Ольга ЧЕТВЕРИКОВАдоцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, к.и.н.
НОВЫЙ СИНТЕЗ МЕЖДУ ФИНАНСОВОЙ СФЕРОЙ И НРАВСТВЕННОСТЬЮ

Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Евангелие от Матфея, 6:19–21

Католицизм и современный капитализм

Как известно, в экономической истории твёрдо закрепилось положение Макса Вебера о том, что идейно-духовной основой капитализма явилась протестантская этика в её кальвинистском варианте, давшая религиозное обоснование права на получение прибыли и способствовавшая сакрализации предпринимательской деятельности человека. Действительно, учение Кальвина представляло собой открытое оправдание ростовщического процента и откровенный призыв к накоплению богатства, выступавшего в качестве главного свидетельства избранности Богом. Это подготовило почву для обособления экономических мотивов и интересов человека в отдельную сферу и их высвобождения из-под традиционного нравственного контроля, заложив культивирование экономически детерминированного мышления, приведшего в итоге к формулированию концепции экономического человека.

Однако это «раскрученное» положение всегда оставляло в тени более опасное явление – скрытое оправдание и поощрение процента и прибыли, которое очень рано утвердилось в католической церкви и позволило ей задолго до оформления банковской системы нового времени создать совершенную модель процентной экономики, отработавшей конкретные финансовые механизмы закабаления, заимствованные затем светскими властями. Сегодня изучение этой темы представляется особенно актуальным. Дело в том, что в условиях полной дискредитации идеологии неолиберального рыночного фундаментализма, ассоциируемого с кальвинистской этикой, наднациональные финансовые кланы всё активнее берут на вооружение идеи «этичной экономики» и «этичных финансов», главными разработчиками которых являются католические интеллектуальные центры. Неслучайно именно Ватикан выходит сегодня на ведущие позиции в деле обеспечения религиозно-нравственного обоснования строящегося нового мирового порядка, ярким свидетельством чего стала уже упоминавшаяся нами энциклика Бенедикта ХVI Caritas in Veritate, приуроченная к встрече «Двадцатки» в Аквиле в 2009 году.

Но надо понимать, что речь идёт не о том, чтобы осуществить какое-либо «нравственное реформирование» нынешней финансовой системы, а, напротив, о спасении и сохранении в неизменности финансово-спекулятивной основы современного капитализма путём придания ему красивой идейной формы «социально-солидаристского» проекта, уходящего своими корнями в старинную практику католицизма. А суть этой практики заключается в активном фактическом поощрении любых форм прибыли при жёстком формальном их осуждении. То есть финансовые кланы переходят с открытых на скрытые формы информационно-психологического контроля, и в этом плане многовековой опыт католицизма с его разработанными механизмами овладения человеческими душами оказывается особенно востребованным.

В данной статье мы хотели лишь кратко коснуться истории создания финансовой системы католицизма в период утверждения его в качестве теократического наднационально-корпоративного государства Средневековья, сыгравшего во многом определяющую роль в утверждении той банковской практики, которая стала доминирующей уже в период Нового времени.

Как известно, взимание процента, то есть занятие ростовщичеством, осуждалось христианством с первых веков своего существования. Как сказано в Евангелии от Луки, «…и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая…» (Лк., 6:35). Это означает, что кредитор не должен просить ни процентов, ни возврата самой ссуды. Уже Эльвирский собор 305 года запретил получение процента всем, Никейский собор 325 года ограничил запрет духовными лицами, но позже этот запрет был распространён и на мирян. Капитулярий Карла Великого также запрещал процент, как и повышение цен, обусловленное односторонней выгодой.

Со временем в западнохристианской церкви закрепилось понимание ростовщичества как страшного греха, приравнивавшегося к греху содомии. Во-первых, этот рост противоестественен – деньги не могут воспроизводиться. Далее – это воровство: рост представлялся как премия за истекшее время, поскольку требующий процента желал воспользоваться в свою пользу временем, то есть божественным установлением, а это – преступление против Бога, так как время принадлежит только Ему. Наконец, дающий в рост грешит постоянно, даже когда спит, то есть грех этот бесконечен.

Таковы были теоретические установки Церкви. Но первое, что надо отметить, это что запрет на дачу денег в рост не сопровождался запретом на взятие денег в рост. Так что в период раннего Средневековья в Европе (с VI по ХI век) короли, князья и высшее духовенство активно прибегали к услугам иудеев-ростовщиков, которые единственные занимались ссудой денег под проценты и обладали огромными капиталами, обеспеченными им их монопольным положением в международной торговле. За это светские и духовные власти гарантировали иудеям своё покровительство, а при Карле Великом последние превратились вообще в привилегированный и процветающий класс. Сын Карла Людовик Благочестивый, в частности, разрешал иудеям торговать рабами-христианами, получая свою долю прибыли, им было одобрено 5 хартий в их пользу, включающих право селиться в любом месте королев ства. По их просьбе даже базарный день был перенесён с субботы на воскресенье.

Другим характерным фактом того времени было то, что, хотя теоретически процент и был запрещён, на практике он активно присутствовал. Дело в том, что официально Церковь не брала процентов по кредитным операциям, но само определение ростовщичества никогда не было до конца ясным и всё время менялось. Распространённым было понимание процента как любой прибыли, извлечённой из дачи денег в долг, но при этом имелось достаточно путей для извлечения выгод без взимания процентов. Например, Церковь не запрещала отдавать имущество на определённый срок до уплаты долга (то есть залог), с которого кредитор мог получить вознаграждение. Церковь проявляла в этом деле большую активность, и ростовщичество было распространено cреди всех слоёв духовенства. Ни постановления синодов, ни проповеди отдельных епископов не могли ничего изменить.

Периодом наибольшего интеллектуального и морального обмирщения духовенства становится Х век, когда Церковь оказывается под сильнейшим влиянием светских властей. Епископ Ратхер Веронский назвал это период «веком Симона», то есть веком процветания симонии – повсеместной продажи церковных должностей, когда механизм перевода денег снизу доверху был доведён до совершенства. Так, один из епископов Флера описал его следующим образом: «Архиепископ приказал мне для получения епископской должности передать 100 золотых су; если бы я не передал ему, я бы не стал епископом… Я дал золото, получил епископство и в то же время если я не умру, то вскоре компенсирую свои деньги. Я рукополагаю священников, посвящаю в диаконы и получаю золото, оттуда ушедшее… В Церкви, являющейся собственностью одного только Бога, нет почти ничего, что не давалось бы за деньги: епископство, священство, дьяконство, низшие звания… крещения».

Современники тех лет рисуют картины всеобщего нравственного упадка и духовной деградации, связанных с нарушением упорядоченной жизни духовенства, повсеместным распространением симонии и николаизма (сожительства), по степенно разлагавших католическую церковь изнутри и закрепивших за ней название «свода грехов». Как писал всё тот же Ратхер Веронский, «священники всю жизнь проводят в тавернях; в алтарях грязные сцены пьяной оргии. Они заняты лишь тяжбами, жаждой прибытка; зависть и ненависть разрушают их… они берут проценты, продают церковную утварь, продают само отпущение грехов. Они отличаются от светского общества разве тем, что бреют бороду».

Это был низ падения католической церкви под властью светских властей, но именно эта сила давления обусловила в итоге и соответствующую ответную реакцию. В конце ХI века под лозунгом очищения и освобождения Церкви от разлагающего влияния мира сего папа Григорий VII приступает к осуществлению так называемой папской революции. Начало ей было положено в 1075 году провозглашением революционного документа «Диктаты папы», представлявшего собой 27 постулатов папской теократии, устанавливающей верховенство церковного начала над светским. В соответствии с ними понтифик и его окружение приступают к созданию жёсткой иерархической системы управления католической церковью, мыслимой как «мировое христианское государство». В результате этого сложилась совершенно специфическая политическая модель, при которой политическое единство было скреплено теократическим сословием католического клира.

В первую очередь в самой Церкви сложились новая дисциплина и единый аппарат управления, при котором папа превращается в главного управителя, имеющего высшую власть в вопросах религиозной практики и веры и в сфере церковной собственности, считающейся «отцовской наследственной долей Христа». Папа присвоил себе право издавать законы, став верховным судьёй и отправителем правосудия, и если до этого его юрисдикция над мирянами была подчинена юрисдикции императора и королей, то теперь он правил мирянами не только в вопросах веры и морали, но и в вопросах гражданских. Церковь приобрела большинство отличительных черт государства в его современном понимании, став фактически образцом для светских политиков Нового времени.

Соответственно, как самое совершенное государство Рим создал и самую развитую для своего времени финансовую систему, организованную в общеевропейском масштабе.

Мощным средством обогащения церковной верхушки стали начавшиеся в 1095 году Крестовые походы, призванные под лозунгом «христианского завоевания мира» распространить влияние католицизма теперь уже и на Восток. В результате их за двадцать лет произошли перемены, буквально перевернувшие Европу и объединившие её в коллективном военно-миссионерском натиске. Походы принесли Церкви огромные доходы. Только в результате разграбления западными рыцарями Константинополя в 1204 году были захвачены неисчислимые сокровища: считается, что общая стоимость добычи превышала миллион марок серебром, а может, и достигала двух миллионов марок, что превышало тогдашний ежегодный доход всех стран Западной Европы, вместе взятых. После такого разгрома Константинополь уже никогда не оправился, и восстановленная в 1261 году Византийская империя уже не шла ни в какое сравнение с прежней мировой державой.

Стимулируемое Крестовыми походами развитие торговли и товарно-денежных отношений привело к началу серьёзной переоценки ценностей. Процветавшая до этого жажда сокровищ сменяется теперь уже жаждой денег и страстью к ним как к прибыли, которая с особой силой утвердилась среди духовенства. Церковь не могла больше оправдывать запрет на новое отношение к деньгам ссылками на греховность и стала отходить от аскетического идеала, признав, что стремление к земным благам не является абсолютно аморальным. В соответствии с данным подходом создаётся новая система канонического права, отразившая и изменение отношения к ростовщичеству.

Если раньше определение ростовщичества было неясным, то теперь канонисты впервые стали использовать римский термин, обозначающий «процент» для взимания законной платы за предоставленный займ. В соответствии с Кодексом Юстиниана вводится право взимания процента в морской торговле, и если это сопряжено с большими рисками. Далее, процент разрешался, если должник был врагом, вассалом или неправомерным владельцем; если он служил компенсацией потерь, понесённых в связи с дачей в долг (например, при невозвращении долга в срок считалось правильным заплатить штраф, и в заёмном письме оговаривалась пеня за неуплату долга в срок); наконец, если нужно было покрыть расходы на содержание залога. Во второй половине ХIII века было решено, что за продажу в кредит можно брать более высокую цену, что было скрытым процентом. Была признана особая разновидность коммерческих договоров, по которой авансировалась определённая сумма денег, которой заимодавец рисковал ради прибыли.

Использовались также и различные формы скрытого процента. К ним относились, во-первых, участие в прибылях, при котором кредит предоставлялся для коммерческих, военных и пиратских целей, а кредитор выступал участником предприятия; во-вторых, обязательство уплаты лучшей монетой, нежели та, которой была уплачена ссуда; в-третьих, обязательство вознаградить кредитора за понесённые им труды.

Таким образом, каноническое право ростовщичества развивалось как система исключений из запрета на рост. Это были гибкие нормы, которые и стали основой для стремительного расширения торговой и финансовой деятельности в ХII–ХIII веках, которую развивали уже банкиры-христиане. Так что нет ничего удивительного в том, что бурный рост банков происходил в условиях продолжающегося существовать официального запрета на процент, который периодически подтверждался понтификами. Так, в 1179 году папа Александр III запретил процент под страхом лишения причастия, в 1274 году папа Григорий Х применил более строгое наказание – изгнание из государства, а в 1311 году Климент V ввёл в качестве наказания отлучение от Церкви. Ростовщичество как «постыдное ремесло» осуждали и такие авторитетные католические богословы, как Фома Аквинский, Бернард Сиенский, Антоний Флорентийский. Но всё это никоим образом не сказывалось на реальной практике, которая представляла собой совсем другую картину.

Главными силами, активно практиковавшими кредитные операции, стали религиозно-рыцарские ордена (в первую очередь орден тамплиеров) и купеческие компании крупных северо-итальянских городов, через которые проходили основные торговые и финансовые потоки. Католические ростовщики начали конкурировать с ростовщиками-иудеями, но между ними самими происходит разделение сфер влияния: ордена концентрируются на кредитовании светских монархов и князей, в то время как для итальянского купечества главным полюсом притяжения становится папство. Именно под влиянием потребностей создававшейся финансовой системы Церкви развивались и оттачивались банковские операции торговых компаний, использовавших уникальные механизмы контроля, которыми обладал папский аппарат и которые были недоступны светской власти. О чём непосредственно идёт речь?

Дело в том, что папство создало разветвлённую систему взимания доходов, одним из важнейших элементов которой было обложение епископов и аббатов. Каждый епископ и аббат должны были платить определённую таксу за посвящение в сан, которая вытеснила существовавшее вначале добровольное пожертвование. Поскольку данное обложение должно было доставляться в Рим непосредственно облагаемыми лицами, а поездка в Рим и проживание в нём вызывали большие расходы (часто не уступавшие по своим размерам самой таксе), последние вынуждены были брать ссуду под процент у римских купцов, уже совмещавших торговлю с чисто денежными операциями. Они предоставляли кредит под известное обеспечение и при гарантии лёгкого взыскания выданной епископу ссуды. А посредником-поручителем между купцом и епископом становится папа, который под угрозой устранения новоназначенного епископа от должности или даже отлучения от Церкви гарантировал купцу аккуратный и своевременный возврат данной им ссуды. При этом ответственными за долги епископа становились и его преемники, и весь капитул. Более того, купцы снабжались специальными полномочиями для проведения в жизнь репрессивных мер – они получали охранительные папские грамоты, удостаивались звания своего человека у папы (familiaris) и снабжались буллою об устранении от должности неаккуратного духовного плательщика. Срок епископского платежа приурочивался к ярмарке, и ярмарочные дни становились днями уплаты по обязательствам.

Кроме таксы за посвящение в сан другими источниками обогащения папства были доходы с откровенной торговли должностями, с взимания лепты св. Петра, а также чрезвычайных крестовых налогов, искупительной суммы за нарушение запрета торговли с мусульманами, индульгенций и др. Всё это предполагало наличие совершенного аппарата по взиманию платежей, который работал бы без перебоев в масштабе всей Европы. Духовенство использовать в этих целях было неудобно – в силу его децентрализованности, а также из-за отсутствия у него достаточной финансовой сноровки. Поэтому незаменимую роль тут играли опять-таки купцы-банкиры, превратившиеся в важнейшее орудие по выкачиванию из населения всех нужных курии средств и отправлению их по назначению в Рим. В итоге именно из купечества был образован специальный институт сборщиков взносов папы, известный под именем коллекторского. Втягиваясь во всё более крупные дела, папские представители стали открывать по всей Европе отделения для своих торгово-денежных операций, способствуя складыванию целой сети агентурных отделений банкирских домов.

Таким образом, не обладая сильным полицейским аппаратом, папа создал эффективнейший механизм принуждения к платежам, который стал одновременно мощным стимулом расширения процентных операций. Итальянские купцы-банкиры получали возможность заниматься безрисковыми вложениями, так как папы с их разветвлённой системой гарантированных сборов были более аккуратными плательщиками, чем короли и князья. Важно также, что всякого рода ссуды делались курией не только от имени данного папы, но и от всех его преемников.

Впервые своими агентами сделал итальянских купцов папа Григорий IХ (1227–1241) – это были купцы-банкиры из Рима и Сиены, затем их вытеснили флорентийцы, поставлявшие лучшие кадры коллекторов. Этому способствовало общее богатство Флоренции и появление золотого флорина, занявшего преобладающую роль в международной торговле. Флоренция превратилась в излюбленное место финансовой деятельности папства, а её купцы и банкиры считались представителями курии (mercatores papeles). Когда папская курия оказывалась в затруднительном положении, папы сами обращались к купцам и становились их должниками, а для выплаты процентов устанавливались специальные налоги в тройном размере из расчёта на три года вперёд. То есть население должно было авансировать папство.

Любимыми купцами-банкирами папства были вначале флорентийские фирмы Моцци, Барди и Перуцци, представлявшие собой одновременно торговые и банкирские дома (владения Барди оценивались в 875 тысяч флоринов, что соответствовало бюджету их клиента – английского короля Эдуарда II). Но после их краха в 1345 году, произошедшего в результате отказа от выплаты долга со стороны английского короля Эдуарда III и последовавшего за ним кризиса европейской кредитной системы, на лидирующие позиции выходят Медичи, сложившие своё состояние в условиях наступившего хаоса. Действуя, как и Барди с Перуцци в сфере «высоких финансов», то есть кредитуя представителей власти, они вместе с тем действовали крайне избирательно, превратив в своего главного клиента именно папскую курию. В итоге, создав мощную агентурную сеть своих отделений по всей Европе, они смогли мобилизовать духовные и организационные силы Церкви на гарантирование возврата выгодных займов, ссужавшихся духовенству всей Европы.

Созданные папством тепличные условия для процветания католического ростовщичества настолько обогатили и развратили итальянское купечество, что его деятельность уже не вписывалась ни в какие рамки христианской морали. Итальянские купцы-банкиры применяли такие ростовщические приёмы, что нередко в курии поднимались жалобы, исходившие от наиболее облагаемых прелатов. Однако эти жалобы оставались, по существу, без рассмотрения, поскольку считалось, что, раз ростовщики каются в своих прегрешениях, их действия не подлежат каре. Когда же был поставлен вопрос о том, не поступают ли греховно сами представители Церкви, платя светским и духовным лицам проценты, курия ответила, что ростовщики и без того получают проценты, и, платя закоренелым ростовщикам, Церковь не совершает, по существу, греха, так как не создаёт новых преступников.

Нередко в поисках объяснения особой корысти и жадности, свойственных некоторым папам, современники приписывали им даже иудейское происхождение. Не избег, например, подозрения в принадлежности к иудеям и автор «папской революции» Григорий VII в силу своих близких отношений с кардиналом Пьетро Пиерлеоне, который действительно имел иудейские корни и давал ему взаймы всякие суммы. Предполагается, что Григорий VII участвовал в коммерческих предприятиях Пиерлеоне и получал за вложенные в них деньги определённую прибыль. При этом тесные связи папы с Пиерлеоне никоим образом не помешали тому, что Григорий VII на римском синоде 1078 года ввёл репрессивные по отношению к иудеям канонические постановления и обвинял своего врага императора Генриха IV в покровительстве иудеям.

Опасные игры с Ватиканом: вперёд, к православному «банкингу»!

Непрекращающиеся в последнее время разговоры о необходимости сближения православной церкви с Ватиканом «для совместного продвижения традиционных христианских ценностей» и отстаивания одних и тех же позиций в вопросах морали и нравственности происходят на фоне всё более глубокого погружения католической церкви в сферу спекулятивных финансов. На протяжении веков папство оттачивало искусство облекать свои мирские интриги в пелену сладких церковно-богословских речей, и сегодня, когда международная финансовая система пребывает в состоянии глубокого кризиса, это искусство особенно востребовано, что ярко проявилось в той ситуации, которая сложилась вокруг Банка Ватикана (ИДР).

В сентябре 2009 г. новым президентом ИДР стал Готти Тедески, известный как крупный специалист по «финансовой этике». Назначение его на этот пост во многом было связано со стремлением Ватикана максимально поднять репутацию банка, сильно подмоченную в результате прошлых скандалов и особенно после недавнего выхода в свет в Италии книги «ООО Ватикан», в которой на основе 4 тысяч секретных документов ИДР описывалось, как в 90е годы им создавалась сложная система тайных счетов для отмывки денег. Тогдашний руководитель банка Калойа в итоге был снят со своего поста раньше времени как не оправдавший доверия, а пришедший на его место Тедески стал работать над созданием нового имиджа ИДР, который бы соответствовал представлениям об «этичной глобализации», являющейся главной заботой папы Бенедикта ХVI, как это явствует из его энциклики 2009 г. Caritas in Veritate, опубликованной в преддверии встречи «Большой восьмёрки» в Аквиле.

Однако едва главный специалист по «финансовой этике» приступил к «отмыванию» имиджа ИДР, как уже в декабре 2009 г. прокуратура Италии занялась расследованием схемы отмывания денег Банка Ватикана через счета банка UniCredit, а в сентябре 2010 г. в отношении Готти Тедески было возбуждено уголовное дело, в результате которого он вместе с генеральным директором ИДР Паоло Чиприани оказался под следствием. Банк подозревается в нарушении закона об обеспечении прозрачности деятельности, поскольку собирался перевести 23 млн. евро со своего счёта в итальянском банке Credito Artigianato в немецкий филиал банка JP Morgan и 3 млн. евро – в Banca del Fucino на счета неизвестных лиц. Как выяснилось, за 8 лет через один из этих счетов было переведено уже более 180 млн. евро. Посчитав, что операция может быть классифицирована как отмывание денег, правоохранительные органы наложили арест на эти средства, фактически впервые применив столь строгую меру в отношении активов Банка Ватикана. 1

Показательно, что именно тогда, когда «оплот» католических финансов вновь оказался в центре скандала, в Москве организуется российско-итальянский симпозиум с участием банкиров Ватикана на тему «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии». Он прошёл с 11 по 12 октября 2010 г.по инициативе Фонда кардинала Поля Пупара (бывшего президента Папского совета по культуре), а организаторами его выступили Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси, банковская группа «UBI Bancа» при поддержке Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ Внешэкономбанка и Фонда имени святителя Григория Богослова. Как было подчёркнуто в зачитанном на симпозиуме послании папского нунция в России архиепископа Антонио Меннини, тема встречи «необычна», но «интересна».

Действительно, для православного человека тема эта является крайне необычной, поскольку в его сознании деятельность современного банка как учреждения, существующего за счёт взимания процента, испокон веков осуждаемого Церковью, плохо, мягко выражаясь, согласуется с христианской этикой. Совершенно очевидно, что эта тема навязывается обмирщённым католицизмом в целях приобщения нас к продвинутому, модернизированному пониманию современных процессов, освобождённому от основополагающих положений христианского мировоззрения. У нас уже широко распространены такие немыслимые словосочетания, как «православная политика», «православное предпринимательство». Теперь же теоретики от религии превзошли самих себя, введя понятие «христианский банкинг». Вопрос о возможности последнего поставил на симпозиуме ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика» П.Шашкин, использовавший в своём выступлении такие понятия, как «христианские финансовые инструменты», «христианская система микрокредитования» и пр. Хотя надо отметить, что ещё в сентябре 2010 года, в ходе подготовки к симпозиуму, в Москве прошёл круглый стол «Перспективы православного банкинга в России» 2 с участием представителей различных бизнес-структур, на котором обсуждались темы «Православный банкинг как инструмент повышения взаимного доверия», «Механизмы православного банкинга», «Законодательная поддержка в сфере развития православного банкинга» и др.

На симпозиуме были высказаны общие идеи о необходимости формирования «нового синтеза между финансовой сферой и нравственностью», выработки «высоких стандартов» экономической и банковской этики, но всё это являлось лишь перепевами положений уже упомянутой папской энциклики Caritas in Veritate, в которой, хотя и говорится о нарушении нравственных основ капиталистической экономики как главной причине нынешнего кризиса, сама суть этой экономики, в основании которой лежит власть процента, не подвергается никакой критике. Речь в ней идёт лишь о необходимости более справедливого распределения в соответствии с принципами милосердия, что было названо выступавшим на встрече А. Фалико, главой крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo, «культурно-этической революцией», к которой следует стремиться всем христианам, работающим в банковской отрасли. Другие пути выхода из кризиса просто не предусмотрены, и неслучайно опыт советской экономики, включая социалистические финансы, не только не рассматривался как потенциально востребованный, но, напротив, был категорически осуждён. Как отметил президент Ассоциации российских банков Г. Тосунян, в России существует «отторжение банковской деятельности, её непонимание», что связано с предыдущим 70-летним опытом – когда банковская деятельность, как и любая коммерческая, была практически под запретом. С восстановлением рыночных отношений, указал он, восстанавливается и духовность – «это не противоположные грани». В качестве образцов такой духовности он привёл «Кодексчести банкира» 1992 г. и «Кодекс этических принципов банковского дела» 2008 г., представленный на 19м съезде Ассоциации российских банков.

Оценивая в целом данную «финансовоэтическую» инициативу католической церкви, можно сказать, что она является очередной «инновационной» попыткой вовлечь православную церковь в крайне опасную дискуссию (а прошедший симпозиум было предложено превратить в постоянно действующий), за которой неминуемо последуют уже практические шаги, направленные на создание некоего единого «христианского» банковского пространства. И в условиях расширения православно-католического диалога сотрудничество в сфере финансов может оказаться для Ватикана ключевым направлением.

Как в реальности действуют контролируемые католиками финансовые институты, хорошо показывает опыт особенно популярного у нас банка «Сантандер», итальянский филиал которого возглавлял как раз Готти Тедески. Банк «Сантандер», являющийся главной финансовой группой Испании, первым банком в еврозоне и девятым в мире по рыночной капитализации, представляет особый интерес. Во-первых, в силу своей близости к «Опус Деи»: с ним связаны и Готти Тедески, и нынешний президент банка миллиардер Эмилио Ботин, чья жена Палома О'Шеа является супернумерарием ордена (именно Ботин ввёл Готти Тедески в ближайшее окружение Бенедикта ХVI) 3 Во-вторых, в связи с тем, что он входит в важнейшую ротшильдовскую структуру – Интер-Альфа группу, созданную ещё в 1971 г., то есть именно тогда, когда Ричард Никсон отменил золотое обеспечение доллара, положив начало демонтажу Бреттон-Вудской системы 4 . Интер-Альфа группа представляет собой банковский консорциум, возглавляемый Королевским банком Шотландии (RBS) и объединяющий одиннадцать контролируемых Ротшильдами ведущих европейских банков, среди которых нидерландский ING Bank, французский Sociеte Generale, ирландский AIB Group, итальянский Intesa Sanpaolo (глава которого присутствовал на симпозиуме в Москве), португальский Banko Espirito Santo, Национальный банк Греции и др. 5 Королевский банк Шотландии, обслуживающий королевскую семью Великобритании, входит также в Европейский круглый стол по вопросам финансовых услуг (ЕКСФУ), который в своих отчётах в последние годы активно отстаивает концепцию создания единого надзорного и контрольного органа («the lead supervisor concept») в качестве наиболее продуктивного средства интеграции европейских финансовых рынков. Данный орган должен стать «мегарегулятором» деятельности всех трансграничных финансовых организаций.

Интересно при этом, что с некоторыми из упомянутых банков связаны различные скандальные истории. Так, португальский Banko Espirito Santo известен как «сверхпреступный банковский и страховой гигант» 6 , а итальянский Intesa Sanpaolo наряду с Банком Ватикана летом 2010 г. пребывал в центре расследования итальянской прокуратуры. Что же касается банка «Сантандер», то имя его президента Ботина не раз всплывало в связи с торговлей наркотиками. Так, в сентябре 2004 г. постоянный подкомитет сената США по расследованиям вынес строгое предупреждение банкам «Сантандер» и HSBC за слабый контроль за соблюдением мер по предотвращению отмывания денег и за получение подозрительных переводов на 35 миллионов долларов от лица, подозреваемого в наркоторговле, из Экваториальной Гвинеи.

С самого своего основания в 1857 г. финансовая структура «Сантандер» находится в сфере влияния группы Ротшильдов, с которой связаны представители семейства Ботин, изначально возглавлявшие данный банк. Благодаря этим связям ему удалось осуществить крупномасштабное расширение своей сети сначала по всей Испании, затем провести финансовую экспансию в Латинскую Америку (Аргентину, Мексику, Бразилию, Чили и др.), в которой ему принадлежат 10% всех банковских активов 8 , и, наконец, закрепить своё присутствие в Европе, заключив стратегический союз с Королевским банком Шотландии, под управлением которого он фактически и находится в настоящее время 9 . Учитывая, что с британскими банковскими домами и с Ротшильдами имеет крепкие исторические связи и другой крупнейший банк Испании – «Бильбао Визкайя Архентария» (BBVA) и что вместе с «Сантандербанком» они контролируют 56% испанского банковского капитала, можно считать, что банковская система Испании, по своей сути, как пишет известный американский экономист Л. Ларуш, является филиалом Лондона 10 . Не случайно когда в условиях финансового кризиса Еврокомиссия потребовала от шотландского банка в обмен на финансовую помощь выставить на продажу 700 его филиалов, именно «Сантандербанк» предложил выкупить 318 из них, хотя он уже владеет 1,3 тыс. различных подразделений RBS 11 .

В своих отчётах «Сантандербанк» предстаёт в качестве процветающего банка, опережающего по годовой прибыли в последние три года Bank of America, JP Morgan, Union Bank of Switzerland и тот же RBS. Между тем вся империя банка «Сантандер» представляет собой, по выражению исследователя Д. Смолла, лишь огромныхразмеров куклу без серьёзных основательных активов 12 . Главные свои прибыли банк получает за счёт раздувания огромного спекулятивного пузыря в Бразилии, Великобритании и Испании. В Бразилии – от операций по «керритрейд» с бразильскими государственными обязательствами, представляющими собой громадную финансовую пирамиду, а в двух других странах – от операций с деривативами на недвижимость, в результате которых у «Сантандера» накопились огромные токсичные активы, приведшие к резкому возрастанию невозвратных долгов в испанской банковской системе 13. Однако Эмилио Ботин не видит никаких проблем и стремится превратить свой банк в первый по величине банк Англии по объёмам рынка, прибыльности и рентабельности. Как пишет Д. Смолл, «таким трофеем Ботин и его английские покровители будут гордиться, даже если бы вся мировая финансовая система одновременно отправилась в небытие. Но синдром «Сантандера» – смертоносное жульничество, от которого пат риоты России, Китая, Индии должны держаться подальше 14 ».

Именно к этим странам банк«Сантандер» проявляет особый тинтерес, выразившийся в раз работке Фондом М. Ботина (личным фондом семейства Ботина) своего собственного проекта БРИК, в соответствии с которым с 2006 по 2009 гг. в штаб-квартире фонда в Мадриде проводились ежегодные встречи с представителями политических кругов Китая, Индии, России и Бразилии для частных обсуждений вопроса о том, какой должна быть ориентация той или иной страны. Политические, экономические и стратегические корректировки курса, которые должна сделать Россия, обсуждались на соответствующем семинаре в 2009 г.

В нашей стране в последние годы банк «Сантандер» развивает необычайную активность, действуя через своё подразделение «Сантандер Консьюмер Финанс, С.А.». Хотя его специализацией является автомобильное кредитование клиентов, главным направлением его деятельности является совсем другое. Можно считать, что сегодня «Сантандер» вполне заменил собой фонд Сороса, сконцентрировавшись на научно-образовательных проектах.

Дело в том, что группа «Сантандер» является, похоже, единственным банком, в рамках которого существует отдельное глобальное подразделение, называемое «Университеты Сантандер», отвечающее за реализацию программы сотрудничества с академическими сообществами в различных странах мира (главным образом в Латинской Америке). Данное подразделение осуществляет поддержку университетов, с которыми у банка имеется соглашение о сотрудничестве, проводя различного рода поощрительные мероприятия – предоставление стипендий на обучение, организация проектов для преподавателей и исследователей, поощрение развития отношений между университетами и бизнессообществом. В пери од с 1996 по 2008 гг. на эти цели было направлено около 590 млн. евро 15 . В настоящее время со глашения подписаны с более чем 700 университетами, а более широкий проект «Универсия» охватывает 1169 образовательных учреждений в 23 странах, в которых учатся и работают 13,5 млн студентов и преподавателей.

В России партнёрами банка «Сантандер» являются уже 8 ведущих вузов страны 16 , в которых реализуются программы академической мобильности для студентов и преподавателей, международного сотрудничества для научного сообщества, создаются исследовательские центры по вопросам международных финансов и осуществляется подготовка в сфере культуры предпринимательства (на базеамериканского колледжа Бабсона, считающегося лучшим в мире учебным заведением по данной дисциплине) и др. О том, как при этом «Сантандербанк» понимает культуру предприни мательства, хорошо свидетельствует следующий эпизод. Когда Эмилио Ботин подписывал в Москве соглашение о сотрудничестве с Высшей школой экономики (ВШЭ) и предложил гостям церемонии посмотреть небольшой ролик о банке, один из руководителей ВШЭ под впечатлением просмотра вспомнил высказывание частного банкира короля Эдурда VI Эрнеста Касселя, изложившего суть своего ремесла следующим образом: «Когда я был молодым и только начинал финансовые операции, меня многие считали игроком, потом мои операции увеличивались, увеличивались, меня начали считать спекулянтом. Затем, когда мои операции стали очень большими, все начали считать, что я банкир. В действительности всё это время я делал одно и то же дело 17 ».

О важности, которую придаёт банк «Сантандер» своему присутствию в России, говорит тот факт, что на состоявшейся 30 мая – 1 июня в Гвадалахаре (Мексика) Второй международной встрече ректоров университетов-участников проекта «Университеты Сантандер» впервые присутствовали представители российских вузов. Участников встречи приветствовал сам Эмилио Ботин, подтвердивший готовность выделить в ближайшие пять лет 600 млн евро на развитие образовательных программ. При этом с представителями университетов России, Китая, США и Великобритании президент банка провёл отдельную встречу, на которой была под чёркнута важность глобализации образовательного пространства и тесного взаимодействия с университетами ибероамериканского региона.

Таким образом, деятельность группы «Сантандер» стала уникальным примером инновационного глобально-сетевого проекта, когда частный банк, объединяя вокруг себя ведущие университеты мира, формирует фактически собственную транснациональную образовательную сеть-систему, определяя, по сути, и общую образовательную политику. Пытаясь осуществить органический синтез ростовщически-спекулятивных и высокоидейных начал, банк «Сантандер» стал олицетворением союза бизнеса с продвинутым католицизмом опус-деистского толка. В связи с этим интересно было бы ознакомиться с отчётом о проделанной работе российского представительства «Опус Деи», официально работающего у нас с декабря 2007 г.

Видимо, так и понимают католики предлагаемый нам «новый синтез между финансовой сферой и нравственностью». А сказано: бойтесь данайцев, плоды приносящих!

 

«Новая церковная экономика» под вывеской «этичного бизнеса»

Как нами уже неоднократно подчёркивалось, одним из важнейших направлений крайне усилившейся в последние годы идейной экспансии католицизма на Восток является приобщение Русской православной церкви к коммерческому восприятию христианской миссии, при котором религия и бизнес настолько сливаются, что провести между ними чёткую грань оказывается уже невозможным. Если для Ватикана, представляющего собой крупнейшую финансово-политическую и разведывательную структуру, этот процесс является совершенно естественным, то для православия это означает полное извращение истинной системы ценностей. Между тем обучение католическому подходу к социальной деятельности идёт полным ходом, последним проявлением чего стал православно-католический «диалог», посвящённый проблеме создания «православного банкинга» и «христианских финансовых инструментов», призванных заложить основы «этичного бизнеса».

Однако все последние мероприятия Ватикана, направленные на «этизацию» бизнеса, свидетельствуют о том, что целью их является не нравственное воспитание деловой элиты, а религиозно-этическая легитимизация спекулятивной экономики, получающей некий сакральный ореол, обеспечивающий ей полное нравственное оправдание в глазах общества. Характерным примером этого является, как мы уже указывали, положение с Банком Ватикана (ИДР), чьи руководители продолжают пребывать под следствием, а 30 млн долларов, находящиеся на его счетах, до сих пор арестованы. По настоянию Евросоюза, потребовавшего от Ватикана до конца декабря 2010 г. создать орган, который контролировал бы все финансовые операции Св. престола, последний объявил о создании нового финансового регулятора для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и о своём намерении сделать более прозрачными операции ИДР. Однако понятно, что это чисто формальная акция, которая не может никоим образом изменить реальной банковской практики Ватикана. Зато действительные изменения не без влияния Св. престола происходят теперь в финансовой деятельности РПЦ.

В декабре 2010 г. финансовый советник главы ОВЦС Л. Севастьянов объявил о том, что в 2011 г. произойдёт полная перестройка всей церковной экономики. Суть этой перестройки заключается в переходе с финансирования благотворителями отдельных проектов к созданию собственной церковной финансовой системы. Как объяснил протодьякон Андрей Кураев, «Церковь должна отходить от громких разовых пожертвований, которые делаются в приступе благочестия. Церкви нужны стабильные деньги, не зависящие от политической ситуации». По словам Л. Севастьянова, «Церковь в каком-то смысле – попрошайка и находится в подчинённом положении. Однако ситуация будет меняться. Церковь, во-первых, станет иметь свои активы, для этого ей возвращают недвижимость. Во-вторых, Церковь будет работать на финансовом рынке».

В данном случае обращает на себя внимание не столько «новая» финансовая техника (об этом ниже), сколько изменение самого похода и оценки деятельности Церкви, что ярко проявилось и в самом языке, на котором говорит финансовый советник. Понимая Церковь не как сообщество верующих во Христа, а исключительно как институт и юридическое лицо, автор идеи допускает смещение понятий. Во-первых, церковное имущество, то есть храмы, церковные предметы и пр., здесь названо «активами», а «активы» – это экономический термин, означающий ресурсы, от которых компания ожидает экономической выгоды. И автор прямо даёт понять, что Церкви возвращается недвижимость исключительно для того, чтобы она получала от неё экономическую выгоду. Во-вторых, определяется фактически новая функция Церкви как института – «работать на финансовом рынке». И здесь главную опасность представляет не столько перестройка церковной экономики, сколько перестройка религиозного сознания в направлении его коммерциализации, делающая человека неспособным дать нравственную оценку современному бизнесу.

Основой «новой церковной экономики» призвано стать новое для Церкви учреждение – эндаумент-фонд. Эндаумент представляет собой благотворительный фонд для финансирования организаций образования, медицины, культуры, но отличающийся от обычной благотворительной организации тем, что, во-первых, имеет строго целевой характер деятельности (для поддержки какой-либо одной организации), а, во-вторых, нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств. Эндаумент, таким образом, обеспечивает частичную независимость от разовых пожертвований и получение стабильного дохода и долговременного источника финансирования.

Впервые эндаументы возникли в США и использовались прежде всего для финансирования образовательных учреждений. Наиболее крупными эндаумент-фондами официально владеют крупнейшие западные университеты: Гарвардский, Йельский, Стэнфорда, Принстона, Массачусетский технологический университет. А самый известный эндаумент-фонд – Нобелевский (средства Альфреда Нобеля по его завещанию были вложены в надёжные ценные бумаги, с процентов от прибыли с которых учёные и получают премии). Одновременно широко распространилась и практика создания эндаумента для поддержки религиозных организаций и конкретного прихода. Ватикан также имеет свой эндаумент-фонд, который составляет около 770 млн долларов.

В России российские бизнесмены выступили с инициативой создания подобных фондов в 2006 г., и тогда же был принят соответствующий закон, который зафиксировал норму, по которой прибыль, полученная эндаументом, освобождается от налогообложения. Со следующего года стали создаваться эндаументы для финансирования российских вузов, первыми из которых стали Финансовая академия, МГИМО, ГУ ВШЭ, Московская школа управления Сколково, Высшая школа менеджмента СПГУ, и на сегодня в России их существует уже около 50.

Именно этот новый перспективный «инструмент» и был создан РПЦ на базе Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова. Последний был учреждён в августе 2009 г. бизнесменом В.С. Якуниным, одним из акционеров ОАО «ПРОТЕК», совместно с председателем ОВЦС, а исполнительным директором его является уже упомянутый Л. Севастьянов. Пока в числе партнёров фонда – компания ФБК, Bradley Foundation и др., но авторы «новой церковной экономики» рассчитывают на помощь «православных бизнесменов», и в первую очередь тех, кто входит в «золотую сотню» Forbes. Как заявил Л. Севастьянов, «наш опыт изучат, и если он будет успешен, то, как принято за рубежом, эндаументы будут у всех церковных подразделений, а в идеале – у каждого прихода. Пока – это наше ноу-хау».

Первые деньги фонда, внесённые В.С. Якуниным и составившие 50 млн долларов, были инвестированы в депозиты банка «Пересвет» и ряд ведущих госбанков, в результате чего фонд получил за год около 10% прибыли (5 млн долларов). Деньги фонда были вложены и в недвижимость, причём в первую очередь зарубежную: была куплена резиденция для митрополита Пражского, приобретено здание монастыря в Каире для Александрийской православной церкви. Средства были использованы также для обустройства комплекса зданий, где расположится недавно созданная Общецерковная аспирантура и докторантура, а также на увеличение зарплат сотрудников фонда, жилищную помощь для сотрудников Отдела внешних церковных связей. В этом нет ничего удивительного, так как изначально было заявлено, что доходы от инвестиций будут направлены на программы поддержки работы ОВЦС, Общецерковной аспирантуры, Московского синодального хора, проекта «Ростов Великий», различных культурных и образовательных программ. При этом что касается культурных программ, то речь идёт о концертах и выставках, большинство из которых планируется проводить за рубежом.

Подводя краткий итог, надо подчеркнуть, что, хотя «новая церковная экономика» только создаётся, уже очевидно, что она носит открыто элитарный характер, хотя и формируется в рамках общей широко распропагандированной программы становления «этичного бизнеса». Приобретаемые ею средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а административного аппарата Церкви и структур, близких к ОВЦС. Если этот элитарный характер деятельности и новое модное название для института, нацеленного на получение прибыли, и являются сутью ноу-хау, то никакой новизны в этой экономике нет. Начинается очередной этап интенсивной «промывки мозгов», призванной оправдать исконную жажду наживы, которая, будучи приемлемой для homo cаtolicus, навязывается теперь в качестве нормы и православному человеку.

 

1 http://www.newsru.com/religy/21sep2010/ior.html

2 http://kpp-russia.ru/?p=766

3 http://clck.ru/19Px5

4 http://siliconinvestor.advfn.com/readmsg.aspx?msgid=26517523

5 http://www.inter-alpha.com/

6 http://www.davidicke.com/forum/showthread.php?t=106690

7 Смолл Д. Синдром банка Сантандер: Сити водит за нос простаков // Strategium. Политическое Экспертное Сообщество. 20.04.2010//

http://strateger.net/sindrom-banka-santader?s=3a32ef3a333ebef16527d61a23038059

8 Ibid.

9 http://www.santanderconsumer.ru/about/group/history/

10 http://www.larouchepac.com/node/14636

11 http://www.cnbc.com/id/37773562/Banco_Santander_confirms_bid_for_RBS_branches

12 Смолл Д. Указ.соч.

13 http://www.larouchepub.com/russian/novosti/2010/b0096_brazil_carry.html

14 Смолл Д. Указ.соч.

15 http://www.santanderconsumer.ru/about/liability/events/

16 http://www.santanderconsumer.ru/about/liability/univer_msk/

17 http://www.hse.ru/news/recent/7147948.html

http://clck.ru/19Q6L


Комментариев:

Вернуться на главную