| |
«НА СЛУЖБЕ СОБСТВЕННОЙ СТРОКИ…»
В рамках очередного собрания Литературной студии «Современник» при Воронежском региональном отделении Союза писателей России совместно с литературной «Гостиной Надежды Третьяковой» 30 октября в областной юношеской библиотеке им. В. М. Кубанёва прошла презентация книги Ивана Щёлокова «Поэмы».
Иван Александрович начал своё выступление с воспоминаний об известном критике и литературоведе Викторе Михайловиче Акаткине. Дружба со своим университетским учителем – доктором филологических наук, бессменным деканом филфака – длилась в течение полувека. Именно он посоветовал автору издать отдельной книгой поэмы, публиковавшиеся в разные годы порознь. Автор кратко поделился с читателями впечатлением о работе над книгой, о смыслах, заложенных в содержании поэм.
Разговор о роли В.М. Акаткина в жизни поэта завершила на вечере поэтесса Надежда Третьякова, прочитавшая отрывки из статьи критика в предисловии к книге «Поэмы»:
«В стихотворениях и поэмах Ивана Щелокова вопрос «Зачем мы здесь и кто мы тут?» словно колокольный звон, с каким-то настойчивым постоянством гудит над нами, будто перед входом в храм на исповедь. В разных вариантах, но с одинаковой требовательностью обращен он ко всем нам и к каждому из нас…
…В наступающем XXI веке поэт нащупал «молодой, сильный пульс», способность благотворно повлиять на мир и человека: «Не знаю, кто как, а я верю: в XXI веке человек обязательно станет более ответственным и порядочным, умным и добрым, терпимым и сердобольным». Его «лирико-публицистическое повествование» заметно приблизилось к земле-матушке, к главным, опорным ценностям человека. На вопрос «С кем вы, мастера культуры?» Иван Щёлоков ответил бы: «С Россией!»
В очень теплой дружеской обстановке звучали стихи автора в его собственном исполнении.
В своем выступлении воронежский публицист, ответственный секретарь журнала «Подъём» Владимир Новохатский отметил, что выход книги поэм Ивана Щёлокова, с одной стороны, важная веха в творчестве поэта, а с другой – несомненно, событие в литературной жизни региона. Прежде всего, потому, что сам жанр поэмы требует особого поэтического и философского взгляда, не только безупречного чувства слова, но и острого чувства времени. Не каждому пишущему стихи этот жанр по плечу:
– Сегодня поэтов как никогда много, а способных создать объемный поэтический образ эпохи практически нет. Поэтому столь важен сам факт появления книги поэм Ивана Щёлокова. Его поэтическое слово формировалось, зрело, наливалось образной силой в переломные годы перестройки и постсоветских реформ, и это время талантливо отразилось в поэмах. Их главные герои – современность и человек, который тревожит наши умы и сердца вопросом: кто мы и зачем мы на этой земле? Этот вопрос будоражит, беспокоит честных, мыслящих людей постоянно и во все времена. Значит, и поэзии Ивана Щёлокова суждено особое долголетие.
На вечере выступил председатель Совета по критике при Союзе писателей России Вячеслав Лютый:
– Стихи Ивана Щёлокова, написанные в годы создания представленных нам поэм, удивительно дополняют эти большие сюжеты. В них отчётливо видна душа автора, для которой сформированные в прежние годы понятия совести, честности, чувство родины и отчей земли незыблемы, но в наступившие новые времена они подвергаются осмеянию и унижению. И если в поэме движение событий кажется более размеренным, то в этих попутных стихотворениях мгновенная исповедальная реакция рассказчика, точная и яркая, придаёт общему лирическому высказыванию объём и делает его весомой творческой страницей в современной русской поэзии.
Стоит заметить, что на протяжении череды лет поэтическая интонация и средства выразительности в строках Ивана Щёлокова определенно менялись: назывные и метафорические характеристики реальности постепенно уступали место изображению окружающего мира – изображению, нравственно окрашенному и в житейском отношении более уравновешенному.
Так в поэте ощущение бытия и большой, протяжённой жизни постепенно преобладали над гневом и глубокой горечью от чёрных перемен в судьбе русского человека. Мудрость и взвешенность слов в финальной поэме "Ячмёнка" показывают нам художника зрелого, хорошо понимающего, что история страны и государства не заканчиваются, если народ не отрекается от своих родовых и духовных основ.
Писатель, киносценарист и публицист, заместитель председателя правления Воронежской писательской организации Евгений Новичихин в ходе презентации высказал мысль, что каждая из поэм, вошедших в новую книгу Ивана Щёлокова, является творческой удачей автора. Но удача и в том, что они объединены под одной обложкой, потому что в них есть нечто общее. Это общее В. М. Акаткин назвал в своей вступительной статье «непримиримыми полюсами бытия». В центре каждой из поэм, по мнению Евгения Григорьевича, – грани двух несовместимостей.
– Поэт работал на разрыве своей души, своего самосознания. Это роднит его поэмы с медитативной лирикой Алексея Прасолова, у которого такие разрывы – даже в самих названиях книг: «День и ночь», «Земля и зенит», «На грани тьмы и света». Иван Александрович показал себя в книге своих поэм как мастер философской лирики, обрамленной добротной публицистической канвой.
Впечатлениями от прочтения книги поэм Ивана Щёлокова поделились так же писатели Юрий Кургузов, Сергей Пылев, Людмила Шилина.
После обмена мнениями Иван Щёлоков прочёл свои новые стихи, в которых тема добра и зла, мира и войны, милосердия и жестокости, торжества правды и справедливости отражена с новой поэтической силой, силой русского слова. |
|