино, Свято-Троицком Серафимо- Дивеевском монастыре. Авторы «Предисловия» констатируют: «пребывание в монастырях укрепило её в сознании, что это не её жизненный путь, и она вернулась в Москву.» (5)

В своей книге, Ольга Серейская откровенно рассказывала, как еще школьницей советской школы, она не выносила занятия по военной подготовке.  На адресованную ей команду промаршировать перед строем, она заявила военруку, что «воспитанные люди при ходьбе руками не размахивают.»

Обожаемая мама главной героини Ольги тоже, «из тех людей, которые не выносят движения в строю, пока сами не решат, что им нужно двигаться в этом направлении» (6)

Прочитав этот текст, я почему-то сразу вспомнил: как много девушек, в том числе и бывших наших сограждан, служит сегодня в армии Израиля. В отличие от Ольги и её матери, у них, есть «простое чувство Родины» и служат они не за страх, а за совесть, и ходят строем с удовольствием. Участие в защите родной страны, коллективные заботы о её процветании – разве это не одно из главных составляющих их «человеческого счастья», вместе с миром дружной семьи или встреч с любимым человеком. Позвала Родина служить и никаких капризов: никаких «пока сами решат».  Да, это здоровое чувство свойственно, всем здравомыслящим гражданам любой страны.

Несколько лет назад Ольги Серейской не стало. Что бы она сделала в нынешней ситуации, когда агрессивные действия Запада заставляют каждого гражданина нашей страны делать жизненно-важный выбор между «своими» и «чужими»?

Может быть, будучи предельно честной перед собой, Ольга бы отправилась туда, куда влекло её страдающее и любящее сердце? Защищать то, что любит!

Кто знает? Верится, что такой человек не стал быть лгать себе и людям, не превратился в двуличную «пятую колонну», чтобы говорить одно, а делать другое, потому что потерял «простое чувство Родины». Много ли осталось у нас таких искренне «чужих» сограждан, которые, по известной поговорке, не лезут со своим уставом в чужой монастырь, а честно признаются, что «ваши» ценности, не «их» ценности!? Большой вопрос.

Надо давно, открыто и честно обсудить эту жизненно важную тему для духовного сплочения российского общества. Никто за нас наши проблемы не решит!

В сегодняшний ответственный исторический период каждый из нас должен что-то делать для укрепления «общего дома»,  для его защиты.

Приложение:
1) Д.С. Лихачёв. «Заметки о русском», С.454
2) «Язык, культура, творчество» (сборник научных статей) издательство» «Гнозис», 2020 г.       С.373
3) А. Жукова. опыт о русской культуре. Философия истории, литературы и искусства) Москва,2019 г. ООО издательство «Согласие». С. 100
4) Ольга Серейская «Жизнь вечностью неизмерима», издательство DELIBRI.2020 г.С.135
5) Там же, С. 136
6) Там же, С.95.
 

 

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную