ГЛАГОЛЫ  ВЕРЫ, ЛЮБВИ, НАДЕЖДЫ

(Записки о журнале «Александръ»)

Александр Сергеевич Пушкин напророчил себе великую славу и безграничную любовь. Одно только упоминание его имени в случайно попавшем на глаза тексте притягивает внимание с неудержимой силой и ты с насторожённым, ревнивым вниманием вникаешь в содержание написанного. С  душевным волнением и сердечным трепетом я беру в руки новый номер журнала «Александръ», зная заранее, что мои ожидания не напрасны и откроются для меня тайны человеческих сердец, в стихотворениях и прозе прославляющих первого поэта России. Вот и мартовский журнал порадовал меня, открылся, как большой, гостеприим- ный дом и повёл по своим хоромам, рассказывая о житье-бытье, о славном прошлом, делясь тревогами настоящего и надеждами на будущее. И ты уже не сам по себе, а очевидец и соучастник дней давно минувших, побываешь в таких краях, где твоя нога еще не ступала.

Прежде всего, наше внимание захватывает чудесный поэтический цикл «Из Кавказского дневника» Анны Барсовой (Барсегян). Вместе с автором мы совершим удивительное путешествие по местам, где двумя столетиями ранее удалось побывать Пушкину и описать свои впечатления в знаменитом «Путешествии в Арзрум». Поэтические откровения нашей современницы органично переплелись с воспоминаниями поэта.

Я шла на зов – в далёкие края,
Пересекая горы, реки, скалы.
Рассыпала цветы кругом заря,
И Арарат звал, этого немало!

Многим стихотворениям цикла предпосланы эпиграфами строки из пушкинского «Путешествия», что даёт возможность и нам пережить всё, что пережил Александр Сергеевич при встречах с Араратом, с реками Арпачай, Тереком, с устремлённой к небу природой Кавказа. «Жадно глядел я на библейскую гору, видел ковчег, причаливший к его вершине с надеждой обновления и жизни – и врана, и голубицу, излетающих, символы казни и примирения…»

В каждом стихотворении Анны Барсовой ярко проявилось  чувство рода, связь с его корнями, « в них обретает сердце пищу» и объясняется в дочерней любви. Читая её «Горные маки», я слышу стремительный ритм горных рек и народных танцев.

Горные маки, палящий зной,
Небо не просится на покой.
Воздух, как сахар, нежен и сух,
Выпью его – будет жарким дух!
Горные маки – алый ковёр,
Вас не сорву я, радуйте взор!
Дар этих свежих горных полей
Будет со мной до скончанья дней!

Яркий самобытный голос Анны перекликается с голосами  других авторов, живущих в разных уголках России. Журнал приглашает в Сибирь посетить Литературный музей имени Ф. М. Достоевского, а затем возвращает нас в Москву Ларисы Васильевой, поэта и создателя музея танка Т-34. На крыльях вдохновения мы легко перенесёмся в Крым и Севастополь, читая стихи Елены Осминкиной, живущей в Симферополе. Её строки хочется перечитывать, их совершенство не передать обычными словами – надо  их цитировать.

Радость, печали и плавность у линий
В чутких картинах российской природы.
В розовой нежности тают восходы,
Виснут рубинами кисти калины.

В немногих словах сказать о многом – это один из признаков мастера, наследника русской поэтической школы, бравшей уроки у самого Пушкина.

А вот небольшой отрывок из статьи главного редактора журнала «Александръ» Анатолия Трубы «Душа Москвы». «Лариса Николаевна видела Москву разной, но этот город представлялся ей в первую очередь живым, наделённым сложным характером, одновременно тихим и буйным, мудрым и безрассудным, скромным и хвастливым, отважным и осторожным. Как  живой организм, стольный город Москва был, есть и будет средоточием всего происходящего в России, в других её городах и деревнях. Карамзин справедливо писал: «Кто был в Москве, тот знает Россию». Словам русского писателя вторит сентенция Ларисы Николаевны: «Как любой город и деревня России есть Москвы стозвонное эхо». Позволю себе небольшое отступление, чтобы подтвердить выше сказанное. Мне Москва подарила безмерную любовь к русскому языку и московскому говору. Мои детские годы прошли в маленькой деревеньке на юге Омской области в первое послевоенное десятилетие. Здесь бок о бок жили русские, немцы - бывшие трудармейцы, депортированные латыши и эстонцы, а в соседнем ауле – казахи. Мои родители родились в Сибири от крестьян-переселенцев, покинувших Украину в начале прошлого столетия, и дома в семье говорили на суржике – смеси украинского с русским. Из всего этого языкового разнообразия я выбрала для себя русскую речь, звучавшую каждый день по радио из Москвы. Радиоприёмник никогда не выключался, из него лилась чистая и такая близкая русская речь в каждой передаче. А суржик мне казался тогда грубым её искажением.

Проза в журнале также как и поэзия вся подписана женскими именами. В разделе «Мир литературы» есть две замечательные работы Татьяны Осинцевой «М. Пришвин и Ляля» и «Пущин».  Женские истории Людмилы Брагиной и Натальи Барановой искрятся добрым чеховским юмором.  Исторический раздел подробно рассказывает о благотворительской деятельности князей Романовых в годы первой мировой войны в 1914-1917г. Эта работа-исследование принадлежит  Людмиле Юговой, автору исторических книг «Благочестивые Константиновичи» и «Русский след на Святой земле». Ещё хочется обратить внимание читателей на размышления Эльвиры Сапфировой о поэте Юрии Кузнецове «Сумеречный поэт XX века». Мы живём во времена, когда полнее раскрывается для нас смысл его слов о том, что «третья мировая началась до первой мировой», «…нынче стихотворец в силе. Он полностью забил поэта». Это печальные реалии наших дней. Грозным предупреждение звучат слова Юрия Тынянова из его романа «Пушкин»: «Без стиха страна бессловесна, народная память нема… Без поэта нет будущего». Мы знаем, что на наш русский мир ополчилось мировое зло и любыми способами пытается стереть нашу память, убить  традиции и культуру. Но нашему народу не грозит немота, пока жива его великая история и великая русская литература, пока жива народная тропа к Александру Сергеевичу Пушкину. Россия будет своими глаголами жечь сердца и нести миру Веру, Надежду, Любовь.

Валентина ОСТАНИНА, член СП России

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную