Андрей ТИМОФЕЕВ

ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
<<< Следующие записи      Предыдущие записи >>>

21.10.2016 г.

РУССКАЯ КРИТИКА В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
(доклад на 3 Селезнёвской конференции в Краснодаре)

Добрый день!

Мой доклад будет основан на проекте одной книги. Её готовили к изданию два человека: я и ещё один автор – Алёна Белоусенко. В этой книге должны были быть собраны статьи ведущих критиков второй половины XX века, которые, по нашему мнению, могли бы быть чрезвычайно полезны для воспитания молодых поэтов, прозаиков и критиков. Книга пока так и не издана, однако мы надеемся, что это произойдёт вскоре.

Когда мы выбирали статьи, то делали это без какой-либо методической логики, основываясь, скорее, на чутье и на собственных представлениях о полезности. Но в результате получилась достаточно стройная картина, и мы поняли, что в перспективе сборник статей готов перерости в полноценный курс, который мог быть востребован, например, в Литературном институте или где-то ещё. Мой доклад будет как раз посвящён систематизации нашего опыта. Заранее прошу прощения за то, что он будет несколько сух, – повторяю, речь идёт не столько о художественной литературе и даже не о критике собственно, скорее, о методологии обучения молодых писателей.

И первый вопрос, который неизбежно встаёт в разговоре о литературном обучении, – разве можно научить быть писателем? Мне приходилось встречаться с разными попытками ответить на этот вопрос. Есть позиция полного отрицания: дескать работать с молодым бессмысленно – есть талант есть, значит писатель состоится; нет – зачем тратить время. Конечно, такая позиция поверхностна. Когда мы поступали в Литературный институт, широко распространено было мнение о том, что писателя нельзя научить, но можно предостеречь от характерных ошибок: немного плутовской такой взгляд – ответ, по сути уходящий от ответа, но интересный. А наиболее продуманным из существующих представлялось мне всегда мнение, основанное на эдакой двусоставной модели: есть талант, данный человеку от рождения, а есть мастерство, которому можно учиться. Однако по большому счёту все эти ответы не могут удовлетворить нас в полной мере.

На мой взгляд, в вопросе обучения и воспитания молодого писателя адекватнее говорить о трёхсоставной модели: талант, меру которого определяет Бог, – как бы первая, высшая ступень; мастерство, которое, конечно же, необходимо развивать и оттачивать, – но это третья, низшая ступень; и то, что посередине – что можно было бы назвать волевой творческой установкой. Волевая творческая установка это то, как ты понимаешь и воспринимаешь литературу; каким ты видишь идеальное художественное произведение; что для тебя подлинно-художественно, а что нет – иными словами это в каком-то смысле система ценностей писателя. Именно эту волевую творческую установку, мне кажется, можно и нужно формировать и развивать у молодых авторов. И именно в этом развитии огромную роль могла бы играть русская критика. Возьму на себя смелость утверждать, что как раз-таки формированием волевой творческой установки у студентов занимался на своих семинарах в Литературном институте Михаил Петрович Лобанов.

И в первую очередь для понимания того, что есть литература и как в ней обрести себя, молодому писателю можно предложить статью Лобанова: «Мера художественности» . Эта статья хороша и тем, что содержит множество конкретного материала, например, писем Лобанова к своим ученикам с разбором характерных ошибок. Кроме того, объяснить, в чём различие подлинной литературы от поверхностной беллетристики помогли бы статьи Лобанова «Бессильная красота» (начало: здесь конец: здесь) и «Образ и схема» . Далее, базовыми, необходимыми к прочтению, обнимающими саму суть литературы, кажутся мне статьи Вадима Валерьяновича Кожинова: «Необходимость героя» и «Искусство слова как ценность» (начало: здесь и конец: здесь) – первая посвящена пути писателя к обретению собственного полноценного героя, а вторая разбивает распространённое заблуждение о равенстве эстетического и художественного.

Названные статьи закладывают фундамент для дальнейшего обучения молодого писателя, в них авторы пытаются ответить на главный вопрос: что такое художественность и в чём собственно состоит мера художественности. Для Лобанова мера художественности зависит, прежде всего, «от глубины или, наоборот, мелкости внутреннего мира автора», в конечном счёте, – от внутреннего содержания его личности; для Кожинова художественное совершенство прямо и последовательно зависит от степени правдивости произведения. Эти два акцента – личность автора и художественная правдивость, достоверность, чрезвычайно важно понять и прочувствовать любому молодому автору.

Далее, ключевым вопросом, который необходимо освоить, является вопрос о соотношении традиции и современности. Статья Вадима Кожинова «О литературных традициях» поможет понять, что следование традиции есть не просто пресловутая «учёба у классиков», освоение их стиля, художественных приёмов и т.д. (что может привести только к стилизации и эпигонству), а что «традиция оживает в литературе лишь тогда, когда продолжатель находит ее подоснову, ее глубинную почву в самой той жизни, которую он художественно осваивает. Коротко говоря, писатель, который наследует традиции, скажем, Толстого или Достоевского, должен в самой реальной жизни открыть явления и тенденции, нашедшие художественное воплощение в творчестве и в стиле Толстого и Достоевского». Однако чрезвычайно важно и то, чтобы, помня и любя традицию отечественной словесности, молодой автор понимал, что подлинная литература никогда не живёт прошлым, а «призвана выражать, воплощать, осваивать живую современность, быть насквозь современной, если даже тематически она захватывает прошлое». Конечно, под современностью здесь подразумевается нечто большее, чем хаотический поток всего заведомо нового, необычного. Яснее разобраться в этом вопросе помогла бы статья Кожинова «В поисках истины».

На следующий важный вопрос о том, какое место в создании подлинно-художественного произведения занимает литературное мастерство, отвечает статья Кожинова «Что такое мастерство писателя» . Не отрицая значения мастерства, её автор, тем не менее, предостерегает своих читателей от сведения художественного творчества исключительно к мастерству (что повсеместно встречается в наше время). Что такое по-настоящему художественный язык и как формируется язык большого писателя, объясняет статья Юрия Ивановича Селезнёва «Нечто из Апокалипсиса» . Исследуя языковую ткань романов Достоевского, Селезнёв демонстрирует, что язык писателя определяется теми творческими задачами, которые стоят перед автором, и, в конечном счёте, органически связан с самим характером автора и тем внутренним содержанием, которое он носит в своей душе. Поэтам отдельно стоило бы рекомендовать прочесть статьи Лобанова «Природа и синтетика» (начало: здесь и конец: здесь) и Кожинова «Заметки о поэзии» ; а критикам статью Кожинова «Познание и воля критика» .

Наконец, в завершении первой части курса необходимо затронуть вопросы, касающиеся творческого поведения. Сам термин взят из дневников Михаила Пришвина «Дорога к другу» , имеющих большое значение для русской критики (достаточно сказать, что все ведущие критики ссылались в своих статьях на эти дневники, черпали в них многие яркие свои мысли). Молодым авторам также полезно будет познакомиться со знаменитой статьёй Петра Васильевича Палиевского «К понятию гения» . Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что в современном литпроцессе этими вопросами плодотворно занимается критик Нина Ягодинцева (её статьи «Мифы, которые нас убивают», «Координаты смысла») и др.).

 

Вторая часть нашего курса будет посвящена уже не столько общим фундаментальным вопросам, сколько стремлению прочувствовать внутренний нерв отечественной литературы, попыткам проследить её развитие. Причём отечественная литература будет восприниматься нами не просто как последовательность знакомых и великих имён или как ряд сменяющих друг друга литературных направлений, а как выражение народного самосознания (ведь именно так её воспринимали и Пушкин, и Достоевский, и те русские критики, статьи которых мы рекомендуем в этом докладе).

Базовой статьёй этой части курса следует считать масштабное исследование Юрия Ивановича Селезнёва «Глазами народа» (начало: здесь и конец: здесь), где поднимается целый пласт вопросов, связанных национальным самосознанием. Далее разумно последовательно пойти по истории русской литературы, отслеживая, как воплощалось это самосознание в творчестве конкретных писателей. Для этого рекомендуется изучать следующие статьи: «И назовёт меня всяк сущий в ней язык» , «О принципах построения истории литературы» (начало: здесь и конец: здесь) Кожинова; «Лики единого мира» (начало:здесь продолжение: здесь конец: здесь) Селезнёва; «Художественное произведение» (начало: здесь и конец:  здесь), «Мировое значение Шолохова» Палиевского; «Ценности народного характера» Лобанова. Наверное, список этих статей в перспективе можно было бы дополнить. И, конечно же, немыслимо разобраться в этой по-настоящему глобальной проблеме без обращения к статьям ведущих критиков XIX века: В.Беллинского, Ап.Григорьева, Н.Страхова, без пушкинской речи Достоевского, без работ И.Киреевского, А.Хомякова и других русских критиков и философов (кстати, заметим, что современная критика часто предлагает для изучения русской философии работу Николая Ильина «Трагедия русской философии» ). Но этот пласт отечественной культуры невозможно поднять разом, и потому важно, скорее, заинтересовать молодого писателя, мотивировать его самообразование в этом направлении. Своеобразным мостом от исканий прошлого в настоящее время могла бы стать короткая заметка современного критика Вячеслава Лютого «Спасённый путь».

А после погружения в глубины отечественной литературы разумно предложить молодому писателю посмотреть и на литературу зарубежную. Избавиться от ненужного пиетета по отношению к по-прежнему модным Кафке, Камю и Прусту помогла бы статья Лобанова «Правда жизни и её превращения» (начало: здесь и конец: здесь); а проникнуться уважением и любовью к по-настоящему значительным писателям Запада можно, прочитав статью Палиевского «Путь Уильяма Фолкнера к реализму» (начало: здесь и конец: здесь). Кроме того, глубже понять, в чём важность и в чём опасность эксперимента в литературе помогла бы статья Палиевского «Экспериментальная литература» .

 

И наконец, третья часть курса будет посвящена недавнему периоду в отечественной литературе, т.е. тем писателям, которые жили и творили в то же время, что и изучаемые нами критики. Эта часть курса поможет молодым писателям понять, как открывались те авторы, которые сейчас воспринимаются нами как безусловные классики; как бы ощутить близкое дыхание классической русской литературы за своей спиной и таким образом получить необходимы толчок для движения по собственному пути. Это статьи Кожинова «Ценности истинные и мнимые» о Белове; Селезнёва «Земля или территория» о Распутине; писателя Олега Михайлова «Разговор с другом» (начало: здесь конец: здесь) о Лихоносове; Игоря Золотусского «Почерк войны» (начало: здесь конец: здесь) о Бондареве; Анатолия Ланщикова «Автобиография поколения» (начало: здесь продолжение: здесь продолжение:здесь конец: здесь) об Астафьеве.

И наконец, в качестве желательных, но факультативных можно рекомендовать ряд статей, которые, наверно, и не имеют большого значения именно для творческого развития молодого писателя, но чрезвычайно важны для литературной образованности: эти статьи в своё время имели общественный резонанс, являлись событием в культурной жизни России. Это «Освобождение» (начало: здесь продолжение: здесь продолжение: здесь конец: здесь) и «Просвещённое мещанство» Лобанова; «Правда и истина» Кожинова, «Выступление на дискуссии «Классика и мы» и «Если сказку сломаешь» Селезнёва. А желающим подробнее разобраться в таком явлении как русская критика можно было бы предложить книгу Юрия Павлова «Критика ХХ – ХХI вв.: литературные портреты, статьи, рецензии» .

С другой стороны, чтобы почувствовать биение современного литпроцесса, в качестве факультативных хорошо было бы прочитать статьи Вячеслава Лютого «Случайные черты»; Капиталины Кокшенёвой «Я уцелел, но без всего»; Андрея Рудалёва «В поисках нового позитива» . Впрочем, эти статьи не просто о современности, в них есть продолжение той магистральной линии русской литературы, представление о которой молодые писатели полчуат в нашем курсе.

В заключении сделаю ещё одно, на мой взгляд, важное замечание. Я убеждён: основная причина того, что молодое поколение не знает и не читает русскую критику, заключается в её труднодоступности. Так, например, на семинарах Михаила Петровича Лобанова мы часто слышали о Вадиме Кожинове и Юрии Селезнёве, но понадобилось время, чтобы найти в интернет-магазинах их разрозненные, выпущенные больше четверти века назад книги (я имею в виду здесь литературное наследие Кожинова, а не его исторические труды, которые в общем-то легкодоступны), чтобы подступиться к их творчеству и чтобы выделить статьи, потрясающе важные для формирования той самой волевой творческой установки, без которой невозможно полноценное и плодотворное развитие русского писателя.

Постараюсь подготовить этот доклад к публикации, снабдив его ссылками на все названные статьи в электронном виде, чтобы максимально облегчить доступ к ним для всех, неравнодушных к отечественной литературе и критике.

Спасибо за внимание!

 

Первоисточники для ссылок:

Михаил Лобанов
«Мера художественности» «В шесть часов вечера каждый вторник». Семинар Михаила Лобанова в Литературном институте. Издательство литературного института им А.М.Горького, 2013.
«Бессильная красота» (начало: здесь конец: здесь) Лобанов Михаил. Страницы памятного. М.: Современник, 1968.
«Образ и схема» Лобанов Михаил. Твердыня духа. М.: Институт русской цивилизации, 2010.
«Природа и синтетика» (начало: здесь и конец: здесь) Лобанов Михаил. Страницы памятного. М.: Издательство «Современник», 1988.
«Ценность народного характера» Лобанов Михаил. Твердыня духа. М.: Институт русской цивилизации, 2010.
«Правда жизни и её превращения» (начало: здесь и конец: здесь) Лобанов Михаил. Надежда исканий. М.: Современник, 1978. Приводится в сокращении.
«Освобождение» (начало: здесь продолжение: здесь продолжение: здесь конец: здесь) Лобанов Михаил. Твердыня духа. М.: Институт русской цивилизации, 2010.
«Просвещённое мещанство» Лобанов Михаил. Твердыня духа. М.: Институт русской цивилизации, 2010.

Вадим Кожинов
«Необходимость героя» Кожинов Вадим. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.
«Искусство слова как ценность» (начало: здесь и конец: здесь) Кожинов Вадим. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991.
«О литературных традициях» Кожинов Вадим. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991.
«В поисках истины» Кожинов Вадим. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.
«Что такое мастерство писателя» Кожинов Вадим. Заметки о современной литературе. М.: Современник, 1982.
«Заметки о поэзии» Кожинов Вадим. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.
«Познание и воля критика» Кожинов Вадим. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.
 «И назовёт меня всяк сущий в ней язык» Кожинов Вадим. Россия как цивилизация и культура. М.: Институт русской цивилизации, 2012.
«О принципах построения истории литературы» (начало: здесь и конец: здесь) Кожинов Вадим. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991.
«Ценности истинные и мнимые» Кожинов Вадим. Заметки о современной литературе. М.: Современник, 1982.
«Правда и истина» Кожинов Вадим. Россия как цивилизация и культура. М.: Институт русской цивилизации, 2012.

Юрий Селезнёв
«Нечто из Апокалипсиса» Селезнев Юрий. Избранное. М.: Современник, 1987.
«Глазами народа» (начало: здесь и конец: здесь) Селезнев Юрий. Мысль чувствующая и живая. М.: Современник, 1982 г.
«Лики единого мира» (начало:здесь продолжение: здесь конец: здесь) Селезнев Юрий. Избранное. М.: Современник, 1987.
«Земля или территория» Селезнев Юрий. В мире Достоевского. Слово живое и мертвое. М.: Издательство Алгоритм, 2014.
«Выступление на дискуссии «Классика и мы» Селезнев Юрий. В мире Достоевского. Слово живое и мертвое. М.: Издательство Алгоритм, 2014.
«Если сказку сломаешь…» Селезнев Юрий. Избранное. М.: Современник, 1987.

Пётр Палиевский
«К понятию гения» Палиевский Петр. Пути реализма. М.: «Современник», 1974.
«Художественное произведение» (начало: здесь и конец:  здесь) Палиевский Петр. Пути реализма. М.: «Современник», 1974.
«Мировое значение Шолохова» Палиевский П. В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979.
«Путь Уильяма Фолкнера к реализму» (начало: здесь и конец: здесь) Палиевский Петр. Пути реализма. М.: «Современник», 1974.
«Экспериментальная литература» Палиевский Петр. Пути реализма. М.: «Современник», 1974.

 

Игорь Золотуский. «Почерк войны» (начало: здесь конец: здесь) Золотусский Игорь. Тепло добра. М.: Советская Россия, 1970.

Анатолий Ланщиков. «Биография поколения» (начало: здесь продолжение: здесь продолжение:здесь конец: здесь) Ланщиков Анатолий. О чем безмолвствует народ. М.: Алгоритм, 2012.

Вячеслав Лютый
«Спасённый путь» «МолОКО» №5 2006.
«Случайные черты» «МолОКО» №12 2006.

Нина Ягодинцева. «Мифы, которые нас убивают», «Координаты смысла» Сборник литературно-критических статей и рецензий на книги современных писателей России. Екатеринбург–Челябинск: Уральский федеральный университет & Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011.

Капитолина Кокшенёва. «Я уцелел, но без всего» Кокшенева Капитолина. Русская критика. М.: ИД «ПоРог», 2007.

Андрей Рудалёв. «В поисках нового позитива» «Урал» №2 2007.

Николай Ильин. Трагедия Русской философии. От личины к лицу. СПб, 2003.

Юрий Павлов «Критика ХХ – ХХI вв.: литературные портреты, статьи, рецензии». М.: Литературная Россия, 2010.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную