О военном детстве, любви к истории и неординарном хореографическом таланте…

Фоторепортаж Бориса Иванова

…И еще о многих, весьма примечательных человеческих качествах Анатолия Парпары говорили вчера в Литературной Гостиной Союза Писателей России «ПАРК КУЛЬТУРЫ» в доме на Комсомольском проспекте,13, где прошел Вечер Памяти писателя.

Автор более 20 поэтических сборников, первый лауреат Всероссийской премии им. М.Ю.Лермонтова (2000), лауреат Международных премий Индии (1982), Македонии (1995). Награждён орденом Дружбы народов (1986), золотой медалью Даниила Московского РПЦ (2001) за выпуск серии книг на спортивную тему (совместно с Международной Конфедерацией спортивных союзов) – Анатолий Анатольевич Парпара родился 15 июля 1940 года в Москве. Детство прошло в оккупированной Смоленской области. После школы поступил в Ярославское военное училище. Отслужил четыре года на флоте. Окончил факультет журналистики МГУ (1968). Профессор Московского государственного университета культуры и искусств. Много лет проработал в отделе поэзии журнала «Москва».

Поэт, драматург, общественный деятель и публицист. Стихи начал писать ещё в школе. Первые его серьёзные поэтические публикации состоялись в 1969–1970 годах, а уже в 1973 году вышла книга его стихов «Первый перезвон». Несколько лет посвятил кропотливой работе над исторической дилогией о Московской Руси «Противоборство» и «Потрясение» (1972–1987, которая удостоена в 1989г.Государственной премии РСФСР им. А.М.Горького), «Державные строители России». За драматическую поэму о первом космонавте награждён Федерацией космонавтики СССР медалью Ю.А.Гагарина (1986).

Был Председателем Фонда им. М.Ю.Лермонтова. Сколько дивных лермонтовских праздников инициировал!

Сам учредил (1996) и, несмотря на полное безденежье «лихих девяностых», был редактором и вдохновителем выхода каждого номера «Исторической газеты». Член Союза писателей России. С 1982 года - заслуженный работник культуры РСФСР.

…Пожалуй, совсем не много на территории бывшего СССР и сегодняшней России найдётся мест, где не побывал за свою жизнь этот красивый человек с мягкой, тёплой улыбкой и ясным таким прищуром.

На вечере Памяти о нем говорили коллеги-писатели, друзья и соратники, историки и служители искусства. Вспоминали разные периоды в судьбе одного человека. А получается – в судьбе многих людей нескольких послевоенных поколений целой страны.

Очевидно – не случайно.

Как и не случайны были в ходе программы являвшиеся неожиданно «знаки». Да, те самые, кои иногда еще называют мистическими.

Некоторые гости «ПАРКА КУЛЬТУРЫ» в своих рассказах о друге, называемом по большей части тепло и чуть по-домашнему «Толя», поднимая глаза к потолку, замечали, что он сам – его добрая душа – находится где-то рядом. Хоп! В такой момент вдруг у одного из присутствующих выскользнула из рук и со стуком упала рядом со стулом трость. В другой - замигал свет в зале, потом еще… И в самом финале, когда артистам вручили цветы, не у дел два кустика белых роз осталось. Решили, что это тоже - знак присутствия и участия души лирика и романтика в этом большом разговоре о животворном воздействии русской литературы на российское общественное сознание. Ведь он, Анатолий Парпара в этом воздействии в свою бытность был непреклонно последовательным и чрезвычайно активным бойцом.

Но – как он это делал!

Поэт, член СПР Алексей Шорохов вспомнил, как Анатолий Парпара своей мудростью и доброжелательным словом отнесся к ступившему на поэтический путь молодому автору, как подсказал, с чего начать. Найденная нужная тональность в разговоре оказалась единственно верной. И не отбила, а укрепила в правильности выбранной стези.

Тепло, с нежностью и одновременно - горечью утраты - вспоминала о своём наставнике Ирина Ушакова, которой посчастливилось рука об руку быть рядом, начиная с «Исторической Газеты», куда пришла она совсем юным литсотрудником. Обучалась в эти годы после университетских скамей у Мастера на практике не только профессии журналиста, но и многим общечеловеческим премудростям. Через литературу и историю. Через житейские трудности, коими российское бытие весьма полнов эпоху перемен - в особицу. Впрочем, на иные времена и эпохи, похоже, россиянам надеяться и не дано. Всякие не легки.

- Мне крупно повезло оказаться рядом с таким Учителем. Сегодня, уже с высоты своих взрослых лет, отчетливо понимаю, что наше поколение – последнее в России, которое учили любить и ценить нашу русскую литературу. Каким будет отношение к русскому художественному слову у наших потомков – зависит уже от нас. Сможем привить хотя бы желание взять в руки хорошую книгу – значит, нашим наставникам не стыдно будет за своих учеников. А у наших детей хоть что-то святое будет в душе… - завершила свои воспоминания об Анатолии Парпаре Ирина. Стоит заметить, что всего две-три недели назад Ирина Ушакова завершила работу над программой произведений российской литературы для изучения в средней общеобразовательной школе. Грамотно, вдумчиво, неравнодушно, как педагог и заботливая мама, выполнила титаническую работу по просьбе Секретариата СПР - сформировала единые рекомендации для учителей, включая лучшие произведения - от древнерусских авторов и классиков до современности… Достойная своего наставника последовательница.

Имя Анатолия Парпары невозможно отделить от Союза Писателей России. Об этом напомнил Председатель Союза Писателей России Николай Иванов. Николай Федорович был весь «ковидный» предыдущий год, сковавший мир многочисленными ограничениями, постоянно на связи с Анатолием Анатольевичем : строили планы, готовили юбилейную программу, творческий вечер с участием друзей-музыкантов, исполнителей песен на его стихи…С поздравлениями и дружескими здравицами. Мы предполагаем и планируем, а располагает Бог. Осталось горькое: не сбылось…

Несколько десятилетий по командировкам СПР Анатолий Анатольевич ездил в самые отдаленные края и регионы России. Алтай – «Шукшинские чтения». «Забайкальская Осень» - в Чите. «Амурские волны» - в Благовещенске. Общетрассовые семинары молодых – на БАМе… Прибалтика и Сахалин. Камчатка и Подмосковье, Центральная, западная и Восточная Сибирь, Смоленщина и Кавказ, Северные районы, города и веси Золотого Кольца России… Не обращая внимание на нездоровье и многотысячные расстояния, Парпара с неодолимым упорством и верой в некую высшую правоту ехал, летел, убеждал, писал стихи, использовал любую возможность и любую трибуну - дойти до сердца читателей, действовал…

Он, Анатолий Парпара, так жил.

С виду - спокойный, уравновешенный, без резких внешних движений, он мог, в один миг преобразившись, подмигнуть и …сделать - такой высоты и растяжкой такой ширины - прыжок , что все вокруг только ахнуть успевали! Матросский танец «Яблочко»! Сколь мощной была внутренняя сила, способная поднять немолодого к тому времени человека в самой что ни на есть классической хореографии… Четыре года службы на Красном Флоте он никогда не забывал. И - крепкий, широкий в плечах, да и роста не малого - с лёгкостью, которой могли позавидовать профессиональные танцоры, - взлетал вверх, красиво выбросив руки в привычном па! И дарил окружающим озорную улыбку-усмешку: мол, да, так…

В программе Литературной Гостиной участвовал давний друг - композитор Борис Михайлович Зиганшин и две солистки, исполнительницы песен на стихи Анатолия Парпары : Наталья Пашкова и Светлана Томилина.

Лирические стихотворения в музыкальной оправе стали хорошими песнями, которые поют на просторах России и в концертных программах, и за душевной беседой в городах и далеких посёлках большой страны.

«Малина», «Какой у мамы голос молодой» и другие произведения стали хорошей эмоциональной нотой в завершении Вечера Памяти Анатолия Парпары.

Мы благодарны всем, кто сказал свое слово памяти ушедшему коллеге, настоящему товарищу и другу, истинному русскому патриоту Анатолию Парпаре. Вам - Николай Иванов, Ирина Ушакова, Валерий Латынин, Ямиль Мустафин, Лидия Сычёва, Анатолий Пшеничный, Александр Бобров, Александр Сахаров, Алексей Шорохов, Александр Кувакин Борис Зиганшин, Наталья Пашкова, Светлана Томилина - низкий поклон за добрую память!

Ведущая Литературной Гостиной СПР «ПАРК КУЛЬТУРЫ» -
Нина ДЬЯКОВА
, поэт, драматург, публицист

СТИХОТВОРЕНИЯ АНАТОЛИЯ ПАРПАРЫ

* * *
Славный друг, как же сердце болит
Не от возраста или обид,
Понесенных от тех, кого любим.
Сердцу горько, что столько лет нет
Взволновавшего подвигом свет
И пришедшего по сердцу людям.
От безвременья нынешних дней
Память вновь возвращает сильней,
Не без умысла, к дням ликованья,
Где прощали нас, кто не прощал,
Обнимали, кто не понимал,
И молчали, в ком нет состраданья.
Славный друг, ты и сам эйфорил,
Благо юность полна светлых сил,
А тогда небеса ликовали.
Но как быстро в объятья Земли
Уходили, кто делом могли
Занести свое имя в скрижали!
Чтит Отчизна своих сыновей.
Но не первый раз в горести ей
Ждать, пока ратоборцы взрослеют.
Жаль, что сердцем безгрешным своим
Тех детей, кто собой одержим,
Разлюбить никогда не сумеет.
Вот и ждет наша добрая мать,
Как умеют лишь матери ждать
Очи сини уставя в оконце:
Вдруг не ветер песком запылит,
Не рябина в окно постучит -
Может кто из героев вернется!

ПУШКИНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
В Железноводске восстанавливается
знаменитый памятник культуры
Слух праздный слышать непривычен
Стук топора в таких местах -
Наследница имперской выси
Стоит в строительных лесах.
О, Пушкинская галерея,
Ты обернула время в прах:
Неотвратимо мы стареем -
Ты молодеешь на глазах.
Над суетой земной взлетели
Крыла изящные опор.
Для русского святые тени
В тебе гуляют до сих пор.
Эпох различных перекличка,
В которой ожили на миг
Прародичей прекрасных лица
В ряду ровесников моих.
И, как естественная веха,
Слились в стенах твоих для всех
Смех девятнадцатого века
И нового тысячелетья смех.
Я мавзолеи не жалею -
Их время кончилось уже,
Но я лелею галерею,
Как имя Пушкина в душе.
Мне кажется, она томится,
И тайного сигнала ждет,
Чтоб, словно сказочная птица,
Сорваться в радостный полет.

* * *
Стая за стаей встает на крыло,
Сделав прощальный над волнами круг.
Птицу на север, домой, повлекло,
Птицу не сдержит взволнованный юг.
Краткий у берега отдых она
Вновь сокращает: пора мне, пора!
Птица стремиться на север: весна!
Птицу тоскующе ждут Севера.
Как изменится ее бытие!
Как побежит без оглядки зима!
Грустное солнце - но все же свое!
Скалы крутые - но все же земля!
Милая девочка, так тяжело!
Что же мне делать, мой замкнутый друг?
Стая за стаей встает на крыло,
Сделав над волнами радостный круг.

ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ
Белый снег - на цветущую землю,
Как последний смертельный глоток.
Я подобной судьбы не приемлю,
Но душа, к сожаленью, цветок.
Я не знаю, что делать, что делать?
Для любви моей поздней - беда.
Только сердце для счастья созрело,
А на землю летят холода.
Не желал я любви между делом,
И не знал я на вечер в свой дом,
Но она все же душу задела
Белоснежным жестоким крылом.
Я не знаю, что делать, что делать?
Для любви моей поздней - беда.
Только сердце для счастья созрело,
А на землю летят холода.
Белый снег, как удар безответный,
И сдержать его хватит ли сил?
Я мечтал о любви беззаветной
И Господь мне любовь подарил.
Я не знаю, что делать, что делать?
Для любви моей поздней - беда.
Только сердце для счастья созрело,
А на землю летят холода.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ДВАДЦАТЫМ ГОДАМ
Конечно, хорошо, что мы в речах свободны.
Но плохо то, что в нас молчит закон.
И вряд ли помнит тот, кто судит нас сегодня,
О судьбах судий тех доверчивых времен.

* * *
Не тревожься, дерзкий человек!
Здесь твои природа и свобода,
Здесь твои работа и забота.
Посиди и посмотри наверх!
Не тревожься слабый человек!
Здесь твои усопшие родные,
Здесь твои коренья молодые,
Здесь ты упокоишься навек!
Не тревожься, смертный человек!

* * *
Нам говорит поэт, что глупость - тьма,
А мудрость - свет, не знающий предела.
Но нет поэта. Мудрость поглупела.
А глупость набралась ума.

СТАРИК И САД
Зачем старик выхаживает сад?
Нет у него детей и нет внучат.
И смерчами невиданной войны
Все близкие навеки сметены.
И страшно посмотреть ему назад...
Зачем старик выхаживает сад?
Прошли года и на клочке земли
Деревья благодарно расцвели.
Прошли года и стал стекаться люд.
Цветеньем жизни увенчался труд.
И крики детворы в саду звенят,
И полон птиц и благовоний сад.
Но в недрах зла опять клубилась мгла.
И, вырвавшись, страну заволокла.
И вихрь промчал, и вырвал с корнем сад.
И - нет людей... Лишь пепелища чад.
И как тавро проклятия луна
На серый небосвод занесена.
Но неожиданно, как луч, возник
С лопатою, седой, как лунь, старик.
Все осмотрел, и, не жалея сил,
Он ямы заровнял, бурьяны срыл,
Деревья насадил за рядом ряд...
Зачем старик выхаживает сад?
Не всуе ли вопрос? И мне ль не знать:
Войне - сжигать, а старику - сажать!
Два антипода вечных: смерть и жизнь.
Каков ты сам - той стороны держись.
Но старость впереди. Я жду внучат.
И мне пора выхаживать свой сад.

* * *
Что ж, дней моих измерян счет.
И кто-то строгий, не без грусти,
Мой час безделия учтет,
Мой час раздумий не упустит.
Но голос совести моей
Напоминает также строго:
Не забывай, что ждет дорога.
Ты мало сделал для людей.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную