|
1.
После знакомства со множеством материалов на религиозную тему, нельзя не удивляться: чего только не выдумывают наши братья по разуму, чтобы оправдать своё неверие в Бога, неспособность, а часто и нежелание любить Создателя своего и Ближнего своего всем сердцем своим, всей душой своей!
Религиозная вера требует перемены всего духовного строя человека. Святые отцы церкви постоянно напоминали, что надо давать духу-духовное, а телу- телесное, потребное для поддержания внутренней жизни. Они вообще представляют себе жизнь самой души человека непрестанным развитием, которое начинается здесь, на земле и продолжается в вечности. Силуан проповедовал: «христианская жизнь- в ней всё парадоксально, всё в порядке, как бы обратном порядкам мира». (1)
Создатель монашества Антоний Великий много веков назад рассуждал о вере, после реального общения в Египетской пустыне с представителями Царствия Небесного. Он утверждал, что «Бог не радуется и не гневается. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым.» (2)
Это сам человек должен кардинально измениться, чтобы богообщение стало его непрерывным состоянием.
Но не смотря на своё такое кардинальное преображение, законопослушный христианин для любого государства-настоящее приобретение, именно в силу своего особого отношения к людям. Если вдуматься, у заповеди «люби ближнего своего», которой старается следовать верующий, есть глубинный, универсальный и великий смысл. Исполняющий её в каждом своём деле и в общении с людьми –делает всё во благо общества, в котором он живёт, во благо Ближних своих, которые нуждаются в том, чтобы о них помнили, их потребности учитывали.
Любовь –универсальный «контролёр», которого не может быть у граждан, живущих только по «рыночным» законам, регулирующим основные вопросы организации государства и общества. Для создания высокого качества жизни законопослушности мало. Кроме официальных мероприятий, существуют реальные повседневные контакты и действия людей по конкретным делам. И на каждое действие массы людей в своей повседневной жизни невозможно ввести правило или инструкцию. Здесь всё зависит от миропонимания каждого участника общественных отношений.
У части российской интеллигенции сложилось убеждение, что все наши беды от того, что «в России не было реформации и не произошло поэтому секуляризации христианской морали, того её превращения в методику и дисциплину повседневной жизни, которое совершилось на Западе».
В России была религия и религиозность, но в ежедневную жизнь как дисциплинирующее начало, не проникла (3)
Эта часть мыслящих интеллигенции словно забыла, что православие не приемлет формального подхода ни к религиозности, ни к организации общественной жизни.
Но были мыслители, которое видели особое будущее России именно потому –что православие воспитывало принципиальное иное отношение людей друг к другу. Ученый П. Струве по этому поводу указывал на «идею нации как соборной индивидуальности, в которую погружена, из которой питается человеческая личность, как нечто от этой силы не механически, не в порядке приказа зависимое, а органически, любовно покорно ей подчиняющееся» (4)
В этом подходе православия к вопросу лучших качеств настоящего гражданина есть великая мудрость: любящий ближнего сделает всё как надо, потому- что перед началом любого дела сочувственно подумает о том, что предпринять, чтобы от результатов его труда не страдал какой-то ограниченный в своих возможностях человек? Эта способность-самое лучшее качество гражданина в общении с другими людьми на все времена. Если к этому еще прибавится законопослушность и деловитость- составленное из такого рода людей сообщество будет самым здоровым и непобедимым!
Но пока каждому из нас приходилось постоянно сталкиваться с холодным равнодушием наших сограждан, когда они что-то делают без души, без сочувствия Ближнему, без учета его проблем, например, со здоровьем. Последствия такого отношения к людям можно видеть повсеместно. Так строители могут соорудить в поликлинике лестницы с очень высокими ступенями, которые трудно преодолеть больным пациентам. Так, начальник железной дороги может утвердить график движения поездов, где очень короткие остановки, а диспетчер ради коммерческих целей направить пассажирский поезд на какую-то дальнюю платформу, куда попасть можно только, преодолев длинные переходы.
И так везде: от того, действует ли человек глубоко верующий, или рациональный атеист, равнодушный к Ближнему, зависят и последствия произведенных ими дел и решений. И вред от деятельности равнодушных сограждан растёт как снежный ком.
Именно поэтому сегодня мы все наблюдаем кризис в развитии государств, господствующей идеологией которых является эгоцентризм. Потенциал свободы «рыночного» сообщества оказался очень ограниченным. Количество массы вреда от равнодушия в повседневной жизни переросло в качество. Повседневное безразличие людей друг к другу- внесло разлад в общее настроение граждан многих западных стран.
Наш святитель Феофан Затворник верно определил, что жажда Бога выражается не только во всеобщем стремлении к «всесовершенному благу, но и …. во всеобщем недовольстве всем тварным». (5)
А чем тут быть довольным? Вечная борьба с чужим эгоизмом-ради своего! «С волками жить-по волчьи выть!». Но это быстро надоедает людям без натуры и навыков хищника. У большинства жителей России явно не хватает концентрации этих навыков, которые позволяют успешно осуществлять западные «рыночные» реформы.
Наш великий критик В.В. Кожинов еще в 1999-м году в одном из интервью сказал: «Малоизвестный в Америке, но глубоко почитаемый в России экономист Джеффри Сакс – учитель Гайдара, Чубайса и ко – сделал потрясающее заявление (я ему, между прочим, за это благодарен – честный человек!). Он сказал примерно следующее: "Мы (!!!) начали проводить реформы в России, положили больного на стол и вскрыли ему грудную клетку, но оказалось, что у него другая анатомия". (6)
Очень хорошо сказано.
2.
Сильных мира сего эти «тонкости» не волнуют. Все реформы они делают для себя и под себя, не думая о последствиях для большинства населения! Христианский подход к этим вопросам только мешает им реализовать свои цели и желания. Любить кого-то больше, чем себя, значит, покушаться на своё драгоценное ЭГО, а ОНО сопротивляется, каждый раз включая самое сильное и самое греховное чувство - гордыню, в самых разных степенях и сочетаниях. У неё нет чувства меры. Она загоняет человека и общество в бесконечный поиск всё новых и новых «утешений» для своих амбиций.
Этот всесильный невидимый «помощник», «пробудившись», даёт вдохновение и силы, как наркотиком накачивает нас тщеславием, чтобы достичь впечатляющих успехов в выбранном деле и благополучия в личной жизни. Ну и как следствие: чем тщеславней человек, чем успешней!
К сожалению, жизненная практика на каждом шагу, подтверждает такой вывод и поощряет себялюбие. Вот задумаешься ты о христианском смирении, а надо семью кормить, детей трудоустраивать, но это, значит, надо принимать «правила игры» окружающей конкурентной среды. И приходится принимать. И впрягаться в «рыночную» жизнь, где свои приёмы выживания, где нет ни минуты покоя, где в поте лица надо добывать свое благополучие, в том числе- приобретать собственность, а потом её беречь и обслуживать, прилагая всё больше и больше сил и средств.
Для того, чтобы как-то идеологически обосновать свой рассудочный подход к главным жизненным ценностям, атеисты выдумывают всякие ложные теории о «гуманизме», который способен заменить веру и любовь. Ю. Лебедев в своей статье, посвященной двухсотлетию Достоевского, очень содержательно написал: «Главное открытие, к которому пришёл Достоевский, художественно исследуя природу человека, заключалось в опровержении истин «гуманизма». Эти истины утвердились в Западной Европе ещё в эпоху Возрождения. Суть их основывалась на вере в добрую природу человека, лишь искажённую в своей первозданности окружающими жизненными обстоятельствами. Отпусти человека на свободу, освободи от социальных пут – и добрые инстинкты восторжествуют!
Достоевский в своих романах отпускает героев на полную свободу. Но она становится для них источником трагических испытаний и духовных мук. Достоевский показал, что природа человека дисгармонична, что в ней идёт постоянная борьба тёмных и светлых начал, что поле битвы Бога и дьявола – сердца людей.Светлые начала укрепляются и питаются верой в Бога, они бессильны без притока Благодатных энергий, которым открывается доступ лишь в душу верующего человека.» (7)
В «рыночном» мире всё взаимосвязано, все действия расписаны. Эмигранты из России часто жаловались на какой-то неискренний характер отношений между американцами. А как ему не быть таким, если сама жизнь построена по заданной программе общества потребления. В нём ты не просто живёшь, а играешь какую-то роль в потребительском «театре». Ты там должен делать только то, что требует общий «сценарий».
Профессор С.Н. Булгаков отмечал, что дух нового европейского человека оторвался от мистического центра, отошел от Церкви, рационализировал и механизировал жизнь. Приводя эти мысли ученого, священно - мученик Илларион Троицкий утверждал, что «Вера-основной нерв человеческой жизни, самое драгоценное сокровище души. И если в этом пункте нет единения, то всякое другое единение-культурное, научное, политическое-будет уже подорвано и ненадёжно." (8)
(Наш великий драматург А.Н. Островский писал пьесы о первых российских купцах своего времени, когда они еще были православными. Ему было с кого писать своих героев. Это были люди сложные, но яркие, колоритные! Они часто мучились от терзавших их противоречий между жаждой наживы и желанием оставаться православными христианами с их искренней добротой, честностью и состраданием за ближнего своего.
Историки литературы отмечали, что в конце жизни Островский бросил писать о наших купцах нового поколения. Они стали ему неинтересны, потому –что это были уже люди без всякого духовного своеобразия, с примитивными потребительскими потребностями, с поисками везде и всюду –только выгоды и удовольствий.)
Западная цивилизация силами социологов и психологов предложила мировому сообществу самые разнообразные способы «рационального» общения людей на работе и в общественных местах. В университетах США и Западной Европы учили студентов: как заводить друзей, как вести себя в рабочем коллективе. Самыми популярными были лекции и книги Дейла Карнеги. Это общение не от сердца, а от ума-часто напоминало состязание в хитрости и коварстве. Американские идеологи доказывали, что «чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия в стране, и наоборот.» Правда, ученые не поясняли, что они понимают под общественным благополучием. Но информации в мире достаточно, чтобы убедиться, что здесь имеется ввиду обилие материальных благ, комфорт в быту.
Но это только внешнее благополучие. Атеисты в обществе потребления постоянно испытывают духовный дискомфорт, который кто-то старается лечить деловой занятостью, кто-то –привычным набором развлечений. При этом, очень много внешне преуспевающих представителей среднего класса обращается к психиатрам по поводу нервных расстройств, и пытаются таким образом обрести какое-то душевное равновесие в условиях постоянной борьбы за «место под солнцем». Причём, кто-то постоянно по разным причинам оказывается «проигравшим», оказавшимся на «обочине жизни» и это только увеличивает количество преступлений в любом таком потребительском сообществе. Хвалёный западный принцип «личной свободы» -проигравший начинает понимать, как право вернуть себе благосостояние любой ценой!
3.
Но святые отцы церкви учат, что нет таких ситуаций, в которых нельзя пытаться возродить свою душу для духовного благополучия. Святитель Иоанн Златоуст в «Избранных поучениях» советует «внемли себе, размышляй о своей природе, и её устройстве и этого довольно будет с тебя, чтобы постоянно смиряться.» (9)
Но, очевидно, смирение состоится и будет возрастать только в том случае, если размышлять о своей природе очень критически, если честно признать, что большинство твоих поступков –это проявления греха, в отдельных случаях- стыд и позор! И об этом знаешь только ты сам! Критическое отношение к себе – вообще хорошо «отрезвляет» и от него в будничных делах больше пользы, чем вреда.
Варсонофий Великий говорил: «не расслабляйся, угождая телу, иначе оно низложит тебя. Бог не требует ни от кого ничего сверх силы.» «отсеки три вещи: волю, самооправдание и человекоугодие» (10) Имеется ввиду, конечно «воля» к греховным целям.
