27 февраля - день рождения выдающегося русского поэта Виктора Лапшина (1944–2010)
Наталья ЛЕВАНИНА, критик, литературовед, доктор филологических наук (Саратов)
Поэзия Виктора Михайловича Лапшина не обманывает – в ней есть то, к чему приучен читатель русских классических стихов, и чего исподволь ждёт и от современной поэзии – слова о жизни, рождённого поэтическим откровением. Магия стиха соединяется у него с силой любомудрия и создаёт какое-то удивительно свежее, весеннее впечатление, но не в том смысле, что радостен и приподнят пафос его творчества, а в том, что талант, как и природа, всегда внове, всегда волнует. Не отрекается Лапшин от своих литературных корней – они ощутимы, как ощутим идеал, подвигающий его на творчество. «Корни» эти не теснят авторского естества, образуя с его словом и интонацией органичный и оригинальный союз. Какие только имена не вспоминаются критикой в связи с творчеством В. Лапшина! И.Бунин, Вяч.Иванов, В.Хлебников, А.Ремизов, Н.Клюев (В. Кожинов); Ф.Тютчев, Ап. Майков, Н.Щербина, В.Бенедиктов, Н.Некрасов, А.Блок, Н.Заболоцкий, Ю. Кузнецов (И. Роднянская). Как часто подлости своей Кто осудил меня во мне / Навеки?.. Попробуйте ответить на этот вопрос, если душа ваша действительно взволновалась словом поэта. Меня поэзия Виктора Лапшина трогает живыми токами, постоянно идущими от его слова, нравственным импульсом, естественным и мучительным одновременно. Он не изображал из себя поэта, именно так он и жил – открыто, уязвимо, трудно. Его жизнь и творчество, бесконечно развиваясь, были постоянны в одном: неослабевающей силе нравственного напряжения. Чувство вины, стыда, боль пораженной совести как бы изначально присутствуют во всем, о чём пишет Лапшин, будь то ощущение белой ночи («Белая ночь») или описание весны («Грачи, мой милый, прилетели…»), картина летнего вечера («Вечер») или зарисовка грозы («Лесные голуби стонали…») Поэту свойственно серьезное отношение к слову. Убеждение его героя – «Не олово слово – сдержу своё слово!» («Васька Буслаев») – это и авторская позиция. Надёжность слова обеспечена жизненными принципами автора, которых он не только не скрывает, но и открыто кладет в основу многих своих произведений («Василиса», «Мой друг! Мой брат! Такое дело…», «Сума»).
Лапшина отличает какая-то вековая память слова, он не боится употреблять «ветхие глаголы», почитая их «питомцами вещего огня»: Душа же надеждой оставлена, … И за тайной без тайны спеша, Образ мира для Виктора Лапшина – это, во многом, именно жизнь природы, навсегда сопряжённой с состоянием человеческого духа. И не то чтобы поэт просто одушевлял природу, рисуя ее то в созерцательной статике («Зной»), то в полной внутреннего смысла динамике («Как зыбко все! Мерцает даль…», «Предзимье»), - природа для Лапшина – это некая чутко реагирующая на человека живая субстанция, издавна включенная поэтом в круг самых интимных нравственно-философских переживаний: … Роще шептать – не вышептать, ключ не угомонить… Так кто же он, лирический герой Виктора Лапшина? Чего в нем больше - рефлексирующего философа, поставившего себе целью мысль разрешить, или природного человека, способного напитываться из заповедной быстрины жизни и вдохновляться ею? Думается, что бессмысленно их разделять. Поэт един. У лукоморья древний бор – Туда лишь ветру досягнуть, И мирно катится река На берегах её щедрот И брата брат не оскорбит, Ударь кого-нибудь, изволь – Ты не избегнешь тумака Где тайный люд – не укажи: И ежели известен путь – Идиллия, скажете вы. Не в духе нашего времени. Но почему тогда лирический герой Лапшина чаще всего предстает перед нами с «суровым» ликом, а его дума о грядущем «грозна» и бесприютна, – одним словом, почему авторское мироощущение столь серьезно и драматично? («Незнакомка», «Вихрь»…) Сирый герой Лапшина чаще всего не ищет контактов с миром, более того, он стремится к уединению. Слаба и ненадежна его связь с бытом, текучкой, сиюминутностью. Его родная почва – былина, миф, история. Его душа живет не в малогабаритной клетушке, а в преданьях старины глубокой. Вот почему сколь мучительны, столь и желанны для героя Лапшина прощание, уход, одиночество. А молчаливая природа гораздо понятнее и соразмернее его душе, чем шумные сородичи, живущие рядом. Почему? Ответ очевиден: а кто бы выбрал другое? Уж точно, не поэт. Творчество для Лапшина – не просто поиск гармонии, но и внутренняя эмиграция, уход от тяжёлых жизненных обстоятельств; не одоление их, не слитность с ними, а благородная, изысканная, но отстраненность от них. Всеобщность и космичность его медитаций – это своего рода убежище от мозаичности и непредсказуемости реальной жизни. При этом, конечно, повышается роль литературной традиции, которая хоть и несколько отгораживает от сырой и вульгарной жизни, зато позволяет усмотреть в ней (пусть теоретически!) знаки всеобщей культуры. А пока тонкая философичность, изящество формы и архаическая инструментовка лапшинского стиха не то чтобы не пропускают совсем, скорее – строго отфильтровывает реальные коллизии. Конечно, литература по природе своей вторична, и художник всегда тщательно отбирает факты. Поэзия и вообще, как говаривал Белинский, «царство субъективности», где на первом плане личность, а отнюдь не «внешняя реальность». Вот и Пастернак о том же: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой». Конечно, робость перед действительностью может обернуться излишней мастеровитостью и рассудочностью, которые вовсе не в природе поэзии. Не зря Николаю Рубцову, рецензировавшему стихи начинающего поэта, не хватило в них простоты и органичности. В этих робких стихах, действительно, ещё ощутима сковывающая поэта боязнь банальностей, которая, кстати говоря, и является мощным источником, их порождающим. Порой несколько шокируют его романтические излишества («Перекати-поле»), а попытка преподать урок на фольклорном материале грешит прямолинейным дидактизмом, и потому убеждает не всегда и не вполне («Сума», «Василиса», «Васька Буслаев»).
Но, как говорится, Шли годы… Лапшин много работал и учился у лучших. В итоге созрел в настоящего Мастера. Судите сами: Без них ты из дому ни шагу, Хотя ты не сидел без дела, Другим ты был не очень нужен, Детей не спрашивал ты: «Чьи вы?» — Жизнь коротал ты одиноко, Виктору Михайловичу Лапшину удалось написать несколько стихотворений, без которых хрестоматийная антология русской поэзии ХХ века не будет полной. Он Поэт. Состоявшийся. Настоящий. И это главное. В НЕТЯХ И ещё одно. В заключение: ТЬМА По нашу душу… Наталья Леванина (Тяпугина) - автор около двухсот художественных, научных и литературно-критических работ. Публиковалась в журналах «Москва», «Наш современник», «Октябрь», «Волга», «Дон», «Волга - XXI век», «Крещатик», «Литература в школе», «Женский мир» (США); альманахах «Саратов литературный», «Краснодар литературный», «Мирвори» (Израиль), «Эдита» (Германия), «Другой берег» и др. Лауреат литературного конкурса им. М.Н. Алексеева, Международного конкурса литературоведческих, культурологических и киноведческих работ, посвященного А.П. Чехову, и др. |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
|
||||