Это было давно. Мне было лет девять. Я ходила по огромной веранде старинного тифлисского дома, прижимая к себе небольшую книжку в картонном переплете со стихами Лермонтова. Она была открыта на стихотворении «Парус».(1932г.) Я вышагивала по веранде, почему-то не решаясь ни закрыть книжку, ни продолжить чтение. Я вновь и вновь мысленно возвращалась к словам о буре, которую не просто искал, а жаждал парус. Или покоя - в буре? Ответа у меня не было. Наверное, и у автора стихотворения тоже. Иначе он написал бы более определенно…И я решила перечитать стихотворение. Но строки о лазури и золотом луче уводили в сторону. Они были чужды парусу и буре. И мне тоже. И тогда, не найдя в самой себе, и не получив от автора стихотворения ответа на загадочный и тревожащий меня вопрос о жажде бури в поисках покоя, я закрыла книжку. Но вопрос остался во мне. На всю жизнь. И уже никогда меня не покидал. А то, что стихотворение – пророческое, - я поняла много позже. Как и то, что эта жажда бури в стихотворении, написанном в 19-ом веке, вылилась в реальные бури 20-го века. Ведь поэт – локатор, постигающий гул грядущего еще на самых дальних подступах ... Может быть – случайность, совпадение? Да нет же, вот стихотворение того же Лермонтова, написанное еще раньше (1830 год): «Настанет год, России черный год, /Когда царей корона упадет /Забудет чернь к ним прежнюю любовь, / И пища многих будет смерть и кровь» И далее: «И зарево окрасит волны рек:/В тот день явится мощный человек, / И ты его узнаешь и поймешь –зачем в руке его булатный нож». Может быть «мощный человек» - это Ленин на броневике и «булатный нож» - «апрельские» тезисы?» Ведь стихотворение так и называется «Предсказание».Четко и ясно. И само это поэтическое предчувствие-предсказание, его возможность и реальность, обретает мистическое значение, сверхсмысл. И разгадка этого явления, прочтение этого сверхсмысла, синтезирование его из окружающей, ничего не говорящей обычному сознанию среды, пока остается за пределами человеческих возможностей. И разве знаем мы, какие космические энергии определяют наше поведение? А бури, которых искал парус Лермонтова, (или он сам?), в следующем столетии прогремели в России революциями и войнами - 1905 года, Первой , Второй Мировыми войнами, гражданской войной, революциями 1917 года, контрреволюцией последнего десятилетия 20 века… Как сложится далее - этот вопрос пока остается открытым , но, к сожалению, не беспочвенным. И в подтверждение мысли о пророческом свойстве поэзии, и поэтах, как пророках, вспоминаются строки Пушкина, написанные в 1817 году, за 100 лет до убийства царской семьи…. «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу./ Твою погибель, смерть детей/ С жестокой радостью я вижу». Предсказано не только убийство, но и жестокая радость его свершения. Произведение это названо Пушкиным «Вольность». (Недаром «Вольность» - своеволие,- однокорневые слова...) И не Лермонтову ли ( пусть и подсознательно) ответил Блок: «Покой нам только снится…»? Или времени и самому себе? И найден ли покой в бурях? Вряд ли… Но жажда бурь оставалась. Потому что оставалась почва, которая эту жажду рождает… «Буря! Пусть сильнее грянет буря…» Это уже взывает не представитель родового дворянства России, юный Михаил Лермонтов, а люмпен Горький, притом - в императивном ключе . Слились две жажды бури. Двух противостоящих друг другу и царской власти социальных групп. Их синтез полыхнул пламенем 1917 года. А может быть предвестником этой бури был не только и не столько белый парус 19-го века Лермонтова, а европейские поэты «бури и натиска», - 1767-1785 гг.( И.Гете, Я. Ленц, Ф. Шиллер и др.)? И это они всколыхнули в душе предчувствие бурь в Пушкине и Лермонтове? (Тем более что окно в Европу, вернее было бы сказать из Европы, как показало время, – в Россию, к этому моменту Петром уже было прорублено). Не эти ли великие поэты Европы стали предвестниками левых европейских учений, и породили в Европе Маркса, Энгельса, Цеткин, Люксенбург, Либкнехта и других, и откликнулись в России речью Ленина на финском вокзале и его «булатным ножом» - в апрельских тезисах? Воистину, неисповедимы пути Господни и никто не знает, «как наше слово отзовется», (можно вспомнить и «Пророка» Пушкина…) Но я и так далеко зашла в поисках предвестников бурь, залетевших к нам из Европы в прорубленное, распахнутое настежь окно России, смешавшись с ветрами и поземкой калмыцких и еще бог знает каких степей, и определивших наш 20-ый век … Но вопрос остался - принесли эти бури искомый покой? Время показало, что нет. И, увы, он и не предвидится. И это подтвердил Блок: «покой нам только снится». И меня не покидает ощущение, что сейчас мы на пороге приближающихся с каждым часом невиданных трансформаций, для которых уже не подходят такие слова, как революция, буря, если не дополнить их определением – планетарные. И они неотвратимо приближаются, угрожая стать содержанием нашего времени, сутью уже не 20-го, а 21 века. Бури вселенского масштаба. Включите телевизор или радио, покрутите рычажок, - и вы непременно услышите о ядерном оружии , – которое, играючи, перемещает по волнам океана в стремлении к мировому господству , угрожая человечеству, мировая олигархия. И бряцание ядерным оружием уже вошло в каждодневную практику ... Неровен час…
Но сейчас я о другом - как раз на этот временной отрезок моих тревожных размышлений пришлось получение подарка, - книжки стихов Григория Блехмана «У каждой строчки есть подстрочник» (М. «Российский Писатель» 2016) и прочтение цикла его же стихов «Пока живешь, ты волен мыслить» («Новые стихи» М. «Российский Писатель. 2017) Ни поиска бурь, ни поиска покоя в них не было. Было что-то другое. Какой-то другой поиск. Поиск гармонии, которая, как и бури, в не меньшей, а может ив большей мере, чем они, присуща миру, в котором мы существуем. Иначе – не существовали бы. Но не каждому дано ее, гармонию, постичь. Григорию Блехману это оказалось под силу, – постановка такой задачи. А правильно поставленная задача - это уже есть залог ее решения… И в каждом времени заключено некое послание нам, живущим. И именно поэтам непостижимым образом дано услышать, уловить это послание и передать нам. - Чуткая природа поэта его слышит и откликается, - такова миссия… Потому что поэт - это, по Юнгу, концентрированное бессознательное. Это коллективное бессознательное определило в 18 –ом веке упомянутое направление, которое называлось – «буря и натиск» (sturm und Drang). И не оно ли продиктовало в 19 -ом веке Лермонтову строчки о мятежном парусе,который ищет бурю, «как будто в буре есть покой?» . В стихах Григория Блехмана нет поиска бурь. Не ищет он и покоя, или трудного обретения его в бурях. Поиск гармонии - вот что мне представилось альфой и омегой его поэзии, его мироощущения. И мне хочется думать, что это не прихоть, не случайность, а его ответ на вызовы времени. Времени, которое устало от бурь, времени, которое шлет нам последний предупредительный сигнал и отзвук которого я услышала в стихах Григория Блехмана. В них я услышала осмысление действительности, ее философских смыслов, заложенных в самой жизни и существовании человека, примиряя нас с действительностью, исходя из ее высоких предначертаний… «У каждой строчки есть подстрочник» - этот подстрочник –живая жизнь, многоцветная, непредсказуемая, и Григорий Блехман отдает ей дань : Все чаще он тебе приносит И близорукими глазами Ты удивишься – как далеко Но все равно, в какой бы фазе Назвать это фатализмом? Мне так не кажется. Наверное, имеется ввиду Божий промысел, который есть и смысл и предназначение. Предначертание. Залог гармонии Вселенной и человека при условии его готовности слышать и откликаться на вызовы времени. И книга стихов Григория Блехмана - такой отклик. Его ответ на принципиально новый алгоритм времени в котором мы живем. Новизна смысла и смысл новизны этого алгоритма и есть, на мой взгляд, суть его поэзии. Можно было бы привести в этом очерке больше стихов Григория Блехмана, но это мало что добавит к сказанному. Потому что речь идет не о мировоззрении, а о мироощущении поэта. А мироощущение не нуждается, скажу более, чуждается манифестации, декларации, акцентирования. Оно, как звезды в небе, разлито по всему пространству поэтического текста и я беру с полки книжку стихов Григория Блехмана, и передвигаю поближе, чтобы получить наставление – не ищи бурь, не ищи и покоя, - только гармонии. Только она достойна поиска, только она его цель… И я переложила книжку так, чтобы в любой момент можно было прочитать слова и строчки, которые помогут понять, осмыслить подстрочник жизни и написать его набело. Не исключено, что требовательный и взыскательный читатель или критик могут упрекнуть меня в в использовании слишком далеких аналогий, или в достаточно произвольном выстраивании табели о рангах и поэтических ранжиров. Но на это у меня есть ответ - не это изначально являлось моей задачей и целью , не ставилась мной и задача выстраивания поэтической табели о рангах, я лишь стремилась привлечь внимание читающей и пишущей публики к книге, которая напомнит ему – на часах новое время и у поэзии новые и насущные задачи, и от того, насколько правильно мы их поймем и выстроим свои ответы, - зависит судьба человечества. Да не покажутся мои слова пустой высокопарностью…. 05.05.17. Ереван |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
![]() |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||