Цецен БАЛАКАЕВ, драматург, руководитель Медиа-центра Санкт-Петербургского отделения СП России
30 августа на Книжных аллеях мы впервые в Петербурге представили поэзию Александра Вампилова – в двухчасовом представлении, которое хотели повторить через неделю, чтобы ознакомить с нею как можно больше жителей и гостей Санкт-Петербурга. Почему мы возвращаемся к Вампилову, иркутскому драматургу, трагически ушедшему из жизни полстолетия назад? Насколько близки Петербургу его имя и творчество? Ведь есть в Иркутске и Иркутской области центры изучения его творчества – там созданы и успешно действуют Культурный центр Александра Вампилова, возглавляемый Галиной Солуяновой, Мемориальный музей Александра Вампилова на родине драматурга в небольшом посёлке Кутулик, Международный театральный Вампиловский фестиваль (директор Виктор Стрельцов), проводимый Иркутским драмтеатром им. Охлопкова, где прошли первые вампиловские постановки. Ответ прост и очевиден. С Ленинграда началась всесоюзная, а следом и всемирная известность Александра Вампилова как выдающегося драматурга, оказавшего влияние на драматургию нового времени, на советский и русский театр. Он успел создать лишь шесть пьес, и все они шли и до сих пор не сходят с петербургской сцены. Молодёжный театр «Мастерская» Григория Козлова имеет в репертуаре сразу три вампиловские пьесы. В прошлом сезоне Молодёжный театр на Фонтанке с успехом свозил свою новую постановку «Прошлого лета в Чулимске» на Вампиловский фестиваль. В театре им. Комиссаржевской «Чулимск» поставил сибирский режиссёр Сергей Афанасьев. В этом месяце театр им. Ленсовета представляет премьеру «Утиной охты». И этот список можно бесконечно продолжать. Истоки творчества Александра Вампилова, его успех у зрителя следует искать в его детстве, в жизни его семьи. Раньше вскользь упоминалось, что в школьные годы Александр Вампилов начал писать стихи, но вампиловская лирика не была известна. А три года назад, к его 80-летию в Иркутской области, в посёлке Кутулик, где родился Вампилов, вышел сборник стихов семьи Вампиловых «Звезда прекрасная сияла». Сборник подготовлен основательницей Мемориального музея Александра Вампилова Юлией Борисовной Соломеиной и издан силами музея. Дед по отцу Александра Вампилова был бурятским буддийским ламой, в начале ХХ века бывшим в Петербурге, где, как известно, в то время был построен дацан на Приморском бульваре, и потому был знаком с культурным миром Петербурга и вывез назад эти знания. Отец Вампилова Валентин Никитич с золотой медалью закончил иркутскую гимназию, а затем иркутский университет. В его небольшой биографии указано, что он был репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Скорее всего, им был Леонид Михайлович Князев, покинувший свой пост в 1916 году и оценивавшийся современниками как «просвещенный и гуманный» человек. Хочу отметить, что в 1916 году Валентину Никитичу было 18 лет. К 1915 году относятся его первые известные стихи, передающие чувства того времени. В далёких и чуждых краях Он вспомнил деревню родную, Он вспомнил деву младую, Пули зловеще свистели, В доме Вампиловых царила обстановка любви к литературе и поэзии. Валентин Никитич был преподавателем русского языка и литературы, а затем директором Кутуликской школы. Мать Анастасия Прокопьевна была учителем математики. В 1937 году – в год рождения Александра Вампилова, страна отмечала 100-летие Пушкина, и в честь великого поэта он и был назван. «Книга знакомит с поэтическим творчеством трёх представителей семьи Вампиловых Валентина Никитича (1898-1938), его дочери Сержен (1929-2015), избравшей отцовскую профессию учителя, и сына Александра (1937-1972), самого знаменитого из продолжателей рода Вампиловых, – написано в предисловии сборника. – Их стихотворные опыты обнаруживают фамильное родство, которое особенно заметно в юношеских стихах сына и брата, чей талант с наибольшей силой проявился в другом литературном роде – драматическом… Неожиданный издательский проект – скажет читатель. Ещё скажет: стихи сборника практически можно отнести к любительской поэзии, если бы не третья часть, в которой проба поэтического пера выявляет в юноше Александре Вампилове задатки будущего творца…» Сборник состоит из трёх частей: шестнадцати стихов отца Валентина Никитича, первый из которых датирован 1915 годом, двадцати стихов Сержены Валентиновны, написанных в 1963-2010 годах, и семидесяти четырёх стихотворений, коротких стихотворных эскизов, шуток, эпиграмм и подражаний пера Александра Вампилова. Сборник составлен под редакцией основательницы Мемориального музея Александра Вампилова Юлии Борисовны Соломеиной. В конце сборника дана историко-литературоведческая статья «Истоки творчества. Предки А. Вампилова по отцовской линии» Ольги Юрченко. «Есть некая магия в любительских стихах: вдруг встретится неожиданный образ, блеснёт яркая метафора, схватит за душу пронзительная эмоция… А если ещё проглянет личность автора и ещё – отпечатается время, в котором жил автор… Вот тогда перед нами предстанет нечто большее, чем любительское творчество».
На первом вечере 30 августа я продекламировал три стиха Валентина Вампилова, а актриса театра Антреприза им. Андрея Миронова Марианна Мокшина-Бычковская прочитала стихи Сержены Вампиловой, бывшей на восемь лет старше Саши Вампилова. А 6 сентября мною и поэтами Никитой Андреевым и Оксаной Соболь читалась только лирика Александра Валентиновича.
Петербургский поэт Андрей Родосский в статье «Тихая поэзия» так оценил лирику Александра Вампилова: «А уж если любовь неразделённая или кончается, гимн торжествующей любви в мировой поэзии редок, ибо иначе — где же конфликт? Ясно, что лирический герой жалеет себя — это вполне естественно, — но о боли своей повествует сдержанно и мужественно. И эту жалость он переносит на несчастного котёнка, подаренного любимой, с которым она обошлось так же жестоко, как с влюблённым. Так Вампилов органически сочетает любовь к девушке с любовью к животным, к братьям нашим меньшим. Тем самым он продолжает традиции Есенина — мало кому удавалась так выразить добрые чувства к страдающим Божьим созданиям, как Сергею Александровичу. Откровенность и проникновенная исповедальность также роднит обоих советских классиков.
Хотя порою проскальзывает и горечь, чувство обиды — да уж куда без этого! Но и здесь не видно ни злобы, ни ожесточения. Вампилов не таков, как римский поэт I в. до Р. Х. Катулл, который обрушивал гневные филиппики на голову изменившей возлюбленной. Вот эпиграмма, каковых у Вампилова довольно много: Я был тебе непонятый чудак, Не правда ли, отповедь Пушкину! Но ирония — поистине пушкинская! Пушкинисты обычно замалчивают, что почти всё творчество нашего гениального соотечественника проникнуто столь характерной для романтиков иронией, причём настолько тонкой, что не всякий её замечает. Причём ирония эта мягкая, почти беззлобная, как и вся личность и творчество Пушкина — разительный контраст с лермонтовским железным стихом, облитым горечью и злостью. Удивительно, но в вампиловской рукописи возле двустрочной эпиграммы на поэта Васильева (которого Васильева, неясно) красуется выполненный автором портрет адресата, по манере чем-то напоминающий перовые рисунки Пушкина. Но столько развелось поэтов, С первого прочтения в двух заключительных строчках видна аллюзия на пушкинских «Бесов». Самого-то Вампилова к подобным «бесам» уж никак не отнести. А что касается берёзок, родины, луны, то и лирическому пейзажу место в поэтическом наследии Вампилова, несмотря на его малый объем. И поданы они по-новому, по-своему, благодаря личности автора, которую, по словам исследовательницы творчества Вампилова Ольги Юрченко, «отличают глубинная чистота помыслов, трепетная совестливость, благородство»:
Такова поэзия Александра Вампилова — во многом ещё юношески незрелая, но уже предвещающая десницу большого мастера. На последнем курсе иркутского университета Александра Вампилова приняли на должность литературного сотрудника газеты «Советская молодежь», где он работал вплоть до 1964 года, став ответственным секретарём. Покинув редакцию, Вампилов не прервал связей с газетой и не однажды ездил в командировки по заданиям «Молодежки». В 1957 году Вампилов дебютировал как прозаик. Его первым произведением стал рассказ под названием «Персидская сирень», который напечатала газета «Иркутский университет» под псевдонимом «А.Санин», потому что боялся, что его будут критиковать. Через год он представил свое второе произведение – рассказ «Стечение обстоятельств», прочитанный Марианной Мокшиной в ноябре прошлого года в библиотеке на проспекте Культуры, 21, и в прошлое воскресенье на Книжных аллеях. Под таким же названием в 1961-м автор выпустил сборник рассказов. Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. За два дня до своего 35-летия, 17 августа 1972 года, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Лодка зацепилась за топляк и перевернулась. Вампилов решил добраться до берега вплавь. Он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце. Похоронили писателя и драматурга на Радищевском кладбище Иркутска.
|
||||||||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||||||||
|
||||||||||