В ГОСТЯХ У СИБИРСКОГО ПИСАТЕЛЯ АНАТОЛИЯ ЧМЫХАЛО

Сегодня нашей, уже не самой читающей в мире аудитории, напомнить об известном в литературном мире писателе будет не излишне. Поэтому, не мудрствуя особо, я решил, прежде чем рассказать о встрече со старейшим сибирским писателем Анатолием Ивановичем Чмыхало, дать о нём краткую биографическую справку, которую мне тут же без промедления услужливо выдал Интернет:

Чмыхало Анатолий Иванович. Родился 24 декабря1924 г. в с.Вострово Алтайского края. Школу окончил в г. Алма-Ата. Воевал на Южном фронте. В 1943г. - демобилизовался после ранения.1943-1944 гг.- артист республиканского театра в г. Алма-Ата; 1944 г.- режиссер Ачинского драматического театра; 1945г.- ушел с 4-го курса Московского юридического института;
1946-1947гг.- корреспондент газеты “Красноярский рабочий”.
Пишет с 1947 г.Первая книга стихов“Земляки”вышла в 1951 г.в г.Абакане,где Чмыхало работал собкором краевой газеты.
1955 г. - вышел второй сборник “Страда”.
Романы “Половодье”, “Нужно верить”,”Три весны”, “Дикая кровь”, “Отложенный выстрел” и др.
1963 г.– член Союза писателей России;
1964 г.- окончательно переехал в Красноярск, где возглавил Красноярскую писательскую организацию.
1962-1976гг.- редактировал альманах “Енисей”(г. Красноярск).
1974 г.- получил звание заслуженного работника культуры РСФСР. С 1994 г.- почетный гражданин Красноярска. Награжден правительственными наградами: орденами Великой Отечественной войны I и II степени(1951,1985), орденом “Знак Почета” (1971), орденом Дружбы народов (2000), знаком отличия “За заслуги перед г. Красноярском” (2000), золотой медалью “За вклад в наследие народов России” (2002).
Женат, двое детей. Увлечения: книги, рыбалка, сад.

Нам повезло. Из множества желающих встретиться с писателем Чмыхало в июле, Анатолий Иванович выбрал нас - представителей культуры из города Иланский и Нижнего Ингаша или, если быть точнее, членов редакционного совета межрегионального литературно-художественного журнала “Истоки”: Николая Николаевича Иващенко, Татьяну Фёдоровну Лысикову именя - редактора журнала. Это нас радовало и в то же время былонемного волнительно: как бы не ударить в грязь лицом за доверие, оказанное нам не ординарным человеком, а писателем с большой буквы.

Всю дорогу до Красноярска говорили, спорили, делились своими знаниями жизни, творчества старейшего сибирского писателя. Что-то из книг его читали давно уже, и это непременно были роман “Половодье”, или “Дикая Кровь”. Что-то почерпнули из газет, информации в Интернете, где сегодня об Анатолии Чмыхало пишут много, как бы пытаясь заполнить пробел, когда вольнодумный писатель был в опале и нелюбви у высочайшего партийного руководства бывшего СССР во главе с дорогим Леонидом Ильичем Брежневым. Анатолий Чмыхало единственный из российских писателей, чей литературный труд (книга “Три весны”) был предан партийными чиновниками сожжению на костре.

Проспект Мира 100. Старое ещё хрущёвских времён строение. Въезжаем во двор, к подъезду №2. Смотрим на время - назначено на 14 дня. Из распахнутого окна на третьем этаже нас окликает молодая женщина, как потом оказалось, помощница писателя Надя:

-Заходите! Анатолий Иванович вас ждёт.

Поднимаемся на третий этаж. Квартира 12. Табличка на двери: Чмыхало Анатолий Иванович.

Посреди широкой прихожей стоит, улыбаясь нам, огромный человечище - под метр девяносто, не менее, крутая сажень в плечах, большая голова с серебряным отливом редеющих волос, сильные, добрые руки, которые он гостеприимно протягивает каждому из нас, приглашая в свой рабочий кабинет.

В настежь открытое окно кабинета вместе с освежающим потоком воздуха врываются звуки и запахи городского лета.

Сидим и с нескрываемым интересом слушаем рассказ Анатолия Ивановичао егописательской и жизненной стезе длинною в 85 лет. Слушаем и не замечаем времени. Анатолий Иванович умелый рассказчик. Не зря же природа наградила его ещё и даром актёра. Вернувшись с фронта, играл роли в Ачинском и Алмаатинском театрах. Организовывал театральный коллектив в городе Иланский, где работал собкором газеты “Красноярский рабочий.

С особым теплом вспоминает Анатолий Иванович своих деда с бабкой.

- Дед у меня был образованным, закончил Киевский университет, юридический факультет. Работал мировым судьёй Свалгородского уезда на Алтае. Писал стихи, пел, хорошо играл на гормони. Любил общаться с молодежью и та тянулась к нему. Бабка тоже имела высшее образование, владела французским и польским языками. Отец с матерью образования не получили. Отец Иван отважно воевал против Колчака, был командиром роты. С него я написал образ Романа Новгороднего в романе “Половодье”.

Долго и много рассказывал Анатолий Ивановичо времени, когда работал собкором газеты “Красноярский рабочий” по Иланскому и Нижнеингашскому районам. Вспоминал имена людей, с кем приходилось встречаться, названия колхозов, артелей, предприятий, улицы, переулки. Глаза его то оживали радостным светом, когда вспоминал что-то доброе, то, вдруг, навёртывалась непрошенная слеза, когдана ум ему приходили грустные эпизоды. Много хороших слов услышали мы об иланском литераторе Павле Мостовском и о писателе из Нижнего Ингаша Николае Устиновиче.

- Коля был глубоко несчастный человек, который хотел, но не мог приспособиться к тогдашней суровой жизни, ни за что отсидел срок. И неприятности преследовали его всю жизнь.

В своём двухтомном романе “В царстве свободы” (дилогии в стихах и прозе),в книге “Ночь без сна” естьрассказ “Паря”, посвящённыё Николаю Устиновичу. Приведу лишь один абзац:

“...Город готовился ко сну, город потягивался в постелях, а мы, завзятые полуночники, всё бродили по его тихим и грязным улочкам среди последних робких огоньков, которые постепенно редели и исчезали на наших глазах. Затем, я проводил Колю до тесовых шалагинских ворот. Во дворе у пчеловода рвались с цепи грозные волкодавы. И под рычанье и вой собак мы поклялись с ним в своей вечной дружбе, которую бережно несли до самой Колиной кончины...

”Интересный Анатолий Иванович человек, и писатель, каких нынче поискать. В своё время, до брежневской опалы, когда ещё возглавлял Красноярскую писательскую организацию, был аккумулятором литературной жизни в Красноярском крае. Это он придумал и организовал проект «Литературные встречи на Енисее», преследуя главную цель – сблизить писателейне только друг с другом, а с народом. В те днив его рабочем кабинете, где мы теперь беседовали, кто только из литераторов не бывал: Евгений Евтушенко и Андрей вознесенский, Павел Нилин и Максим Танк, Иван Драч и Мусса Гали, Игорь Бородулин… Здесь, за бутылочкой русской, до хрипоты спорил он с Виктором Астафьевым, как надо и не надо писать о войне. Здесь бывали его друзья - писатели Борис Полевой и Юлия Друнина, Лев Ошанини Андрей Некрасов…

Интересные штрихи судьбы писателя – встреча его с гражданской женой А.В.Колчака Анной Васильевной Книпер-Тимиревой. Произошла эта встреча в городе Рыбинске, где Анатолий Чмыхало исследовалдокументы о Гражданской войне в Сибири. А. В. Книпер-Тимирева работала в то время художником в городском театре.

- Анна Васильевнана 180 градусов повернула моё тогдашнее отношение к историческому процессу становления советской власти в Сибири.Она, как солнышко, озарила мой путь в созданииобразов имотивов романов «Половодье», «Дикая кровь», «Опальная земля», «Отложенный выстрел»…

А доверительные беседы писателя с дочкой вождя народов Светланой только укрепили в немпротиворечивое отношение его к существующему тогда партийному руководству страны.

Мы остались довольны встречей сэтим могучим и душой и телом человеком. Нынче ему будет 86, но он ещё полон творческих планов. И выглядит ещё бодро. Ноги только подводят. Но встречает гостей всегда стоя. Щедро одарил нас своими книгами более десятка томов и пригласилк столу выпить русской водки на посошок.

Сейчас Анатолий Иванович Чмыхало в крае писатель номер один. В чести у власти.Уважают его местные чиновники, издают, награждают по заслугам. Хотя этого он заслуживал ещё в шестидесятые, семидесятые годы прошлого столетия. А его первые романы «Половодье» и «Дикая кровь» читали и будут ещё долго читать те, кому дорога и интересна наша история. А к ней, к истории писатель относился как никто другой осторожно, скрупулёзно изучая, выверяя каждую деталь, каждую мелочь, рассматривая её как через микроскоп, дабы не исказить, не унизить или чрезмерно возвысить на потребу привередливого читателя, а показать в самом, что ни на есть чистом первозданном виде…

Сейчас Анатолий Иванович занимается в основном стихами.

- Вернулся к тому, с чего начал- к поэзии, - делится своими планами писатель. - Большую вещь в прозе, роман я уже не успею осилить, а вот стихи пишутся.

И Анатолий Иванович протягивает мне отпечатанную на компьютере стопку четверостиший “Россыпи” (Стихи на злобу дня). В них есть знаковое четверостишие

Со своей судьбой уже не спорю,
Только так сложилось на веку,
Что вчера меня тянуло к морю,
А сегодня тянет к роднику.

Светлого вам и самого чистого родничка, дорогой Анатолий Иванович, чтоб, испивв нём незамутнённых строк, люди не забывали творить добрые дела.

Сергей ПРОХОРОВ,
редактор межрегионального литературно-художественного журнала “Истоки”

Вернуться на главную