🏠


ОТВЕТЫ

Андрея Тимофеева на предварительные вопросы к встрече-онлайн

Дорогие читатели сайта «Российский писатель»! В анонсе встречи-онлайн и в статье «О перспективах нашего «безнадёжного» дела» было достаточно много комментариев, не все из которых представляли собой прямые вопросы. Сложность была ещё и в том, что комментарии шли вразнобой, а одной и той же проблемы касались порой разные люди. Поэтому мне показалось правильным систематизировать комментарии, некоторые из них объединить и отвечать уже на получившиеся блоки. Если же чью-то мысль или вопрос я в этой «систематизации» пропустил, прошу задать его ещё раз в рамках уже основной части онлайн-беседы.

Андрей ТИМОФЕЕВ

 

Татьяна Воронина: Есть маркер, которые легко определит их (склизких). Это отношение к нулевому километру. То есть отношение к классической русской литературе! Читала на разных площадках выпады этих склизких в адрес, например, Достоевского. Там эпитеты к ненавистному им русскому писателю были зашквальные. Они чужие и их Достоевский выбешивает. С такими в одной лодке грести (в смысле "общего литературного процесса") - самоубийство.

Игорь Пряхин: При этом талант не предусматривает наличия ума, чести, совести, нравственности, политики, идеологии, т. е. человечности, сознания, жизни. Талант оценивается количеством проданных книг. Талант без человечности, сознания странное, но современное и принимаемое понятие. Эта «безыдейная» литература уже НОРМА, противостоящая литературе «отцов», что и следует из статьи Андрея Тимофеева… Название СПР может остаться, а содержание? Я не скажу будет ли это лучше или хуже чем есть, но это будет ДРУГОЙ СПР, без преемственности нравственности существующей сегодня в СПР. И здесь к месту комментарий Вячеслава Лютого. А подготовка идет сейчас. Очень хочется верить, что «отцы» осознают происходящее.
Р.С. Для провозглашающих ТАЛАНТ основным критерием приёма пишущего в СПР и отвергающих идеи и политику в литературе. А Гитлер — талантливый автор. Его сторонники — талантливые авторы. Их прием в СПР — возможен?


Начну с главных и наиболее острых вопросов.

Не знаю, почему в моей статье некоторые комментаторы увидели, что я предлагаю писать «безыдейную» литературу или «уравнять» с нами тех, кому отвратительна классическая литература. Те, кто не понимает, что есть в русской литературе вершины, как Пушкин, Гоголь, Достоевский и Толстой, – это просто маргиналы и дилетанты, которых мы с точки зрения профессионализма вообще не рассматриваем. С дилетантами бессмысленно разговаривать, с ними невозможно строить единый литературный процесс, они не имеют никакого отношения к культуре. Другое дело, что у нас зачастую считается, что все авторы за пределами Союза, вот такие вот маргиналы и дилетанты. Это вовсе не так.

Больше я предлагаю к теме маргиналов вообще не возвращаться, просто вынесем их за скобки нашей беседы. А вот с оставшимися профессионалами можно и нужно говорить: сличать свои оценки литературы, обмениваться мнениями, говорить о таких сложных вещах, как традиция и «школа» и т.д.

Также ошибочно приписывать мне слова о том, что талант якобы считается главным критерием приёма пишущего в СПР. Приведу свою цитату дословно, чтобы не было непонимания: «Все авторы достаточного художественного уровня и творческой зрелости должны быть в Союзе писателей России, безотносительно их личных качеств, общественной позиции, хороших/плохих отношений с кем-то, безотносительно их высказываний (в том числе критических) о деятельности нашего Союза и т.д. Всё неважно, кроме профессионального уровня писателя. Это идея утопическая в смысле полной реализации, но как принцип и направление развития вполне рабочая».

Профессионализм это художественный уровень произведения, что немыслимо без определённого рода «контроля» над выплесками таланта. Талант не равен профессионализму, это необходимое, но недостаточно условие. Чтобы реализовать свой талант, художник должен работать над собой («творческое поведение» по Пришвину), работать над собственным мастерством, учиться у коллег и т.д.

Но вопроса о критериях профессионализма я сейчас не буду касаться. Потому что рабочий критерий в творческом союзе один – профессионал это тот, кого другие профессионалы признали таковым. В СПР есть Приёмная комиссия и квалифицированные руководители творческих семинаров на Всероссийских Совещаниях молодых. Оставим сейчас конкретику им, оговорив принципиальные моменты.

 

Татьяна Воронина: Профессионализм плюс образованность минус нравственность и совесть – это два зашориных мерина, которые привезут русский народ в космополитическое стойло. Вот так изящно, красиво уничтожат русский дух, русскую цивилизацию. Ничего личного. Это всего лишь расовая война... Сказал же недавно фарисей один, что совести в еврее нет, а стало быть совести нет ни в ком. Так чьих вы будите? Чью линию гнёте?


Вопрос, родственный предыдущему. Нравственность во многом определяет способность писателя взглянуть на мир спокойно и трезво, назвать вещи своими именами, определить каждое явление в ту «художественно-нравственную меру», которую это явление заслуживает, «в сочувствиях и враждах не пересаливая». Если мы начнём всерьёз говорить о нравственности в литературе, то придём к вопросам, которые разрабатывали Аполлон Григорьев в статьях о Пушкине и Достоевский в знаменитой последней речи. Нравственность в литературе связана с традицией, а та неразрывно связана с Пушкиным. Но это высокие материи – полёт в такие выси Татьяну Глушкову привёл, скажем, к тому, что и Юрий Кузнецов не совсем в Пушкинской традиции.

Но я, честно говоря, боюсь людей, которые постоянно твердят о нравственности. Нравственность это не то, о чём говорят, а то, как живут. А для писателя «нравственность есть правда» (Шукшин). Выразить правду о мире, как можно более полную и широкую, вот задача писателя. Причём неправда может быть и в «реализме» а-ля ранний Сенчин, где человек низводится до самых низменных инстинктов, и в «православной литературе», где путь к свету схематичен и прост, как поставленная в храме свечка (парадокс, но в подавляющем большинстве современная «православная литература» по Шукшину безнравственна).

Поэтому ради Бога давайте меньше говорить всуе о вещах, о которых «надлежит молчать». И вести речь лучше о правде в литературе, так легче остаться в конструктивной плоскости и не уйти в болтовню. 

 

Григорий Блехман: В одном из давних разговоров с мастером афоризмов Вадимом Кожиновым, когда речь зашла о литературе, он заметил, что любое произведение писателя - это "рентген его души". Вот этот "рентген", соединённый с должной литературной одарённостью писателя, и объединяет людей в тот или иной Союз вне зависимости от их возраста.


Я благодарен Григорию Исааковичу за цитату о «рентгене души», в ней ясно виден глубокий «персонализм» Кожинова-критика, который мне очень близок и о котором я буду говорить ниже. Но я совершенно не согласен с тем, что в других союзах – люди с иным «рентгеном души». Может, в 1993 году, когда одни защищали Белый дом, а другие публиковали «Раздавите гадину!», было и так. Сейчас всё смешалось. В разделение добавилось столько личных моментов, дрязг, чьих-то амбиций. Сейчас говорить о том, что вне Союза писателей России находятся люди с иной нравственностью и иной душой – значит существовать в неадекватной картине мира, просто в придуманной реальности.

Тем не менее, Союз писателей России отличается от других союзов большей требовательностью к профессионализму и наличием общего «ядра» – традиции. Поэтому с одной стороны нам важно принимать в свои ряды тех, кто является профессионалами (независимо от членства в других союзах и других обстоятельств), а с другой стороны – знать и понимать последние яркие воплощения традиции, особенно в поколении «дедов» (если мы говорим о наиболее «формализуемой» её части, то это критика – Кожинов, Лобанов, Палиевский). А то я сплошь и рядом вижу людей, которые с пеной у рта доказывают важность Союза и не могут сказать, чем «образ» отличается от «схемы» у Лобанова или почему «народ держит единство через правое дело, когда и не имеет для него наименования» у Палиевского. Какой уж тут профессионализм!

Недопустимо дилетантство своё прикрывать тем, что я, дескать, принадлежу к «правильному» союзу, у меня на «рентген» всё чисто. Вот это у меня вызывает острое отторжение.

Недопустимо традицию снижать до «бытового» (я с Вадимом пил, а с Колей дружил, а Миша часто приезжал к нам в гости). Традиция это не выстроить пантеон в углу и при любом остром вопросе кивать на них, мол, я их друг и последователь. Быть в традиции – значит жить в ней здесь и сейчас, понимать её, доказывать свою принадлежность к ней жизнью и творчеством.

 

Григорий Блехман: Что до отношения писателя к политике, вспомнил известную фразу французского писателя и политика Шарля Монталамбера: "Если вы не займётесь политикой, то политика займётся вами". Да и мы испытываем это на каждом шагу. Ведь твоя нравственная позиция - это автоматически и гражданская позиция. А значит и политический выбор. О результате попытки жить вне политики замечательно написал Горький в романе "Жизнь Клима Самгина". Думаю, молодым писателям не вредно время от времени вспоминать это произведение.

Анна: "...оставить за рамками профессии вопросы политики и идеологии"(А.Т.)? Вы серьёзно? Почему же тогда в тридцатых фашисты жгли книги Максима Горького?

Елена: Про идейные позиции и объяснять ничего не хочется. В комментариях коллеги об этом написали. К большому сожалению, слова Валерия Ганичева, что слово – это стратегическое оружие, и каждый русский писатель – воин, слова эти не про них.


Я понимаю, что в разное время литература вовлекалась в политические процессы в разной степени. Были, например, 60-ые-80-ые годы XIX века. Чернышевский и Писарев, «Бесы» и «На ножах» – всё это в большой мере политика. Начало ХХ века, тот же Горький, это во многом политика. Групповые противостояния 20-ых годов – в большей мере политика, чем даже литература. Борьба «Нового мира» и «Молодой гвардии», а потом «Нашего современника» – это разговор не столько о литературе, сколько о том, куда двигаться стране. А в 90-ые годы литературу вне политики вообще трудно себе представить. Другое дело, что литература никогда не сводилась собственно к общественной борьбе: «Бесы» не только памфлет, но и житие великого грешника.

Это вещи понятные. Но всё это рассуждения, которые я с удовольствием могу поддержать как исследователь литературы и историк. А когда мы переходим к теме существования и развития профессионального сообщества в настоящий момент, мы перестаём занимать академическую позицию «над» и перемещаемся «внутрь», и должны действовать так, как требует современная ситуация.

Я не совсем понимаю, как люди представляют себе политику сегодня: как борьбу с режимом на улице или как вступление в «Единую Россию»? На мой взгляд, область культуры – вот сейчас наша политика и поле нашей битвы (по крайней мере, в профессиональной части нашей жизни). В частной жизни и в творчестве – конечно, каждый занимают ту политическую позицию, которая ему близка, и ведёт свою «войну». Но мы не можем профессиональное поле сейчас строить, исходя из политической конъюнктуры.

В 30-ые годы ХХ века нужно было поднять на знамёна «революционную романтику» и формулировать общий для всех концепт «социалистического реализма». Сейчас необходимо другое: объединить все здоровые силы в культуре на совместную работу против разрушителей, маргиналов и просто против элементарного снижения культурного уровня.

 

Аноним: Вы задали интересный вопрос, давая в пример классиков. Мол, в то время Гоголя признавали и левые, и правые. Но реалии-то нынче иные. Тридцать лет русская литература подвергается остракизму. Союз писателей России отключён от СМИ, премиального фонда самых крупных премий, отключен от издательской политики государства. И в этой ситуации предлагается и те небольшие возможности, которыми обладает СПР, уступить либерально-медийным.

Валерий Скрипко: Уж раз состоялась "подмена" политической системы и экономической формации в нашей многострадальной России, как не состояться подмене русского слова. Нынче молодого человека в продвинутую фирму могут не взять на работу, коли узнают, что он чтит Достоевского. Была такая передача "Школа злословия", где ведущая Татьяна Толстая, просверливая собеседника злым взглядом, спрашивала: "вы в какой системе координат?" Нужно быть в "теме", знать компьютер и советы Карнеги, как добиться успеха и как заводить друзей.


Мы постепенно переходим к «технократическим» вопросам (как выразился в своём комментарии Вячеслав Дмитриевич Лютый), то есть к вопросам непосредственного устройства Союза писателей, деятельности СМЛ и т.д.

Мне кажется, мы часто смешиваем две вещи: отсутствие у нас ресурсов и собственный непрофессионализм в сфере продвижения литературы. Не надо особых ресурсов, чтобы качественно вести соцсети, чтобы делать современные сайты, чтобы записывать хорошие видео и т.д. Да, нет выходов на федеральные СМИ и в силу известных проблем (писатели не относятся к Минкульту, а Роспечать сменилась на Минцифры) нет возможности влиять на госполитику в сфере литературы. Но мы можем не так мало, у нас есть другие сильные стороны. У Союза писателей России довольно много региональных премий, у нас есть дружественные коммерческие издательства, много прекрасных толстых литературных журналов. Их просто нужно уметь подавать и продвигать, это ценностно нейтральный профессиональный навык.

Приведу один пример из личного опыта. Известно, что у наших «коллег» - форума в Липках есть серьёзные рычаги в СМИ. Если Липки проводят в регионе сам форум или даже региональную школу, в местные газеты и журналы сверху просто спускается информация для распространения. У нас такого механизма нет. Тогда мы перед последними «Химками» просто сделали пресс-релиз и составили к нему алгоритм по составлению на основе него регионального пресс-релиза (в зависимости от того, кто и в каких программах Совещания участвует из региона, потому что местным СМИ интересны именно «свои» представители). И пустили клич по руководителям региональных СМЛ и просто будущим участникам с просьбой распространить информацию в своём регионе. В результате мы получили около 80 публикаций в 20 с лишним регионах, это не так много, но уже и не молчание. Нужно использовать те сильные стороны, которые есть: представительство в регионах наш большой козырь, который необходимо разыгрывать, как и огромное количество «наших» людей по всей стране, представляющих разные профессии.

Да, ресурсов и поддержки государства нет, но это не значит, что нужно довольствоваться малым и выглядеть так, будто мы живём в эру зарождения интернета. Сейчас Союз зачастую смотрится провинциально, это правда, мы как будто постоянно опаздываем лет на 30 от технологий продвижения. И это наша проблема, которую можно решать и без больших ресурсов.

Выглядеть современно и качественно вовсе не означает продаться, изменить себе, стать безнравственным и т.д. Профессиональное продвижение это не советы Карнеги и не смена системы координат.

 

Аноним: Андрей Николаевич, предусмотрена ли ротация в Исполкоме СМЛ? Как часто? Численный состав Исполкома? Положительное в совещаниях в Химках мы видим. Но каковы, на Ваш взгляд, недостатки Химок? Динамика их исправления? Какие регионы НИ РАЗУ не прислали молодых на Всероссийские совещания?

Аноним: Бесплатно работают в семинарах мастера, члены СПР, а трибуны заняты приглашёнными.


Состав исполкома представлен на сайте Союза писателей России в соответствующем разделе. В статье «О перспективах нашего «безнадёжного» дела» я постарался ответить на вопрос о ротации: она происходит сама собой. Те, кто не может работать, отпадают (на время или совсем), другие приходят на их место. «Текучая» структура должна решать задачи, и работают те, кто на данный момент имеет возможности и качества их решать. Не все ребята из представленного на сайте исполкома вовлечены в деятельность так, как этого требуют наши сегодняшние задачи. Сейчас мне кажется наиболее разумным (чтобы хоть как-то зафиксировать сложную структуру) собрать к декабрю команду, которая будет непосредственно заниматься организацией Совещания в Химках 2022 года, и утвердить именно её как исполком на будущий год. И далее делать так каждый раз.

О недостатках Химок я также высказался в статье. Прежде всего, это слабый образовательный блок. Образовательная часть творческой программы 2021 года содержала в себе, кроме «обычных» семинаров, мини-лекции о самых общих вещах (сюжетосложение, собирание первой поэтической книги, особенности верлибра в современной поэзии, написание рецензий), а также критический симпозиум (где профессиональные критики освещали ту или иную важную проблему современного литпроцесса). В будущем мы постараемся расширить образовательный блок. Если говорить о том, кого я бы хотел видеть среди лекторов, назову несколько фамилий. Это, прежде всего, критики, умеющие поддерживать высокий уровень дискуссии, – Вячеслав Лютый, Алексей Татаринов, Сергей Куняев, Капитолина Кокшенёва. Важным мне кажется ввести лекции по современной философии: скажем, одну такую мог бы прочитать Фёдор Гиренок. Я был бы рад Николаю Ильину, чья книга о русской философии когда-то буквально потрясла меня (или кому-то, кто мог бы на должном уровне изложить его идеи). Я благодарен Надежде Александровне Мирошниченко за предложение ввести лекции по истории, но был бы рад конкретным фамилиям. На самом деле именно личность лектора является ключевой. У нас должны быть лучшие лекции по сравнению с любым семинаром или литературным форумом в России – вот такой я вижу свою задачу здесь.

В 2021 году нам не удалось включить в программу отдельный творческий вечер руководителей семинаров, это тоже нужно исправить в будущем.

По поводу остальных критических замечаний я уже говорил: «Химки» это комплекс из 5 независимых программ: творческая, студенческая, Конференция СПР, программа для организаторов и критиков. Расписание каждой программы вся информация есть на сайте, записи большинства мероприятий на ютуб-канале СМЛ. Если у кого-то из членов Союза есть замечания или конструктивные предложения, всегда можно выслать их на почту sml.spr@yandex.ru Я обязательно прокомментирую каждый пункт и отдам всё это на рассмотрение Николаю Фёдоровичу. Мы открыты для критики и любых предложений, но это должны быть конкретные предложения.

Регионы, никогда не представленные на Всероссийских Совещаниях: Чукотка, Магаданская область, республика Алтай, республика Тыва, Адыгея и весь Северно-Кавказский ФО (кроме Дагестана), Чувашия, Удмуртия, Пермская область (последние два региона – особенно печально, потому что в соседней Уфе ежегодно проходит Всероссийское Совещание «Драматургия слова», и я каждый раз обращаюсь в писательские организации с просьбой командировать кого-то, но пока тщетно),
Все эксперты и организаторы работают на «Химках» бесплатно, никто не получает ни копейки. У нас были случаи, когда руководители семинаров даже приезжали в Москву за свой счёт. И в этом смысле «Химки» для меня – высшее проявление силы Союза (может, это звучит как пафосное утверждение, но это именно так). Я пишу грантовые заявки и представляю себе смету подобного мероприятия: это несколько миллионов рублей. И то, что мы – сообщество, которое может глобальным коллективным усилием организовать крупнейший молодёжный литературный форум в стране, в котором принимает участие более 300 участников и экспертов из 57 регионов, с минимальным количеством ресурсов, означает, что мы можем сообща решать задачи любой сложности. И «молодая команда» вовсе не единственный, но важный элемент общего механизма. Это не дети, которых кто-то пытается безуспешно воспитывать, а взрослые состоявшиеся организаторы, способные ставить и решать глобальные задачи. Ради Бога, перестаньте воспринимать их как несмышленых подростков, им не 15 лет.

 

Людмила Бирюк: Прочла длинную и невероятно рыхлую по смыслу статью Тимофеева. Не удивительно, что спорщики быстро забыли про нее и переключились на выяснение собственных отношений. Хорошую цитату Горького привела Анна: "Крайне странно и очень печально видеть, что споры людей, единомыслящих в главном, ведутся тоном враждебным…». И действительно, спорят, спорят, а о чем? Все любят Родину, ненавидят фашизм, все за поддержку молодых талантов (между прочим, старым тоже поддержка нужна), никто не против гармонического единства формы и содержания и т.д. Все распри из-за того, что СМП возомнил себя особой организацией. Союз писателей России – одна семья. В семье все живут вместе – взрослые и дети, причем взрослые кормят и воспитывают детей. А наши талантливые «детушки» слушать взрослых не хотят, а кушать все равно идут домой.


Я нарочно привёл здесь комментарий Людмилы Дмитриевны Бирюк, чтобы проиллюстрировать ту психологическую ловушку, в которую мы часто попадаем. У этой ловушки есть две крайности, одинаково опасные для Союза и всех нас.

С одной стороны мы имеем схему «взрослые – дети», которую иллюстрирует Людмила Дмитриевна, где «взрослые кормят и воспитывают детей». Я уже говорил выше: люди, которым тридцать с лишним лет, не дети – они находятся в наиболее активном возрасте, у многих семьи, большинство – самодостаточные специалисты в разных областях, далёких от литературы (потому что на литературный труд сейчас почти никто не живёт). Эти «дети» несколько лет подряд берут на себя работу по организации десятка фестивалей и других проектов по всей стране. Творческая зрелость, возможно, придёт к ним позже (хотя по мне «Кропаль» Жени Декиной или «Три века русской поэзии» Юрия Лунина это вполне зрелые произведения). Но человеческая и организаторская уже пришла. Обращаться как «взрослый к ребёнку» к ним бесполезно и неконструктивно.

Но есть обратная крайность. Взрослеющее молодое поколение постепенно начинает ощущать «взрослыми» себя, а старших коллег – «пожилыми» людьми, не способными здраво оценивать реальность. При наличии определённого воспитания и ума такой представитель молодого поколения будет снисходительно относиться к слабостям «пожилого», испытывая благодарность за опыт и прошлое, но обходя острые темы, потому что тот «всё равно не поймёт» и с ним бесполезно обсуждать некоторые вещи. Я не придумываю и не хочу, чтобы было так, но встречаю это довольно часто.
Нам всем важно понять: ни схема «взрослый – ребёнок», ни схема «взрослый – пожилой» при всей укоренённости в нашу естественную бытовую жизнь не работает, когда мы говорим о профессиональной деятельности. Потому что ни в той, ни в другой участники не слышат друг друга и не относятся друг к другу всерьёз. Разве это нам надо? Единственный возможный и нормальный вариант: отношения двух взрослых людей, у одного из которых больше опыта, а у другого активности, где оба слышат друг друга и не считают себя последней инстанцией.

И потому отдельную часть своей статьи «О перспективах нашего «безнадёжного» дела» я посвятил важности формальных механизмов в работе нашего Союза. Нет детей и пожилых в профессиональном поле, есть наши социальные роли, которые регламентированы правилами. Мы остаёмся людьми со своим возрастом, личными качествами, характерами, но мы «играем по правилам», если хотим, чтобы наше общее дело не омрачалось постоянными конфликтами и непониманиями.

 

Наталья Вахрушева: Зато благодаря рекомендациям на этом сайте Андрея Тимофеева я познакомилась с такими писателям, мимо которых теперь не пройдёшь: Юрий Лунин, Александра Яковлева, Дмитрий Лагутин, Ирина Иваськова… То есть с литературным вкусом у него всё в порядке и он чётко умеет «руду дорогую отличать от породы пустой».

Аноним: Вы всерьез считаете, что Андрей всё создал и всех открыл? Не умаляя организаторских способностей руководителя СМЛ, рискну напомнить, что не на пустом месте структура построена, авторитет Союза писателей России, по-вашему, пустой звук? И фамилии перечисленных молодых авторов открыты в регионах, писательские организации СПР и познакомили Андрея с лучшими.


Спасибо вам за эти фамилии, хорошо, что они прозвучали. Из перечисленных четырёх прозаиков только прозу Ирины Иваськовой мне когда-то прислала Светлана Николаевна Макарова, руководитель Краснодарской писательской организации. Остальных троих я открыл для себя на различных семинарах (а Лунина вообще в Липках). Впрочем, справедливости ради, Дима Лагутин и так был на примете у Брянской организации, а Сашу Яковлеву в Омске тоже в целом знали и до участия в «Химках» по местным конкурсам. Мне кажется, мы зря противопоставляем личную деятельность критика (мою или чью-то ещё) и работу структуры Союза писателей России. Важно и привлекать молодых писателей извне в наше «поле», и развивать и поддерживать тех, кто уже внутри нашего сообщества.

 

Николай Дорошенко: Ассоциация союзов писателей и издателей, в которую мы вступили, получила большой грант на работу с молодыми писателями, а Совету молодых литераторов СП России в получении гранта было отказано, и свою организационную работу он будет продолжать на энтузиазме. Есть ли у Совета молодых литераторов перспективы? Нет ли опасности в естественном мечтании молодежи попасть в калашный ряд грантополучателей и свою структуру превратить в параллельную ценностям нашего родного писательского Союза?

Наталья Радостева: Но разве Ассоциация - это не мы, - не СПР в т.ч.? Я смотрю на этот вопрос так: Ассоциация получила грант для распределения-выделения на оговоренные при её создании цели с учётом обсуждения-решения соучредителей. Нет? Я не права? Но тогда - по кругу - смысл того объединения??


Не было сомнений, что Ассоциация получит грант – для этого она и создавалась. В этот грант, в частности, входит большой фестиваль для молодых авторов в апреле 2022 года, на котором будут работать мастера из союзов-учредителей, в том числе наши. Ассоциация будет и дальше проводить мероприятия, привлекая силы разных союзов. Мы-то готовы сотрудничать широко, затем туда и входили. Главный вопрос, на мой взгляд, здесь заключается в том, удастся ли Ассоциации при наличии хорошего финансирования перейти на качественно новый уровень и реализовать не просто ещё несколько дополнительных проектов (ещё один фестиваль, похожий на Химки или Липки, и т.д.), а по-настоящему масштабную работу в культуре по всей стране.

Но это не мои проблемы, я предпочитаю заниматься своими и меньше рассуждать на темы вне зоны моей ответственности. Моя задача – проводить «Химки», готовить наших «молодых руководителей» на программе для организаторов литературного процесса, привлекать лучших авторов 20-30 лет в Союз.
Меня несколько тревожит это противопоставление: с одной стороны – гранты, с другой – ценности. Дело не в том, что молодёжь мечтает продать свои ценности, чтобы стать грантополучателем. А в том, что для решения глобальных задач нужны ресурсы, с этим ничего не сделаешь. Мы уже сейчас могли бы реализовать и большой образовательный сайт, и геймифицированный литературный портал для молодёжи, и ресурс с базой подстрочников для переводчиков, и полноценные новостные видео-программы и много чего. Человеческие и профессиональные силы на это есть, а ресурсы будем искать. Заработать мы их не можем – значит, остаются гранты. Вот и подаём заявки.

Где-то набиваем шишки (так в гранте ФКИ, о котором упомянул Николай Иванович, мы решили пойти по пути «масштабности» и заложили пять наших фестивалей по всей России – это была ошибка, надо было начинать с меньших запросов для нового НКО). Будем работать, дальше разберёмся.

Никто никому ничего не должен в моей картине мира – ты за себя отвечаешь и выбираешь варианты достижения своих целей в тех условиях, которые даёт тебе жизнь. Заниматься абстрактными логическими построениями: как должно быть, кто виноват – значит, находиться в своих грёзах, мне это не очень интересно.

 

Юрий Серб: Подменная (поддельная) система "власть-общество" не вечна, и мы можем посодействовать молодежи в обретении духовного зрения и в выработке мировоззрения, которое вернет нас в систему здоровых отношений и традиционной нравственности. Но будет ли этому помогать обособление так называемых молодых писателей от старшего поколения? Создание особой структуры "для молодых", на мой взгляд, ничем не оправдано, кроме как карьерными соображениями самих молодых, а на деле мы сами потворствуем образованию в массовом восприятии чуть ли не профессии "молодой писатель", Множество мероприятий направлены на обихаживание молодых, это становится модным и господствующим веянием, тогда как писатели старших поколений остаются без внимания "культурных" властей (что естественно для подменной системы) и даже без ощутимой поддержки инстанций СПР.


В словах Георгия Александровича я опять чувствую тот самый акцент, о котором говорил выше: всегда кто-то кому-то что-то должен, только теперь не государство – нам как сообществу, а «культурные власти» – одной из части нашего сообщества.

Союз писателей России это не люди на Комсомольском (или, по крайней мере, не только люди на Комсомольском) – я уже говорил об этом в статье. Союз это все мы. Писателям старшего поколения необходимо уделять внимание – абсолютно верно. Должны быть обеспечены социальные гарантии – безусловно. Должны переиздаваться книги – конечно. Необходимо их привлекать к общению с читателями, особенно молодыми, - кто спорит. Необходимо осмыслять их творчество, выделять вершины и т.д. Только это «должны» делать не только «культурные власти», а все мы как сообщество.
И старшим поколением нужно заниматься, и младшим. Моя зона ответственность – молодые писатели, в ней работаю. Если у вас есть силы и время, внесите свой вклад в «общее дело», займитесь другой областью, все будут вам только благодарны.

 

Анна: Не стоит обманывать молодых людей «транспарантами» вроде «Союз писателей России – это вы», потому что люди, пришедшие на какой-то конкурс, организованный Советом молодых литераторов (или мероприятие) должны понимать, что они благодаря этому Союзом писателей России не становятся, и им предстоит еще часто долгая работа, прежде чем достичь достаточного уровня мастерства, которое должно быть инструментом раскрытия таланта и ни в коем случае не должно ставиться выше идеи, иначе мы получим общество, с блаженной улыбкой погружающееся в катарсис отвратительного, перед тем, как изжить себя вовсе.


Программа для организаторов литературного процесса Совещания в Химках это не «какой-то конкурс». На 90% её участники – члены Союза писателей России, имеющие большой опыт работы или желающие к этой работе присоединиться.

 

Татьяна Воронина: вы походя обидели старшее поколение. Например, тут: "«Школа» – иное дело, это совокупность технических моментов, с помощью которых прошлое поколение писателей смогло выразить своё понимание мира и литературы". Эка, вас занесло! Прошлое поколение... В смысле прошедшее? В смысле неактуальное? Таки уже списали со счетов... И таких "пиявочек" в адрес старшего поколения в статье много.


Нет, я не обижал здесь старшее поколение. Просто «школа» это и есть нечто, что уже сформировалось ранее. В прошлых поколениях были, скажем, Распутин, Белов, Астафьев, Лихоносов. Я не считаю, что они неактуальны, напротив. Если вам интересно, как именно традиции «деревенской прозы» продолжаются современными молодыми писателями, отсылаю вас к своей статье о «новых традиционалистах». Она написана пять лет назад и, честно говоря, довольно наивна. Но вопрос об основных «точках преемственности» там вроде удовлетворительно раскрыт.

 

Татьяна Воронина: Если в статье говорится, что всем оппонентам будут представлены площадки для высказывания в рамках "общего литературного процесса", то почему из сети убрали резонансную статью В. Баракова ("отца"), а оставили только статьи-ответы "детей", полные пещерной ненависти к отцам и их позиции?


В статье я имел в виду вот этот круглый стол. Выступление Виктора Николаевича там идёт первым. О другой статье я, к сожалению, ничего не знаю.

 

Вячеслав Лютый: Статья Андрея Тимофеева носит отчетливо технократический характер. Наверное, в этом ее ценность, поскольку организационные механизмы, прежде апробированные Союзом писателей России, сегодня работают со скрипом. В представленном алгоритме действий Совета молодых литераторов наиболее важную часть занимает молекулярное построение организации, которая однажды, судя по всему, заменит собой Союз писателей России, скинув с себя, как будто обветшавшие, одежды идей, призвания, нравственного содержания поступков, наконец, общей памяти - общей для старшего и молодого поколения.
Уже сейчас художественная содержательность и идейная оснастка СМЛ вызывают множество вопросов. Из них, пожалуй, самый главный: какой представляет Россию молодой автор, как он соотносит себя с прежним устройством общества - недавним и давним - и какой он видит возможную эстетику художественного воссоздания окружающего его социума. Если оставить эти аспекты вне поля зрения, то неизбежно возникнет ситуация, когда современные произведения фэнтэзи и криминальная литература, вполне профессионально написанные, окажутся уравнены с романами Петра Краснова или рассказами Бориса Екимова - на фоне ритуальных заверений о необходимости иерархии авторитетов. Во всех рассуждениях Андрея Тимофеева совершенно отсутствует понимание литературы как нерукотворного искусства слова. Но наглядно представлен цех по производству, фигурально говоря, литературных шуруповертов, литературных чайников, литературных пластиковых окон... Отсутствует сам дух литературы и ее волшебство, но осязаемо представлен хорошо организованный завод, выпускающий так называемые "литературные тексты", соотносимые очень даже неплохо со всеми иными материальными и информационными предметами, наполняющими современный социум.
Когда заходит речь о разделении авторов в связи с общественной позицией и идейностью, и такая взаимная отчужденность подается Тимофеевым в качестве рудимента в контексте нынешнего дня, мне вспоминается нечто подобное, сказанное Александром Архангельским в своей телепередаче в середине 2010-х годов: напротив него сидели человек семь либералов - и "для баланса" присутствовала пара почвенников из числа культурологов и писателей. Чужая речь звучит сегодня уже как будто из дружеских уст.
Пожалуй, самое важное для меня – наличие общей памяти у "отцов" и "детей". Не будет ее, и все пойдет прахом. И здесь не кокетливый "апокалипсис", упавший в две соседние фразы Андрея Тимофеева, а ужас запустения и потери всего.
И, наконец, последнее. Причем это, скорее, вопрошание без ответа, нежели инвектива. Если бы все мы знали пять лет тому назад, что молодыми авторами, вступающими в Союз писателей России, будет поставлен вопрос о ненужности наполнения современной литературы идейными борениями и утверждениями, об избыточном присутствии нравственного и духовного кодекса в каждом писательском творении, какое бы решение стало судьбоносным для Совета молодых литераторов Российской Федерации? Конечно, эти слова и формулировки в буквальном смысле не найти в меморандуме Тимофеева, но они составляют его неотъемлемую идеологическую платформу.


Это самый трудный комментарий для ответа. И с человеческой точки зрения, и с содержательной. С человеческой, потому что я очень уважаю Вячеслава Дмитриевича и как личность, и как критика. После смерти Михаила Петровича Лобанова, у которого я учился, Лютый в каком-то смысле занял в моей системе координат его место. С содержательной – потому что у меня здесь есть несколько существенных возражений.

 

Сначала по частностям.

Фентэзи и криминальный роман не станут на уровне с романом Краснова, потому что они беллетристичны по сути своей (если имеется в виду стандартное фентэзи, а не условные «Властелин колец» или «Игра престолов», которые сложнее, чем просто фентэзи; и стандартный криминальный роман не «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы» - но из контекста комментария Лютого понятно, что он имеет в виду). В беллетристике действуют заданные «правила игры» (которые иногда превращаются в «нарушение правил игры» во имя подогревания интереса, но сути это не меняет); беллетристика иллюстративна по отношению к явлениям жизни. Художественная литература это напротив – саморазвивающийся мир, свободное бытие, которое автор силится «схватить», используя для этого всё творческое напряжение своего таланта. И «идейная оснастка» для разделения этих явлений не нужна, а нужен лишь анализ конкретных произведений и выявление законов, по которым они существуют.

По вопросам, связанным с нравственностью и общей памяти (традиции), я уже высказывался выше, не буду повторяться. На мой взгляд, найти в статье утверждения о «ненужности наполнения современной литературы идейными борениями» или «об избыточном присутствии нравственного и духовного кодекса в каждом писательском творении» можно, либо будучи предвзятым изначально, либо страшась вот эти самых вещей настолько, что обнаруживаешь их везде. Я говорил лишь о том, что профессиональное поле должно быть организовано сегодня без влияния политической конъюнктуры и с максимальным привлечением тех, кто является профессионалами (независимо от членства в союзах, личных отношений и т.д.).

По поводу «отсутствия в рассуждениях самого духа литературы» и «хорошо организованный завод» – что же делать, если государство отказалось этот завод организовывать и поддерживать? Вот мы теперь и занимаемся делом, от которого иногда самих тошнит. Но обстоятельства сейчас такие: никто не сделает, если не сделаем мы. Статья была посвящена преимущественно «устройству завода», это не критика и не проза, а изложение принципов, по которым нам разумно организовывать, если хотите, наш промышленный процесс.

 

Всё это были частные возражения. Теперь главное, что по-настоящему отличает моё понимание литературы от понимания Вячеслава Дмитриевича и что я замечал и ранее (мы ведь не первый раз дискутируем по схожим вопросам).

Для Лютого (как я понимаю его позицию) в литературе о современности важна определённость и предзаданность исторического «фона»: если мы читаем произведение писателей старшего поколения, то почти всегда понимаем, что действие разворачивается в постсоветские годы, «в эпоху эрозии высоких понятий и слов и пренебрежения самим человеком» – и это является определённым показателем зрелости автора и его произведения. Иное понимание исторического «фона» (или отсутствие определённого понимания) как раз и трактуется как отсутствие «нравственного кодекса», незрелость, оторванность от корней.

Для меня в литературе нет ничего предзаданного, что может быть прямо и некритично перенесено в художественный мир. Даже Бог не предзадан автору, Его нужно обрести заново, открыть Его существование в «видимых» проявлениях описываемого мира. Но можно и не обрести и упасть в самое страшное уныние и безумие – это тоже бывает, это живой путь. Нельзя что-то задать до того, как путь будет пройден, как бы ни хотелось критику или читателю. В этом и различие художественной литературы от сколь угодно «идейной» и «нравственной» беллетристики.

Художественная литература как явление качественно ближе к категории «личность», чем к категории «структура» или категории «истинное высказывание». И та самая правда, о которой мы говорили выше и которая является как бы фокусом художественного высказывания (тем, к чему обращено творческое волевое усилие автора), обретается в литературе личностно – как путь, а не как готовое решение.
А дальше критик может поставить вопрос об уровне художественного произведения, о степени его зрелости и состоятельности. Вот на этом этапе он может проверить, обладает ли рождённый художественный мир достаточной полнотой и точностью правды, оказалась ли воплощённая субъективность близка к объективности (в идеале понимаемой в духе упомянутых уже статей Григорьева о Пушкине).

Как личность, прошедшая определённые этапы развития и достигшая определённых высот, преодолевает собственную субъективность во имя понимания других и мира и становится способной отказаться от частных интересов во имя общественного – так и художественное произведение, переросшее субъективную правду ради объективной истины, переходит на качественно иной уровень. Но этот переход возможен лишь на пути естественного развития и роста. «Отцы» (и Лютый в частности), как мне кажется, часто игнорируют этот момент, им хочется увидеть в литературе «детей» тот самый результат, который они уже сами получили, и по соответствию этому результату своим ожиданиям они их и судят. Но истина не обретённая, а взятая готовой не рождает литературу – только беллетристику, и кажущаяся зрелость итогового вывода большой ценности в этом случае не имеет.

