О СВЕТЕ В «ПЕРЕСВЕТЕ"

(Обзор второго номера Белгородского альманаха «Пересвет»)

В июле 2019 года инициативой Правления Белгородского регионального отделения Союза Писателей России вышел второй  номер альманаха «Пересвет». Издание посвящено 65-летию образования Белгородской области. География участников проекта расширилась: среди авторов – белгородцы, москвичи, писатели Орла, Тамбова, Донбасса. Во вступительной статье к альманаху член Союза писателей Александр Тарасов характеризует авторов, как людей, «любящих правдивое слово». Это верно. Правды здесь много: неприкрытой, смелой – в содержании, в твёрдой позиции, в открытом декларировании убеждений, в обличении в художественной форме стоящих у власти. И вслед за поэтом Сергеем Анохиным, чья подборка стихотворений открывает издание, хочется ответить на заданный им в стихотворении вопрос о Родине: «А она жива? Жива!»  Потому что мыслит, чувствует, ищет пути выхода посредством не только слова, но и дела.

Рассказ Евгения Бокало «Ура» – гимн русской нации. Действие происходит в аэропорту Дубаев. С присущей автору  иронической манерой представлена семья американцев, которая мыслит о русском менталитете категориями: водка, Москва, Путин, матрёшка, балалайка. Но русские дети, присутствующие здесь, поражают их своей непосредственностью, живостью и оригинальностью поведения. Американцы в панике убегают под победное детское «Ура!». Так когда-то  отступали враги под натиском нашего всепобеждающего сплоченного «Ура» в атаке.

Виктор Ершов – мастер диалога. Через речь в рассказе «Вот если бы Вася мой так»  он скульптурно лепит характер и воссоздаёт судьбы. Вот наш «Вася» живёт себе, работая шофёром, получает путёвки в диспетчерской конторе на грузовые рейсы, по пути встречает попутчиков, вступает с ними в разговоры. Но, при определённых обстоятельствах, и он способен на подвиг. Финал рассказа убедительно доказывает это.

Стилистически и содержательно выдержана новелла «Северный ветер» Николая Иванова, председателя Союза Писателей России. «Северным ветром» называют добровольцев из России на Донбассе. Герой новеллы, позывной его Метелица, после некоторых жизненных событий, оказался на «Пятнашке», блокпосту ,  поблизости от Луганска. В мирное время в Москве он служил полицейским патрульно-постовой службы. Однако за его плечами Чечня и тяжелая контузия. А ещё он, по-призванию, поэт. Новелла поэтизируется строками стихов. При этом она динамична, наполнена внутренним напряжением. Рядом с трагедией (хоронят подорвавшуюся на минной растяжке Ольгу Сергеевну, ставя ей на могилу вместо креста перекрытие от выбитой оконной рамы) сосуществует извечная национальная «живучесть», подпитанная  оптимизмом и житейским юмором. Ополченцы запоминают последовательность действий при ранении по аббревиатуре  ЖОПА – жгут, обезболивающее, перевязка, автомобиль для эвакуации.

Писатель Иванов умело использует детали и смело - метафоры. Присутствие деталей создаёт ощущение реальности происходящего. Плащ-палатка прикрыта от обстрела связанными между собой автомобильными шинами, а к пожарному щиту прибиты три мобильных телефона и планшет. Стилистически наполняют прозу Иванова яркие сравнения. Огонь в печурке у него – «зажигательный танцор», лампочка в палатке качается, как «удав с выпуклым электрическим глазом», БТР – «самодвижущийся металлолом», подсолнухи, заиндевевшие на морозе,  напоминают немцев под Москвой. В новелле нередко появляются серьёзные  и важные отступления-рассуждения: о смысле человеческого бытия, о природе войны и подвига. «Донбасс- пояс Богородицы, защищающий Крым и Россию». «На войне всё определяется не сроком пребывания, а перелитой  при ранении кровью товарища». Русский человек всегда оказывается в нужном месте в нужное время, чтобы при неожиданных событиях сориентироваться и подставить плечо другу. Метелица принимает бой, прикрывая собой товарищей.

Стремительная, завораживающая, чистая, как первое чувство, проза Сергея Бережного. Она убеждает читателя: на войну идут не солдафоны, а люди, глубоко чувствующие, жертвенные, способные даже среди ужасов войны  различить прекрасное. Женщина Яфа, их муза, вдохновительница. И настоящие мужчины-воины удивляются гармоничности ее личности, способной на сильный поступок. Пронзительна концовка рассказа «Ветка жасмина», глубиной и музыкальностью своей напоминающего образцы русской классической прозы.

Андрей Степанович Кондауров, герой рассказа Владимира Прокопенко-Казмина «Укол «Рапиры», верный профессиональному делу шахтер. Ему противостоит «новый герой». Украинский офицер капитан Нефедов – не пособник темных сил, не наемник, а преданный сын  родной Украины. Он убежден, что на Украине идет война за Отечество, а ополченцы – «путинские ватники», пытающиеся оттяпать кусок земли для своего хозяина. Попытки поговорить с ним земляков  не убеждают его в обратном, он предпочитает гибель «за принцип». Картины мирной жизни, отраженные взглядом шахтера-работяги, еще более усиливают гнетущее впечатление от разрушительных последствий первых месяцев войны на Донбассе.

Ясные, точные, неприукрашенные этюды о простых людях Донбасса читаем мы в «Песне ангелов» Сергея Котькало. Эти люди попали в непонятную для них самих «мясорубку», устроенную честолюбивыми «князьями мира сего». У них теперь одно пристанище – Господь Бог, Защитник и Упователь. Его незримое присутствие в их жизни укрепляет, дает силы выстоять и противостоять недругам.

Николай Лутюк в своем произведении «Один день из жизни Мушавера» повествует о небольшом кусочке военных действий в Афганистане в 1987 году. Но создается ощущение прозаического размаха, глобальности и вечности таких понятий на войне, как дружба, братская любовь, общая солидарность и соучастие в судьбе человека.

Читая детские  воспоминания о Великой Отечественной войне Федора Макарова, пронзительные в подробностях, задаешься риторическим вопросом: почему мы, как народ, не воспринимаем уроков Истории? В них боль и страдания отдельного человека откликаются вселенской болью за судьбу нации.

И Виталий Мальков в рассказе «В середине войны» обращается к теме Отечественной войны. Александр, главный герой, погибает при прорыве немецкого ополчения в сражении за небольшое село Самодуровка. Ведь она, эта Самодуровка, тоже часть нашей могучей и любимой Родины.

Николай Машкин, автор рассказа «Михалыч», несколько месяцев в 2015 году провел в застенках СБУ. Его проза о судьбе коммуниста, пришедшего в тюрьме к вере, жизненно правдива. Несколькими точными штрихами автор характеризует советский строй: «воровство публично обличалось, а тружеников, зарабатывающих свои деньги честным трудом, никто не называл лохами. Мальчишки в те времена мечтали совершить подвиг, а не украсть миллион. Девушки были любимыми и единственными, а не партнершами по сексу. В школе учили беззаветно любить Родину, а наличие совести было естественным и массовым явлением». Михалыч не озлобился на несправедливую к нему судьбу, напротив, стал внимательнее, чутче, добрее в отношении к людям. Постепенно он обращается к православию. Его вера пришла не с насилием, а с гуманностью и всепрощением.

У Александра Тарасова в «Пересвете» опубликованы два произведения: «Классная» и «Желание отца». В монологах и диалогах героев раскрываются личность, внутренняя сущность, формулируются  идеалы и декларируются убеждения. В них же воссоздаются события из жизни, которые гармонично укладываются в канву повествования и сюжетно наполняют пространство рассказов. Происходит новый виток «конфликта отцов и детей», потому что современные реалии, погоня за «золотым тельцом» формирует новый тип человека, без генетической памяти.

«Я родился на севере Тамбовщины на стыке Рязанской и Пензенской областей. Пойма реки Цны, притока Оки, леса, перелески, болота, горящий летом и тлеющий зимой под снегом и льдом торфяник. Раздолы и захолустье, доброта и милосердие, любовь к родному краю и русской глухомани, моя малая родина в центре Державы», - таким предисловием предваряет свои стихотворения Анатолий Папанов. Эти слова можно отнести и к поэтическим подборкам других поэтов, представленных в альманахе. Любовью к родным местам и болью за судьбы страны пронизаны поэтические творения Андрея Васильева, Иона Дегена, Жанны Бондаренко, Михаила Дьяченко, Юрия Макарова,  Марии Знобищевой, Ярослава Тришина. В творческом осмыслении Татьяны Грибановой чувствуется доверие к миру. Ее родина – добрая, простая, где «березоньки доятся соками», а деревенские детки сплошь «свои или кумовы». А Россия «копит, копит, копит силы, как богатырь, припав к земле». Поэзия Сергея Постолова сильна песенным началом, еще острее передающим его страдания о несовершенстве мира. У поэта Веры Кобзарь присутствует тоска по Святой Руси. Однако это не безысходность, лиричность стиха оживляет чувство. Виктория Кан через прошлое пытается переосмыслить настоящее («И разум братской Украине прошу, не позабудь вернуть».) Александр Осыков пишет в традициях русской классики ( Есенин, Клюев, Рубцов, Тряпкин). Не зря эпиграфом к одному из стихотворений взята цитата из Николая Рубцова «Россия, Русь! Храни себя, храни!» О сохранении исконной родины и ратует в своих произведениях Александр Осыков. Владимиру Силкину удается совмещать лиричность и гражданственность при высоком уровне поэтического мастерства. Стихи Сергея Ташкова дышат поэтическим размахом, этим качеством  близки к жанру поэмы.

В  разделе публицистики – очерк Сергея Котькало «И горний ангелов полет». Репортаж из Сирии, где автор в составе делегации находился с дружественным визитом во время празднования 220-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина. Из современного Дамаска писатель в прозе легко переходит к библейским сюжетам. В контексте звучат имена и биографии (сирийский ученый, археолог Халед-аль Асаад, бывший командующий Народной армии Сирии Мухаммед Ибрагим аль-Али). И над всем – нетварный свет нашего поэтического Солнца – гения Александра Пушкина. Так в литературном пространстве объединяются люди разных конфессий и абсолютно разные по роду и званиям.

Имена Александра Савенкова, Людмилы Гонтаревой, Александра Сигиды, Марка Некрасовского, Нины Дернович  представляют раздел «Поэзия непокоренного Донбасса». Кандидат филологических наук, горловчанка Ольга Блюмина, познакомившись в альманахе с творчеством авторов, отметила общие черты поэтического Донбасса, их  «поэзия плотного концентрированного внутреннего переживания. Все, что наполняет глубины их сердец, в стихах стянуто в тугую нить. Бытовые вопросы обращаются в бытийные. Но это не процесс, а естественное их состояние». О лирическом герое поэта Александра Савенкова: «Он не размышляет и не философствует, а просто внимательно созерцает мир вокруг. Человек, стоящий среди необозримой Донецкой степи, обладает острым зрением. Бесконечное степное пространство с подвижной лентой горизонта – невидимый фон каждого стихотворения. И в этом – выход на широкий простор. На долю поэта выпало жить в трудные времена, которые «не выбирают». Военная лирика Александра – этика веры, вопреки отчаянию, наперекор обстоятельствам».

Последний раздел «Краеведение»  открывает статья Сергея Бережного о герое афганской войны, 20-летнем Яготинцеве Сергее Михайловиче, который погиб, спасая от пуль командира. «Неумолимое время стирает многое, но только не память о героях», - пишет автор. Память о людях, ставших живым достоянием страны, будет жить в нас, благодаря очеркам Анатолия Кряженкова, Александра и Бориса Осыковых. Финальным аккордом нынешнего «Пересвета» стало исследование о двух памятниках гражданской войны в Белгороде (автор Сергей Петров).

У настоящих людей рождается настоящая литература, и мое чувство патриотизма еще больше окрепло после прочтения второго номера белгородского альманаха «Пересвет».

Людмила СЕМЁНОВА

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную