Секретариат правления Союза писателей России и редакция "Российского писателя" от всей души поздравляют замечательного русского поэта Виктора Глебовича Верстакова с 70-летием!
Желаем крепкого здоровья, душевного подъема и новых поэтических открытий!
Пётр ТКАЧЕНКО, литературный критик, публицист, прозаик
Теперь поэты трудноразличимы. И не только потому, что их светящиеся во тьме строчки тонут и гаснут в интернетном мусоре. В конце концов поэт может затеряться в равной мере – как в безбрежном интернетном пространстве, так и среди бумажного хлама. Поэты трудноразличимы теперь из-за невнятного состояния нашего общественного сознания. По причине того морока, который неизбежно охватывает людей после всяких больших потрясений, и который всё ещё не проходит. Но это вовсе не значит, что поэтов теперь нет, никем не званых, что они не несут незримо, но безропотно и бережно свой крест. А то, что общество их не слышит или еле слышит, это в большей мере характеризует не поэтов, а общество, нас. Но поколение, не знающее своих поэтов, в конечном счёте обречено. Не пишущих вообще, коих всегда легион, а поэтов. Тех, кто хранит духовную сущность человеческого бытия, кто удерживает связь времён, «храня священную любовь, твердя старинные обеты» (А. Блок). Об этом приходится говорить снова и снова, так как я сочувствую новым людям, – свободным, юным, статным, приходящим в этот мир для его познания и свершений. Сочувствую ввиду усложнившихся информационных технологий, примата над всем остальным, «цивилизации», которая, как правило, загромождает, а не объясняет мир. В самом деле, как не утонуть в этом океане строчек, как отличить слова живые и мёртвые? Как понять, зачем и почему человек говорит неестественной рифмованной речью «как апостол или идиот»? (Ю. Кузнецов). Поэта Виктора Верстакова, своего ровесника мне довелось узнать в самом начале его поэтического пути. Помнится его первая книжка «Традиция», вышедшая в 1975 году в издательстве «Современник», в серии для молодых авторов. Меня, в то время литераторствующего лейтенанта после Владикавказского высшего военного училища она поразила прежде всего тем, что это была книжка курсанта. Мыслимое ли дело, курсант выпускает в центральном издательстве книжку. Это был исключительный случай – и тогда, и позже. Может быть, единственный в своём роде. Подумалось, что автор её – какой-то баловень судьбы. Тем более, что стихи были как стихи, правильные и старательные, не хуже, чем у других стихотворцев. Видимо, Виктор Верстаков, так удачно начавший, стал бы со временем видным литератором, большим редактором, а по этикету тех времён – по совместительству и государственным деятелем. Но этого не произошло. Он стал поэтом, истинным. О, знать бы нам заранее, что произойдёт и с ним, и со всеми нами. Но, по счастью, заранее этого знать в любые времена никому не дано… Виктор Глебович родился в офицерской семье, фронтовика-танкиста. Детство прошло, понятно, по военным гарнизонам. В городе Шуе Ивановской области закончил среднюю школу № 2. Учился в Московском авиационном институте. Закончил военную академию имени Дзержинского. Служил на инженерных должностях в подразделении связи Генштаба. В самом начале офицерской службы ему опять повезло. Может быть, время было такое, что тогда происходили счастливые случайности… Ещё лейтенантом он попадает в военный отдел центральной, в то время авторитетной газеты «Правда». Специальным корреспондентом. Примечательны обстоятельства его перехода в военную журналистику. В то время он уже выступал со стихами в военной печати. Редактор же военного отдела газеты «Правда» Тимур Гайдар (позже – контр-адмирал) был убеждён в том, что человек пишущий приличные стихи, может в этой жизни всё… Были такие романтические, в добром смысле наивные люди. Прочитав стихи Виктора Верстакова, Тимур Гайдар послал телеграмму молодому офицеру: зайти в редакцию. Естественно поэт подумал, что это какая-то шутка или розыгрыш. Но в редакцию зашёл. Так для Виктора Верстакова началась служба военного журналиста. А это – постоянные командировки в войска и на флоты. Это – знание истинного состояния Вооружённых Сил, их духа и их проблем. Но крутой поворот в его творческой судьбе и в жизни произошёл с началом Афганской войны в 1979 году. Как спецкор «Правды» он постоянно летал туда, «за речку». Хлебнул этой войны не только как журналист. Эта необъявленная, нежданная и трудно постижимая война стала потрясением как для людей военных, так и для всего общества. И поскольку её пытались утаить, правда о ней вылилась в уникальное явление – авторские воинские песни, исполняемые под гитару. Здесь талант Виктора Верстакова неожиданно раскрылся в полной мере. Теперь он выступал с гитарой и это было оправдано, так как эти песни вдруг получили широкое распространение в магнитофонных кассетах, оказались очень популярными в обществе. Я стал собирать эти песни, впервые издав их сначала в «Молодой гвардии» («Когда поют солдаты»), а потом и в других издательствах. Песни Виктора Верстакова в этом песенном море отличались высоким поэтическим уровнем и глубиной: «Пылает город Кандагар/ живым уйти нельзя./ И всё-таки: Аллах акбар, Аллах акбар, друзья…». Наверное, это и есть безусловный и высший показатель, критерий оценки поэта, когда его творения сами, уже без его участия расходятся среди людей, поются по велению души: Горит звезда над городом Кабулом, …И я лежу, смотрю как остывает И всё было бы проще, если бы это были песни военные только по теме. Но песни Виктора Верстакова – это глубокие поэтические исповеди о жизни и смерти, о высоком предназначении человека. Причём, простые по форме, на то они и песни. Они отличались поразительной глубиной. Иногда, по-лермонтовски тревожные и томительные: В землянке, вкопанной в долину Здесь печь гудит, здесь лампа светит, Довелось мне и ближе узнать поэта, поработав вместе с ним. В начале 1989 года была создана Военно-художественная студия писателей. Её начальником был назначен полковник Виктор Верстаков. Художественным руководителем был известный писатель-фронтовик Иван Фотиевич Стаднюк. Виктор Глебович пригласил меня в Студию. Я колебался, так как работал в отделе литературы и искусств газеты «Красная звезда». Газета – живая работа, а Студия – дело новое… И всё-таки он уговорил меня, и я перешёл на работу в Военно-художественную студию писателей. Отыскала местечко Унесли бедолагу, Ведь от ног до макушки
Пилотки и волосы серы, В короткую песню не верьте, Глаголы гордости и лести Так для чего в стихиях мира Что у меня осталось в жизни?
Он поэт масштабного мышления в смысле постижения и определения главных, извечных духовных основ жизни, без которых невозможно наше человеческое бытие. Ведь если писатель для оправдания своих творений говорит, как о последнем доводе, что так всё в жизни, а он тут вроде бы не причем, значит дела его как художника плохи. Он должен бы сказать: так в душе моей… И это поэт Виктор Верстаков знает точно. …Как ты, дура, без литературы …Но шумит эпоха в интернете, Нет, это не насмешка судьбы, а скорее подтверждение истинной сущности поэта, когда уже не поэзия от него зависит, а он сам всецело зависит от неё. Надо же было так случиться, что, подойдя к почтенному юбилею, Виктор Верстаков живёт теперь в тверской деревне… Бирюльки. Вроде бы мог присмотреть избу в другом месте. Нет, не мог, ибо это произошло не преднамеренно, а по некой незримой закономерности. Потому что у истинного поэта ничего в жизни не бывает случайного, даже в мелочах. А Бирюльки – это ведь не только безделушки, но – дудочки, свирели. А значит не играть, не писать он и далее не может, так как это зависит уже не от его хотения. Он и пишет: |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
|
||||