Здесь нельзя не вспомнить такой духовный феномен как монашество. Конечно, это удел немногих. Остальные должны следовать их примеру по мере своих духовных и физических возможностей. Монашеский опыт очень поучителен. Бесовская начинка гордости и тщеславия таится в каждом из нас, независимо от образа жизни. В «Сказании о блаженном Досифее» говорится о монахе, который только недавно стал жить в монашеской обители и еще не достиг высокой степени послушания. Несмотря на это, поучавший братию старец однажды отметил его усилия похвалой. Что тут началось! Услышав похвалу «, братия начали негодовать и говорить: что, он сделал особенного, каков был подвиг его, что он услышал эти слова.» (11)
Казалось бы, такой странной реакции нельзя было ожидать от глубоко верующих монахов, которые многие годы учились смирению, всепрощающей любви к ближнему своему! Но, оказалось, даже в них- «зверь гордости» не умер, а спал до поры и ждал своего часа! Что уж говорить о «простых смертных». Иоанн Златоуст приводит слова апостола Павла, «что, если нет любви к ближнему, немного пользы от любви к Богу.» (12)
Так вольно хозяйничает этот «зверь» в нашем сознании, что многие не внемлют многие мудрым словам того же Апостола Павла о том, что мы «если бы только захотели осознать грехи свои, и осудить свои беззакония, то избавились от наказания здесь и там. Ибо настоящее наказание есть более вразумление, нежели осуждение, более врачевание, нежели воздаяние» (13)
Учитывая условия нашего существования, особенности нашего мышления и чувствования, трудно поверить, что существовали и существуют счастливые религиозные люди, души которых испытали некую неземную Благодать. А они есть! Как утверждали все святые отцы церкви- Благодать описать нельзя, а можно только почувствовать.
4.
Поучителен для всех опыт духовного развития жителей Западной Европы, которым Создатель предоставил почти идеальные природные условия: отсутствие зимы в нашем понимании, плодородные долины и основные природные ресурсы. Европеец «раздобрел» в тех краях от разнообразных благ очень сытой жизни, «заплыло жиром» его сознание. И провозгласил европеец «свободу» -главной ценностью!
Понятно, что под «свободой» он разумел отсутствие каких-либо ограничений со стороны общества для реализации своих личных интересов. (Обсуждений вопроса о коллективных интересах, о том, что чем-то личным надо жертвовать во имя этих интересов, он всегда боялся, как чёрт ладана. Причем, он самонадеянно решил, что, несмотря на то, что у других народов другие условия выживания, все они должны жить по его правилам.)
Один из великих философов Европы Вольтер в «философском словаре» утверждал, что люди обращаются к Богу только когда они теряют нажитое добро или здоровье. Когда они счастливы, они о Боге не думают. Да, своих земляков он знал хорошо. После достижения материального благополучия, им был необходим «комфорт» в мире чувств, и всякие предложения об аскетизме и смирении, о каких-то серьёзных жертвах во имя христианской веры - казались покушением на этот «комфорт»!
Вот что пишут современные авторы о европейских «свободолюбцах»: «в течение веков свободная мысль, боровшаяся с верой в бога, смотрела на религию как на мошенничество, выдумку ловких обманщиков, предназначенную для обуздания тёмного человека.» Сторонники «свободной мысли» утверждали, что религиозные догмы и мифы не содержат «истинного знания, но они ошибались, усматривая в одном только знании средство для преодоления веры.» (14)
Но Вера –это не знание чего-то, а чувство сыновьей любви к Создателю и боязни потерять его любовь. Автор книги о Гегеле А. Гулыга считает, что здесь наши европейские просветители совершали ошибку, обращались к обществу как к «конгломерату отдельных индивидов» и старались воздействовать именно на отдельного человека, апеллируя к его разуму и чувствам. Но в «образованной среде возникали свои предрассудки». То есть никакого «прорыва» к прогрессивному, «спасительному» атеизму у просветителей не получилось, поскольку воспитуемые индивидуумы, лишившись природного чувства веры, от обилия знаний –лучше не стали. Лишившись религиозных ограничений, они дали волю своим предрассудкам, которые оказались для них пагубнее осуждаемой ими религиозности «тёмного человека». В этих «благодатных» для греха условиях, греховные свойства человеческой натуры через определённое время разовьются до патологий и приведут к появлению однополых браков и прочих безумств сатанинского толка.
5.
И всё же есть среди нас истинно-верующие, которые не напрягают свой мозг для того, чтобы постичь «теоретические» премудрости богословия. Они твёрдо знают, что не в теории дело. Мыслительные способности очень ограничены. Кроме того, разум всегда во власти каких-то греховных соблазнов. Старец Силуан в одной из своих проповедей предупреждал: «корень всех грехов, семя смерти есть гордость.» И призывал верующих «убить в себе гордого зверя.» (15)
В условиях реальной действительности можно быть и надо быть примерным мирянином, надо продолжать жить по законам и правилам реальной действительности, но исполняя заповеди Священного писания. Каких только страшных небылиц не сочиняли язычники о членах первых христианских общин. А на самом деле это были образцовые подданные своих государств, ибо заповеди Нового Завета учили их уважать представителей власти, любить сограждан своих и не допускать нарушений закона.
Еще наш святитель Серафим Саровский в одной из своих бесед говорил, что «не укоряет господь за пользование земными благами, ибо сам говорит, что по положению нашему в жизни земной, мы всех их требуем, то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. Апостол Пётр сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединённое с довольством». (16)
Евангелие предлагает нам путь к подлинно религиозному внутреннему преображению. Это реальная забота о своём духовном благополучии. Для убедительности снова вспомним самый известный и самый длительный опыт в этой области - монашество. С помощью смирения и неустанной молитвы, множества испытаний и ограничений- монахи стараются привести себя, свою душу в такое состояние, которое даёт им способность почувствовать Благодать, присутствие Божье! И маленькая пещера на берегу моря со скудной обстановкой, становится для них земным раем.
(Конечно, это уникальное и редкостное испытание душ. На сегодняшнем Афоне в двадцати монастырях днём и ночью молятся за нас около двух тысяч монахов. Для многолюдного Средиземноморья вроде бы немного, но и это-великое благо! Это-бесценный религиозный опыт.)
Наш святитель Игнатий Брянчанинов он оставил нам мудрые советы, а точнее «Письма о подвижнической жизни» «Будьте снисходительны к душе вашей в её немощах, излишняя страсть отвлекается от покаяния, приводит в уныние и отчаянье». Но при всей снисходительности, надо «укорять и осуждать себя непрестанно. Другого средства к спасению нет» (17)
Об этом же говорит Святитель Феофан Затворник: «покайся, восприми труд доброделания, возверзни печаль на Господа и опять поднимешь голову и повеселее взглянешь на жизнь. Тогда и возвратится к тебе и источник радости-Благодать Божья!
Отчего у всех нас тяжёлые думы. Оттого, что мы всю опеку о себе берём на себя. А тут всё рвётся. Нет ни в чём прочности благонадёжной» (18)
В интернете можно найти и посмотреть документальный фильм начала двухтысячных годов, где афонский монах рассказывает, что по состоянию здоровья уже пробовал перебраться с Афона в какой-то ближайший к полуострову греческий город. Перебрался, но не смог там жить- тянуло в родную пещеру, где скромная лежанка, две полки с банками для крупы, и пара старых кастрюль. Но этот крайне неустроенный быт его не смущает. Главное, он снова здесь, на своём родном Афоне, где он однажды чувствовал настоящую Благодать. И уже не променяет её ни на что другое, в том числе и на благоустроенное существование в современном городе со всеми удобствами и заботливым лечением.
