Всё же стоит о нем заслуженно сказать: поэт из России. В минувшем августе текущего 2009 года на очередной сессии депутаты городского Совета приняли решение и присвоении звания Почётного гражданина Россоши её жителю Михаилу Тимошечкину. Михаил Фёдорович - известный русский поэт, журналист, историк и краевед. О себе он пишет: «Моя малая родина - село Васильевка бывшего Новохопёрского уезда Воронежской губернии». Ныне село «прописано» в Грибановском районе. «Я родился в доброе время - в 1925 году 26 ноября». И далее – «звонкой и высокой стёжкой бежало детство от крестьянской избы». В школе пионер, за отличную учёбу в 1940 году был послан во всесоюзный лагерь «Артек». Старшеклассником на летних каникулах работал письмоносцем, счетоводом в сельсовете, прицепщиком и заправщиком в тракторном отряде. Из десятого класса в 1943 году призвали в армию. Освобождал Украину. Пехотный солдат был ранен в атаке 20 ноября северо-западнее Кривого Рога. После лечения в госпитале служил автоматчиком в частях 2-го Украинского фронта в Румынии и Венгрии. На гражданке учительствовал в родном селе, избирался вторым секретарём Верхнекарачанского, а затем и первым - Белогорьевского райкома комсомола. Заочная учёба, самообразование важны. Но основательно к "роднику знаний" припал в Москве, где довелось учиться в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ на отделении журналистики. На газетной ниве отпахал в Чите, Борисоглебске, Балашове, Урюпинске, Аркадаке, Новохопёрске. С 1960 года живёт в Россоши - работал собственным корреспондентом воронежской областной газеты "Коммуна", инструктором райкома КПСС, учителем истории - до выхода на пенсию. На пройденных дорогах и перекрестках "завязывались и прорастали - по зёрнышку" - стихи, очерки, статьи, рассказы, документальные повести. Они-то и складывались в книги, в числе которых поэтические сборники «Бой» /1971/, «Свидетели живые» /1993/, «Печаль и благодать» /2005/, «3а бруствером великого былого» /2006/. Все книги изданы в Воронеже. Там же в 2006 году вышла в свет документальная книга «Зимние будни. Сталин и его команда в 1942 году». Описывая чуть ли не поминутно начальные дни января сорок второго, автор приглашает читателя самому судить о тех, кто ковал на фронте и в тылу всенародн ую победу, кто, спустя месяцы "покажет фашистам Сталинград"! Не только на Волге, но и на Дону. Подвигам разведчиков посвящена тоже документальная повесть «Вслед за солнцем» /1968, Москва/. Как точно заметил собрат по перу Владимир Гордейчев, без творчества Тимошечкина «воронежская поэзия не может считаться полной». И не только воронежская. Стихи нашего земляка печатаются в столичных журналах, в антологиях «Венок славы», «Русская поэзия. Х X век», «Час России» и других. Он переложил на русский язык стихи великого украинского поэта Евгена Плужника, уроженца Воронежской губернии. Михаил Фёдорович признается, что на девятом десятке прожитых лет «и по сей день вдруг неожиданно возникает строка, а за ней целое стихотворение о том, что пожизненно в груди скипелось». В кpyг его интересов входят «преданья старины глубокой», что Тимошечкин давно утвердил статьёй о заселении воронежского края «Битюцкий розыск». Сейчас он исследует события Острогожско-Россошанской наступательной операции 1943 года. А ещё издает собственную военно-патриотическую областную газету «Русский фронт». * * * Есть обнародованное мнение о творчестве Михаила Тимошечкина поэтов «хороших и разных». Владимир Гордейчев, поэт : «Осенью 1957 года в Воронеже проходило областное совещание молодых поэтов. В работе его участвовали Владимир Солоухин, Юлия Друнина, Николай Старшинов. На подведении итогов работы и прозвучали знаменитые впоследствии строки Михаила Тимошечкина: Я не тот, кто от отчего крова Долю в город бежал искать,- Я колхозом командирован Философию изучать. Все дороги у нас столбовые, Но сильнее желанья нет: Направленье держу из Москвы я На Васильевский сельсовет. Пафос этих стихов разделяли многие тогда поэты-воронежцы. Однако главная тема, характерная для Тимошечкина: война. Военные стихи его точны психологически, они естественны и ненатужны. Очевидно, потому они заслуженно и не однажды входили в тематические антологические сборники поэзии, издававшиеся в Москве, печатались в альманахах «Поэзия» и «День поэзии». Тимошечкин, кроме того, весьма интересный поэт-пейзажист. Без него воронежская поэзия не может считаться полной». Из рекомендации в Союз писателей России. 1994 год. Николай Старшинов, поэт: «…я обратился к стихам участников войны - непрофессионалов. И нашел немало стихотворений, написанных ярко, правдиво, на высоком по поэтическом уровне, достойных быть включенными в любую военную антологию. Среди них особенно выделялись подлинной правдой, самостоятельностью стихи учителя истории из города Россошь Михаила Тимошечкина». Журнал «Новый мир» №5 за 1990 год. «А когда читаю стихи его, школьного историка, «Военный архив», и вижу его, склоненного над военными сводками и картами, полного желанием Найти среди дорог к Берлину И лично взятую версту - я сам заражаюсь этим желанием и сам хочу склониться над картой, найти свою версту, взятую с боем. Такое желание может вызвать только подлинная поэзия, поэзия не «свидетеля живого», а участника этих событий. Стихи Михаила Тимошечкина вошли в двенадцатитомную антологию «Венок славы», выпущенную к сорокалетию Победы. И в полувековой юбилей Победы «идут в атаку», помогают читателям увидеть настоящую войну, пройти ее дорогами, оценить подвиг нашего народа». "Литературная газета" от 9 мая 1995 года . Юлия Друнина, поэт: "Молодость души - вот что, наверное, главное в стихах ветеранов. Вечная молодость. Без нее нет поэзии. И сейчас чувствуешь юношеский задор в стихах Михаила Тимошечкина: О нет, я правда не нарушу И не скажу наоборот – Мне до сих пор пронзает душу: «Вперед! Тимошечкин, вперед!» Жестокая и героическая правда о войне! Многому она учит и прежде всего ненависти к фашизму, к захватчикам. Многое заставляет передумать, перечувствовать, понять». Газета «Правда» от 1 марта 1985 года. Александр Голубев, поэт: «Как-то в редакции "Подъема" встретились два самобытнейших человека: прославленная Мария Мордасова и поэт Михаил Тимошечкин. Я знал, что гость из Россоши не просто обожает народные песни, он их боготворит. Как будто на одном дыхании произнес он когда-то первоначальные строки запоминающегося стихотворения: Как только запоет Русланова «Вдоль по дорожке столбовой», Забуду все, что есть, и заново Услышу рядом голос твой. Что и говорить, русскому человеку песня - отрада в горькую минуту. А тут, глядя на вспыхнувшие глаза Тимошечкина при виде входившей Мордасовой, кажется, самим сердцем убедился во всепобеждающей магии великого таланта певицы из Воронежа. Они как-то сразу нашли общий язык, заговорили увлеченно о поэтической ладе, а точнее - единстве звучащего слова и музыки в народной песне. Долго говорили о фронтовых путях-дорогах, вспоминали послевоенную жизнь. В конце рабочего дня втроем мы вышли на улицу. С низких серых небес срывался тихий апрельский дождь: спорый, ласковый. Совсем немного времени оставалось до праздника Победы. Того самого праздника, который мои спутники приближали, как могли. Когда они расставались, Тимошечкин пожал певице руку и посмотрел в небо, радуясь дождю так, как это умеет делать только крестьянин». Журнал «Подъем» №9-10 за 1992 год. Леонид Череватенко, поэт: «Среди переводчиков стихов одного из великих украинских поэтов Евгена Плужника - Михаил Фёдорович Тимошечкин. Это выдающийся поэт современности, чьи творения вошли в итоговые антологии русской поэзии XX века». Газета "Литературная Украина" от 26 декабря 2002 года Николай Дорошенко, писатель: «Когда я читаю у Тимошечкина: А я боялся на войне, Чтоб сонным в плен не захватили И чтоб случайно не убили От взвода где-то в стороне... — то я понимаю, что это не придумано. Это обыкновенная русская правда о войне. И в эту правду мы не только верим. Мы её, какою бы она ни была, любим. Потому что — она теперь для нас уже самая родная» Газета "Российский писатель", №9-10, май 2009 год. Сергей Котькало, писатель : «У замечательного русского поэта, фронтовика-пехотинца Михаила Тимошечкина есть стихотворение "24 мая 1945 года". А вино по бокалам льется... Без бомбежки качается пол. Выдающиеся полководцы Обступили кремлевский стол. Пьют. Едят. В тесноте - не в обиде. Гениальная родственность лиц! Мир такого еще не видел: Восемь месяцев - восемь столиц! Звон хрустальный возносит тосты – За народ, за победный мир. Все - как надо. Все очень просто: Победили - справляют пир. Действительно, в нашей истории всё - как надо, всё очень просто и нам всем следует к Победе относиться уважительно и с почтением, "одной на всех" и "за ценой на постоять"! Газета "Российский писатель", №9-10, май 2009 года.
* * *
Такое вот совпадение: юность начиналась в бою. А позже книгой стихов "Бой" он входил в поэзию. Фронтовой солдатский окоп вложил в душу "одну, но пламенную страсть" - от имени своего героического поколения собственной жизнью и творчеством укреплять в нашем сознании высокое гражданское чувство - патриотизм. Ведь "ждут, чтоб кто-то их послушал, стихи солдата о войне". Обращаемся к ним, прежде всего, с понятным желанием встретить достоверное поэтическое свидетельство участника огненной сечи как документ времени. И встречаем. - Неожиданное признание - "...а я боялся на войне", "я подвигов в войне не совершал", пронзительное описание боя: Голое поле лежит за траншеями. Голову нечем прикрыть. Воины, воины с тонкими шеями, Вам ещё жить бы да жить, Вам бы расстаться с патронными сумками, Мокрую скинуть шинель... Но в небесах над командными пунктами Рвётся чужая шрапнель. Вам бы рвануться бы к жизни даруемой Через родимый порог... Мёрзлая озимь, железными струями Пули вскипают у ног... И картина солдатского привала: Упаду, измождённый, На винтовку щекой. Ах, как сладок законный, Разрешённый покой! Стихи о себе и о тех, кто воевал рядом. Стихи о народе на войне, о народной войне. До таких высот их поднимают запечатленные в строке правда жизни, а также требовательное поэтическое чувство, которые смогли выразить непоказную стойкость ратника в годину испытаний, когда ему народ вверил свою судьбу. Если речь идет о мужестве советского человека, отстоявшего Родину, спасшего мир от фашистской чумы, то не барабанящим криком, который не привлекает, а отталкивает читателя, особенно молодого, от патриотической лирики. В святая святых поэзии не допущена "красивых слов сухая шелуха". Уже в вышеприведенных строках чувствуется собранность и сосредоточенность мысли, строго подчиненные стремлению сказать о главном. Убеждая правдоподобием, впечатляет запоминающаяся точность в описании фронтового быта. Звучит в строке живое народное слово. Трогательной, человеческой искренностью, простой и в то же время яркой выразительностью берут за душу стихи Михаила Тимошечкина. Вчитаемся в одно из них, начинающееся бьющей по сердцу строкой: "Были это все живые люди". Оно - раздумье о судьбе своих односельчан, павших в битве под Москвой. Когда всматриваемся пытливо в исторические истины - разгром фашистских орд в Московской битве сорвал авантюристский план "молниеносной войны", развеял миф о "непобедимости германской армии" и положил начало краху рейха, - то понимаем, что первая победа нам далась особенно дорого. И стоила она тысяч жизней, в том числе земляков поэта, кого в июле сорок первого в селе провожали с хлебного поля на поле брани. Ждала их тяжкая ратная работа, и уже не на рубахах проступала соль - на солдатских гимнастёрках. И родились в поле у омётов, И встречают тут последний час. Мать-земля, родная с колыбели, Мягкую постель им приготовь. Новые - с иголочки - шинели Тёплая пропитывает кровь. Сложили головы пахари, но - не отступили, ведь позади была Москва, родимая воронежская Васильевка, родная страна. А они всю свою короткую жизнь придерживались одной заповеди: лишь бы только Родина жила. Мне не надо, братцы, ордена. Мне слава не нужна, А нужна, больна мне родина, Родная сторона! Военные стихи не просто стихи о войне. Они сложены, прежде всего, о жизни человеческой. А там, на передовой, - в окопе и в бою - человек виден яснее.
К нулю идет крестьян число. Лишь стариками и калеками Давно уж держится село... Вот так беспечно, беззаботно К последней подошли черте. "Кровушкой сердце облито" при виде того, как племя дёгтемазов под видом "переосмысливания" чернит историю Отечества, растлевая души поколений. Не кулаками по столу - По памяти веков Насилия апостолы Молотят в сто цепов. Не может молчать поэт, когда на его глазах "расформируют Россию и продадут с молотка». Да, криком делу не поможешь. Но и молчание, согласимся, не золото, не серебро. Вступаю с ней, с эпохой, в бой Отнюдь не ради личной славы - Рву душу памятью кровавой, Народа горестной судьбой... Петр ЧАЛЫЙ |