Наталья ЛЕВАНИНА, критик, литературовед, доктор филологических наук (Саратов)
Гид по Родине У каждого доброго дела есть своё лицо. Лицо доброго человека. Но не все его знают, потому что добрый человек – ещё и человек скромный. Он не демонстрирует свою персону. Он просто так живёт. Сколько раз ездили мы с семейством по Московской трассе мимо Пензы, пару раз по делам и из любопытства заезжали сюда; несколько раз навещали Лермонтова в его Тарханах (но это отдельный разговор!), и всё равно ощущение, что по усам текло, а в рот не попало! А в этом году всё было иначе. Потому что рядом был замечательный человек - мой друг, писатель Александр Васильевич Бурмистров, организатор и вдохновитель всех наших традиционных однодневных туристических марш-бросков по ближайшим краеведческим целям. Маршруты придумывает сам. Группы формируются по интересам и возможностям. Спасибо, что меня он регулярно соблазняет всё новыми и новыми поездками. Александр Васильевич даже однодневное путешествие на микроавтобусе превращает в увлекательное и познавательное приключение. Для него эти поездки - добровольно принятый на себя труд, а ещё - это повод повидаться с родными местами и способ набраться новых впечатлений для творчества. «Тот, кто ничего не делает для других – ничего не делает и для себя». Прав Гёте.
Вступление в экскурсию Пенза – ближайший сосед Саратова, расстояние между областными столицами приличное, более двухсот километров, а потому, наверное, каждый город сохранил свою самость, внешне мало влияя друг на друга. Саратов - порасхристаннее, погромогласнее, ну и покрупнее, конечно. Пенза уютнее и спокойнее, можно сказать - созерцательнее. Природа и климат в Пензе тоже более умеренные, сюда не залетают летом казахстанские суховеи и не разогревают город, до состояния раскалённой сковородки. Леса здесь богаче и обширнее, а реки, в отсутствии Волги, наоборот. Да и кто может с нею, матушкой, сравниться! Хотя Сура и Хопёр, а также одноимённая Пенза - вполне себе достойные реки. Степей и гор здесь нет совсем, зато есть овраги и равнины – взглядом не окинешь. «Город на семи оврагах», - шутят о своей Пензе местные. Но не так проста, эта скромница Пенза - небольшой город внутренней России с населением около полумиллиона человек. Судя по последней переписи 2024 года, число жителей (488299 чел.), увы, сокращается. Зато Пенза занимает почётное 12 место в списке из 15 лучших российских городов по качеству жизни. Между тем как Саратов, обладая бОльшим населением и возможностями, к сожалению, в десятке наихудших. Так как же не позаимствовать пензенский опыт в благоустройстве жизни! Как не поучиться уму-разуму?
Итак, снова едем. Неугомонный Александр Васильевич с волнением комментирует сегодняшний маршрут и просвещает, просвещает. Готовит ещё не вполне проснувшихся путешественников к встрече с любимыми местами. Судя по его интонации, здесь что ни шаг – сплошная уникальность! Даже обыкновенная вода – необыкновенная, а невероятно вкусная и полезная. Судите сами, призывает нас в свидетели Александр Васильевич: в Пензенской области учтено 532 родника, предположительно неучтенных источников еще около 1,5–2 тысяч. Часть из них являются водными памятниками природы. Оказывается, есть и такие! В пензенских родниках Молочный, Салолейка, Семь ключей и некоторых других, проименованных и почитаемых, вода вообще оценивается как целебная. Эти заповедные ключи посещают не только жители Пензенской области, но и приезжие из других регионов. Теперь понятно, почему в царские времена именно в красивейшей пензенской губернии даровались земли заслуженным российским гражданам? Более тысячи усадеб здесь было выстроено в ХIХ веке, что дало толчок развитию не только сельского хозяйства, но культуры и искусства. Даже чудом сохранившиеся руины на месте дворянских усадеб прошлого и сегодня поражают масштабом, вкусом, красотой. Спасать их государство, к сожалению, не торопится. А надо. Надо учиться настоящему государственному подходу у своих же людей. Потому что люди тут, простите за банальность, главное сокровище. Именно они нащупывают, расчищают, вкладываются своими деньгами в места силы, которыми так богата земля пензенская. Вот за что Господь и послал им одно из лучших мест на Земле - с приличным климатом, с живописными лесами и полноводными реками, с урожайной почвой, целебными родниками и чудодейственной рапОй. Не знаете, что такое рапА?- Это природная рассольная минеральная вода, по составу родственная с водой Мёртвого моря. Почитайте в Интернете. Обомлеете. Гарантирую. Мы, к сожалению, не успеем сегодня посетить ни Зубриловку, знаменитую усадьбу князей Голицыных в Тамалинском районе; ни усадьбу Александра Борисовича Куракина в Сердобском районе. В усадьбу Устиновых в селе Грабово Бессоновского района и Бековскую усадьбу Андриана Михайловича Устинова и его потомков мы с вами обязательно специально поедем. Уверяю вас, экскурсии по пензенским усадьбам – это что-то незабываемое. Даже учитывая то, в каком тяжёлом состоянии они сейчас находятся. А вы знаете, как называют в народе пензяков? – вдруг лукаво интересуется наш неутомимый проводник. - Вот сейчас и узнаете! Приехали! Пенза!
Это пермяки – солёны уши, а пензяки - толстопятые! Скульптурная композиция «Пензяк толстопятый» - установлена в самом центре города, на улице Московской. На ней изображён народный полководец Суворов, который с отеческим одобрением взирает на расположившегося у его подножия весёлого солдатика, который, судя по всему, в огне не горит и в воде не тонет! Авторы - пензенский скульптор Герман Феоктистов и заслуженный художник РФ Валерий Кузнецов - отлили в бронзе, с гордостью и любовью, по сути, репутацию своих славных предков. Идеей послужила история (миф, легенда!) о великом русском полководце Александре Васильевиче Суворове, фраза которого «Молодцы, пензяки толстопятые!» - была адресована пензенским солдатам. Согласно легенде, выходцы из-под Пензы при переходе через Альпы в 1799 году надели носки с двойной пяткой и благодаря этому не натёрли ноги, в отличие от других участников альпийского похода. А здоровые ноги в военном походе – первое дело! Было – не было - сейчас уже неважно. Так складывается репутация. Так намертво лепятся прозвища, не в лоб, а в глаз! Входят в сознание, остаются в стихах. Где сердце? Итак, пензяк. Какой он, заслуживший похвалу самого Суворова? Судя по скульптуре, смекалистый, сообразительный, даровитый. А ещё, добавлю от себя, щедрый, но скромный, отзывчивый на все стОящее, деятельно любящий свой город и свою Родину. Вот об этом и речь.
Музей одной картины. Но какой! Что характерно, здесь даже чиновники и (некогда) партийные функционеры начинают в пользу города фонтанировать диковинными идеями, им как будто и не свойственными. Так, появление в 2018 году «Пензяка толстопятого», скульптурной композиции, созданной на пожертвования местных предпринимателей, инициировал тогдашний губернатор. А, например, уникальный «Музей одной картины» придумал и воплотил в жизнь в 1983 году второй секретарь Пензенского обкома КПСС Георг Васильевич Мясников, создав себе, тем самым, ещё при жизни памятник рукотворный. Теперь музей носит его имя, а на здании музея открыта мемориальная доска, ему посвящённая. Но главное, этот облечённый властью человек своим нетривиальным поступком засвидетельствовал правоту толстовской мысли: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». А ведь Георг Васильевич Мясников сделал не «каплю», а незамерзающий океан добра! Счастливая судьба. Именно после открытия этого необычного музея, по мнению Д.С. Лихачёва, и начался «пензенский музейный ренессанс». Академик знал, о чём говорил. Такого музея, действительно, нет нигде в мире. Хотя идея и носилась в воздухе. Многие об этом думали и мечтали. А пензяки сделали. Музей одной картины вот уже более четырёх десятков лет стоит и работает на улице Кирова, в старинном особняке, который и сам является памятником русского зодчества второй половины XIX века. Ну, признайтесь, сколько раз, посещая знаменитые картинные галереи и художественные музеи, насытившись мощными эстетическими впечатлениями и огорчившись своими гудящими конечностями и слабыми физическими возможностями, вы капитулировали перед девятым валом всё новых и новых накатывающих шедевров, которые вы уже не в силах переварить? А ведь хочется углубления, созерцания и впечатления! Но нет, вперёд, дальше, не отставать от группы, надо освобождать зал для новых посетителей! В какой-то момент в Лувре ли, в Эрмитаже или Третьяковке ты понимаешь: такое художественное обилие тебе просто не под силу. Вот если бы выбрать один шедевр, прослушать толковый рассказ о его создании, о художнике, его написавшем, и человеке, изображённом на полотне, а потом, уже созрев для полноценной встречи, вдосталь постоять перед заинтересовавшей тебя картиной, подумать, оценить, напитаться состоявшейся встречей. Это то, чего ты ждёшь от произведения искусства. Это то, о чём, должно быть, мечтал (и мечтает!) каждый автор, создавая нечто исключительное. А в Пензе, в Музее одной картины, понимаешь: твои музейные мечтания – не блажь. Это понимание человеческой природы. Наконец, это требование настоящего искусства. И ведь, действительно, работает! Мне посчастливилось дважды побывать в этом уникальном месте, давно и недавно. Самое сильное впечатление получила в далёком 1988 году от встречи с картиной В.Л.Боровиковского«Портрет князя Куракина» (из собрания Государственного Русского музея). Могу засвидетельствовать: это, действительно, память на всю жизнь. И если бы не объём очерка, я бы долго могла описывать это своё впечатление от картины и неподражаемого мастерства старинного русского живописца, а также от явления самой картины в подлиннике, в небольшом зальчике, где разрешается от души потоптаться у картины и пережить до капельки охвативший тебя эстетический восторг. С момента открытия музея здесь выставлялись 23 картины и одна икона. Простите, не смогла (рука не поднялась!) для краткости «изъять» из перечня хоть одну из них. Появление каждой из них стало важным культурным событием для Пензы и её гостей: В.И. Суриков «Взятие снежного городка» (из собрания Государственного Русского музея) (в 1983 г.) Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (из собрания Государственного Русского музея) (в 1983 г.); П.А. Федотов «Сватовство майора» (из собрания Государственного Русского музея) (в 1984 г.); А.А. Пластов «Весна» (из собрания Государственной Третьяковской галереи) (в 1984 г.); В.Попков «Шинель отца» (из собрания Государственной Третьяковской галереи) (в 1985 г.); И.Я. Репин «Вечорницы» (из собрания Государственной Третьяковской галереи) (в 1985 г.); И.И. Шишкин «Корабельная роща» (из собрания Государственного Русского музея) (в 1986 г.);Тициан «Портрет молодой женщины» (из собрания Государственного Эрмитажа) (в 1987 г.); К. С. Петров-Водкин «После боя» (из собрания Музея Вооружённых Сил) (в 1987 г.); В.Л. Боровиковский «Портрет князя Куракина» (из собрания Государственного Русского музея) (в 1988 г.);А. К. Саврасов «Весенний день» (из собрания Владимирского художественного музея) (в 1989 г.); Рембрандт и Ян Викторс «Авраам и три ангела» (из собрания Государственного Эрмитажа) (в 1990 г.); В.М. Васнецов «Ковёр-самолет» (из собрания Нижегородского художественного музея) (в 1991 г.); И. И. Левитан «Октябрь» (из собрания Самарского художественного музея) (в 1992 г.); Б.М. Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина» (из собрания Государственного Русского музея) (в 1994 г.); Икона Казанской Божией Матери (из собрания Пензенской епархии) (в 2005—2009 гг.); И. И. Шишкин «Лес-осинник» (из собрания Пензенской картинной галереи) (в 2009—2013 гг.); Денис Санталов (Пенза, современный художник) «Храм строится…» (в 2013—2015 гг.); Франц Винтерхальтер «Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой» (из собрания Пензенской картинной галереи) (в 2015—2016 гг.); К.Д. Флавицкий «Княжна Тараканова» (авторское повторение из собрания Пензенской картинной галереи) (в 2016—2017 гг.); И. К. Макаров «Девочки-сёстры (Портрет Лизы и Наташи Араповых)» (из собрания Пензенской картинной галереи) (в 2017—2018 гг.); И.Е. Репин «Портрет священника Г. С. Петрова» (из собрания Пензенской картинной галереи) (в 2018—2019 гг.); И.К. Айвазовский «Приморский город. Вид Ялты» (из собрания Пензенской картинной галереи) (с 2019 г.); И.И. Левитан «Тишина» (2021-2023) (из собрания Государственного русского музея). Итак, это уникальный, единственный в России и мире (!) музей такого рода. Он не имеет постоянной экспозиции. Вниманию посетителей (зал рассчитан на 37 мест) представляется одно-единственное живописное полотно, конечно, того заслуживающее. Сеанс длится 45 минут. Подробный рассказ о самой картине предваряет увлекательная видеолекция о жизни и творчестве создавшего это произведение художника, о культуре той эпохи, когда жил и творил Мастер. По завершении фильма открывается занавес и взору публики предстаёт сама картина, показ которой сопровождается ненавязчивым пояснительным текстом и фоновой музыкой. К слову сказать, все литературно-музыкальные композиции пензенского музея были написаны и поставлены профессионалами высшей пробы - столичными сценаристами и режиссёрами. А текст читали лучшие из лучших: Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Олег Табаков, Ростислав Плятт. Вот такой космический уровень! К сожалению, ушли те мастера. Но Музей всё равно держится. По дороге к следующей точке нашего маршрута, Александр Васильевич Бурмистров не без гордости резюмировал: По версии российского издания журнала «Forbes» (2011) Пензенский музей одной картины входит в один из шести примечательных музеев мира (под №3), посвящённых одной вещи, которые заслуживают внимания каждого. Ну, если живопись – это «вещь», то тогда конечно… А Пензенский музей, безусловно, заслуживает внимания каждого просвещенного человека! В Пензе есть и традиционно устроенная Художественная галерея им. К.А. Савицкого. Она богата историей и экспонатами. Уверяю вас, тоже не разочарует. Но есть в Пензе и ещё, нечто совсем особенное… Сегодня мы там побываем. Называется «Легенда». Незабываемое впечатление гарантирую.
У любой легенды есть реальная история «Легенда» - это пригородный парк, но не просто парк, а один из крупнейших в мире Парк скульптур под открытым небом. Уникальным это место, это культурное пространство, сделали художники, съезжающиеся сюда со всего света охотно и с завидной регулярностью. Почему? - А потому что здесь хорошо. Хорошо живётся и работается, общается и дышится. Придуман и создан этот творческий Эдем талантливыми, любящими свой город людьми. А вы слышали о «Легенде» и её создателях? Если нет, расскажу с удовольствием, - улыбается Александр Бурмистов и без промедления начинает. - Некоторые авторы, пишущие об этом скульптурном парке, называют его единственным в России арт-курортом. Основания для такого утверждения есть. Ведь «Легенда» расположена на берегу Чистых прудов в живописном и благоустроенном месте. Здесь создана современная туристическая инфраструктура, оборудован пляж, беседки для пикника, игровая площадка для детей, обустроены прогулочные дорожки, действует гостиничный комплекс с ресторанами, бассейном и спа-центром (куда ж без него?). По парку и галерее проводятся обзорные экскурсии, можно посетить мастерские, в которых работают художники. «Легенда» расположена в двадцати километрах к северо-западу от Пензы и сюда удобно добраться на автомобиле. Но главное здесь, конечно, другое. Людей сюда привлекают уникальные произведения искусства, гармонично вписанные в восхитительный природный ландшафт. Скульптуры, кстати сказать, не любительские поделки, они созданы, без преувеличения, лучшими мастерами со всего мира. Здесь представлены более трёхсот скульптурных композиций, выполненных в разной стилистике и изсамых разных материалов: металла, гранита, дерева, бронзы и даже металлолома. Посвящены они общечеловеческим ценностям: «Семье и материнству», «Мифам и легендам мира», «Поэзии любви» и многим другим. И вы, буквально наткнувшись на одну из этих скульптур в лабиринтах парка, сможете вволю постоять около, подумать, полюбоваться, пофантазировать. Знаете, друзья, а на территории парка есть даже свой настоящий японский Сад камней, представляете? Он создан по инициативе и под руководством известного японского скульптора Сатору Такада. Кстати, этот каменный Сад – самый большой в мире, больше даже, чем в Киото, родном городе мастера. Размеры впечатляют: сорок на двадцать метров. Камни - карельский гранит и уральский мрамор. Территория Сада тоже открыта для людей. Здесь вообще всё и для всех открыто. А рядом расположена современная трёхэтажная художественная галерея. Восхитительное место! Здесь в семнадцати залах представлены картины, скульптуры и предметы искусства талантливых современных художников из России, Японии, Индии, Китая, Бельгии, Великобритании, Австралии и даже Африки. Произведения тех, кому повезло пожить и поработать в «Легенде». На территории Парка много всего диковинного. Например, Био-фонтан – кинетическая скульптура из нержавеющей стали высотой восемь метров. Фонтан этот окружён искусственным озером, вода из которого поступает в верхнюю часть фонтана, затем растекается по желобам и приводит в движение настоящую водяную мельницу! А из озера чистейшая вода стекает по реке в большой пруд. Чудо, да и только! В общем, вы поняли: место райское. А прибавьте к этому воздух, напоённый лесными ароматами, живописную берёзовую рощу чуть поодаль, озеро с прозрачной водой и природный целебный источник, бьющий мощной струёй из глубины земли, - и картина маслом готова. Надо ехать и смотреть! Поехали!
А как зарождалась «Легенда»? Вот как об истории парка и его достопримечательностях рассказывает директор галереи “Арт-Пенза”, художник и скульптор Валентина Дусавицкая: «Идея возникла в 2008 году. Мы с супругом Юрием Ткаченко (скульптором и Заслуженным художником России, а сейчас директором парка “Легенда”) постоянно выезжали на симпозиумы, где общались с художниками из разных стран. И у нас зародилась идея организовать в Пензе что-либо подобное. В тот же год мы встретили человека, которому небезразлично искусство... К нам не попадают случайные люди. Перед тем как художник приезжает сюда, он выставляет на конкурс свою работу, и если этап успешно пройден, то это стопроцентная победа… Мы приглашаем уже состоявшихся профессионалов, художников с мировым именем. Многие гости впоследствии рассказывают нам, что именно здесь они сделали свою лучшую работу». Итак, началось всё с идеи. Всё могло ею же и закончиться, если бы не встретили талантливые, но непрактичные и небогатые художники нужного человека. Состоятельного, культурного и щедрого. Сочетание, согласитесь, редкое. Имя