Ирина УШАКОВА
Как менялась политика и культура в нашей стране, в бывших союзных республиках и сопредельных с нами или исторически близких странах, таких, как Сербия, в последние десятилетия? Какие здоровые силы удержали от крушения государственности в пору, когда самые важные рычаги управления страной оказались в руках подлецов и откровенных врагов России? Об этом мы узнаём из книги Сергея Бабурина «Страж нации. От защиты Советского Союза до невооружённого восстания РГТЭУ». Издательство «Книжный мир». М., 2019. Книга выпущена к 60-летию политика и общественного деятеля. Немногие из политиков времён перестройки, развала СССР и постсоветской разрухи вспоминаются добрым словом. Имя Сергея Бабурина – одно из достойных, которое останется в истории пережитой нами переломной эпохи. Сборник очерков известного политического и государственного деятеля, доктора юридических наук, президента Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры охватывает почти всю его общественную жизнь, особо — последнюю четверть века: от роковых дней 1993 года – кровопролитной защиты Дома советов до последних событий на Украине, когда под угрозой оказалась Восточно-христианская цивилизация. Читателю небезынтересно будет узнать, почему к власти пришли те, а не иные политики, какая борьба и какие интриги сопровождали их приход; и, наконец, каким видится автору книги социально-экономическое устроение нашего государства после всех предшествующих ошибок и потрясений. Как и для многих миллионов советских граждан, развал Союза для Бабурина стал эпохальной трагедией. Такие штрихи он даёт происходившему тогда: «К 1991 г., переболев административно-бюрократическим тоталитаризмом, советское общество оказалось беззащитным перед тоталитаризмом национальным. Радикализм республик и странное бессилие центра вели страну к катастрофе». (Задаюсь вопросом: странно ли оно, это бессилие центра, когда столько десятилетий, ещё со времён террористов-бомбистов-народников, подавлялись здоровые силы государствообразующего народа под видом борьбы с «великорусским шовинизмом»?). «Широкомасштабная реформа, привлекательно названная перестройкой, провозглашённая во имя формирования общества «подлинной демократии» и «эффективной экономики», завершилась беспрецедентным крахом, утратой гарантий самых элементарных прав человека, прежде всего – права на жизнь, параличом экономики и даже утратой государственности». В книгу вошли воспоминания о школьных годах, проведённых в Таре, годах учёбы в Омском университете, о службе в армии и войне в Афганистане, где будущий политик не раз глядел в лицо смерти. «Не считал и не считаю приход Советской Армии в Афганистан ошибкой, — убеждён Сергей Николаевич. — Это была одна из самых успешных советских миротворческих миссий. Сегодня это понимают и признают сами жители этой многострадальной земли. Вывод войск не был бегством — это было успешное завершение миссии. Только прямое предательство тогдашнего российского руководства помешало Наджибулле сохранить стабильность в Афганистане, когда война уже была близка к завершению». По книге С.Н. Бабурина можно изучать историю последних лет советской страны и её развала, историю взаимоотношений России и Прибалтики, Осетии, Абхазии, Грузии... Как горели наши окраины и кто конкретно предавал свой народ в бывших республиках, какие трансформации претерпевала Компартия, как случилось поражение ГКЧП, какие политические дебаты шли в эти переломные годы, кто как вёл себя в дни 19–21 августа 1991 года и в октябре 1993-го, как больно ударил развал Союза по Румынии (убийство Н. Чаушеску) и чем он отозвался в ГДР вместе с выводом советских войск. «Уже давно здравомыслящими людьми, знающими правду, признано, что деятельность Правительства Н.И. Рыжкова – Л.И. Абалкина – это упущенный шанс нашей страны. Не менее, а то и более значимым упущенным шансом был Съезд народных депутатов СССР», – делает вывод автор книги. Из мемуаров политика мы узнаём о нескольких попытках организации военного переворота против Ельцина, которые «были пресечены, а сам их факт засекречен». Видение русского национального идеала С.Н. Бабурин представляет в нескольких аспектах. Политический – русское народное самодержавие, модель демократии по определению Полибия (ок. 200 до н.э. — ок. 120 до н. э., древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» («Истории» в 40 томах — Ред.): «государство, в котором исконным обычаем установлено почитать богов, лелеять родителей, чтить старших, повиноваться законам, если при том решающая сила принадлежит постановлениям народного большинства». Социальный – «общество Справедливости и Процветания с распределением Блага в соответствии с трудом каждого». Экономический – коллективный (общинный) труд. Культурно-нравственный – «единение с Богом в праведном подвижничестве». Читая книгу, можно проследить, что принципы, которые сложились у политика в годы перестройки, сегодня значительно переосмыслены и конкретизированы. В национальном консерватизме Бабурин видит залог «успешности Русского прорыва в будущее». «Национальный консерватизм – это, прежде всего, любовь к историческому облику и признание творческой силы своего народа». Вот некоторые важнейшие принципы, данной концепции: «– Россия играет ключевую роль в мировой истории. <…> Вписывание России в рамки иных геополитических образований неприемлемо. <…> – Русский народ, создавший и защитивший на протяжении столетий Российскую государственность, в силу этого имеет первенство чести в семье братских народов России, где неприемлемы проявления ксенофобии, шовинизма, расизма. – Православная церковь – средоточие истории России, центр духовной и общественной жизни нации. Традиционные российские конфессии не являются альтернативой Православию. <…> – Государство Российское – это социально-представительное государство с сильной и преемственной Верховной властью. Власть священна для каждого и всецело ответственна за каждого. Власть – не привилегия и не инструмент обогащения. Это служение не за страх, а за совесть. <…>». Хроника, вошедшая в этот 800-страничный том, охватывает события как государственного масштаба, так и геополитического. Что удавалось сделать политику Бабурину, когда исполнительным секретарём СНГ был назначен Б.А. Березовский, ещё совсем недавно своими деньгами и оголтелой пропагандой в СМИ легализовал «переизбрание» Ельцина? Когда российский МИД, пишет автор книги, «поддерживал все западные инициативы: введение санкций против Югославии, план Вэнса – Оуэна, эмбарго на поставки оружия мусульманам, план Контактной группы»… Когда под патронажем замминистра культуры Швыдкого отдавали на Запад архивы фонда Ротшильда, архив внешней разведки Франции с 1815 по 1939 гг., архивы масонских лож Европы, собранные Гитлером по всем оккупированным Германией европейским странам… С.Н. Бабурин смог тогда остановить и предотвратить разграбление Особого архива СССР, благодаря ему в России остался архив Гестапо. Участие в судьбе южных славян в пору циничного геноцида сербов со стороны НАТО – отдельная страница биографии С.Н. Бабурина. Нам памятны события, когда Югославию обвиняли в «нарушении принципов ООН», когда Сербию и Черногорию представляли в виде угрозы международному миру и безопасности. С горечью С. Бабурин свидетельствует: «Вопреки требованиям Верховного Совета Российской Федерации и российской общественности, МИД России дал указание представителю России в ООН Ю. Воронцову голосовать за введение санкций» против Югославии. Были блокированы все экономические контакты с внешним миром, запрещены авиаперевозки. Был в мировой истории уникальный шанс соединения Восточного и Южного славянских геополитических проектов, когда С.Н. Бабурин в составе российской делегации встретился с руководителями парламента и правительства Югославии и Сербии с лидерами всех ведущих политических партий Югославии. На этой встрече прозвучало сербское предложение о вступлении СРЮ в Союз Беларуси и России. Предложение было поддержано Милошевичем. «Я предупредил Г.Н. Селезнёва и российский МИД о предстоящем предложении, – вспоминает С. Бабурин. Г.Н. Селезнёв, прибывший в Белград, а затем и весь российский парламент горячо поддержали сербскую инициативу, но она так и не была реализована. Ответ Б. Ельцина Милошевичу до сих пор не известен российскому и сербскому народам, но его отрицательный смысл очевиден». В нынешнем году мы отмечаем 20-летие войны НАТО в Югославии. Актуально вспомнить происходившее тогда. Благодаря политике, которую Бабурин проводил совместно с Белоруссией, была реальная возможность оказать Белграду военно-техническую помощь против агрессоров. «К сожалению, – пишет Бабурин, – В.С. Черномырдин не стал использовать наши предложения. Он предпочёл поверить вице-президенту США А. Гору и С. Тэлботу, гарантировавшим ему за поддержку действий США избрание следующим президентом России». Как известно, сербы говорят: «На небе Бог, на земле Россия». В то время из их уст звучало: «Бог высоко, а Россия далеко». Будет ли когда у нас шанс загладить свою вину перед народом, который верит в Россию?.. Чутьём государственного мужа С.Н. Бабурин определяет, что сегодня для сохранения государственности необходимо спасать образование и науку, которые являются «последним бастионом великой державы», как сам он говорит. Поэтому и ректорство в РГТЭУ, и имевшее резонанс в обществе выступление коллектива университета против безграмотных действий Минобрнауки и реорганизации вуза – это не только штрихи к биографии С.Н. Бабурина, но и свидетельство того, что переживает сегодня наука в России. В профессиональной работе государственного деятеля есть рецепты, пригодные как к национальной политике, так и к мировой. К примеру, в своём выступлении в 2003 г. на съезде Национального фронта в Ницце, текст которого помещён в сборнике, С. Бабурин высказал такой принцип: «В победе национальных партий – спасение человечества!» (Тема съезда: «Многообразие цивилизаций против североамериканской реколонизации мира»). Будут ли учтены предложения Бабурина теми, кто делает государственную политику? К примеру, внесение исправлений в ст. 13 и 14 Конституции России, где сказано, что «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» и «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»? В качестве примера автор предлагает иные подходы к вероисповеданию в других странах. В частности, он приводит ст. 9 Конституции Грузии: «Государство признаёт исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства». Сегодняшнее общество отлучено от участия в решении политических и экономических вопросов, от влияния на культурную политику. Чем это грозит? Отвечает ли сегодня и сам политик Сергей Бабурин на вопросы, которые ставили выдающиеся деятели на славянском поле: Олег Трубачёв, Вячеслав Клыков, Драгош Калаич, В.И. Карпец… Вопросы о мировом значении русского этноса, роли национальной культуры, самобытности русской цивилизации… Документальные материалы, изложенные свидетелем недавней истории страны, должны послужить импульсом к объединению, увы, разрозненных славянских патриотических сил. Не надо себя тешить иллюзией, что разобщённость проистекает от того, что нас много. Мало нас. И мы не осознали ещё, сколь многое нами уже утеряно. Академический русский народный оркестр «Боян», «дом Полибина» на улице Бурденко, где долгие годы располагалась реставрационная мастерская Саввы Ямщикова, здание Международного фонда славянской письменности и культуры, музей Николая Рубцова в Москве – это только совсем недавние и вопиющие события. В последние годы реорганизованы многие профильные вузы, репертуарные театры. На грани закрытия «толстые» литературные журналы, ещё недавно, в 1990-е годы, формировавшие общественные взгляды, объединявшие единомышленников. Очередные младореформаторы только что сменили руководство и теперь перекраивают репертуар одного из лучших отечественных театров – МХАТ Т.В. Дорониной... Кто из сегодняшних патриотических лидеров сможет на деле исполнить завет преподобного Сергия Радонежского: «В единении спасёмся»? Опубликовано в газете "Слово" (№ 11 (993) от 14—27 июня 2019 года) Ирина Владимировна Ушакова родилась в п. Оленино Тверской области. Окончила факультет журналистики Московского Экстерного Гуманитарного Университета (специальность: литературный редактор). В 1998 - 2008 гг. - корреспондент, ответственный секретарь редакции «Историческая газета», выпускаемой Международным фондом им. М.Ю. Лермонтова. Автор двух поэтических сборников «Пробуждение» (2000), «По велению ранней весны» (2011). Составитель сборника статей и писем педагога-просветителя С.А. Рачинского «Из доброго сокровища сердца своего...» (2013). Публиковалась в журналах: «Подвиг», «Роман-журнал XXI век», «Путеводная звезда», «Камертон», газетах «Русь Державная», «Слово». Лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2013). Член правления Международного фонда им. М.Ю. Лермонтова. Член Союза писателей и Союза журналистов России. |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||