|
Выход в свет новой книги Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко – это всегда значительное событие в нашей литературной жизни. Её рассказы и повести уже давно хорошо знакомы и любимы читателям, особенно на Юге России. Творчество Светланы Макаровой-Гриценко зарождалось на её малой родине – в кубанской станице Новопокровской, где музыкально одарённая девочка с детства по-особому воспринимала все звуки и краски южной природы. Она впитывала вольный дух и нравственные устои станичной жизни кубанских казаков: их любовь к родной земле, трудолюбие, сохранение традиций казачества, бережное отношение к семье, уважение к старикам и любовь к детям. Она интересовалась историей Краснодарского края и местной этнокультурой – бесценным наследием предков. Всё это, бесспорно, сыграло большую роль в формировании творческого «я» писательницы, ведь известная фраза Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства» очень актуальна при становлении личности художника.
Удачный синтез музыкально-педагогического и филологического образования, многогранный жизненный опыт матери двух дочерей и многолетнего руководителя Краснодарского отделения Союза писателей России, обогащённый творческими поездками по стране, позволили Светлане Николаевне воплотить свой природный художественный дар в произведения, язык которых отличается точностью, яркостью и образностью. В описании событий, быта, природы, внешнего облика героев звучит полифония, видится трёхмерное измерение и ощущается динамизм. Автор так искусно погружает читателя в жизнь своих героев, что чтение превращается в некое кинематографическое действо. Причём, в лице автора представлена органичная «съёмочная группа»: сценарист, режиссёр, художник, оператор и актёры. Лично для меня, например, прочтение повестей «Прыжок барса» и «В года глухие» было абсолютно равноценно просмотру полнометражных художественных фильмов. Полагаю, что в творчестве Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко кинематографисты смогут найти очень интересные материалы. Кроме того, её произведения, бесспорно, привлекают внимание культурологов, историков-краеведов, психологов.
Читая произведения из нового сборника «Навигатор», я ощутила связь с ранее прочитанными повестями и рассказами автора. Казалось бы, разные временные рамки (даже эпохи — от военного времени, советского периода, перестройки, «лихих девяностых» с Чеченской войной и до сегодняшних дней), различные жизненные обстоятельства в многообразии сюжетных линий и характеров героев должны «изолировать», обособить каждый рассказ и каждую повесть. Да, каждое произведение являет свою уникальность, но эмоциональное и ментальное восприятие читателя объединяет их в своего рода разные главы одного и того же прозаического творения. И это происходит потому, что главной героиней творчества С.Н. Макаровой-Гриценко является человеческая душа. Автор одинаково внимателен к душам главных героев и персонажей второстепенных, даже просто мелькнувших в ходе повествования. Читатель вместе с героями погружается в реальную жизнь и проникает в глубины их душ. Даже природа представлена одушевлённо. В повести «В года глухие», например, выброшенный кем-то и спасённый главной героиней кактус благодарно радует её необыкновенным цветением, становясь самостоятельным персонажем. Таким же персонажем является и подобранный нашим солдатом во время войны в Чечне беззащитный щенок, ставший большим лохматым псом, который верно служил своему хозяину и не смог пережить его гибель.
Картины природы у Светланы Макаровой-Гриценко всегда очень живописны: будь то страшная гроза и беспощадное наводнение в Крымске, ранняя кубанская весна с её буйным цветением или тяжесть раскалённого южным летним зноем воздуха.
Природа не только коррелирует с внутренним состоянием персонажей, но даже предопределяет его. Так в рассказе «СМС» гнетущая питерская промозглость с колючим, пробирающим до костей ветром и бьющими по лицу жёсткими невидимыми снежинками, с мутно-серым небом и корявыми липками с голыми ветками вызывает у читателя чувство тревоги и надвигающейся беды. И оно оправдывается. Успешный менеджер в полном здравии и прекрасном настроении после блестящего проведения Международного инвестиционного форума выходит на Приморское шоссе под Питером, и вдруг у него развивается приступ невыносимой боли. Темнота, пустынный тротуар, холод, боль. Страх, чувство одиночества, воспоминания о живущей в Анапе семье, с которой расстался… Дорога до Питера в полуобморочном состоянии, чужая съёмная квартира… Они с женой всегда стремились быть успешными и стали таковыми, но порознь. Взрослые сыновья гордятся их карьерами, но вне единой, дружной семьи. Она разрушена. Эту огромную потерю как кровоточащую рану обнажает гнетущая погода и физическая боль, переходящая в душевную. И … прозрение через боль! После неожиданного звонка сына (отголоска прежней любви и привязанности) он отправляет ему смс-сообщение: «Сынок, стремясь к большему, очень прошу – не потеряй главное!».
А что же является главным в нашей жизни? Этот вопрос ставится автором в каждом произведении. При этом автор никогда не изменяет себе, не подстраивается под модные (обычно временные) тенденции в социуме и литературе. Всё творчество С.Н. Макаровой-Гриценко – это честное, искреннее, последовательное и самоотверженное стремление проложить путь к Истине, дорогу к Храму. При этом писательские амбиции автора не выливаются в нравоучения: «Вот она – прямая широкая дорога! Вы что – не видите?! Идите по ней и не смотрите по сторонам!» Радость автора светла, тиха, но огромна, когда героям удаётся найти хотя бы маленькую извилистую тропинку, которая ведёт к истинным ценностям человеческой жизни.
Подобные тропинки Светлана Николаевна мастерски умеет камуфлировать различными сюжетными линиями, предлагая героям ложные тропы – заманки. При этом психологизм произведений усиливается перепадами эмоционального состояния героев. Так, рассказ «Шнурки для Гошки» начинается с эмоционального напряжения главной героини. Во-первых, муж не доволен её занятостью, да ещё и упрекнул, что она уже неделю не может купить шнурки для ботинок сыну Гошке. Во-вторых, она, как замдиректора и хормейстер клуба, должна подготовить силами художественной самодеятельности очередной шефский концерт в воинской части. Директор клуба дал установку: «Что растопит сердце молодого военнослужащего? Конечно, красивые девушки! …Но, чтобы ноги от шеи! Понимаете, чтоб кровь вскипала!» Программу составили разнообразную: современные песни, танцы, выступление известного в городе поэта-барда, цирковые номера, клоунада. Памятуя наказ директора, даже пригласили двух танцовщиц из ночного клуба с зажигательным, будоражащим танцем. Всё должно было понравиться молодым бойцам. И эмоциональное напряжение организаторов спало. Но ненадолго… Стереотип «Молодость – веселье, драйв, смех, немного сексуальности» не сработал. Зал с самого начала был глух, нем и безразличен. В зале сидели воины, два дня назад вернувшиеся из Чечни после тяжёлых боёв, к тому же с большими потерями. Опять эмоциональный накал: как расшевелить ушедших в себя безусых ребят? Общими стараниями артистам удалось вызвать в конце концов и улыбки, и аплодисменты. И, казалось бы, концерт удался. Общепринятый стереотип всё-таки сработал! Но С.Н. Макарова-Гриценко очень верна себе и своим героям. Она никогда не бросает их на полпути в поиске Истины и не предлагает читателям самостоятельно завершать произведения. Хотя вполне имеет на это право, ведь в малой прозаической форме трудно вместить всё сразу и можно чем-то пожертвовать. Но рассказы автора всегда завершены не только в плане сюжетной линии, но и в плане идееобразующей составляющей.
В рассказе «Шнурки для Гошки» автор применяет свой хорошо отработанный приём: на фоне внешнего разрешения конфликтной ситуации и эмоционального умиротворения героев и читателя вдруг появляется мелькнувший ранее и незамеченный персонаж (или событие), который своим неожиданным поступком вызывает эмоциональный взрыв. Все предыдущие переживания героев оказываются мизерными, происходит внутренняя эмоциональная перестройка и рождается осознание главного – вечных ценностей. И это – момент встречи с Истиной. В упомянутом рассказе в конце концерта организаторы вдруг вспоминают о детском трио. И чтобы не обидеть деток, их выпускают на сцену. На одном дыхании с залом они исполнили песню «Эх, дороги». И угрюмые бойцы заплакали. Слёзы освобождали их души от боли потери товарищей, страха, усталости и отчаяния: они оказались на островке жестокой войны и смерти, берега которого омывали воды океана мирной жизни страны. И выступление детского трио оказалось самой верной дорогой к их измученным душам. Момент Истины.
Чтобы прийти к пониманию главного в нашей жизни, нужен надёжный навигатор. И он присутствует в каждом произведении Макаровой-Гриценко: вера в Бога, следование христианским заповедям, праведный труд. И часто герои автора пользуются навигаторами с другими системами координат, идут дорогами, приводящими к желанным пунктам назначения, именуемым Власть, Капитал, Слава, Богатый муж, Молодая жена, Свобода (от труда, от чувства долга, от совести, от сирых, просящих и болящих). Но, достигнув искомого, понимают, что они не дошли до пункта Счастье. Его то ли не было в их навигаторах, то ли они его просто не ввели в поисковик на дисплее.
Рассказ автора «Навигатор» полон нюансов и символизма. Его можно читать несколько раз и находить всё новые и новые ассоциации, смысловые оттенки. Успешный во всех современных смыслах элитарности (от карьеры до молодой жены) министр культуры области (со строительным образованием) во время закрытия всероссийского литературного фестиваля-конкурса знакомится с его лауреатом — талантливым поэтом из Томской области и многодетной матерью, приехавшей на конкурс с мужем и детьми. По всему было видно, что навигатор этой семьи – православная вера. Их тёплые отношения между собой, подчёркивали любовь и внимание друг к другу. Скромная одежда, сдержанность в поведении, тихая речь. Всё это неожиданно вызвало интерес и уважение у министра. А как младший карапуз трепетно обнимал отца! А ведь так было когда-то и у него, даже была такая фотография. Но семейный альбом не сохранился… И министру вдруг захотелось сделать для этой семьи что-то приятное, но оказалось, что ни банкета для победителей конкурса, ни оплаты проезда в смете, которую он сам же и подписывал, не было. Да разве думал министр о таких людях вообще? А тут ещё, полные теплоты и светлого юмора рассказы маститого московского писателя о путешествиях с женой по России с навигатором, который даже спас их однажды от страшной аварии.
Цельность и завершенность образов всех героев в данном рассказе ( они выбрали в жизни правильные навигаторы!) контрастирует с расфокусированностью фигуры министра. Ему явно никто никогда не подсказал: «Стремясь к большему, не забывай о главном!» И своей молодой жене, которая любит пожить в Вене и, обманув его, вновь там задержалась, на вопрос «Что тебе привезти?» он ответил: «Навигатор!» В этом рассказе сконцентрированы все основные мотивы творчества Макаровой-Гриценко.
Путь к Истине, дорога к Храму присутствуют во всех произведениях автора. Герои проходят через разные испытания. Но у одних они вызывают протест, уныние и уход от вечных человеческих ценностей, а другие несут свой крест с терпением, с верой, надеждой и благодарностью Господу. Такие люди не только сами достойно переносят невероятно тяжёлые испытания, но и помогают в этом ближним. Так, главная героиня повести «Прыжок барса» Варвара Семёновна, потеряв в детстве погибших в ДТП родителей, сразу же пережила к тому же предательство родных дедушки с бабушкой, которые отказались от неё. Сильнейшим ударом судьбы стало и предательство любимого сына, бросившего онкобольную жену с четырьмя детьми. И только сила духа и чувство любви позволили ей заняться длительным (но успешным!) лечением невестки и заботой о внуках. И, наконец, страшнейшее испытание для родного города Крымска – невиданное наводнение! Прибывающая вода отсекла всю семью от мира, загнав под крышу дома. А вокруг дома – своим бурлящим потоком безжалостно уносила домашних животных, обломки пристроек и ветхих хат … вместе с людьми. А когда в доме ещё и возник пожар, Варвара Семёновна с внуками и невесткой начали по очереди читать молитвы, а муж её шёпотом вторил им и контролировал мужским глазом ситуацию. Читали до тех пор, пока вода не отступила. В конце повести (после наводнения и помощи пострадавшим) Варвара Семёновна едет в Дивеево. Наверное, благодарить Бога за то, что помог пережить все испытания.
Вообще в творчестве Светлана Николаевна Макаровой-Гриценко Господь всегда помогает праведникам, каким бы нелёгким не был их путь. К таковым относится и художник-декоратор Татьяна — главная героиня повести «В года глухие». Выросшая в городе на Волге в семье художника Татьяна с детства видела, как бережно относится её мама к таланту отца, как всю жизнь она самозабвенно служит его делу. Когда в восьмидесятые годы во время учёбы в Строгановке она познакомилась с талантливым художником Борисом (хотя обучался он художественной ковке), она сразу же признала его исключительность и превосходство. И после свадьбы она решила, что будет для гениального мужа другом-соратником, продолжая заниматься и своим художественным ремеслом – ткать гобелены. После Москвы – родной южный город Бориса, художественный комбинат, любимая работа. Но лучезарные мечты одну за другой крадёт постепенно надвигающийся перелом в жизни всей страны...
Нужны ли для реализации таланта какие-то особые условия? Может ли талантливый человек творить в соответствии со своими профессиональными амбициями в сложных социально-экономических обстоятельствах, которые делают общество глухим по отношению к голосу человека искусства? Как художнику-философу сохранить себя во времена глубинных изменений в гуманитарной сфере? Нужно ли ради близких жертвовать любимым делом? В чём заключается связь между кризисом в творчестве и кризисом личности? Ответы на все эти вопросы очень многогранно представлены в повести «В года глухие».
Эйфория перестройки и переформатирование прежней советской жизни, распад (вернее — разрушение) СССР, трагические события в Чечне и судьбы людей (не только художников) на юге России в эти годы глубоко, с личной болью и серьёзными размышлениями описаны автором. Но почему проработан именно этот сюжет? Почему не о музыкантах (при наличии у автора музыкального образования и опыта работы)? Наверное, причина в том, что жизнь профессиональных художников Кубани знакома Светлане Николаевне Макаровой-Гриценко не понаслышке. Вот уже более 20 лет художников, писателей и поэтов Краснодарского края объединяет творческий союз, сложившийся под эгидой Художественной галереи «Сантал». Бессменно руководит этим гостеприимным творческим центром Нина Антоновна Стрижова – человек, любящий живопись и литературу, видящий глубины синтеза этих искусств и организующая различного формата выставки и мероприятия, которые способствуют профессиональному общению и сплочению художников, писателей и поэтов Кубани. Долгие годы и Светлана Николаевна, являясь с 2005 года председателем Краснодарского регионального отделения Союза писателей России, принимает самое активное участие в развитии этого дружественного диалога Художника и Поэта. Она давно погружена в атмосферу творчества и жизни художников, поэтому при чтении повести «В года глухие» создаётся впечатление, что написал её профессиональный художник. Это вообще очень характерно для творчества Макаровой-Гриценко: она пишет только о том, что сама видела, слышала, пережила, к чему прикоснулась душой, что вызвало боль, радость, раздумья… Именно поэтому её рассказы и повести столь реалистичны во всём. Они легко читаются и доступны для широкого круга читателей.
Отличительная черта рассказов и повестей этого автора — удивительное уважение по отношению к своим героям и читателям. Автор всегда предоставляет и тем, и другим свободу выбора. Человек имеет право на ошибку, он может метаться, мучиться, даже бунтовать. Он может пройти путь определенных терзаний в силу неинформированности, недопонимания, несправедливости, предательства. Этот путь может сопровождаться обидами, озлобленностью, завистью и даже ненавистью. Но если в его душе есть хоть капля Любви и Добра, то человек приходит, в конце концов, к пониманию, раскаянию и смирению, к миру внутри себя. И доброе отношение к ближнему возобладает. Это, например, ярко представлено в рассказе «На что похоже время». Примечательно то, что отношение автора к своим персонажам отличается христианской любовью, терпением, состраданием. Авторская жажда преображения человеческих душ и искоренения зла настолько велика, что даже у самого жестокого персонажа есть шанс сделать шаг в сторону Добра (немец-фашист из рассказа «На закате»).
Тема «труда праведного» во благо Отчизны, родного края, семьи, профессионального роста присутствует мощным пластом в творчестве автора. Уважительное отношение к любому труду, восприятие труда как единственно верного пути спасения в критических ситуациях духовно сближает героев повестей и рассказов. И эти герои – люди, выступающие в самых разных социально-коммуникативных ролях, имеющие разные специальности и уровень образования. Они — станичники и горожане разного возраста, пола и происхождения. Например, главную героиню повести «Прыжок барса» — простую женщину и персонажа повести «В года глухие» — профессора университета объединяет общая боль: в сложных жизненных ситуациях их взрослые сыновья опустили руки. Но мать и отец во имя спасения семьи, помощи своим взрослым чадам, не жалея сил, взвалили на себя дела, иногда просто непосильные в силу возраста. Труд во спасение жизни, здоровья, таланта собственного или своих близких – это всегда труд праведный и приносящий в конце концов видимые плоды. Кстати, это прекрасная подсказка и психологическая помощь автора читателю-пессимисту.
В творчестве С.Н.Макаровой-Гриценко особое место отводится теме материнства и отцовства. Данная природой потребность иметь детей иногда реализуется для родителей, мечтающих о детях, путем тяжелейших испытаний. Правда, не всегда у потенциальных родителей эти желания равноценны по своей силе. Нередко их не позволяют осуществить проблемы со здоровьем. И как же беспечно, равнодушно и жестоко ведут себя те, для которых легко и случайно зародившаяся жизнь младенца нарушает привычное существование и намеченные планы на будущее! И, действительно, как же можно в беде («Прыжок барса») или ради карьеры («СМС»), или ради новой молодой жены («Навигатор») бросать своих детей? Разнообразие мыслей, чувств и поступков героев в таких ситуациях представлены в рассказах «Настин медведь» и «Уютный дворик, тихое окно».
Трудно человеку, не задумывающемуся о нашем главном предназначении в земной жизни и не видящему её смысл в молчаливой и созидающей Любви, в сострадании и реальной помощи ближнему, понять и прочувствовать рассказ «В светлую седмицу». В нём представлен апофеоз родительской любви! Но, казалось бы, что может заинтересовать читателя в монотонной жизни двух совсем немолодых станичников, которые всеми силами стараются помочь своему позднему ребёнку-олигофрену (да ещё и с врожденными уродствами) стать приспособленным к полноценной жизни? В этих простых людях (и даже в постоянно выпивающем отце) любовь к собственному ребёнку заложена самой природой. И сила её такова, что к своим тридцати годам сын полностью социализирован и даже собирается жениться!
Светлана Николаевна Макарова-Гриценко – мастер психологических портретов героев в описаниях неожиданных поворотах судьбы. Например: уход из счастливой многодетной семьи главы семейства во время тяжёлой болезни жены («Прыжок барса»); работа одного их героев по зову сердца фотографом среди наших бойцов во время войны в Чечне, решение профессора университета ради семьи серьёзно заняться на даче выращиванием овощей, фруктов и разведением коз («В года глухие»); уход единственного сына из богатой семьи в монастырь («На что похоже время»); решение молодой женщины соединить свою судьбу с солидного возраста вдовцом, оставшимся с двумя маленькими детьми («Рыжая Алевтина»); развод в благополучной, счастливой семье и «вынужденный» отказ от сына родителей, уехавших делать карьеру за границу («Запах петуньи») Бесспорно, сюжеты диктует сама жизнь. Писательница умело приглашает читателя в круг своих героев, заставляет думать, переживать и в соавторстве с читателем ищет пути выхода из сложившейся сложной ситуации.
При описании женских судеб автор часто органично сочетает прошлое и настоящее. Так, в повести «В город пришла осень» воспоминания героини о прошлой жизни настолько мастерски встроены в сюжетную линию её настоящей жизни, что читатель сам создает образ этой женщины, её полный психологический портрет. И понимает её поведение, и сострадает ей, и радуется за неё. Экскурс в детство, юность, в молодые годы (например, профессионального становления) героев повестей «Прыжок барса» и «В года глухие» помогает читателю понять их поведение, сострадать им и радоваться за них.
Тема женской дружбы – ещё одна линия в психологических портретах героинь. Особенно ярко эта тема представлена в рассказе «На что похоже время». Жизненность ситуаций описана без надрыва, но так оголённо, что сердце сжимается от боли сначала за одну подругу, а в конце рассказа – за другую, «предавшую дружбу».
Можно ли назвать творчество С.Н.Макаровой-Гриценко «женской прозой»? Совершенно естественно, что, поскольку автор-женщина, в фокусе произведений находятся женские судьбы. Автор представляет всю иерархию социальных ролей: внучка, дочь, невеста/жена, мать, бабушка. И палитра любви героинь многообразна: любовь счастливая и трагическая, терпеливая и взрывная, неразделенная и взаимная, корыстная и искренняя, мимолетная и очень верная.
Однако, проблематика рассказов и повестей, психологические портреты героинь и героев представлены с общечеловеческих позиций. В произведениях Светланы Николаевны нет явной женской солидарности с героинями. В них есть одна солидарность – с совестью. Читатель сам решает – с кем и когда ему солидаризироваться, кому из героев симпатизировать.
Психологизм произведений не сужен до внутреннего мира героинь. Герои мужчины, юноши, мальчики выступают не просто в роли фоновых персонажей, позволяющих развивать сюжет, красной линией которого является женская судьба. Автор тонко чувствует не только женскую, но и мужскую душу. Читатель видит, как за мужской сдержанностью, немногословностью и даже некоторой отстраненностью может скрываться такая гамма чувств, которая доступна не каждой женщине. Герои Макаровой-Гриценко не боятся переосмысления своей жизни, признания собственных ошибок, появления новых душевных порывов и открытости чувств («Петух, кондор и корень-обратим», «Телефонный звонок», «Парашютист»). Принято считать, что милосердие относится в основном к женским качествам. Но Светлана Николаевна показывает, что оно свойственно и мужчинам («Старичок из разряда одуванчиков», ухаживающий за женой с болезнью Альцгеймера и вызывающий понимание и уважение у окружающих («Телефонный звонок»); Вадим из рассказа «Уютный дворик, тихое окно», поддерживающий жену на безумно трудном пути рождения долгожданного ребёнка; знакомый друзей главной героини, поддержавший её в трудное, безработное время («В года глухие»).
Новый сборник рассказов и повестей Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко, бесспорно, займёт достойное место в современной русской литературе, вызовет интерес в широкой читательской аудитории и в профессиональном сообществе. Хочется верить, что талантливый и искренний писатель, являясь секретарём Союза писателей России, председателем Краснодарского регионального отделения СПР и главным редактором литературной газеты «Кубанский писатель», сделает всё возможное, чтобы в этих регионах литературное творчество стало весомой частью культурного пространства и подарило России новые имена писателей и поэтов.
Ирина Верина-Михалкина - член Союза писателей России,
доктор педагогических наук,
академик Международной академии
наук педагогического образования |
|