Духовное состояние своего собрата доступно объяснил испытавший такой же духовный восторг афонский монах Паисий Святогорец: «опьянённые Святым Духом всё время радуются нежной любви Бога, своего отца.» (19)
Своё особое счастье общения с Силами Небесными монахи добывают опытным путём, долгими годами затворнической жизни, то есть особой подготовки к его восприятию. Мы же, в жизни мирской, мечемся в поисках смысла жизни из крайности в крайность, из одного заблуждения в другое, не находя ни в чём глубокой духовной отрады. По этому поводу верно сказал всё в той же проповеди отец Паисий:
«Пока человек держится за себя, он препятствует излиться на него милости Божьей, топчется на месте, не продвигается вперёд. Если бы у тебя было немного веры, то твоя жизнь изменилась бы практически полностью и если бы было немного смирения, то ты бы обрёл Благодать Божью.» (20)
В другом месте проповеди отец Паисий замечает, что необходимо деятельное смирение, например, добро в другом считать выше своего, стараться гневаться только на дьявола и свои страсти, и так далее.
Говоря современным языком: надо решительно менять свою систему ценностей, которую нам навязал наш эгоизм. Мудрый священник и великий врач Лука Войно-Ясенецкий утверждал, что самосознание есть функция духа, а не ума. Речь как раз и идёт о переформатировании духа, который решительным образом изменит наше сознание. Мы же только тем и заняты, что преданно служим своей гордыне, и что она велит, на то и направляем все свои усилия. Это наша главная «движущая сила» во всех делах и поступках.
В конце девяностых годов прошлого века «рыночные ветра» свободы прибили к нашим российским берегам невиданные ранее издания, в том числе и антирелигиозного содержания. И, конечно, большинство авторов было из Западной Европы. А как же? Нас, граждан России, с нашим романтичным православным прошлым, с опытом осуществления социалистических «утопий», хозяева мирового потребительского сообщества задумали основательно «переучить» в участников «нормальных» капиталистических отношений, то есть в прагматиков, у которых в качестве главных стимулов к деловой активности будут «нормальные» желания земных удовольствий. Массой таких людей легко управлять, нужен только глобальный рынок, общая всемирная индустрия развлечений, то есть одинаковый образ жизни, где все в одном бездумном состоянии довольных собой потребителей под чутким» руководством хозяев мира-прослойкой самых богатых людей. Но в этом «упакованным ими» мире нет места настоящей религиозной вере, а, значит, в ней ничто не препятствует механизму саморазрушения в виде равнодушия к Ближнему.
С этим положением нам всем надо бороться. И наше главное оружие в этой борьбе – это наша вера!
Приложение:
- Старец Силуан. «Жизнь и поучения». Православная община. Москва, Ново-Казачье.Минск.1991 г. Стр.41
- Николай пестов. «Свет совершенной радости», издательство «Сибирская благозвонница». Москва,2008 г.стр.28
- О.А. Жукова «Опыт о русской культуре (философия, история, литература и искусство) Москва,2019 г. ООО «Согласие», стр. 232
- Там же
- Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроится», издательство Д. Харченко, Минск, 2010 год. Стр.45
- Интернет.
- Ю. Лебедев. «Русская народная линия», июнь 2025 г
- Священномученик Илларион Троицкий «Без церкви –нет спасения» (интернет)
- Святитель Иоанн Златоуст. «Избранные поучения», из-во Православное братство святого апостола Иоанна Богослова,2001 г.стр.23.
- «Версонофий Великий и Иоанн пророк. «Руководство к духовной жизни». Интернет.
- Авва Дорофей. «Душеполезные поучения», Москва,2009 г.стр.21
- Святитель Иоанн Златоуст. «Избранные поучения», из-во Православное братство святого апостола Иоанна Богослова,2001 г.стр.23.
- Там же
- Арсений Гулыга «Гегель», издательство «Молодая гвардия», 1970 г. Стр.193
- Старец Силуан. «Жизнь и поучения». Православная община. Москва, Ново-Казачье.Минск.1991 г. Стр.41
- Из Переписки С. Саровского. (интернет)
- Святитель Игнатий Брянчанинов. «Письма о подвижнической жизни». Издательство «Лучи Софии»,2001 год. Стр.33-34
- Святитель Феофан Затворник. «Созерцание и размышление» (краткие поучения) Москва, 2003 г.
- «Созерцание и размышление» (краткие поучения) Москва, 2003 г.
- Там же
г. Минусинск. Июнь 2025 г
|
|