Марина ГАНИЧЕВА, Сергей КОТЬКАЛО

Мы встретились радостно, с песней, с любовью!

Итоги ХVI Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

В свое время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к нашим лауреатам, сказал, что важно проводить конкурсы для создания духовной красоты, которая рождается и в результате Божьего дара, и в результате усердных трудов, что нужно, чтобы выигрыш одного участника не вызывал зависть у других. Эти слова Первосвятителя определили суть нашего конкурса.

В октябре 2004 г. Союз писателей России и Всемирный Русский Народный Собор объявили Всероссийский литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», посвященный предстоящему 60-летию Великой Победы. Детские и юношеские программы Всемирного Русского Народного Собора естественным образом можно назвать приоритетными в его деятельности. Ведь дети и молодежь это самое важное звено в связи времен, которую мы все хотим сохранить. Это начинание было активно поддержано Русской Православной Церковью, Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ, Министерством обороны, Министерствами образования и науки, редакцией Всероссийского детского журнала «О Русская земля», Центром Федора Ушакова. 

Шестнадцать лет назад мы начинали наш детско-юношеский литературно-художественный конкурс с полутора тысяч работ из 25 регионов. Спустя годы наш конкурс стал международным, в нем участвуют ребята из ближнего и дальнего зарубежья и 72 регионов нашей страны. В этом году мы получили 12000 работ.

Мы поставили задачу не устраивать соревнование, а создать общность молодых людей, которые хотели бы узнать свою страну, почувствовать себя частью великого народа и понять, что людей с такими взглядами и убеждениями в нашей стране много. Отсюда выросло наше международное движение ушаковцев, в честь святого праведного воина Феодора Ушакова, ныне успешно работающее во многих регионах нашей страны, на постсоветском пространстве и в русском зарубежье. Дети и молодежь из самых разных мест знакомятся и дружат, учатся друг у друга.

За всю историю проведения конкурса мы получили более 150 тысяч работ со всех городов и весей России, от Камчатки до Калининграда, от Архангельска до Краснодара!

В 2020 году завершился XVI Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» «Моя Родина самая лучшая и красивая самая».

Конкурс посвящен славным страницам Истории Государства Российского, победам народов России и величию народного подвига во все века русской истории, вершинам духовной культуры нашего Отечества.

В чем мы видим его задачу? Как бы так ёмко и определённо сказать? Может быть в том, чтобы наши дети всегда писали слова «Родина», «Отечество» и «Бог» с большой буквы. Да, пожалуй, так! И чтобы история нашего Отечества была наполнена для них героями и святыми, а не предателями и падшими персонажами. Да и что может быть интереснее познания своей Родины в полноте ее красоты и славы?..

К сожалению, за все эти годы мы впервые, из-за пандемии, собираем ребят в режиме онлайн. Это совершенно новая форма для нас, но мы не могли обмануть ожидание детей и  мы собрали победителей от Приморья и Алтая, Северной Осетии и Урала, до Краснодарского края, Мордовии, Украины, Курска, Волгограда,  Донбасса, Кузбасса, Перми, Новосибирска, Сарова, Калининграда, Германии, Узбекистана... Своеобразная онлайн конференция прошла у нас через работы и мысли наших участников.

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества
и желание способствовать им во всех отношениях.
Он требует рассуждения…»
Н.М. Карамзин

 «Вера, воспитание и язык суть самые сильнейшие средства к возбуждению и укоренению в нас любви к Отечеству, которая ведет к силе, твердости, устройству и благополучию.
А.С. Шишков

«Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии.
Оно праведно наказует и ведет к возрождению».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Эти слова Карамзина, Шишкова и Иоанна Кронштадского во всей полноте раскрыты в работе сегодняшних лауреатов.
Итак, открывается церемония награждения ГИМНОМ ГРЕНАДЕРОВ.

Ребят приветствуют:
ИВАНОВ Николай Федорович, председатель Союза писателей России
КЛИМЕНТ, Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского совета РПЦ МП
НОЖКИН Михаил Иванович, поэт, народный артист России, лауреат Государственной премии России
ШЕНДРИК Владимир Георгиевич, Герой России, заслуженный штурман-испытатель
ВОТИНЦЕВ Игорь Викторович, Герой России, заслуженный летчик-испытатель,
СТРИЖЕНОВА Екатерина Владимировна, заслуженная артистка России,
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна, народная артистка Башкирии, заслуженная артистка России
НАЗАРОВ Юрий Владимирович, народный артист России
НЕЧИТАЙЛО Полина, артист Театра на Таганке, писатель,
Михаил Васильевич, Народный артист Украины,
Сергей Котькало, писатель,
Марина Ганичева, главный редактор журнала «О Русская земля»

Затем начинается торжественная церемония награждения победителей XVI Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» «Моя Родина самая лучшая и красивая самая».
Сегодня мы представляем ребят-победителей и их работы.

1 номинация «Слово о русской земле, ее традициях и героях»
Форма участия: индивидуальная
Рассказы и сочинения о красоте и святости русской земли, о связи времен, о героях Отечества всех времен, о героях духа, святых нашего Отечества.
Темы: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу»; «Я землю сохраню и передам потомкам»; «Открывая тайны своей земли»; «Связь времен»; «О, Русская земля – земля героев»; «За други своя», «Пророки моей земли»; «Герои духа моего родного края»; «Узнаю Отечество святое…»; «Святые подвижники земли Русской», «Славянское единство и защита Святой Руси»; «Мы – русские! Какой восторг! (А.В. Суворов)»; «Культура – есть память» «Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе…»; «Есть у подвига крылья»; «А я В Россию, домой хочу» (М.И. Ножкин); «В жизни всегда есть место подвигам». Фантастические рассказы на тему: «Моя Родина будет такою»; «Сохраним Русь и передадим потомкам»; «У нас на всех одна планета…»; «Человек отвечает за жизнь на земле…»; «Живу в гармонии с природой», «Как нам обустроить Россию…»
Для детей младшего возраста: Сказки о победе Добра над Злом, фантастические рассказы о будущем «Просто я работаю волшебником», былины, «Я – правнук Ильи Муромца», рассказы «Наши деды – славные победы», «Кто мой любимый герой русской истории?», «Я хочу быть похожим на…», «Мой дедушка(бабушка) рассказывает…»

1. Сулейманова Гульжахон Сулейман-кизи. «Душа Земли и совесть мира – Россия милая моя», Бухарский государственный университет, 3 курс, Узбекистан.

Для меня Россия не просто держава с древней историей и вековыми традициями, но и страна, величие деяний которой на планете, мощь духа и страстный напор в реализации позитивных целей и решении актуальных задач, объединяющую и миротворческую роль в политике, важность её вкачестве надёжного потенциального партнёра в экономике не заметить нельзя. Она пролагает особый путь развития в ряду других государств, её достижения и успехи имеют вселенски притягательное и важное значение, влияя на жизнь всего человечества. Устремлённая всегда вперёд и вверх, Россия смело и прямо движется по пути демократии и справедливости и во многом является первой и главной. Освоение Арктики и космических далей, прорывы в медицине и выдающиеся военные победы, гениальные научные открытия и достижения в искусстве, прогресс в промышленности и сельском хозяйстве делают Россию страной, на которую ориентируются и другие народы и государства. Она привыкла делиться всем тем, что имеет хорошего сама, и, причём, в отличие от других, делает это безвозмездно: прощает миллионные долги странам, содействует переселению соотечественников, принимает на учёбу десятки тысяч абитуриентов из ближнего и дальнего зарубежья, защищает суверенитет других государств, борясь с терроризмом. Верю, что Россия и дальше представит миру людей великих, чей талант и титанический напряжённый труд будет посвящён всему человечеству и станет честью и совестью третьего тысячелетия.
Россия сумела сохранить как свои ценности, так и задала тон в формировании новых культурных традиций на мировом уровне. Новый нравственный и духовный опыт человечества был бы невозможен без реализма А.С.Пушкина, гуманизма Ф.М.Достоевского, демократизма Н.À. Некрасова и служения своему народу всех представителей искусства: художников и композиторов, режиссёров и архитекторов, чьё творчество помогает расставить верные нравственные ориентиры, задуматься о противоречиях прогресса. В живописи, музыке, литературе, театре – каждая фамилия и каждое имя – целая эпоха, гениальность и титанический напряжённый труд во имя и во славу Человека с идеей неприятия любого всемерного и всемирного зла, со взлётами к космическим высотам могучих мыслей и чувств. Это сила богатырского духа, свойственный только русскому человеку тонкий интеллектуальный юмор, умение прощать и ценить более всего правду, любовь к Родине, умение отдавать жизнь за други своя.
А ещё для меня Россия – это чудеса деревянного зодчества, памятники архитектуры Севера, и изумительные дворцы в Царском Селе, и радужные фонтаны Павловского дворца. Это и удивительные ремёсла: палехские шкатулки, сказочная красота и богатое разнообразие хохломской росписи, единственный в своём роде павловский платок и дымковская игрушка. Это и традиционное чаепитие с тульским самоваром и тульским пряником. Это и расписные матрёшки, и жостовские подносы, и ажурные вологодские кружева. Такого в мире нет нигде! Умельцев на Руси хватало всегда, да и современная Россия может по праву гордиться талантливым народом, способным создавать такую красоту, радующую глаз и душу.
Россия и страна уникальных гастрономических традиций, главными достоинствами ее кухни являются простота, польза и отменный вкус. Русский народ очень гостеприимный, хлебосольный, готовый «устроить пир на весь мир». И не только во время торжеств и праздников, но и в тяжёлые времена делится по-братски с теми, кому приходится трудно.
Россия для меня – это ещё и русский характер. Об этом – моё стихотворение:
Живёт на свете русский – словно факел!
Рождая в душах верный свет добра,
Горяч он в спорах и тому опасен,
Кто совесть прячет в закоулках зла.

Всегда правдив, радушен и надёжен,
И с совестью в ладу, скажу я вам,
Он небесами мужеством отмечен:
Врагам всем знает цену и друзьям.

И космос для него не хаос:
Посыл к Вселенной, как благую весть, —
Из звёзд Гагариным составленный автограф
Любой землянин сердцем рад прочесть.

Он Богу душу дарит, сердце — даме,
А долг и жизнь — Отечеству сполна.
Честь — никому, то мужеству – оправа,
И силе духа – кровная сестра.

Судьба у русского как песня:
В ней боль потерь и страсть побед,
Как гимн любви к стране родимой,
К Отчизне, что прекрасней нет.

Россия достойно, тактично и мудро продолжает выполнять миссию страны не ведомой, а ведущей. И как бы ей ни мешали, она целеустремлённо и честно выполняет взятые на себя обязательства. Её поступь по земному шару красива и уверенна, а русский великий язык продолжает объединять всех прогрессивных людей в Русский мир, делая нас соотечественниками и единомышленниками, людьми, для которых дорога благородная и никогда не предающая друзей Россия. Для меня она ассоциируется с оркестром, исполнившим за тысячелетнюю историю разные произведения: драматически взволнованные и камерно-задушевные, трагические и модернистски вызывающие. Однако это всегда музыка, волнующая души, искренняя и страстная. Главная тема, пусть и в разных вариациях, звучит в исполнении России по всему свету всегда неизменно чётко, ясно и жизнеутверждающе – это тема любви и мира, которая понятна каждому землянину. Пусть эта музыка звучит вечно, не прерываясь никогда, соединяя цивилизации и эпохи, нации и народы.
Спасибо тебе, Россия, что ты была, есть и будешь, что ты показываешь людям свет в конце тоннеля, что ты миришь, оберегаешь, лечишь и вразумляешь. Не похожая ни на кого, ты продолжаешь свой путь впереди планеты всей в грядущее, где тебе ещё предстоит исполнить самое гениальное своё творение! Лёгкого и счастливого тебе пути вперёд, в наше общее будущее!

2. Чернуцкая Анастасия, «Слово о подвигах героев Отечества, всех времен, оставшихся в памяти народной на века», рук. Чернуцкая Л.А., МБОУ  СОШ № 1, Пригородный район,  ст. Архонская, РСО-Алания.
3. Зацепилина Светлана. Поэт и воин из Чернавы. Рук. Гулидова Т.М., МБОУ СОШ с. Чернава, Липецкая обл.       
4. Кикин Олег. 11 кл. «Праведник наших дней. Архимандрит Серафим (Тяпочкин)». Рук. Симонова Е.В., МБОУ «Кустовская СОШ Яковлевского городского округа» Белгородской области.
5. Акчурина София. 11 класс. «Ветры памяти над Саур-Могилой», Рук. Медведева Т.И., "МОУ «Средняя школа №59 г. Макеевки», ДНР.
6. Мошев Евгений.10 класс. «Русские не сдаются!». Рассказ. Рук. Бородкина О.С., «Кленовская школа имени гвардии капитана Д.М. Мирошникова», г. Ровеньки, ЛНР.
7. КутняковАлександр.9 класс, «В жизни всегда есть место подвигам. Надя Курченко», Рук. Бахмет Л.А., «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 29», ЛНР.
8. Платонова Юлия.7 класс. «Увековеченная радость. Художник Федот Сычков». Рук. Печказова С.П.,      МОУ «Лицей № 1» р.п. Чамзинка, Республика Мордовия.

«Если мы сегодня откроем современную антологию живописи, то в рубрике «Забытые имена» найдём имя Федота Васильевича Сычкова – заслуженного деятеля искусств Мордовии, которому 13марта 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения. Значимость Федота Васильевича Сычкова вкультурной жизни республики сложно переоценить, потому что именно он является основоположником профессионального изобразительного искусства Мордовии. Значит, пришла пора вспомнить о нём!
Федот Сычков – это необычайно талантливый, самобытный, обладающий большим жизнелюбием художник, которого по праву называют бытописателем мордовской деревни. Вся творческая жизнь Сычкова посвящена деревне и деревенской жизни, которую он хорошо знал, понимал и любил. Герои его картин – это крестьяне села Кочелаево, в котором художник родился и провёл большую часть жизни…»

9. Федоров Дмитрий.9 класс. «Исток Днепра – исток веры». Сочинение. Рук. Бознякова Т.В., МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской обл.          
10. Пошвина Юлия. 9 класс. «Труженица Земли». Рук. Потехина С.А., БОУ МО Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 13», ст. Васюринская, Краснодарский край.
11. Баранова Мария. 6 класс. «Открывая тайны своей земли. Мое Нарышкино». Рук. Зубарева И.А., МБУ ДО «Станция юных техников», г. Саров, Нижегородская обл.

«Мы всей семьей часто бываем в селе Нарышкино Вознесенского района, Нижегородской области – в выходные, праздники, каникулы. Здесь живут мои бабушка Самсонова Екатерина Васильевна и дедушка Самсонов Александр Иванович. Это очень красивое и необыкновенное место. В чистых прудах плещется рыба, в палисадниках цветут маленькими солнышками золотые шары, из тенистых садов вкусно пахнет яблоками, а на холме возвышается, сверкая куполами – храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1780 году.
Нарышкино очень древнее село. Ранее здесь были непроходимые Муромские леса. Село получило своё название от имени своего владельца, боярина петровской эпохи Андрея Федоровича Нарышкина.
И понемножку я узнаю знакомое с младенчества село с другой стороны. Узнаю его тайны, которые Нарышкино и не прячет, а с радостью отдает тем, кто по-настоящему интересуется историей своей земли.
Эти «тайны» на первый взгляд очень разные. Но если вдуматься...»

12. Малявка Карина. 9 класс. «Мир, где ходят железнодорожные рельсы». Рассказ. Рук. Савина О.С., «Краснолучская школа № 4», Красный Луч, ЛНР.
13. Полухин Данил. 9 класс. «Узнаю Отечество святое…». Рук. Павловская Н.А., ГКОУ «СОШ при учреждениях уголовно-исполнительной системы» (ТСП при ФКУ ИК-40 ГУФСИН РОССИИ), Кемерово, Кемеровская обл.
14. Ялтикова Татьяна. 11 класс. Волшебный уголок. Эссе. Рук. Смирнова Э.А., МБОУ «Карамышевская СОШ», с. Карамышево, Козловский район, Чувашия.
           
Сказки

1. Варнавский Дмитрий. 2 класс. «Просто я работаю волшебником». Сказка. Рук. Парубец О.А.,            ГОУ ЛНР ССШ №2, г.Стаханов.
2. Мирошников Георгий, Мирошникова Надежда. «Живу в гармонии с природой», «Путешествие одуванчика». Рук. Мирошникова Е.Ю., МКОУ«Беловская СОШ» Беловского района Курской области, сл. Белая.

Художественное выразительное чтение (чтецы): исполнение стихов или прозаических произведений о подвигах и святых земли Русской, стихов поэтов о природе, о России, о красоте родной земли, отрывков древнерусской и классической литературы
.
1. Викторов Мирослав. 11класс. Чтение «Русь» И. Никитин.МОУ «Школа №7» г. Донецк, ДНР
2. Красноносова Анна. 1 класс. Стихотворение «Мне дедушка и папа говорили...». Рук.Король О.А., МОУ ОШ № 36 г. Макеевки, г. Макеевка, ДНР
3. Чавкина Дарья. 4 класс. Художественное слово. Рук. Котикова И.Н., МОУ «Лицей № 1» р.п.Чамзинка, р.п. Чамзинка, Мордовия
4. Шилова Ирина. 16 лет, отрывок из повести Николая Гайдука «Зачем звезда герою», Рук. Ашмарина Т.А., Театральная студия «Непоседы», г. Бийск, Алтайский край.
5. Балчугов Иван, 1класс, Рук. Сергеева В.В., МКЛУ "Клетская средняя школа" Клетского муниципального района Волгоградской области.
6. Плаксин Григорий. 6 класс. Отрывок из стихотворения Константина Симонова «Сын артиллериста». Рук.Селютина Ю.А., МАУ Культурный центр», г. Кемерово.
7. Гринь Ксения. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зеленый»,К. Ибряев«С чего начинается Родина». Рук. Гринь А.В., МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18», г. Ливны.        Орловская обл.

Форма участия: коллективная
«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»; «Сохраним Русь и передадим потомкам»; «У нас на всех одна планета…»; «Человек отвечает за жизнь на земле…»; «Живу в гармонии с природой»; «Культура – есть память»; «А я в Россию, домой хочу» (М.И. Ножкин); «О, Русская земля! Ты уже за холмами…»; «Русская классика о красоте русской земли», «Слово о полку Игореве», «За други своя», «Узнаю Отечество святое…»; «Святые подвижники земли Русской», «Славянское единство и защита Святой Руси»; «Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе…»;«Есть у подвига крылья»; «России славные годины»; «Герои Российской истории»; «В жизни всегда есть место подвигам».
Пьесы и сценарии.Спектакли. Литературно-музыкальные композиции.
1. Ерак Екатерина, Проничкин Алексей, Скороспелов Александр, Немтырев Денис. 14-17 лет. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Святой праведный воин Федор Ушаков». Рук. Малекас Т.Ю, Киселева И. Н.,ЧОУ «Рыбинская православная гимназия им. Преподобного Серафима Вырицкого» Ярославской обл.
2. Коллектив учащихся Муниципального учреждения дополнительного образования «Детский морской центр им. Н.А. Вилкова Ворошиловского района Волгограда». Танец-спектакль. Рук. Гадюченко Т.С., Стеценко Е.В.

2 номинация «Письмо моему герою»
Форма участия: индивидуальная
«Письмо потомкам», «Расскажу о моей Родине…», «Я Родину вижу такою…»; Письмо Сергею Есенину «Дайте Родину мою!»; «Письмо моему герою», «Письмо Илье Муромцу», «Письмо князю Владимиру Красное Солнышко»; «Письмо Александру Невскому», «Письмо Александру Суворову», «Письмо с фронта (описание боя, подвига, героя)», «Письмо Олегу Кошевому», «Письмо Зое Космодемьянской», «Письмо молодогвардейцам», «Письмо Александру Матросову», «Письмо героям-панфиловцам».

1. Золотухина Марина. 9 класс, «Письмо (подражание) Варвары Петровны Тургеневой к своему сыну Ивану Сергеевичу Тургеневу». Рук. Плакунова О.П.,"МОУ «Средняя школа № 7 г. Макеевки»", ДНР.
2 Махамбетов Альберт. 3 класс. Письмо деду. Рук. Кузьмина О.А., МБОУ средняя специализированная школа № 12 имени Героя России Александра Колгатина городского округа-город Камышин Волгоградской области.
3. Гайдук Ирина. 6 класс. Письмо летчице. Руководитель: Мастаченко Е.А., МБОУ Бубновской СШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
4. Бараненко Елизавета. 8 класс. Письмо Сергею Есенину. Рук. Деревлёва Е.Л., ГОУ ЛНР ССШ№ 1 им. И.Х. Михайличенко. г. Алмазная, ЛНР.

«Дайте Родину мою!»

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
Поговорим, Сергей Александрович Есенин? Поговорим с тобой, белокурый юноша с чистыми глазами, полными боли и невыплаканных слез. О чем поговорим? Давай о Родине, о нашей общей Родине.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь –
Нам одною любовью с тобою
Эту Родину привелось.
Ты родился в Рязанской области, а я – на Луганщине. Что же, казалось, связывает нас? Прежде всего – любовь. Моя любовь к тебе началась со старой книжки, в которой я прочитала твою «Белую березу». К стихотворению была иллюстрация, и я как сейчас помню ту березу, принакрытую снегом, на фоне алого заката. Незабываемое впечатление детства! И после этого стихотворения я полюбила тебя на всю жизнь.
Уважаемый Поэт, знаешь, так, как ты чувствовал Россию, не чувствовал ее никто. Твоя «Святая Русь» играет всеми своими неяркими, неброскими красками, но какая мощь ощущается в каждом слове, посвященном Родине:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку светлую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Страна «с красным названием – Русь», этот благословенный край стал смыслом всей твоей жизни. Почти в каждом стихотворении прямо или намеками ты говоришь о святой стране, о том, чем представляется она для тебя:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости, до боли
Твою озерную тоску.
Девочка-восьмиклассница из города Стаханова считает тебя великим Поэтом. Разве тебя этим удивишь? Тебя любят миллионы. Но я – особенная. «Чем же ты особенная, Лиза?» – прищурив глаза, спросишь ты. Добрый Поэт, мне есть, что ответить тебе. «Дайте Родину мою!» – эти слова, эта любовь стала и моей любовью. Я тоже хочу, чтобы мне отдали мою Родину, Родину моих предков, величайшую «одну шестую часть суши». «Россия!»– как трепетно, нежно и благоговейно я произношу это слово, нет, больше, чем слово. Россия – это жизнь, это свет, это счастье, это святость, это жертвенность, это слава.
Любимый Поэт, хочешь, я расскажу тебе, что на душе у меня? Мне очень хочется впитать каждой частичкой своей души твою любовь к России. Мне хочется твоими глазами объять просторы белоствольные. У нас тоже растут березы и «звонно чахнут» тополя. Быть может, среди наших берез есть та, которую привез из России очень давно какой-нибудь русский крестьянин в каком-нибудь очень далеком году. И посадил он березу русскую в землю Луганскую, и сам пустил корни на земле Донбасской. Моя душа хочет того же: посадить дерево на земле Русской, в том уголке, где когда-то я буду жить, где будут бегать и смеяться мои дети… И я желаю сделать это в своем родном городке, который станет (и я верю, что так и будет) частью Российской державы.
Верю! Надеюсь! Жду! Помоги мне, русский Поэт, найти сил дождаться этого счастливого момента. Я снова читаю твои стихотворения, снова черпаю в них мужество, силу и надежду:
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуёмный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.
«Мы – русские!» – твердили люди Донбасса с незапамятных времен. «Мы – русские!» – кричим мы на весь мир сейчас. Мы верим, что счастье есть, и скоро благостная весть долетит и до нас, и наше благословенное страдание сменится всепоглощающей радостью. И нам дадут нашу Родину. И наши сердца, как и твое, величайший Поэт Руси Есенин, будут биться в унисон с большим, горячим и любящим сердцем России.
Я заканчиваю свое письмо, дорогой Поэт. Спасибо, что выслушал меня. А твои стихотворения – это твой ответ мне. Я читаю их и вижу, как ты, улыбаясь, говоришь: «Верь, Лиза, и будь счастлива! Твоя истинная Родина вернется к тебе! Ты такая маленькая, Лиза, и такая взрослая всем пережитым. Ты вырастешь, девочка, и будешь дарить людям добро и счастье. И когда-нибудь о тебе обязательно скажут: «Это сделала простая русская девушка по имени Елизавета, которой вернули Родину».

5. Ян-Борисова Алина. 6 кл. Письмо моему герою. Рук. Трусова Е.В., ГБОУ СОШ № 23 с углублённым изучением финского языка, г. Санкт-Петербург

3 номинация «Художественный образ»
Форма участия: индивидуальная
 «Дайте Родину мою!», «А я в Россию, домой хочу», «Красота моей земли», «Мой край – жемчужина России»; «Травы, деревья и животные моего края», «Моя семья хранит память…»; «Реликвии моей семьи», «Книга памяти Героев»; «Герои России моей»; «Высок и свят их подвиг незабвенный»; «С любовью, верой и отвагой»; «Герои нашего времени»; «Поход по славным местам моего Отечества»; «История памятников Отечества»; «Маленькие защитники родного края»; «Память их из рода в род»; «Узнай Отечество святое...»; «Славна богатырями земля наша», «В жизни всегда есть место подвигам».
Рисунки, посвященные природе родного края, его красоте и славе, людям, их делам, которые они совершали во имя Родины. Исторические герои Отечества, полководцы, святые, битвы и духовные подвиги. Святые места Отечества. Рисунки о том, как люди веками сражались за Добро против зла, о Победе доброго начала над силами зла.
1. Кравцов Виталий. 3 класс. Рисунок «Никита Кожемяка». Рук. Севрюкова О.М., МОУ «Школа №2 г. Ясиноватая, ДНР.
2. Шестакова Алина. 14 лет. Рисунок «Врачи» (гуашь). Рук. Тукмачев С.В. Бийская ДХШ, г. Бийск, Алтайский край.
3. Федоров Илья. 12 лет. Рисунок «Часовня» (гуашь). Рук. Говтван О.В.,МБУДО ДДТ Литературно-художественная студия «Жар-птица».г. Бийск, Алтайский край.
4. Ларионова Дарина. 8 лет.    «Защитник Древней Руси». Рук. Тимофеева А.Ф., МБУДО «ЦДТ «Солнечный», г. Рыбинск, Ярославская обл.                     
5. Костикова Светлана. 10 кл. Рисунок «В бой». Рук. Степаненко К.А., МОУ «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда».
6. Хиврич Сергей, 4 класс, 10 лет. Рисунок «Партизаны». Рук. Кузина Т.Ю., МОУ "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №12 г. Волжского Волгоградской области".
7. Алина Клочко.17 лет. Рисунок «Слезы матери». г. Николаев, Украина.
8. Чеснокова Елизавета. 11 кл. Рисунок «Наследникам Великой Победы». Рук. Затурская Н. Ю. ГОУ ЛНР «Перевальская средняя школа №12 им. Геннадия Ширко». г. Перевальск, ЛНР.
9. Лазарева Арина. 11 лет. «Олег Кошевой». «Правофланговые комсомола». Рук. Лазарева С.Н., МБОУ СОШ № 1 п. Ханымей , Пуровской р-н, ЯНАО.
10. Фомичев Алексей. 14 лет. “История одного храма”, эссе, иллюстрированное акварельными этюдами. Рук. Жиляева Т. А., МБУДО «Школа искусств им. А.Д. Кившенко», п. Серебряные пруды, Московская обл.
11. Нехороших Елизавета. 13 лет. «…с кровавых непришедшие полей». Рук. Черников А.М., МКУ ДО Карсунская ДШИ им. А. Пластова, р.п. Карсун, Ульяновская обл.
12. Артемьев Юлиан. 10 класс. «У Бога все живы». Рук.         Полищук В.Н., ГБПОУ КСТ (Колледж современных технологий им. героя Советского Союза М.Ф.Панова), г. Москва                                         

Рукописные книги
 «Мой край – жемчужина России»; «Культура – это память»; «Красота моей земли», «Травы, деревья и люди моего края»; «Они сражались за Родину»; «За други своя…»; «Я хочу быть на них похожим»; «Осталось свято сердцу внука, что было свято для отцов»; «Моя семья хранит память…»; «Реликвии моей семьи»; «Мы – наследники Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова»; «Честь имею!» (офицеры и солдаты России) «Книга памяти Героев»; «Герои России моей»; «Славный год войны народной»; «Высок и свят их подвиг незабвенный»; «С любовью, верой и отвагой»; «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»; «Мой род в истории Родины»; «Герои нашего времени».

Форма участия: индивидуальная:

1. Шачнева Анна. 9 класс. Рукописная книга «Красные маки Чечни». Рук.  Полянскова Н.А., МБОУ СОШ№2 г. Нижний Ломов, г. Нижний Ломов,Пензенская обл.
2. Якушко Дарья.  Рукописная книга «Моя семья хранит память…». Рук. Максименко Е.А, МКОУ «Кармановская СОШ» Железногорского района Курской области.                                                                                                                                      

Форма участия: коллективная
Рукописные книги: «Мой край – жемчужина России»; «Культура – это память»; «Красота моей земли», «Травы, деревья и люди моего края»; «Они сражались за Родину»; «За други своя…»; «Я хочу быть на них похожим»; «Осталось свято сердцу внука, что было свято для отцов»; «Моя семья хранит память…»; «Реликвии моей семьи»; «Мы – наследники Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова»; «Честь имею!» (офицеры и солдаты России) «Книга памяти Героев»; «Герои России моей»; «Славный год войны народной»; «Высок и свят их подвиг незабвенный»; «С любовью, верой и отвагой»; «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»; «Мой род в истории Родины»; «Герои нашего времени».
1. Баранова Василиса, Мукасеева Варвара, Упорникова Вероника, Василевский Егор, Кущёв Руслан, Садчикова Мария (Коллективная работа). Рукописная книга. Рук. Дикарева Г. А., Катайкина В.В., Мукасеева Н.В., "МОУ Лицей №8 "Олимпия" Волгограда"
2. Литературная студия «Первоцвет». «Заветная тетрадка». Рук. Бондаренко Л.И., МАОУ СОШ №15, г.Златоуст, Челябинская обл.
3.Куликова Дарья, Куликова Маргарита, 6 класс. Рукописная книга. Рук. Глазунова Л.Ю., МКОУ "Клетская средняя школа" Клетского муниципального района Волгоградской области.

4 номинация «Добрый мастер родной земли»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
Модели и макеты, рассказывающие о красоте земли русской, ее природы и людей, о героическом прошлом российской истории. «Знай наших!» – поделки и макеты памятников, церквей, монастырей, битв и батальных сцен. Какие бы памятные знаки и памятники вы поставили на своей земле? Украшаю школу, поселок, город, страну.
Сувениры к памятным датам. Вышивка, кружево, вязание, коллажи, бисероплетение, макраме, резьба по дереву, роспись тканей, корнепластика, соломка, лоза, оригами, витражи, керамика, исторические костюмы.
Гербарии трав, цветов, деревьев своего родного края с описанием, стихами и прозой.
Плакаты (серия) «Сохраним нашу Землю!», «Человек отвечает за жизнь на земле», «Мой край – жемчужина России»

1.Крылов Андрей. 9 класс. «Мировые сокровищницы Пальмиры». Рук. Габдулин Г.Н., МБОУ Школа №10, г. Саров, Нижегородская обл.
2. Кафиев Александр. 10 класс. «Мемориальный музей». Рук. Габдулин Г.Н., МБОУ Школа №10,г. Саров, Нижегородская обл.
3. Левченко Семен. 14 лет. «Лепажа стволы роковые…» (А.С.Пушкину посвящается…). Инсталляция. Рук. Косс Г. И., МАУДО ДДТ «Родник», г. Калининград.
4. Сычева Оксана. 12 лет. «Мужеству забвенья не бывает» (кинусайга аппликация). Рук. Свистюр О.П., МБУДО ДДТ Студия «Швейная мастерская», г. Бийск, Алтайский край.
5.Яковлева Варвара. 14 лет. «Возвращение» (керамика). Рук. Дудко Н.В., МБУДО «Центр детского творчества «Солнечный», г. Рыбинск, Ярославская обл.
6. Ковригина Таисия.12 лет. Макет «Танк Победы». Рук. Никулина Е.В., СОШ № 24 имени Бориса Рукавицына, Центр «Солнечный», г. Рыбинск, Ярославская обл.
7. Пономарев Артём, 7 класс, Композиция о летчике Мересьеве. Рук. Карпунина Н.А., МБОУ Средняя школа № 10 городского округа-город Камышин Волгоградской области.
8. Шевченко-ЧумичёваРадмила. 4 кл. Кукла «Гренадер». Рук. Филинюк Я.Л.МОУ «Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда».
9. Селиверстова Валерия. 16 лет. «Портрет Потёмкина» Работа из серии «Наша история. Основатели города». Вышивка бисером. Рук. Кубарова А.Н., Народный художественный коллектив. Кружок «Волшебная бусинка» ХЦВР ХГС. г. Херсон. Украина.
10. Полыгалов Родион. 8 лет. «Защитники Брестской крепости». Композиция. Рук. Беляев М.Е., ЛНР.
11. Романенко Кирилл. 8 лет. Композиция «Память сердца. В гостях у бабушки». Рук. Халдубина М.В., «АнтрацитовскаяСШ №2 им. К.В. Младшах» г. Антрацит, ЛНР.
12. Флиорчук Владислав. 7 класс. «Макет православного храма Митрофана Воронежского». Рук. Жиронкина Е.Г., Сауляк Л.Г., МОУ "СОШ №1" г. Кировское, ДНР
13. Лифинцева Альбина. «Семья белых цапель». Рук. Козлитина Н.В., МБУДО «Дворец детского творчества» г. Курска, г. Курск

5 номинация «Песни и стихи»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
Песни и стихи (авторские) о красоте родной земли, о подвигах и святых земли Русской, о победителях, о героях, которые стали для нас примером для подражания, а также песни на стихи классиков русской поэзии (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Есенин, Рубцов и др.)
1. Ермолаева Елизавета. 9 класс. Стихотворение «Флотовождь непобедимый». Рук. Зырянова Т.Ю., МБОУ СОШ №50, г.Белгород.
2. Черновол Кира, Черновол Регина. Книга         «Наше слово о Родине, о Доблести и Славе». Рук. Черновол В.А., МОУ «Шахтёрская гимназия», г.Шахтерск, ДНР.
***
Мы сёстры Черновол,
Мы дети из Донбасса.
Славим свой родной мы край
Ты, Донбасс, об этом знай!

У МОЕЙ РОССИИ
У моей России длинные реснички,
Красные сапожки, русые косички.
Здесь растут берёзки, милые сестрички,
И на тонких ветках капельки водички.

ОТСТОЯЛИ НАШ ДОНБАСС
Флаг страны у нас родной,
Белый, красный, голубой.
И страна у нас такая,
Свободная и молодая.
Отстояли наш Донбасс!
Кровью, пролитой за нас!
Стар и млад в строю стояли,
Вы солдаты! Славлю вас!

3. Горковец Ярослав. 6 кл. Стихотворения «У обелиска!» «Я помню, я горжусь!» «Неутомим в труде, отважен в бою». Рук. Изместьева В.Г., Калининская СОШ, Цимлянский    р-н, Ростовская обл.
4. Карманова Влада, авторские песни. Рук. Елизарова А.П. Центр «Олимпия», г. Волгоград.
5. Бабич Екатерина. 10 класс. Стихотворение «Ладожский лед». Рук. Исупова М.А., МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», г. Новосибирск.

У меня в глазах
Черный
Ладожский
лед,
Ленинградские дети
Лежат
на нем.
Александр Межиров


Я еще не была,
Когда
Шла по миру она,
Война.
Но ночами
Память моя болит
И забыть не велит
Тот арбузный
Ладожский лёд,
Где колонна
Машин идёт.

 

Отливает на солнце
красным
Бомбой
взорванный путь -
И не выдохнуть,
Ни вздохнуть.
Этот ладожский лёд
В переносицу бьёт,
И пикирует
Бомбардировщик
С черной свастикой
На крыле,
Прижимая меня
К земле.

 

А машины идут.
Не собьешься с пути:
Указатели –
трупы детей,
Боль и память
живых людей,
Боль и совесть
Сейчас живущих.

У меня в зрачках
Открытые
раны
Ленинградских детей,
От которых
Устала жизнь,
Которых
выбрала смерть.
И забыть
Об этом –
не сметь!

Усыплённые
пулеметным дождём,
Убаюканные
Гранатой,
На чёрном кровавом льду –
Маленькие
Ребята
В сорок втором году.
Навечно.
Внутрипамятно.
Внутрисердечно.

У меня в зрачках
Магистральный
путь,
на котором детям
Пришлось уснуть.
Ленинградские
мальчики и девчонки
на изрытом бомбами льду
тихо спят,
раскидав ручонки,
В том далеком
Проклятом году.
У планеты людей
На виду.

Господа,
Рискнувшие переписать,
Разрешите
У вас узнать,
Почём
Красный ладожский
лед?
Ленинградские дети
Лежат
на нем.
Ночью и днем,
Навечно.
Беззащитно,
Наивно,
Беспечно!

Этот праведный
Путь
Вам не вымарать,
Не зачеркнуть!
Он у всех,
Кто умеет любить,
Рваной раной
в душе
Уже.

Господа,
Кому было надо
Послать
Сквозь метель
Этих детей Ленинграда
Навстречу
Смертельному аду?
Беззащитных
Голодных детей?
Господа, эти дети
В списках ваших судей!

У меня в зрачках -
Вечный
Ладожский лёд.
Черный снег
Надо мной идёт.
Это я и ты
На арбузном льду
В беспощадном
Блокадном году
Истекаем горячей кровью
Между ненавистью
И любовью.

Человечество!
Не забудь
Страшный
Ладожский путь
В той кровавой
Военной дали
Ради будущего Земли!


6. Кобелева Анастасия. Стихотворение «Моя малая родина». Рук. Зарубина В.И., МКОУ «Поповкинская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района. Курская обл.

 

Моя малая родина
Неприметная, тихая, скромная,
Ты родная сторонка моя,
И на карте большой моей Родины
Эта точка совсем не видна.

Потому как немного здесь жителей,
Нет заводов, нет фабрики «звёзд»,
Но зато так мне сердце радуют
Васильки и поляны берёз.

Вот стоят они в сарафанчиках,
Косы длинные распустив,
А над ними – солнышко ясное
И безбрежного неба синь!

И иду я тропинкой узенькой,
На ходу колокольчики рву.
Эту землю, простую и скромную,
Малой родиной я зову.

Каждый кустик, цветочек, травинка,
Ручейков и речушек звень,
И до боли мне душу тревожит
Распустившаяся сирень.

Побежала тропинка под гору,
Где ключи у колодца бьют,
А уж тут, на зелёной «сцене»,
Соловьи свой концерт дают.

Для меня птичий хор старается,
Сосчитать не могу колен!
Боже мой! Мне так всё здесь нравится!
Ничего не хочу взамен!

И плетень этот старый, дедовский,
И смородины куст большой –
Всё люблю в тебе, малая родина,
И считаю тебя большой!

7.Рязанцев Александр. 17 лет. "Родина моя". Стихотворение. Рук. Титаева Л.А., ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В. Чичерина», с. Караул, Инжавинский район, Тамбовская обл.   

Родина моя!
(фрагмент)

…Курганы спят в объятьях тишины,
Их солнце жжет, смывает непогода.
А в них лежат отважные сыны
Великого советского народа!

Давно ушла в историю война.
Пусть мне простят, но многое забыто.
Священные погибших имена
Уже тускнеют на могильных плитах.

Пройдет, мы верим, сей безумный шквал,
В проблемах наших разберемся сами.
Лишь нам дано Отечества штурвал
Держать своими крепкими руками.

Ведь нет в природе той зловещей силы,
Чтоб запретила жизни процветать.
Нельзя народы заточить в могилы,
Нельзя тебя, Отчизна, растоптать.

6 номинация «Образ и память»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
Темы: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»; «Красота моей земли», «Травы, деревья и люди моего края», «Осталось свято сердцу внука, что было свято для отцов»; «Мы – наследники Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова»; «А я в Россию, домой хочу…»; «Дорогой чести»; «И славили отчизну меч и слово»; «Бессмертен тот, кто Отечество спас…»;«Память их из рода в род»; «Отечеству драгие имена…»; «России славные годины», «Узнай Отечество святое… (поход по местам славы Отечества)»; «Мой род в истории Родины», «Судьба человека», «Герои нашего времени», «Служили два товарища…», «Мой дед (бабушка) рассказывал…», «Труд есть слава Отечества»; «Реликвии моей семьи»; «В жизни всегда есть место подвигам», «Тропою Родины любимой…», «Как нам обустроить Россию…»
Сайты и презентации «Красота моей земли», «Травы, деревья и животные моего края», «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»,«Какими героями славится Россия?», «Герои Российской истории»; «Мой род в истории Родины», «Герои нашего времени», «Судьба человека», «Писатели и поэты о подвиге народном».
Видеофильмы и компьютерные анимации о природе и героях моего края, подвигах, оставшихся в памяти народной на все века. «Тропа красоты и памяти», «Святые моего края – учителя моей жизни», «Реликвии моей семьи»; «России славные годины», «Узнай Отечество святое… (поход по местам славы Отечества)»
Экспедиции по местам славы моей Родины: «Культура – это память»; «Мы украшаем землю»; «Сохраним землю для потомков» «Тропою памяти»; «Мой город, село, станица в истории Отечества», «Мой род – истории страница», «Герои моей Родины», «Я люблю свою землю», «Победы и достижения героев моего края», «Летопись моего села, города, станицы в образах времени», «Святые защитники моего края», «Сохраним традиции родного края», «Рассказы бабушки любимой», «Мой дед рассказывает…».
Индивидуальная:
1.Рындина Елизавета. 9 кл. Презентация «Ольга и Наталья Гончаровы – мастера старооскольской глиняной игрушки». Рук. Мишенина Н.В., МАУ ДО «Центр дополнительного образования «Успех» Белгородского района Белгородской области.
2. Шевченко Полина. 2 кл. Презентация «Мой папа – Шевченко Александр Сергеевич». Рук. Свинарёва Л. Т., Конопкина Я.В., «Ровеньковская гимназия №1, г. Ровеньки, ЛНР.
3. Кривуля Наталья. 11 кл. «Пешком по Луганску». Рук. Гавриленко И.В., «Луганское общеобразовательное учреждение – специализированная школа № 54 имени Алексея Ерёменко», ЛНР. 
4. Горбач Анна. 11 кл. «Тропа памяти и красоты». Рук. Лукаш И.Н., «Краснолучская гимназия №1 имени Л. Литвяк», г. Красный Луч, ЛНР.       
5. Костенич Виктория. 11 кл. «Герой нашего времени». Рук. Полетаева Е.Н., «Алексеевская гимназия имени Б. Гринченко», пгт Михайловка, ЛНР.   
6. Новикова Дарья. 6 кл. Сайт «Алтай космический». Рук. Еремеева С.В., Еремеева М.В., МБОУ СОШ№ 25, г. Бийск,          Алтайский край.
7. Бакин Иван. 13 лет. Отчет об экспедиции «Аттракционы советского времени в городском сквере г. Рыбинска». Рук. Звягинцева Л.Р. , Фомичева О.А., ЦДЮТиЭ им. Е.П.Балагурова, г. Рыбинск, Ярославская обл.
8. Хохлов Егор. «Афган всегда в его сердце». Рук. Афанасьева М.М., МБОУ "Бубновская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области".
9. Барашикова Варвара. 10 кл. Видеофильм «Судьбы освободителей», г. Николаев, Украина.
10. Антохин Дмитрий. 10 кл. «Мы не имеем права забывать». Проект и создание сайта. Рук. Самарина М.И., МБОУ Лицей №18 г. Орла, г. Орёл.

Коллективная:
1. Шарлаимов Виталий, Уланова Камилла, Коростылева Вероника. 5-7 кл. Эссе «Исследование Австралии и Океании русским путешественником и ученым Н.Н. Миклухо-Маклаем». Рук. Комиссаров В.А., Детский морской клуб «Меридиан», МБОУ ДО «ДЮЦ «Творчество», Гимназия №1 г. Владивостока.       
2. Богатов Иван, Бондаренко Вячеслав, Лазаренко Андрей. 9 класс. «Моряки Тихоокеанцы в битвах за Москву». Рук. Трухно В.Т. Детский морской клуб «Меридиан», МБОУ ДО «ДЮЦ «Творчество», Гимназия №1 г. Владивостока.
3. Андреев Андрей, Ермаков Андрей, Никифоров Семён, Родионов Ярослав, Майер Артём «Мой прадед сражался на страшной войне». Рук Куженьязова И.А., МБОУ СШ № 10 городского округа-город Камышин Волгоградской области.
4. Беляева Анна, Габриелян Ашот, Чесноков Андрей, Сапаева Арина, Славина Анастасия. Детское телевидение «Олимпик ТВ», Рук. Игнатова Н.Г., Центр «Олимпия», г. Волгоград
5. Мищенко Каролина, Серых Святослав. «Дорога войны». Рук. Серых О.М., МБОУ ДО «Рыльский Дом детского творчества», Курская обл.
6.Чумак Анна, Чумак Михаил. 12 и 22 года. «Герой той далекой войны». Видеофильмы и компьютерные анимации. Рук. Богомаз И.Е., Клуб инклюзивного развития «Добрые сердца» МБУК «Центральная библиотека Яковлевского городского округа», филиал «Детская центральная библиотека», г. Строитель, Белгородская обл.

***
Это было великолепное торжество! И спасибо всем, кто смог его организовать:, Союзу писателей России, Центрам Федора Ушакова Москвы, Николаева и Луганска,  Игорю Чаусу и Страховой компании «ТИТ», Геннадию Зюганову и Ларисе Барановой-Гонченко, Татьяне Максимовой и Татьяне Ашмариной, Владимиру Толкачеву, Марине Орловой, Татьяне Щорс, Наталье и Владимиру Володиным, Владимиру Мельнику, Захару Шкилю, Наталье Савушкиной, Наталье Лисовой, Лине Носенко, Виктории Тереховой… И еще очень многим, кому несть числа….
Мы встретились радостно, с песней, с любовью! Расставались, чтобы не расставаться. Каждый из ребят сохранит в себе память встречи и чувство великой Родины…
Спасибо, Господи, что у нас есть будущее с этими детьми, победителями XVI Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную