Отношение высших слоев нынешнего российского общества к Достоевскому четко выразил Анатолий Чубайс: "Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". Это говорит человек, приложивший немало усилий к уничтожению отечественной промышленности, разгрому уникальной единой энергетической системы, обнищанию десятков миллионов бывших советских людей и формированию класса "новых русских буржуа". Думается, ответом на такой выпад одного из "отцов русского капитализма" будут слова самого классика, вложенные в уста князя Радомского из романа "Идиот": "Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на саму сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает саму Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать". Как тут не вспомнить слова Чубайса о том, что цель приватизации – не создание эффективной экономики, а ликвидация "красной заразы" и создание условий, в которых возврат к социализму будет невозможным. Уничтожая фундамент мощнейшей советской экономики, обрекая на безработицу, нищету и страдания десятки миллионов человек, Чубайс и его подельники как раз-таки нападали на саму Россию. И Достоевский с его системой ценностей, с его любовью к России, к униженным и оскорбленным "маленьким людям" находится по другу сторону баррикад.
В перестроечные и пореформенные годы Достоевского пытались использовать для борьбы с советским наследием. Дескать, "слезинка ребенка" обернулась для России ужасами гражданской войны и политическими репрессиями. Любили говорить, что Ленин органически не переносил Достоевского, а Достоевский ненавидел социализм и коммунизм. Но вот ведь незадача – в СССР Достоевского издавали такими тиражами и в таком виде, который для царской России был просто сказочным. По данным на ноябрь 1981 г., Достоевского издавали в СССР 428 раз. Собрания его сочинений - 55 раз общим тиражом 6 миллионов 468 тысяч экземпляров. Суммарный тираж его изданий равнялся 34,5 млн книг. Трудно было найти личную библиотеку советского человека, в которой не было бы книг Достоевского. Мало того, полное академическое собрание сочинений в 30 томах содержало в себе публицистические произведения писателя, письма, черновики, в которых проводилась жесткая критика коммунистических взглядов. Но его тираж составлял 200 тыс.экземпляров! Кто сейчас имеет такие тиражи? 100-летний юбилей Достоевского широко отмечали в 1921 г. в Москве и Петрограде. В 1918 г., в Москве на Цветном бульваре установили памятник работы знаменитого Меркурова (кстати, члена РКП (б)). В 1922 г. 1-й Мариинский переулок переименовали в честь Достоевского. В советское время спектакли по произведениям Достоевского ставились в лучших театрах страны и транслировались по телевидению. Книги классика изучались в школе. Над творчеством писателя шла огромная работа целых творческих коллективов ученых. Зачем, казалось бы, коммунистам нужно было так заботиться об увековечивании памяти своего идеологического противника? Потому что все гораздо сложнее идеологии и политических оценок. Вот что писал об этом нарком просвещения, большевик Луначарский: "Достоевского нельзя признать просто реакционным писателем, даже на основании его наиболее реакционных романов и глав". Взгляд Ленина на классика изложил Бонч-Бруевич, который с 1918 г. был управляющим делами Советского правительства: "Не забывайте, что Достоевский был приговорен к смертной казни. Над ним был произведен варварский обряд разжалования, а после объявлено, что Николай I "помиловал" его, сослав на каторжные работы... "Записки из мертвого дома", отмечал Владимир Ильич, являются непревзойденным произведением русской и мировой художественной литературы, так замечательно отобразившим не только каторгу, но и "мертвый дом", в котором жил русский народ при царях из дома Романовых… Беспощадно осуждал Владимир Ильич реакционные тенденции творчества Достоевского. Вместе с тем Владимир Ильич не раз говорил, что Достоевский действительно гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества, что у него много противоречий, изломов, но одновременно — и живые картины действительности". Лидеры большевиков прекрасно понимали: Достоевский – настолько крупная величина, что ее нужно осмысливать. Его имя нельзя выкинуть из "песни" русской культуры. Нынешняя же власть желает задвинуть классика на заднюю полку, поближе к пыли и паутине, в темный угол. Никак не вяжется наследие Достоевского с конструируемыми мифами о "России, которую мы потеряли". В его прозе нет "хруста французских булок", это суровая проза жизни. Впрочем, с современными идеалами господствующих слоев общества у Достоевского тоже мало общего. Он чужой на этом "празднике жизни". Вспомним, опять же, слова Луначарского: "Достоевский, как вы знаете, четыре года был на каторге. В сущности же он был почти всю жизнь на каторге. Почти всю жизнь он ужасающе нуждался". Но тем ближе он и его творчество нам, простым читателям, занимающим самые скромные места в социальной иерархии. http://www.nakanune.ru/articles/112315/ |
||