Радуга над берегом детства

9 сентября в орловской областной библиотеке имени И.А. Бунина прошла презентация сборника «Радуга над берегом детства», изданного Орловским Домом литераторов по итогам конкурса на лучшее литературное произведение для детей.

Конкурс «Берег детства» проводился в 2020 году уже в четвёртый раз и впервые – в статусе открытого областного. Непростой труд жюри, рассмотревшего 580 заявок, присланных конкурсантами из 63-х российских регионов и 15-и зарубежных стран, воплотился в уникальную книгу, собравшую под своей обложкой лучшие сказки, рассказы и стихи для детей – работы 44-х финалистов конкурса.

«Конечно, мы не справились бы с таким объёмом материала без содействия Орловской областной организации Союза писателей России, без других помощников, согласившихся работать в жюри конкурса, – сказал председатель жюри и главный редактор книги руководитель Дома литераторов Андрей Фролов. – И, представляете, как было бы жалко потерять такие талантливые произведения, не собрав их в книгу, которая продолжит им жизнь в орловских библиотеках».

Универсальный читальный зал библиотеки до отказа был заполнен библиотекарями орловских школ и представителями областных библиотек и муниципальных библиотек Орла, куда в самое ближайшее время поступит вышедшая книга.

Председатель правления Орловской областной организации Союза писателей России, поэт Елена Машукова затронула в своём выступлении болезненную тему взаимоотношений сегодняшнего писателя и издателя, от которых в проигрыше остаётся маленький читатель. Мало кто сейчас в этом видит проблему, но в итоге проигравшим неизбежно окажется всё общество.

Каждый взрослый в нашей стране точно знает, какую книгу он хотел бы видеть в руках своего ребёнка. Такую, какие он сам читал в детстве: с умным юмором и фантазией, соответствующими детскому восприятию, несущую ненавязчивое познавательное и нравственное начало, доброе, утешительное, понятное ребёнку слово.

Именно эти качества стали направляющими посылами для финалистов конкурса, чьи работы вошли в сборник «Радуга над берегом детства».

О проблемах современной детской литературы и важности продолжения конкурса «Берег детства», получившего такой серьёзный резонанс в стране, говорили на презентации работавшие в жюри конкурса и над составлением книги писатели Алексей Кондратенко и Светлана Голубева, с напутствием к авторам сборника и будущим участникам конкурса обратился поэт Александр Гордеев.

А затем настало время для слов благодарности и чтения своих произведений авторами сборника – выступали орловские литераторы Ирина Беспалова и Ольга Аристарина, к которым присоединились в своих видео обращениях Ксения Вишневецкая из Таганрога, Валерий Суховей из Рязани, петербурженки Вера Шалаевская и Ира Данилова, Светлана Горева из Нижнего Новгорода, минчанка Людмила Ткаченко и Татьяна Марченко из Макеевки (ДНР).

Настоящим украшением праздника стали стихи и сказки из новой книги, на протяжении всей презентации звучавшие в исполнении юных артистов образцового коллектива учебного театра «Арлекин» Орловской детской хоровой школы.

В завершение мероприятия было объявлено о старте с 15 сентября 2021 года приёма заявок для участия в V открытом областном конкурсе на лучшее литературное произведение для детей «Берег детства».

 

Выступление на презентации председателя правления Орловской областной организации Союза писателей России Елены Машуковой

«Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держится за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, все люди добры, а жизнь – это счастье. Детей на земле столько же, сколько и взрослых. Мир принадлежит им в такой же мере, как и взрослым, но будущее принадлежит детям. В глазах ребёнка – завтрашний день, завтрашняя судьба страны». (Из обращения деятелей литературы и искусства
Московской международной встречи
детских и юношеских писателей в ноябре 1989 года)

Уверенно взяв ребёнка за руку, куда приведёт его современный среднестатистический детский писатель? В чём главная функция детской литературы? Поиграть словами в стихотворении? Развлечь? К сожалению, немало молодых детских авторов не идут дальше этих задач, более того, считают их главными. Некоторые даже берутся за, как они говорят, «развитие фантазии ребёнка» через модные фэнтези или стихотворения-ребусы, упуская из виду то, что у ребёнка, в силу психологических особенностей, фантазия на порядок богаче, чем у любого взрослого, и, как правило, добрее и человечнее.

Сегодня сложилась такая ситуация, что то, что будут читать наши дети, решает даже не писатель, и не библиотекарь, и тем более не учитель, решает издатель. Коммерческой структуре нет дела до детской души, до будущего страны. Всё, что заботит коммерсанта – финансовая прибыль. Вот и приходят в книжные магазины и детские библиотеки красочные, полиграфически прекрасно изготовленные книги-продукты: книги-развлечения; книги-трагедии, зачастую лживые, потому что главная их цель – эпатаж и шок; книги-фантазии ради фантазии, совершенно оторванные от действительности; безликие в своём подобии друг другу перепевы зарубежных фэнтези и детективов. В современном отечественном книгоиздании подобная беллетристика постепенно вытеснила целые направления, исказила, подменила главенствующее в искусстве –реалистическое; трудно стало найти в книжном магазине хорошую художественную книгу патриотического звучания, исчезла чистая подростковая романтика, с полок книжных магазинов пропала лирика для детей – пейзажная, философская, крайне мало школьных повестей, практически нет книг о малой родине, днём с огнём не сыщешь новой научной фантастики. Ведущими издательствами очень выборочно переиздаются лучшие образцы русской советской классики XX века, но, порой, четырёхзначный ценник сделал эти книги для массового читателя недоступными. А где же новые произведения молодых авторов, работающих в перечисленных жанрах? Или все погрузились исключительно в пресловутое фэнтези?  Безусловно, хорошие книги пишутся, издаются, в том числе благодаря финансовой поддержке областных органов власти, но тиражи незначительны: что такое 300-500 экземпляров для такой огромной, кстати, до сих пор читающей страны, как Россия?

Конкурс «Берег детства» открыл нам новые имена непрофессиональных писателей, талантливых молодых авторов из разных городов мира. Да, не все произведения, пришедшие на конкурс, имеют художественную ценность, некоторые конкурсанты не могут похвастаться гладкостью слога, бывает, что в произведении проявляется субъективность восприятия жизни, для кого-то писательское творчество –  лишь способ проявить себя…

Но большинство участников конкурса объединяет схожесть взглядов на то, какой должна быть современная отечественная детская литература. Начинающие писатели стремятся правдиво и обобщённо рисовать картины жизни через призму детского восприятия, ставят перед юными читателями вечные проблемы: отношения человека и природы, личности и общества, смысла жизни, размышляют, что такое честность, дружба, доброта, смелость. Участники нашего конкурса старались писать, ориентируясь на лучшие образцы русской классической литературы. За четыре года нельзя было не заметить возрастающий художественный уровень произведений конкурсантов, осознанное стремление авторов работать в разных жанровых направлениях, использовать богатства родного языка, литературные приёмы и выразительные средства.

Мы открыли интересных, талантливых молодых прозаиков, сказителей, поэтов. Они видят любовь повсюду: в природе, в отношениях людей, в частности, между старшими и младшими, и теми, кто слабее; доброта лежит в основе их нравственных качеств.  Юный читатель обязательно почувствует это: такие произведения способны в трудную минуту принести ребёнку утешение, помогут понять что-то важное, восстановить душевное равновесие. Своим творчеством авторы сборника «Радуга над берегом детства» доказывают, что в семье, да и вообще в отношениях между людьми должны царить доброта, честность, взаимопонимание, сочувствие. Они уверены, что основная задача литературы для детей – наполнять сердца юных читателей любовью к людям и к родине.

В 2020 году жюри конкурса оценило более 580 произведений из 63 регионов России и 15 стран мира. Такая популярность свидетельствует о том, что открытый литературный конкурс для непрофессиональных детских авторов «Берег детства» – значимое событие не только в культурной жизни Орловщины, но и России.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную