Ирина ВЕРИНА-МИХАЛКИНА

ЖАЖДА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

(О творчестве С.Н.Макаровой-Гриценко)

 
 
 

Выход в свет новой книги Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко – это всегда значительное событие в нашей литературной жизни. Её рассказы и повести уже давно хорошо знакомы и любимы читателям, особенно на Юге России. Творчество Светланы Макаровой-Гриценко зарождалось на её малой родине – в кубанской станице Новопокровской, где музыкально одарённая девочка с детства по-особому воспринимала все звуки и краски южной природы. Она впитывала вольный дух и нравственные устои станичной жизни кубанских казаков: их любовь к родной земле, трудолюбие, сохранение традиций казачества, бережное отношение к семье, уважение к старикам и любовь к детям. Она интересовалась историей Краснодарского края и местной этнокультурой – бесценным наследием предков. Всё это, бесспорно, сыграло большую роль в формировании творческого «я» писательницы, ведь известная фраза Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства» очень актуальна при становлении личности художника.

Удачный синтез музыкально-педагогического и филологического образования, многогранный жизненный опыт матери двух дочерей и многолетнего руководителя Краснодарского отделения Союза писателей России, обогащённый творческими поездками по стране, позволили Светлане Николаевне воплотить свой природный художественный дар в произведения, язык которых отличается точностью, яркостью и образностью. В описании событий, быта, природы, внешнего облика героев звучит полифония, видится трёхмерное измерение и ощущается динамизм. Автор так искусно погружает читателя в жизнь своих героев, что чтение превращается в некое кинематографическое действо. Причём, в лице автора представлена органичная «съёмочная группа»: сценарист, режиссёр, художник, оператор и актёры. Лично для меня, например, прочтение повестей «Прыжок барса» и «В года глухие» было абсолютно равноценно просмотру полнометражных художественных фильмов. Полагаю, что в творчестве Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко кинематографисты смогут найти очень интересные материалы. Кроме того, её произведения, бесспорно, привлекают внимание культурологов, историков-краеведов, психологов.

Читая произведения из нового сборника «Навигатор», я ощутила связь с ранее прочитанными повестями и рассказами автора. Казалось бы, разные временные рамки (даже эпохи — от военного времени, советского периода, перестройки, «лихих девяностых» с Чеченской войной и до сегодняшних дней), различные жизненные обстоятельства в многообразии сюжетных линий и характеров героев должны «изолировать», обособить каждый рассказ и каждую повесть. Да, каждое произведение являет свою уникальность, но эмоциональное и ментальное восприятие читателя объединяет их в своего рода разные главы одного и того же прозаического творения. И это происходит потому, что главной героиней творчества С.Н. Макаровой-Гриценко является человеческая душа. Автор одинаково внимателен к душам главных героев и персонажей второстепенных, даже просто мелькнувших в ходе повествования. Читатель вместе с героями погружается в реальную жизнь и проникает в глубины их душ. Даже природа представлена одушевлённо. В повести «В года глухие», например, выброшенный кем-то и спасённый главной героиней кактус благодарно радует её необыкновенным цветением, становясь самостоятельным персонажем. Таким же персонажем является и подобранный нашим солдатом во время войны в Чечне беззащитный щенок, ставший большим лохматым псом, который верно служил своему хозяину и не смог пережить его гибель.

Картины природы у Светланы Макаровой-Гриценко всегда очень живописны: будь то страшная гроза и беспощадное наводнение в Крымске, ранняя кубанская весна с её буйным цветением или тяжесть раскалённого южным летним зноем воздуха.

Природа не только коррелирует с внутренним состоянием персонажей, но даже предопределяет его. Так в рассказе «СМС» гнетущая питерская промозглость с колючим, пробирающим до костей ветром и бьющими по лицу жёсткими невидимыми снежинками, с мутно-серым небом и корявыми липками с голыми ветками вызывает у читателя чувство тревоги и надвигающейся беды. И оно оправдывается. Успешный менеджер в полном здравии и прекрасном настроении после блестящего проведения Международного инвестиционного форума выходит на Приморское шоссе под Питером, и вдруг у него развивается приступ невыносимой боли. Темнота, пустынный тротуар, холод, боль. Страх, чувство одиночества, воспоминания о живущей в Анапе семье, с которой расстался… Дорога до Питера в полуобморочном состоянии, чужая съёмная квартира… Они с женой всегда стремились быть успешными и стали таковыми, но порознь. Взрослые сыновья гордятся их карьерами, но вне единой, дружной семьи. Она разрушена. Эту огромную потерю  как кровоточащую рану обнажает гнетущая погода и физическая боль, переходящая в душевную. И … прозрение через боль! После неожиданного звонка сына (отголоска прежней любви и привязанности) он отправляет ему смс-сообщение: «Сынок, стремясь к большему, очень прошу – не потеряй главное!».

А что же является главным в нашей жизни? Этот вопрос ставится автором в каждом произведении. При этом автор никогда не изменяет себе, не подстраивается под модные (обычно временные) тенденции в социуме и литературе. Всё творчество С.Н. Макаровой-Гриценко – это честное, искреннее, последовательное и самоотверженное стремление проложить путь к Истине, дорогу к Храму. При этом писательские амбиции автора не выливаются в нравоучения: «Вот она – прямая широкая дорога! Вы что – не видите?! Идите по ней и не смотрите по сторонам!» Радость автора светла, тиха, но огромна, когда героям удаётся найти хотя бы маленькую извилистую тропинку, которая ведёт к истинным ценностям человеческой жизни.

Подобные тропинки Светлана Николаевна мастерски умеет камуфлировать различными сюжетными линиями, предлагая героям ложные тропы – заманки. При этом психологизм произведений усиливается перепадами эмоционального состояния героев. Так, рассказ «Шнурки для Гошки» начинается с эмоционального напряжения главной героини. Во-первых, муж не доволен её занятостью, да ещё и упрекнул, что она уже неделю не может купить шнурки для ботинок сыну Гошке. Во-вторых, она, как замдиректора и хормейстер клуба, должна подготовить силами художественной самодеятельности очередной шефский концерт в воинской части. Директор клуба дал установку: «Что растопит сердце молодого военнослужащего? Конечно, красивые девушки! …Но, чтобы ноги от шеи! Понимаете, чтоб кровь вскипала!» Программу составили разнообразную: современные песни, танцы, выступление известного в городе поэта-барда, цирковые номера, клоунада. Памятуя наказ директора, даже пригласили двух танцовщиц из ночного клуба с зажигательным, будоражащим танцем. Всё должно было понравиться молодым бойцам. И эмоциональное напряжение организаторов спало. Но ненадолго…  Стереотип «Молодость – веселье, драйв, смех, немного сексуальности» не сработал. Зал с самого начала был глух, нем  и безразличен. В зале сидели воины, два дня назад вернувшиеся из Чечни после тяжёлых боёв, к тому же с большими потерями. Опять эмоциональный накал: как расшевелить ушедших в себя безусых ребят? Общими стараниями артистам удалось вызвать в конце концов и улыбки, и аплодисменты. И, казалось бы, концерт удался. Общепринятый стереотип всё-таки сработал! Но С.Н. Макарова-Гриценко очень верна себе и своим героям. Она никогда не бросает их на полпути в поиске Истины и не предлагает читателям самостоятельно завершать произведения. Хотя вполне имеет на это право, ведь в малой прозаической форме трудно вместить всё сразу и можно чем-то пожертвовать. Но рассказы автора всегда завершены не только в плане сюжетной линии, но и в плане идееобразующей составляющей.

В рассказе «Шнурки для Гошки» автор применяет свой хорошо отработанный приём: на фоне внешнего разрешения конфликтной ситуации и эмоционального умиротворения героев и читателя вдруг появляется мелькнувший ранее и незамеченный персонаж (или событие), который своим неожиданным поступком вызывает эмоциональный взрыв. Все предыдущие переживания героев оказываются мизерными, происходит внутренняя эмоциональная перестройка и рождается осознание главного вечных ценностей. И это – момент встречи с Истиной. В упомянутом рассказе в конце концерта организаторы  вдруг вспоминают о детском трио. И чтобы не обидеть деток, их выпускают на сцену. На одном дыхании с залом они исполнили песню «Эх, дороги». И угрюмые бойцы заплакали. Слёзы освобождали их души от боли потери товарищей, страха, усталости и отчаяния: они оказались на островке жестокой войны и смерти, берега которого омывали воды океана мирной жизни страны. И выступление детского трио оказалось самой верной дорогой к их измученным душам. Момент Истины.

Чтобы прийти к пониманию главного в нашей жизни, нужен надёжный навигатор. И он присутствует в каждом произведении Макаровой-Гриценко: вера в Бога, следование христианским заповедям, праведный труд. И часто герои автора пользуются навигаторами с другими системами координат, идут дорогами, приводящими к желанным пунктам назначения, именуемым Власть, Капитал, Слава, Богатый муж, Молодая жена, Свобода (от труда, от чувства долга, от совести, от сирых, просящих и болящих). Но, достигнув искомого, понимают, что они не дошли до пункта Счастье. Его то ли не было в их навигаторах, то ли они его просто не ввели в поисковик на дисплее.

Рассказ автора «Навигатор» полон нюансов и символизма. Его можно читать несколько раз и находить всё новые и новые ассоциации, смысловые оттенки. Успешный во всех современных смыслах элитарности (от карьеры до молодой жены) министр культуры области (со строительным образованием) во время закрытия всероссийского литературного фестиваля-конкурса знакомится с его лауреатом — талантливым поэтом из Томской области и многодетной матерью, приехавшей на конкурс с мужем и детьми. По всему было видно, что навигатор этой семьи – православная вера. Их тёплые отношения между собой, подчёркивали любовь и внимание друг к другу. Скромная одежда, сдержанность в поведении, тихая речь. Всё это неожиданно вызвало интерес и уважение у министра. А как младший карапуз трепетно обнимал отца! А ведь так было когда-то и у него, даже была такая фотография. Но семейный альбом не сохранился… И министру вдруг захотелось сделать для этой семьи что-то приятное, но оказалось, что ни банкета для победителей конкурса, ни оплаты проезда в смете, которую он сам же и подписывал, не было. Да разве думал министр о таких людях вообще? А тут ещё, полные теплоты и светлого юмора рассказы маститого московского писателя о путешествиях с женой по России с навигатором, который даже спас их однажды от страшной аварии.

Цельность и завершенность образов всех героев в данном рассказе ( они выбрали в жизни правильные навигаторы!) контрастирует с расфокусированностью фигуры министра. Ему явно никто никогда не подсказал: «Стремясь к большему, не забывай о главном!» И своей молодой жене, которая любит пожить в Вене и, обманув его, вновь там задержалась, на вопрос «Что тебе привезти?» он ответил: «Навигатор!» В этом рассказе сконцентрированы все основные мотивы творчества Макаровой-Гриценко.

Путь к Истине, дорога к Храму присутствуют во всех произведениях автора. Герои проходят через разные испытания. Но у одних они вызывают протест, уныние и уход от вечных человеческих ценностей, а другие несут свой крест с терпением, с верой, надеждой и благодарностью Господу. Такие люди не только сами достойно переносят невероятно тяжёлые испытания, но и помогают в этом ближним. Так, главная героиня повести «Прыжок барса» Варвара Семёновна, потеряв в детстве погибших в ДТП родителей, сразу же пережила к тому же предательство родных дедушки с бабушкой, которые отказались от неё. Сильнейшим ударом судьбы стало и предательство любимого сына, бросившего онкобольную жену с четырьмя детьми. И только сила духа и чувство любви позволили ей заняться длительным (но успешным!) лечением невестки и заботой о внуках. И, наконец, страшнейшее испытание для родного города Крымска – невиданное наводнение! Прибывающая вода отсекла всю семью от мира, загнав под крышу дома. А вокруг дома – своим бурлящим потоком безжалостно уносила домашних животных, обломки пристроек и ветхих хат … вместе с людьми. А когда в доме ещё и возник пожар, Варвара Семёновна с внуками и невесткой начали по очереди читать молитвы, а муж её шёпотом вторил им и контролировал мужским глазом ситуацию. Читали до тех пор, пока вода не отступила. В конце повести (после наводнения и помощи пострадавшим) Варвара Семёновна едет в Дивеево. Наверное, благодарить Бога за то, что помог пережить все испытания.

Вообще в творчестве Светлана Николаевна Макаровой-Гриценко Господь всегда помогает праведникам, каким бы нелёгким не был их путь. К таковым относится и художник-декоратор Татьяна — главная героиня повести «В года глухие». Выросшая в городе на Волге в семье художника Татьяна с детства видела, как бережно относится её мама к таланту отца, как всю жизнь она самозабвенно служит его делу. Когда в восьмидесятые годы во время учёбы в Строгановке она познакомилась с талантливым художником Борисом (хотя обучался он художественной ковке), она сразу же признала его исключительность и превосходство. И после свадьбы она решила, что будет для гениального мужа другом-соратником, продолжая заниматься и своим художественным ремеслом – ткать гобелены. После Москвы – родной южный город Бориса, художественный комбинат, любимая работа. Но лучезарные мечты одну за другой крадёт постепенно надвигающийся перелом в жизни всей страны...

Нужны ли для реализации таланта какие-то особые условия? Может ли талантливый человек творить в соответствии со своими профессиональными амбициями в сложных социально-экономических обстоятельствах, которые делают общество глухим по отношению к голосу человека искусства? Как художнику-философу сохранить себя во времена глубинных изменений в гуманитарной сфере? Нужно ли ради близких жертвовать любимым делом? В чём заключается связь между кризисом в творчестве и кризисом личности? Ответы на все эти вопросы очень многогранно представлены в повести «В года глухие».

Эйфория перестройки и переформатирование прежней советской жизни, распад (вернее — разрушение) СССР, трагические события в Чечне и судьбы людей (не только художников) на юге России в эти годы глубоко, с личной болью и серьёзными размышлениями описаны автором. Но почему проработан именно этот сюжет? Почему не о музыкантах (при наличии у автора музыкального образования и опыта работы)? Наверное, причина в том, что жизнь профессиональных художников Кубани знакома Светлане Николаевне Макаровой-Гриценко не понаслышке. Вот уже более 20 лет художников, писателей и поэтов Краснодарского края объединяет творческий союз, сложившийся под эгидой Художественной галереи «Сантал». Бессменно руководит этим гостеприимным творческим центром Нина Антоновна Стрижова – человек, любящий живопись и литературу, видящий глубины синтеза этих искусств и организующая различного формата выставки и мероприятия, которые способствуют профессиональному общению и сплочению художников, писателей и поэтов Кубани. Долгие годы и Светлана Николаевна, являясь с 2005 года председателем Краснодарского регионального отделения Союза писателей России, принимает самое активное участие в развитии этого дружественного диалога Художника и Поэта. Она давно погружена в атмосферу творчества и жизни художников, поэтому при чтении повести  «В года глухие» создаётся впечатление, что написал её профессиональный художник. Это вообще очень характерно для творчества Макаровой-Гриценко: она пишет только о том, что сама видела, слышала, пережила, к чему прикоснулась душой, что вызвало боль, радость, раздумья… Именно поэтому её рассказы и повести столь реалистичны во всём. Они легко читаются и доступны для широкого круга читателей.

Отличительная черта рассказов и повестей этого автора — удивительное уважение по отношению к своим героям и читателям. Автор всегда предоставляет и тем, и другим свободу выбора. Человек имеет право на ошибку, он может метаться, мучиться, даже бунтовать. Он может пройти путь определенных терзаний в силу неинформированности, недопонимания, несправедливости, предательства. Этот путь может сопровождаться обидами, озлобленностью, завистью и даже ненавистью. Но если в его душе есть хоть капля Любви и Добра, то человек приходит, в конце концов, к пониманию, раскаянию и смирению, к миру внутри себя. И доброе отношение к ближнему возобладает. Это, например, ярко представлено в рассказе «На что похоже время». Примечательно то, что отношение автора к своим персонажам отличается христианской любовью, терпением, состраданием. Авторская жажда преображения человеческих душ и искоренения зла настолько велика, что даже у самого жестокого персонажа есть шанс сделать шаг в сторону Добра (немец-фашист из рассказа «На закате»).

Тема «труда праведного» во благо Отчизны, родного края, семьи, профессионального роста присутствует мощным пластом в творчестве автора. Уважительное отношение к любому труду, восприятие труда как единственно верного пути спасения в критических ситуациях духовно сближает героев повестей и рассказов. И эти герои – люди, выступающие в самых разных социально-коммуникативных ролях, имеющие разные специальности и уровень образования. Они — станичники и горожане разного возраста, пола и происхождения. Например, главную героиню повести «Прыжок барса» — простую женщину и персонажа повести «В года глухие» — профессора университета объединяет общая боль: в сложных жизненных ситуациях их взрослые сыновья опустили руки. Но мать и отец во имя спасения семьи, помощи своим взрослым чадам, не жалея сил, взвалили на себя дела, иногда просто непосильные в силу возраста. Труд во спасение жизни, здоровья, таланта собственного или своих близких – это всегда труд праведный и приносящий в конце концов видимые плоды. Кстати, это прекрасная подсказка и психологическая помощь автора читателю-пессимисту.

В творчестве С.Н.Макаровой-Гриценко особое место отводится теме материнства и отцовства. Данная природой потребность иметь детей иногда реализуется для родителей, мечтающих о детях, путем тяжелейших испытаний. Правда, не всегда у потенциальных родителей эти желания равноценны по своей силе. Нередко их не позволяют осуществить проблемы со здоровьем. И как же беспечно, равнодушно и жестоко ведут себя те, для которых легко и случайно зародившаяся жизнь младенца нарушает привычное существование и намеченные планы на будущее! И, действительно, как же можно в беде («Прыжок барса») или ради карьеры («СМС»), или ради новой молодой жены («Навигатор») бросать своих детей? Разнообразие мыслей, чувств и поступков героев в таких ситуациях представлены в рассказах «Настин медведь» и «Уютный дворик, тихое окно».

Трудно человеку, не задумывающемуся о нашем главном предназначении в земной жизни и не видящему её смысл в молчаливой и созидающей Любви, в сострадании и реальной помощи ближнему, понять и прочувствовать рассказ «В светлую седмицу». В нём представлен апофеоз родительской любви! Но, казалось бы, что может заинтересовать читателя в монотонной жизни двух совсем немолодых станичников, которые всеми силами стараются помочь своему позднему ребёнку-олигофрену (да ещё и с врожденными уродствами) стать приспособленным к полноценной жизни? В этих простых людях (и даже в постоянно выпивающем отце) любовь к собственному ребёнку заложена самой природой. И сила её такова, что к своим тридцати годам сын полностью социализирован и даже собирается жениться!

Светлана Николаевна Макарова-Гриценко – мастер психологических портретов героев в описаниях неожиданных поворотах судьбы. Например: уход из счастливой многодетной семьи главы семейства во время тяжёлой болезни жены («Прыжок барса»); работа одного их героев по зову сердца фотографом среди наших бойцов во время войны в Чечне, решение профессора университета ради семьи серьёзно заняться на даче выращиванием овощей, фруктов и разведением коз («В года глухие»); уход единственного сына из богатой семьи в монастырь («На что похоже время»); решение молодой женщины соединить свою судьбу с солидного возраста вдовцом, оставшимся с двумя маленькими детьми («Рыжая Алевтина»); развод в благополучной, счастливой семье и «вынужденный» отказ от сына родителей, уехавших делать карьеру за границу («Запах петуньи») Бесспорно, сюжеты диктует сама жизнь. Писательница умело приглашает читателя в круг своих героев, заставляет думать, переживать и в соавторстве с читателем ищет пути выхода из сложившейся сложной ситуации.

При описании женских судеб автор часто органично сочетает прошлое и настоящее. Так, в повести «В город пришла осень» воспоминания героини о прошлой жизни настолько мастерски встроены в сюжетную линию её настоящей жизни, что читатель сам создает образ этой женщины, её полный психологический портрет. И понимает её поведение, и сострадает ей, и радуется за неё. Экскурс в детство, юность, в молодые годы (например, профессионального становления) героев повестей «Прыжок барса» и «В года глухие» помогает читателю понять их поведение, сострадать им и радоваться за них.

Тема женской дружбы – ещё одна линия в психологических портретах героинь. Особенно ярко эта тема представлена в рассказе «На что похоже время». Жизненность ситуаций описана без надрыва, но так оголённо, что сердце сжимается от боли сначала за одну подругу, а в конце рассказа – за другую, «предавшую дружбу».

Можно ли назвать творчество С.Н.Макаровой-Гриценко «женской прозой»? Совершенно естественно, что, поскольку автор-женщина, в фокусе произведений находятся женские судьбы. Автор представляет всю иерархию социальных ролей: внучка, дочь, невеста/жена, мать, бабушка. И палитра любви героинь многообразна: любовь счастливая и трагическая, терпеливая и взрывная, неразделенная и взаимная, корыстная и искренняя, мимолетная и очень верная.

Однако, проблематика рассказов и повестей, психологические портреты героинь и героев представлены с общечеловеческих позиций. В произведениях Светланы Николаевны нет явной женской солидарности с героинями. В них есть одна солидарность – с совестью. Читатель сам решает – с кем и когда ему солидаризироваться, кому из героев симпатизировать.

Психологизм произведений не сужен до внутреннего мира героинь. Герои мужчины, юноши, мальчики выступают не просто в роли фоновых персонажей, позволяющих развивать сюжет, красной линией которого является женская судьба. Автор тонко чувствует не только женскую, но и мужскую душу. Читатель видит, как за мужской сдержанностью, немногословностью и даже некоторой отстраненностью может скрываться такая гамма чувств, которая доступна не каждой женщине. Герои Макаровой-Гриценко не боятся переосмысления своей жизни, признания собственных ошибок, появления новых душевных порывов и открытости чувств («Петух, кондор и корень-обратим», «Телефонный звонок», «Парашютист»). Принято считать, что милосердие относится в основном к женским качествам. Но Светлана Николаевна показывает, что оно свойственно и мужчинам («Старичок из разряда одуванчиков», ухаживающий за женой с болезнью Альцгеймера и вызывающий понимание и уважение у окружающих («Телефонный звонок»); Вадим из рассказа «Уютный дворик, тихое окно», поддерживающий жену на безумно трудном пути рождения долгожданного ребёнка; знакомый друзей главной героини, поддержавший её в трудное, безработное время («В года глухие»).

Новый сборник рассказов и повестей Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко, бесспорно, займёт достойное место в современной русской литературе, вызовет интерес в широкой читательской аудитории и в профессиональном сообществе. Хочется верить, что талантливый и искренний писатель, являясь  секретарём Союза писателей России, председателем Краснодарского регионального отделения СПР и главным редактором литературной газеты «Кубанский писатель», сделает всё возможное, чтобы в этих регионах литературное творчество стало весомой частью культурного пространства и подарило России новые имена писателей и поэтов.

Ирина Верина-Михалкина - член Союза писателей России, доктор педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную