Встреча с Игорем Тюленевым

9 февраля на нашем сайте прошла встреча с известным поэтом Игорем Николаевичем Тюленевым (г.Пермь)

 

Предварительные вопросы Игорю Тюленеву и ответы на них

Вопрос 1 

Уважаемый Игорь Николаевич!
Мне очень нравятся такие Ваши стихотворения, как "Степь":

Одна властительница степь - 
Ни кустика, ни человека, 
Как будто Альфа и Омега 
Вот здесь посажены на цепь. 
Над степью пролетит орёл, 
За горизонтом приземлится... 
Какой же на Руси простор: 
Всё пропадает - взгляд и птица.

Не мечтаете ли  издать хотя бы тоненькую книжицу таких своих изумительных поэтических жемчужин?
Сергей Тумутов,  Сергиев Посад.

ОТВЕТ

Уважаемый Сергей!

У меня уже выходил миниатюрный сборник таких, как вы сказали «поэтических жемчужин». Редактором, которого был Юрий Кузнецов. Думаю, что найду для Вас один экземпляр…

Сергей, оставьте свой адрес у Николая Дорошенко, и я Вам с удовольствием пришлю этот сборник-миниатюру.

Вопрос 2 

Игорь, ты как-то говорил, что в Перми поэтов тебе равных нет. А в России?
Сергей Трушников, журналист, прозаик  

ОТВЕТ

Уважаемый Сергей, что только не скажешь, куражась на дружеской пирушке…

А если серьёзно, то нельзя делить поэтов по регионам. Нет региональной литературы. Есть русская литература. И такая, какая она есть на сегодняшний момент…

Я не стану выстраивать рейтинги поэтов. Не так уж и важно кто первый с конца, кто с начала. Главное, что каждый поэт уникален и у него есть свой читатель и благодарные поклонники.

Вот старая байка на эту тему.

Как-то попросили поэтов рассчитаться на первый-второй. И все откликнулись только на первый!

Нас, Сергей, больше всего сейчас должен волновать читательский интерес к поэзии и как не потерять, а наоборот увеличить количество любителей изящной словесности… Кстати вы своей газетой вносите немалый вклад пропагандируя русскую литературу.

Ну, а в России Первый и самый Могучий поэт это конечно Александр Сергеевич Пушкин!!! И тут бесполезно пыжиться, а тем более рыпаться…


Вопрос 3 

Глубокоуважаемый Игорь Николаевич! 
Хочется услышать «из первых уст», как развернулся в культурном пространстве Перми и области «мильграмовский десант». Каковы «актуальные проекты» его команды? Что предполагают делать все представители подлинного искусства и культуры, которыми Пермь отнюдь не обделена? 
Желаю Вам творческих успехов 
Светлана Молчанова, 
доцент Литературного института, редактор-составитель четырехтомника «Воспоминаний о Литературном институте». Кстати, в третьем томе, который вышел в мае 2011 года, почти половина объема отдана Высшим литературным курсам.

ОТВЕТ

Уважаемая Светлана!
На прошедшей недавно выставке "Арт-Пермь" проходившей на «ПЕРМСКОЙ ЯРМАРКЕ» был представлен провокационный "Проект "Оливье" авторы которого сделали ремейк известного рисунка с поцелуем Брежнева и Хонеккера.

В пермском варианте взасос целуются директор пермского музея современного искусства Марат Гельман и режиссер, вице-премьер правительства Пермского края Борис Мильграм - с красной буквой "П" в руках. Поцелуй двух деятелей пермской культурной революции называется "Сука-любовь".

В Перми основная часть денег, выделяемая на культуры тратится на малые архитектурные формы в виде надкушенного яблока из битых кирпичей, гигантской поленницы из бревен в виде буквы П, теперь хотят построить деревянный забор около Драматического театра, смешно, но даже проекты этих «эпохальных произведений» стоят больших денег, а безголовые деревянные человечки, расположенные на крыше администрации, становятся «визитной карточкой города Перми".

Характерна выставка «Родина» провокатора Гельмана, выставленная в здании Речного вокзала, для проведения которых потрачено десятки миллионов государственных средств.

Портрет "Родины" представляется то в виде карты России, этакой «черной дыры», составленной из грязных половых тряпок, то в виде десятков клизм, расположенных на банках для анализов, олицетворяющих якобы множество куполов православных церквей, что является очередным плевком в сторону русской соборности и Православия. Бесноватые гельмановские маргиналы-экспериментаторы представляют образ родины в виде трех голых безобразно толстых, сидящих на конях «ню» в кокошниках.

И это «искусство» они несут в массы, пичкают этой отравой творческую молодежь.

Это «оранжевая революция» в культуре, приобретает всероссийский размах при помощи гельмановского проекта "Культурный альянс"- этакий "экспортно-импортный проект", в который пытаются втянуть другие регионы России. Вырабатываются механизмы управления регионами посредством маргинальной культуры, а скорее полного бескультурья и безответственности Мильграмов-Гельманов и прочих «маргиналов пятой колонны». Расчет тут прост: или будь художником и сиди голодным, или потеряй человеческий облик и будешь при гонорарах.

Что удивительно и непонятно, так это то, что пермский культурный проект получил поддержку президента России, как сообщает Гельман.

На базе пермского культурного проекта разрабатывается целевая федеральная программа, которая будет финансироваться за счет двух ведомств: министерства регионального развития страны и министерства культуры.

Вот так-то. Что здесь еще можно добавить?

Основная их борьба за отравленные душ подрастающего поколения еще впереди…

Сопротивление недовольных пермяков «мильграмовским десантом» нарастает. В Перми прошли митинги. Губернатор, главный заступник «пришлых», недавно пообещал, что скоро уйдёт… Ждём с нетерпением.


