Когда однажды я из дома 4 мая в Самаре на 76-м году жизни скончался Геннадий Константинович Сюньков. Свершилась жизнь. Большая. Человеческая. Земная. Нам не дано предугадать: когда, зачем, почему? Было ясно одно: где! – в Самаре, который от отвёл последние четверть века. Творчество Сюнькова знакомо мне с середины 1990-х, когда никому не известный универсал из газеты «Волжская заря», буквально, в одночасье «взорвал» вяло-текущий мейнстрим местного «СМИ-процесса». Вскоре уже популярный и плодовитый, он легко совмещал публицистику с прозой, поэзию с пародией, критику с карикатурой. 2000 год - «Братва слезам не верит», сотканный из пародийных импровизаций фарс о «демократах» 1990-х. Задолго до модных экспромтов Дмитрия Быкова здесь сатирически обыгрываются речёвки и слоганы «столпов политики и культуры». От К. Титова и В. Новодворской до Б. Ельцина и В. Черномырдина. От Гомера и Камоэнса до Волошина и Вознесенского. 2002 - сборник ритмической прозы «Шестой причал», где автор в гротесковой форме «поэтизирует» россиянских «героев нашего времени» - бандитов, казнокрадов, дельцов и прочих перевертней. 2005 - пронзительно-поэтическая «Звезда над бездной». Пытливый взгляд в былое, попытка припасть к корням, проникнуть в тайну родословной. Сочинителю не дают покоя думы об истоках силы народной, о загадочной русской душе и «родимых пятнах», которые из неё пытаются вытравить. Но даже на этом фоне резко выделяются исторические баллады. В пику цензуре 1960-х, они воскрешали не-комплементарные моменты и не-лубочные характеры русской истории: «Мамаев сон», «Смерд», «Малюта Скуратов», «Баженов», «Отрепьев», «Распутин», «Махно». А в ту пору ведь даже нейтральное упоминание «неудобных» имён требовало гражданского мужества! Впрочем, поэта волновало не это. Он и дерзил-то всю жизнь потому, что убеждён: самых «тенденциозных» персонажей, в конечном счёте, роднит пуповина. Они же - плоть земли и кость народа:
Пахнут те руки Смрадом в уста – 2006 - «Послеполуденный сон фавна», – малая проза. Здесь каждая вещица неповторима, поскольку навеяна личной судьбой. Созданные на старте «оттепели-1960», 40 лет они ждали своего часа. Лишь «Филька Культяпый» увидел свет в 1981-м, чтобы тут же, «с колёс», его объявили «пасквилем» на секретаря Свердловского обкома партии Б.Н. Ельцина. От расправы автора уберегла «Литературная Россия», включив Геннадия Сюнькова с его «Филькой Культяпым» в список «удач года», где компанию ему составили Валентин Распутин и Виктор Астафьев. В Самаре его называли «Русским ветром», а ветер не умирает, - лишь затихает, чтобы набраться духу, напитаться энергией и взвихриться, пронестись снова и снова своим непутёвым, хмельным, мужицким словом. *** Душа Руси проста, как речь А завершим на мажорной ноте того наивного экспромта, который юный Гена почти 60 лет назад принёс в литературное объединение Свердловска, и потряс умудрённое «жюри» редкостной аллитерацией: Над аллеей липовой Владимир ПЛОТНИКОВ |