30 ноября в Томске на сцене Большого концертного зала областной филармонии состоялась премьера оперы «Ермак» российского композитора Олега Проститова. Она была написана по заказу Томской филармонии и финансово поддержана Министерством культуры Российской федерациив рамках федеральной целевой программы «Культура России. 2012-2017». Сочинение в четырех картинах с прологом и эпилогом написано заслуженным деятелем искусств РФ, профессором, членом Союза композиторов Олегом Проститовым за рекордно короткий срок — четыре месяца, в основе - либретто, написанное Проститовым с участием музыковеда, доктора искусствоведения Людмилы Гавриловой (г. Красноярск) по стихам поэта и художника Василия Дворцова, уроженца Томска, ныне живущего в Москве. «Я с радостью принял предложение Томской филармонии написать оперу «Ермак», — заявил композитор Олег Проститов. — Тема истории России и Сибири, в частности, мне очень близка: почти 30 лет я прожил в Красноярске. Личность Ермака — легендарного героя, который присоединил к российскому государству огромную территорию, на мой взгляд, незаслуженно обделена вниманием». Концертное исполнение оперы осуществлено совместно с Мариинским театром. Опера-фреска (так обозначил формат сочинения композитор) длится около часа. В концертном исполнении оперы приняли участие солисты Новосибирской филармонии Владимир Коварский (Ермак), Кемеровской филармонии — Дмитрий Ганин (Иван-Кольцо) и Томской филармонии — Вероника Цай (Югра), Евгений Штейнмиллер (Кучум), Ирина Макарова (мать Ермака), а также мужской хор Мариинского театра и Томский академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ярослава Ткаленко. Накануне премьеры, 29 ноября, на сцене Большого концертного зала филармонии состоялась генеральная репетиция оперы. На нее были приглашены представители томских СМИ и художественной интеллигенции Томска. Они первыми услышали новейшее сочинение оперного жанра. По окончании репетиции состоялась пресс-конференция. Художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков рассказал, как родилась сама идея – концертной постановки оперы силами Томской филармонии: - Ежегодно Министерство культуры проводит мониторинг культурных проектов регионов. Мырешили поучаствовать в конкурсе и послали свою заявку. Но прежде подумали, что можем сделать, что до этого еще не делали? Так возникла идея – сочинить оперу. Стали размышлять, на какую тему эта опера могла бы быть. Так как опера – это явление общественное, то сюжет должен быть интересен и в чем-то типичен для оперного искусства, с одной стороны. С другой - такой, какой имел бы значение для всей нашей страны. Именно по этим критериям в круг наших творческих интересов попала историческая и в то же время легендарная фигура Ермака. Это личность, с которой исторически связано вхождение Сибири в состав Российского государства. - Министерство культуры РФ поддержало наш проект, но средств дало раз в десять меньше, чем просили, - уточнила директор филармонии Наталия Чабовская. - Поэтому все статьи расходов пришлось уменьшить, не изменив технического задания. Найти композитора академического направления, который мог бы написать оперу за супер короткий период, оказалось не просто. На сочинение эпического полотна не было даже полгода. Мы понимали, что автором должен стать сибиряк, которому тема была бы не чужда, и которому близок эпический стиль, кто уже пробовал себя в создании масштабных полотен. Олег Проститов имеет богатый опыт написания ораторий, кантат, симфоний, в том числе и на сибирскую тематику.Поэтому мы и остановили свой выбор на этой кандидатуре. - Мне довелось много опер готовить к постановке и выпускать, но в такие короткие сроки – впервые, - признался главный дирижер оркестра Ярослав Ткаленко. - Даже «Алеко», котораяна слуху у всех, готовилась дольше. И я должен пропеть осанну композитору: за такой короткий срок сделать произведение современное по языку (здесь и прокофьевские нотки слышны, и Стравинский чувствуется)! Вся квинтэссенция, все вкусности из русской музыки ХХ века есть в «Ермаке» , и в то же время опера абсолютно ясная по форме. Она легко воспринимается на слух. - Писать историческую оперу современному композитору – дело рискованное, - заметил композитор Олег Проститов, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. - Я много лет исследовал историческую русскую песню, впитывал, вбирал. Именно эта традиция и лежит в фундаменте оперы. В своем творчестве, почти в каждом произведении я ищу камертон Руси. Он присутствовал в русской культуре, когда Россия была империей, и в советской России он был. В моей музыке есть русская интонация. Потому что я русский композитор. Там есть любовь к Глинке, Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу. Оперный спектакль требует определенного языка. Слушатель должен идти по дорожкам, которые ты высвечиваешь, а дорожка это – определенная лексика, определенные аллюзии. Концертное исполнение оперы «Ермак» завершает череду мероприятий, приуроченных к 70-летию со дня образования Томской филармонии.
Татьяна ВЕСНИНА |
||