Вопрос 4

Уважаемый Игорь Николаевич!
У меня для Вас не вопрос, а информация. Посылаю Вам русскую народную песню "В Перми великой, православной", записанную на просторах Вятской земли.
Новых Вам успехов и побед!

Светлана Сырнева, г.Киров

В Перми великой, православной, 
где много храмов и икон, 
вдруг завелася галерея, 
в ней злобный гельман жил, дракон. 

Имел он гнусные картины
и их за деньги продавал. 
Губил он девушек невинных 
и малых деток растлевал. 

А в той Перми многострадальной 
поэт Тюленев проживал 
и часто, часто в Божьем Храме, 
расправив бороду, стоял. 

И было тут ему виденье: 
сошел Архангел Гавриил. 
«Низвергни гельмана, Игорий, 
покуда всех он не растлил!» 

И вот на площади широкой 
не ветры буйные взвились – 
то два гиганта в бой кровавый, 
Тюленев с гельманом, сошлись! 

Честной народ кругом сбежался, 
и все дивились, стар и млад, 
как ходят в битве рукопашной 
поэт и богомерзкий гад. 

Поганый змей скользил и вился, 
дыханьем белый свет коптил. 
Но тут Тюленев изловчился, 
за жабры гельмана схватил. 

Рукой он праведной, могучей 
тотчас же пасть ему порвал. 
И гельман грянулся о землю, 
а весь народ возликовал. 

Тут в воздух шапки полетели, 
запели все колокола. 
Толпа героя подхватила 
и на руках его несла! 

По берегам широкой Камы 
гуляли пенные ковши, 
и сам Тюленев не однажды 
к ним приложился от души. 

Поэт живой и невредимый, 
из бороды лишь вырван клок. 
Но сей ущерб неблагодарный 
испортить вид его не мог. 

И снова Пермь великославна, 
сияет дивной красотой. 
Испепелилась галерея 
и воцарился Дух Святой!

ОТВЕТ

Уважаемая Светлана Анатольевна!

Спасибо за народную русскую песню, которая гуляет по Вятским просторам и благодаря Вашей помощи добралась и до нас…

Хотелось бы поблагодарить сочинителей, то есть народ, за здоровый православный юмор и внимание к многотрудной жизни соседей-пермяков.

В Перми песня оказалась очень нужной, её уже растащили по сайтам.

И даже отрицательный герой песни-былины, Гельман, – выложил в своём живом журнале. Видимо очень уж понравилось произведение русского народа Вятской земли?


Вопрос 5

Игорь Николаевич! Назовите, пожалуйста, свою первую десятку русских поэтов поэтов ХХ века. 
С уважением, Анна Коротаева, Москва.

ОТВЕТ

Уважаемая Анна!

Число десять - моё любимое число. Называю десять поэтов,

Хотя в двадцатом веке их, конечно же, намного больше:

Александр Блок

Сергей Есенин,

Николай Гумилёв,

Николай Клюев,

Владимир Маяковский,

Иван Бунин (как поэт),

Николай Заболоцкий,

Александр Твардовский,

Юрий Кузнецов,

Анатолий Передреев

У многих русских поэтов и поэтесс есть прекрасные стихи,

Но эти ИМЕНА – Самые… Самые…

Вопрос 6

Игорь, чему поэт должен учиться всю жизнь?
Чего не имеет права себе позволить?
Чувствуете ли вы сегодня на Урале оторванность от центра - политическую, экономическую, творческую? А писательских организаций Урала - от правления СП России? Что можно изменить, но опираясь на реалии дня?
При этом согласен ли ты с тем, что отношения центра и регионов - это улица с двусторонним движением? Какие творческие проекты может предложить Урал для всего Союза писателей России?
Рад буду услышать твой голос и твои суждения. Дружески жму руку

Николай Иванов, Москва.  

ОТВЕТ

Здравствуй, дорогой, Николай!

Поэт должен учиться любви и терпению и обязательно умению прощать ближних своих… Да и дальних тоже.

Этому я учусь всю жизнь, правда, не всегда получается.

Ложь и предательство – вот что никогда не может позволить себе поэт.

Оторванности от центра лично я не чувствовал никогда. А с приходом Интернета, тем более. И наш с тобой разговор сейчас – хорошее тому подтверждение. Мы должны быть современными! Литература - это государствообразующая деятельность.

На самых высоких уровнях говорится сейчас о перевооружении Армии России. Если говорим, что Армию нужно перевооружать, то нужно перевооружать и творческие союзы. Использовать новые технологии и коммуникации.

Никакой разорванности в русской литературе нет - есть понятие ЕДИНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Поэтому, ты прав, когда говоришь, что отношение центра и регионов – это улица с двухсторонним движением. Задача администрации на местах поддерживать целостность и динамичность звучания пульса творческой жизни. Границ нет - они остаются в головах. А над творческими проектами будем думать!


Вопрос 7

* * *

Дорогой Игорь Николаевич!
Всегда стараюсь не пропускать Ваши публикации. Поскольку журналы теперь недоступны, с удовольствием нахожу Вас на писательском сайте.
В поэзии вы человек с обостренным гражданским чувством и, скажем так, с повышенным тонусом. А какой Вы дома, в семье? Не мешает ли Вам Ваша внешность (Вы красавец) оставаться в четырех стенах своего домашнего очага? (Впрочем, на этот вопрос можете не отвечать).
Назовите, а лучше и приведите полностью тексты тех своих лирических стихотворений, которые Вам наиболее дороги.
Расскажите о себе, о своем детстве, о своих увлечениях, о том, как стали поэтом, и как складывалась Ваша поэтическая судьба.
С уважением, Наталья Пряшникова, Москва  

ОТВЕТ

Дорогая Наталья, спасибо Вам за добрые слова!

Как-то в Париже миллионер Франсуа, увидев мою фотографию на сборнике стихотворений «Небесная Россия» ( где я похож сразу и на Стеньку Разина и на Емельку Пугачёва), спросил меня, почему я такой суровый? Я ответил ему совершенно искренне: «Чтоб Вы боялись!»

Дома я, конечно же, другой. Кольчугу сбрасываю у порога. А иначе нельзя. Здесь у меня нет врагов.

Дом это наш тыл, где мы отдыхаем после боёв, лечим раны, играем с детьми, а в моём случае уже и с внуками.

Как-то Александра Блока спросили: - Каких вы женщин любите?

На что Блок ответил: «Люблю двух женщин на свете. Первую – свою жену, а вторую – всех женщин вместе взятых!»

Вот и меня в четырёх стенах домашнего очага долго не задерживают, отпускают на волю ко «всем женщинам вместе взятым». * * *

* * *
        Дочери
Ты свеча моей печали,
Ты пожар моих тревог,
Я в конце, а ты в начале,
Путь твой долог и далёк.

Высохнут большие реки,
Тыщу раз умрёт трава.
Но пребудут в человеке
Эти тихие слова –

Ты свеча моей печали,
Ты пожар твоих тревог,
Я в конце, а ты в начале,
Путь твой долог и далёк.

* * *
Ты, Урал не в славе – в сраме,
Между небом и землёй,
Здесь царевен сапогами
Пролетарский бил конвой.

Где Свердловск и Алапаевск,
Да и Пермь – по грудь в крови…
Не стеная и не каясь
Жили выродки твои.

Бледные синеют лица,
Жутко кожанки скрипят,
Хочешь Богу поклониться –
Да чекисты не велят

Господи! Твой бич разящий
Не коснулся их голов,
Образ твой животворящий
Не испепелил рабов…

За убийцею убийца
В церкви бродят меж свечей,
И до гроба мне молиться
За уральских палачей.

* * *
В родительском доме
Не жить мне и дня.
В родительском доме -
Чужая родня.
Чужие портреты
Висят на стене.
Чужие заветы
Бормочут во сне.
Чужие с чужими
Твердят о чужом.
И страшно мне с ними
Быть в доме своём.

Успехов Вам, Наталья! Любви и счастья, и спасибо за вопрос!


Вопрос 8

Здравствуйте!
Игорь Николаевич! Не так давно, на сайте "Российский писатель" обсуждался вопрос о принятии флага Союза писателей России, а мне хотелось бы услышать Ваше мнение на такой вопрос: Какое знамя (флаг) Вы считаете наиболее приемлемым для отражения поэтического духа России, несомненно включающего его историю, настоящее и подразумевающее будущее поэзии?

Юрий Березовик. Пермь  

ОТВЕТ

Дорогой, Юрий!

Знамя русской поэзии всегда червленого цвета, как было у знамён княжеских дружин. Знамя русской поэзии живое, цвета пролитой крови, разбрызганной по небесам Родины!

А флаг Союза писателей России должен быть спокойных цветов. Потому что, объединяет и Кавказ, и Якутию, и Сибирь, и Урал, и горы, и степи. Необходимо, чтоб флаг писателей России подходил всем с портретом Пушкина на полотнище!


Вопрос 9

Дорогой Игорь!

Согласен ли ты с тем, что истинная поэзия – поэзия духоподъёмная, душеспасительная? Если согласен, считаешь ли ты, что истинный поэт никогда не будет шавкой при власти – заливающейся в её честь, облизывающий ее каблуки? «Подхалимляне». Было такое словечко у Чуковского. И чем больше подхалимажа в словах и поведении стихотворца, тем он бездарнее…
В позапрошлом веке была тема «Поэт и царь», потому что царь считал нужным встретиться с поэтом, выяснить с ним отношения, а теперь всем царям поэзия безразлична. Ей не нужен Пушкин, который говорит:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слёз, не внемля стона,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца…
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

И, тем не менее, Николай I после встречи с Пушкиным записал в своем дневнике: «Сегодня я говорил с умнейшим человеком России».
Этой власти не нужен и тот кто, опять же вспомним Александра Сергеевича, «истины царям с улыбкой говорит»…

Но говорить-то нужно! Ну или хотя бы не быть шавкой…
Юрий Перминов, Омск.

ОТВЕТ

Юра, привет!

Ты, конечно, прав!

Настоящий поэт идёт всегда поперёк потока и власти тоже…

Облизывают сапоги у власти писатели либерального толка.

Я помню, как они в Париже на книжном салоне бегали к Путину в Версальский дворец приложиться к ручке… И как сейчас роют землю у Кремля, как свиньи, уже продавая Путина какому-то своему новому хохяину...

Что с них взять – подлые людишки!

Одна из главных ошибок Путина, что он выше попсы и детективщиков не хочет подниматься, считается только с ними. Они его и предали. Учиться вождям нынешним надо у Николая I говорить, ну не с умнейшими, хотя бы с умными людьми России, которых у нас немало.

Пушкин нас учит и с царём и с дворником общаться одинаково ровно, не прогибаясь. Вот мы с пермским губернатором говорим, как с дворником, ибо напортачил он много вместе с Гельманом в Пермском крае, долго нам ещё придётся отмываться от "актуального искусства"… от дерьма то есть!»

«Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?» - зависит, Юра, и от нас с тобой!


Вопрос 10

* * *
Здравствуйте, Игорь Николаевич! Недавно на вопрос нашему (или не нашему?) президенту Медведеву об идеалах, о том, готов ли он отвечать за сделанное, тот ответствовал, что готов умереть за свои идеалы. И, видно, понимает человек, рисуется, но понимает, что именно его конкретизация именно его идеалов вызывает у множества людей желание прибить его за старательность. Как на Ваш взгляд, Игорь Николаевич, сохранились ли действительно для России объединяющие, мобилизующие идеалы или возможны только предвыборные программы, обращённые к той или иной части электората? Ведь факт разрушения сакрального содержания понятия «столица нашей Родины» Вы ещё в 90-х гг. прошлого века обозначили:
– Ребята, не Москва ль за нами?!
– Нет, не Москва за нами, брат.
Владимир Якушев, Пермь 

ОТВЕТ

Уважаемый, Владимир!

Я застал Москву, когда она была ещё белой, то есть белокаменной. Сейчас столица очень почернела… от пыли и грязи, и не только.

У русских людей сохранились базовые ценности и идеалы остались прежними и они очень просты – Русь православная, семья и великая русская литература! Я думаю: что Медведев может умереть и за наши идеалы тоже? Но то, что «Не Москва за нами, брат», - это я подтверждаю. Жаль, что мои строчки оказались пророческими. Я этого не хотел.


Вопрос 11 

Уважаемый Игорь Николаевич!
Мне близка Ваша поэзия. Постоянно читаю Вас в журналах "НАШ СОВРЕМЕННИК", "РОДНАЯ ЛАДОГА", "СЕВЕР", "ПРОСТОР".
По-моему, Ваши стихи очень музыкальны. Мне нравится Ваш романс "БЕЛОГОРЬЕ".
Я даже попробовал сделать видеоклип на YOU TUBE с этим романсом.
Хотел бы узнать Ваше мнение...
Илья Зимогор

ОТВЕТ

Дорогой, Илья!

Когда мужчины обращаются к поэзии, чтобы просто почитать стихи – это дорогого стоит. Я это приветствую!

Видеоклип Ваш видел. Не у всех поэтов музыка и стихи переплавляются в тигле в золотой слиток, как у Есенина, Рубцова, Тютчева. Например, на стихи Юрия Кузнецова не все песни получились…

Могу поделиться и своим опытом. В молодые годы после моего выступления на популярной в те годы радиостанции «Юность», где я прочитал цикл новых стихотворений – мне позвонил из Свердловска композитор Евгений Родыгин, автор «Уральской рябинушки» (Ой, рябина кудрявая…) и предложил поработать вместе с ним и написать несколько песен. Но я был молод и спесив, и ответил, что пришлю Вам сборник стихотворений, а Вы уж сами выберите всё, что нужно… Естественно творческого содружества у нас не получилось.

Но меня утешила история, которая произошла с Гёте. Как-то к нему пришёл композитор и сказал, что хотел бы написать несколько песен на стихи великого немца! На что поэт разгневался и, выгнав просителя, крикнул в спину: « А разве у меня не хватает музыки в стихах?»

Давайте стараться, чтоб музыки в наших стихах было достаточно.


Вопрос 12  

Уважаемый, Игорь Николаевич!

Когда-то в газете "Звезда" Вы вели колонку Харитона Моржова..., чем сейчас занимается московский публицист Емельянин. Вы писали про таких персонажей, как Садам Хусейн,  Никита Белых, Буш и о выборах... Почему Вы сейчас не пишете? Вам не интересно?

Михаил Шкаратин г. Пермь.

ОТВЕТ

Дорогой, Михаил!

Поэтическая публицистика – это всегда работа на понижение. Это выхолащивание стиля (если он у Вас есть). Как-то я спросил гениального Кузнецова, как он относится к Бродскому? На что Юрий Поликарпович ответил: «Я публицистику не читаю». А я хочу, чтоб мои стихи читали. Были времена, когда я вёл колонку в газете, и она была популярной. Потом мне стало это не интересно. Сейчас поэтической публицистикой занимаются Быков с Емелиным. Пускай занимаются! Думаю, что на страну двух поэтов-публицистов – достаточно… 


Вопрос 13  

Игорь Николаевич, поэзия - изначальность литературы, её сильная и славная юность, в том числе литературы России. Но с передачей эпоса прозе она стала мельчать и мельчить, дробиться, дешеветь из Золотого века в Серебряный, а уже в Стальной (сталинский) век почти всеми именами покинула философско-пророческие кузни-плавильни национального самосознания, отступая в поп-культуру, минором или мажором услаждая девичьи спальни, кухни мэнээсов или митинги протестунов. Симптоматично же нынешнее небывалое число хороших, очень хороших поэтесс. Что, теперь это окончательно женское дело? Где же эпичность? Последняя знакомая мне поэма, пожалуй, "Русский крест", и та, при всём накале темы, идейной рези, формой и морализаторством вторична, как дальнее эхо былой мощи. Ваше мнение, ваш опыт: где искать силы юным талантам, чтобы спасти поэзию от окончательного распада в милые завитушки? Берёзки-васильки-конопельки... Не в политике же, не в толпяных страстях. 
Василий Дворцов, прозаик 

Дорогой, Василий!

В целом Вы, может быть, и правы. Но мне хотелось бы поразмышлять на эту тему. Например, если бы я вдруг ни с того, ни с сего, начал писать прозу, как поэт, я бы, наверное, спросил прозаиков: « У вас же был Аввакум, Толстой и страшно сказать – Достоевский! ( Пушкина с Лермонтовым постоянно держим в уме). Как вы можете писать после таких гениев?»

То же самое происходит и в поэтической мастерской. Поэты отражают своё время, как могут… Вот и Вы недавно выпустили в издательстве «Российский писатель» свой поэтический сборник – с чем Вас и поздравляю.

А Светлана Сырнева? – Вполне эпический поэт. А Слава Артёмов? - Хотя он много времени отдаёт прозе, а сейчас на него ещё свалился журнал «Москва»…

А великий Александр Твардовский? Которого, очень злой на советскую литературу Иван Бунин – похвалил и вроде даже гением назвал за Василия Тёркина!

С жанром поэмы сегодня кризис – согласен! А вот милые завитушки, берёзки-васильки-конопельки – были и двести лет назад и триста, да и нас переживут. С этим ничего не поделать. Василий смирись! Но Вас поддержу ещё в том, что время мельчает, люди опускаются до уровня животных, литература дробится…

А при Александре Твардовском - если война так Мировая! Если страсти – так высокие до небес! Если погибали так с криком «За Родину!».

Поговорим о женской и мужской поэзии.

Женщины - скрупулёзней, внимательней к словесным кружевам, словно к вологодским, которые на самом деле очень красивы… Женщины – домоседки. Любят вязать, готовить борщи. И они в то же время священны и недосягаемы, потому что МАТЕРИ! Потому что дают жизнь ЧЕЛОВЕКУ! Им необходима оседлость…

А мы скачем с лужка на лужок, частенько питаемся на ходу, всухомятку. Жужжим, как шершни, пугая окружающих.

Мужчины более небрежны и взлохмачены в стихах потому, что живут на скаку, как гусары. Ничего не изменилось для нас. Война, любовь, смерть – это всё осталось. Остались небо и земля. Остались мужчина и женщина. И земля никогда не станет лучше или хуже неба, она останется землёй! А небо останется небом. Так и женская и мужская поэзия…

Я считаю, что поэзия – это настоящее мужское дело! Поэт это и молотобоец и пахарь… Мужская поэзия это не дальнее эхо былой мощи, как Вы говорите. Просто пауза затянулась, но ненадолго. Это, как в берлоге медведь притаился на миг, набирая мощь и силу для броска (Брусиловского), чтоб вырвавшись на свет, разнести к едрёной матери попсу, рэп, рифмоплётов-публицистов и остальных сюсюкающих охотников непонятного пола, как пресс-служба у Прохорова, что пришли завалить русскую поэзию с национальным самосознанием. Ничего не выйдет господа! Русская поэзия, как и русский народ – вечна! Пиши, Василий, спокойно прозу и стихи и не думай о страшном. Всё будет нормально.


Вопрос 14 

Судя по Вашему вопросу Светлане Сырневой, Вы все-таки не очень жалуете женскую поэзию.
Как Вы относитесь к Ахматовой, Цветаевой, Новелле Матвеевой и Сырневой?
И второй вопрос: чего вы не терпите в поэзии вообще?
Диана Григорьева, Москва

ОТВЕТ

Дорогая Диана!

Не старайтесь меня обвинить в мужском шовинизме.

Я люблю и читаю женские стихи, ценю и уважаю женщин за это, но мужчины-поэты, на сегодняшний день, для меня более цельны!

Может быть, если моя мама прожила бы подольше (она умерла рано) – я, наверное, был бы более гибок и чуток. А так, знаете ли, суровые Уральские леспромхозы, бараки и т.д. Улица, конечно…

А в Ваш «девичник» я бы ещё добавил Светлану Кузнецову, Веронику Тушнову, Валентину Ефимовскую, Валентину Коростелёву, Татьяну Смертину, Диану Кан. Эмму Меньшикову, Аллу Линёву, Нину Краснову и злюку Зинаиду Гиппиус…

В поэзии не терплю и не люблю ремесленников, которые начиная стихотворение, знают, как они его закончат. 


Вопрос 15  

«В поэзии нужно быть солдатом. Поэзии нужно служить – помня о долге, верности и чести. …Мы не имеем права проигрывать битву» - говорили Вы, уважаемый Игорь Николаевич в одном из Ваших интервью. Насколько я знаю, Вы человек гражданский, во что трудно верится после знакомства с Вашим творчеством, пронизанным неукротимым боевым духом. Прочитав книгу стихов «Альфа и Омега на цепи», и пытаясь сформулировать ее главную мысль, я про себя подумала: «Ну, прямо «эскадрон гусар летучих!»». Поразмыслив, услышав Ваши публичные выступления, я вернулась к этому определению, вернее, к той мысли, что Вы наследуете русскую поэтическую традицию «Дениса-храбреца», то есть Дениса Давыдова, пламенного бойца и певца любви и славы, которым восторгался даже Пушкин. Чувствуете ли Вы сами эту духовно-творческую связь, если она, действительно, есть, то на Ваш взгляд, каковы ее истоки? Я верю в наследование наших талантов, доминант нашего мировоззрения «от рода», от предков. По- Вашему мнению, откуда проистекает память «о долге, верности и чести»?
Валентина Ефимовская, Санкт-Петербург.

ОТВЕТ

Добрый день, Валентина!

Вы попали в самую точку. Хочется, очень хочется быть «певцом во стане русских воинов»! А поэта Дениса Давыдова нельзя не любить, даже дом в котором я живу – упирается торцом в улицу, которая носит имя Дениса Давыдова:

Раз вы Пушкина учитель,
Значит вы учитель мой.

Так писал в стихах, посвящённых поэту-партизану, советский олимпиец Ярослав Смеляков!

В детстве мне очень хотелось быть гусаром, скакать на коне и рубить саблей врагов:

Я люблю кровавый бой.
Я рождён для службы царской.
Сабля, водка, конь гусарский -
С вами век мой золотой…

Мне также близок и Николай Языков, который был сугубо гражданским человеком, с его гениальными строчками «бой идёт на земле и воде и в невидимой области духа». А стихотворение Языкова «К НЕНАШИМ»? Которое до сих пор актуально.

Давай, Валентина, вспомним это поэтическое послание уже в наши времена и на нашем писательском сайте:

К НЕНАШИМ

О вы, которые хотите

Преобразить, испортить нас

И онемечить Русь, внемлите

Простосердечный мой возглас!

Кто б ни был ты, одноплеменник

И брат мой: жалкий ли старик,

Ее торжественный изменник,

Ее надменный клеветник;

Иль ты, сладкоречивый книжник,

Оракул юношей-невежд,

Ты, легкомысленный сподвижник

Беспутных мыслей и надежд;

И ты, невинный и любезный,

Поклонник темных книг и слов,

Восприниматель достослезный

Чужих суждений и грехов;

Вы, люд заносчивый и дерзкой,

Вы, опрометчивый оплот

Ученья школы богомерзкой,

Вы все – не русский вы народ!

 

Не любо вам святое дело

И слава нашей старины;

В вас не живет, в вас помертвело

Родное чувство. Вы полны

Не той высокой и прекрасной

Любовью к родине, не тот

Огонь чистейший, пламень ясный

Вас поднимает; в вас живет

Любовь не к истине, не к благу!

Народный глас – он божий глас, -

Не он рождает в вас отвагу:

Он чужд, он странен, дик для вас.

Вам наши лучшие преданья

Смешно, бессмысленно звучат;

Могучих прадедов деянья

Вам ничего не говорят;

Их презирает гордость ваша.

Святыня древнего Кремля,

Надежда, сила, крепость наша –

Ничто вам! Русская земля

От вас не примет просвещенья,

Вы страшны ей: вы влюблены

В свои предательские мненья

И святотатственные сны!

Хулой и лестию своею

Не вам ее преобразить,

Вы, не умеющие с нею

Ни жить, ни петь, ни говорить!

Умолкнет ваша злость пустая,

Замрет неверный ваш язык:

Крепка, надежна Русь святая,

И русский бог еще велик!  

6 декабря 1844

Как будто это сказано о многочисленных митингующих немцовых, новодворских, касьяновых, гельманах, быковых, парфёновых, венедиктовых и иже с ними…

Классика не проведёшь! Он зрит сквозь столетия! И мы должны по мере сил продолжать эти традиции, кто б нам там не говорил и не подсовывал «свои предательские мненья» «всего чужого гордый раб» с телеэкрана или с трибуны!

Дорогая, Валентина, о «роде» и «предках» это точно про меня. Вы спрашиваете, чувствую ли я духовно-творческую связь?

Конечно! Как писал Николай Рубцов «самую жгучую, самую смертную». А истоки её - это русская поэзия, история, культура, молитвы, былины, сказки, которые мне рассказывала бабушка и народные песни. И самое главное люди, что окружают меня кольцом-крепостью!

Я горжусь своими предшественниками по крови и по духу. Два моих деда и два дяди погибли на Второй Мировой. Как дочь морского офицера Вы меня поймёте.


Вопрос 16  

Здравствуйте, уважаемый Игорь Николаевич!!!

Хотелось бы спросить Вас, как Вы относитесь к выборам президента в нашей стране и кто по-вашему действительно достоин ей управлять? Как Вы считаете,что"некий бизнесмен" Прохоров пытается встать в равную гонку за президентский титул с остальными оппонентами? Не кажется ли Вам, что при таком "президенте" Россия будет переживать еще более сложные времена, как при Горбачеве и Ельцине?

С Уважением Николай Немешаев. г. Соликамск

ОТВЕТ

Николай, привет!

Таких «неких бизнесменов» на тысячу выстрелов нельзя подпускать к власти. Мне кажется, что Кремль запустил этот вариант «баскетболиста» лишь для того, чтоб узнать, а сколько в стране богатеньких проголосуют за него? Хотят выявить процент.

А так, ну какой Прохоров президент. Рост выше двух метров – уже ущербный. Не женат и по слухам у него в команде - розово-голубые помощнички, что не вписывается в базовые ценности русского народа. Поэтому пусть едет в Куршавель и там выбирается в президенты горнолыжной базы!

Николай, а какой нужен президент России – такого среди кандидатов нет. Может, это будет мой внук?


Вопрос 17 

Здравствуйте, Игорь!
У меня к Вам несколько вопросов.
1. Чем Ваша будущая книга, которая скоро выйдет, будет отличаться от предыдущей – не формально, конечно.
2. Года, которые иногда «к суровой прозе клонят», - это не про Вас? Речь не о том, что человек полностью переходит на прозу, просто появляются профессиональные возможности, и жизненный опыт, и гражданская позиция - выйти к людям максимально плодотворно. Или такой шаг ещё впереди? Хотя хорошая публицистика, а она у Вас есть, - это уже сильный шаг в этом направлении.
3. Какое место занимает в Вашем творчестве тема православия?
4. Что, на Ваш взгляд, надо сделать, чтобы вернуть истинному писателю достойное положение в обществе и хотя бы притормозить цунами графомании, от которой у читателя уже мозги набекрень?
5. И – самое приятное: искренне поздравляю Вас с награждением орденом Достоевского. Наверное, узнать о нём подробнее было бы интересно посетителям сайта. И - желаю успеха в этом необычном, очень живом и содержательном предприятии – онлайн-конференции!
Валентина Коростелёва, Москва

ОТВЕТ

Здравствуйте, уважаемая Валентина!

Отвечу на Ваши вопросы по порядку.

1. Как говорят осторожные люди – если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Вот рассказываю. Книгу хотелось бы выпустить в этом году. Чем она будет отличаться от предыдущей? – Надеюсь глубиной, мудростью и притом при всём – эффектом неожиданности.

2. Года есть, но к суровой прозе не клонят. Наверное, всё впереди… а публицистика? Ну, просто такой бардак происходит в стране, что молчать уже невозможно! Вот у Вас, Валентина, и стихи, и статьи о поэтах получаются прекрасно! Кстати, поздравляю Вас с выходом книги «Парнаса дорогие имена», посвящённой славным именам русской литературы.

3. Я по менталитету православный человек. Первая моя книга это Четьи-Минеи. Бабушка была очень набожной, а я жил у неё, рано потеряв маму.

Пытаюсь ходить в храм и соблюдать обряды и посты, правда, не всегда получается… Далеко мне до настоящего верующего. А духовные стихи пишу, писал и буду писать…

4. Наверное, нужно провести чистку писательских рядов! Назвав это перерегистрацией членов Союза писателей.

4, Валентина, спасибо за поздравления. 


Вопрос 18 

Уважаемый Игорь Николаевич!
Для меня Сайт "Российский писатель", это единственная возможность ощущать присутствие Союза писателей России в нашем информационном пространстве (одноименная газета уже давно не выходит).

Что для Вас значит Союз писателей России и насколько полно на сайте "Российский писатель" творческая организация присутствует?

Андрей Дятлов, Москва

ОТВЕТ

Андрей, спасибо за актуальный вопрос.

Полностью с Вами согласен относительно присутствия Союза писателей России в информационном пространстве нашей Державы!

Более значимые события и новости региональных писательских организаций тут же отражаются на нашем сайте.

Новые стихи, свежая проза, критика. Публицистика.

Что для меня Союз писателей России? О своём отношении к СП я писал недавно в десятом номере «Нашего современника», поэтому повторяться не стану, можно там прочитать.

К сожалению, наш родной Союз писателей России сейчас переживает не лучшие времена. Сотрудники и рабочие секретари продолжительное время не получают зарплату, работают бесплатно. Нет денег и на выпуск нашей газеты «Российский писатель».

Слава Богу, что пока выходит писательский сайт, и то благодаря энтузиазму одного человека (Николая Дорошенко). Сайт популярный, а популярные сайты обычно обслуживают целые редакции журналистов.

Может быть, мы все соберёмся (а нас не так и мало) и скинемся, как говорится «по рублю» на зарплату не редакции, а хотя бы главному редактору? Ну, не выпьем один раз после бани?... Нет, баня это святое. Просто один раз не выпьем! А так ведь надоест Николаю тянуть эту лямку, плюнет на всё, да и уедет на свою родину в Курскую область, где спокойно будет писать любимую прозу…

Хотел бы ещё добавить, Андрей, что я призываю не только писателей и поэтов, а также и наших читателей, среди которых наверняка есть и состоятельные люди. Нужно помочь всем миром нашему сайту.  


Вопрос 19 

Уважаемый Игорь Николаевич, как земляку, у меня к Вам два вопроса.
1. Геннадию Иванову Вы задали вопрос о графоманах. Хочу спросить на эту тему и я. Слово "графоман" очень популярное в среде писателей. Но его значение интерпретируется сегодня очень вольно и "болезненное пристрастие к сочинительству" – самое безобидное. Так кто же такой, по-вашему, графоман? Как Вы отличаете "поэта" (писателя) от "графомана". Что, по-вашему, может быть высшей оценкой творчества пишущего человека? Наличие литинститута за плечами? Умение правильно писать? Высокая духовность? Гражданская позиция? Талант? Популярность? Ведь оценки людей по этим и другим позициям могут быть диаметрально противоположными.
2. Сегодня культурой (особенно хорошо видно у нас в Пермском крае) заведуют люди, которые считают Русский Дух мистификацией, народной выдумкой. Из сферы культуры всевозможными путями, способами и интригами (на это они большие мастера), выдавливаются все, кто к этим "культурдеятелям" в оппозиции. А официальная власть в центре и во многих регионах поддерживает именно их. Как Вы считаете, возможно ли что-то изменить в культуре в лучшую сторону, не сменив властную колоду, которая от выборов к выборам не меняется, а лишь слегка тасуется? И есть ли смысл бить по хвосту (по культурдеятелям), если голова в любой момент может отрастить подобный хвост заново?..
Николай Башмаков, Пермский край, г.Чайковский.

ОТВЕТ

Здравствуй, Николай!

О графоманах. Они надоели не только нам с вами, как видно и из других вопросов.

Когда-то Лев Николаевич Толстой говорил: чтобы появился один писатель – нужно чтоб писали сто тысяч. В перестройку мне казалось, хорошо, что люди стали выпускать много сборников, в том числе и поэтических. Но сейчас этот поток превратился в лавину, которая смывает и гасит любую искорку Божью, не дав ей разгореться… «Худших везде большинство» - говорил Александр Сергеевич Пушкин и с годами в этом, к сожалению, убеждаешься. Ну не «отстреливать» же графоманов? Пущай пишут. Тем более, что они покупают наши книжки.

А как отличить графомана от писателя – очень просто. Если он написал талантливо, то это сразу видно. Давайте, Николай, рассмотрим этот вопрос на вашем примере. Я читаю прозу не так много и часто, как мне бы хотелось. И в первую очередь читаю книги своих друзей. Попалась как-то мне повесть «Дом на плоту», которую я прочитал сразу же. Она меня увлекла. Оказалась, что эту книгу написали Вы – так мы и познакомились. К сожалению, раскрученного Алексея Иванова, своего земляка, не могу прочитать ни одной книги, хотя пытался не раз. Не увлекает, а проза должна увлекать… Возьмите любую вещь Виктора Астафьева – не оторвёшься. Или Распутина с Беловым и Личутиным. А какой язык русский! Поэтому университеты и литинституты нужны для общего образования и творческого общения. А талант даётся Богом! Высшая оценка писателя – это признание народом и если это получилось ещё при жизни автора – прекрасно! Но Россия чаще признаёт своих любимцев после их ухода.

А вот, что я думаю о нерадивых чиновниках от культуры. Если бить по хвосту часто, то голова, всё равно, обернётся, хотя бы на собственный хвост. А если бить, не переставая, то обязательно попадёшь и по голове. Поэтому, Николай, бить надо! 


Вопрос 20  

Уважаемый Игорь Николаевич!
Задаю Вам такие же вопросы, как и Светлане Сырневой.
Какие свои стихотворения Вы сами считаете наиболее важными в Вашем поэтическом ощущении и отражении прожитого Вами времени?
Кто помимо Юрия Кузнецова являются Вашими литературными учителями?
С уважением, Наталья Игнатьева , Москва

ОТВЕТ

Добрый день Наталья.

Я бы назвал стихотворения - «Вина», «Таврида», «На затопление русских офицеров», «Беседка Барятинского в Гунибе 1859 г.», «Облом», «Уход из Азии», «Бабушка Анюта», «Ты свеча моей печали», «Ода русским пельменям», «В моём кабинете», «Мёртвый русский восходит на холм», «Хвала гранёному стакану», «Ты, Урал, не в славе, в сраме», «Я был один и ты одна», «В родительском доме»… А своими литературными учителями назову Баратынского, Тютчева, Языкова, Некрасова, Давыдова, протопопа Аввакума, Розанова, Афанасьева, философа Фёдорова, Передреева, Тряпкина, Заболоцкого, Есенина, Блока, мою бабушку Анну и сестру деда тётю Феню (русским языком они владели, как шашкой казак) и - улицу. Конечно же, Пушкин и Лермонтов. Всегда учился и учусь у своих соплеменников. 


Вопрос 21 

Уважаемый Игорь Николаевич!
Расскажите о себе, каких поэтов считаете своими учителями, кого из современных поэтов и прозаиков наиболее охотно читаете? Кто из пермских поэтов Вам ближе?
Борис Будников, Москва

ОТВЕТ

Здравствуйте Борис!

Не люблю о себе рассказывать, но придётся хотя бы кратко. Моя биография в моих стихах - могу повторить вслед за Сергеем Есениным. Родился я в Пермской области в сплавном посёлке на Камском берегу в год смерти вождя народов. Мама умерла рано, за два месяца до полёта в космос Юрия Гагарина. Она там оказалась раньше его. Мне исполнилось семь лет. Дальше мачеха, школа, бабушка. Часто по заснеженной Каме на лыжах убегал в деревню к бабушке. Не мог ужиться с мачехой. Не мог предать маму. Затем строительный техникум в Перми. Работа на заводах ВПК (военно-промышленного комплекса), который в Перми сейчас почти разрушен. Жил несколько лет в Башкирии. Потом учился в Литературном институте на ВЛК в семинаре Юрия Кузнецова. Был старостой. В Москве не остался. Снова Урал! И вся Россия. Много приходится ездить по ней. Издал восемнадцать книг. Моё богатство – жена, дочь, внук. Вот краткая биография.

О своих учителях я уже рассказывал выше, поэтому этот вопрос пропущу.

Из современных поэтов и прозаиков охотно читаю талантливых людей: Александра.Проханова, Станислава Куняева, Владимира Крупина, Николая.Дорошенко, Василия Дворцова, Владимира Личутина, Александра Сегеня, Гария Немченко, Ивана Переверзина, Михаила Попова, Николая Лугинова, Эдуарда Балашова, Славу Артемова, Геннадия Иванова, Юрия Перминова, Владимира Скифа, Валентина Устинова, Сергея Филатова, Валерия Иванова…

О поэтах-женщинах я уже говорил выше. Из пермских поэтов я бы отметил не заслуженно забытого Виктора Болотова.


Вопрос 22

Вопрос Игорю Тюленеву как «теневому министру культуры Пермского края».
Вопрос мировоззренческого характера. Какие формулировки вы дадите словам КУЛЬТУРА, ИССКУСТВО, ТВОРЧЕСТВО?
Понимание значения этих терминов во многом определяет:
• Как будут сформулированы задачи краевого министерства культуры?
• На что будут тратиться деньги налогоплательщиков?
Для сравнения привожу официально опубликованные задачи двух региональных министерств культуры. Региональную принадлежность опускаю.
Регион 1
• формирование позитивного образа ;
• обеспечение доступа населения к информационным ресурсам, произведениям искусства и самодеятельному художественному творчеству;
• обеспечение сохранения памятников истории, культуры и архитектуры ********* и их популяризация;
• обеспечение реализации прав и свобод молодых граждан, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг и создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи.
Регион 2
• Поддержка профессионального искусства*.
• Сохранение и развитие культурного наследия *******.
• Развитие библиотечного дела.
• Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование.
• Сохранение и развитие национальных культур народов ********, межнационального культурного сотрудничества.
• Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры.
• Разработка и реализация комплексных целевых проектов.
• Научное и информационное обеспечение.
• Поддержка кинематографии.
• Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства.
Бросается в глаза разница в формулировках:
«обеспечение сохранения памятников истории, культуры и архитектуры ********* и их популяризация» и «Сохранение и развитие культурного наследия *****»
Какая вам ближе?
Самодеятельное художественное творчество, информационные ресурсы, произведения искусства — это культура? Всё искусство и творчество и есть культура? Должны ли чиновники сами себе определять приоритеты в культурной политике?
Александр Мартемьянов, Пермь  

ОТВЕТ

Уважаемый Александр!

У Вас уже не вопрос, а целый трактат о культуре и искусстве.

Вот на днях кандидат в президенты, господин Миронов обнародовал своё теневое правительство.

Хотя меня «министром культуры» журналисты назначили в самом начале Нового года. Хочу напомнить всем, что не министр я, ребята, а поэт!

Придёт в Пермь новый губернатор, и я ему могу назвать десять министров культуры, в том числе и Вас, Александр, которые могут справиться сегодня с любой задачей. На Урале талантов много и не только в литературе. А за вопрос Александру спасибо.

Нужно привлекать внимание людей к болевым точкам общества.

ВСТРЕЧА-ОНЛАЙН ОТ 09 .02.2012 Г.

Комментариев:

Вернуться на главную