Всеволод ТРОИЦКИЙ
О НОРМЕ
как условии полноценного образования и поучительных исторических обстоятельствах
*

1

В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», подписанной Президентом России В.В.Путиным 9 сентября 2000 г., определена первостепенная задача национальных интересов в информационной сфере, а именно: « сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны» ( 1, 1).

Выступая на встрече, посвящённой роли отечественной культуры, 30 мая 2007 г. Президент России справедливо заметил, что «наша молодёжь живёт в условиях массового воздействия на неё суррогатов из-за рубежа». Такое положение ненормально .

Разрушительное и тенденциозное массовое отступление от сложившихся в сфере искусства и культуры норм, осмысленных и «узаконенных» наукой и утверждённых плодотворной национальной традицией, агрессивное насаждение тенденциозной информации, ложно толкующей феномен свободы как противоположность порядку, гармонии, возвышенному и прекрасному, то есть духовно-нравственным, эстетическим и культурным национальным идеалам и нормам, – всё это сегодня достигает разрушительных пределов .

Норма – это человеческий ориентир Истины и одновременно путь к ней. Норма – объективная определённость форм, постоянная, устойчивая величина основополагающих качественных и количественных характеристик и свойств предметов и явлений, соответствующих общему, естественному (природному), внутреннему и внешнему, их устроению и назначению . Норма по сути своей обеспечивает максимальную жизненность и надёжность субъекта бытия, его соответствие с целостной природной и надобыденной традиционной средой.

Следование нормам – непременное условие естественной , по-человечески свободной (нормальной), максимально устойчивой жизни .

Мы стремимся найти пути к надёжному бытию. Для этого нужно знать и соблюдать объективно существующие нормы . Нужно помнить, что есть нормы и антинормы, как есть культура и антикультура.

Норма знаменует органичность, естественность, определённость, надёжность и устойчивость жизнеустроения в любой области бытия. Поэтому основная задача и цель образования – формирование нормального человека, то есть человека, способного к нормальному развитию, как говорится, «по Образу и подобию Божию». Это означает – возрастание личности через сознательное, творческое усвоение фундаментальных научных знаний, начатков духовного опыта и основ культуры. Нарушение или игнорирование основополагающих норм называется ненормальностью; оно неизбежно приводит к разрушению, болезни и расценивается здравым рассудком как сумасшествие, повреждённость сознания, разврат или растление и т п.

Социальное поведение и действия, противоречащие норме, в здоровом обществе , желающем сохранить жизнеспособность, оценивается только как уголовное преступление. С теми, кто защищает и отстаивает отступление от нормы, то есть с ненормальными, нормальный человек не должен и не может спорить : спор с сумасшедшим – это форма сумасшествия. О бесспорном не спорят.

Ненормальность вторгается в нашу жизнь через неясный или ложный смысл слова. Например, слова убийца, душегубец подменяется словом киллер, слово шлюха заменяют «романтическим» – путана; вместо социально точных слов извращенцы, содомиты – пытаются внедрить уводящее от верно го сущностного их определения и вводящее в заблуждение словосочетание « сексуальные меньшинства» .

Подобная «логика абсурда» в переименованиях неизбежно приводит к нелепым заключениям, что клептомана нужно объявить социальным меньшинством и официально признать право на законное воровство тех, кто объявлен клептоманом. А склонного к гомицидомании (человекоубийству) – объявить психологическим меньшинством и признать его законное право на человекоубийство , как на действие, имеющее предпосылки в его психическом устроении или состоянии.

Нелепость ложных «псевдопонятий» удачно иллюстрируется примерами из «Официального корректного словаря» американских сатириков Генри Брэда и Кристофера Серфа. Например:

Безграмотный – обученный по иной системе.

Безумный – обладающий эмоциональным своеобразием.

Дурак – обладающий иной логикой.

Воровство – нетрадиционный метод совершения покупок и т.п.

Псевдопонятия активно внедряются «агентами влияния» в область отечественного образования. Так, русское слово терпимость , означающее искони свойственное русским уважительное отношение к инонациональным обычаям и образу мыслей во всех случаях , когда эти особые взгляды и свойства агрессивно не направлены на разрушение национального образа мыслей и жизни нации, – подменяется словом толерантность . Исконный смысл этого слова – неспособность сопротивления чужому и чуждому, вредному по несоприродности.

Однако, современный психолог, известный специалист в области манипулирования сознанием, академик РАО А.Г.Асмолов, утверждает, что толерантность – это «норма устойчивости ( ! – ред), определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности» (См.: На пути к толерантности сознания. М. «Смысл». 2000. С. 5) Приведённая формулировка нарочито изолирована от основного смысла определяемого явления и рассматривается вне связи убеждений, образа мыслей и человеческого взаимодействия , вне оценки истинности или ложности национального поведения, а также вне проблемы защищённости от несоприродных и пагубных воздействий на объект, принимающий «толерантное» поведение. Неслучайно нынешняя пропаганда толерантности – зачастую выступает как одна из форм информационной борьбы против русского народа и коренных народов России.

В свете проводимой некоей теневой группировкой России оккупационной политики – толерантность (в исконном смысле и в современной практике) – это запланированное самоуничижение и самоунижение человека и коренного народа под предлогом и под девизом необходимости «мирного отношения» к чужому и чуждому. При отсутствии достойного воспитания истинной любви и сокровенной преданности родному народу, родной земле и её святыням – толерантность выступает на деле как целенаправленное лишение чувства личностного и национального достоинства якобы во имя мирного отношения к соседям и гостям, приводит к унижению и порабощению тех, кто ей следует.

Результатом внедрения ложного смысла слов становится утрата моральных ценностей, падение уровня стандартов образования, интеллектуальная неразбериха и социально-мотивированные беспорядки. Вместе с тем всё это ведёт к ложному восприятию и осмыслению мира, мешает нормальному умственному и духовному развитию личности и общества ...

 

От понятия « норма» следует отличать устанавливаемые нормативы, то есть узаконенные, принятые и требуемые к исполнению правила и величины , играющие в общественном пользовании юридическую роль «заменителя» нормы, которому предложено следовать . Нормативы, отклоняющиеся от норм , свидетельствуют о нездоровье общества, их принимающего, и приводят к его повреждению, вырождению и гибели...

Всего этого нет в бытовом сознании значительной части наших современников, погружённых в «расчеловечиваемую», прагматически зацикленную жизнь. Мысли и чувства, относящиеся к надобыденной реальности, к тому, что выше ограниченных насущно-практических интересов, – не всех трогают . То чувствилище , которое приспособлено для восприятия надобыденной сферы бытия, у некоторых омертвело . Это – чувствилище, реальность которого не могут отрицать сегодня даже те, кто оценивает окружающее только через знания о вещественном мире, – душа. Мёртвые души – глухи и слепы к надобыденным сферам, к духовности, то есть – к живительной энергии и внутреннему миру человека. Мёртвые души встречаются вокруг нас и рядом с нами – и на улице, и в учреждениях, и в школах…

Омертвлению душ иных наших современников, и прежде всего – молодёжи, усердно способствуют те, кто поддерживает и развивает сатанинскую свободу . Такая «свобода» противостоит человеческой свободе , обеспечивающей осуществление и естественное развитие органических свойств нормального свободного человека , которому непременно присущи словомыслие, духовность, историческое бытие, вера и культура.

 

Человеческая свобода, созидающая по природе своей, устремлена к Истине. Она неразрывна с верой , объединяющей народ, воскрешающей его внутренние силы, и с нормами , на которых зиждется всякое сколько-нибудь прочное жизнеустроение.

Нормальная жизнедеятельность осуществима, если мы следуем Истине [2]. Истина едина: она противостоит вариативности, плюрализму представлений, мнений, мечтаний, мод, мифов, определений. Она, говоря словами Николая Кузанского, не может быть ни больше, ни меньше. Она однозначна, тоталитарна, абсолютна, несомненна, неколебима, неизменна, вечна, как Божья заповедь. Только опираясь на истину и на путях к Истине мы можем одержать действительную победу в деле сохранения и защиты духовно-нравственных, культурных и интеллектуальных ценностей нашего народа и наших святынь, а значит – самого нашего существования.

 

Понятия вера, долг, верность нередко также отсутствуют у иных наших современников, не говоря уже о понятии чести. И всё это необходимо иметь в виду всем трудящимся в сфере образования – основной сфере защиты человека от грядущей гибельной опасности.

У нашего современника, поэта Николая Зиновьева, есть четверостишие «Действительно последний катаклизм», на тему наших рассуждений:

Отрыв от веры, верности и чести,

От света милосердья и любви

Всех приведёт к последнему из бедствий:

Мы просто перестанем быть людьми.

Чтобы этого не произошло, необходимо сосредоточить все добрые силы и знания в области отечественного образования на восстановлении его норм .

 

2

Нормальное школьное образование – это обучение знаниям и передача опыта для самостоятельной, трудовой, свободной, умственной, чувственной, духовной жизни, соответствующей нормальной жизнедеятельности, образу представлений, духовным традициям и созидательной жизни нации.

Образование – означает выработку умственных и душевно - духовных качеств и приобретение опыта свободного человека с опорой на норму должного и идеального , соответствующего основным и непременным человеческим свойствам: духовности, дару слова, историческому укладу народа, его вере и культуре.

Нормальное (полноценное) образование – едино с воспитанием обучаемых. Оно основывается на «сердечном созерцании» мира (И.А.Ильин), на утверждении духовно-нравственных идеалов в жизни, на осмысленном постижении предметов и явлений, на овладении рассуждением, пониманием, душевно-духовным отношением к изучаемому, на безусловном утверждении творческого начала в постижении знаний и опыта.

Нормальное (полноценное) воспитание – направлено на формирование и укоренение в самосознании и духовном мире воспитуемого предпосылок мировоззрения , ориентированного на основополагающие духовно-нравственные устои и принципы исторически сложившейся национальной нравственной культуры. Нормальное (здоровое) воспитание – это формирование и утверждение личности в русле родной культуры на основе духовно-нравственных принципов благочестия, человеческого достоинства, чувства долга и исповедуемой веры.

Нормальное (полноценное) воспитание культуросообразно, то есть построено на традициях национальной культуры . «Национальное обезличение есть великая беда в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства». [3]

Основой национального воспитания русского человека должен стать «культ родного языка» (И.А.Ильин), а также сокровенное знакомство с народными песнями, сказками. жизнеописаниями национальных героев и святых, с национальной поэзией, с историей народа и особенно – с историей защиты Отечества и его хозяйственными достижениями и устоями.

Нормальное (полноценное) воспитание направлено на формирование исторической, созидательно ориентированной личности , на обогащение и совершенствование внутреннего мира человека, на повышение его культуры и добродетелей в сфере семейной, общественной и духовной жизни, на возбуждение любви к знаниям.

Первостепенное значение для нормального (полноценного) воспитания имеет обретение основополагающих идеалов жизнеустроения и художественное образование.

«Внедрение» в сознание воспитанников сведений и поведения в духе «новаций», противоречащих нормам, а также выработанным народом основополагающим духовно-нравственным традициям, вере, охраняющей эти нормы, называется – растлением. Нравственно здоровое общество относит растление к уголовным преступлениям.

Феномен веры особенно значим в наше время, когда чужая вера становится оружием разрушения . Орудием созидания народной жизни может быть только вера, соприродная традиционным национальным духовным ценностям.

Исторически сложившаяся религиозная вера органически связана с традиционной жизненной ориентацией и бытийным миропредставлением народа. Она составляет его национальное духовное достояние. Покушение на него – является покушением на духовную жизнь народа, т.е. на одно из основных человеческих его качеств.

Вера составляет сущностную основу феномена исторического человека. Вера – безусловное убеждение, твёрдое сознание и целостное принятие определённых, исторически воспринятых миропредставлений о всеобъемлющих (во многом таинственных) законах бытия, определяющих место в мире и жизненное поведение человека, ориентированное на Истину. Вера вместе с тем – исполненный энергии глубинный духовно-эмоциональный настрой, вытекающий из принятого миропредставления, признаваемого верующими истинным.

Некоторые наши современники до сих пор ещё сохранили предубеждение к самому слову вера, как к чему-то убого - неполноценному. Их можно успокоить авторитетным мнением выдающегося психиатра С.С.Корсакова, который пояснял, что вера (цитирую!) «нормальное чувство всякого психически здорового человека».

Вера как аксиоматическое признание, целостное переживание, безусловная убеждённость в бытии невидимой высшей реальности, недоступной определениям в категориях вещественного мира, как духовная энергия, проистекающая из этого убеждения, – недоступна восприятию бездуховного человека. Он оказывается в известном смысле неполноценным, неспособным достичь целостности в постижении мира .

Верить и веровать в понятиях языка нашего не одно и то же. И.А.Ильин уточняет, что верить-веровать можно только в самое главное в жизни, когда это главное воспринимается «всей глубиной души». Вера в этом смысле – основа «человечности» личностного сознания, надобыденная одухотворяющая цель его бытия и направляющая идея существования.