человека, который доверился художникам и согласился вложить свои кровные в этот нетривиальный проект, - Константин Михайлович Волков. В Пензе его хорошо знают. Он предприниматель, управляющий компанией «Госстрой». Волков, конечно, облечён разными постами и завален важными делами, но главное, Константин Михайлович - человек, способный на поступок, умеющий принимать решения, идущие во благо не только себе, но и людям. Умение зарабатывать деньги тоже не всем дано. Но способность видеть перспективу, осуществлять логистику, организовать художественный проект мирового уровня – это почерк человека выдающегося. Да, идея создать парк скульптур под красивым пензенским небом могла прийти в голову только профессиональным художникам (она и пришла!); именно они, что естественно, взяли на себя и конкурсный отбор участников. Всё это тоже очень непросто и поклон им за это. Но уверена, что сам практический алгоритм воплощения этой мечты-идеи принадлежал именно Константину Волкову. Мы все помним это похабное время - нулевые-роковые. Сколько бед оно принесло людям! Сколько невостребованных артистов, писателей, учёных уничтожило! Нулевые - тяжелейшее время и для большинства живописцев и скульпторов. Как помочь художникам? Как поддержать их? Как дать возможность выставляться и развиваться? - Вот какую задачу государственной важности решали тогда создатели «Легенды». Рисковал ли Волков? – Несомненно. Любой оригинальный проект – это всегда риск, а тем более проект, связанный с творчеством и людьми, в нём живущими. И всё-таки Константин Михайлович поддержал морально и материально эту невероятную идею. Что прекрасно его характеризует. Это был смелый поступок свободного человека. Почему проект выстрелил и оказался не одноразовым экспериментом, а долгосрочно-успешным начинанием? - Чутьё предпринимателя? - Конечно. Но, думается, что сработала тут добрая суть самой благотворительности. Ведь изначально у авторов проекта было желание помочь отчаянно нуждающимся российским художникам, ну и, конечно, прославить свой родной город. Что же придумали авторы «Легенды»? Как всё организовали? Во-первых, Константин Волков создал прошедшим конкурс художникам отличные условия для жизни и творчества в своём пансионате. Пусть на время. На месяц. Но и это благо великое. Он распахнул для них свой райский уголок – пансионат и огромный парк на берегу Чистых Прудов. Щедрый хозяин пригласил мастеров пожить и поработать вволюшку, не думая о бытовых проблемах. Предоставил им материалы для творчества, жильё и питание, оплатил транспортные расходы, а мастерам оставалось только творить вволюшку, обмениваться идеями с коллегами и создавать свои произведения на заданную тему. Условие было только одно: всё, сотворённое здесь, скульпторы и живописцы оставляют тут же, в парке и галерее. Бизнес? – Несомненно. Но и участники пензенских симпозиумов не в накладе. В итоге они получили уникальный личный опыт и постоянное выставочное место, замечательное не только по дивному ландшафту и культурному контексту, но и по доступности своих произведений для людей. Статистика свидетельствует: Парк скульптур в год посещают более тридцати тысяч человек. Тогда, в далёком 2008 году, здесь собралась первая, «пробная», группа скульпторов - участников международного симпозиума «Осень. Пенза. Вдохновение». Через двадцать дней творцы из полусотни стран разъехались, оставив созданные за это время работы и заложив начало «Легенды». И теперь, каждый год, выдержав немалый конкурс, сюда, как лосось на нерест, съезжаются художники и скульпторы из разных уголков планеты, чтобы провести самый чудесный месяц своей жизни. Так под Пензой образовалось новое место притяжения, место силы, по сути, и появилась крупнейшая в стране коллекция скульптур под открытым небом. Живописные произведения, более 3000 картин, выставляются тут же, в художественной галерее. В пензенских симпозиумах уже приняли участие более 220 мастеров из 72 стран мира. Сегодня парк «Легенда» - полностью оправдывает своё название. В 2013 году он попал в пятёрку главных достопримечательностей Приволжского федерального округа и занял третье место на всероссийском конкурсе достопримечательностей страны «Россия-10». А Международные скульптурные симпозиумы «Осень. Вдохновение. Пенза» с 2012 года проводятся под эгидой ЮНЕСКО. Так закончился рисковый эксперимент, и продолжилась жизнь красивой идеи. Продолжилось плетение той золотой цепочки, самой дорогой и надёжной, с помощью которой люди связывают себя друг с другом, образуя творческое сообщество и формируя уникальную среду обитания.
Беково- Квебеково Время в «Легенде» летит быстро. Здесь столько всего интересного, что недели не хватит даже для беглого знакомства с её художественными сокровищами. Но Александр Васильевич нас торопит, он что-то ещё на сегодня приготовил. - А вы пробовали кленовый сироп? – неожиданно интересуется наш неугомонный экскурсовод, когда все мы, наконец, расселись по своим местам. – Очень вкусно. И полезно. Между прочим, его делают рядом с моей родной Сосновкой. Туда мы сейчас и отправимся. Кстати, рабочий посёлок Беково, где производят этот продукт, народ в шутку уже окрестил «КвеБеково». Да-да, созвучно канадской провинции Квебек, где делается бОльшая часть кленового сиропа в мире. И вот здесь, на берегах Хопра, где в лесах растёт огромное количество клёнов, мои земляки - отец и сын, Сергей и Александр Анашины, в партнёрстве с московским бизнесменом Иваном Меркуловым, организовали производство этого диковинного для России продукта. Экскурсионный народ возбудился: «А купить можно будет? Цена нормальная?» – Александр Васильевич успокоил: купить сироп можно и нужно, всё разумно по цене и качеству. Там, при производстве, есть магазинчик, кУпите без наценки. Кстати, подглядывая в заготовленный листочек, наш проводник огласил весь список достоинств местного продукта: в пензенском, полностью натуральном, кленовом сиропе содержится целый набор витаминов и микроэлементов. Повара в ресторанах используют сироп для приготовления завтраков: поливают блины, оладьи, вафли. А также из него готовят крем-карамель, мороженое, ириски, йогурты, применяют как глазурь для запечённого в духовке мяса. Он хорошо сочетается со стейками и креветками, добавляется в крем-супы и супы-пюре. Сироп подходит как ингредиент для коктейлей и для консервации фруктов. Вот какой замечательный сиропчик делают мои земляки! – с гордостью подытожил наш замечательный экскурсовод. - Не хуже канадского! Народ дружно решил отовариться. ...На подъезде к поселку Беково за окном промелькнул указатель «Кленоварня» (русский язык всему подыщет правильное название). Нам туда. Если коротко, то, вроде бы, случайная идея сварить кленовый сироп пришла отцу семейства Анашиных – Сергею. Как-то ранней весной, ради эксперимента, собрав в подмосковной роще ведро кленового сока, он вместе с сыном Александром сварил свой первый кленовый сироп прямо на своей даче в Зеленограде. Эксперимент удался. Теперь к этой идее захотелось приделать ноги – т.е. добыть деньги и попытаться открыть хоть небольшое производство в Пензенской области, откуда была родом их семья. Ведь там, по воспоминаниям Сергея, всегда росло много клёнов. А работы для местных нет совсем. Сёла пустеют, народ либо вымирает, либо разъезжается. Для запуска проекта Анашины сделали правильный шаг - нашли нужного человека. Они пригласили в партнёры и инвесторы знакомого предпринимателя Ивана Меркулова. Иван к тому моменту много лет уже был, что называется, в теме: он один из создателей Национальной ассоциации производителей и поставщиков региональных продуктов питания (кстати, а вы слышали о ней? Я - нет). Так вот, Иван Меркулов заинтересовался этим сладким проектом и вскоре с Анашиным-младшим отправился прямиком в Канаду, на родину кленового сиропа, перенимать опыт, изучать технологию и добывать заморское оборудование. Канадцы, к слову сказать, оказались дружественными и гостеприимными. Поделились опытом и продали оборудование. Видимо, не поверили в успех русской затеи. Иван за это оборудование выложил немалую сумму личных денег. Миссия удалась. Вернулись наши путешественники вооружёнными техникой и идеями. Оставалось только в Пензенской обезлюдевшей глубинке найти работников, выкупить землю, арендовать кленовый лес и наладить производство экзотического продукта. Всего-то! Но, знаете, невероятно, но у них и это получилось! Понятно, что скоро только сказка сказывается и слепые котята родятся, а дела, связанные с организаций нового производства, просто и быстро не делаются. Действительно, это был огромный труд людей, которые буквально впряглись в проект, отказавшись от своей прежней налаженной и вполне успешной жизни, рискуя проиграть буквально на каждом шагу и по всем позициям. Но лозунг смелых и решительных никто не отменял: «Боишься – не делай, делаешь – не бойся!» Мужики не убоялись. Уважение вызывает то, что сотворили эти люди в практически сдохшей русской глубинке. Говоря высоким штилем: они, действительно, вдохнули в неё жизнь. Эти столичные бизнесмены личным примером (а по-другому здесь никак!) смогли убедить своих земляков, что всё всерьёз и всё получится. Эти рисковые люди не просто стали зарабатывать тут деньги (у них и в благоустроенной столице это неплохо получалось!), они пошли дальше и личным опытом, на практике отработали алгоритм возвращения к жизни и труду обезлюдевшие русские пространства и потерявших ориентир людей. Как любое серьёзное дело, проект потребовал от руководителей постоянного личного присутствия на производстве. По сути, вернулись в родные пензенские места отец и сын Анашины с семьями. Иван Меркулов, москвич с многолетним стажем, тоже переселился со своим семейством в Сурки. Это, наверное, было самым важным и трудным, но, действительно, необходимым решением. Теперь вкладывались не просто деньги - в дело вкладывалась сама жизнь. Потому и поверили им люди, оттого и пошли за ними. По словам Сергея Анашина, в кратчайшие сроки - всего за четыре месяца - в лесу, около села Сосновка, Бековского района, на площади 90 гектаров, была проложена автоматизированная вакуумная система трубок «Кленопровод», которая всегда считалась классической канадской технологией. Приступив к работе 1 декабря 2017 года, уже в конце марта 2018-го, перед самым началом сезона сбора сока, создателям пензенской кленоварни удалось связать в единую сеть 14 тысяч деревьев. И всё это было делом рук простых жителей района, которые смогли освоить и запустить не простую заокеанскую технологию. Я не буду утомлять вас техническими подробностями и описанием сложностей производства, всё это, понятное дело, было и есть, скажу только: проект сработал. Он, слава Богу, живёт, развивается и реально кормит людей. И ещё, тоже важное. Посёлок Сурки, где обосновалась «Сосновская СОТА» (о названии расскажу чуть позже) был обычной умирающей территорией, в которой к началу проекта оставалось три (!) жилых дома из прежних двадцати пяти. Правда, посёлок этот, спасибо советской власти, был газифицирован и имел централизованное водоснабжение. И настоящая удача: вдоль посёлка здесь проходит трасса регионального значения, а на расстоянии одного километра от посёлка находится станция железной дороги, на которой останавливаются пассажирские поезда дальнего следования. Бинго! Повезло, конечно. Но везёт тому, кто и сам везёт. Всё это и позволило проекту заработать так невероятно быстро. А Иван Меркулов мыслил перспективно и дерзко, не обращая внимания на реально дохлую статистику по населению. Он поставил целью создать здесь такой коллективный формат хозяйства, которое имело бы экономические перспективы не просто в масштабах отдельного региона или даже всей России, а сразу – на мировом уровне. Во как! Нереально? – Да. Фантастично? – Конечно. А почему, собственно? Ведь в благословенной Пензе подходящая земля и хорошие климатические условия. Руководство области и района тоже оказалось продвинутым и не возражало против экзотической идеи варить кленовый сироп. Более того, убедившись в надёжности заезжих производителей, принялось помогать. Правда, как всегда, есть нюансик: кленовый сироп - сезонный продукт, получаемый только в период сокотечения деревьев. А это 30–40 дней в феврале-марте. А значит, порешил неугомонный Иван, надо развивать проект и заняться ещё… ремонтантной малиной, например. Она здесь тоже хорошо растёт. Делать можно не только кленовый, но и малиновый сироп. Чем он хуже кленового? А ещё одним продуктом могут быть кабачки, они тоже здесь дают отличный урожай. Надо только сделать так, чтобы пензенские кабачки удовлетворяли мировым стандартам детского и диетического питания. А можно ещё заниматься производством курятины, причём птицы должны непременно находиться на свободном выгуле, чтобы обеспечивать высокое качество своего куриного мяса. Про местную свинину тоже надо подумать… Вот как размечтался Иван! Но он не просто размечтался, он, умница, всё рассчитал, убедил и организовал; сумел соединить свой богатый опыт сразу с несколькими, длящимися теперь целый год проектами. А опыт Ивану Меркулову подсказывал: надо ориентироваться на те местные продукты питания, которые экономически эффективнее производить именно в формате кооператива, коллективного хозяйства. Но работников поначалу не было даже на кооператив. Иван, однако, верил в свою идею, надеялся, что народ потянется. Ведь землица-то родная, и она есть! А деньги он платить будет. И опять он оказался прав. Постепенно нашлись работники. Иван Меркулов говорит: "Всё делалось руками людей из соседних посёлков, которые искали работу в родном регионе, или тех, кто приезжал навестить родственников и постепенно вовлекался в процесс. Мы собирали не предпринимателей, а обычных людей, у которых по глазам было видно, что они хотят в своей жизни что-то поменять. Кооператив — это ведь большой улей, муравейник, где каждый может найти своё место". Итак, невероятно, но факт: буквально на старте проекта, запущенного прямо в чистом поле, в течение 2017–2020 годов, Меркулову со-товарищи удалось наладить работу сразу по трём продуктам: кленовому сиропу, малине и кабачкам! И уже к концу 2020 года в кооператив вошли 14 крестьянско-фермерских хозяйств и две компании — "Пензенские кленоварни" и торговый дом "Грин пипл" (куда ж без пиплов-то в российской глубинке!). Кооператив развивался поначалу, в основном, за счёт частных инвестиций. Иван вложил в свой проект с момента его запуска более 50 миллионов рублей собственных средств. Но со временем, что отрадно, к проекту присоединилось и государство! По региональной программе для начинающих фермеров одиннадцать участников кооператива получили гранты в размере до 1,8 миллиона рублей. Теперь это стал полноценный развивающийся проект на основе общественно-государственного взаимодействия. В поселке Сурки сейчас строится опорное предприятие – комбинат по переработке малины площадью 1700 кв. м., с холодным и горячим цехами. На эти цели получен грант в размере 60 миллионов рублей. В разработке находится уже более 20 видов продукции из бековской малины. И других планов у организаторов производства, как всегда, громадьё! "Планы расписаны на пять лет вперёд. В них есть место и развитию гастрономического туризма — уже сейчас нас посещают больше тысячи человек в год, — и открытию первого кооперативного магазина, и масштабированию проекта коллективного хозяйства на другие регионы России", — продолжает планировать Иван. И прогнозирует, что до 2030 года число участников кооператива увеличится до 250, а их общая годовая выручка превысит 1 миллиард рублей. Хочется верить, что так и будет. Ведь теперь уже очевидно: люди пошли за Иваном Меркуловым. Поверили и пошли. Кто-то из ранее уехавших местных вернулся. Действительно, с Иваном работать можно. Он готов делиться идеями и давать потенциальным партнерам всё необходимое: выделять участки, обеспечивать материалами и заключать с кооператорами договоры на поставку сырья. И опять та же ситуация. Идея производства кленового сиропа пришла от людей. То, что называется снизу. А поддержана и развита была умным и щедрым предпринимателем. Скажу честно, впечатлил меня Иван Меркулов не только своей расторопностью и практичностью, но по-настоящему государственным подходом к проблеме, которой тяжело болеет в последние десятилетия наша провинция, - проблеме организации труда и восстановления жизни на заброшенных русских территориях. Он - практик, организатор, философ новых дел, политик в лучшем смысле этого слова. А главное, его планы - это не утопия, его идеи прошли полевую апробацию и успешно действуют. Он, действительно, помог реальным людям на некогда заброшенной земле. Его опыт надо тиражировать. К нему очередь должна стоять из ходоков. Про него надо рассказывать людям. Что я и делаю, с удовольствием нарушая композицию своего очерка.
Иван Меркулов и его СОТА, пробивающаяся сквозь капиталистический асфальт В проекте СОТА, как говорит Иван Меркулов, нет ничего нового, кроме названия. Оно представляет собой аббревиатуру, образованную от словосочетания «Сельскохозяйственная Общественная Территориальная Агроплатформа». Сокращение «СОТА» легко осознаётся носителями языка как ячейка, часть некой стройной системы. Пока «СОТА» одна – Сосновская, названная по имени сельсовета, на территории которого реализуется проект. Но Иван убеждён: в перспективе «СОТА» может быть растиражирована до 25000 проектов – по числу сельсоветов в России. Можно ли нормально жить на селе, не работая в агрохолдинге, не являясь предпринимателем и не владея бензозаправкой? Могут ли среднестатистические граждане зарабатывать своим трудом на земле? - «Могут, – твёрдо отвечает Иван Меркулов, – если они объединены определённым образом. Светлое будущее есть, если есть люди, которые хотят его построить, но нужна эффективная модель. СОТА – это объединение для людей, которые хотят работать, готовы направить свою энергию на добросовестный труд». Конечно, у СОТА – своя специфика. "Понятно, что для производства пшеницы, рапса, множества других индустриальных сельхозпродуктов нужно создавать привычный агропромышленный комплекс, который объединит десятки тысяч гектаров земли, самые современные технологии и так далее. Но для производства значительной товарной массы натуральных продуктов питания, требующих ручного труда, специфического ухода, сложного сбора, лучше всего подойдёт кооперация с объединением небольших земельных наделов. В этом понимании нет ничего нового, и мировая практика это лишь подтверждает", — убеждён Иван Меркулов. К продуктам, которые лучше производить в таком формате, Иван относит ягоды, премиальные фрукты и овощи, натуральные белковые товары. То есть ровно то, что и было выбрано для производства в Пензенской области. «Это у меня третий продуктовый проект, – рассказывает идеолог и руководитель проекта Иван Меркулов. – Я интуитивно искал место приложения усилий, чтобы дособирать современную модель сотрудничества на земле для производства региональных продуктов. Даже название долгое время не могло сформироваться: община и колхоз – устарели, кооператив – у многих вызывает отторжение, кибуц, коммуна – уже заняты. Было понятно, что нужна очень качественная сборка всего того, что наработано успешного в России и за рубежом, нужна модель, переложенная на существующую реальность, людей, законодательство и успешный, работающий прототип и правильное название». Так родилась СОТА. И теперь в Пензенской области, в Бековском районе, вот уже восьмой год, успешно реализуется пилотный проект, который может вывести на новый уровень отечественное сельское хозяйство, принципиально улучшить положение людей в нём и вдохнуть жизнь в умирающие села. Опыт есть, и он впечатляет. Ау, федеральные министры! Пензенский проект вырос из региональных масштабов и давно перерос их. Его надо тиражировать! Он работает! Ивана – во власть! - скандировал наш впечатлённый автобус на обратном пути, переваривая полученную информацию и позвякивая нарядными бутылочками с кленовым сиропом. – Пензяки – мо-лод-цы! На таком неожиданно революционном подъёме мы и закончили наше однодневное путешествие в Пензу. И кто бы мог подумать! Впрочем, наш замечательный проводник, судя по его загадочной улыбке, в этом и не сомневался. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||