Цецен БАЛАКАЕВ, драматург, руководитель Медиа-центра Санкт-Петербургского отделения СП России

«Звезда прекрасная сияла»

Поэзия Александра Вампилова на Книжных аллеях

30 августа на Книжных аллеях мы впервые в Петербурге представили поэзию Александра Вампилова – в двухчасовом представлении, которое хотели повторить через неделю, чтобы ознакомить с нею как можно больше жителей и гостей Санкт-Петербурга. Почему мы возвращаемся к Вампилову, иркутскому драматургу, трагически ушедшему из жизни полстолетия назад? Насколько близки Петербургу его имя и творчество? Ведь есть в Иркутске и Иркутской области центры изучения его творчества – там созданы и успешно действуют Культурный центр Александра Вампилова, возглавляемый Галиной Солуяновой, Мемориальный музей Александра Вампилова на родине драматурга в небольшом посёлке Кутулик, Международный театральный Вампиловский фестиваль  (директор Виктор Стрельцов), проводимый Иркутским драмтеатром им. Охлопкова, где прошли первые вампиловские постановки. 

Ответ прост и очевиден. С Ленинграда началась всесоюзная, а следом и всемирная известность Александра Вампилова как выдающегося драматурга, оказавшего влияние на драматургию нового времени, на советский и русский театр. Он успел создать лишь шесть пьес, и все они шли и до сих пор не сходят с петербургской сцены. Молодёжный театр «Мастерская» Григория Козлова имеет в репертуаре сразу три вампиловские пьесы. В прошлом сезоне Молодёжный театр на Фонтанке с успехом свозил свою новую постановку «Прошлого лета в Чулимске» на Вампиловский фестиваль. В театре им. Комиссаржевской «Чулимск» поставил сибирский режиссёр Сергей Афанасьев. В этом месяце театр им. Ленсовета представляет премьеру «Утиной охты». И этот список можно бесконечно продолжать.

Истоки творчества Александра Вампилова, его успех у зрителя следует искать в его детстве, в жизни его семьи. Раньше вскользь упоминалось, что в школьные годы Александр Вампилов начал писать стихи, но вампиловская лирика не была известна. А три года назад, к его 80-летию в Иркутской области, в посёлке Кутулик, где родился Вампилов, вышел сборник стихов семьи Вампиловых «Звезда прекрасная сияла». Сборник подготовлен основательницей Мемориального музея Александра Вампилова Юлией Борисовной Соломеиной и издан силами музея.

Дед по отцу Александра Вампилова был бурятским буддийским ламой, в начале ХХ века бывшим в Петербурге, где, как известно, в то время был построен дацан на Приморском бульваре, и потому был знаком с культурным миром Петербурга и вывез назад эти знания. Отец Вампилова Валентин Никитич с золотой медалью закончил иркутскую гимназию, а затем иркутский университет. В его небольшой биографии указано, что он был репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Скорее всего, им был Леонид Михайлович Князев, покинувший свой пост в 1916 году и оценивавшийся современниками как «просвещенный и гуманный» человек. Хочу отметить, что в 1916 году Валентину Никитичу было 18 лет.  К 1915 году относятся его первые известные стихи, передающие чувства того времени.

В далёких и чуждых краях
Солдатик в окопе сидел,
Он с думой, с тоскою в очах
На высь голубую глядел:

Он вспомнил деревню родную,
Он вспомнил родные поля,
Он вспомнил мать дорогую
И братьев-сестёр, и отца.

Он вспомнил деву младую,
Которой клялся в любви,
Он вспомнил жизнь удалую,
Он вспомнил счастливые дни.

Пули зловеще свистели,
Орудий слышался вой,
Вблизи разрывались шрапнели
И каркали враны толпой.
(1915, Иркутск)

В доме Вампиловых царила обстановка любви к литературе и поэзии. Валентин Никитич был преподавателем русского языка и литературы, а затем директором Кутуликской школы. Мать Анастасия Прокопьевна была учителем математики. В 1937 году – в год рождения Александра Вампилова, страна отмечала 100-летие Пушкина, и в честь великого поэта он и был назван.

«Книга знакомит с поэтическим творчеством трёх представителей семьи Вампиловых  Валентина Никитича (1898-1938), его дочери Сержен (1929-2015), избравшей отцовскую профессию учителя, и сына Александра (1937-1972), самого знаменитого из продолжателей рода Вампиловых, – написано в предисловии сборника. – Их стихотворные опыты обнаруживают фамильное родство, которое особенно заметно в юношеских стихах сына и брата, чей талант с наибольшей силой проявился в другом литературном роде – драматическом… Неожиданный издательский проект – скажет читатель. Ещё скажет: стихи сборника практически можно отнести к любительской поэзии, если бы не третья часть, в которой проба поэтического пера выявляет в юноше Александре Вампилове задатки будущего творца…»

Сборник  состоит из трёх частей: шестнадцати стихов отца Валентина Никитича, первый из которых датирован 1915 годом, двадцати стихов Сержены Валентиновны, написанных в 1963-2010 годах, и семидесяти четырёх стихотворений, коротких стихотворных эскизов, шуток, эпиграмм и подражаний пера Александра Вампилова. Сборник составлен под редакцией основательницы Мемориального музея Александра Вампилова Юлии Борисовны Соломеиной. В конце сборника дана историко-литературоведческая статья «Истоки творчества. Предки А. Вампилова по отцовской линии» Ольги Юрченко.

«Есть некая магия в любительских стихах: вдруг встретится неожиданный образ, блеснёт яркая метафора, схватит за душу пронзительная эмоция…  А если  ещё проглянет личность автора и ещё – отпечатается время, в котором жил автор… Вот тогда перед нами предстанет нечто большее, чем любительское творчество».
Как поэт впервые Александр Вампилов был упомянут в Петербурге на Вечере памяти драматурга «Он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель» 9 ноября 2019 года в библиотеке-филиале №6 Калининского района (пр. Культуры, 21), когда мною был зачитан юношеский стих «Калитка. (Шаткая калитка в стареньком плетне…)» Его прочтение стало неожиданностью и вызвало энтузиазм гостей вечера, следствием чего и стало обещание провести отдельный вечер поэзии Вампилова. Он был намечен на 4 апреля в Библиотеке национальных литератур, но внезапный карантин изменил планы. Лишь только появилась возможность проведения публичных выступлений на Книжных аллеях, как в прошлое воскресенье Вампилов-поэт предстал перед петербуржцами, а на Малой Конюшенной прозвучала «Калитка».

Шаткая калитка
В стареньком плетне,
Всем она открыта,
Но уже не мне.

Прохожу я мимо,
Загляжусь слегка
Под окном черёмух
Белых облака.

Не пойду я ближе,
Постою я тут.
Там меня забыли,
Там меня не ждут.

Разнята калитка,
Не моей рукой,
И уходит в полночь
Уж не я – другой.

Помню, я калитку
Тихо затворял.
Ласковое имя
Тихо повторял.

Но пройду я мимо,
Загляжусь слегка
Под окном черёмух
Белых облака.

Не зайду я больше
В их густой приют.
Там меня забыли,
Там меня не ждут.

На первом вечере 30 августа я продекламировал три стиха Валентина Вампилова, а актриса театра Антреприза им. Андрея Миронова Марианна Мокшина-Бычковская прочитала стихи Сержены Вампиловой, бывшей на восемь лет старше Саши Вампилова. А 6 сентября мною и поэтами Никитой Андреевым и Оксаной Соболь читалась только лирика Александра Валентиновича.