Вера в этом смысле – это сокровенно-убеждённое, возникшее на основе любви целостное познание Истины и пути к её постижению. Вера целостный образ Истины и пути к восприятию и познанию её содержания и смысла, имеющих целью счастье человеческой свободы. Подчёркиваю: человеческой свободы , сопричастной естественным, органическим свойствам человека, как явления. Без опоры на истинно высокую надобыденность, человек и общество оказываются нежизнеспособными, обессиленными, обескровленными.

Остаётся заметить, что истинность веры проверяется духовным опытом. Рациональный анализ и логическое обретение Истины, открывающейся через веру, оказывается невозможным . Причина в том, что любая составляющая веры, будучи отделена от её целостности, меняет свой смысл и не может в отдельности считаться органической частью целостной Истины , заключённой в вере. Поэтому вера – это «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (Св. Максим Исповедник). Всё это непосредственно связано с нашей жизнью и с преподаванием литературы, так или иначе сосредоточивающей целостные картины жизни (разумеется, речь идёт о классике)...

Вера – обязывает. Идёт ли речь о религии или массовой общественной идеологии, без долга и верности она не может устояться ни в сознании личности, ни в обществе. Истинное понимание долга всегда хранит отблеск веры и верности, как последовательной твёрдости во взглядах и действиях и деятельной причастности тому значительному и высокому, что является предметом долга и служения . Вера и служение принадлежность любого здорового человеческого сообщества, нормальное явление нормальной социальной жизни.

 

3

Несколько слов о нашей жизни . И прежде всего – об условиях современной школы. Постоянная обработка общества, и прежде всего – молодёжи, с помощью нейро-лингвистических технологий СМИ не может не учитываться нами. Зомбированность наших школьников необходимо принимать во внимание на всех этапах обучения. Не рассматривая этот вопрос подробно, укажу только некоторые черты состояния современного массового сознания

В 1926 году русский мыслитель Г.П.Федотов писал: «Повсюду, в городе и в деревне, в высших слоях еврейского НЭПА, в разлагающемся коммунизме и в предприимчивой крестьянской молодёжи царит один и тот же дух: накопления, американизма, самодовольства. Гибель коммунизма, можно думать, не только не остановит, но ещё более подвинет этот рост буржуазного сознания…

…Вековое противостояние интеллигенции и народа оканчивается: западничество становится народным, отрыв от национальной почвы – национальным фактом» [4]. И далее: «Две России стоят друг против друга. Социально они перемешаны обе; в обеих верхи и низы, тёмная масса и интеллигенция…Россия живёт сейчас с аполитическим сознанием. Никто не думает в ней о революции, мало кто думает о демократии. Что разделяет людей, так это два типа, два идеала жизни: меньшинство живёт запросами духа, большинство – хозяйственными злобами дня. Большинство – в организациях правящей партии, но и в неорганизованных массах её врагов. Россия православная – против России-Америки (тоже провидение Блока)…

Обе России национальны…Церковная Россия живёт традицией Древней Руси. Ей трудно принять Петра, – особенно трудно, когда её не поддерживает созданная Петром государственность. Однако ей это столь же необходимо, как революционной России – приобщиться к православной культуре. Лишь в этом слиянии залог подлинно национального прошлого. Конечно, это слияние необычайно трудно…» [5].

Названные обстоятельства прошлого вполне относятся к нашему времени. Будем внимательны к ним, учитывая, что нуждается в нашем пояснении в отношении к изучению русской литературы и в отношении к изучающим её, наконец – к учащим, к учителям, положение которых едва ли не самое тяжёлое, потому сам предмет «литература» уже уничтожен вредительскими и по последствиям – антигосударственными новациями в сфере образования.

Главное удержать сознание будущих поколений в пределах человеческой нормы. И мы как специалисты обязаны противостоять разрушительным и вредным новациям, думая о своём участке фронта.

 

4

Возрождение будет возможно, – скажем мы, – если учитель словесности будет честен и будет помнить о вере, верности и долге . Если учитель сумеет постоянно помнить о главном: необходимости сохранить живую душу учащегося. Это возможно только через утверждение самосознания нации .

Не следует забывать, что нация целостное общественно-историческое и духовно - мистическое единство людей, связанных этнической близостью, укладом жизни (лад), языком, преобладающей верой, культурой, корневыми духовно-нравственными представлениями и т радициями, исторически обретённым пространством («родная земля»), долговременной общностью в сфере международных интересов, а также – историческим предназначением. Нация утверждает себя через право на свободное бытие и развитие сообразно с исторически сложившимся национальными духовными ценностями.

Всё это требует прежде всего исполнения человеческого долга. «…Всем известно слово долг, – писал выдающийся учёный профессор И.А.Сикорский, – известны и два другие слова «национальный долг». Слова эти не вычеркнуты ни из словарей, ни из жизни…Долг подлежит исполнению. Долг националистов состоит в охранении и развитии величайшего наследия веков – национальной души…со всеми её атрибутами: языком, поэзией, художественным творчеством, школой прессой, религией. Охранной силой может быть не армия и флот, но великое напряжение и неустанная бодрственность национального духа». [6] Того самого национального духа, проникнутого чувством национального достоинства и терпимостью, который так ясно выразил русский святой Феодосий Печерский ещё в Х I веке: «Свою веру непрестанно хвали…И подвизайся в своей вере добрыми делами, и милостью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого, или голодного, или от стужи или от беды какой страдающего, будет ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латынянин, или язычник любой – всякого помилуй и от беды избавь, и не будешь лишён воздаяния от Бога» [7].

Наша школа должна служить этому насущному делу, содействуя утверждению национальных норм, сопричастных духу национального достоинства, терпимости и милосердия, через литературу.

Многие школьники сегодня больны исторической глухотой , в их сознании отсутствует образ России, в них приглушён «русский дух». То есть дух стремления к истине и справедливости, дух целомудрия, милосердия, любви и веры в окончательную победу добра. Утрата этих качеств равносильна духовной смерти. Наша задача – восстановить в них эту живую веру вопреки растлевающей «работе» значительной части СМИ. Стихотворение современного поэта И.Гревцова «Святая межа» говорит именно об этом:

Слушай, сынок, я тебе расскажу
Правду о жизни – жестокой, как плети,
И покажу ту святую межу,
Что отделяет бессмертье от смерти.
Выйдем-ка в чистое поле, сынок.
Видишь пологие эти курганы,
Эту речушку и этот лесок,
Этих оврагов глубокие раны?
Видишь взрыхлённую плугами зябь?..
Руки в неё погрузи осторожно
И попытайся уверенно взять
Горсть размягчённой земли придорожной.
Ком этой плоти к губам поднеси.
Чувствуешь привкус железа и крови?
Это естественный привкус Руси.
Что же ты хмуришь, сынок, свои брови?
Знаешь ли, сколько за тысячу лет
Страшных боёв на земле этой было?
Столько, что всякой не русской земле
Их бы на сотню историй хватило.
В этой земле твои предки лежат,
Все, за последние десять столетий! –
Это и есть та святая межа,
Что отделяет бессмертье от смерти.
Если ты примешь их жизнь, как свою,
Если себя ты увидишь стоящим
Правофланговым в их ратном строю,
Значит, ты вечность при жизни обрящешь.
Если же ты равнодушно пройдёшь
По вековечному бранному полю,
Что ж, значит, ты прежде смерти умрёшь…
Сам выбирай. Я тебя не неволю.

Пафос приведённого стихотворения очевиден: духовная смерть наступает с утратой связей с духовным наследием своего народа. Утрате этих связей активно способствуют насильственные административные изменения в системе образования , в программах и стандартах , чему наиболее яркое последнее свидетельство – стандарт «совмещённого филузла ». Этот невежественно составленный и, скажем прямо, низкопробный стандарт требует отдельного разговора. Замечу, что он ущербен во всех отношениях и составлен с применением разного рода пропусков и замен, имеющих политически-провокационный характер. Скажу сразу: необходимо чтобы учителя сосредоточили усилия не на его критике (что малопродуктивно в условиях тоталитарной власти врагов в образовании) но на самостоятельном практическом исправлении нарочитых изъянов этого местами вульгарно состряпанного провокационного и научно несостоятельного документа. Так будет для дела полезнее.

 

5  

Нормальное (полноценное) образование по своей природе должно создавать предпосылки для широкого взгляда на действительность, выходящего за пределы обыденного сознания.

Нынешние программы и стандарты по словесности для такого уровня образования непригодны. Государственная созидательная политика в этой области отсутствует. Вместо подготовки всесторонне развитой личности, обладающей предпосылками творческого развития в традициях отечественной культуры с учётом современных условий, школе предлагается «набор компетенций» не заменяющих полноценного базового образования по основным предметам. Учебный процесс обретения знаний нередко подменяется методиками дрессировки и вредной формализацией обучения. Иные программы составлены с недопустимыми пропусками главного, важного, необходимого. Всё это мешает полноценному, нормальному образованию , которое может обеспечить необходимый умственный, чувственный и духовный уровень развития свободного, самостоятельно мыслящего человека. Человека суверенной страны , а не колонии . Это обязывает учителей-словесников, не потерявших чувства профессиональной чести и ответственности, отстаивать нормальное образование в обход стандартов , ведя «партизанскую войну» в защиту разумного, доброго, вечного, приобщая учащихся к родному языку и культуре.

К сожалению, современная практика грамотного изучения литературы, значение которой для воспитания полноценного гражданина России остаётся важнейшим и ключевым, становится в прямом смысле партизанским делом. Невольно вспоминается выступление В.Г.Распутина на I Х Всемирном русском народном соборе:

«Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения... Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории. Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Ещё как! Чужие способы управления и хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чуждая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники. Чужие голоса в средствах информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и посёлков – всё почти чужое, и если что позволяется своё, то в скудных нормах оккупационного режима» [8].

«Нормы оккупационного режима» легко проиллюстрировать хотя бы одним примером. Доперестроечные сборники произведений классиков для школы выходили тиражами от 200 до 600 тысяч экземпляров и более того. Издавались они весьма часто. 12 -ти томное подписное собрание сочинений Н.С.Лескова было выпущено в 1989 г. тиражом 1 миллион 700 тыс. экз. Нынешние издания для школы, как правило, не превышают 5000. Это тираж для небольшой резервации.

Неприкрытое системное разрушение нормального (полноценного) образования, которое не останавливают никакие здравые возражения, – факт нашего времени . Это разрушение, надо полагать, оплачено огромными миллиардами долларов. Ни веры , ни верности , ни чувства долга перед своей страной и нацией не имеют не только многие её руководители, но и те многочисленные «представители народа», которые голосуя за новый Закон об образовании, в сущности поддерживают снижение уровня образованности и культуры в России . Это реальность нашего времени.

«У теснение» литературы, проведённое в школе, или её поспешно-примитивное преподавание, к которому вынуждает придуманный вредителями «совмещённый филузел», новая «единая дисциплина», сокращение часов на изучение словесности – всё это неизбежно приводит к обесцениванию образования, к катастрофическому снижению общей культуры личности.

В этой тяжёлой очевидности каждый имеющий честь, совесть и исполняющий свой долг учитель словесности обязан стремиться к возвращению в школу нормальных программ по словесности, памятуя слова сказанные несколько лет назад директором Пушкинского дома академиком Н.Н.Скатовым: «…Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его и будущего» [9]. Ответственность за будущее – на каждом из нас.

* В основу статьи положен доклад на ХХП Всероссийской научно-практической конференции «“Филология и школа“: вера, долг и верность – основополагающие духовно-нравственные категории русской классической литературы (перспективы изучения и преподавания)».

1 .См.также.: Корольков А.А . Норма как антропологическая проблема // Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. Спб.2006

[2]Истина – утверждённое на вере, абсолютное, несомненное, неизменное, вечное, благодатное понятие о едином сущем. Истина не исчисляется, не выводится решением противоречий и умозаключений, но есть непреходящая данность , явленная как очевидное, как озарение и Откровение.

[3]Ильин И.А . О национальном воспитании // Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10-ти томах. Том первый. М.1993. С.201.

[4]Федотов Г.П . Трагедия интеллигенции.// Сб. О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья…М. 1990. С. 441.

[5]Там же . С.443.

[6]Профессор И.А.Сикорский . О психологических основах национализма. Киев. 1910. С. 12– 13.

[7]Слово святого Феодосия игумена Печерского монастыря о вере христианской и латинской // Златоструй. Древняя Русь Х – Х III веков. М. 1990. С.162.

[8]Распутин В.Г . Выступление на I Х Всемирном Русском Народном Соборе // I Х Всемирный Русский Народный Собор. Стенограмма. М.2006. С.56.

[9]Скатов Н.Н. Реформы и традиции. // Филология и школа. Труды научно-практических конференций «Филология и школа». Вып П. М. 2008. С.14.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную