Хасан ТУРКАЕВ, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

СЛОВО КАК ДУША И СУДЬБА НАРОДА

Особенности видения мира и людей Хаджи-Муратом Хамхоевым

 

«Я вспомнил время,
время золотое…»
А.А. Фет

В ингушскую литературу пришел новый крупный писатель. Пришел со своим восторженным восприятием мира и людей, со своими художественными приемами воссоздания той благодатной и созидательной действительности, в которой сам он играл ключевую роль. Его умение тонко проникнуть в психологию своих современников, не вымышленных, а реальных, восхищает, позволяет по-новому воспринимать и понять события и людей, представлявших многонациональную интеллигенцию не только Чечено-Ингушской республики, начиная с 60-х годов ХХ в. и по наши дни, но и ряда стран, где автору приходилось пребывать.

Имя этого талантливого писателя Хаджи-Мурат Хамхоев. Он взялся за творческое перо после накопления огромного жизненного опыта, безупречной, но сопряженной с большим резонансом в стране службы в юриспруденции. Он, при строгом соблюдении предписания закона в своей деятельности, продолжавшейся десятилетиями на посту председателя народного суда разных уровней, кропотливо искал и непременно находил в нем такие нюансы, которые позволяли ему прежде всего думать о судьбе человека, сохранять его для семьи, общества и государства. Нет, Хаджи-Мурат убежден, что сегодня установка римского права: «Пусть погибнет мир, но восторжествует юстиция», слишком категорична, хотя именно такая установка и являлась основополагающей в работе многих и многих его коллег-судей.

Хаджи-Мурат Хамхоев, будучи ребенком, разделил судьбу своего депортированного народа. Не там ли, в Казахстане, уже будучи отроком и юношей, наблюдая бесчинства и жестокость приставленных к депортированным комендантов, в его душе, еще не осознанно им самим зародилось неистребимое желание самому применять к людям требования закона, но применять честно, справедливо и объективно. Не там ли, в этой жестокой атмосфере, когда личность человека, по сути, была сведена комендантами к нулю, в его душе пробудилось всепоглощающее чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», довольно часто не по своей вине попавшему в беду человека. Во всяком случае, читая сейчас его документальные рассказы, в которых воспроизводятся сцены судебных разбирательств, убеждаешься, что он, Х.-М. Хамхоев – судья – опора и защитник потерпевших или неосознанно совершивших то или иное преступление. Как бы парадоксально это не звучало, но это так. Но нельзя думать, конечно, что рассказы, повесть и эссе Хаджи-Мурата – это сухие протокольные записи прошедших под его председательством судебных разбирательств. Нет, в них полнокровные образы реальных и известных в свое время и в Чечено-Ингушской республике, и в Союзе людей, в большей мере руководителей хозяйств, тружеников полей и учреждений и пр. Ценность и, если хотите, воспитательное значение для наших современников и подрастающего поколения этих произведений очевидна. Они пробуждают в душе читателя чувства добрые, учат справедливости, ценить мужскую дружбу. Ибо все произведения Хаджи-Мурата Хамхоева насыщены юмором и примерами бескорыстных дружеских, товарищеских отношений героев друг к другу. Именно люди разных социальных слоев, положений, как правило, их чистые и бескорыстные взаимоотношения и воссоздают характер той недавно прошедшей эпохи того «золотого» времени позднесоветской эпохи, а в условиях Чечено-Ингушетии – людей 60-80-х годов ХХ в. В этом и заключается, в частности, своеобразие письма Х.-М. Хамхоева, в котором переплелись присущие только ему художественные приемы, состоящие из документальной основы, смелой публицистики, юмора в раскрытии внутреннего мира героев.

Творческий потенциал у Х.-М. Хамхоева большой: за последние 4 года он издал три книги: «Время и люди  (непридуманные рассказы)», «Ночь в мечети», «Корабли летят к луне». Этот потенциал у него сложился из тех неисчислимых добрых дел, которые он сделал, находясь на должности народного судьи, на государственной службе и теперь на своем нелегком опыте учит читателя доброму, разумному, вечному, учит быть справедливым и благородным по отношению к людям. Эти священные понятия, в наше жестокое время изрядно потускневшие, оказывается, являются смыслом и целью жизни Х.-М. Хамхоева.

В первом рассказе «Ход конем», вошедший в его первую книгу «Время и люди (непридуманные рассказы)» прочитал: «Спеши делать добро, ибо наступит день, когда это чудо (красота природы) померкнет в одно мгновение, и природа все так же будет благоухать и радовать». Это кредо писателя является ключом для понимания его жизненных принципов, требовавших от него в годы его работы максимальной мобилизации душевных и нравственных сил.

Его первая книга «Время и люди (непридуманные рассказы)» состоит из трех циклов, сюжеты которых представляют собой яркие эпизоды, запечатлевшиеся в его памяти за годы служебной деятельности.

Книгу открывает цикл рассказов, написанных Хаджи-Муратом Хамхоевым десятилетия спустя после его работы в Шатое, куда совсем молодым человеком он был направлен на должность председателя районного суда.

Шатой-Аргунское ущелье – колыбель чеченской нации и на молодого судью очень яркое впечатление оказала эта жемчужина Чечни, и в равной мере люди, среди которых Хаджи-Мурат ряд лет проработал. Там он нашел много друзей, дружба с которыми, начиная от первого секретаря райкома КПСС и кончая рядовым трактористом колхоза, продолжалась и после переезда Хаджи-Мурата на новое место работы. Именно эти люди, со служебной деятельностью и работой которых Хаджи-Мурат в силу специфики своей работы был тесно связан, и явились героями его непридуманных рассказов, объединенных в цикл под названием «Шатой». Вспоминая конкретные ситуации, сопряженные с судебным разбирательством разных дел, по большей части не по своей вине попавших в беду людей, писатель показывает все новые и новые грани характера руководивших районом людей, чистоту их помыслов, нравственное совершенство. Я лично знал многих персонажей рассказов, составивших цикл «Шатой», со многими из которых имел многолетние товарищеские отношения, но в рассказах Хаджи-Мурата раскрылись совершенно новые грани характера этих настоящих людей того благодатного времени. Да и образ самого рассказчика во всей полноте предстает благодаря их оценкам и их взаимоотношениям. Вот, к примеру: работал в Советском райкоме КПСС вторым секретарем Николай Матвеевич Слабенко.

«За многие годы работы в прокуратуре я повидал немало судей, со многими поддерживаю дружеские отношения и все они, соответственно, разные по характеру, по стилю работы и как просто люди. Но судья Хамхоев не похож ни на одного из них и, как мне кажется, он вообще не похож на судью. Ему всех жалко, он хочет помочь всем». В этом убеждается и сам читатель, вникая в ходе интереснейших и во многом поучительного для себя разбирательства многих уголовных дел, воссозданных великолепной памятью Хаджи-Мурата. Читатель извлечет из таких рассказов уроки нравственности, на него, безусловно, окажут благотворное влияние чистота и искренность взаимоотношений галереи непридуманных героев и его книг. «Я действительно не могу отказать в просьбе человеку. Меня так воспитали», - сказал Хаджи-Мурат в одной из бесед с Богданом Истамуловым – заворготделом райкома КПСС. Да, чтобы спасти невинного человека от тюрьмы, Хаджи-Мурат мобилизовывал не только все свое умение разобраться в тончайших деталях уголовного дела, но и не боялся их анализ преподнести своему вышестоящему начальству и убедить его в своей правоте, вынося обвиняемому оправдательный приговор.

Притягательная сила таких непридуманных рассказов Хаджи-Мурата в том, что они читаются как острый детектив, но если не забывать, что перед нами проходит галерея реальных людей времени его пребывания, в частности, на должности судьи и в Чечне, и в Ингушетии, людей, щедрых, непритязательных в своей жизненной практике, порой кажущиеся наивными из-за их чистоты помыслов – галерея этих людей, на читателя, живущего в условиях жестоких рыночных отношений, оказывает благотворное влияние.

К тому же образ жизни, мышление, нормы взаимоотношений этих героев, их отношение к властям дают ясное представление об их эпохе, что, безусловно, имеет непреходящее значение для наследования молодым поколением нравственно-этического опыта отцов.

Рассказы Х.-М. Хамхоева, как правило, небольшие по объему, но объемны по смыслу и содержанию. Но особое место среди них по насыщенности жизненных коллизий, драматизмом взаимоотношений между властями и людьми, общественным резонансом занимает документальная художественно-публицистическая повесть «Оправдательный приговор». В этом произведении наиболее полно раскрылись духовно-нравственный мир самого Х.-М. Хамхоева, в высоком смысле его гражданская смелость, позволившая ему, не думая о возможных для него со стороны властей негативных последствиях, дальнейшей карьере, защитить невинных руководителей совхозов. Сюжет «Оправдательного приговора» простой: директор совхоза конкретного района, управляющие отделениями, стремясь уложиться в сжатые сроки для уборки кукурузы, обозначенные обкомом КПСС, для достойной встречи полувекового юбилея Октября, не успели вывезти с полей тысячи тонн сахарной свеклы. Но вина за это возложена на них. Этим «преступлением» занялась прокуратура. Дело передано в суд. Оно попало к Х.-М. Хамхоеву.

В начале повествования читаю: «Сегодня, оглядываясь назад с высоты прожитых лет, и мысленно перебирая ворохи судебных дел, - пишет Х.-М. Хамхоев, - я не обнаружил ни одно, которое мне хотелось бы забыть и не вспоминать, испытывая чувство стыда. Разные дела – разные судьбы. Но есть среди них одно, которым я горжусь как человек, создавший что-то очень значительное и важное, гордится своим детищем». Да, это действительно было «очень значительное и важное» не только в судейской практике Х.-М. Хамхоева, но и всего Союза дело: он, проведя тщательный и уникальный анализ статей, по которым обвинялись руководители хозяйства за порчу свеклы на полях, оправдал их, вызвав тем самым недовольство высокопоставленных партийных чиновников республики. Оправдательный приговор судьи Х.-М. Хамхоева на предмет его отмены рассматривался на самых высоких, вплоть до пленума Верховного суда СССР судебных инстанциях, и везде получал только одобрение.

«Оправдательный приговор» - документально-публицистическая повесть, в ней воссозданы небольшими мазками черты характеров руководивших тогда, в 60-е годы ХХ в., Чечено-Ингушской республикой лиц, читается с неослабевающим интересом. Конечно, главным героем повести является сам Х.-М. Хамхоев, который в своей многолетней судейской деятельности всегда и неизменно руководствовался и мужеством, и совестью, и достоинством, которые не позволяли ему никогда и ни перед кем изменять самому себе, принимать судебное решение по велению сердца и души.

«Свекольное дело», столь благополучно отразившееся на судьбах обвиняемых, потом, спустя годы, в условиях изменившихся социально-политических обстоятельств, сказалось на судьбе самого Х.-М. Хамхоева. В написанном им буквально в эти дни «Необходимом послесловии» к повести автор с присущим ему оптимизмом описывает перипетии в своей жизни, предопределенные этим главным подвигов в своей жизни.

«Корабли летят к луне» - третья книга Х.-М. Хамхоева. В ней он, в отличие от первых его книг, предстал в совершенно новой для него творческой ипостаси: писатель восторгается и удивляется Великому Мирозданию Аллаха, и, описывая вплоть до технических параметров лунные корабли, стремление человека понять таинства этого Мироздания, объясняет велением Аллаха, и подтверждает цитатами из Священного Корана.

«Корабли летят к луне» - книга большого философского смысла, ее чтение, безусловно, заставляет читателя задумываться о тайнах мироздания, заставляет его думать о вечном и непреходящем, возвращает его к Богу.

И вот новая книга писателя «2000 лет». Прочитал я её несколько раз, и каждый раз закрывал ее глубоко взволнованным. Нет, не новизной темы, поднимающей уже в который раз так называемый «еврейский вопрос», а показом автором трагического пути евреев, глубоко прочувственным, гуманистическим прочтением им их истории, воссозданием автором исторически долгого, крайне несправедливого, жестокого отношения мира к ним, предопределявшего судьбу этой многострадальной нации. В разлитом по миру море зла, творившегося над евреями на протяжении двух тысяч лет, Х. Хамхоев попытался отыскать причину этого зла и пути его искоренения.

Композиция произведения Х.Х. Хамхоева своеобразна: проработав долгие десятилетия председателем районных и городских судов, он построил анализ и осмысление названной проблемы в форме судебного разбирательства, куда истец Мельников В.И. обратился с исковым заявлением разобраться в причинах антисемитизма. Этот художественный прием дает автору (председателю суда) привлечь к дискуссии по обсуждаемый проблеме людей разных социальных слоев. 

Концепция автора в еврейском вопросе на суде построена и на цитировании священных писаний, и на интерпретации истца, председателя судебного заседания и свидетелей, на анализе истории вопроса и отношения к нему в  мире в статьях известных ученых Израиля Ашера Кушнира, Моше Пантелята и Ицхака Зильбера. Эта уникальная дискуссия высветила многие неизвестные читателю сведения и факты из истории еврейского народа, который строил свои отношения с миром, исходя из своих внутренних побуждений, представления своего, с их точки зрения, правильного его восприятия.

В мировой истории хорошо известны факты, когда та или иная религия не сразу овладевала умами и сознанием всех масс сразу: долгими и порой трагическими путями шли они к священному пристанищу – вере в Единого Бога. История и судьба еврейского народа особо трагична: расселение по миру, крестовые походы, костры, инквизиции, погромы, газовые камеры.

За что такая доля этому богоизбранному народу? Вот на этот вопрос пытаются ответить многие персонажи историко-философского и просветительского трактата Х.Х. Хамхоева «Две тысячи лет (к правде святой, или к Истине). И по своему отвечают и намечают пути для дальнейшего очищения заблудших душ читателя, их возвращения к предписанию Единого Бога.

Многое, отчаянно смелое, неслыханное умное, талантливое, мужественное открыл я для себя в природе еврейского народа в книге Х.Х. Хамхоева: достаточно сказать, что в ходе Великой Отечественной войны 157 евреев стали Героями Советского Союза, 2 из них дважды Герои Советского Союза, всего в войне участвовало более 500 тысяч евреев. 138 тысяч из них были удостоены правительственных наград. Всего в годы войны в вооруженных силах страны служили 305 евреев в звании генералов и адмиралов. Также евреями является 201 лауреат Нобелевской премии (на 2017 год). Все это не случайно произошло:

Всевышний сказал: «Мы избрали их и возвысили их над мирами на основании знания» (Коран, Сура, 44:32, перевод с арабского Кулиева Эльмира).

В таком историко-публицистическом аспекте эта актуальная морально-нравственная проблема поставлена Х.Х. Хамхоевым впервые, и пути ее решения с его точки зрения сопряжены только гуманным подходом к ней просвещенного, незлобивого мира.

Издание книги явится событием в духовно-нравственной жизни нашего общества, ибо она сыграет заметную просветительскую роль в понимание им этой сложной проблемы.

Хаджи-Мурат Хамхоев – безусловно, талантливый писатель. Его приход в литературу – яркое свидетельство того, что культура ингушского народа находится на новых путях решений художественных проблем современности.

 

ОБ АВТОРЕ: Туркаев Хасан Вахитович - доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки ЧИАССР (1977 год), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2005 год), член Союза писателей СССР (1980 год) и Союза писателей России, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2003 год).
Автор более чем 250 научных работ, из которых 7 монографий. Многие его работы были переведены и изданы за рубежом — в Великобритании, США, странах Ближнего Востока, ряде других стран. Является составителем более шестидесяти собраний сочинений и сборников избранных произведений чеченских писателей и автором вступительных статей и примечаний к ним. Под его научным руководством были подготовлены к печати 3 тома чечено-ингушского музыкального фольклора, два из которых изданы в Грозном в 1964—1965 годах, 3 тома чечено-ингушского устного народного творчества (1973, 1979 гг.), первый том казачьего фольклора (Песни Терека и Сунжи. Составитель Ю. Г. Агаджанов. — Грозный, 1967), «Илли: героико-эпические песни чеченцев и ингушей».
В настоящее время заведующий кафедрой русской литературы XX века Чеченского государственного университета.

Вверх

 

Комментариев:

Вернуться на главную