* * *
И весенним тихим вечером
Не до книг и совсем не до слов.
Вот луна, тучкой чуть покалечена,
Вечный стражник любви и стихов.
Вот тропинка – тропинка юности,
И по ней мне до счастья шагать,
При такой откровенной лунности
Счастья мне недалече искать.
Я пройду засыпающим полем,
По ночному саду пройду,
Испугаю тебя поневоле
И в глазах твоих счастье найду.

* * *
Скажи, ты помнишь ли такого? 
Он должен был тебя забыть.
Но не забыл и любит снова.
И знай: не может не любить.
Не для надежд – для грустной шутки
Тобой ему цветы даны.

В его тетради незабудки
Его слезой оживлены.
Да, слёзы! И смешно ли это,
Смешно ль, что оживила ты
Такие слёзы у поэта,
Такие вечные цветы!

* * *
Смех такой был нежный и звонкий,
Что не слушать не было сил.
Был я глуп и живого котёнка
Этой девушке подарил.
Шкуру серую лапкой белой
Мыл котёнок, как взрослый кот,
Но хозяйка любить не умела
И швыряла его за комод.

Ну и что ж… И обиду каждый,
И котёнок может иметь.
И как взрослый кот, он однажды
Убежал за порог околеть.
Был я глуп. И с поры далёкой
Ничего не вернуть назад.
Если нравится быть жестокой,
Что же… вешай тогда и котят.

* * *
Если мне поэтом всё же быть,
Буду всех поэтов я грустней,
Потому что стану я грустить
О потерянной любви моей.

Петербургский поэт Андрей Родосский в статье «Тихая поэзия» так оценил лирику Александра Вампилова:

«А уж если любовь неразделённая или кончается, гимн торжествующей любви в мировой поэзии редок, ибо иначе — где же конфликт? Ясно, что лирический герой жалеет себя — это вполне естественно, — но о боли своей повествует сдержанно и мужественно. И эту жалость он переносит на несчастного котёнка, подаренного любимой, с которым она обошлось так же жестоко, как с влюблённым. Так Вампилов органически сочетает любовь к девушке с любовью к животным, к братьям нашим меньшим. Тем самым он продолжает традиции Есенина — мало кому удавалась так выразить добрые чувства к страдающим Божьим созданиям, как Сергею Александровичу. Откровенность и проникновенная исповедальность также роднит обоих советских классиков.
Измену любимой герой переносит кротко и смиренно. В этом отношении Вампилов унаследовал пушкинское незлобие и неосуждение:

Ты просто звонко посмеялась.
Ну что же: я люблю твой смех.
Глупцу, мне просто показалось,
А ты такая ведь для всех.
И вот теперь проходишь мимо,
Во всём легка и весела,

Ты всем, мила, а мной любима,
Но им свой смех ты отдала.
Что ж, я пойду своей сторонкой —
Любовь на смех не променять.
А ты? А ты… посмейся звонко,
Такой тебя мне вспоминать.

Хотя порою проскальзывает и горечь, чувство обиды — да уж куда без этого! Но и здесь не видно ни злобы, ни ожесточения. Вампилов не таков, как римский поэт I в. до Р. Х. Катулл, который обрушивал гневные филиппики на голову изменившей возлюбленной. Вот эпиграмма, каковых у Вампилова довольно много:

Я был тебе непонятый чудак,
И, верно, суждено таким остаться,
Но я влюблен был и влюблен был так,
Как не желаю никому влюбляться.

Не правда ли, отповедь Пушкину! Но ирония — поистине пушкинская! Пушкинисты обычно замалчивают, что почти всё творчество нашего гениального соотечественника проникнуто столь характерной для романтиков иронией, причём настолько тонкой, что не всякий её замечает. Причём ирония эта мягкая, почти беззлобная, как и вся личность и творчество Пушкина — разительный контраст с лермонтовским железным стихом, облитым горечью и злостью. Удивительно, но в вампиловской рукописи возле двустрочной эпиграммы на поэта Васильева (которого Васильева, неясно) красуется выполненный автором портрет адресата, по манере чем-то напоминающий перовые рисунки Пушкина. 

А вот ещё один пример вампиловской сатиры:

Но столько развелось поэтов,
Что ни студентик, то поэт.
В дверь знаменитых каждый ломит,
И вот, блистая новизной,
В своих стихах спешат знакомить
С берёзкой, родиной, луной.
.    .    .    .    .    .    .
Ах, сколько их! Куда их гонят?
И что так жалобно поют?
Поэзию ль они хоронят?
Халтуру ль замуж выдают?

С первого прочтения в двух заключительных строчках видна аллюзия на пушкинских «Бесов». Самого-то Вампилова к подобным «бесам» уж никак не отнести. А что касается берёзок, родины, луны, то и лирическому пейзажу место в поэтическом наследии Вампилова, несмотря на его малый объем. И поданы они по-новому, по-своему, благодаря личности автора, которую, по словам исследовательницы творчества Вампилова Ольги Юрченко, «отличают глубинная чистота помыслов, трепетная совестливость, благородство»:

Вслед за мёртвою жёлтой листвою
Полетят на дороги снега
И холодной своей пеленою
Упадут на леса, на луга.
Упадут на дорожки, тропинки,
Что исхожены были весной,

Занесут своим вихрем снежинки
Равнодушною белой тоской.
И поля, что весной молодели,
Заровняет холодный покров.
Лишь в душе не сравняют метели
Тех глубоких весенних следов.

Такова поэзия Александра Вампилова — во многом ещё юношески незрелая, но уже предвещающая десницу большого мастера.

На последнем курсе иркутского университета Александра Вампилова приняли на должность литературного сотрудника газеты «Советская молодежь», где он работал вплоть до 1964 года, став ответственным секретарём. Покинув редакцию, Вампилов не прервал связей с газетой и не однажды ездил в командировки по заданиям «Молодежки». В 1957 году Вампилов дебютировал как прозаик. Его первым произведением стал рассказ под названием «Персидская сирень», который напечатала газета «Иркутский университет» под псевдонимом «А.Санин», потому что боялся, что его будут критиковать. Через год он представил свое второе произведение – рассказ «Стечение обстоятельств», прочитанный Марианной Мокшиной в ноябре прошлого года в библиотеке на проспекте Культуры, 21, и в прошлое воскресенье на Книжных аллеях. Под таким же названием в 1961-м автор выпустил сборник рассказов.

Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. За два дня до своего 35-летия, 17 августа 1972 года, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Лодка зацепилась за топляк и перевернулась. Вампилов решил добраться до берега вплавь. Он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце. Похоронили писателя и драматурга на Радищевском кладбище Иркутска.

Хочется сказать огромное спасибо за подготовку этой программы Мемориальному музею Александра Вампилова в Кутулике, создателю сборника стихов «Звезда прекрасная сияла» Юлии Борисовне Соломеиной (дай Бог ей здоровья и долгих лет) и директору музея Оксане Валерьевне Мохосоевой, и Культурному центру Александра Вампилова во главе с директором Галиной Солуяновой, с которыми решено совместными усилиями проводить постоянные мероприятия, связанные с именем и творчеством Александра Вампилова. В ближайшее время готовятся совместные программы о Вампилове с Библиотекой национальных литератур (ул. Садовая, 33/Гороховая, 41) и Петербургской театральной библиотекой, одной из старейших библиотек России (ул. Театральная/Росси,. 2). Приходите, участвуйте, читайте, смотрите, любите Вампилова и мир, созданный его пером.

21 сентября – премьера новой постановки «Утиной охоты» в театре им. Ленсовета. Билеты продаются в кассах театра и онлайн. 


Участники вечера “Звезда прекрасная сияла” Ц.А. Балакаев, М.В. Мокшина-Бычковская, О. Соболь и Н.В. Андреев, 30 августа 2020 года, на Малой Конюшенной.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную