Владимир КАЗМИН, член Союза писателей России
Казак Луганский на передовой

В Луганском университете — единственном в мире вузе, который носит имя Владимира Даля — прошла уникальная научно-практическая конференция посвященная 213-й годовщине великого русского писателя «Далевские чтения - 2014».
Луганский университет им. В. И. Даля, как мировой центр исследований жизни и творчества Казака Луганского (псевдоним Владимира Даля), традиционно собрал в университете всех, кто изучает или просто увлекается наследием Владимира Даля. Спектр научных сфер участников так же широк, как и многогранна личность Владимира Даля. Главным вдохновителем проведения «Далевских чтений – 2014» стал член Союза писателей России, профессор Юрий Павлович Фесенко.

– Хочу напомнить, что чтения проводятся с 1982 года, и не было случая, чтобы их отменили, – говорит Юрий Павлович, – вот и в этом году, вопреки войне, у памятника автору «Толкового словаря живого великорусского языка» собрались почитатели его таланта – филологи, литературоведы, преподаватели, студенты и школьники. В блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича. В Луганске, 15 км от линии фронта с неофашистами прошла Международная научная конференция, посвященная 213-й годовщине со дня рождения Казака Луганского – Далевские чтения-2014. Первая научная конференция в истории ЛНР. Работали три секции, был заявлен 41 доклад. Надеюсь, что по итогам конференции будет издан сборник работ посвященных этому мероприятию.

– Владимир Даль сделал многое не только для нашего края, но и для всего мира, – утверждает ректор университета Руслан Геннадиевич Харьковский. – Мне хотелось бы отметить, что обновленный университет продолжает традиции, которые сложились в нашем ВУЗе на протяжении многих лет, и личность Даля налагает на нас особую ответственность – как патриотов Луганщины.

У памятника В.И. Даля прошел митинг, где не обошлось и без упоминаний страшных летних событий.

– Мы, учителя Луганщины, говорим с детьми на языке Даля: о Родине, о счастье, о войне и мире. Но язык, подобно живому организму, развивается по своим законам, поэтому как свидетельство нашего времени появились в нашей речи отвратительные неологизмы Майдана: укропы, колорады, кулявлоб, титушки и даже глагол «псакнуть». Даль, наверное, растолковал бы его как «сморозить глупость». Мы, взрослые, «сморозили глупость» и позволили убрать из школьной программы по указке киевского министерства курс «Мой край – Луганщина». А почему бы не ввести Далевский курс? Мы, учителя Луганщины, не хотим и не будем «морозить глупость», а будем учить по Далю – передавать глубокие знания, воспитывать любовь к родной земле и языку, уважение к представителям всех национальностей, проживающих в наших городах и поселках, – подчеркнула в своей речи учитель высшей категории, педагог-организатор коммунального учреждения «Луганская специализированная школа I-III ст. №40» Наталья Петровна Ардельянова.

– Я помню, как на уроке литературы мы читали «Сказку об Иване Молодом Сержанте». Мне нравится эта сказка тем, что ее герой – простой солдат, который преодолевает все трудности. Эта сказка учит нас доброте и усердию, а образ простого солдата, справедливого, доброго и стойкого – очень актуальный в героических буднях современной Луганщины, – поделилась своим мнением ученица 7-А класса Луганской специализированной школы I-III ст. №40 Екатерина Лустенко.

После митинга участники чтений продолжили работу в секциях – литературного творчества, лексикографии, методики и педагоги Даля. К слову, ученые из Крыма и Донецкой Народной Республики изъявили свое желание участвовать в чтениях, но в связи со сложившейся тяжелой обстановкой не смогли посетить конференцию лично.

Своими впечатлениями о Далевских чтениях известный луганский публицист Сергей Прасолов.

– Наверное, нет резона подчеркивать гражданский смысл этой научной конференции. Все всё понимают. Особенно «та» сторона. Террористы, рваные ватники совсем рехнулись: произвели международный самообстрел из ДАЛЬнобойных орудий, теоретических минометов и «градов» культуры! Когнитивный диссонанс с публичным разрывом шаблонов. 

В годовщину Майдана «свободный» Киев опять посылал на… «геть!» своих гетьманов и истериков войны, в тоже время, почти блокадный Луганск отметил день рождения Владимира Даля научной дискуссией. Без дуршлагов на голове и тем паче в оной. В Киеве Спинозы ногами кренделя выделывают, в Луганске пытаются внести немножечко осмысленности в наши скорбные экзистенции.

Две небольшие разницы. Конференция напрочь была лишена показушности. Над кафедрами не торчали говорящие головы – студенты, назначенные юными исследователями в обмен за зачеты и экзамены, и аспиранты-кочевники. Случился казус. В организационной сутолоке не внесли в программу доклады пяти политологов (ошибка простительная – на малочисленных организаторов пала непомерная нагрузка). Реакция «пострадавших»: мы ХОТИМ выступить. Им дали слово прямо на пленарном заседании.

У людей, переживших гробовое молчание, появилась потребность ВЫСКАЗАТЬСЯ! Внести свою мысль в общее дело. А это, согласитесь, не казенное чтение докладов. И высказывались. И спорили. Несмотря на то, что разойтись нужно было засветло.

Поразительная вещь: проблематика выступлений каким-то чудом сама собой актуализировалась. Никто свою тему на уши не натягивал, все как будто сложилось к месту и времени.

По ходу общения выкристаллизовалась одна любопытная идея. Далевский Словарь живого великорусского языка не стал мертвой сокровищницей. Он воспроизвел уровень и характер ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА. С толкованием его смыслов и их скрытой динамикой. Попробуйте составить словарь киевского Майдана – Майдан в СЛОВЕ от начала и до конца. По официальной мифологии и на самом деле. Интересно, раскопает ли непредвзятый лексикограф хотя бы намек на общественный диалог?

Действительно, событие, произошедшее в Луганске, еще раз подтверждает, что в этом городе и на всей территории Новороссии живут умные, интеллигентные люди, а не какие-то там «ватники» и «сепаратисты». Интересно, если спросить у киевской одурманенной молодежи, которые вдохновенно скакали на майдане и кричали «кто не скачет, тот москаль», знаете ли вы, кто такой Владимир Иванович Даль? Уверен, что практически никто не даст вразумительного ответа, в лучшем случае имя великого Даля может ассоциироваться с советским киноактером Олегом Далем. И им то, вдохновенным майданщикам, которые кричали и кричат пошлые украинские речевки, а думают по-русски, совсем невдомек, что великий Даль говорил, когда поднялся вопрос о его происхождении, кто он – русский или немец: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот, где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную