Однажды москвичи Марина и Андрей Кошелевы переехали жить в Николу – село, где прошли детские годы Николая Рубцова. С тех пор жизнь села стала стремительно меняться. Теперь в окрестностях вновь, после длительного перерыва, возделывают поля, расчищают непроходимые тропы, а в арт-резиденции «Бирюзового дома» встречают студентов лесотехнического колледжа. Трудовая практика сменяется веселыми мальчишескими забавами и чтением рубцовских стихов. Кажется, что поэзия здесь не просто звучит: под нее подлаживается сама реальность. «Если мы хотим сохранения духовного наследия, – говорит Марина Николаевна Кошелева, – то должны думать и о том, как возродить те ландшафты, которые видел поэт» и которые, подчеркнем это особо, были вписаны в его замечательные стихотворные строки. Сохранить для будущих поколений морошку, кукушку, букет полевых цветов, поля и скачущего сквозь них коня, журавлей в небе и многое-многое другое – все, что преобразилось в поэтические образы Николая Рубцова – этим и занимается «Бирюзовый дом» с 2012 года. И вот, 24 сентября, на вечере творческого клуба «Соты» (ведущая – Анастасия Чернова) были представлены литературные плоды этой масштабной и разносторонней деятельности. Три книги: «Долина детства. Лирика Николая Рубцова: национальные образы и символы вечности», «Толшменская картина мира: глазами участников экспедиций», «Толшма: от устья к истокам» составляют уникальную панораму северного края. Образ долины реки Толшмы прослеживается на всех уровнях: от литературоведческого анализа поэзии Николая Рубцова, материалов краеведческого и фольклористического характера до красочных профессиональных фотографий Андрея Кошелева и Андрея Бородулина. Это уникальный опыт. Как справедливо заметила писатель и доктор исторических наук, Лола Уткировна Звонарева, «перечитывая «Лад» Белова, мы начинаем думать, что таких островков крестьянского мира уже не осталось. А тут выходит «Толшменская картина мира». Таких книг очень мало. Приятно, что к подготовке подключилось и молодое поколение. Мы видим, что литература оказывает мощнейшее влияние на окружающий мир. Та или иная цитата из прекрасных стихов Рубцова отыгрывается и на биографическом фоне, и на фоне конкретных исторических событий». Также, по ее мнению, одна из особенностей книги «Толшменская картина мира» – это междисциплинарность. «Замкнутость внутри своих цехов – трагедия нашего времени, –сказала Лола Уткировна. – Художники не знают писателей, писатели – фольклористов, фольклористы абсолютно равнодушны к современной поэзии… Здесь же – совершенно иной подход. Участники сборника – и фольклористы, и литературоведы, и художники. Это очень ценно. Даны фотографии людей, влюбленных в отечественную культуру. Рассказы современников Рубцова дополняются исследовательскими текстами и комментариями. Такие экспедиции сегодня необыкновенно важны. Ведь уходит целый пласт культуры. Важно проводить презентации в разных школах. «Толшменская картина мира» – и подвиг, и событие, и оратория в честь великой крестьянской культуры, из которой вышли многие русские великие писатели…» «Марина Кошелева и Анастасия Чернова работают над сохранением памяти Николая Рубцова искренне, глубоко и искрометно», – согласился поэт, секретарь Союза писателей РФ, Алексей Полубота. Также на вечере выступали художники и те, кто помогли расшифровывать фольклорные записи. Наталья Мунина, филолог, историк и переводчик, обратила внимание на прекрасную русскую речь и диалектизмы, звучащие в фольклорных записях. Отсутствует идеализация прошлого – как нередко это происходит в среде интеллигенции. В пример Наталья привела сюжет, который ей довелось расшифровывать. Одна пожилая рассказчица вспоминает, что, когда родители уходили на работу в поле, дети оставались одни. И ей, семилетней девочке, было тяжело доставать из кроватки годовалого брата. «Какое счастье, что существует Рубцовская тропа, по ней можно пройти, – порадовалась писатель Ирина Николаевна Ордынская. – А еще можно поговорить с людьми, которые видели, как Рубцов ловил рыбу, как он сидел на берегу реки. Нельзя по-настоящему понять писателя, если ты не чувствуешь его родину. Наши дети обязательно должны учиться на творчестве этого великого поэта». Писатель Людмила Семенова отметила, что Марина Николаевна Кошелева умеет увлечь людей за собой. «Уникальный человек! Своим горением она привлекает и вдохновляет людей на хорошие, добрые дела. Собирает и созидает. В научной статье Анастасии Черновой, включенной в книгу «Толшменская картина мира», говорится о характерных чертах людей, проживающих в долине реки Толшмы. Одна из таких особенностей – это некая практичность, крестьянская сметка. Москвичка Марина Николаевна наделена этими способностями. Все проекты, которые делает она – реальные проекты!» Участники клуба согласились, что образовательные проекты Марины Кошелевой не имеют аналогов. Она видит красоту слова Рубцова и на практике раскрывает генетические, глубинные начала этой поэзии. Приглашает в «Бирюзовый дом» студентов и художников, дает возможность им потрудиться. Дети не просто участвуют в крестьянской жизни, они ещё и пишут картины, занимаются исполнительским творчеством. Тем самым пробуждают в молодых людях родовую память. Кандидат филологических наук, литературовед Ольга Блюмина подчеркнула, что сегодня особенно важно раскрыть нашу коренную, глубинную, русскую основу. «Все три книги прошиты золотыми нитями духа Рубцова. Особое внимании привлекают воспоминания об этом поэте, переданные аутентично. Диалект, собственно, и есть хранитель вот этих древних мировоззренческих пластов. Как мы знаем, диалект – это, во многом, застывшая языковая форма. Застыв, эта форма сохранила соединение слов, грамматику, ритм, синтаксис. Такая непосредственность – и есть живой исток. Мировоззренческий, национальный и культурный». … О взаимоотношения литературы и жизни можно спорить долго. Какое самое сильное, решающее слагаемое в этой системе взаимосвязей? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Но тем осенним теплым вечером мы все стали свидетелями, как поэзия помогает возделывать поля, а любовь к своему делу – способна менять этот мир, преображать все, что вокруг. Юные художники, ученики Ксении Лебедевой, устроившись между книгами и журналами, сосредоточенно что-то рисовали в своих блокнотах. Прозвучали старинные духовные стихи в исполнении Анастасии Черновой и Максима Буханова, а поэт Григорий Тачков спел под гитару редкие песни на стихи Рубцова. И, конечно, в конце встречи всех нас подхватил разлив мелодии – легкой, светлой и воздушной – знаменитой «В горнице». Да, будем поливать цветы. Мастерить лодки. Мечтать под звездами. Думать о своей судьбе... ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ: Ирина Ордынская, писатель: Андрей Шуклин, кандидат биологических наук: Надежда Кабирова, художник-флорист, сотрудник музея С.А.Есенина |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||