Так часто насаждается «отцами» и «общественное, которое выше личного». Я не возражаю против этого тезиса, вот только каждая личность должна обрести его в процессе созревания. А иначе это «общественное» зафиксируется чужеродной установкой, бессознательно травмировавшей когда-то личность, а потом возьмёт да и отпадёт в самый неподходящий момент.

Поэтому для меня вопросы политики и идеологии стоят на втором плане, когда я начинаю говорить о литературе. Зачастую и литературы-то никакой нет, и говорить не о чем. Поэтому с таким недоверием отношусь к декларируемым убеждениям, выжидая, как личность проявит себя в действии (где сразу станет ясно, свободны и органичны ли были эти убеждения или неосознанными гирями висели, приводя к самым уродливым результатам).

 

И последнее. Вячеслав Дмитриевич не даст мне соврать: перед каждым Совещанием молодых я или пишу, или звоню ему и уговариваю приехать. Семинары с Лютым в Карабихе в 2018 и в Воронеже в 2019 остались одними из самых ярких моментов нашей пятилетней работы (а семинар Палиевский/Лютый это вообще, наверно, лучшее обсуждение, в котором я когда-либо участвовал).

Я понимаю, что никто не может ездить по совещаниям постоянно, что это трата времени и сил, которых часто не хватает. Но если жизнь Союза – наше общее дело, а подготовка смены – важная часть этой жизни, то мы несём за этот процесс общую ответственность и тогда кому как ни одному из лучших наших критиков, руководителю Совета по критике СПР, вести семинары, читать лекции о современной литературе, передавать опыт молодым. И если меня что-то задевает в словах Вячеслава Дмитриевича, то именно попытка «судить извне» о работе с молодыми.

Я буду и дальше перед каждыми «Химками» звонить и писать Лютому с предложением участвовать в любом формате, который он сочтёт возможным. У нас мало критиков такого уровня и не так много людей, которым можно спокойно «дать трибуну» и не переживать за интеллектуальный уровень сказанных с трибуны слов (о литературе, о критике, о традиции – о чём угодно). Для работы с молодыми в Союзе писателей России важен критик Вячеслав Лютый. И эта работа, надеюсь, важна для него самого.

 

Григорий Шувалов:  А воронежские начинающие, которыми как раз и должен был заниматься Лютый, во всероссийском СМЛ места не нашли, не вписались, в том числе по причине своих взглядов.

Зоя Покорная (Колесникова): Друзья! А что если просто жить по совести, писать по совести и руководить организацией, имея к тому истинное призвание. Уже почти десять лет при воронежском отделении Союза писателей России работает литературная студия, названная в 2017 году студией "Современник" имени большого русского поэта Игоря Чернухина. Студийцы – это в основном студенты воронежских вузов или недавние выпускники. Половину из них приняли в Союз писателей России, имеются ввиду самые талантливые и достойные. Другие, помладше, тоже на подходе. Поверьте, у них доброе сердце и светлый ум, помимо поэтического таланта! Им есть куда идти, они знают и хранят наши традиции!


Отдельное спасибо Зое Константиновне за работу с молодыми воронежскими поэтами – это большой труд, давший замечательный результат. Последние годы в Воронеже буквально «на дрожжах» выросло поколение молодых поэтов: Василий Нацентов, Павел Пономарёв, Сергей Рыбкин, Эльвира Пархоц, Аман Рахметов (к сожалению, живущий уже не в Воронеже), Анна Ковалева, Анастасия Картавцева… Кого-то из них уже приняли в Союз, кого-то рекомендовали по результатам Всероссийских Совещаний. Там идёт живой и бурный процесс.

Насколько я знаю, Вячеслав Дмитриевич лично руководит семинарами на областных совещаниях, разбирает рукописи ребят и вне семинаров, так что Гриша Шувалов здесь зря критикует. Эти молодые поэты регулярно публикуются в «Подъёме» (я помню, на «Школе Платонова» в 2019 году они увлечённо рассказывали, в каком номере у кого вышла подборка – было ощущение, что все выходящие подборки они читают и воспринимают как серьёзное событие).

Там есть сложности, связанные с естественным для юного возраста (в основном эти поэты едва старше 20 лет) желанием независимости, неприятием ограничений, фрондированием. Раньше СМЛ Воронежа руководил Василий Нацентов, и это было оправдано, потому что для молодого кружка он являлся (и думаю, до сих пор является) творческим лидером. Но для Васи характерна особенная порывистость, желание обязательно декларировать какие-то резкие вещи, обязательно с кем-то рвать, от чего-то публично отказываться – по мне это просто молодая наивность. И в какой-то момент стало понятно, что самоопределение Нацентова не позволяет ему руководить Воронежским СМЛ. Что тут нужен человек, обладающий большей взвешенностью и трезвостью, как Паша Пономарёв. Произошла смена руководителя. Но это не было «рубкой голов» в «назидание непокорным»: мы спокойно всё обсудили, сначала с Васей, потом с Пашей и приняли решение. Это случилось ещё до введения в наше положение обязательной нормы утверждения руководителя СМЛ правлением писательской организации. В ближайшее время решим и этот момент.

Воронеж живёт достаточно автономно, однако принимает активное участие в нашей общей жизни: участвовал в конкурсе «ЛИТОсфера», присылает стихи для «Пролиткультрадио», делегирует участников на различные Совещания. Не знаю, насколько он автономен по отношению к писательской организации (подозреваю, что сильно), но чем плотнее будет взаимодействие, тем лучше, на мой взгляд. И в этом процессе важную роль может сыграть и Зоя Константиновна.

 

Елена: Не верю я в стойкость юных, не бреющих бороды... Ведь они после Химок и лозунга, в статье процитированного, едут на Липки. Как впрочем и сам Андрей. И никто их в этом, конечно, не собирается упрекать, имеют право. Интересно, там их тоже встречает лозунг подобный?... Странно только, что автор статьи уверяет, мол, СМЛ – наше все. Ну, или почти всё. Это далеко не так. Членами Союза в подавляющем большинстве становятся более взрослые авторы. А если вступают молодые-юные, то в большинстве случаев – это большой аванс, который оправдывают далеко не все, увы...!


Я не говорил, что СМЛ – наше всё, я поделился своим организаторским опытом и тем, каким вижу желаемое будущее. И ещё – мы не просто ездим то на Химки, то на Липки, залог нашей «стойкости» в том, что мы создали Химки и продолжаем вести организаторскую работу на протяжении нескольких лет, вкладывая время, силы и деньги. Как собственно делают и наши коллеги и соратники по Союзу, реализуя другие важные проекты по всей стране. Какого ещё доказательства стойкости вам нужно, кроме совместной и напряжённой работы?

Но вопрос этот для меня связан с Липками, и я выскажусь сейчас именно об этом. Скажу непопулярные вещи, которые, может, на «Российском писателе» и говорить не стоит, но всё-таки.

Я несколько раз был в Липках: и как участник, и как руководитель. Распространённое мнение о том, что там «промывают мозги» либеральными ценностями не соответствует действительности. Бывает одна (максимум – две) за форум встреча с каким-нибудь экономистом-рыночником, на которую большая часть участников не ходит. Атмосферу и работу определяют в Липках представители толстых журналов, это, в основном, старые советские редактора или те же молодые писатели, которые сами недавно были участниками. Да, большее количество семинаров отдано «Знамени» и «Новому миру», но есть семинары «Нашего современника» и «Москвы».

И справедливости ради, действительно многие молодые писатели, которых мы теперь считаем «нашими» (и даже «нашими» молодыми руководителями) вышли из семинара Александра Ивановича Казинцева и Сергея Станиславовича Куняева в Липках: Лиза Мартынова, Мария Знобищева, Карина Сейдаметова, Марина Шамсутдинова, Люба Ануфриева, Саша Тихонов, Дима Терентьев, Юра Лунин, Алёна Белоусенко, Елена Тулушева, Женя Эдин, Саша Яковлева – после поездки в Липки они не превратились в маргиналов, не заразились чумой, но каждый из них наверняка скажет, что семинар «Нашего современника» на форуме был важной вехой их становления. Не нужно этого отрицать или скрывать.

С другой стороны – нас не устраивают Липки, мы делаем своё. По многим причинам. У нас есть «ядро», которое мы считаем важным транслировать (традиция, «школа»). У нас есть руководители, которых нет в Липках: Нина Ягодинцева, Галина Седых, Виктор Кирюшин, Геннадий Красников, Юрий Козлов, Светлана Чураева – к этим мастерам постоянно записываются участники Химок, так что порой их семинары не вмещает всех желающих. Химки не просто литературная учёба и путь в толстый журнал – это ещё и присоединение к профессиональному сообществу, а в дальнейшем – возможное превращение в организатора, присоединение к тем, кто работает в культуре.

Липки не меняются годами, найдя оптимальный формат и отчасти «закостеневая» в нём. Мы постоянно развиваемся, вводим новые форматы (мини-лекции, критический симпозиум, антисеминар, Конференция СПР, круглые столы на новые темы и т.д.). Только у нас был опыт обсуждения на семинаре рукописей мастеров наряду с обсуждением рукописей участников на «Драматургии слова».

Да, молодые писатели не понимают, почему нельзя съездить на Химки, а потом на Липки, а потом ещё раз на Химки – и вы никогда не объясните им, что это плохо. Происходит процесс объединения профессионалов, больше не будет жёстких сообществ (пока мы когда-нибудь не объединим большинство профессионалов в одно единое). Да, это конкуренция, и мы планируем победить на том простом основании, что мы лучше. Но конкуренция не означает отчаянной борьбы «на смерть».

Эти двадцать лет Липки делали важное дело. Они внесли свой вклад в то, что в хаотичном пространстве начинающих писателей сохранилось понимание о важности профессионализма (и в этом смысле они действовали параллельно нашим совещаниям, проводимым АСПУР и региональными писательскими организациями, семинарам в Ваче и в Переделкино и другим – да, со своим идеологическим акцентом, впрочем, с каждым годом становящимся всё менее заметным). И перед лицом агрессии маргиналов и дилетантов, бескультурья, падения уровня образования мы с Липками, скорее, союзники, чем противники.

 

Татьяна Воронина: Вы наступаете на грабли, на которые наступало старшее поколение! Почитайте документальный роман "Последний Иван" Ивана Дроздова. Не было никакого "общего литературного процесса" и тогда. Была подковёрная война. Зверская война! И сейчас не будет никакого "общего" литературного процесса"! Победят чужие - нахрапистые, хитрые, изворотливые чужие, талантливые на мимикрию, и потому склизко неуловимые. Они смогут выжить в чужой среде (а мы для них чужие) только через доминирование. Будут изощрённо убеждать аборигенов в своей "правоте" и таки убедят. И вектор развития нашего многострадального русского народа будет повёрнут куда им нужно.


Татьяна Андреевна, я понимаю, что ваше поколение пережило тяжёлый опыт поражения в информационной войне, обман граждан и крушение государства. Я вижу в представителя старшего поколения это тотальное недоверие к возможности создания здорового общего поля. Я только не совсем понимаю, что вы предлагаете взамен? К чему вас привёл опыт? Выжигать тех, кто кажется «чужим»? Я вижу тут только один выход – общее здоровое поле должны создать мы и следить за механизмами его функционирования тоже должны мы. Это задача, другой вопрос – как. Будем ползти к нашей цели, используя ресурсы, которые есть (прежде всего, человеческие, с другими у нас трудновато). Не сможем ползти, хотя бы ляжем в направлении цели.

 

Наталья Вахрушева: Да он против идеологических битв и разборок, предпочитает равновесие, хотя сам написал не такой уж "спокойный" роман "Пробуждение", в котором лирический герой действительно отказывается от активной гражданской позиции, но после после того, как почувствовал себя обманутым в группе Кургиняна. И здесь, мне кажется просто автору не хватило знаний о том, что Кургинян - это обманка, специально созданная в группе Щедровицкого (по мне, это почти сатана) для имитации патриотического мировоззрения с последующим воздействием в нужном направлении.


Я благодарен вам за это литературное, а не организаторское или идеологическое замечание. В романе есть одно место, где герой зачаровано следит за выступающим на митинге Кургузовым и вспоминает, как слышал, что он это чей-то проект, что его создали спецслужбы и т.д. И говорит сам себе с выпяченной автором наивностью: «нет, никак не может быть». Тут есть опосредовано выраженная авторская позиция. Но она слишком «тонкая», чтобы стать полноценным элементом текста. Мне на это указывал Александр Иванович Казинцев, предлагая переписать сцену и усилить. Но мне всё казалось, что усиление этого аспекта лишит текст свойственной ему «приглушённой исповедальности», внесёт агрессивного автора, слишком явно вмешивающегося в пространство романа. В общем-то это системная проблема «Пробуждения» – он не становится романом о времени и истории, а остаётся исследованием души отдельно взятого человека (а для души важен пришедший в неё импульс, а не то, каким образом этот импульс создан). Сейчас бы я хотел описывать события иначе, отслеживая причины и следствия как бы сверху, с высоты птичьего полёта. Но это, наверно, разные этапы творческого развития.

 

Николай Дорошенко: На какие новые имена следует обратить внимания современному читателю?

Ирина Кучушева: 1. Андрей Николаевич, чтобы проверить свои давние впечатления, я нашла в поисковике сайта вашу прозу и убедилась, что вы свой писательский продукт "пальмовым маслом" не разбавляете. Особенно меня восхитил ваш рассказ "Свадьба". И поэтому у меня к вам такой вопрос: чьи и какие произведения русских или зарубежных писателей вызывали у вас творческую "зависть" и читательский восторг, в ту пору когда вы решили стать писателем? 2. Кто вам наиболее близок из современных мастеров прозы?


Ольга Шевченко: Мне лично интересно было бы узнать о литературных предпочтениях самого Андрея Тимофеева: каких писателей и поэтов предпочитает, кого не очень жалует? 


Я рад перейти от вопросов организационных к творческим и благодарен тем читателям, которые задали именно такие вопросы.
Во-первых, я буду говорить только о прозе, потому что для меня проза – сфера, где за свои профессиональные выводы я отвечаю полностью (в отличие от поэзии, где мои впечатления исключительно читательские). В школе на меня большое впечатление производили Лермонтов, Бунин, Андреев. Потом случился сильнейшие переворот после прочтения «Преступления и наказания», и несколько лет я откладывал для себя каждый следующий роман Достоевского, чтобы дольше быть в состоянии ожидания, когда не всё ещё прочитано. Потом был этап увлечения французскими реалистами – эстетство Флобера, Золя и Мопассана долго не отпускало. А после я поступил в Литературный институт к Михаилу Лобанову, и литература постепенно открылась для меня как новый полнокровный мир, который раньше я лишь смутно предчувствовал. Если бы мне предложили сейчас взять лишь одну художественную книгу на необитаемый остров, ей оказалась бы «Анна Каренина». Мне кажется, что любовь к этому роману останется теперь со мной навсегда. Может, и правда ничего лучше не было написано в мировой литературе (хотя эти выделения одного, конечно, содержат игровой момент и условны). А двадцатый это для меня, прежде всего, Платонов, Шолохов и Леонов (наверно, в согласии с художественными идеалами самого Лобанова).

Современная литература является областью моего непрерывного изучения. В последние тридцать лет у нас было достаточно крупных прозаиков – Вера Галактионова, Петр Краснов, Олег Павлов, Николай Дорошенко, Михаил Попов. Из более молодых я особенно ценю Алексея Иванова с его «Сердцем Пармы» и «Тоболом» (редкий случай хорошего прозаика, которые известен и коммерчески успешен). Очень мне понравились «Немцы» Александра Терехова, моя давняя искренняя любовь – «Геополитический романс» Юрия Козлова. Меньше ценю Алексея Варламова, но его «Рождение» обязательно прохожу со студентами в вузе. Ценю Михаила Тарковского. Тем, кто не знает прекрасного прозаика Андрея Убогого, советую «классический» рассказ «Сестра луны».

Но, конечно, особенно я интересуюсь молодыми писателями. О них я могу рассказывать очень долго, но выделю главные, на мой взгляд, имена. Юрий Лунин, Андрей Антипин, Евгений Эдин, Женя Декина – сейчас, пожалуй, это четыре наиболее состоявшихся писателя. Но есть и другие очень серьёзные авторы (и поскольку они молодые, не знаешь наперёд, кто из них лет через пять лет неожиданно «созреет»): Ирина Иваськова со своей прекрасной «Звездой Сирень», Ирина Богатырева, Алёна Белоусенко, Дмитрий Филиппов с «Тремя днями Осоргина», Александра Яковлева, Юрий Фофин, Константин Куприянов, Елена Тулушева, Наталья Мелёхина, Дмитрий Лагутин, Анаит Григорян, Игорь Корниенко, Дарья Тоцкая с «Морем Микоша» и другие.

 

Наталья Радостева: А стоит ли прислушиваться, и рекомендовать другим прислушиваться к рекомендациям Андрея Тимофеева?) Ибо, хоть двоих представленных А.Т. для публикации на РП в душу уже впустила, общий настрой писателя и редактора отдела критики НС Андрея для меня под бо-о-ольшим вопросом и подозрением)) Не удивилась бы (дай бог ошибаться), расхвали он произведения той же Елены Крюковой. 


Опять-таки: чужие сомнения и тревоги это не моё дело. Но про Елену Крюкову хотелось бы сказать, раз её имя прозвучало.

Крюкова для меня стала важным автором после того, как я прочёл отрывок из её романа «Иерусалим». Героиня – эстрадная певица, разрушившая свою жизнь, потерявшая по собственной вине сына (он покончил собой). Она приходит в монастырь к старцу, но на исповеди не может выговорить ни слова. Тогда тот просит её спеть, и эта женщина из последних сил, изнутри своей сжатой боли – вдруг начинает петь колыбельную. Я не буду объяснять, почему это хорошо, думаю, и так понятно.

Крюкова это поток энергии, экспрессия, порой далеко выходящая за рамки собственно художественности. Наверно, поток Крюковой в сравнении, скажем, в сравнении Веры Галактионовой (таланта, схожего по экспрессии) несколько проигрывает – у Галактионовой ткань образнее, в вихрь событий вовлекается больше людей, образы спрессовываются до символов. Но даже и Галактионова не достигает, на мой вкус, уровня трезвого и объёмного реализма первого ряда (я писал об этом в статье на РП). В общем, мы можем ценить кого-то из писателей выше, объяснять, почему это так. Но небрежность к пропаханной борозде в литературе и обесценивание этой борозды на том основании, что, мол, другие пропахали больше, – меня это всегда обескураживало.

 

Петр Бойченко: А по моим послешкольным и послевузовским представлениям славянофил Аксаков и революционный домократ Белинский, будучи противоположными по своим политическим взглядам, Пушкина и Гоголя одинаково считали гениями, Белинский Аксакову возражал в оценке "Метрвых душ" только в том, что Гоголь не новый Гомер, а в своем развитии вполне современный по общеевропейским меркам прозаик. И когда Белинский громил Гоголя за его "Избранные места...", то это не значило, что он Гоголя искючал из созданных им святцев русской литературы. Так что получается, что Гоголя одинаково "слышали даже те, кто занимал противоположные позиции".
Не политические взгляды сегодня разделяют писателей, а то, что одни относятся к своим литературным персонажам и к лирическим героям, как к поленьям, а другие - как к людям, как к человеческим, пусть и исковерканным, душам. Поэтому, одних читаешь, и героям их не сопереживаешь, а от других оторваться не можешь.


В этом высказывании Петра Бойченко для меня важен персонализм и тот самый «личностный» взгляд на литературу.

Я, честно говоря, вполне даже нормально отношусь к критикам и литературоведам, действующим в духе формализма и разбирающим текст, как препарирующим лягушку. Это низкий уровень, «первое приближение», но по сравнению с графоманией и дилетантством они тоже профессионалы. 

Но, конечно, всерьёз в литературе ничего понять нельзя, если не говорить о героях как о настоящих людях, обладающих своей свободой и «живым» бытиём, и не говорить об «образе автора» как о завершающей категории художественного произведения. В консервативном лагере принято как-то игнорировать «субъектность» литературы и с удовольствием рассуждать о народности, нравственности, общественной значимости и т.д. Тогда как художественная литература это всегда о «личности». Глубоким персоналистом был Бахтин, и во многом потому он так важен был Кожинову для создания его критики. Пришвин, Лобанов, Селезнёв, Роднянская – все они о «личности» (что я пытался показать, в частности, в статье о Лобанове и Бахтине).

Другое дело, что на определённом этапе своего развития личность может свободно отказаться от защиты своих интересов ради общественного (а писатель преодолеть собственную субъективность ради объективного постижения мира и общества). Об этом я уже говорил выше.
А если герои – схемы или вместо «образа автора» - структура, это уже не художественная литература.

 

Игорь Пряхин: По поводу выступлений писателей о современном положении литературы, культуры, меня, как сказать, чтобы не было обид, УДИВЛЯЕТ нежелание авторов вникнуть в философию, экономику, политику вопроса. Все хотят, чтобы ночью светило солнце; и плевать, что в ночное время мы на тыльной стороне Земли по отношению к солнцу. Вот хочется и всё! Не будет сегодня авторов "Тихого дона", "Даурии", Тамани" "Тимура и его команды"…, т.к. жизнь таких примеров не даёт и дать не может, объективно, по своему устройству. Нет примеров для подъёма культуры; для понижения - есть. Сегодня российская жизнь приравнивается к жизни таких стран, как Ангола. Много кто читал ангольских авторов?
Учителя получают мизерные зарплаты, их правовой и человеческий статус в школе сведен до минимума, учитель стал приставкой к ученику. А дети? Из богатых семей дети деспоты и эгоисты, за пределами больших городов нищета, забитость, голод. Эти дети будут заботиться о культуре? Кстати, почему наши теологи не берут под своё крыло школы, поликлиники, больницы в небольших населенных пунктах, если они так уж заботится о нравственном здоровье человека? Иезуиты прославились как основатели образования небогатого населения, а православные теологи, что же? Этого писатели не видят? Более-менее способные люди стараются уехать из страны, и православные, в том числе. Выходит православному при католиках и протестантах жить лучше, чем в православном мире? Где эти верующие, неверующие писатели, разъясняющие человечеству мир, в котором оно живёт?


В этой заключительной части своих ответов я окончательно перестаю быть руководителем СМЛ и человеком, который говорит об устройстве профессионального сообщества. И принимаю вопросы так, будто они заданы мне как человеку и автору.

С тем, что вы говорите, я в целом согласен. Мне не нравится современное состояние нашего общества: не нравится та колоссальная разница между богатыми и бедными (которая может составлять десятки, но никак не сотни тысяч раз), не нравится уровень современной «элиты» (что вполне понятно, учитывая дикие обстоятельства, в которых она формировалась), не нравится состояние нашей культуры (особенно театра), не устраивает ЕГЭ с доведением до автоматизма знаний без развития умения мыслить и делать выводы и т.д. Но не буду рассуждать здесь о проблемах устройства церкви в России, её роли в обществе и т.д., потому что не считаю себя вправе это делать.

 

Николай Дорошенко: Уже привычными стали утверждения, даже и со стороны чиновников, о том, что Достоевский, Толстой и Гоголь современным подросткам непонятны, и поэтому список изучаемых в школе классиков надо осовременить. И я это могу объяснить лишь тем, что за последнюю треть века появились у нас поколения молодых людей, воспитанных на литературе «новой», принципиально личностной и потому свободной от таких вековых оков, как духовность, народность или хотя бы гражданственность (причастность к «общему делу»). Есть ли у вас ощущение, что молодые писатели – не «серые», с вполне заметным вкусом к слову, но выросшие в уже современной, в уже «новой» культурной среде, – разбавляют собою высокие, литературную и культурную, традиции точно так же, как в традиционных молочных продуктах сегодня молочная их основа разбавляется пальмовым маслом или иными, к молоку отношения не имеющими, заменителями? Можно ли предположить, что со сменой поколений Достоевский будет для литературного процесса такой же экзотикой, как цивилизация острова Пасхи?

Валерий Скрипко: Новые поколения в США уже "затачивали" под новый технологический уклад, который Господь попустил дьяволу организовать на нашей планете. "Неправильные пчёлы" дают только неправильный мёд". Я бы спросил Андрея Николаевича: как духовно молодёжь собирается выживать в бездуховном мире? Как вернуться к русской классике в системе образования?


Юрий Серб: Прекрасные, очень злободневные (перевожу для молодых: актуальные) вопросы задал Николай Иванович Дорошенко. Но Достоевского и Гоголя с Л.Толстым объявляют непонятными именно и прежде всех других госчиновники - ради устранения русских классиков из школьных программ и ради подмены русского слова глобалистским волапюком.


Татьяна Воронина: А русский человек замолчал и стал потребителем непотребного – чужой убогой культуры. Об этом писал Василий Белов в своих очерках "ЛАД". "В наше время сформировался "полупроводниковый" характер культуры, когда радио, телевидение, кино, концерты вырабатывают потребительское отношение к культуре. Люди разделились на две части: одни на сцене поют и пляшут, другие смотрят и слушают". Крысы заставили русского человека умолкнуть. Давит, давит нежить на родовую память...

Космополиты знали как уничтожить национальное. Они устроили новый Вавилон! И вуаля - семьи вдребезги, дети ненавидят отцов и прочее, и прочее. В моём детстве даже помыслить нельзя было, чтобы кто-то из детей ругал своих родителей. Даже если они того заслуживали (хотя таких в то время не встречала)… Вот, например, психологиня одна. Тоже подкованная в своей профессии. И тоже из обоймы консолидированного сообщества психологов-профессионалов (потому как такая она, к сожалению, не одна). Внаглую вдалбливает молодым, что не любить мать – это нормально. Более того, надо бежать от матерей, так как они пьют из вас жизненные соки. И вообще, родила она вас именно затем, чтобы пить из вас жизненные соки. Я сползаю под стол от услышанного. Читаю комментарии - сползать дальше некуда! Процентов 80 комментаторов рассказывают про своих матерей гадости.


Я оптимист по складу характера, я очень верю в естественное «внутреннее содержание» русского человека, которое сохранится, несмотря ни на что. Задача сейчас удерживать культуру, всеми силами повышать упавший уровень образованности, использовать новейшие средства продвижения литературы среди молодых читателей. В остальном я верю в народ и его способность мобилизоваться в критические ситуации, в способность хранить самое ценное внутри, даже если снаружи – шелуха и пошлость.
Позиция, которую занимает сейчас государство по отношению к традиционным ценностям, кажется мне адекватной: с одной стороны мы декларируем, скажем, невозможность однополой семьи, с другой стороны даём относительную свободу каждому конкретному гражданину жить так, как выбирает он. Принципиально, думаю, это стратегия сейчас верная (потому что пережать тоже опасно, это приведёт к отторжению, особенно у совсем юных). Другое дело, что конкретное воплощение подчас чудовищно. А вот тоталитарный «нажим» государства на культурную оппозицию (именно на культурную, а не политическую), на пошлость и уродство можно и нужно усиливать. Жёстче относиться к безумию, скажем, в театральной сфере и мягче к проявлениям политического несогласия. Но чиновничий механизм работает, к сожалению, ровно наоборот.

Что до «психологических новшеств» в нашей бытовой жизни: на мой взгляд, нужно различать традиционный психоанализ, который используется среднестатистическим психологом, и агрессивное насаждение враждебных ценностей. Пройти психотерапию и найти у себя какие-то проблемы, связанные с родительскими «травмами» и т.д., может быть вполне полезно (у нас в России вообще недостаточно развита эта сфера). А вот уродливые гримасы «ювенальной юстиции» и прочие явления, разрушающие семью и общество, необходимо сдерживать изо всех сил.

 

Игорь Жарихин: последние дни сначала появилась статья Суркова "Безлюдная демократия и другие политические чудеса 2121 года". Потом тему грядущего трансгуманизма продолжил Проханов. В "Литгазете" журналист в беседе с А. Прохановым ("От соцреализма к трансгуманизму") обращает его внимание на появление романов «Доктор Гарин» Сорокина, «Трансгуманизм» Пелевина и «Тайный ларец» Проханова.
Вот что заявляет Проханов:
"По моему разумению, появление «Трансгуманизма», «Доктора Гарина» и «Тайного ларца» в это время, когда новый Великий проект общим куполом опускается на Землю, знаменует появление долгожданного литературного направления. Это позволяет писателям, обожжённым катастрофой последних тридцати лет и разбросанным по разные стороны политикой, забинтовать свои раны и переломы, взаимодействовать духовно, не сбиваясь в политическую толпу и не примыкая к какой-то ветви власти. Мы сможем соединиться, чтобы войти в когорту, готовую откликнуться на новые явления, на появление нового мира. Это будет интересно прежде всего писателям XXI века, как это было интересно в начале ХХ века, на изломе времён, писателям русского Серебряного века. Они знали друг друга, притом что они были разные – кто-то слыл православным писателем, кто-то тяготел к ницшеанству или католицизму. Но это был единый процесс, они шли в едином потоке, в едином русле, и тем сильна была русская литература. Если сегодня литературный процесс впишется в меняющуюся реальность, мы увидим совершенно новое направление нашей литературы".
1.Считаете ли вы "литературное направление", объединяющее Сорокина с Прохановым, долгожданным?
2.Верите ли вы, что "Великий проект" смены человеческой цивилизации, о котором говорит Проханов, реализуется "таинственным" ходом самой истории, а не тоталитарными способами, вооруженными новыми технологиями манипуляции?

3. Кем вы как писатель ощущаете себя в этой "меняющейся реальности".
4. Что вы можете сказать об этой беседе Проханова?


Спасибо большое Игорю Жарихину за этот вопрос, потребовавший интеллектуального напряжения и вдумчивого чтения. Я не был знаком со статьёй Суркова и уже давно не читаю интервью Проханова – но с интересом ознакомился.

Попытаюсь выразить своё мнение, не следуя вопросам в точности, но ответив, тем не менее, на все.

Проханов изначально очень талантливый человек, достаточно открыть книгу «Иду в путь мой», чтобы в этом убедиться. Другое дело, что талант его – мощный, но очень «узкопрофильный». Энергия, метафористичность, «вкус» к самым ярким, но зачастую уродливым формам – всё это позволяло ему выражать определённые явления (и эдакую специфическую «героику» в советское время, и «чудовишность» в 90-ые годы). Таланты «узкого профиля» не могут написать сначала одно, а потом другое; они выражают только то, что могут. И здесь их ждут удачи там, где «обстоятельства» были органичны их таланту и провалы в ином случае. Всё «сложилось» в чеченском романе «Идущие в ночи» – на мой взгляд, вершине творчества Проханова – где полно и точно звучит и мощная «героическая» нота, и прекрасно «работает» на контрасте со смертью, болью и героизмом последняя глава с гиперболическим пиром чудовищ-политиков. Первая чеченская кампания, наверно, и должна быть изображена именно так, потому что без «модернистской» эстетики безумие может написать только реалист уровня Толстого или Шолохова. Вся галерея этих дальнейших «Господин Гексоген», «Человек звезды», «Крым» (в котором от Крыма только название) и т.д. – это всё самопародии: художественно всё выражено, а концепты, конечно, можно брать то один, то другой.

В упомянутом интервью «От соцреализма к трансгуманизму» нет ничего особенного и конструктивного, на мой взгляд. Все эти фразы типа «На фоне этого я чувствую, что приближается что-то грандиозное, новое, что сегодня мы стоим на пороге Великого проекта» или «Я говорю о том, что наступил момент, когда возникает новое интегральное состояние, появляются новые оси координат. Это условно можно назвать трансгуманистической революцией, или завершением всех прежних проектов, или рождением нового загадочного проекта Великого Обнуления» – сравните эту экзальтацию с книгой «Симфония «Пятой империи» и вы поймёте, что не смысл надо искать в словах Проханова, а просто наслаждаться их яркостью и метафористичностью. Если посыл Проханова вам созвучен, он срезонирует внутри и побудит к действию (так действовала публицистика 90-ых). Если же вы всерьёз станете рассуждать о «новом явлении» в литературе, опираясь на это интервью, то будете смешны. Литературовед Виктор Виноградов нашёл бы прохановскую прозу и публицистику интересным материалом для своего исследования риторических форм (впрочем, думаю, легко разобрался бы с её анализом).

Отдельно меня поразило то, что Александр Андреевич говорит о «деревенщиках», он абсолютно не понимает их да и не хочет понимать. Давно известно, что Белов, Распутин, Астафьев и Лихоносов не о деревне, а о человеке, воплощающем единство бытия и сознания, «единство практической, мыслительной и нравственной деятельности» (и о разрушении этого «единства» скажем, в «Пожаре»). Не обязательно с этим солидаризироваться или «деревенщиками» восхищаться – известный талантливый писатель имеет право на свои оценки. Но это же вещи, которые сами «деревенщики» проговаривали неоднократно и которые критика в целом уже определила.

Сорокин – другая история, это автор, который работает исключительно с концептами. Особенно ярко он их разрушает. Уберите у Сорокина концепты, и своего у него ничего не останется. В подобном жонглировании, сталкивании и разрушении есть даже определённая талантливость, но к литературе она отношения не имеет, просто нет органики, не о чем говорить.

Пелевин – самый сложный случай, потому что, на мой взгляд, он обладает наибольшим талантом и в художественном плане, и в «игровом» (то самое столкновение концептов). Есть несколько ранних рассказов и отдельные эпизоды в «Чапаеве и Пустоте», которые меня восхищают. Да и «Поколение П» в целом довольно точно схватывает своё время (сравните гротеск Пелевина и Проханова и увидите, как первый изобретательнее, тоньше и убедительнее). Но творческий путь Пелевина при всей «внешней» успешности не был удачен. Последнее время я его уже просто не читаю.

Если пытаться сформулировать то, что объединяет этих писателей, я бы употребил вот такую метафору (несколько спорную, ну да ладно). Представьте слепого человека, не имеющего рук: он не может увидеть или потрогать жизнь, а лишь слышит хаотичные её звуки (Пелевин всё-таки что-то может потрогать, а Проханов помнит, как трогал когда-то, но уже давно и ощущения подзабылись). Они не осваивают жизнь, а работают с информационным полем вокруг неё: из него получают знания о жизни, его осмысляют. Им органично близки современные информационные технологии. И потому они вам наговорят много: как изменяется наш мир, как переходит в новое качество и т.д. Они просто другие стороны жизни не видят и не воспринимают.

Статья Суркова умнее, её интересно рассмотреть всерьёз (притом что Сурков тоже стал бы приятным материалом для Виноградова: «Прошлое и будущее воздействуют на настоящее более-менее равносильно и равноправно. Обе эти большие галлюцинации сотканы из размытых образов. В них примерно поровну фактов и фикций поставленные друг напротив друга зеркала, память и предвидение заводят нас в бесконечный туннель взаимных отражений, создавая иллюзию вечности. Их симметричность и зеркальность наглядно выражаются в мифах о возвращении богов и героев: Иисус Рождества и Голгофы является христианам из прошлого, Иисус Второго пришествия и Хилиазма — из будущего. Кетцалькоатль, изгнанный народом, которому дал все, обязательно вернется для мести и милости. Король Артур — once and future king — был когда-то и когда-нибудь будет опять» - взять одну мысль и «красиво» забалтывать её и забалтывать). Но мысль там есть. Сурков говорит о том, что «классические институты народовластия» (например, парламентаризм) станут со временем всё менее целесообразны и что в перспективе современное «демократическое» устройство сменит «цифровой тоталитаризм» (где каждый сможет «включиться» в свой частный вопрос, скажем, в обсуждение закона о пчеловодство, если данного человека пчеловодство волнует, но никто не будет оказывать влияния на общие процессы – потому что будут работать цифровые механизмы принятия решений, максимально лишённые «человеческого фактора»).

Возможно, мы двигаемся к тому, что предрекает Сурков. Конечно, описываемый им «цифровой тоталитаризм» не имеет ничего общего с «демократическим» государством (в хорошем смысле этого слова). Да, всем тем, кто с пеной у рта ругает тоталитаризм советский (Проханов вот тоже в интервью его осторожно «пнул»), он покажется раем и демократией по сравнению с будущим, описываемым Сурковым. Но тут есть два момента.

Первый – описываемые тенденции это никакая не долгосрочная перспектива (и 2121 это интеллектуально несостоятельное кокетство), в лучшем случае – среднесрочная. Что будет в 2121 году Сурков, на мой взгляд, и предвидеть не может в своих «смелых виртуальных прогнозах» и наивных рассуждениях о прошлом и будущем.

Второй момент – 2014 год показал нам, как сильно спрессованная народная воля может вдруг взорвать любое организованное пространство, как «обычные» предприниматели могут, несмотря ни на какую цифровизацию, свернуть бизнес, купить оружия и даже организовать государство, если сила «народного взрыва» будет настолько велика. Думаю, когда-нибудь даже самые умелые архитекторы «цифровой политики» поразятся, как может действовать народ, в те редкие минуты, когда становится полноценным субъектом. К сожалению, чаще всего подобные «обретения субъектности» оборачиваются огромными жертвами. Это не позволяет мне говорить о таких вот «народных взрывах» с той внутренней радостью и мстительной усмешкой по отношению к «цифровому тоталитаризму», которые я в действительности испытываю.

Но хорошо или плохо – морализм и наша частная воля здесь не причём. Исторические процессы есть исторические процессы: «Матрице» не удержать «Зион», когда в нём скапливается достаточно народной энергии. И болтовня о «конце истории» и «смене парадигм» никому не поможет и никого не спасёт. Мы же понимаем, скажем, что Советский Союз разрушен не только технологиями «извне», но и сложными процессами внутри.

«Времена не выбирают» - будем жить дальше и увидим.

 

На нашем сайте прошла встреча-онлайн с Андреем Николаевичем Тимофеевым - прозаиком, критиком, руководителем Совета молодых литераторов Союза писателей России, редактором отдела критики и публицистики журнала «Наш современник», преподавателем Московского государственного института культуры.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную