Нина ВОЛЧЕНКОВА
«КОЛОКОЛЬЧАТАЯ ЗВЕНЬ»

Эта однажды прочитанная фраза у Николая Поснова запоминается на всю жизнь и возвращается своеобразным, цветным колокольчатым звоном в любое время года:в осеннюю пору у поэта «бушуют радостно пожары» и «солнце… звенит в белостволье берез», «пылают рябины в созвездиях ярких»; ели в голубой тишине «колокольцами звезд прозвенели», сообщив о том, что поэт покинул деревню; «тайною печалью, серебристой грустью тополей» передается состояние души, а «непонятная тихая радость прикорнула светло на груди», «моя со звоном знойны голова на твоих коленях остывает».

Стихи как источник лучезарности, светлой надежды – оттого и «колокольчатая звень».

У автора «в снегах купается январь», «звенят промерзшие кусты». Эта звень в его душе, его восприятие жизни. Как не представить себе городок, засыпанный снегом и радостное «купание» в нем детворы, где «березы, как белые струны, голубою звенят тишиной»?

Строки поэтических текстов не выискивались специально – на любой странице находится все то, что сердцу мило, и делается свое открытие.

В творчестве поэта есть системность – о случайности говорить не приходится. Он не просто видит, он чувствует! Именно чувствует, а потом видит: «Как прекрасно на этой земле! На морозе и шелест, и хруст»; «Идет снежок, как первая любовь, мечтательный, загадочный и робкий». Человек, познавший чувство любви, обязательно переживет ее вновь, сердце заполнится теплым светом.А как хороша эта картина!

Наотмашь, душою отчаясь,

Как будто вожжами коня,

Ударило солнце лучами

По крупу морозного дня.

Что ни стихотворение – пример, что ни строка – полотно, рождающее волнительные чувства.

Снег валит. Гляжу в окно.

А душа твердит одно:

Подожди еще немного –

Полетим мы все равно…

Поэта манит неизвестность, как и стремление непременно идти вперед. Он даже из общественного транспорта выходил так, чтобы не возвращаться назад.

Стихи Н. Поснова, как все настоящее, имеют свои особенности: они как спелая вишня, когда ощущение послевкусия не пропадает.

Казалось бы, жизнь, которую поэт сопоставляет со сжигаемой листвой, уходит. Это обстоятельство должно повергнуть человека в отчаяние, «испить» горечь от ощущения завершенности. У Николая Ивановича это имеет иной смысл, помогающий человеку философски подойти к вопросу окончания жизни:

Оставляй свое место другим,

Тем, кто будет красивей и чище.

Оставляй, уходи налегке,

В этом, может быть истина истин.

«Игру времен, игру природы пора постигнуть и принять», – встречаем в другом стихотворении Н. Поснова.

Как поэту удается дарить восхищение, удивление? Почему при чтении, анализе его творчества хочется шире и глубже сопоставить, провести параллели между его внешностью, душой, с найденными им образами, словами, которые заключаются в понятиях «светлость, колокольчатость, распахнутость».

Строки его влекут, пленят, наполняя душу легкостью, восторгом, поднимая читателя все выше и выше, раскачивая на облаках-корабликах. И сердце замирает от увиденного, услышанного, словно все видишь и слышишь впервые.

Конечно, без специальной подготовки, без желания и потребности не может быть глубинного вхождения в творческую мастерскую поэта, чтобы говорить о единстве формы и содержания, о музыке в звуках…

Однажды В. Хлебников произнес фразу о специфическом видении творческого человека: «У художника глаза зоркие, как у голодных». Взгляд у Николая Поснова был цепким. Он мгновенно «фотографировал» собеседника, входя в суть внутреннего мира. К природным данным поэта присоединялся, по всей вероятности, профессионализм журналиста.

Одной из сильных сторон творчества Николая Поснова – умелый, тонкий подбор сравнений для подачи яркого, сочного образа:

Листья прыгают, как лягушата,
На опальной тропе из-под ног.

И каждый лист, как капля на весу,
Живет предощущением полета.

Здесь даже звезды – золотые пчелы,
У отца живущие в саду.

Листопады идут, листопады,
Как слепые грибные дожди.

Как белый фрегат, легкокрыло
Плывет березняк на село.

Стоят березы и осины
Стогами солнца и тепла.

На помощь приходят метафоры и олицетворения, которые привносят в стихи свой неповторимый колорит, подчеркивают глубину мысли поэта.

И дышит теплом и заботой
Широкая русская печь.

Звезды от мороза
В пляске каруселят.

Месяц вывел звезды.

Там все смешалось: быль и небыль
И месяц в гости ходит к нам.

Расцвел сизо-красный дербенник,
Взметнул огневые хвосты.

Выбегают к тропинке маслята,
Загорелые, как пацаны.

Дождь бормочет над нами давно,
Копошится в соломенной крыше.

…Куст калины у дороги
Кровоточит, не зная сна.

Метель поет по нотам,
Завывает диким псом.

Звезда притихшая присела
Белою голубкой на конек.

И грач у поэта вышагивает, как бригадир по пашне, и березы машут белым платком. Примеры один ярче другого.

Ему присуща лирическая дерзость, которая «по вкусу» читателю.

Ползут взлохмоченные тучи,
Хвосты на крыши опустив.
На сук дубовый бросив тучу,
Как кепку серую на гвоздь.

Сидел беспечно белолобый месяц,
Как пастушок на обомшелом пне.

В стихах у Н. Поснова много эпитетов: «мягкий иней», «воздух синий», «белым пламенем», «звездные гроздья», «в серебристой шапке скачет месяц яркий», «златоглазого счастья беда» и др. И рисуются картины, и успокаивается душа, и печальные думы уходят.

Уводит от скучного описания звукопись, усиливающая восприятие смысла:

Полнеба в неистовой пляске.

Глядят киевляне сопаской,

Как все разрастается славный,

Достойный огонь погребальный,

Сплетаясь из огненных кружев…«Княгиня Ольга, или Взятие Искоростеня»

 

...А разве не стоят вниманья

Народные наши преданья? «Княгиня Ольга, или Взятие Искоростеня»

 

А милость с тем, кто и силен, и ловок,

И помнит все истоки родословной,

Чей корень духа в летах не исчах.«Летословцы»

В единоначалии слышишь, как «плачет чибис над болотом навзрыд»:

-Чьи вы?

- Чьи вы?

- Чьи вы?

Или:

А в топоте слышится ясно:

А что там?

А что там?

А что там?..

Или:

Буду петь!

Буду петь!

Буду петь!

О себе,

О стране

И о веке.

На первый взгляд обыденные, ничем не примечательные звуки вызывают у поэта трогательные чувства, а память уводит в детство.

Во мне вызывал умиленье

Ритмический постук валька.

В прошлом осталась речушка, мостики из тесины, «где мама колотит белье».

Ценность заключается в том, что по этим неречевым звукам можно восстановить в памяти устаревшие по каким-то причинам или малоупотребляемые слова: «валек», «колодезный журавль», «мостки»…

Стихи Николая Поснова – красивый ритм, звучание, сливающиеся в мелодию. Кто хоть однажды побывал в «руках» у цыганки, услышит правдивость диалога, его колорит ивспомнит:

- Что ж, цыганка, одари участьем,

Погадай, лукавая, на счастье,

Расскажи, что будет впереди.

Все отдам я для своей голубы.

Ах, жарки ее с ознобом губы!

Погляди - ожоги на груди.

- Ты не верь, соколик, бабе этой:

Тешит нынче, а забудет летом.

Линия судьбы твоей горька:

Все печали, милый, да разлуки,

Болести душевные да муки, -

Сам ты простодушен, как рука.

- Что плетешь? Да нету в мире силы

Разлучить меня с моею милой,

Погляди получше на ладонь.

Всю-то ночь она меня любила,

Ласками горячими дарила, -

До сих пор в крови гудит огонь.

- Эх, соколик, это ль не привадно?

