Татьяна МАЛЮТИНА, преподаватель истории Отечества ВГАУ (г. Воронеж)

Сергиев день

Листаю книгу по истории Отечества: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, Советский Союз и вот теперь – Российская Федерация, Россия. Эпохи государственной жизни сменяют друг друга. В каждой свои герои и предатели, войны и перемирия, реформы и перевороты… Но всё это – наше прошлое и настоящее, наша Отчизна, наша Родина.

У большинства из нас запасной родины нет. Здесь могилы наших предков, здесь живут наши близкие, знакомые, друзья.

Время меняет поколения. Но остаётся в народе память. В ней океан веками накопленной внутренней духовности и культуры. В ней душа народной жизни, без которой государство обречено на гибель. Без исторической памяти народ превращается в толпу, легко управляемую извне…

Люди православные верят, что молитвами святых выстояла Россия во все смуты, как выстоит и невзгоды нынешние. Одним из величайших заступником за всех нас и землю Русскую перед престолом Божиим почитают святого преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Мысленно возвращаюсь в 2005 год. Восьмого октября в день памяти святого мне с группой паломников от воронежского Спасского храма посчастливилось побывать в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – духовном центре православной России. Преподобный Сергий, основавший в 1340 году эту святую обитель, говорил: «Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не выходит печальным».

Трудно словом описать неповторимую красоту Лавры, передать её тонкое, тёплое очарование. Трудно перечислить все святыни обители. Это и торжественно роскошные древние соборы и храмы, и самая высокая в России колокольня, и мощные крепостные стены, не один век сдерживавшие натиск врагов на пути к Москве, и целебные источники, и чудотворные иконы. Здесь обретаются мощи многих святых… Но в первую очередь паломники идут в белокаменный Троицкий собор, на поклон к бессменному игумену обители – преподобному Сергию Радонежскому.

Русский историк Василий Ключевский в XIX веке отмечал: «Если бы возможно было воспроизвести писанием всё, что соединилось с памятью Преподобного, что было молчаливо передумано и перечувствовано пред его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни».

Преподобный Сергий не был, как известно, ни князем, ни полководцем, ни крупным государственным деятелем. Он не оставил после себя никаких собственных сочинений. Но был прославлен уже при жизни, а спустя тридцать лет после своей смерти был официально канонизирован церковью. Игумен удостоился двенадцати летописных упоминаний, из которых мы можем узнать об основных деяниях преподобного, обстоятельствах его смерти, событиях в его монастырской обители. Автор древнейшей редакции «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый писал: «Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным».

«Воспитателем русского народа», «вечным спутником и путеводителем поколений», «Ангелом Хранителем и печальником земли Русской» называют преподобного Сергия. Чувства нравственной бодрости, национального единства, духовной крепости и надежды он вдохнул в русское общество, благословив молодого князя Московского Дмитрия на битву с Мамаевым полчищем в 1380 году. Хотя долгое время сдерживал горячность князя, говоря: «Нет ничего дороже крови русской. Откупайся золотом, мехами, камнями драгоценными, береги русских людей». Когда же ордынское иго стало невыносимым, преподобный Сергий не только благословил князя Дмитрия, но, призвав к себе лучших монахов, бывших воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, повелел им идти на битву. Именно Пересвет утром 8 сентября начал Куликовскую битву. Не в латах и в шлеме, но в одной монашеской рясе с крестом на груди он выехал навстречу гиганту ордынского войска Челубею…

В это время в лавре преподобного шла непрерывная молитва о победе русского оружия. Шло поминовение погибших. Святой Сергий видел весь ход битвы своими духовными очами и называл имена тех, кто погиб в эту самую минуту.

Преподобный Сергий Радонежский был наделён даром прозорливости и чудотворений. При жизни он достиг такой святости, что воочию видел ангелов, Царицу Небесную, совершал исцеления. Известен случай воскрешения им умершего ребенка…

Вот уже более шестисот лет к преподобному Сергию несут люди свои горести, сомнения, беды, изливают сердца, укрепляют души и получают помощь и утешение. «Православный народ сердцем знает: Преподобный – здесь, с ним… со всем народом, ходит по народу, сокрытый». Эти слова героя рассказа Ивана Шмелева «Куликово поле» точно описывают веру многих. Память о святом Сергии чтят и бережно передают из поколения в поколение.

Тысячи паломников и людей духовного звания со всех концов Отечества съехались в Сергиев день в Лавру. Торжественное богослужение в Успенском соборе обители, колокольный благовест, праздничный молебен у живоносного источника, напутствие и благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II нашли отклик в душе каждого, заставили чаще и чище биться наши сердца…

Днем позже мы побывали в Покровском Хотьковом женском монастыре, где покоятся мощи родителей святого Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии. Поклонились их честным останкам, почтили память праведных супругов.

В XX веке Хотьков монастырь сильно пострадал – здесь находилась детская колония, фабричные общежития, склад сельскохозяйственной продукции, гостиница, городской музей… Жизнь обители только начинает налаживаться, но она и сейчас, как веками ранее, поражает великолепно-величественным храмовым комплексом, пронизанным духовной энергией великих русских святых.

Дорога паломников далее вела в Москву в Покровский женский монастырь, где покоятся святые мощи блаженной старицы Матроны.

Воскресный день выдался погожим, почти по-летнему тёплым и солнечным. В память врезались невероятно глубокая, неохватная небесная синева и небольшой светлый храм, утопающий в зелени, золоте кленов и ясеней. У стен его сотни людей. Мужчины и женщины, старики и дети. Москвичи и приезжие паломники. Чистые, открытые лица. Задумчивые, добрые взгляды. В них великое смирение и огромная сила духа. Почти у всех в руках живые цветы: розы, гвоздики, хризантемы… Терпеливо часами ожидают возможности попасть в храм, поклониться Матронушке, испросить у неё утешения и молитвенной помощи в житейских нуждах и горестях, поблагодарить святую за заступничество.

Вслушиваюсь в беседу соседок о жизни блаженной Матроны. Узнаю, что родилась Матрона Дмитриевна Никонова в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. В двадцати километрах от Куликова поля. Была младшим – четвертым ребёнком в благочестивой крестьянской семье. Родилась слепой. На груди её с детства выделялась необычная выпуклость в форме креста – нерукотворный нательный крестик.

С семи-восьми лет в девочке открылся дар предсказания и исцеления. Даже лежачих больных молитвой она поднимала на ноги. К избе Никоновых потянулись подводы, телеги с больными со всей округи. Исцеляя, ребёнок требовал от приходящих за помощью веры в Бога и исправления греховной жизни…

Желая отблагодарить маленькую спасительницу, люди оставляли её родителям продукты и подарки. Слепая девочка стала главной кормилицей семьи.

Сохранилось предание, что своей сменой и «восьмым столпом России» назвал четырнадцатилетнюю Матронушку отец Иоанн Сергиев, пастырь Кронштадтский.

На семнадцатом году жизни девушка утратила возможность ходить: у неё внезапно отнялись ноги. До конца дней своих Матрона оставалась «сидячей», но никогда никому не жаловалась на свой недуг, смиренно несла свой тяжкий жизненный крест.

Внешне жизнь Матроны текла однообразно: днём приём людей (до сорока человек), ночью – молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.

Матронушка никому не отказывала в помощи. Ни с кого ничего не брала взамен. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением. Иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она была терпима к человеческим слабостям, сострадательна, тепла, участлива. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной житейской ситуации. Молилась, благословляла. Разделяя людские скорби и печали, так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и только тихо стонала…

Близкие замечали, что чувствовала Матрона не только человеческие грехи и преступления, но и мысли. Предвидела приближение опасности, знала о грядущих стихийных и общественных бедствиях. Она предсказала революционные события начала XX века, Великую Отечественную войну. Осенью 1941 года утешала москвичей и предрекала, что враг не возьмет столицу.

Матрона была православным человеком в глубоком традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, молитва, верность святым уставам Православной Церкви являлись средоточием её напряжённой духовной жизни. От частого крестного знамения на лбу Матроны была ямка от пальчиков…

Угасла старица 2 мая 1952 года и была погребена на Даниловском кладбище Москвы. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня. Не велела Матрона приносить на свои похороны венки и искусственные цветы…

Долгие десятилетия её могилка была самой посещаемой на кладбище, а имя подвижницы не сходило с уст верующих москвичей. Неугасимая лампада на кресте, иконки и свечи, живые цветы – круглый год. К её могилке непрерывным потоком притекали люди со всех концов России и из-за рубежа. Молились, горем и помыслами делились. И получали заступничество, исцеление, возвращались на путь жизни.

Непреложных свидетельств посмертных чудотворений блаженной Матроны набралось так много, что к концу 1990-х годов почитание подвижницы как бы само собой стало всенародным. В 1998 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи старицы Матроны были перенесены в Покровский монастырь…

Говорили женщины о том, что блаженная Матрона оберегает православных от порчи и сглаза, потому не любят её колдуны, экстрасенсы и маги. Помогает старица сделать верный жизненный выбор, укрепляет в вере, исцеляет душу и тело.

Позже, вернувшись домой, я прочла, что перед смертью Матрона говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам… Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Святая постоянно молилась за Россию, часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия оставалась жива и будет жить. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!» Предвидела она и тайные сговоры, направленные на растерзание нашей Родины: «Без войны война идет. Растащат всю Россию. Будет резня». Но верила святая в спасение Отчизны молитвенным единением православных людей.

За Русскую землю и её грядущее, за народы, населяющие Отечество, во все времена молились и продолжают молиться наши святые. Путь паломника позволяет ближе узнать их помыслы и переживания, ощутить святое заступничество и получить утешение, лучше понять себя самого и почувствовать духовную атмосферу истинной, исторической России, нашей Великой Святой Руси.

Подвести черту под драгоценными воспоминаниями увиденного и пережитого в паломнической поездке хочется трогательным народным сказом. Он передаёт беседу о Русской земле преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского со святителем Николаем Чудотворцем, греком по происхождению. (Пересказываю по книге Владимира Крупина «Русские святые»):

– За что ты, Угодник, полюбил людей наших, грехами затемнённых, от Бога часто отступающих, ходящих дорогами неправедными?

– За то, – отвечал святитель Николай, – что дитя она, Святая Русь, что в ней души чистые, детские, что не гонится она за деньгами, дьяволу не кланяется. Цветок она неувядающий, благоухание перед Господом. А то, что не вся такая и почему это, вы лучше меня знаете. И ребёнок бывает неразумен и огорчает отца, но, наказуя его, отец не перестает его любить. Так и Россия перед Господом, как дитя любимое. Русь – это тайная дума Господня пред вечностью.

– Но, святитель, как же теперешняя смута и заваруха?

– Покажется Русь, – убеждённо отвечал святитель. – И спасется.

– И спасётся, – сказали они, наши отцы. – Будем молиться за Русь.

 

4 августа Татьяна Малютина отмечает свой день рождения.

Редакция газеты "Российский писатель" сердечно поздравляет своего замечательного автора, чьи статьи не только охраняют от забвения историю нашего Отечества, но и глубоко личным авторским сопереживанием заставляют читателей ощутить собственную причастность и к самим историческим событиям, и к их герояям.

Мы желаем Татьяне душевных сил, здоровья, радости!

Вернуться на главную