Говорить мы все умеем складно,

Женщина, что реченька, светла,

Освежит, боль снимет, как рукою,

Душу поцелуем успокоит,

А глядишь – сквозь пальцы протекла…«Гаданье»

А сколько призыва, энергетической силы, тоски и боли исходит от строк «Заклинания», ставшее песней. У читателя непроизвольно возникает желание откликнуться на зов любящего сердца.

В ночь летят мои слова:

Не клонись, горюн-трава,

На воде любимый лик прояви.

Как туман клубится тишь.

Спишь ли ты или не спишь, -

Позови меня, позови меня,

Позови…

Месяц вышел и пропал,

Черный ворон прокричал

На краю моей беды и любви.

Где ты, где ты в эту ночь?

Как разлуку превозмочь?

Позови меня, позови меня,

Позови…

В небе вспыхнула звезда.

Чуть колеблется вода, -

На воде знакомый лик улови…

Прояснилась глубина,

Милый образ всплыл со дна.

Позови меня, позови меня,

Позови…

Поднимается туман.

Даже верю я в обман.

Ты теперь души моей не губи –

Распрямись, горюн-трава,

Месяц, выплыви со дна.

Позови меня, позови меня,

Полюби…

С целью выражения эмоций им используются мягкие слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы:

Купить в деревушке избушку

С резным петушком на трубе…

Деревенька дальняя моя.

В тех письмах тоненькая боль

И запоздалое признанье.

Светлость стихам придает интересное, зачастую необычное использование цветовой гаммы. Слово «белый» встречается в опубликованных стихах о природе 43 раза, о деревне – 30; слово «золотой» о природе – 30, о деревне – 14 раз. В стихах о природе преобладает голубой и синий свет, который умело смягчается поэтом, а зеленый можно рассматривать как основу земного существования и травинки, и дуба, и человека.

Желтый, золотой, золотистый, оранжевый, багряный, серебристый… Много таких словосочетаний: «блескучая река», «озаренного утренним светом» и т. д. Темные тона крайне редки, только по необходимости: «черная земля», «купы темных ракит». И если кто-то захочет собрать всю цветовую лексику, получит в подарок от поэта радугу, разноцветный мир, без которого жить невозможно.

Поэт не просто играет со словом, он произносит его на разные лады, как будто подбирает мелодию для хорошего настроения: «синий – синью – голубой – лазоревый – синь – подголубило – синеву…», «белый – белостволье – в белом – белою – белоранье - белостынь – бело-белым – белокурые – белоснежка – белеющие». В большинстве своем эти два цвета связаны с небом России и ее символом, березой, традиционный образ которой присутствует в стихах Н. Поснова, и он по-своему трогателен, индивидуален.

Нету счастливее доли

После метелей и гроз

Видеть в серебряных долах

Прозелень белых берез.

Ему искренне хочется поклониться «этим березам и кленам», которые с детства вошли в его сердце. Через образ березы, которую поэт одушевляет, можно проследить все времена года. У него

И солнце, скользя за буграми,

Звенит в белостволье берез.

…горят, не утихая,

Костры высокие берез.

Но слышу легкий вздох берез.

Ладошки клейкие березок

Схватили солнце за косу.

Березки плещутся в заре.

Широкими крыльями машут

Березы в раздольном логу.

Да и тоску свою поэт хочет отхлестать именно березовым веником, который даст ему новое ощущение жизни. Он умело, часто с философским подтекстом, ведет своего читателя к последним строкам, порой очень неожиданным. Такая манера письма его привлекала в рассказах И. Бунина. Спасаясь от тоски, которую навевает надоедливый плаксивый дождь, он мечтает:

Затоплю деревенскую баньку

Да настой разведу на хвощу.

То-то будет веселья, бездельник,

Как распарю березовый веник

И…со злостью тоску отхлещу…

Не себя, а тоску!Николаю Поснову по силам соединить состояние природы с собой, своими чувствами, наконец, со своей бедой. Плохо природе: «леса в затаенной осенней печали», «а костра золотая душа, неизвестно куда улетела». Плохо и ему самому в предчувствии холодного утра уходящей жизни. Плачет роса, тихо падая с листьев, плачет и его душа. Все естественно, нет ни одной искусственной нотки, натянутости. В этом тоже состоит искусство творца:

Я расстался с мальчишеским сном,

Я проснулся от страшного чувства, -

На старинном ночлеге моем

Неуютно, тоскливо и пусто.

Тихо падала с листьев роса,

Ну а вещие птицы молчали.

И стояли в округе леса

В затаенной осенней печали.

Плыл туман по реке не спеша,

Бил озноб полусонное тело,

А костра золотая душа,

Неизвестно куда улетела.

И в неясном предчувствии бед

Пахло сыростью, мхом и золою,

Синеватый рассеянный свет

Неподвижно висел над землею.

Даже воздух казался не тот.

И я понял в минуты безмолвья,

Что туманное утро встает

Над холодным моим изголовьем. «На ночлеге»

Стихи поэта поражают своим настроением, своеобразием в передаче оттенков жизни, природы, человека. Он тонко чувствует, умело передает грусть или восхищение.Интересно по своему эмоциональному содержанию стихотворение «Колокольчик», вот она, «колокольчатая звень»:

Над рекой, у зеленых обочин,

Там, где травы пускаются в лет,

Тезка мой, голубой колокольчик.

Все звенит, все кого-то зовет.

То щемящей тоски, то любови

Наплывает безудержный вал.

Не такой ли несдержанной болью

Я тебя тоже некогда звал?

Ты, конечно, далеко-далеко,

Что тебе прежних дней завитье?

Колокольчик звенит синеокий,

Одинокий, как сердце мое.

Над рекою, у края дороги,

Где вокруг никого-никого,

Как звенит он тревожно и долго…

Неужель не услышат его?..

Его услышали, отозвались те, кому он был дорог. «Н. Поснов катил по дороге жизни колесо своей судьбы и заплатил по ее счетам сполна – добрыми стихами. Ты сыграл-таки вничью со смертью, летословец Коля-Колокольчик!.. Твой поэтический голос не затих… Мы слышим его и помним», –пишет Борис Петров, действительный член Российской Академии наук.

Сквозным в творчестве Н. Поснова является образ дождя, отражающего настроение поэта:

Он весь светился в переплясах молний,

Упруго гнулся вербною лозой.

Огромный мир до края был заполнен

Предмайской очистительной грозой;

Дожди идут. Дожди идут,

О землю бьют челом…

Бормочут что-то вслух.

Сеется, сеется дождик

С низких взлохмаченных туч.

Невысокое окошко

Занавесили дожди.

Надоедливый дождичек плачет…

Долгий дождик, стынущее поле.

Капли благодатного дождя в литературе – это мысли о счастье, о согласии жить в мире с собой, со всем человечеством, это наши ощущения, возникающие в процессе восприятия переданного мастером Слова.

Быть может, свет Высоких слов Николая Поснова выведет человека на широкий Путь добра:

Есть в нашем словесном богатстве

Высокого ряда слова:

Отечество,

Мужество,

Братство.

Светлеет от них голова.

Мы в сердце их трепетно носим

И с чувством особым храним,

Несуетно их произносим,

Нечасто мы их говорим.

На жизнь,

На любовь, на бессмертье

Они утверждают права,

Высокие истинно эти

И гордые эти слова.

Не смыть их вечных скрижалей,

Године лихой не известь.

Есть

Верность,

Есть

Совесть,

Держава.

А есть еще

Родина. Честь.

Наполнены правдой и высью –

Их вечно народу беречь, -

Слова, без которых не мыслю

Родную мне русскую речь.

Надеждой вместе с поэтом будем жить и мы, приложив свои знания, силы, сердце к процветанию своей Родины.

Из года в год в память о Николае Поснове на родине поэта в Хотынецком районе Орловской области проводится День поэзии, куда выезжает большая делегация из Брянска.

В библиотеках Брянской области, учебных заведениях проходят литературные встречи, конференции, вечера, уроки, в основе которых - творчество поэта…

На заседании комитета Брянской областной Думы по образованию, науке, культуре и СМИпринято решение об учреждении двух литературных премий имени Николая Поснова.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную